Согласование условий проведения аудита

Аудиторская деятельность

5.3. Согласование условий по проведению аудита

Необходимость согласования условий по проведению аудита определяется Международным стандартом аудита МСА 210, а также российскими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

При проведении аудита аудиторам необходимо:

  • согласовать условия проведения аудита с аудируемым лицом;
  • предпринять определенные действия в ситуации, когда руководители аудируемого лица просят аудитора изменить условия аудиторского задания на такое, которое предоставляет более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности по сравнению с разумной уверенностью, которая требуется для выражения мнения в стандартном аудиторском заключении.

Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия по поводу условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в предусмотренной действующим законодательством форме договора.

Аудитор может также использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица форму письма о проведении аудита — документа, направляемого аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемого руководством аудируемого лица в знак согласия с основными условиями задания по проведению аудита.

Необходимость согласования условий возникает также и в случае оказания таких услуг, как проверки, не являющиеся аудитом, или специальные аудиторские задания. В случае предоставления иных услуг, например консультаций по вопросам налогообложения, бухгалтерского или управленческого учета, можно составлять отдельные письма.

Договор (письмо) о проведении аудита. Договор (письмо) о проведении аудита является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств аудитора перед аудируемым лицом, а также формой аудиторского заключения и иных отчетов.

Форма и содержание договоров (писем) о проведении аудита для различных аудируемых лиц могут иметь свои особенности, но обычно в них указываются:

  • цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • ответственность руководства аудируемого лица за подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • объем аудита, включая ссылки на действующее законодательство, федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и правила (стандарты) аккредитованного профессионального объединения, соблюдаемые аудитором;
  • форма аудиторского заключения и любых иных отчетов, которые предполагается подготовить по результатам аудита;
  • тот факт, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;
  • требование свободного доступа ко всем бухгалтерским записям, документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита.

Аудитор может также указать в договоре (письме) о проведении аудита:

  • договоренности, связанные с координацией работы с сотрудниками аудируемого лица в ходе планирования аудита;
  • что он ожидает получить от руководства официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;
  • что руководство окажет содействие в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;
  • что руководство обеспечит присутствие сотрудников аудитора в ходе проводимой инвентаризации имущества аудируемого лица;
  • какие-либо другие письма или отчеты (помимо аудиторского заключения с выражением мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности), которые аудитор предполагает составить для аудируемого лица;
  • стоимость выполнения аудиторского задания (либо порядок ее определения), а также порядок признания работы выполненной и производства взаиморасчетов.

При необходимости в договоре (письме) о проведении аудита или в приложениях к нему могут быть также освещены следующие моменты:

  • договоренность о привлечении к работе по каким-либо аспектам аудита других аудиторов и экспертов;
  • договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;
  • договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим ему аудитором (при его наличии) в случае, если аудитор впервые работает с данным клиентом;
  • любое ограничение ответственности аудитора там, где это возможно;
  • ссылка на любые дополнительные соглашения между аудитором и аудируемым лицом.

Повторяющиеся аудиторские проверки. В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, требуют ли обстоятельства пересмотра условий аудиторского задания и есть ли необходимость напомнить аудируемому лицу о действующих условиях задания.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о задании. Однако составление нового письма целесообразно в следующих случаях:

  • неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;
  • любые пересмотренные или особые условия задания;
  • изменения в составе высшего руководства, совета директоров или изменения в структуре собственности;
  • значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;
  • требования законодательства.

Принятие изменений в задании. В случае если аудитора до завершения выполнения задания просят изменить его условия на такие, которые предоставляют более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, нежели разумная уверенность, которая требуется для выражения мнения в стандартном аудиторском заключении, аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения.

Просьба аудируемого лица к аудитору об изменении задания может быть вызвана разными обстоятельствами, влияющими на аудиторскую услугу. Аудитору необходимо выявить причину этой просьбы и тщательно изучить возможные последствия ограничения объема аудита.

Прежде чем согласиться на изменение условий аудиторского задания в сторону оказания сопутствующих услуг, аудитор, с которым договорились провести аудит в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, должен также рассмотреть любые юридические или договорные последствия таких изменений.

Если аудитор придет к заключению о том, что изменение условий задания обоснованно, а также если работа аудитора соответствует федеральным правилам, которые могут быть применены к измененному заданию, то подготовленный отчет или заключение должны соответствовать пересмотренным условиям задания. Во избежание введения в заблуждение пользователя в отчет или заключение не должны включаться ссылки на:

  • первоначальное задание;
  • любые процедуры, которые могли быть выполнены в соответствии с первоначальным заданием, за исключением случаев, если задание меняется на задание о согласованных процедурах и, следовательно, ссылка на проведенные процедуры составляет один из элементов соответствующего отчета.

    Правило (стандарт) n 12. Согласование условий проведения аудита

В случае изменений условий задания аудитору и экономическому субъекту, ранее являвшемуся аудируемым лицом, необходимо согласовать новые условия.

Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания при отсутствии разумного обоснования. Примером может служить возникшая в ходе аудита ситуация, когда аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства по дебиторской задолженности, а аудируемое лицо просит изменить задание по проведению аудита на задание по проведению обзорной проверки, чтобы избежать мнения с оговоркой или отказа от выражения мнения.

Если аудитор не может согласиться на изменение аудиторского задания на иное и ему не разрешают продолжать работу согласно первоначальному заданию, то ему следует отказаться от задания или рассмотреть вопрос о необходимости сообщить о возникшей ситуации и об обстоятельствах, послуживших причиной отказа, другим сторонам, например совету директоров или акционерам.

Условия проведения аудита. Письмо-обязательство и договор на проведение аудита. Знакомство с бизнесом клиента. МСА 210 «Условия аудиторского соглашения».

Цель МСА 210 – установление стандартов и предоставление руководства по: согласованию с клиентом условий соглашения и ответу аудитора на просьбу клиента изменить условия соглашения на услуги, которые обеспечивают более низкий уровень уверенности. МСА 210 “Условия аудиторского соглашения” характеризует данные, которые аудиторы должны предоставить клиенту в отношении предстоящего оказания аудиторских услуг – информация о целях и объеме аудита, принципах исчисления гонорара, ответственности сторон, планировании проверки, требовании свободного доступа к бухгалтерским записям клиента. Кроме того, могут быть затронуты такие вопросы, как привлечение внутренних аудиторов, сторонних экспертов и т. д. Условия договоренностей об аудите согласно МСА 210 устанавли­ваются в письме — обязательстве о проведении аудита.

Согласование условий проведения аудита

Письмо направляется клиенту до начала проведения аудита. В содержании этого документа обычно раскрываются следующие аспекты: 1.Цель аудита ФО 2. Ответственность руководства клиента за составление и предо­ставление ФО. 3. Объем аудита со ссылками на нормативные положения. 4. Форма и способ сообщения результатов аудита. 5. Предупреждение о наличии риска необнаружения существен­ных и несущественных искажений из-за различных ограничений (тестовый характер аудита; ограничения, присущие системам б/у и внутреннего контроля). 6. Требование свободного доступа к информации, необходимой для проведения аудита. Если аудитор должен проверить компанию, имеющую филиалы, дочерние общества и т.п., то в адрес руководства этих подразделений тоже может быть направлено письмо — обязательство. МСА 210 содержит рекомендации по согласованию условий дого­воренности с клиентом и составлению ответа в случае, если клиент просит изменить условия договоренности на понижающие уровень уверенности аудитора (например, клиент просит провести не аудит ФО, как было установлено в письме-обязательстве, а ее обзор, при котором обеспечивается более низкий уровень уверен­ности в том, что отчетность не содержит существенных искажений).

Причины возникновения просьбы клиента к аудитору по поводу изменения условий договоренности могут быть обоснованными и не­обоснованными. К обоснованным причинам относятся: изменение обстоятельств, влияющих на необходимость оказа­ния услуги (например, потенциальный инвестор в течение периода аудиторской проверки пояснил клиенту аудитора, что он не требует подтверждения достоверности всей ФО, а инте­ресуется только реальностью данных ОПУ); неправильное понимание клиентом характера услуги; ограничение объема договоренности, вызванное объективны­ми обстоятельствами. Необоснованным считается изменение условий договоренности по причине ограничения аудита из-за неточной, неполной и неудов­летворительной информации. Аудитор должен рассмотреть любые юридические последствия изменения условий аудита. Действия аудитора в случае согласия с изменением условий дого­воренности: согласование новых условий (в том числе с помощью вновь составленного письма-обязательства); составление отчета в соответствии с пересмотренными усло­виями. В отчет не включаются ссылки на первоначальную договорен­ность и на процедуры, выполненные в соответствии с нею. Исключе­нием являются случаи изменения договоренности в сторону проведе­ния согласованных процедур, в которых ссылка на проведенные процедуры представляет собой обычный элемент отчета. Если просьба клиента об изменении условий договоренности не имеет разумного обоснования, аудитор должен продолжать выполне­ние первоначальной договоренности. В случае невозможности про­должения работы аудитор должен отказаться от проведения аудита, а иногда доложить органам управления субъекта о причинах отказа от задания (при наличии такого условия в договоренности). Аудиторские услуги оказываются в рамках договорана проведение аудита. Существенными условиями подобного договора являются: предмет договора, порядок и сроки уплаты. Кроме этого рекомендуется включать в договор в качестве существенных следующие условия: условия оказания услуг; права и обязанности аудиторской организации; права и обязанности экономического субъекта; ответственность сторон и порядок разрешения споров. Договор на аудиторскую проверку может быть разовым (на проверку года) или иметь долгосрочный характер (ежегодные проверки в течение срока действия лицензии аудитора). Знакомство с бизнесом клиента:чтобы адекватно интерпретировать смысл информации, полученной в ходе аудита, важно иметь представление об отрасли клиента. Специфические аспекты различных отраслей отражаются в ФО. МСА 210 требует, чтобы аудитор достаточно хорошо знал отрасль клиента. Ценную информацию о бизнесе клиента аудиторы могут получить на основе проведения процедур: осмотр предприятия и служебных помещений, рассмотрение политики компании, идентификация взаимосвязанных сторон, получение информации о юридических обязательствах клиента, свидетельство о присвоении статуса юр. лица и его организационно-правовой формы и устав, протоколы собраний

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Поиск Лекций

Согласование условий проведения аудита

Аудиторская организация и аудируемое лицо должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита.

Аудиторская организация может использовать в ходе достижения договоренности с клиентом письмо о проведении аудита – документ, направляемый аудиторской организацией предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита. Письмо о проведении аудита служит инструментом предварительного согласования условий аудита и позволяет избежать неверной трактовки клиентом сути аудиторской проверки. В письме целесообразно указать:

1) цель и объем аудита;

2) ответственность аудитора и руководства аудируемого лица;

3) принципы и правила, служащие основой подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) форму представления и содержание всех отчетных документов, включая аудиторское заключение, которые должны быть составлены аудитором;

5) что могут сложиться обстоятельства, в которых форма или содержание указанных выше отчетных документов будут отличаться от запланированных.

Согласованные условия проведения аудиторской проверки необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.

Согласование условий аудиторских заданий (МСА 210)

Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) данный договор является договором возмездного оказания услуг. При его составлении следует руководствоваться главой 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ, а также общими положениями о подряде (ст. 702 – 729 ГК РФ), если это не будет противоречить ст. 779 — 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора.

Договор возмездного оказания услуг характеризуется следующим:

1) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги;

2) если иное не предусмотрено договором, исполнитель обязан оказать услуги лично;

3) заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре;

4) при невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором;

5) когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором;

6) заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;

7) исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Как правило, договор оказания аудиторских услуг включает:

1) преамбулу, в которой указываются название договора («Договор оказания аудиторских услуг»), его номер, место и дату подписания, наименования аудиторской организации и аудируемого лица, лица, их представляющие, и документы, на основе которых они действуют, условные наименования сторон в рамках договора;

2) раздел, посвященный предмету договора – проведению аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Если стороны согласовали оказание дополнительных услуг, их также необходимо перечислить в данном разделе, четко указав на их суть;

3) раздел, устанавливающий права и обязанности сторон договора;

4) раздел, регулирующий сроки оказания услуг;

5) раздел, устанавливающий стоимость услуг и порядок расчетов;

6) раздел, детализирующий обязанность аудиторской организации и аудируемого лица соблюдать конфиденциальность. При разработке содержания этого раздела необходимо учесть положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности», касающиеся аудиторской тайны, Федерального закона «О коммерческой тайне»;

7) раздел, устанавливающий ответственность сторон;

8) раздел, освещающий порядок разрешения споров между аудиторской организацией и аудируемым лицом;

9) раздел, раскрывающий порядок досрочного прекращения договора;

10) раздел «Прочие положения», в котором могут раскрываться порядок внесения в договор изменений и дополнений, статус приложений и дополнительных соглашений к договору и другие положения;

11) разделы «Срок действия Договора» и «Юридические адреса и банковские реквизиты сторон»;

12) подписи, фамилии, имена, отчества и должности лиц, представляющих стороны договора, другая идентифицирующая информация.

Если аудируемое лицо до завершения выполнения аудиторского задания обратится к аудитору с просьбой изменить условия так, что будет обеспечиваться более низкий уровень уверенности, чем разумная уверенность, аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения.

Просьба аудируемого лица к аудитору об изменении аудиторского задания может быть вызвана изменением обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуги, неправильным пониманием характера аудита или сопутствующих услуг, запрашиваемых изначально, или ограничением объема аудита, устанавливаемым руководством аудируемого лица или связанным с другими причинами.

Изменение обстоятельств, влияющих на требования аудируемого лица, или неправильное понимание характера услуги, запрашиваемой изначально, обычно рассматривается как обоснованная причина просьбы об изменении задания.

Прежде чем согласиться на изменение условий задания, которое может привести к замене аудита сопутствующими аудиту услугами, аудитор должен рассмотреть возможные правовые последствия таких изменений.

Если аудитор придет к заключению о том, что изменение условий обоснованно, а также если работа аудитора соответствует стандартам аудиторской деятельности, которые могут быть применены к измененному заданию, то отчет или заключение должны соответствовать пересмотренным условиям задания.

Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания при отсутствии разумного обоснования. Например, аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания в случае, если он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении дебиторской задолженности, а аудируемое лицо обращается к нему с просьбой изменить задание по проведению аудита на задание по проведению обзорной проверки во избежание получения от аудитора мнения с оговоркой или отказа аудитора от выражения мнения.

Если аудитор не может согласиться на изменение аудиторского задания на иное задание и аудируемое лицо возражает против продолжения работы в соответствии с первоначальным заданием, то аудитор должен отказаться от выполнения задания или рассмотреть вопрос о необходимости сообщить о возникшей ситуации заинтересованным лицам (например, совету директоров или акционерам).

4.4. Этапы и документальное оформление планирования аудита

Аудитор должен планировать аудиторскую проверку таким образом, чтобы она была проведена максимально эффективно.

Планирование аудита позволяет:

1) уделить должное внимание значимым сегментам аудита;

2) своевременно выявлять и разрешать проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита;

3) эффективно организовать выполнение аудиторского задания;

4) надлежащим образом сформировать аудиторскую группу и распределить работу между ее членами;

5) осуществлять надзор за выполнением аудиторской работы и обзорные проверки ее качества.

Планирование аудита – это процесс предварительного определения характера, объема и сроков проведения работ в рамках выполнения конкретного аудиторского задания, осуществляемый вплоть до окончания работы над данным аудиторским заданием. Процесс планирования аудита включает следующие элементы (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Элементы планирования аудита

Наименование Характеристика Период реализации
Планирование процедур предаудитного обследования Предаудитное обследование проводится с целью оценки возможности принятия на обслуживание нового клиента (продолжения сотрудничества с существующим клиентом) и выполнения по его поручению конкретного аудиторского задания До заключения договора оказания аудиторских услуг
Составление общего плана аудита Общий план аудита определяет объем и порядок проведения аудита, служит основой для разработки программы аудита После принятия аудиторского задания к исполнению. Завершить составление общего плана целесообразно не ранее проведения всех или большинства запланированных на начало аудита процедур оценки рисков
Составление программы аудита Программа аудита устанавливает характер, временные рамки и объем: — процедур оценки рисков на уровне предпосылок в отношении выделенных разделов аудита (при необходимости для уточнения результатов процедур оценки рисков, выполненных на начальном этапе аудита); — дальнейших аудиторских процедур, отвечающих выявленным и оцененным рискам существенных искажений на уровне предпосылок. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения аудиторской работы После определения содержания общего плана аудита
Актуализация общего плана и программы аудита Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Причинами пересмотра могут быть промежуточные результаты аудита, изменения в законодательстве, обоснованная просьба аудируемого лица изменить условия задания и другие По мере необходимости в ходе выполнения аудиторского задания

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание:

1) деятельность аудируемого лица, в том числе:

— общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

— особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

— общий уровень компетентности руководства;

2) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

— учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

— влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;

3) риск и существенность, в том числе:

— ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

— установление уровней существенности для аудита;

— возможность существенных искажений или недобросовестных действий;

— выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

4) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

— относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

— влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

— существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

5) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

— привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

— привлечение экспертов;

— количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

— количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

6) прочие аспекты, в том числе:

— возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

— обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование связанных сторон;

— особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

— срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

— форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов.

Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

Программа аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. Программы аудита обычно составляются в виде отдельных документов для каждого раздела аудита.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

РЕФЕРАТ

МСА № 210 «Условии аудиторских заданий»

Выполнила: студентка 672 гр. Бадрутдинова А.К.

Проверила: Сокольская Е.И.

Казань 2011

Введение………………………………………………………………………..3

Понятие МСА. Связь МСА с национальными стандартами аудита………..

МСА № 210 «Условия аудиторских заданий» и ПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита»…………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………….

Введение

Международные стандарты аудита  – это сравнительно новое понятие, появление которого обусловлено процессом реформирования системы бухгалтерского учета в России, переходом отечественной практики ведения учета на международные стандарты учета и отчетности.

В результате этого появилась потребность в знании международных аудиторских стандартов. Развитие в нашей стране аудита и принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обусловили необходимость пересмотра имеющихся у нас в стране аудиторских правил для преобразования их в нормативные документы Федерального уровня.

Законодательством предусмотрено создание внутренних правил (стандартов) профессиональными аудиторскими объединениями.

Сегодня при лицензировании аудиторских организаций особое внимание уделяется вопросам качества услуг, которое невозможно без стандартизации.

В этой связи повысился интерес к методологии аудита и повысилась потребность у специалистов в области аудита в освоении международных стандартов аудиторской деятельности и положений о международной аудиторской практике.

Международная федерация бухгалтеров, организующая работу по формированию и внедрению международных стандартов финансовой отчетности и аудита, проводит большую работу по совершенствованию методологической работы в области аудиторских проверок и оказания сопутствующих услуг.

Изучение международных стандартов аудита призвано помочь специалистам аудиторских фирм грамотно организовать свою работу и повысить ее качество для того, чтобы более полно удовлетворять потребности общества в достоверной информации о финансовом состоянии и результатах хозяйственной деятельности аудируемых компаний.

Понятие МСА. Связь МСА с национальными стандартами аудита

Международные стандарты –  это документы,  формирующие единые требования,  при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации. МСА содержат основные принципы,  необходимые процедуры, рекомендации по применению принципов и процедур.

Структура МСА включают в себя:

− введение,  где отражаются цель и задачи,  стоящие перед аудитором,  а также даются определения важнейших используемых терминов;

− разделы, излагающие суть стандарта;

− приложение (для некоторых стандартов).

В исключительных случаях возможно аргументированное аудитором отступление от МСА. МСА применяются только в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельства-ми.

Разрабатывает МСА Комитет по международной аудиторской практике  (КМАП), который является одним из комитетов совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Международная федерация бухгалтеров признает существование национальных стандартов аудита во многих странах мира. Она стремится учесть различия и разрабатывает стандарты аудита которые могут быть приняты на международном уровне. Если национальные стандарты соответствуют МСА, то проверки и услуги,  оказанные с их соблюдением,  приравниваются к аудиту,  проведенному в соответствии с МСА.

5.3. Согласование условий по проведению аудита

Если

национальные стандарты противоречат МСА, то организации – члены МФБ –  должны приложить усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.

МСА используются по-разному:

–  в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр,

Нигерия и др.);

–  как база для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Голландия, Австрия и др.);

–  принимаются к сведению и руководству в странах,  где имеются нацио-нальные стандарты, при отсутствии регулирования какого-либо аспекта собственными стандартами (США и др.);

–  как основа регулирования профессиональной деятельности при прове-дении аудита транснациональных корпораций международными аудитор-скими организациями.

Российские стандарты аудиторской деятельности создавались на основе МСА. На момент принятия Федерального закона  «Об аудиторской деятельности»  существовало 37  стандартов и одна методика,  одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ,  из которых 31  документ был создан на основе МСА. Остальные стандарты разработаны с учетом специфики аудиторской деятельность в России по вопросам,  требующим особого рассмотрения. Такими вопросами являются особен-ности национального законодательства об аудиторской деятельности в РФ.

МСА № 210 «Условия аудиторских заданий» и ПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита»

Перед проведением аудита или сопутствующих аудиту услуг аудитор и экономический субъект должны достичь определенного рода договоренности, которую необходимо отразить в достаточно полной мере в письменном виде. Соблюдение данного требования, закрепленного в МСА 210 «Условия аудиторских заданий», позволяет избежать целого ряда возможных неопределенностей, возникающих в процессе оказания аудиторских услуг. Цель МСА 210 «Условия аудиторских заданий» — установление стандартов и предоставление рекомендаций по согласованию условий договоренности с клиентом и составлению ответа аудитора на просьбу клиента изменить условия договоренности на такие, которые будут иметь своим результатом более низкий уровень уверенности. Данный стандарт содержит рекомендации по составлению писем о задании, касающихся аудита финансовой отчетности, которые применимы и к сопутствующим услугам. В нем говорится о необходимости достижения клиентом и аудитором согласия по условиям задания; содержится требование документального отражения согласованных условий в письме об аудиторском задании или в любой другой подходящей форме контракта; подчеркивается, что несмотря на то что в некоторых странах цели и объем аудита, а также обязанности аудитора устанавливаются законом, письмо о задании с точки зрения аудитора может содержать информацию, полезную для их клиентов.

Согласно МСА 210 документальное отражение и подтверждение того, что аудитор соглашается с целями и объемом аудита или сопутствующих аудиту услуг, а также с объемом обязательств перед экономическим субъектом (клиентом) и формой отчетных документов, называется письмом о задании на проведение аудита или сопутствующих аудиту услуг. Письмо о задании может иметь произвольный характер. Однако в нем необходимо отразить:

— цель аудита;

— ответственность руководства экономического субъекта за бух­галтерскую (финансовую) отчетность;

— объем аудита;

— форму отчетных документов;

— факт существования ограничений аудита;

— существующую неизбежность риска необнаружения даже существенных искажений;

— требования свободного доступа к любой информации, необходимой для проведения аудита.

Аудитору также рекомендуется указывать в письме о задании:

— договоренности, связанные с планированием аудита;

— ожидаемые аудитором от руководства письменные подтверждения, касающиеся заявлений, сделанных в связи с аудитом;

— просьбу о подтверждении клиентом условий задания посредством признания факта получения клиентом письма о задании;

— какие-либо другие письма или отчеты (заключения), которые аудитор предполагает составить для клиента;

— основу исчисления гонорара, а также любые соглашения в отношении выставления счетов.

Здесь же могут быть отражены условия договоренности о привлечении экспертов и иных аудиторов, а также любые другие допол­нительные аспекты.

При проведении повторных аудиторских проверок письмо о задании может не составляться, за исключением случаев, если:

— существует факт неправильного понимания экономическим субъектом цели и объема аудита;

— существует факт пересмотра договоренности или возникли особые условия;

— произошли изменения в составе управления экономическим субъектом;

— произошли значительные изменения как в характере, так и в масштабах финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

— произошли изменения в требованиях законодательных актов.

Когда в процессе проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг клиент выдвигает требования о необходимости пересмотра условий договоренности, который в результате приведет к более низкому уровню существенности, аудитор обязан оценить целесообразность таких изменений.

Подобные требования могут возникать у клиента в случае:

— изменения обстоятельств, влияющих на необходимость оказания аудиторской услуги;

— неправильного понимания характера аудита и сопутствующих аудиту услуг, оговариваемых изначально;

— ограничения объема договоренности, установленного руководящим звеном или вызванного дополнительными обстоятельствами.

МСА 210 обязывает аудитора тщательно изучить причины возникновения вышеуказанных требований, а также последствия возможного ограничения объема договоренности.

В случае изменения обстоятельств, влияющих на требования клиента, или выявления неправильного понимания им характера изначально запрашиваемой аудиторской услуги данную причину следует считать обоснованной. При этом аудитор обязан представить отчет, полностью отвечающий новым условиям.

Если аудитор не может принять изменения условий первоначальной договоренности и ему отказано в возможности продолжения работ согласно первоначальным условиям, то он должен отказаться от задания и оповестить об этом высшее звено системы управления экономического субъекта — клиента. Например, при выполнении аудиторского задания аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства по дебиторской задолженности, и клиент просит изменить задание на задание об обзорной проверке с целью избежать мнения с оговоркой или отказа от выражения мнения. В таких случаях, если аудитор не может согласиться на изменение задания и ему не разрешают продолжать работу согласно первоначальному заданию, аудитор должен отказаться от задания или рассмотреть вопрос о существовании договорного либо другого обязательства, согласно которому аудитору необходимо доложить другим сторонам, например совету директоров или акционерам, об обстоятельствах, послуживших причиной отказа.

В разделе «Перспективы государственного сектора» говорится о том, что согласно законам и нормативным актам, регулирующим аудит государственного сектора, аудиторы государственного сектора, как правило, назначаются, поэтому использование письма о задании не является общепринятой практикой. Тем не менее при проведении аудита государственного сектора аудиторам следует серьезно обдумать необходимость составления письма о задании. Отмечено также, что в государственном секторе могут действовать особые законодательные требования, регулирующие мандат аудитора, например, аудитора могут попросить представить отчет непосредственно министру, законодательному органу или общественности в случае если руководство субъекта (включая руководителя подразделения) попытается ограничить объем аудита.

В приложении к МСА 210 приведен пример письма об аудиторском задании.

Международный стандарт аудита № 210, посвященный условиям договоренностей об аудите, был положен в основу российского ПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита». Этот стандарт сначала назывался «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», а затем получил свое нынешнее наименование; при этом частный случай письма был распространен на любые договоренности, в том числе на договоры, контракты и соглашения.

Если согласиться с тем, что самым важным в МСА 210 является перечень моментов, о которых аудитор обязан поставить в известность потенциального клиента и по поводу которых аудиторская организация и экономический субъект должны достичь согласия до начала аудита, то тогда можно сказать, что оба российских правила (стандарта) близки к МСА во всех существенный отношениях.