Специальной оценке условий труда подлежат

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 8 июня 2017 г. N 15-1/ООГ-1593

Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции Ваше обращение по вопросу проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий работников и сообщает следующее.

Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены и определены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗспециальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В отношении других категорий работников (в том числе работников религиозных организаций) специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке, в соответствии с требованиями Федерального закона N 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

В настоящее время законодательством Российской Федерации процедура проведения специальной оценки условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих не предусмотрена.

На сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, органов внутренних дел Российской Федерации, национальной гвардии Российской Федерации, которые проходят государственную правоохранительную службу, распространяется действие Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ввиду того, что положениями статьи 11 указанного федерального закона урегулированы вопросы предоставления социальных гарантий и организации соответствующих условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей указанными сотрудниками, проведение специальной оценки условий труда на их рабочих местах не требуется. Учитывая природу правоотношений, связанных с прохождением военной службы, а также особенности прохождения военной службы, законодательством Российской Федерации, регулирующим соответствующие правоотношения, проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах военнослужащих не предусмотрено.

Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее — таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов, в том числе, за работу во вредных условиях труда, определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее — Федеральный закон N 114ФЗ). Так, согласно статьям 34, 39 Федерального закона N 114-ФЗ для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени и предоставляется дополнительный отпуск. Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.1998 N 189. В связи с тем, что вопрос предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда сотрудникам таможенных органов урегулирован соответствующим федеральным законом, проведение специальной оценки условий труда в отношении их рабочих мест не требуется.

С учетом имеющихся особенностей трудовой деятельности отдельных категорий работников, в том числе работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, частью 7 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрено установление особенностей проведения специальной оценки условий труда в отношении таких рабочих мест.

Специальная оценка условий труда (СОУТ): зачем она нужна и кто ее проводит

В этой связи Минтрудом России были проведены консультации с МЧС России и иными заинтересованными организациями, по итогам которых принято решение о нецелесообразности разработки нормативного правового акта, устанавливающего особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах указанной категории работников, ввиду того, что при исполнении своих трудовых обязанностей они находятся в условиях возникновения непосредственной угрозы их жизни и здоровью. При этом вопросы установления класса (подкласса) условий труда указанной категории работников урегулированы положениями частей 9-11 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ.

Заместитель директора Департамента условий и охраны труда Т.М. Жигастова

Министерство труда и социальной защиты РФ

« все новости

Сроки специальной оценки условий труда

Каждый работодатель понимает, что должен обеспечить своим работникам соответствующие условия. И это не добровольное начинание, а требование закона. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который обязывает работодателя проводить специальную оценку условий труда (СОУТ).

Подготовка и порядок проведения СОУТ

Нормативные акты нередко изменяются и дополняются, и положения о СОУТ — не исключение. Так, 1 мая 2016 года были внесены очередные изменения в основополагающий Закон о специальной оценке условий труда. Согласно новой редакции:

  • устанавливает 12-месячный срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда при организации новых рабочих мест, замене оборудования или изменении технологий. В остальных случаях он не должен длиться более 6-ти месяцев;
  • обязывает работодателя предоставлять организации, проводящей СОУТ, предложения работников по выявлению опасных производственных факторов, а также дает работнику право напрямую обращаться к организации, проводящей оценку, с предложениями по идентификации таких факторов;
  • обязывает работодателя сообщать оценивавшей условия труда компании об утверждении отчета о проведении СОУТ;
  • расширяет перечень необходимых для указания сведений об организациях, проводящих СОУТ.

Что касается базовых правил оценки условий труда, то они остались неизменными. Так, проведение СОУТ, как и раньше, делится на несколько этапов:

1. Подготовка

Работодатель создает комиссию по СОУТ, комиссия, в свою очередь, утверждает список рабочих мест, на которых будет проводиться проверка, а также график проведения СОУТ. Затем работодатель заключает договор с организацией, которая будет проводить специальную оценку.

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Осуществляется сертифицированным экспертом из проводящей СОУТ организации. Если вредные или опасные факторы не выявлены, оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

3. Исследования и измерения вредных и опасных факторов

Если вредные или опасные факторы были обнаружены, специалисту организации, проводящей СОУТ, необходимо провести их оценку и инструментальные измерения. По результатам испытаний осуществляется разделение условий труда на рабочих местах на определенные классы по степени вредности.

4. Анализ

Специалисты анализируют условия на рабочих местах, запрашивают у работодателя сведения о предоставляемых работникам льготах и компенсациях, организации инструктажей и наличии средств индивидуальной защиты.

5. Заключение

Организация, которая проводит СОУТ, предоставляет работодателю полный отчет, который включает:

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась проверка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключение специалистов независимой компании, проводившей СОУТ.

Полезная информация
Как правило, СОУТ проводится на всех рабочих местах. Однако если эти места аналогичны, то замеры проводятся только на 20% из них. Но если хотя бы на одном рабочем месте выявляется какое-либо отличие, проверку проходит каждое рабочее место.

Порядок и сроки сдачи декларации по СОУТ

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы и на которых по результатам СОУТ установлен класс условий труда «два» (всего их четыре), подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

Эта декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание, либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в ходе проведения федерального надзора.

Требования к организациям, проводящим СОУТ

Далеко не каждая организация имеет право проводить СОУТ. Закон определяет требования к таким компаниям.

  • В уставных документах такой организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ.
  • Организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ. При этом один из них должен иметь высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования.
  • Организация, проводящая СОУТ, должна быть аккредитована Росаккредитацией и иметь аттестат в области проведения исследований и измерении вредных и опасных факторов производственной среды. При этом компания не имеет права проводить измерения тех факторов, которые не указаны в ее области аккредитации.

Проведение СОУТ обязательно для всех организаций без исключения, и это требование не является формальностью. СОУТ, без сомнения, окажет положительное влияние на ваш бизнес — продемонстрирует клиентам ответственный подход к организации рабочего процесса, а сотрудником — их ценность для компании. Кроме того, вы сможете избежать штрафных санкций со стороны трудовой инспекции и оптимизировать страховые взносы в Пенсионный фонд.

На заметку
В соответствии с законодательством все работодатели обязаны проводить СОУТ. Не оцениваются лишь рабочие места:

  • надомных работников;
  • дистанционных работников (фрилансеров);
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физическими лицами (речь идет, например, о строительных бригадах, проводящих ремонт квартир).