Создание рабочих мест в России

Снижение безработицы в нашей стране связано с двумя факторами. С одной стороны, демографические процессы в течение большей части постсоветского периода носят скорее негативный характер, что обусловило сокращение рабочей силы. С другой стороны, развитие экономики России стимулирует создание новых рабочих мест. Так, за последние 10 лет было создано порядка 1,4 миллиона дополнительных рабочих мест, а за последние 15 лет – целых 6 миллионов рабочих мест. То есть очень большое число безработных смогли за этот срок найти себе хоть какую-то работу. В целом в России в 2018 году работу имели почти 73 миллиона человек.

Как свидетельствуют результаты исследования, за последние три года в 30 регионах число рабочих мест увеличилось, а в 55 сократилось. При этом в целом тридцатка регионов с положительной динамикой смогла полностью компенсировать сокращение в остальных регионах. За последние 10 лет ситуация в целом схожая. Рост числа рабочих мест наблюдается в 27 регионах, а сокращение отмечается в 56 субъектах РФ. Можно сказать, что происходит планомерный переток рабочих рук и светлых голов в небольшое число регионов-лидеров.

Лидером по созданию рабочих мест в последние три года стал московский регион. В Московской области за 2016-2018 годы было создано 224 тысячи рабочих мест, а в Москве – 216 тысяч. Эти два региона соответственно заняли первое и второе место в рейтинге.

Также в первую десятку вошли: Краснодарский край, Санкт-Петербург, Республика Дагестан, Челябинская область, Тюменская область, Чеченская Республика, Воронежская область и Республика Ингушетия. В целом первая десятка регионов за последние три года создала чуть менее 900 рабочих мест. При этом еще два региона, Томская область и Севастополь, расположившиеся на 11 и 12 местах, показали очень хороший результат (по 27 тысяч новых рабочих мест за последние три года) – на уровне первой десятки. Ростовская область, которая расположилась на 13 месте в рейтинге, уже отстает от ТОП-12 достаточно заметно, у нее результат прироста рабочих мест менее 20 тысяч.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях»

Создание новых рабочих мест — объективный процесс развития экономики. Он постоянно обуславливается ростом и совершенствованием производства, его структурными изменениями. Создание новых рабочих мест стимулируется научно-техническим прогрессом, задействованием новых производств и, по большей части, увеличением действующих. Без создания новых рабочих мест невозможна оптимальная, производительная занятость трудоспособных граждан в обществе, что является важным фактором повышения эффективности производства и одновременно уровня жизни населения.

Переход России к рыночной экономике принципиально изменил условия создания новых рабочих мест.

Произошел глубокий спад производства. Частично или даже полностью прекратили работу тысячи предприятий. Крайне замедлились процессы создания новых производств, модернизации и реконструкции действующих. Практически замерла инвестиционная деятельность, в то время как глобальный характер структурной перестройки требует огромных вложений в новые отрасли и предприятия, в модернизацию и реконструкцию действующих производств.

Валовые инвестиции в народное хозяйство не превышают реальных амортизационных отчислений, что ведет к физическому и моральному износу основных производственных фондов, снижает потребности в новом оборудовании. Амортизационные средства расходуются на инвестиции на 25%. Те же относительно небольшие инвестиции, которые выделяются государством, расходуются не эффективно. Путем лоббирования они часто направляются на поддержку убыточных предприятий, не имеющих перспектив развития.

К сказанному следует добавить недейственные финансовую и налоговую системы, высокий банковский процент на предлагаемые кредиты, давление на российский рынок импортных товаров, забвение в экономической политике главным звеном народного хозяйства — предприятием.

В итоге, в 1998г. объём внутреннего валового продукта, как и промышленного производства, составил около 50% от дореформенного объема. Доля неплатежеспособных, убыточных предприятий перевалила за 40%. Несмотря на все заверения государственных властей, положение не улучшается.

В этих условиях процесс создания новых рабочих мест катастрофически замедлился, более того началось массовое сокращение имевшихся на предприятиях рабочих мест, а многие фактически существующие рабочие места либо не используются, либо используются частично.

Имеются многочисленные данные об опережающем выбытии рабочих мест по сравнению с вводом новых. Так, по расчетам Института труда Минтруда России, только в 1994г. в промышленности выбытие рабочих мест составило 643 тыс. единиц, в то время как новых было введено лишь 160 тыс. В целом по народному хозяйству за истекший период реформы было ликвидировано около 10 млн. рабочих мест. И это несмотря на одновременное осуществление мероприятий по сохранению рабочих мест за счет предоставления определенных субсидий предприятиям, которые собирались сократить рабочие места и излишнюю численность.

Очевидно, что в этих условиях должна сокращаться численность в отраслях реальной экономики. За четыре года реформы (1991-1995г.) в промышленности она уменьшилась на 4,1 млн. человек или на 20%. Отсюда рост безработицы. Ее общий реальный уровень оценивается в 9-10% экономически активного населения, хотя зарегистрированные безработные составляют лишь около 4% этого населения. Массовый характер приняли отпуска по инициативе администрации, работа неполный рабочий день и, если так можно сказать, фактическое присутствие на работе, а не высокопроизводительная работа. В таком режиме в настоящее время заняты на предприятиях миллионы людей.

Если представить себе, что требования реформирования экономики начнут реально выполняться, и в связи с этим излишняя численность на предприятиях станет недопустимой, так как она резко снижает эффективность их работы, также недопустимым станет сохранение тысяч убыточных предприятий, а темпы структурных преобразований ускорятся, то число незанятых людей в обществе должно будет подскочить до 10-15млн. человек или до 20% от численности экономически активного населения.

Сказанное является подтверждением того, что проблема создания и сохранения рабочих мест при обеспечении оптимальной и высокопроизводительной занятости трудоспособных граждан является одной из острейших экономических и социальных проблем современного этапа преобразования экономических и всех других отношений в России. Если ее не решить, последствия окажутся губительными для всех областей общественной жизни. Стагнация производства будет продолжаться, кадровый потенциал — разрушаться, жизненный уровень населения — снижаться, социальная напряженность — усиливаться.

Не случайны, поэтому выработка и принятие Указа Президента РФ от 23 мая 1996г. № 768 «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 — 2000 годы», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996г. № 928 «О мерах Правительства Российской Федерации по созданию рабочих мест» и Постановления Правительства «О федеральной целевой программе занятости населения Российской Федерации на 1998 — 2000 годы».

В Указе Президента РФ справедливо отмечается, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, и поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования. При этом главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере должно явиться формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. С этой целью должны быть созданы механизмы, обеспечивающие большую адресность государственной поддержки, в том числе оказание финансовой помощи, в целях сохранения и создания рабочих мест.

Со своей стороны скажем, что необходимость решения проблемы занятости на общегосударственном уровне связана не только с предотвращением роста безработицы, что в настоящее время является проявлением превышения спроса трудоспособных граждан на рабочие места в сравнении со спросом на рабочие места экономики. В России, в отличие от развитых западных стран, практически нет абсолютных экономических границ расширения занятости, поскольку нет опасности перепроизводства товаров, Емкость товарного рынка практически не ограничена. Потребности бедного в своей массе населения удовлетворяются так плохо, что решение этого вопроса требует значительного увеличения производства почти во всех отраслях. При этом, однако, оживить многие ранее процветавшие производства не удастся. Такова логика структурной перестройки народного хозяйства. Вот почему создание рабочих мест понадобится там, где их нет. Из тех же отраслей и предприятий, которые сейчас имеют значительную излишнюю численность, но не имеют перспектив развития, придется высвободить сотни тысяч людей. Последние должны будут найти работу в развивающихся отраслях и производствах.

В двух отмеченных общегосударственных документах определен длинный перечень значимых задач и мероприятий, направленных на решение проблемы занятости в нашей стране. Обратим внимание лишь на те, которые имеют отношение к теме диссертации.

Очевидно, что общая, отраслевая и региональная потребности населения в рабочих местах, как на текущий период, так и на перспективу, должны определяться на основе демографических прогнозов и всестороннего анализа данных о численности и структуре занятых и безработных, количестве и структуре имеющихся рабочих мест, на изучении спроса и предложения на рабочие места, исходя из направлений и темпов развития тех и других производств, выборе приоритетных направлений создания новых рабочих мест, других факторов.

Для внесения принципа плановости в решение задачи занятости имеется в виду разрабатывать «Генеральные схемы создания рабочих мест» с их отраслевой и региональной разбивкой. В них должны определяться параметры общей потребности в рабочих местах, рациональная структура занятости, другие важные показатели, определяющие характер и масштабы проведения работы по созданию рабочих мест. Генеральные схемы будут учитываться при разработке федеральных, отраслевых и региональных целевых программ создания новых рабочих мест. Причем на их реализацию ежегодно, начиная с 1997г., в государственном бюджете должны предусматриваться финансовые ресурсы.

Следовательно, и это чрезвычайно важно, мероприятия по созданию рабочих мест должны разрабатываться и осуществляться на всех уровнях управления: федеральном, отраслевом, региональном — как субъектами Российской Федерации, так и муниципальными образованиями, на уровне объединений и предприятий. Применительно к каждому из этих уровней должны вырабатываться эффективные механизмы стимулирования процесса создания рабочих мест.

В документах указывается на необходимость повышения инвестиционной активности всех экономических субъектов, создание системы конкурсности в предоставлении кредитов и ссуд. Без надежного и масштабного инвестирования средств в реальную экономику невозможен существенный подъем производства, оживление имеющихся и создание новых рабочих мест. В этой связи обращается внимание на повышение роли Государственного фонда занятости населения. В настоящее время программы содействия занятости, которые финансируются за счет этого фонда, по большей части являются программами поддержки безработных и не решают задачи создания рабочих мест.

Требуются меры по повышению конкурентоспособности отечественной рабочей силы, что связано с улучшением качества создаваемых рабочих мест, обеспечением на них высокопроизводительной занятости, как основы роста заработной платы, усиления заинтересованности работников в высоких результатах труда.

Должна быть создана эффективная система территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, что напрямую затрагивает вопросы подготовки и переподготовки кадров, жилищного строительства и др.

Должна быть усилена роль и повышена ответственность участников социально-трудовых отношений за обеспечение оптимальной и высокопроизводительной занятости. Социальное партнерство должно активно вторгнуться в эту область социально-экономической жизни.

Имеются и другие задачи и мероприятия в сфере создания рабочих мест: улучшение использования производственных мощностей, развитие общественных работ, внесение изменений в налоговое законодательство и др.

Однако все отмеченные выше задачи и мероприятия успешно могут реализоваться лишь в условиях политического курса на подъем экономики. В противном случае многое из того, что хорошо изложено на листах бумаги, останется только на них, 1997-1998 годы — лучшее тому подтверждение.

Но при всех негативных сторонах текущего момента социально-экономического развития страны есть острая необходимость в научно-практической разработке многих вопросов, определенных в общегосударственных документах. Очевидно, что для этого потребуется не одна разработка, может быть подготовлена не одна диссертация. Настоящая диссертация посвящена стимулированию создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников путем предоставления предприятиям инвестиционных средств.

Речь, таким образом, идет о стимулировании создания рабочих мест. Но в эту широкую тему вносится ряд ограничений.

Первое. В диссертации рассматривается экономическое стимулирование предприятий в форме предоставления им инвестиционных средств, т.е. инвестиционное стимулирование. В плановой экономике стимулирование создания рабочих мест может быть в форме соответствующего формирования фондов экономического стимулирования или премирования руководящих работников предприятий, т.е. в форме непосредственного материального стимулирования коллективов предприятий и их отдельных групп работников. В рыночной экономике материальное, экономическое стимулирование создания рабочих мест на предприятиях приобретает иные формы.

Второе. В диссертации рассматривается стимулирование создания новых рабочих мест. Мы уже отмечали, что на предприятиях промышленности и других производственных отраслей имеются сотни тысяч не используемых, но и не ликвидированных рабочих мест. При подъеме экономики часть из них будет задействована вновь. Здесь также понадобятся и определенные стимулы. Но применять инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест было бы неправильно, т.к. присущим ему объектом стимулирования является создание новых рабочих мест на основе научно-технических и организационных мероприятий.

Третье. Стимулирование создания новых рабочих мест рассматривается в диссертации применительно к действующим предприятиям. При этом очевидна возможность и необходимость использования такого стимулирования и для вновь создаваемых предприятий, в особенности малого и среднего бизнеса, что позволяет задействовать многие рабочие места. Как показывает опыт, без стартового капитала на приобретение или аренду производственных помещений, станочного и другого оборудования такие предприятия создать крайне трудно.

Четвертое. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест может использоваться в интересах роста производительности труда и сокращения численности работников. Это обычное следствие научно-технического прогресса. Но нам необходимо такое стимулирование, которое позволяло бы разрешать противоречие между научно-техническим прогрессом как средством высвобождения численности персонала и острой потребностью в новых рабочих местах для трудоустройства работников. Именно такое стимулирование рассматривается в диссертации. При этом не случайно говорится о работниках предприятия, а не о незанятых гражданах, безработных. Дело в том, что при реконструкции и модернизации производства новые рабочие места могут заполняться имеющимися на предприятии работниками без привлечения работников со стороны, т.е. незанятых граждан. Трудоустройство не только «чужих», но и «своих» исключительно важно, поскольку в противном случае последние должны будут пополнить армию безработных граждан.

Так выкристаллизуется одно из научных и практических направлений создания рабочих мест, а именно, инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников.

Научно-практическая разработка этой темы представляется нам социально и экономически значимой. Она актуальна, поскольку такое стимулирование, как показывает опыт, может использоваться и в условиях стагнации экономики.

Рассмотрим многоплановое социально-экономическое значение инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников.

1. На основе такого инвестиционного стимулирования достигается целенаправленное стимулирование создания новых рабочих мест. Любые другие инвестиции в развитие производства могут также содержать определенные требования по созданию новых рабочих мест. Скажем, вложение средств в создание нового производства или расширение действующего; при этом одним из условий инвестиционного проекта является создание определенного количества новых рабочих мест. Но в данном, как и во многих других случаях, создание новых рабочих мест находится на втором или даже третьем плане.

К этому следует добавить то, о чем уже шла речь. Инвестирование средств в производство заинтересовывает предприятия во внедрении высокопроизводительной техники, которая требует относительно малой численности или даже ее сокращения. С точки зрения экономического роста -это правильно, т. к. обеспечивает экономию одной из важных затрат на производство продукции. Заинтересованность предприятия в увеличении численности, создание новых рабочих мест возникает лишь тогда, когда такой путь экономического роста сулит ему определенную выгоду. Такая выгода может быть обеспечена на основе инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников. Но оговоримся сразу: это вовсе не означает снятия задачи повышения эффективности производства. Об этом речь пойдет ниже.

Целенаправленность рассматриваемой формы инвестиционного стимулирования на стимулирование создания новых рабочих мест позволяет заинтересовать предприятие не просто в увеличении занятости, но использовании на производстве отдельных групп населения, и в первую очередь слабо защищенных слоев. А нужда в этом имеется большая. Так, анализ зарегистрированных безработных свидетельствует о непомерно высокой доле в их числе женщин, молодежи и инвалидов. Очевидно, что заставить предприятия принимать на работу эти, как и некоторые другие категории населения (беженцев, вынужденных переселенцев, лиц освобожденных из заключения и др.), невозможно или чрезвычайно трудно. Лимиты по приему на работу отдельных категорий населения, которые устанавливались государственными органами в плановой экономике, вышли, если так можно сказать, из моды. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест может с успехом заменить эту практику. В противном случае социальные противоречия в обществе будут возрастать.

Молодежь, не находя работу в реальном секторе экономики, будет все больше втягиваться в неформальную занятость в теневой экономике, пополняя и так разросшиеся ряды преступного мира. Безработные женщины, в особенности одинокие матери, лишаются возможности нормально растить детей. Инвалиды, лишенные дополнительного заработка сверх пенсии, теряют возможность приобретения необходимых им лекарств и т.д.

2. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест может быть одновременно действенным средством стимулирования расширения и повышения эффективности производства. Все дело состоит в том, какие рабочие места будут созданы. Если это будут отсталые, с точки зрения технического и организационного уровня, рабочие места, то в таком случае нечего ожидать повышения эффективности производства. Но если эти рабочие места будут соответствовать научно-техническому прогрессу, то одновременно с созданием таких мест будет обеспечен рост и повышение эффективности производства. Все зависит от условий предоставления инвестиционных средств. И здесь большую роль должны играть государственные органы, опирающиеся в своей деятельности на анализ как экономической, так и социальной ситуации.

Возможности инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест велики. Оно может положительно влиять практически на все социально-экономические стороны развития предприятия: расширение производства, улучшение использования производственных мощностей, внедрение новой техники и технологии, модернизацию и реконструкцию производства, повышение квалификации кадров, структурную перестройку, создание хороших, с точки зрения условий труда, рабочих мест и др. Таким образом, в результате инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест имеется в виду создание не просто рабочих мест, а таких, которые обеспечивают высокопроизводительную занятость работников.

3. Следовательно, инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест через высокопроизводительную занятость является реальным средством повышения оплаты труда занятых работников. Если же учесть, что в числе занятых может быть значительна доля работников, которые относятся к слабозащищенным слоям населения, то такое стимулирование является хорошей материальной поддержкой молодежи, женщин, инвалидов, других категорий граждан.

4. В условиях дефицита государственного бюджета, а это положение будет изменить не просто, важно использовать все возможные источники средств для инвестирования в экономику: средства государственного бюджета, внебюджетные фонды и, во чтобы то ни стало, привлечь средства самих предприятий. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях позволяет это сделать. Оно дает возможность перенести эту форму инвестирования в регионы, т.е. непосредственно приблизить ее к предприятиям, увязать инвестиционное стимулирование с их реальными потребностями в рабочей силе, а также потребностями занятости в регионе с учетом структурной перестройки.

У большинства предприятий могут быть мобилизованы определенные средства на развитие производства, но этих средств часто не хватает, и, кроме того, направления использования средств не всегда совпадают с интересами региона. Инвестиционное стимулирование позволяет восполнить недостающие средства, объединить все возможные средства и направить их в нужное русло.

5. В условиях нехватки инвестиционных средств необходимо искать пути повышения их отдачи. Решение вопросов занятости за счет создания новых предприятий крайне дорого. По расчетам Института труда Минтруда России, затраты на создание одного рабочего места в ценах на 01.01.1996г. были (в млн. руб.) в промышленности — 346, машиностроении — 165, легкой промышленности — 147, промышленности строительных материалов — 286. Что же касается создания одного рабочего места на действующих предприятиях, то они, при определенном отборе отраслей и предприятий, в 10 раз меньше. Отпадает необходимость в строительстве зданий и сооружений, подъездных путей и других коммуникаций; здесь имеется готовая социальная инфраструктура и т. д. Отсюда несомненная выгода в использовании рассматриваемой формы инвестиционного стимулирования.

6. Главным полем использования инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест являются малые и средние предприятия. Они относительно некапиталоемкие, с быстрой капиталоотдачей, хорошо восприимчивы к научно-техническим новшествам, лучше приспосабливаются к рыночным отношениям, скорее накапливают капиталы. Но при всем этом такие предприятия — а их развитие является столбовой дорогой реструктуризации народного хозяйства — часто испытывают трудности с аккумулированием необходимых средств на научно-технические мероприятия, ощущают недостаток оборотных средств, испытывают трудности с получением банковских кредитов. Помочь им в этих вопросах означало бы активизировать предпринимательскую деятельность малого и среднего бизнеса в нужном для реальной экономики направлении, в том числе в создании новых рабочих мест.

Заканчивая рассмотрение формулирования темы, ее значения и актуальности, хотелось бы подчеркнуть, что инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников стоит в ряду мероприятий по усилению социальной ориентированности экономики, достижению эффективной высокопроизводительной занятости населения и повышению его благосостояния.

Вопросам занятости, трудоустройства, создания и сохранения рабочих мест, также как инвестирования средств в экономику, посвящено немало научных работ. Что же касается темы инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников, то она до настоящего времени практически не исследовалась.

Целью диссертационного исследования является определение места инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников в системе мероприятий по обеспечению эффективной, высокопроизводительной занятости населения и выработка действенного механизма такого стимулирования на практике.

В соответствии с указанной целью исследования были поставлены следующие задачи:

— уточнить понятийный аппарат в сфере создания и сохранения рабочих мест;

— раскрыть сущность инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников;

— показать место и роль инвестиционного стимулирования в решении задач занятости населения и повышения эффективности труда;

— установить из каких элементов (звеньев) строится система инвестиционного стимулирования;

— разработать показатели и критерии оценки проектов создания новых рабочих мест;

— рассмотреть действующий порядок предоставления предприятиям инвестиционных средств и контроля за выполнением договорных обязательств и внести предложения по улучшению этого порядка;

— проанализировать практику разработки проектов создания новых рабочих мест с целью ее совершенствования.

Предметом исследования является стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников на основе предоставления предприятиям инвестиционных средств на конкурсной основе.

В качестве объектов проведенного исследования выступают предприятия Москвы, принимавшие участие в подготовке конкурсных проектов по созданию новых рабочих мест, а также органы государственного управления Москвы, организующие инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест.

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды ученых-экономистов, создателей трудовой теории стоимости, сформулировавшие закономерности воспроизводства рабочей силы, взаимодействие факторов труда с другими факторами производства. При разработке избранной темы были использованы законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства России.

В диссертации использованы данные официальной статистики, материалы Министерства труда и социального развития Российской Федерации, постановления и распоряжения Московского правительства и его органов, научные разработки Института труда Минтруда России и других научных организаций.

В ходе подготовки диссертации использованы методы сплошного и выборочного исследования, группировка фактических данных, сравнительный анализ, другие методы обработки статических и фактологических материалов.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— развит понятийный аппарат в сфере создания и сохранения рабочих мест, и в частности, определены три вида создания новых рабочих мест, что имеет принципиальное значение для осуществления мероприятий по расширению и улучшению занятости рабочей силы;

— раскрыта сущность инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест, как необходимого дополнения к используемым различным финансово-экономическим системам. Главной отличительной особенностью инвестиционного стимулирования является то, что объектом стимулирования является непосредственно создание новых рабочих мест, а средством стимулирования — предоставление предприятиям финансовых ресурсов на конкурсной основе проектов создания новых рабочих мест-,

— установлены элементы инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест, которые объединены в восемь крупных блоков, раскрывающих механизм инвестиционного стимулирования;

— разработана система показателей оценки проектов создания новых рабочих мест, из них отобраны те, которые должны использоваться в критериальной оценке проектов; показан механизм воздействия критериев оценки на величину выделяемых предприятиям инвестиционных средств, что и определяет в первую очередь действенность инвестиционного стимулирования»,

— предложены существенные изменения в действующий порядок предоставления предприятиям инвестиционных средств и контроля за выполнением проектов создания новых рабочих мест. Главным в этом отношении должны стать квартальные отчеты предприятий о фактическом выполнении важнейших показателей проектов и использование экономических санкций, размеры которых должны быть увязаны с критериальной оценкой показателей проектов;

— сформулированы предложения по улучшению практики разработки проектов создания новых рабочих мест.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней даны научно-практические рекомендации по инвестиционному стимулированию создания новых рабочих мест на действующих предприятиях в интересах трудоустройства работников. Поэтому основные положения, подходы и методы, изложенные в работе, могут использоваться при совершенствовании нормативно-правовой базы по регулированию инвестиционного стимулирования создания новых рабочих мест, а также практическому проведению инвестиционных конкурсов, выделению предприятиям-победителям инвестиционных средств и контролю за выполнением предприятиями, взятых на себя обязательств.

Апробация работы нашла выражение в публикациях автора по теме диссертации. Результаты исследования опубликованы в 2 работах общим объемом 1,7 п.л. Автор непосредственно участвовал в разработке проекта создания новых рабочих мест на одном из московских предприятий: ОАО «Мебельная фабрика».

Структура, содержание и логика исследования. Логика исследования предопределена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Структура работы представлена в оглавлении диссертации.

А.А.Рожков

МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В ПРОЦЕССЕ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В УГЛЕПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНАХ

Обеспеченность рабочими местами после ликвидации угольной отрасли на улеп-ромышленных территориях является одной из приоритетных задач их социально-экономической реабилитации. При этом показатели занятости местного населения наглядно характеризуют результативность политики государства в этой сфере. В то же время восьмилетний опыт реализации программы реструктуризации угольной промышленности в России показал сложность социально-экономических процессов, происходящих на территориях, испытавших глубокие структурные преобразования. Это не позволяет рассчитывать на эффективность разовых мер в сфере занятости, а также опираться лишь на традиционные методы оценки состояния рынка труда.

В период ликвидации убыточных шахт и разрезов на углепромышленных территориях имели место два противоположно направленных процесса. С одной стороны, сокращение рабочих мест и высвобождение работников угледобывающих предприятий; с другой стороны, в рамках программ местного развития, финансируемых за счет средств госбюджета, осуществлялось создание новых рабочих мест как на действующих предприятиях угольной отрасли, так и на создающихся предприятиях малого и среднего бизнеса. При этом согласно концепции реструктуризации угольной промышленности малому предпринимательству в сфере создания новых рабочих мест придавалось большое значение.

Накопленный за последнее десятилетие опыт ликвидации убыточных разрезов и шахт угольной отрасли выявил широкий спектр проблем, возникновение которых даже не прогнозировалось. Особенно это стало характерно для социальных последствий углепромышленных территорий. Вместе с тем подтвердилась обоснованность исходного положения реализуемой политики в этой сфере. Это относится к социально-экономическому программному подходу структурных преобразований, опирающемуся на широкую государственную поддержку, особенно в сфере социальной защиты высвобождаемых работников, создания условий для жизнедеятельности местного населения и организации новых рабочих мест. Причем, если первые два направления носят единовременный характер, то последнее должно создавать реальную экономическую основу для сохранения местного сообщества и дальнейшего социально-экономического развития территории.

Подход к организации создания новых рабочих мест с целью обеспечения занятости местного населения был реализован на базе Программ местного развития и обеспечения занятости (ПМР) для горнопромышленных территорий. Его основными задачами были следующие. Во-первых, в короткие сроки создать новые рабочие места для обеспечения занятости работников, высвобождаемых с ликвидируемых убыточных производств, и предотвращения возникновения очагов социальной напряженности, вызванных резким снижением их уровня жизни. Во-вторых, создание экономической, социально-политической и психологической базы для долгосрочного развития территории. Следует отметить, что если первая задача на большинстве территорий была более или менее успешно решена, то со второй оказалось все сложнее.

Реализованный на практике подход изначально опирался на следующие основные положения:

— предоставление работникам, высвобожденным в процессе реструктуризации угольной отрасли, широких возможностей для переобучения; организация новых рабочих мест с уровнем заработной платы не ниже среднего на данной территории;

— предоставление муниципальному образованию с моноотраслевой экономикой стартовых возможностей для развития перспективных секторов экономики (неугольной отрасли) за счет долевого финансирования проектов создания новых производств из средств государственной поддержки;

— конкурсная основа выделения средств господдержки для инициируемых предпринимателями инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест;

— обеспечение воспроизводства отпущенных территориям средств господдержки, направляемых на создание новых рабочих мест, с целью последующего их реинвестирования в развитие малого предпринимательства и создание новых рабочих мест взамен ликвидированных в угольной отрасли.

Эти положения в итоге составили содержание государственной политики в сфере обеспечения занятости населения и поддержки местного предпринимательства, реализация которой во второй половине 90-х гг. способствовала снижению социальной напряженности на углепромышленных территориях. Так за период 1998-2000 гг. по направлению «содействие созданию новых рабочих мест» в рамках ПМР, финансируемых с долевым участием средств государственной поддержки угольной отрасли, было создано 19115 новых рабочих мест на 410 действующих и новых 410 предприятиях, расположенных на территории 70 муниципальных образований. Причем из общего числа исполнителей проектов ПМР основную долю (82,5%) составляют предприятия с участием частного (акционерного) капитала, государственные — всего 2,9%, муниципальные — 9%, прочие — 5,6%. На них было реализовано 578 инвестиционных проектов, распределение которых по секторам экономики представлено в табл. 1.

Следует отметить, что период реализации программ местного развития совпал со сложными социально-экономическими условиями в экономике в целом, характеризующимися общим снижением объемов производства промышленной продукции практически во всех секторах экономики; массовым характером взаимных неплатежей; распространением бартерных схем; задержками оплаты труда работникам; низким покупательным уровнем населения (особенно на депрессивных территориях); высоким уровнем скрытой безработицы и социальной напряженности и др. Следствием такой ситуации явились трудности объективного характера, которые, безусловно, сказались на результативности реализации программ местного развития, в том числе и направления «Содействие созданию новых рабочих мест» в углепромышленных регионах.

Поэтому для оценки эффективности социально-экономической политики и программных мероприятий, реализуемых на бывших углепромышленных территориях, а также разработки мер по их дальнейшему совершенствованию необходима организация социально-экономического мониторинга состояния занятости и эффективности размещения средств господдержки, направляемых на создание новых рабочих мест с целью снижения неблагоприятных последствий ликвидации угольной отрасли.

Таблица 1

Распределение инвестиционных проектов по секторам экономики

Сектор экономики (отрасли, подотрасли) Количество проектов Удельный вес, %

Пищевая промышленность 132 22,8

Промышленность строительных материалов 68 11,7

Услуги населению 59 10,2

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-

бумажная промышленность 58 10,0

Химическая и нефтехимическая промышленность 54 9,4

Машиностроение и металлообработка 45 7,8

Легкая промышленность 41 7,1

Сельское хозяйство 31 5,4

Другие отрасли (подотрасли) 27 4,7

Услуги и средства связи 21 3,6

Торговля и общественное питание 15 2,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медицинская промышленность 13 2,3

Транспорт 7 1,2

Мебельная промышленность 4 0,7

Полиграфическая промышленность 2 0,3

Электротехническая промышленность 1 0,2

Итого 578 100,0

Организационная схема исследования включала в себя следующие основные этапы:

1) отбор предприятий для обследования по критериям, обеспечивающим представительность выборки;

2) разработка методологического подхода к оценке перспектив развития предприятий и обоснование методов проведения их комплексного анализа;

3) сбор финансово-экономической информации, характеризующей деятельность предприятий в соответствии с общим форматом разработанной структуры базы данных;

4) экспертная оценка влияния различных факторов жизнедеятельности предприятия на его дальнейшее развитие и эффективность использования средств государственной поддержки;

5) комплексный анализ текущего состояния предприятий, отражающий взаимосвязь технико-экономических, маркетинговых и социальных параметров их жизнеспособности; оценка реального производственно-экономического потенциала предприятий (долгосрочной жизнеспособности) и средних затрат на создание одного рабочего места;

6) разработка методических рекомендаций по оценке перспективности развития предприятий, по укрупненному определению проектной (сметной) и фактической средней стоимости одного рабочего места (в т.ч. за счет средств государственной поддержки) по отраслям экономики;

7) подготовка общих рекомендаций по повышению эффективности использова-

ния средств государственной поддержки при создании новых рабочих мест на различных уровнях управления: от предприятий до федерального уровня.

Для обоснования планируемых капитальных затрат на создание одного рабочего места в условиях конкретной территории необходимо разработать и утвердить укрупненные нормативы, которые могли бы широко использоваться при формировании и реализации программ местного развития.

С этой целью нами были проанализированы и сгруппированы по отраслям экономики 578 инвестиционных проектов, реализованных за период 1998-2000 гг. Далее по ним были рассчитаны фактические средние удельные затраты на создание одного рабочего места. Результаты исследования позволили в качестве нормативных укрупненных показателей при формировании и реализации ПМР рекомендовать значения средних удельных затрат на создание одного рабочего места по 13 основным отраслям экономики (табл. 2).

Таблица 2

Группировка укрупненных средних удельных затрат на создание одного рабочего места по секторам экономики

Группа Средние удельные затраты, тыс. р. Сектор экономики (отрасли, подотрасли)

Первая До 100 Машиностроение и металлообработка Сельское хозяйство Медицинская промышленность Электротехническая промышленность Услуги и средства связи

Вторая 100-150 Пищевая промышленность Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Легкая промышленность Услуги населению Полиграфическая промышленность Мебельная промышленность Торговля и общественное питание Транспорт

Третья Свыше 150 Химическая и нефтехимическая промышленность Промышленность строительных материалов

Нормативные укрупненные средние удельные затраты на создание одного рабочего места разработаны только для тех секторов экономики, по которым имеется достаточное количество объектов-представителей, оцененных на данный момент времени по нескольким имеющимся источникам, разброс значений по которым находится в пределах, принятых в стандартных методиках обработки статистических данных.

В настоящее время разработанные нормативные укрупненные удельные затраты стоимости одного рабочего места проходят апробацию при разработке предпро-ектной и проектной документации на объекты ПМР, при экспертизе этой документа-

ции органами государственной экспертизы на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, а также в ГУ «Соцуголь» при формировании годовых ПМР.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, мониторинг занятости местного населения на углепромышленных территориях должен осуществляться по основным направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— мониторинг создания новых рабочих мест;

— мониторинг рынка труда на территории;

— мониторинг уровня жизни;

— мониторинг результативности использования средств господдержки.

Основные направления мониторинга занятости населения на углепромышленных территориях

Во-вторых, происходящие на углепромышленных территориях процессы не всегда адекватно воспринимаются местным населением и, в первую очередь, высвобожденными работниками угледобывающих предприятий. Поэтому исключительно важной задачей мониторинга является информационная работа, осуществляющаяся как через средства массовой информации, так и путем организации непосредственных встреч с людьми. До них важно донести то, что без их активной жизненной позиции и предпринимательской инициативы невозможно создать в достаточном количестве рабочие места, привлечь на территорию инвестиции, улучшить условия жизни населения.

В-третьих, предоставление средств господдержки необходимо сделать максимально обоснованным и ориентированным на отрасли, которые действительно позволят серьезно изменить структуру местного хозяйства территории, привлечь инвестиции, создать средние и крупные производства, ориентированные на потребителей в других регионах и за рубежом.

Москва, 4 июня 2019, 14:20 — REGNUM Ежегодно в РФ количество рабочих мест сокращается примерно на 500 тысяч, считает депутат Государственной думы РФ Олег Шеин («Справедливая Россия»). Об этом он рассказал 4 июня корреспонденту ИА REGNUM, комментируя выводы аналитиков Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), выяснивших, что на рынке труда РФ падает совокупный спрос на рабочие места со стороны работников, а уровень безработицы понижается.

Джон Лэнгли Ховард. Безработные. 1937

«Выводы правильные, но их надо рассматривать в более длинном временном лаге, — сказал парламентарий. — Действительно, идёт сокращение числа рабочих мест — ежегодно примерно на 500 тысяч. Рабочие места сокращаются по нескольким причинам. Одна из них — это общая стагнация российской экономики. Другая — технологическое развитие. Потому что современная индустрия и сельское хозяйство подчас не создают, а ликвидируют рабочие места. Мы это видим на примере Сбербанка, где Герман Греф анонсировал сокращение 50 тысяч сотрудников. Это не единичный пример. И третья причина связана с перетоком рабочих мест из легального сегмента в «серую» и «черную» занятость. То есть там, где рабочие места по факту сохраняются, но ликвидируются трудовые договоры и контракты».

Однако, по мнению Шеина, очень скоро в РФ будет наблюдаться повышение безработицы.

«Разница между теми людьми, которые уходят на пенсию, и теми, кто прибывает на рынок труда, была примерно минус 1 млн человек в 2015 году и сейчас примерно минус 800 тысяч человек. В 2021 будет минус 600 тысяч, а в 2024 году даже при сохранении прежнего пенсионного возраста мы будем иметь превышение притока над оттоком», — сказал депутат.

Кроме того, Шеин подчеркнул, что уже в 2019 году в РФ будет наблюдаться превышение притока рабочей силы над её оттоком и, соответственно, рост безработицы.

Напомним, как сообщило издание «КоммерсантЪ», согласно апрельскому выпуску бюллетеня «Тренды российской экономики», подготовленному аналитиками ЦМАКП в марте 2019 года, показатель совокупного спроса на рабочие места в РФ составил 73,5 млн человек. В 2018 году в это время он составлял 73,9 млн человек, в 2017-м — 73,6 млн человек.

Читайте ранее в этом сюжете: За неделю безработных в РФ стало больше на 0,4%