Совместные торги

ПРАКТИКА СОВМЕСТНЫХ ТОРГОВ

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

 
    Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрены организационные инструменты, позволяющие оптимизировать труд закупщиков на местах посредством проведения централизованных закупок или совместных конкурсов или аукционов (далее — совместные закупки).
 

Организатор закупок

    Отметим, что проведение совместной закупки допустимо в случае, если у двух и более заказчиков возникла потребность в закупках одних и тех же товаров, работ или услуг. Ведущая роль при проведении таких закупок отводится организатору совместной закупки (далее — организатор).
    Закон № 44-ФЗ предусматривает несколько вариантов выбора (или назначения) организатора:
    первый вариант — организатором может быть один из заказчиков, в интересах которых проводится такая закупка;
    второй вариант — организатором может быть уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) в случаях, если такими полномочиями они были наделены, например, при их создании (ст. 26 Закона № 44-ФЗ).
    В любом случае организатор — это тот субъект, который отвечает за подготовку и организацию совместной закупочной процедуры, другими словами — генеральный исполнитель. Например, к функциям и полномочиям организатора относятся следующие действия:

утверждение состава комиссии по осуществлению закупок;
разработка и размещение на официальном сайте процедурной документации;
внесение изменений в извещение и документацию (при необходимости) и их размещение на официальном сайте;
предоставление документации и разъяснений положений документации по запросам потенциальных участников;
направление протоколов (их копий), составленных в ходе проведения совместной процедуры каждой стороне соглашения.

Service Temporarily Unavailable

Рисунок 1. Порядок организации и проведения совместного конкурса или аукциона

 
    Ввиду того что данная модель организации закупочного процесса была впервые апробирована около 10 лет назад, остановимся на отдельных вопросах организации и проведения совместных закупок с учетом сложившейся практики.
 

Обязательность заключения соглашения

    Соглашение о проведении совместной закупки составляется в письменной форме и в произвольном формате по его содержательной части, но с учетом требований, предусмотренных ч. 2 ст. 25 Закона № 44-ФЗ, которая устанавливает требования к обязательной информации в тексте такого соглашения. Заключение такого соглашения имеет важное юридическое значение и последствия как для заказчика, так и для участников процедуры закупки.
 

Пример из судебной практики

    По итогам совместной закупки один из заказчиков не направил победителю проект контракта с целью дальнейшего его заключения, в связи с чем победитель вынужден был защищать свои права в арбитраже.

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ глава 3 дополняется новой статьей 24.2.

См. текст в будущей .

Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы

Совместные торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ

При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1) информацию о сторонах соглашения;

1.1) идентификационный код закупки;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;

5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;

6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;

7) порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации о закупке;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;

9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;

10) срок действия соглашения;

11) порядок рассмотрения споров;

12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.

3. Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

4. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.

5. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Совместные торги, порядок проведения.