Спецоценка условий труда

Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

(в ред.

Как Оформить Отсутствие Оснований Для Проведения Внеплановой Специальной Оценки Условий Труда!

Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 настоящей статьи.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

(часть 3 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.

(часть 4 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

Судебная практика: профсоюз оспорил результаты СОУТ врачей-психиатров в суде

02.03.2017 10:32:00

После проведения специальной оценки условий труда работники психиатрического кабинета больницы с удивлением узнали, что их работа больше не считается вредной и опасной, а их лишают дополнительного отпуска. Медицинские работники обратились за помощью в профсоюз и в суде отстояли свое право на льготы и компенсации.

После проведения специальной оценки условий труда работники психиатрического кабинета больницы с удивлением узнали, что их работа больше не считается вредной и опасной, а их лишают дополнительного отпуска. Медицинские работники обратились за помощью в профсоюз и в суде отстояли свое право на льготы и компенсации.

Врач-психиатр и медсестра психиатрического кабинета ГБУЗ «Кстовская ЦРБ» согласно трудовому договору имели 36-часовую рабочую неделю и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 рабочих дней – в связи с вредными условиями труда. Вредные условия труда были подтверждены документально – картами аттестации рабочих мест. Рабочие места врача-психиатра и медицинской сестры психиатрического кабинета аттестованы с классом 2 условий труда по степени и опасности.
 
Ситуация изменилась в феврале 2015 года, после проведения СОУТ: результаты спецоценки утверждали, что вредных условий труда у работников нет, то есть в дополнительном оплачиваемом отпуске они не нуждаются. В апреле работникам психиатрического кабинета больницы были вручены уведомления работодателя, из которых следовало, что в их трудовые договоры на основании СОУТ с июня будут внесены изменения – отмена дополнительного ежегодного отпуска за вредные или опасные условия труда.

При помощи обкома профсоюза работники обратились в суд.
 
– Несмотря на то, что в нашей отрасли все рабочие места типовые, а спецоценку условий труда проводят частные компании, результаты на аналогичных местах получаются самые разные: в одном случае получается класс вредности 2, а в других –3.2, а то и 3.3. По одной и той же методике на одних и тех же местах. Это говорит лишь о большом субъективизме в применении методики. Поэтому нам пришлось обращаться в суд, чтобы оспорить результаты СОУТ, – рассказала Людмила ЛУКИЧЕВА, председатель Нижегородской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ.
 
Суд первой инстанции отказал в иске, решив, что раз у истцов установлен нормированный рабочий день, а согласно проведенной СОУТ вредные условия труда не установлены, то дополнительный отпуск не положен. Нарушения порядка СОУТ суд не увидел и решил, что у работодателя были законные основания изменить трудовые договоры. Истцы уточнили требования и попросили суд признать незаконными результаты СОУТ и приказ, согласно которому их лишили льгот, а также обратились с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции.
 
– К нам обратился председатель профкома ЦРБ, но суд первой инстанции проигнорировал все наши доводы, – пояснила председатель обкома профсоюза. – Перед тем как обратиться с апелляционной жалобой, мы обратились за разъяснениями в Минздрав РФ и получили заключение на решение Кстовского суда. Это заключение мы приложили к материалам дела во время рассмотрения иска в областной инстанции.
 
Профсоюз настаивал на том, что, согласно ст. 22 ТК РФ, «медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда». При этом, согласно ст. 350 ТК РФ, «отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск», длительность которого устанавливается постановлением правительства РФ.

 
Постановление правительства РФ от 06.06.2013 № 482 устанавливает для медперсонала, участвующего в оказании психиатрической помощи, дополнительный отпуск в 35 календарных дней. Кроме того, профсоюз ссылался на статьи 8, 9, 57, 72, ч. 1 ст.

Специальная оценка условий труда – это…

74 ТК РФ, не позволяющие ухудшать условия работы, тем более без письменного согласия работника.
 
В итоге в январе 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда отменила решение суда первой инстанции. Требования истцов были удовлетворены: СОУТ признана незаконной, приказ главврача отменен, истцам выплачена компенсация морального вреда.
 
– Сейчас у работников все нормально, все сделано так, как положено, – заключила Людмила ЛУКИЧЕВА. – На рабочих местах установлен класс вредности 3.2, медработникам сохранен дополнительный отпуск, никаких вопросов больше нет.
 

Источник публикации: www.solidarnost.org.

 

Обращаем Ваше внимание на то, что мнение авторов публикации может не совпадать с мнением редакции информационного портала www.trudcontrol.ru.

  Все публикации

Внеплановая специальная оценка условий труда

Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным от 28.12.2013 N 426-ФЗ.

В каких случаях проводится внеплановая специальная оценка условий труда?

Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут ( Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в , утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее — Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. ( Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

проведения специальной оценки условий труда ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов ( Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки ( и Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в данного Закона. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда ( Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 ( Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в — Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно или Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по — Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц — от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. ( Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм ( Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)). Подробнее об этом см. в Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Заказать звонок

Проверка условий труда на рабочих местах: настоящее и будущее

В данной статье мы хотим обратить внимание всех работодателей на условия труда, в которых приходится функционировать подчиненным. Почему это так важно? Во-первых, условия труда напрямую связаны с финансовой составляющей бизнеса, а во-вторых, правила аттестации рабочих мест в скором времени изменятся. Насколько серьезны изменения и как к ним отнестись работодателю, узнаете из статьи.

"Надо, начальник, надо!"

Давно ли в компании проводилась аттестация рабочих мест на предмет условий труда? Таким вопросом могут задаться как сами работники, так и проверяющие из трудовой инспекции. Для многих работодателей он будет неожиданным, так как они слыхом не слыхивали про аттестацию рабочих мест.

В ст. 209 Трудового кодекса сказано, что аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных (особых. — Прим. ред.) производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Это важно. Аттестацию рабочих мест не стоит путать с аттестацией работников на профессиональную пригодность или соответствие занимаемой должности.

Между тем речь идет об одной из основных обязанностей работодателя — обеспечить безопасные условия и охрану труда (ст. 212 ТК РФ). И отнестись к этому нужно со всей серьезностью, чтобы как минимум не схлопотать от трудовой инспекции административный штраф.

Главная задача аттестации рабочих мест — создать для сотрудников безопасные условия труда. Конечно, это неизбежно потребует определенных финансовых затрат, но впоследствии их можно возместить с помощью ФСС за счет ранее произведенных отчислений.

Взять на заметку. Аттестацию рабочих мест можно провести за счет ФСС. Впоследствии фонд компенсирует расходы за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Конечно, аттестацию проводят согласно определенному порядку. Более того, в самое ближайшее время вступят в действие новые правила.

На горизонте новый Порядок аттестации

26 апреля 2011 г. Минздравсоцразвития России Приказом N 342н утвердило новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Приказ N 342н; Порядок аттестации). Это означает, что в скором времени перестанут применяться прежние правила аттестации, которые действовали ровно три года (утв. Приказом от 31 августа 2007 г. N 569).

Назовем конкретные сроки: новые правила аттестации рабочих мест вступят в силу с 1 сентября 2011 г. Соответственно, старый Порядок с этой же даты утратит силу и более не применяется.

Также уточним, что Порядок аттестации обязателен для всех организаций. Исключение составляют лишь работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Срок действия — пять лет

В Приказе N 342н особо отмечено, что результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 сентября по действующим правилам, имеют полную силу и после 1 сентября 2011 г., но до проведения очередной аттестации, а именно — утверждения ее результатов.

Напомним: по общему правилу (которое не изменилось) проводить аттестацию нужно каждые пять лет. При этом датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания работодателем приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Такое положение содержит в себе только новый Порядок аттестации.

Вне плана

В новых правилах аттестации несколько норм посвящено внеплановой аттестации (в прежних они отсутствовали). По ним начать аттестовывать вновь организованные рабочие места нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию (п. 8 Приказа N 342н).

Примечательно, что это не единственный случай, когда необходима внеплановая аттестация. Остальные перечислены в разд. VI Приказа (замена оборудования, изменение технологии производства и др.).

Как и при плановой аттестации, основной итог внеплановой — составленные карты аттестации рабочих мест и иные документы.

Новый подход

Приказ N 342н более грамотно отразил сегодняшние реалии и особенности трудового процесса.

Например, говоря о составе аттестационной комиссии в организациях малого бизнеса и на микропредприятиях, законодатели не забыли о внешнем специалисте по охране труда, который (один или несколько) может входить в ее состав (п. 10).

А в п. п. 41 и 42 Приказа N 342н оговорены особенности аттестации нестационарных рабочих мест, а также когда должность либо профессия подразумевает (с подачи работодателя) выполнение не свойственных ей функций.

Существенно поменялся и подход к терминологии: если сейчас рабочие места оценивают с точки зрения травмобезопасности, то с 1 сентября этого года — на предмет травмоопасности.

Крайне важно, что теперь работодатель будет заниматься именно организацией и обеспечением проведения аттестации, а не непосредственно ее проведением и оценкой рабочих мест. Это уже прерогатива специализированной аккредитованной при Минэкономразвития организации, с которой работодатель заключает гражданско-правовой договор. По своей юридической природе это, как правило, смешанный договор с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Аттестующая организация сама определяет методы своей работы, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку.

Начинать строить отношения со специализированным научно-испытательным центром (лабораторией, институтом) нужно, запросив аттестат и уведомление о включении его в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Если есть необходимость, на аттестацию можно привлечь несколько таких организаций.

Таким образом, новый Порядок аттестации был утвержден, чтобы сформировать институт независимой и профессиональной оценки условий труда на каждом рабочем месте. Такова позиция Минздравсоцразвития.

Что изменилось

В Приказе N 342н кардинальных изменений по процедуре аттестации почти нет. Ее лишь более конкретно прописали и дополнили новыми положениями. Перечислим основные из них:

  • уточнен состав аттестационной комиссии (в нее помимо представителей работодателя, специалиста по охране труда, представителей аттестующей организации обязательно должен входить представитель выборного органа первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников);
  • между работодателем, комиссией по аттестации и аттестующей организацией более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации. Так, аттестацию проводит (т.е. непосредственно оценивает рабочие места) именно аттестующая организация. Но в любом случае возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя;
  • нововведение, затрагивающее права работников: если во время аттестации будут выявлены вредные либо иные особые факторы, влияющие на здоровье персонала, это гарантирует (!) получение работниками некоторых льгот, установленных Трудовым кодексом;
  • установлены сроки, в течение которых должны быть оформлены результаты аттестации:

а) 10 календарных дней — на рассмотрение аттестационной комиссией отчета об аттестации и на передачу его вместе с протоколом заседания работодателю (его представителю);

б) 10 рабочих дней — на подписание приказа о завершении аттестации и утверждении отчета, а также на ознакомление работников под роспись с результатами аттестации их рабочих мест;

в) 10 календарных дней — на направление сводной ведомости результатов аттестации, а также сведений об аттестующей организации в трудовую инспекцию.

Москва все еще рекомендует

Несмотря на наличие утвержденного общероссийского Порядка аттестации, региональные власти не устранены полностью от этого вопроса в рамках своей территории.

Показательный пример — Москва. Здесь Распоряжением вице-мэра от 23 июня 2004 г. N 10-РВМ утверждены Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях г. Москвы. Документ хотя относительно старый и основан на уже не действующих постановлениях Минтруда России, но продолжает действовать и в общем до сих пор актуален. Вдобавок в нем приведены несколько форм документов: приказ об аттестации, карты аттестации, протоколы оценки, ведомость рабочих мест и др.

Об ответственности

Вопрос ответственности работодателя за охрану труда, пожалуй, самый важный. Сразу обратим ваше внимание, что аттестация рабочих мест целиком и полностью входит в эту категорию. Это такие нарушения, как:

  • непроведение аттестации рабочих мест;
  • нарушение периодичности проведения;
  • несоблюдение утвержденного Минздравсоцразвития Порядка проведения аттестации.

Преимущество для работодателя нового Порядка аттестации в том, что он четко разграничил ответственность работодателя и аттестующей организации (п. 52 Приказа N 342н); в пока еще действующих правилах об ответственности ничего толком не сказано.

Ответственность поделена следующим образом: за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в трудовую инспекцию отвечает работодатель, а за достоверность проведения измерений и оценок — работодатель и аттестующая организация. Почему в последнем случае фигурирует работодатель? А потому, что напрямую от него зависит, насколько полным и точным будет пакет документов, которые он представит аттестующей организации, чтобы та провела оценку рабочих мест.

Имейте в виду: аттестующий центр может отказаться проводить аттестацию, если вы не представите нужные ему документы.

Штраф и суд

Об аттестации рабочих мест по условиям труда в Кодексе об административных правонарушениях нет ни слова. Но правовая и судебная практика сложилась так, что нарушения в данной сфере подпадают под ст. 5.27 "Нарушение законодательства о труде и об охране труда".

Данная статья предусматривает следующие административные наказания: штраф с должностных лиц от 1000 до 5000 руб.; с индивидуальных предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток; с юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. либо аналогичное приостановление деятельности.

В судебной практике есть примеры, когда стороны пытаются разрешить спор, связанный с аттестацией рабочих мест, в арбитражном суде. Однако это неверно. Так, к примеру, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2006 г. N А74-72/06-Ф02-942/06-С1 по делу N А74-72/06 и Постановлении от 26 августа 2010 г. по делу N А10-591/2010 прямо указано, что споры об аттестации рабочих мест рассматривают суды общей юрисдикции.

Подведение итогов

Документально оформленные результаты аттестации рабочих мест работодатель обязан направить в трудовую инспекцию. Если ее итоги неутешительны для работодателя, их вряд ли получится замять: по новым правилам в составе аттестационной комиссии обязательно присутствует профсоюзный либо иной представитель от работников.

В новом Порядке аттестации более конкретно указано, что может ждать работодателя, рабочие места которого не соответствуют требованиям охраны труда. Прежде всего, это комплекс мер организационного характера, которые неизбежно выльются в несение определенных финансовых затрат (хотя часть из них можно возместить за счет средств ФСС).

Перечислим меры, с которыми работодатель может столкнуться после проведения аттестации рабочих мест:

  • привести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (разработать документацию, закупить новое оборудование и др.);
  • установить некоторым работникам сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенную оплату труда (если работа и условия труда признаны тяжелыми, вредными, опасными, особыми);
  • сообщить работникам об условиях труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о мерах защиты от вредных и опасных производственных факторов, о полагающихся компенсациях;
  • обеспечить работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (сертифицированными или продекларированными на соответствие). Например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 3 апреля 2007 г. по делу N А68-АП-150/13-03/14 арбитры согласились с работодателем, который обосновал необходимость обеспечения работников специальной одеждой и обувью на основании результатов аттестации конкретных рабочих мест;
  • подготовить статистическую отчетность об условиях труда и компенсациях за вредную и/или опасную работу;
  • быть готовым в любой момент подтвердить, что принятые меры по охране труда соответствуют государственным нормативным требованиям;
  • подготовить поименные списки лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам и обследованиям;
  • решить с ФСС вопрос об установлении скидки (или надбавки) к страховому тарифу;
  • решать вопросы о связи заболевания работника с профессией (при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза);
  • рассматривать вопросы и разногласия по поводу обеспечения безопасных условий труда работников;
  • доказать ФСС и налоговой инспекции обоснованность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Если сравнивать новые и старые правила аттестации рабочих мест, то совершенно очевидно, что первые более выгодны работодателю (не нужно привлекать профсоюзного деятеля и пр.), а вторые больше на стороне работников.

В.Краснов

Эксперт