Социальное предпринимательство

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации развита и поэтому внедрить что-то новое достаточно трудно. Для успешного развития бизнеса предприниматели привлекают в свою деятельность инвесторов. Благодаря инвестициям у любого бизнеса есть шанс выиграть в конкурентной борьбе на рынках РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации предпринимателем может быть юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Для урегулирования отношений, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности, был создан закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», речь о котором пойдет ниже.

Описание ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства»

Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 26 июля 2017 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.

ФЗ №209 был создан для регулирования отношений между:

  • Физическими и юридическими лицами;
  • Органами гос. власти РФ;
  • Органами гос. власти субъектов РФ;
  • Органами местного самоуправления, работающие над развитием среднего и малого бизнеса.

В статье 3 настоящего ФЗ о предприятиях и предпринимательской деятельности подробно перечислены следующие понятия:

  • Субъекты малого и среднего бизнеса;
  • Инфраструктура поддержки субъектов;
  • Формы и виды поддержки.

В ФЗ №209 присутствуют статьи, на основании которых осуществляется сбор статистических данных о деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства. Собранные статистические данные сортируются по ежемесячным и ежеквартальным отчетам. Если малый бизнес еще не развит, но продолжает работать, то руководители организации должны предоставить в бюро статистики данные каждые 12 месяцев. Иногда проводятся выборочные статистические наблюдения о деятельности бизнеса по решению Правительства Российской Федерации.

Скачать закон о частном предпринимательстве РФ

Для развития деятельности в сфере бизнеса в РФ применяется отдельная государственная политика, которая реализуется местными властями. Она направлена на достижение целей и принципов, установленных Федеральным законом №209.

Цели государственной политики:

  • Формирование конкурентной среды в экономике РФ;
  • Обеспечение благоприятных условий для ведения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Обеспечение конкурентоспособности;
  • Оказание помощи субъектам предпринимательской деятельности в области продвижения товаров и услуг;
  • Увеличение количества субъектов среднего и малого предпринимательства;
  • Увеличение доли налогов, уплаченных субъектами предпринимательства.

Принципы государственной политики:

  • Разделение обязанностей между гос. властями при оказании помощи среднему и малому предпринимательству;
  • Ответственность федеральных органов гос. власти за правильное ведение бизнеса. Создание необходимых условий для экономического развития субъектов предпринимательства.

Чтобы скачать Федеральный закон с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.

Изменения в законе о развитии предпринимательства

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 26 июля 2017 года. Речь идет о 4 статье закона №209.

П 2 статьи 4

В п 2 говорится о численности работников на малых предприятиях. В подобной организации могут работать до 100 сотрудников. Руководство микропредприятия может устроить на работу до 15 человек. Численность сотрудников в средних предприятиях не должна превышать 200 человек.

П 2.1 статьи 4

П 2.1 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» гласит о том, что депутаты Государственной Думы могут самостоятельно установить предельный порог численности сотрудников на предприятии.

Ч 3 статьи 4

В этой части описываются правила, по которым определяется категория субъекта среднего и малого предпринимательства. Если физическое или юридическое лицо (гражданин в качестве индивидуального предпринимателя) в течение предшествующего года не трудоустраивал других граждан РФ на трудовую деятельность, то категория определяется исходя из размера прибыли за предшествующий год. Другие категории субъектов определяются в зависимости от численности сотрудников на предприятии.

Категория субъекта предпринимательской деятельности может быть изменена в случае, если в показатели сортировки были внесены изменения. Если индивидуальный предприниматель снова регистрируется в государственном реестре, то категория субъекта остается прежней.

Все ФЗ о предпринимательской деятельности в РФ

Под Федеральными законами понимаются законодательные акты, которые содержат нормы и права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или непосредственно с их участием в предпринимательской деятельности.

Список Федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

Несмотря на немалое количество Федеральных законов, ни одно законодательное положение не содержит принципы взаимодействия между государством и бизнесом. В статьях Гражданского кодекса РФ в качестве правил по торговому обороту присутствует указание о том, что государство не может вмешиваться в частные дела предпринимательской деятельности без каких-либо оснований.

Но если бы закон содержал принципы взаимодействия между государством и предпринимательством, каких-либо противоречий между несколькими ФЗ не было.

Чтобы скачать изменения и дополнения настоящего Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», перейдите по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Что такое социальное предпринимательство?

Субъектом и проводником социального предпринимательства выступает социальный предприниматель. Если традиционные предприниматели, как правило, оценивают успешность своей деятельности, ориентируясь на прибыль, выручку (объём продаж) или стоимость акций, то для социального предпринимателя главным критерием успешности становится «социальная отдача». Прибыль может приниматься во внимание, но не как самоцель, а как средство для дальнейшего продвижения к достижению социальных целей.

Среди прочих важных признаков социального бизнеса: инновационность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость.

Существуют критерии социального предпринимательства?

Федеральным законом 26.07.2019 № 245-ФЗ были введены поправки в статью 24.1 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства» Федерального закона 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данная поправка впервые вводит официальные определения для «социального предпринимательства» и «социального предприятия», а также определяет основные критерии отнесения малых и средних предприятий к социальной сфере.

Согласно данной поправке, субъект малого и среднего предпринимательства будет считаться социальным предприятием, если соответствует одному или более из следующих критериев:

1) обеспечивает занятость отдельных категорий граждан (инвалиды, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, пенсионеры и предпенсионеры, выпускники детских домов, бывшие осужденные, беженцы, малоимущие и др.);

2) участвует в реализации производимых гражданами из числа указанных категорий товаров (работ, услуг);

3) осуществляет деятельность, направленную на производство товаров (работ, услуг), ориентированных на указанные категории граждан;

4) субъект малого или среднего предпринимательства осуществляет деятельность определенного вида, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества.

Чем отличается социальное предпринимательство от социальной ответственности бизнеса?

Высокая социальная ответственность многих крупных коммерческих компаний значительно улучшают благосостояние территории, на которой находятся данные компании. Данные фирмы выводят свои непрофильные активы, связанные с предоставлением различных социальных услуг сотрудникам и членам их семей, например, частные детские сады или путёвки в оздоровительные лагеря. Иногда компании покупают для своих работников у самостоятельных юридических лиц необходимые социальные услуги, что тоже помогает решать социальные трудности своих работников и их семей.

Социальная ответственность крупных фирм очень схожа с деятельностью социальных предприятий, но при этом направлена на узкий круг потребителей.

Как официально стать социальным предпринимателем?

Порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядок формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия, утверждены приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2019 г. № 773.

Алгоритм получения статуса социального предприятия или социального предпринимателя:

  1. Подача документов в уполномоченный орган — Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

  2. Проверка документов на соответствие

  3. Заседание экспертной комиссии

  4. Признание предприятия социальным, внесение в Реестр социальных предприятий.

Реестр социальных предприятий. формируется ежегодно по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Ознакомиться с перечнем документов можно на сайте в разделе «Социальное предпринимательство» по ссылке

На какие федеральные меры поддержки может рассчитывать социальный предприниматель?

С выходом поправки в закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ситуация социальным предпринимательством улучшилась, но незначительно. Остаётся некий вакуум в правовом поле, который не рассматривает федеральные программы развития социального бизнеса. Стратегий поддержки на уровне государства на данный момент нет. Эта ситуация должна положительно меняться в будущем, но пока субъекты социального предпринимательства могут рассчитывать на местные уровни поддержки.

Как региональные власти поддерживают социальный бизнес?

На уровне региона разрабатывается ряд мер поддержки социального бизнеса:

  • разрабатываются программы со снижением ставки по микрокредитам Фонда микрофинансирования Новосибирской области

  • разрабатываются программы со снижением платы за поручительство регионального Гарантийного фонда,

  • разрабатываются программы включения социальных предприятий в категории получателей областных субсидий.

Существенную поддержку для социальных предпринимателей и заинтересованных в этом деле лиц окажут в Центре инноваций социальной сферы (ЦИСС), на площадке Центра «Мой бизнес» Новосибирской области. Здесь осуществляется комплексное сопровождения инициатив социальных предпринимателей через предоставление образовательных, информационных, консультационных услуг.

Может ли один предприниматель (компания) вести одновременно два разных вида деятельности – социальный и «обычный»?

Да, конечно, это возможно. Если предприниматель осознанно хочет внести вклад в решение социальной проблемы, то такие проекты получаются весьма значимыми.

Например, в торговле можно, в том числе, заниматься продажей товаров, изготовленных особыми категориями населения. Предприятия технической направленности могут производить современные средства технической реабилитации, реализовывать проекты в сфере доступной среды для лиц с инвалидностью. Частные образовательные организации могут проводить специализированные программы обучения и так далее, вариантов проявить себя в этой сфере множество.

При этом, для проведения оценки социального воздействия важно разделять финансовые потоки традиционного и социального бизнесов. И, если доля доходов СМСП от осуществления такой деятельности в общем объеме доходов по итогам предыдущего года составляет не менее 50% и не менее 50% чистой прибыли СМСП. полученной за предшествующий календарный год, направлено на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, то такое предприятие может быть признано социальным

Какими качествами должен обладать социальный предприниматель?

Как правило, социальные предприниматели люди с личной историей, прочувствовавшие социальную проблему на себе и понимающие как можно эффективно ее решать и достойно жить дальше. Основные качества таких людей – активная жизненная позиция, глубокая эмпатия, креативность, ответственность, умение работать в команде и заряжать окружающих доброй и созидательной энергией.

Может ли семейный бизнес считаться социальным?

Если сфера семейного бизнеса относится к социально значимым в соответствии с законодательством (п. 24.1 закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), то конечно да!

Какие есть примеры и успешные практики социального предпринимательства в Новосибирской области?

В нашем регионе успешно занимаются социальным бизнесом детские бассейны, спортивные школы, образовательные центры, компании по организации отдыха и оздоровления детей. Кроме того, предприятия, оказывающие социальные услуги — уход за больными и пожилыми людьми на дому, обеспечение средствами реабилитации, обучение сиделок и родственников.

Кто еще может поддержать социальный бизнес?

Кроме государственной поддержки социальные предприниматель могут найти содействие в лице общественных организаций, краудфандинговых площадок, негосударственных фондов и еще один огромный ресурс – партнерские программы.

Опора России, Деловая Россия

Самые крупные в России краудфандинговые площадки – Boomstarter и Planeta.ru.

Негосударственные фонды, такие как Фонд поддержки социальных проектов, Фонд социальных инвестиций, Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам», Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко и другие занимаются как образовательной и акселерационной поддержкой, так и финансированием особо значимых проектов по заявленным сферам деятельности.

Что делать, если возникли сложности

Обратиться в Центр инноваций социальной сферы Новосибирской области.

Мы находимся по адресу: г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 9 (жилой комплекс «Флотилия»).

Наш телефон: 8-800-600-3407, вн.57

Мы поможем в решении!

Людмила Таценко, региональный менеджер проекта «Содействие социальному предпринимательству” в странах Юго-Восточной Европы Британского Совета, уверена, что государству выгодно существование успешных предпринимателей, решающих общественные проблемы.

В последнее время все чаще обсуждается тема социального предпринимательства. Все больше людей задаются вопросом «Что же это такое?” или «Разве на этом можно заработать?”. Все потому, что под социальным предпринимательством ошибочно подразумевают благотворительность или корпоративную социальную ответственность.

А между тем сейчас в одной только Великобритании действуют почти 62 тыс. социальных предприятий с ежегодным оборотом в 24 млрд фунтов стерлингов, на которых заняты 800 тыс.чел.

Это бизнес

Самое короткое определение социального предприятия (СП) дает Коалиция социальных предприятий Великобритании: это «коммерческое предприятие социального назначения”. Иными словами – это бизнес, прибыль которого направляется в основном на социальные нужды или решение острых общественных проблем.

Именно наличие действенной бизнес-модели отличает такие предприятия от благотворительных организаций. Наиболее распространены такие типы СП, как социальные фирмы, занимающиеся трудоустройством социально уязвимых групп населения (например, инвалидов); некоммерческие организации, ведущие торговую деятельность в целях получения дохода для реализации своей социальной миссии; специальные фонды развития для социально-экономического развития территории; «справедливая торговля” и связанные с ней предприятия взаимной торговли или сферы услуг.

Как и любые другие, социальные предприятия производят товары или оказывают услуги. Отличие лишь в том, что во главе угла стоит социальная цель, а получаемая прибыль реинвестируется для достижения этой цели.

Прибыль на проблемы

В Великобритании хорошо известны такие СП, как сеть ресторанов Fifteen Джейми Оливера, предлагающая годичную программу обучения молодым безработным в возрасте 18-24 лет; компания «справедливой торговли” Divine Chocolate, половина которой принадлежит кооперативу Kuapa Kokoo из Ганы, занимающемуся выращиванием какао; компания Big Issue, издающая популярный журнал, распространением которого занимаются бездомные.

Говоря о конкретных британских примерах, упомяну очень успешную группу социальных предприятий в Эдинбурге, управляющую отелем, прачечной и производящую высококачественное мыло. Работники этих компаний – это в основном люди, которые лечатся от психических заболеваний. За счет доходов предприятия финансируется их обучение и дальнейшая поддержка.

Другой пример – организация из небольшого городка Херефордшира на границе с Уэльсом. Ее основателям удалось создать чрезвычайно эффективную и инновационную тренинговую компанию по компьютерному обучению безработных и женщин, которые хотят возобновить
карьеру.

СП в Британии работают практически во всех областях экономики и общественной жизни – от здравоохранения и социальной защиты до альтернативной энергетики, от розничной торговли до переработки мусора. Чем бы ни занимались СП, от обычного бизнеса их отличает социальная или экологическая направленность, а также желание способствовать развитию общины.

Согласно результатам недавно проведенного опроса социальных предпринимателей в Великобритании, в ответ на вопрос «почему вы занялись социальным предпринимательством” 45% респондентов ответили, что тем самым хотели внести свой личный вклад в развитие местной общины.

Приведу еще несколько цифр: 30% английских СП работают в 20 наиболее депрессивных регионах страны; 19% – с людьми с ограниченными возможностями; 17% – с детьми и подростками, 15% – с людьми преклонного возраста и 12% – с людьми с низким уровнем доходов.

Эти компании не просто выживают в условиях рыночной конкуренции, но и преуспевают благодаря качеству своих услуг. В то же время их отличает сугубо социальная цель бизнеса, ведь они руководствуются не только желанием получить прибыль.

Нет сомнений в том, что СП полезны как для непосредственных бенефициаров, так и для государства. Ведь они могут стать одним из устойчивых механизмов решения социальных проблем и трансформации общества, помогая в этом государству в лице коммунальных служб, бирж занятости, центров помощи инвалидам или системы здравоохранения. Даже в Западной Европе, где традиционно высока роль государства как поставщика социальных услуг, наблюдается тенденция их делегирования некоммерческим организациям.

Осветить неясности

Термин «социальное предпринимательство” в Украине юридически не закреплен, и его использование чаще всего связано с донорскими программами.

Применительно к Украине существует масса практических вопросов, на которые предстоит ответить как экспертам, так и всему сообществу: что такое социальное предпринимательство? кто такой социальный предприниматель? кто определяет «социальность” предприятия и как работает «социальный аудит”? как поддерживать СП законодательно? как находить людей, которые хотят стать социальными предпринимателями, как обучать их и оказывать посильную поддержку в строении бизнеса? и т.д.

Ведь потребности социальных предпринимателей в Украине такие же, как и в Великобритании – им нужно обучение, консультирование, доступ к информации, финансирование, но удовлетворяются они по-другому. Основным провайдером услуг, в которых нуждаются британские СП, являются такие же СП, для которых консультирование, информирование, обучение и финансирование коллег является социальной миссией.

Мне представляется, что средства массовой информации могут внести значительный вклад в развитие и продвижение темы, если будут активнее освещать инициативы социальных предпринимателей, которых становится все больше, рассказывать о том, что такое социальное предпринимательство, какие задачи оно решает и какую пользу приносит обществу.

Рассказ об опыте социального предпринимательства как в развитых, так и в развивающихся странах может сделать для развития этого института не меньше, чем финансовые вложения. Кроме того, социальные предприниматели – очень яркие и незаурядные личности, которые вполне могут стать героями публикаций и сюжетов.

Я утверждаю это, опираясь на опыт первого в Украине проекта «Содействие социальному предпринимательству”, который в 2010 г. был инициирован Британским Советом в Украине при поддержке партнеров – Фонда «Восточная Европа”, компании PricewaterhouseCoopers и «Эрсте Банка”.

За год деятельности мы работали с 80 социальными предпринимателями в трех регионах Украины – Львовской, Донецкой областях и в Крыму. Участники проекта прошли программу обучения и тренингов, разработанную при участии успешных предпринимателей из Великобритании, получили юридическую и консультационную поддержку экспертов, а также разработали бизнес-планы собственных предприятий.

По результатам конкурса были отобраны четыре лучших бизнес-плана, которые наиболее полно отвечали всем заявленным критериям и которые получат дальнейшую поддержку организаторов. Так, в г.Новоазовске Донецкой области ООО «Медицинский реабилитационный центр «Здоровье” разработало план, реализация которого расширит спектр медицинских услуг для реабилитации пациентов с поражениями центральной и периферической нервной системы, включая оказание им социальной и психологической помощи.

Проект предусматривает трудоустройство безработных и людей с ограниченными возможностями. Часть прибыли от оказания платных услуг будет направлена на реализацию бесплатных реабилитационных программ для детей, больных сколиозом и ДЦП, из семей с низким уровнем доходов.

Общественная организация «Евпаторийский информационно-консультационный центр” предложила проект по созданию ООО «Перспективный центр” в с.Молочное Сакского райо­на АР Крым. Развитие нишевого туризма (создание туристического продукта «ночлег + завтрак” с погружением отдыхающих в сельский быт) позволит создать новые рабочие места, более полно использовать человеческий потенциал и природные ресурсы региона. Часть прибыли ООО «Перспективный центр” будет отчислять на реализацию программ, направленных на обучение сельского населения навыкам ведения бизнеса и финансовой грамотности.

В г.Броды, что на Львовщине, научно-производственное объединение «Детская надежда” планирует создать Центр экологического земледелия для выращивания, переработки и реализации экологически чистой продукции, распространить опыт ведения органического земледелия среди населения посредством проведения обучающих и рекламных мероприятий.

Проект предусматривает трудоустройство молодых людей с ограниченными возможностями, а также членов их семей. А во Львове общественная организация «Общество взаимопомощи «Оселя” создает мастерскую по ремонту мебели. Прибыль, которую будет получать предприятие, будет направляться на помощь бездомным жителям города. Трудо­устройство бывших бездомных Львова, прошедших ресоциализацию, будет способствовать их полноценной интеграции в общество.

Нужна стратегия

Ключом к успеху концепции СП в Украине является выработка национальной стратегии развития социального предпринимательства, которая позволила бы скоординировать усилия всех заинтересованных сторон – предпринимателей, общественных организаций, донорских структур и государства. Нужна четкая и скоординированная работа тех, кто в этот процесс уже вовлечен, а также финансирование отдельных проектов, которые позволят решать проблему системно.

Следует также стимулировать интерес к социальному предпринимательству государственных структур, в особенности региональной власти. Власти должны признать существование новой сферы деятельности, которая не может полноценно формироваться без государственной поддержки, а также понять, насколько государству выгодно существование успешного бизнеса, решающего общественные проблемы.

Источник: «Бизнес” №33, 15-21 августа 2011

ДОСЬЕ «БИЗНЕСа”

Людмила Таценко,
региональный менеджер проекта «Содействие социальному предпринимательству” в странах Юго-Восточной Европы Британского Совета
Родилась: 21 августа 1961 г. в г.Одесса.
Образование: Одесский государственный университет им. И.И.Мечникова, специальность – английский язык и литература (филолог, преподаватель, переводчик).
Карьера: 1983-1998 гг. – старший преподаватель кафедры иностранных языков Одесского государственного университета; с 1998 г. работает в Британском Совете в Украине; 1998-2007 гг. – региональный менеджер (юг Украины) Британского Совета; 2008-2010 гг. – менеджер проектов и партнерских связей (юг Украины); с 2010 г. – региональный менеджер проекта «Содействие социальному предпринимательству” в странах Юго-Восточной Европы.

Предпринимательство

УДК 330.3

В.В. ЖОХОВА

Социальное предпринимательство: сущность и понятие

Исследуется сущность и понятие социального предпринимательства в российской и международной практике. Теоретические дискуссии при изучении основной концепции, определяющей социальное предпринимательство, различия в толковании понятия «социальное предпринимательство», выделение основных особенностей и характеристик социального предпринимательства актуализируют научные исследования, направленные на изучение факторов социального предпринимательства, влияющих на развитие социальных предприятий.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное предприятие, концепция предпринимательства, социальная миссия, социальный эффект.

Social Entrepreneurship: nature and definition. V.V. ZHOKHOVA.

Key words: social entrepreneurship, social enterprise, the concept of entrepreneurship, social mission, social effect.

Социальное предпринимательство расценено в качестве важного источника социального, экономического и экологического богатства, и многие ученые активно исследуют данную область. Российские и зарубежные ученые рассматривают эволюцию социального предпринимательства, анализируют сущность и его понятие, определяют его особенности и характеристики социальных предприятий, разрабатывают классификацию видов социального предпринимательства. В научной литературе не всегда можно встретить целостный подход к изучению сущности и проблем социального предпринимательства. Теоретические дискуссии по концептуальной основе социального предпринимательства,

различность в толковании его понятия актуализируют научные исследования, направленные на изучение сущности и определение факторов социального предпринимательства, влияющих на развитие социальных предприятий. Использование теоретических и эмпирических методов исследования позволили всесторонне и достоверно изучить социальное предпринимательство и рассмотреть вопросы, связанные с его особенностями и характеристиками социальных предприятий.

В исследовании социального предпринимательства не следует рассчитывать «на применение одного, даже самого прогрессивного подхода… целесообразно использовать комплексный (интегративно-конвер-генциальный) подход» . Специалисты отмечают высокую результативность использования интегративного подхода не только в исследовательской деятельности, но и в практической сфере — в стратегическом управлении фирмой , в разработке и применении ин-тегративной модели менеджмента предприятия . Ричард Кантильон впервые ввел в научный оборот термин «предприниматель», обозначив так человека, несущего риск, покупающего по известной цене, а продающего по неизвестной . Адам Смит указывал, что предприниматели являются ключевыми фигурами в поле свободной конкуренции, их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен, внедрению передовых технологий .

Популярной базовой теорией предпринимательства является концепция И. Шумпетера, сочетающая экономическое обоснование предпринимательской функции с попыткой отобразить психологический портрет предпринимателя. Ученый выдвинул гипотезу, согласно которой двигателем экономического развития, которое он мыслил как циклический процесс структурных изменений, рождающихся внутри экономики, является инновационная деятельность предпринимателя. В книге И. Шумпетера «Теория экономического развития» (1911) предприниматель трактуется как новатор, ключевой игрок системы. Его функция — реализация нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста .

Говард Стивенсон определил деятельность предпринимателей как погоню за возможностью без оглядки на ресурсы. Он отмечал, что предприниматели не только способны видеть и использовать свои возможности, которые ускользают от административных менеджеров, но и не позволяют собственным начальным запасам ресурсов ограничивать свои возможности .

Идеи Шумпетера, Друкера и Стивенсона, отмечал Г. Диз, привлекательны тем, что они могут легко применяться как в социальной сфере, так и бизнес-секторе. Он утверждал, что социальные предприниматели определяют социальную миссию, которая является центральной. Это влияет на то, как социальные предприниматели воспринимают и оценивают свои возможности. Богатство — средство для достижения основной цели для социальных предпринимателей .

Г. В. Широкова предлагает считать предпринимательством процесс создания ценности путем формирования уникального набора ресурсов через реализацию открывающейся возможности . Авторы В.С. Бильчак и Н.Г. Дупленко отмечают, что «сложность природы предпринимательства обусловлена тем, что оно представляет собой

единство двух неразрывно связанных сторон: особый вид человеческой деятельности, основными признаками которого являются ответственность и хозяйственный риск, и тип хозяйственного поведения личности, который состоит в поиске и использовании новых экономических возможностей» . В.П. Смирнов показывает, что «сущностью предпринимательства является создание на инициативной рисковой основе рыночными агентами нового капитала или трансформация (изменение формы, направлений, способов применения) существующего капитала с целью получения предпринимательского дохода» .

В группу научных исследователей, изучающих сущность и развитие социального предпринимательства в зарубежной практике, входят Г. Диз, Г. Стивенсон, Д. Томпсон, Д. Маир, Д. Остин, А. Николс, С. Зах-ра и др. В современной российской практике научно-исследовательскую деятельность в данной области ведут А. Московская, директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций, М. Баталина, М. Тарадина (г. Москва, ГУ-ВШЭ, Институт управления социальными процессами); Ю.Е. Благов, директор программы «Управление проектами в области социального предпринимательства», Ю.Н. Арай (г. Санкт-Петербург, ВШМ, СПбГУ); А.Н. Макаревич, Т.Ю. Сазонова (г. Великий Новгород, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого) и др.

В международной практике социальное предпринимательство есть предпринимательство, осуществляющее инновационную деятельность с определенными социальными целями и получением прибыли — в коммерческих организациях; не ставившее целью извлечение прибыли -в некоммерческих организациях; сочетающее в себе соединение коммерческих и некоммерческих подходов — в корпоративных организациях. В таблице представлены основные подходы к определению социального предпринимательства за период 1998-2014 года.

Примеры определения понятия «социальное предпринимательство» в зависимости от цели исследования

Работа Определение Цель исследования

Социальное предпринимательство определяется следующими основными характеристиками: 1) определение миссии в создании социальных ценностей; 2) изучение и формирование новых возможностей; 3) непрерывное участие в процессах инновации, адаптации и обучения; 4) смелые предпринимательские действия с ограниченными ресурсами; 5) принятие высокого чувства ответственности и результативности Исследование сущности «социального предпринимательства» и различий в его определениях

Окончание табл.

Работа Определение Цель исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальное предпринимательство должно обеспечить: 1) создание социальной ценности с определенной целью; 2) признание и использование возможностей для создания социального значения. 3) использование инноваций; 4) терпимость при появлении риска в деятельности; 5) отказ принять ограничения в имеющихся ресурсах Исследование сущности «социального предпринимательства»

Социальное предпринимательство должно обеспечивать: 1) социальность — выход или результат деятельности для общественных благ; 2) инновационность — внедрение новых идей и моделей для решения социальных или экологических проблем; 3) ориентация на рынок — деятельность, ориентированная на эффективность Исследование сущности «социального предпринимательства»

Социальные предприниматели делятся на три категории в соответствии с их социальной деятельностью: 1) социальная ориентация — предприниматель, который участвует в небольших мероприятиях, направленных на общественные блага местного сообщества; 2) социальный конструктивизм — предприниматель, который стремится внедрять инновации и реформы; 3) социальный инженер — предприниматель, который хочет ввести революционные изменения Исследование категорий «социального предпринимателя»

Осуществление целей социальным предпринимательством : 1) достижение социальных изменений; 2) достижение социальной миссии; 3) создание социального значения; 4) обеспечение помощи нуждающимся; 5) обеспечение помощи сообществу; 6) служба человечеству Исследование сущности и целеполагания «социального предпринимательства»

1. Социальное предпринимательство имеет свою миссию в создании социальной ценности и получения прибыли в качестве косвенного воздействия. 2. Оценка эффективности деятельности сложно производится, т.к. существуют трудности в измерении социального значения. 3. Социальное предпринимательство использует ресурсы добровольно Исследование различий социального предпринимательства и со-циально-предпринима-тельской деятельности

При анализе определений, представленных в таблице, выявлены следующие основные моменты:

— социальное предпринимательство рассматривается как процесс создания ценности благодаря набору ограниченных ресурсов;

— распределение ресурсов способствует созданию и формированию благоприятных возможностей для решения социальных и экологических проблем, обеспечивающих социальное значение и общественное благо;

— социальное предпринимательство осуществляет непрерывное участие в процессах инновации, адаптации и обучения.

Социальный предприниматель предъявляет высокие требования к соотношению экономической и социальной эффективности, самостоятельно решая социальные проблемы и становясь более ответственным в понимании социальной справедливости.

Российские ученые А.Н. Макаревич и Т.Ю. Сазонова определили сущность социального предпринимательства как новый способ экономической деятельности, имеющий следующие особенности:

— социальное назначение организации, т. е. социальный эффект является заранее запланированным и ожидаемым результатом, а не побочным, как это происходит в обычном коммерческом предпринимательстве. Такие предприятия изначально создаются для достижения социально значимых целей, проявляющихся в создании рабочих мест (в т. ч. для инвалидов), обучении (в т. ч. взрослых) и т.д.;

— предпринимательское новаторство, которое может быть реализовано путем использования новой идеи или новой комбинации ресурсов (в т. ч. не очень привлекательных с точки зрения рынка) для решения социальной проблемы;

— достижение устойчивой самоокупаемости за счет получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг), а также за счет грантов и благотворительных пожертвований .

Автором А. Московской рассмотрены основные компоненты социального предпринимательства :

— выявление стабильного, но по сути несправедливого равновесия, которое приводит к исключению, маргинализации или страданиям группы людей, которые не имеют достаточного количества финансовых средств или политической воли, чтобы добиться положительных изменений самостоятельно;

— выявление возможности в рамках этого несправедливого равновесия, выработка определения социальной ценности, использование таких личных качеств, как вдохновение, творческий подход, решительность, смелость и настойчивость, для того, чтобы нарушить господство существующего положения дел;

— создание нового стабильного равновесия, которое позволяет раскрыть потенциал или облегчить страдания целевой группы и через создание аналогов и построение стабильной экосистемы, основанной на новом равновесии, обеспечить целевой аудитории и обществу в целом лучшее будущее.

Российские эксперты из Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» сформулировали свое видение и определили социальное предпринимательство как предпринимательскую деятельность, нацеленную на смягчение или решение социальных проблем, характеризующихся следующими признаками: социальное воздействие, иннова-ционность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость, предпринимательский подход. Согласно данному определению, деятельность социального предпринимателя должна быть эффективной и полезной. Эффективность обеспечивается инно-вационностью, масштабируемостью и тиражируемостью, а полезность -социальным воздействием и предпринимательским подходом.

Исследование различных определений социального предпринимательства дало возможность взять за основу определение, сочетающее в себе многие приводимые исследователями аргументы и доводы: социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность или процесс, формирующие возможность гибридного партнерства, направленные на установление социальной ответственности и решение проблем в системе социальной защиты, обеспечивающие систематические социальные изменения и генерацию общественных ценностей с созданием новых организаций или инновационных путей в управлении существующими организациями .

В настоящее время авторы продолжают изучать сущность и определять понятие социального предпринимательства, исследовать его теоретические основы и концепцию, выявлять границы, классификацию и зоны социального предпринимательства .

Различия социального предпринимательства и традиционного предпринимательства выявлены авторами в следующих аспектах: в миссии, которая обеспечивает социальные изменения в обществе посредством создания как социальной, так и экономической ценности; в реализации целей социальными предприятиями, которые обеспечивают социальные нужды и не могут быть удовлетворены посредством частного или государственного секторов. Основные различия между социальным и традиционным предпринимательством заключаются в преимущественной концентрации и создании ценности, а не в присвоении ценности .

Авторы Ю.Е. Благов и Ю.Н. Юрай определили типологию социальных организаций, вовлеченных в социальное предпринимательство, основанных на ключевых характеристиках: миссии (социальная и экономическая), получении дохода от основной деятельности, инновационной составляющей. К типологии относятся: традиционные некоммерческие организации; некоммерческие социально-ориентированные предпринимательские фирмы; гибридные организации и коммерческие социально ориентированные предпринимательские фирмы; бизнес, вовлеченный в социальную деятельность .

Ученые обсуждают вклад социальных предприятий в создание общественного богатства, исследуют процессы, ведущие к открытию возможностей для организации социальных предприятий, анализируют

проблемы развития социального предпринимательства, изучают этическое поведение социального предпринимателя и рассматривают понятие «деловая этика» в предприятии .

Зарубежные исследователи определяют влияние социального предпринимательства на социальные ценности, социального предпринимательства и трансформационного лидерства на организационную эффективность предприятия , оценивают тесноту связи между социальным предпринимательством и экономическим ростом , изучают сущность «укорененности» в предпринимательстве, рассматривая социальные слои и гендерные вопросы при организации социальных предприятий .

Инновационная деятельность социального предпринимательства влияет на эффективность бизнеса, когда генерирует чистый рост социального капитала. Замечено, что социальные предприятия, которые работают как коммерческие предприятия, более эффективны, чем традиционные социальные некоммерческие предприятия , инновационная деятельность способствует реализации социальных целей как в некоммерческом секторе, так и в корпоративном социальном предприятии .

Учеными предложен метод для измерения социального усилия и социального эффекта СП, результаты исследования данных понятий указывают на линейную корреляцию между ними. Социальный эффект здесь рассматривается как сумма социальных издержек и социальной ценности предприятия, определяемой потребностью общества , рассматриваются причинно-следственные связи инновационной стратегии, влияющей на успешное развитие социального предпринимательства .

Расширение прав и возможностей персонала считается важным аспектом потенциальных выгод в социальном предпринимательстве, улучшения качества работы, повышения удовлетворенности работой и производительности. Была предложена модель зависимости расширения прав и возможностей персонала от знаний и умений, связей, доверия и стимулов, при которой организационная работа в команде станет основным инструментом синергетического эффекта развития социального предприятия . Как считают китайские исследователи, необходимо обратить внимание на проблемы в области подготовки профессиональных кадров, такие как приобретение умений и навыков выпускниками, реализация в вузах модуля «работа, сертификат и обучение» с целью обеспечить подготовку талантливых работников для удовлетворения потребностей социальных предприятий и общества в целом .

Исследователи также отмечают, что существование личных и профессиональных отношений в компании формирует уникальный контекст для развития социальных предприятий. При этом личное мастерство влияет на организационную деятельность как непосредственно, так и косвенно — через организационное обучение и инновации; организационное обучение влияет на организационную эффективность положительно, как непосредственно, так и косвенно, через организационные инно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вации; а организационная инновация влияет положительно на развитие социального предпринимательства .

Активность исследования сущности и понятия социального предпринимательства зарубежными и российскими учеными показывает его актуальность. Понятие социального предпринимательства многогранно и отражает широкий спектр задач, его характеристик и особенностей. Анализ характеристик и особенностей социального предпринимательства будет способствовать выявлению факторов его развития и успешной деятельности социальных предприятий.

Социальное предпринимательство интенсивно развивается за рубежом. По данным же Агентства стратегических инициатив, в России социальным предпринимательством занимается только около одного процента компаний. Открытие возможности и создание условий для развития социального предпринимательства в России вызовут приток новых идей, технологий, повысят качество услуг, создадут сотни тысяч рабочих мест и новые объекты экономической инфраструктуры. Развитие данного предпринимательского направления поможет вовлечь в бизнес слабозащищенные социальные слои.

Литература

5. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1991. Т. 2. С. 180-181.

7. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М.: НИУ «Высш. школа экономики». 2011. 284 с.

8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. 960 с.

11. Широкова Г.В. Управление предпринимательской фирмой: учебник. СПб.: Высш. школа менеджмента. 2011. 384 с.

15. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris. 1952. P. 28-33.

16. Certo S., Miller T. Social entrepreneurship: Key issues and concepts // Business Horizons. 2008. Vol. 51, issue 4. P. 267-271.

24. Koggel С. Business Ethics and Gender Issues // Encyclopedia of Applied Ethics (Second Edition). 2012. P. 354-360.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Swanson L., Zhang D. The Social Entrepreneurship Zone // Journal of Nonprofit & Pub-lic. Sector Marketing. 2010. Vol. 22. P. 71-88.

8. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov . Mosccow, EHksmo, Publ., 2007. 960 p. Smir-

15. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris, 1952, pp. 28-33.

16. Certo S., Miller T. Social entrepreneurship: Key issues and concepts. Business Horizons, 2008, vol. 51, Issue 4, pp. 267-271.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Koggel C. Business Ethics and Gender Issues. Encyclopedia of Applied Ethics, 2012, 2 nd, pp. 354-360.

30. Schumpeter Y.A. The Theory of Economic Development. Harvard University Press, Cambridge, MA, 1934.

31. Swanson L., Zhang D. The Social Entrepreneurship Zone. Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing, 2010, vol. 22, pp. 71-88.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Топилина, Елена Романовна, 2005 год

1. Федеральные законы и нормативно-правовые акты

2. Конституция Российской Федерации. М.: Айрис-Пресс, 2003.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби,2004.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2004.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.

6. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3340.

7. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» от 29 декабря 2004 года N 202-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1. Ст. 28.

8. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ» от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 30. 2004. Ст. 3088.

9. Научная и учебная литератураI

10. Абалкин Л.И. Выбор стратегии и роль российских предпринимателей // Проблемы теории и практики управления. 2003. №5. С. 8-13.

12. Абалкин Л.И. Использовать интеллектуальный и экономический потенциал для будущего России // Экономика. 1999. № 8. С. 3-9.I

13. Аверин А.Н. Корпоративная социальная политика // Кадровик. 2002. №7. С. 46-51.

14. Аверин А.Н. Муниципальная социальная политика и подготовка муниципальных служащих. М.: РАГС, 2004.

15. Аверин А.Н. Социальная политика государства. М.: АНХ, 2002.

16. Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров. М.: Дашков и К0, 2004.

17. Аверин А.Н. Социальная политика органов местного самоуправления в муниципальном образовании. М.: Московский гуманитарный университет, 2004.

18. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации. М.: РАГС, 2004.

20. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

21. Актуальные проблемы развития бизнеса в реальном секторе экономики (по результатам социологического опроса руководителей предприятий) // Общество и экономика. 2004. № 11-12. С. 90-126.

23. Алексеева А.Н. Социальная политика как фактор экономического роста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1999.

24. Алимарина М.А. Экономика персонала. Учебное пособие. М.: МГУ, 2001.

25. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999.

26. Антоненко В. Представители государства в управлении предприятиями // Экономика. 2000. № 4. С. 94-95.

27. Антосенков Е., Петров О. Мониторинг социально-трудовой сферы // Экономист. 1998. № 4. С. 34-45.

28. Антропов В.В. Социальная рыночная экономика: путь Германии. М.: Экономика, 2003.

29. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.

30. Астапов К. Социально-экономическое развитие: итоги и перспективы // Экономика. 2001. № 9. С. 16-24.

31. Аширова Г.Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала // Вопросы статистики, 2003, № 3. С. 26-31.

33. Бабич A.M. Социальные программы предприятий // Экономист. 1999. №2. С. 58-62.

34. Бабич ; A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996 .

35. Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом: учебное пособие. М.: РАГС, 1998.

36. Бабич A.M., Жильцов Е.Н. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1996.

37. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

38. Бабич A.M., Пиддэ A.JI. Экономика социального страхования. Архангельск, 2004.

39. Бабкин В.П. Управление социальным развитием крупных промышленных корпораций. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2002.

40. Багаутдинова Н.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2002.

41. Бадалов JI. Исторический опыт восстановления экономики // Экономика. 2001. № 11. С. 95-96.

42. Байкина Р.Н. Управление социально-экономическими процессами на предприятиях. Учебное пособие. Владимир: 1995.

44. Балацкий Е. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы // Экономист. 2005. № 1. С. 64-80.

45. Баранов Э., Глисин Ф. Динамика промышленного производства и деловая активность предприятий // Экономика. 2001. № 8. С. 28-34.

46. Барышников Ю.Н. Модели управления персоналом: Зарубежный опыт и возможность его использования в России. Материалы к лекции. М.: РАГС, 1998.

47. Бачурин А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни // Экономист. 2003. № 8. С. 23-27.

48. Белова В.Д. О социальной ответственности бизнеса // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 196-211.

50. Бобков В.Н. Уровень и доступность социальных гарантий // Человек и труд. 2001. № 12. С. 55-59.

51. Бойдаченко П.Г. Служба управления персоналом. Новосибирск: ЭКО, 1997.

52. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — 2-е изд. Доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997.

53. Боумен К. Стратегия на практике. СПб.: Питер, 2003.

54. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер, 2001.

55. Буланов B.C. Особенности воспроизводства рабочей силы в условиях формирования рыночных отношений. М.: Луч, 1993.

56. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1996.

57. Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.

58. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами. Учебно-практическое пособие. М.: Элит-2000, 2002.

59. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. М.: Аспект Пресс, 1997.

60. Виноградов Е.А., Маусов Н.К., Ламскова О.М. Персонал в фирмах индустриальных стран. М.: 1992.

61. Винслав Ю.Б. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. 2001. № 2. С. 15-28.

62. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2004.

63. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1994.

64. Волгин Н.А. Корпоративная социальная политика как ресурс развития России // Социология власти. 2003. № 3. С. 115-123.

66. Волгин Н.А., Волгина О.Н. Оплата труда: Японский опыт и российская практика. М.: Дашков и К°, 2004.

67. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М.: Мысль,1991.

68. Волков А. Северные страны на рубеже тысячелетий // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 6. С. 82-87.

69. Воля В.Ф. Менеджмент и формирование предпринимательской структуры. Невинномысск, 1996.

70. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации. М.-ИНФРА-М., 2001.

71. Воронин Ю. Государственный финансовый контроль в социальной сфере // Экономика. 2001. № 1. С. 16-23.

72. Второй Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности» // Экономика. 2001. № 8. С. 95-96.

73. Галаева Е.В. Исследование человеческого капитала в зарубежной литературе (реферат книги Орда Нордхога «Человеческий капитал ворганизациях») //Общество и экономика. 1997. № 7- 8. С. 244-255.

74. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб: СПбУЭФ; 1994.

75. ГалицаИ.А. Политика реформ: социальный вектор // Экономическая наука современной России, 2002, № 4. С. 124-127.

76. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

77. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование. М., 2002.

78. Гонтмахер Е.Ш. Занятость сквозная проблема ближайшего десятилетия // Человек и труд. 2003. № 1. С. 18-21.

79. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: эволюция 90-х и новый старт. // Pro et Contra. 2001. Т. 6. № 3. С. 7-22.

80. Гонтуар А. Управление выстраиваем по-новому // Экономика. 1999. № 11. С. 55-60.

81. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. М.: МП «Сувенир», БГ, 1993.

82. Городецкий А. Государство и корпорации в институциональной стратегии // Экономика. 1999. № 6. С. 28-36.

83. Горшкова С.А. Европейская социальная Хартия и Россия // Журнал российского права. 2000. № 10. С. 99-112.

84. Государственная социальная политика и стратегия выживания домохозяйства / Под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

85. Грейсон Дж.К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. /Авт. предисл. Б.З. Мильнер. М.: Экономика, 1991.

86. Григорьева И.А. Модели социальной политики: одна, две или больше? // Муниципальная власть. 1998. N° 4. С. 62-65.

87. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России. СПб., 1998.

88. Грядов С.И. Социальная ответственность, психология и этика предпринимателя. Лекция. М.: Изд-во МСХА, 1996.

89. Гусев Н.И. Социальная регуляция в экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Новочеркасск, 1998.

90. Гутник В. Германия // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 8. С. 79-88.

91. Денисов В.А., Филлипов А.В. Управление персоналом в корпорациях. М., 2001.

92. Дискин И.Е. Экономическая трансформация и социальный капитал // Проблемы прогнозирования. 1997. № 1.I

93. Доклад «Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества». Подготовлен в аналитическом центре «Эксперт» / Авторы исследования Бочков П., Лукаш С., руководитель проекта Шмаров А. М., 2004.

94. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2004 / Под общ ред. С.Н. Бобылева. М.: Весь мир, 2004.

95. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общей ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

96. Домнина И. Разработка и использование социальныхнормативов // Экономика. 1999. № 4. С. 54-60.

97. Дубова М.Д. Роль единого социального налога в реализации социальной политики государства // Финансы. 2002. № 12. С. 44-45.

98. Дурова Л.И. Институционализация региональной социальной политики. М., 2000.

99. ЕС: поддержка принципов корпоративной социальной ответственности // Человек и труд. 2003. № 2. С. 24.

100. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования. М., 1998.

102. Жуков В.И. Социальная политика. М, 1999.

104. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. М.: РЭА, Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

106. Зайцев В.И., Логвинов С.А. Социальная политика государства важнейший инструмент регулирования социальных процессов в рыночном хозяйстве. Стратегическое планирование. М., 1998.

107. Ивановский Л.В. Управление развитием кадрового потенциала промышленности крупного города в условиях структурной перестройки. СПб., 2000.

108. Иванченко В. Государство и корпорации // Экономика. 2000. № 1.С. 68-74.

110. Илышев А., Сучкова И. Управлению интеллектуальной собственностью нормативную базу // Экономика. 2000. № 3. С. 71-77.

111. Иноземцев Ю. Взаимосвязь факторов конкурентоспособности // Экономика. 2000. № ю. С. 92-94.

113. Кадомцева С.В. Развитие человеческого потенциала и социальная политика государства // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2004. № 3. С. 116-121.

114. Кадомцева С.В. Экономические основы системы социальной защиты. М., 1997.

115. Калашников С.В. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство // Человек и труд. 2003. № 9. С. 45-47.

116. Калашников С.В. Становление социального государства в России. М.: ГОУ, 2003.

117. Каменецкий В.А. Социально-трудовая сфера в условиях трансформации системы производственных отношений в России. М.: ИЭ РАН, 2001.

118. Каменецкий В.А. Формирование новых экономических условий функционирования социально-трудовой сферы в России. М.: Изд-во AT и СО, 2003.

119. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура.

120. Ростов н/Д.: ОАО Ростиздат, 2001.

121. Карташова JI.B. Стратегия управления человеческими ресурсами и оценка его эффективности. М.: Информ-Знание, 2000.

122. Карташова JI.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 2000.

123. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.

124. Катульский Е.Д. Регулирование трудовых отношений впереходный период к рыночной экономике. Диссертация на соисканиеученой степени доктора экономических наук. М., 1996.

125. Катырин С.Н. О социальной ответственности бизнеса в современной России // Экономическая наука и современная Россия. 2004. №2. С. 116-125.

126. Клейнер Г.Б. Предприятие упущенное ‘звено в цепи институциональных преобразований в России // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2. С. 104-109.

127. Кокин Ю.П. Политика доходов и заработной платы. Учебник. М., 2004.

128. Кокорев И.А. Управление персоналом в рамках концепции человеческого капитала. М., 2002.

129. Колков В.В., Лавриненко И.М. Социальная политика и социальная работа. Учебное пособие. М.: Социум, 2002.

130. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд. 1997. №10. С. 90-92.

133. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М.: Ассоциация менеджеров, 2003.

135. Корпоративная филантропия: мифы и реальность. Результаты социологического исследования. М.: CAF, 2002.

136. Котляр А.Э. О субъектах и объекте рынка труда // Человек и труд. 2003. № 5. С. 30-32.

137. Коттс Д. Управление инфраструктурой организации М.: Типография «НОВОСТИ», 2001.

138. Коул Джеральд Управление персоналом в современных организациях / Пер. с англ. М.: ООО «Вершина», 2004.

139. Коулмен Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122-139.

140. Кресс-В., Грачев В. Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития // Экономика. 2000. № 3. С. 33-37.

141. Круден Герберт Дж., Шерман Артур У. Зарубежный опыт управления персоналом. В 8 частях. М., 2000-2001.

142. Кувалин Д. Остров сокровищ // Экономика и жизнь. 2002. №38.

143. Кузнецов A.JI. Социальные стратегии предприятия. Ижевск: ИжГТУ, 2000.

144. Кулаков П.А. Социальная политика в России (социологический анализ). Новосибирск: НГУ, 1998.

145. Курбанов Н.Х. Становление и развитие рынка труда в переходный период М., 1998.

146. Кушпов В.А. Социальная ответственность бизнеса как компонент рыночной экономики // Человек и труд. 2004. № 2. С 68-69.

147. Кушпов В.А. Социальная ответственность как фактор развития предприятий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2004.

148. Лавриненко И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80-е первая половина 90-х годов XX столетия). М., 2000.

149. Ларионов И.К. Социальная теория: Общие основы и особенности России: Учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2001.

151. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

152. Лексин В.Н. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения. М.: УРСС, 2000.

153. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Общероссийские реформы и территориальное’ развитие. Статья 4. Социальные обязательства государства, социальная политика и социальные реформы // Российский экономический журнал. 2001. № 1. С. 38-53.

154. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 5. Распределение социальных обязательств между федеральным, региональным и местным уровнями // Российский экономический журнал. 2001. № 2. С. 36-52.

155. Маслов В.Е. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. !

156. Масютин С.А. Механизмы корпоративного управления: Научная монография. М.: Финстатинформ, 2002.

157. Матвиенко В.И. Актуальные вопросы социальной политики России // Международная жизнь. 1999. № 4. С. 31-38.

158. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия / Под ред. Клейнера Г.Б. М., 2001.

159. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1994.

160. Микульский К.И. Взаимодействие экономической и социальной политики. М.: Экономика, 1987.

161. Микульский К.И. Социально-экономическая политика в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1978.

162. Мильнер Б. Крупные корпорации основа подъема и ускоренного развития экономики // Вопросы экономики. 1998. № 9. С. 6676.

163. Михальски Т. Японские организационные формы в Западной экономике // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2. С. 101106.

164. Молодякова Э. Механизм регулирования трудовых отношений в Японии // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. С. 5862.

165. Морита А. Сделано в Японии М., 1993.

166. Мухетдинова Н. Новые механизмы финансирования социальных расходов // Экономика. 2001. № 2. С. 69-78.

167. Мысляева И.Н. Современная идеология и практика социального партнерства М.: ИППС, 1998.

168. На пути к социальному государству: Сборник материалов заседания круглого стола, состоявшегося в Академии труда и социальных отношений 19 ноября 2002 г. / Под общ. ред Н.Н. Гриценко. М.: AT и СО, 2003.

169. Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М., 1967.

170. Новосельский В. Изменения социально-экономических процессов // Экономика. 2001. № 3. С. 34-42.

171. О составе затрат на рабочую силу в 2002 году. Материалы Госкомстата России // Общество и экономика. 2004. № 1. С. 179-191.

172. О социальной роли бизнеса // Общество и экономика. 2004. № 11-12. С. 44-71.

173. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1997.

175. Одегов Ю.Г., Федченко А.А. Оплата труда и доходы работников. М.: Дашков и К0, 2004.

176. Омельченко Е.В. Российское предпринимательство: проблемыуроста. М., 2002

177. Осипенко О.В. Как улучшить регулирование деятельности российских корпораций средствами «рекомендательного права»? (К завершению первого года применения Кодекса корпоративного поведения) // Российский экономический журнал. 2003. № 2. С. 15-40.

179. Остертаг К. Стимулирование труда и развития производства наIсовременных предприятиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1997.

180. Пенкова-Люейзер Г., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления. М.: Муниципальная власть, 2000.

181. Пенсионная программа вашего предприятия и как ее эффективно построить. М.: Просвещение, 2002.

182. Переход к рынку: борьба мнений. М.: Наука, 1993.

183. Пикуль В.В. Экономический рост и его факторы в условияхперехода к рынку. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов н /Д., 2000.

184. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.

185. Плакся В.И. Безработица: теория и практика (социально-экономический аспект) М.: РАГС, 2004.

186. Плотицына JI.А. Социальная ответственность крупного бизнеса как инструмент корпоративного управления в современных условиях // Финансы и кредит. 2003. № 5. С 13-16.

187. Попков А.А. Социальное развитие организаций корпоративного сектора как ресурс экономического роста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2004.

188. Попков А.А. Социальное развитие предприятий. М.: РАГС,2004.

189. Попов А.В. Теория и организация . американскогоменеджмента. М., 1991.

190. Попов Ю.Н. Корпоративная этика философия социального партнерства//Труд и социальные отношения. 2003. № 1. С. 107-120.

191. Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Экономическая социология Т. 4. № 5. 2003. С. 34-53.

192. Потемкин В.К. Социальные проблемы управления персоналом. СПб., 1996.

193. Потемкин В.К. Трудовой потенциал и кадровая политика предприятий. СПб., 1994.I

194. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 5-16.

195. Ракитская Г.Я. О границах применения количественных оценок при анализе социально-экономической эффективности хозяйственных мероприятий / Системный анализ социально-экономической эффективности хозяйственных мероприятий. Рига, 1981.

196. Ракитская Г.Я. Социально-трудовые отношения (Общая теория и проблемы становления их демократического регулирования всовременной России). М.: Институт перспектив и проблем страны, 2003.

197. Ракитская Г.Я. Цели социально-экономического развития и эффективность научно-технического прогресса. М., 1982.

198. Ракитский Б. Стратегия социальной политики в обществе переходного типа // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 5. С. 94-97.

199. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России. М.: Институт перспектив и проблем страны, 2000.

200. Ржаницына JI.C. Доходы: уровень, дифференциация, гарантия. М.: Профиздат, 1991.

201. Римашевская Н.М. Качество человеческого потенциала России как стратегическая цель // Народонаселение. 2004. № 3. С. 17-27.

202. Римашевская Н.М. Социальные реформы и стратегические задачи // Свободная мысль XXI. 2004. № 11. С. 30-44.

203. Римашевская Н.М. Социальный вектор развития России //

204. Народонаселение. 2003. № 4. С. 5-15.

206. Розенков Д.А. Управление экономическим взаимодействием бизнеса и государства в регионе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2001

207. Роик В.Д. Основы социального страхования. М.: РАГС, 2004.

209. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. М: ДИСС, 1997.

211. Савицкий К. Кодекс корпоративного поведения: проблемы разработки и внедрения // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 126-135.

212. Савченко П., Федорова М. Социальная сфера предприятий // Экономист. 1996. № 4. С. 62-70.

213. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов н /Д., 1997.

214. Сейтмуратов Р., Юлдашев И. Стимулирование производительности труда // Экономика. 2001. № 4. С. 55-58.I

215. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. Учебник М.: ИНФРА-М, 2004

216. Слуцкий Г.В. Управление социальным развитием персонала предприятия. Учебное пособие. М.: ГАУ, 1994.

217. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос, 1999.

218. Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 3. С 67-73.

219. Соловьев А.К. Основы пенсионного страхования в России. М.:1. Светлица, 2001.

221. Социальная ответственность как фактор эффективного развития современного общества (Европейский опыт и Россия). М., 2002.

222. Социальная политика в период перехода к рынку: правовые решения. Сб. статей / Под ред. А. Ослунда и М. Дмитриева. М., 1996.

223. Социальная политика в постсоциалистическом обществе:задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001.

225. Социальная политика муниципальных образований. Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: ЦБНТИ, 2004.t

226. Социальная политика. Учебник / Под общ. ред. Волгина Н.А. М.: РАГС, 2003.

227. Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография / Под общ. ред. В.И. Жукова. М.: МГСУ «Союз», 2002.

228. Социальная политика: Толковый словарь. Изд. 2-е доработанное / Под ред. Волгина Н.А., Ракитского Б.В. М., 2002.

229. Социальная хартия российского бизнеса // Человек и труд. 2005. № 1. С. 45-46.

230. Социальная энциклопедия / Редкол.: А.П Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

231. Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика / Общ. ред. Чепуренко А.Ю. М.:РОССПЭН, 2001.

232. Социальное управление организацией. Рузаевка: Рузаевский печатник, 1999.

233. Социальное управление: региональный уровень. Учебное пособие / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. Ростов н/Д: СКАГС, 2002.

235. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. В 2 кн. / Под ред. К.И. Микульского. М.: Экономика, 2003.

236. Социальный кодекс ОАО «ЛУКОЙЛ». М., 2002.

237. Социальный портрет бизнеса. Путеводитель по социальным программам российского бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004

238. Старчер Д., Палацци М. Корпоративная социальная ответственность в бизнесе. М.: Права человека, 1997.

239. Стратегия развития государства на период до 2010 года // Российский экономический журнал. 2001. № 1. С. 3-37.

243. Супян В.Б. Экономика США. М., 2003.

244. Сухов* С.В. Пространство субъектов управления организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № . 4. С. 16-19.

245. Сухорукова Т. Социальные рычаги экономического роста // Экономика. 1999. № 7. С. 56-59.

246. Тарасова С.В. Экономическая теория благосостояния. М.,2001.

248. Толмачева М. Социальные издержки реформ // Экономика. 2001. №7. С. 59-62.

249. Травин В.В., Курбатова М.Б., Магура М.И. Мотивационный менеджмент. Учебное пособие. М.: Дело, 2004.

251. Турсунова А.Р. Корпоративная социальная политика: зарубежный и российский опыт. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2003

252. Турсунова А.Р. Современная корпорация субъект социальной политики. М.: Пашков дом, 2002.

253. Уотермен Р. Фактор обновления. М., 1989.

254. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2003.

255. Уткин О. Новые технологии системного анализа деятельности компаний // Экономика. 2001. № 8. С. 67-68.

256. Федосова Р.Н. Основы социального управления на предприятиях. Учебное пособие. Владимир, 2000.

257. Филатова О. Стоимость рабочей силы в России // Экономика. 2000. №4. С. 41-50.

258. Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 84-88.

259. Хаматова JI.A. Экономика предприятия. Экономические ресурсы предприятия. М., 2003.

260. Хлопова Т.В., Дьякович М.П. К оценке трудового потенциала предприятия // Социологические исследования. 2003. № 3. С. 67-74.

261. Хлынов В. Формы и методы экономического стимулирования труда на предприятиях Японии // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 111-114.

262. Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие. М.: ИНФОРМ-М, 2001.

263. Храпылина Л.П. Труд необходимо вывести из социального тупика // Человек и труд. 2004. № 4. С. 33-34.

264. Хруцкий В.Е. Управленческий персонал в промышленности США. М., 1988.

265. Цветкова Г. Кризис трудовой мотивации и его последствия // Экономика. 2000. № 4. С. 51-56.

266. Чултэмийн У. К вопросу о стратегии. Стратегия социальной политики Монголии // Государственная служба. 2004. № 6. С. 35-45.

267. Чултэмийн У. Приоритеты социальной политики в условиях становления рыночной экономики Монголии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2005.

268. Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. М., 1993.

269. Шарков Ф.И. Основы региональной социальной политики. Учебное пособие. М.: AT и СО, 2000.

270. Шаронов А. Эволюция социальной политики: тенденции и перспективы // Общество и экономика. 2000. № 7. С. 39-48.

271. Шаталин С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990.

272. Шашуро А. Не всякий рост означает развитие // Экономика. 2000. № 4. С. 28-33.

273. Шеин! В.И., Жуплев А.В., Володин А.А. Корпоративный менеджмент: опыт России и США. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.

275. Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации: результативность, порядочность, проявление заботы. М., 2000.

276. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. М.: Дашков и К0,2004.

277. Щербаков А.И. Производительность труда: проблемы и перспективы. М.: Знание, 2004.

279. Экономика переходного периода / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995.

280. Экономика труда (Социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: Экзамен, 2002.

281. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. Совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. М.: Экономика, 1999.

282. Юсупов А. Зарплата зависит от качества труда, а не наоборот // Человек и труд. 1995. №10. С.72-73.

283. Якутии Ю. Еще раз к анализу эффективности становящихся российских корпораций // Российский экономический журнал. 1998. № 910. С 33-42.

284. Becker, Gary S. Human capital: theoretical and empirical analysis, with special reference to education. N.Y., 1964.

285. Bourdie P. Forms of Capital // The Sociology of Economic Life. Boulder, 2001.

286. Coleman J.W. Social Problems: A brief introduction. N.-Y.: Longman, 1998. «

288. Lin N. Social Capital: A Theory of Social Structure an Action. New York, 2000. и др.

290. Specialization and prosperity in small open economies. London: Routledge, 1998.