Спецодежда косгу 310 или 340

Содержание


Service Temporarily Unavailable

То есть расходы на приобретение телефонного аппарата и камеры видеонаблюдения обоснованно могут быть отражены по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.Металлодетектор предназначен для досмотра людей на предмет выявления металлических предметов. Свою функцию данный объект может выполнять без присоединения к иным объектам, срок его полезного использования более 12 месяцев. Соответственно, есть все основания для учета металлодетектора в качестве самостоятельного инвентарного объекта основных средств. Дебет 1 302 05 830«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»Кредит 1 304 05 340«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов»— 100 руб.

Статья 310 увеличение стоимости основных средств 

Бухгалтерские записи в этом случае таковы: Дебет 1 106 04 340«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»Кредит 1 302 22 730«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»— 500 руб.

Они списываются по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.

Внимание

Один из указанных способов применяется в течение финансового года непрерывно (п.108 Инструкции N 157н). Основанием для списания с учета являются: — ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.

0504210); — акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Если расходование материальных запасов производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, указанные документы прилагаются к акту. Акт составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения.

Код (статья) косгу: 310

При заключении государственного (муниципального) контракта, предметом которого является модернизация единых функционирующих систем (таких как: охранно-пожарная сигнализация, локальная вычислительная сеть, телекоммуникационный узел связи и т.п.), не являющихся одним инвентарным объектом основных средств, расходы отражаются следующим образом: — в части оплаты поставки основных средств, необходимых для проведения модернизации, отражается по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств»; — в части услуг по разработке документации, а также работ по проведению монтажа, инсталляции оборудования, его сопряжения, — по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Примеры применения статей 310 косгу и 340 косгу

ПИСЬМО Минфина РФ от 21-07-2009 02-05-102931 (вместе с МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КЛАССИФИКАЦИИ ОПЕРАЦИЙ… Актуально в 2018 году На данную статью относятся расходы по оплате: договоров (государственных, муниципальных контрактов) на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства; договоров на приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, и модернизацию основных средств, закрепленных на праве оперативного управления, находящихся в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, полученных в аренду или безвозмездное пользование.

Статья 310 увеличение стоимости основных средств

Так, в совместном письме Минфина и Федерального казначейства России от 6 июня 2007 года № 42-7.1-17/2.2-200 и письме Федерального казначейства от 16 апреля 2007 года № 42-2.2-04/6а говорится, что расходы по оплате договоров на приобретение нефинансовых активов (канцелярских наборов, дыроколов, степлеров, антистеплеров, датеров, самонаборных штампов, канцелярских ножей, ножниц, точилок для карандашей, ножниц, лотков и зажимов для бумаг, папок, корзин для мусора, замков навесных и встроенных, луп, жалюзи, зеркал, настенных часов, топоров, лопат, домкратов, наборов инструментов для ремонта автомашин, кухонной утвари, флагов, гербов, книг учета, журналов регистрации, амбарных книг, географических карт, наглядных пособий, моек, кранов, сифонов и т.

Нецелевое использование бюджетных средств косгу 310-340 статьи расходов

  • карандаши, ручки, бумагу (срок полезного использования менее 12 мес.) на сумму 500 руб.;
  • ножницы, степлеры (срок полезного использования более 12 мес.) на сумму 900 руб.

Доставка товаров обошлась учреждению в 100 руб.Были заключены два отдельных договора: на покупку и доставку товаров.

Статья 340 и 310

Такой подход к приобретению нефинансовых активов предусмотрен учетной политикой учреждения, расходы произведены в рамках бюджетного финансирования по статье КОСГУ 300 «Приобретение нефинансовых активов», однако проверяющие относят указанные расходы на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» и считают произведенные расходы нецелевым использованием бюджетных средств. Сушилка имеется в наличии, установлена и включена в инвентарную карточку помещения в котором она находится, умысел в причинении вреда учреждению при произведении расходов отсутствовал.

Важно

Учитывая мнение ревизоров сушилка принята к учету в составе основных средств на основании исправительных бухгалтерских записей. Правомерно ли решение контролирующих органов по применению санкций предусмотренных ст.

Трансформатор косгу 310 или 340

К сведению:Существуют три правила, соблюдение которых позволит существенно снизить вероятность претензий со стороны органов финансового контроля при приобретении нефинансовых активов.1. Уже на этапе принятия решения о приобретении того или иного имущества в учреждении должен быть сформирован «набор аргументов», обосновывающих применение соответствующей статьи КОСГУ.

Иными словами, должны быть исключены случаи, когда аналогичное имущество относится как к основным средствам, так и к материальным запасам.3.

Косгу статья 310

Во избежание субъективного подхода при оценке уполномоченными должностными лицами правомерности применения в том или ином случае статей КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в последние годы специалисты финансового ведомства неизменно формулируют следующую правовую позицию: такие решения относятся к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для принятия решений в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета (смотрите, в частности, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534).Подобное решение принимается профильной комиссией учреждения при участии специалистов бухгалтерской службы (п. 34 Инструкции N 157н).

6. Учет спецодежды

498. Спецодежда — это средства индивидуальной защиты работников, выполняющих вредные, опасные и грязные виды работ, а также осуществляющих работы в особых температурных условиях.

Всероссийский муниципальный форум

Эти средства предназначены для защиты работника от повреждений и от воздействия вредных веществ. В состав спецодежды входят: рабочая одежда (халаты, комбинезоны, куртки, брюки, телогрейки, перчатки), обувь (валенки, сапоги, ботинки, калоши), головные уборы (каски, шлемы, противогазы, респираторы, защитные очки, предохранительные пояса и т.п.).

499. Заключая индивидуальный трудовой договор с работником, работодатель должен ознакомиться с правилами и нормами выдачи спецодежды. Условия об обеспечении работников спецодеждой могут быть закреплены и в коллективном трудовом договоре.

Примечание: Отраслевые нормы выдачи спецодежды утверждены Минтруда России от 25.12.97 N 66.

500. Каждую операцию по движению спецодежды (приобретение, изготовление, оприходование на склад, выдачу работникам, возврат, обмен) следует оформлять первичными документами.

501. Передача спецодежды из цеха-изготовителя на склад оформляется накладной (типовая форма М-15) или требованием-накладной (типовая форма М-11). Накладная составляется в трех экземплярах: один остается в цехе, другой передается на склад, а третий — в бухгалтерию.

При оприходовании спецодежды на склад организации составляются приходные ордера (типовая форма М-4).

502. Специальная одежда, обувь и прочие защитные приспособления отпускаются работникам на основании лимитно-заборных карт (типовая форма М-8), накладных (типовая форма М-15) или требований-накладных (типовая форма М-11). Кроме этого, выдача спецодежды сопровождается соответствующими записями в личных карточках работников. личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты утверждена Постановлением Минтруда России от 18.12.98 N 51. В ней указываются: наименование средства индивидуальной защиты, дата выдачи, процент годности на момент выдачи, срок носки, стоимость спецодежды.

503. Выданная спецодежда является собственностью организации и подлежит возврату. Спецодежда возвращается на склад по окончании срока носки, при увольнении работника, при его переводе на другой участок работы, где выданная спецодежда не требуется. Возврат спецодежды оформляется соответствующими пометками в личной карточке работника.

504. Спецодежда может выдаваться не только в личное, но и в коллективное пользование. Это так называемая дежурная спецодежда. Она выдается на время выполнения определенных работ либо закрепляется за отдельными рабочими местами и передается от смены к смене. Дежурная спецодежда выдается под расписку ответственному лицу и учитывается в специальных карточках с пометкой "Дежурная".

505. Спецодежда принимается к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, которая складывается из суммы фактических затрат на ее приобретение (изготовление). Оприходование спецодежды на склад отражается в учете записью:

Дебет счета 10 "Материалы" (субсчет 10-10 "Спецодежда на складе") Кредит счета 60 — отражена покупная стоимость спецодежды;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 — отражена сумма НДС на основании счета-фактуры.

506. Если организация использует спецодежду собственного производства, расходы по ее изготовлению сначала группируются на счетах учета производственных затрат. Затем, когда спецодежда будет изготовлена, проводится калькуляция ее фактической себестоимости с учетом прямых и косвенных затрат. Готовая спецодежда приходуется на склад на основании Акта выполненных работ. Бухгалтерский учет изготовленной спецодежды будет отражен проводками:

Дебет счета 20 (23), Кредит счета 10 (69, 70) — отражены расходы по изготовлению спецодежды;

Дебет счета 10 (субсчет "Спецодежда на складе")

Кредит счета 20 (23) — передана на склад изготовленная спецодежда.

507. Спецодежда, поступившая на склад, выдается работникам согласно нормам и внутренним распоряжениям руководства организации. Учет выданной спецодежды ведется по ее фактической стоимости. Выдача спецодежды отражается внутренней проводкой по счету 10:

Дебет 10 (субсчет "Спецодежда в эксплуатации") Кредит 10 (субсчет "Спецодежда на складе") — отражена стоимость спецодежды, выданной работникам.

508. Бухгалтер должен организовать надлежащий аналитический учет спецодежды, переданной в эксплуатацию. К примеру, можно составлять оборотные ведомости. В них следует указывать наименование, количество и фактическую стоимость выданной спецодежды, дату поступления в эксплуатацию и дату возврата, цеха и подразделения, где используется спецодежда, материально ответственных лиц.

509. В бухгалтерском учете стоимость спецодежды списывается двумя способами: единовременно и линейным методом.

Способ единовременного списания можно применять в отношении спецодежды, срок использования которой по нормам выдачи не превышает 12 месяцев. При данном способе стоимость спецодежды полностью списывается на затраты в момент отпуска ее в эксплуатацию.

Линейный способ используется для списания стоимости спецодежды со сроком эксплуатации более года. При таком способе стоимость предметов спецодежды погашается равномерно в течение срока их полезного использования, предусмотренного в типовых отраслевых нормах.

510. Стоимость спецодежды со сроком нормативного использования больше года списывается в организации линейным способом. В бухгалтерском учете делают запись:

Дебет счета 20 (23, 25) Кредит субсчета 10-11 — списана на затраты часть стоимость спецодежды (запись делают ежемесячно в течение срока службы).

Примечание: В налоговом учете списание стоимости спецодежды проводится иначе. Спецодежда стоимостью ниже 10 000 руб. и со сроком полезного использования менее года включается в состав материальных расходов. Затраты на ее приобретение признаются косвенными расходами и подлежат единовременному списанию в момент ее выдачи работникам (п. 2 НК РФ). Спецодежда стоимостью выше 10 000 руб. и со сроком службы более 12 месяцев попадает в состав амортизируемого имущества. Ее стоимость погашается путем амортизации, которая исчисляется одним из двух методов — линейным или нелинейным (п. 1 НК РФ).

511. Затраты на чистку, стирку, ремонт, дезинфекцию спецодежды и прочие мероприятия по ее обслуживанию списываются в Дебет счетов 20, 23, 25, 26.

512. По истечении срока носки работники возвращают спецодежду на склад. В бухгалтерском учете записи не делают. Пометки о возврате изношенной спецодежды делают в аналитических оборотных ведомостях, в складских документах и личных карточках работников.

513. При увольнении и смене характера работы делают записи не только в документах по складу и аналитических ведомостях, но и на счетах бухгалтерского учета:

Дебет субсчета 10-10 Кредит субсчета 11-11 — отражена остаточная стоимость спецодежды, возвращенной на склад.

514. Недостача или порча спецодежды на основании Акта о выявлении неустойки отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 94 "Недостатки и потери от порчи ценностей"

Кредит субсчета 10-10 (10-11) — отражена недостача и порча спецодежды.

515. Списание недостачи и порчи по вине материально ответственного лица отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 73 "Расчеты с лицами по прочим операциям"

Кредит счета 94 — списана стоимость недостающей и испорченной спецодежды.

516. Списание недостачи и порчи спецодежды при отсутствии виновных лиц отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 20 (44, 26, 91) Кредит счета 94 — списана стоимость недостающей и испорченной спецодежды.

Финансирование»  Разъяснения классификатора

340 "Увеличение стоимости материальных запасов"

И.Ю.Кузьмин Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

Администрация сельского поселения приобретает светильники уличного освещения с натриевыми лампами для установки их на опорах на улицах. По какой статье классификации операций сектора государственного управления следует отразить данные расходы? Как отдельный элемент (самостоятельно) светильники не функционируют.
Ответ:
В соответствии с положениями разд. V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, расходы на приобретение светильников уличного освещения с натриевыми лампами для их последующей установки на опоры линий электропередачи следует отнести на соответствующую статью группы 300 "Поступление нефинансовых активов" (310 "Увеличение стоимости основных средств" или 340 "Увеличение стоимости материальных запасов") классификации операций сектора государственного управления исходя из критериев, установленных Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Н.Ю.Дикова Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

Патрульно-постовой службе милиции в соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности в зависимости от характера выполняемых задач дополнительно может выдаваться аэрозольный распылитель. По какому коду классификации сектора государственного управления следует отражать расходы на приобретение аэрозольных распылителей?
Ответ:
В соответствии с порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", расходы по оплате договоров на приобретение аэрозольных распылителей следует отражать по соответствующим статьям классификации операций сектора государственного управления (статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" (счет 010109000 "Прочие основные средства") или статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (счет 010506000 "Прочие материальные запасы")) согласно критериям отнесения объектов к основным средствам или материальным запасам, установленным Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

И.Ю.Кузьмин Референт государственной гражданской службы РФ 2 класса (КонсультантПлюс)

По какой статье классификации операций сектора государственного управления следует отразить расходы на приобретение различного хозяйственного инвентаря (ведер, тряпок, грабель, лопат, швабр, шлангов для полива, зеркал, веников, фляг и т.п.)?
Ответ:
Положениями разд. V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, для отражения операций, связанных с приобретением (созданием) в государственную и (или) муниципальную собственность объектов нефинансовых активов, предусмотрена группа 300 "Поступление нефинансовых активов", которая в том числе детализирована статьями:
— 310 "Увеличение стоимости основных средств";
— 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Нормами п. п. 16 и 51 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция), определено, что:
— к объектам основных средств относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев;
— к материальным запасам относятся:
— предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;
— готовая продукция;
— орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова) независимо от их стоимости и срока службы;
— бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее) независимо от их стоимости;
— специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства — изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п., независимо от их стоимости и срока службы;
— специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
— форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;
— временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
— тара для хранения товарно-материальных ценностей;
— предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
— молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, подопытные животные;
— многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Отнесение расходов на приобретение разного рода хозяйственного инвентаря (в том числе упомянутого в вопросе) на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" классификации операций сектора государственного управления следует осуществлять исходя из вышеозначенных положений Инструкции.

Д.В.Новиков Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

Бюджетная организация осуществляет закупку различного рода комплектующих и расходных материалов для машин и оборудования. Часть из них будет направлена на замену вышедших из строя, а часть будет использована при проведении модернизации объектов основных средств, стоящих на балансе организации. По каким кодам классификации операций сектора государственного управления следует отражать расходы на указанные закупки с учетом направлений их дальнейшего использования? Необходимо ли относить расходы на комплектующие, приобретаемые для проведения модернизации, на ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств", предусматривающую расходы на модернизацию основных средств?
Ответ:
Порядок применения в 2009 г. классификации операций сектора государственного управления определен разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, разработанных в соответствии с положениями гл. 4 и ст. 165 Бюджетного кодекса РФ и утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее — Указания).
Согласно вышеуказанному разделу Указаний классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
Экономическое содержание расходов, приведенных в вопросе, сводится к приобретению организацией объектов нефинансовых активов, которые, согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, относятся к категории материальных запасов.
Учитывая изложенное, расходы бюджетной организации на приобретение различного рода комплектующих и расходных материалов в рассматриваемой ситуации следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Д.В.Новиков Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

Учреждение культуры заключает договоры на изготовление печатной продукции. При этом соответствующие расходы отражает следующим образом: расходы по изготовлению печатной продукции (такой, как пригласительные билеты, афиши, плакаты, буклеты к выставкам), связанной с проведением временных выставок по искусству, — по подстатье 226 "Прочие работы, услуги"; прочие расходы по изготовлению печатной продукции — по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов". Верен ли такой подход к применению классификации операций сектора государственного управления?
Ответ:
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления определен разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, разработанных в соответствии с положениями гл. 4 и ст. 165 Бюджетного кодекса РФ и утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее — Указания).
Согласно требованиям данного раздела Указаний расходы на оплату договоров по изготовлению бланков пригласительных билетов, афиш, плакатов, буклетов к выставкам и иных объектов нефинансовых активов, относящихся по своим характеристикам к материальным запасам, следует отражать по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Н.Ю.Дикова Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

На балансе бюджетного учреждения находится несколько грузовых и легковых автомобилей. По какому коду КОСГУ необходимо отражать расходы по приобретению бензина, дизельного топлива и других горюче-смазочных материалов для автомобильной техники?
Ответ:
В соответствии с порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", расходы, связанные с приобретением автомобильного бензина, дизельного топлива и других горюче-смазочных материалов для автомобильной техники, следует отражать по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

И.Ю.Кузьмин Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

Научно-исследовательский институт (федеральное бюджетное учреждение), осуществляющий деятельность в области декоративного цветоводства, заключил договор, предметом которого является поставка питательного грунта для посадки растений. На какую статью классификации операций сектора государственного управления следует отнести расходы по оплате данного договора?
Ответ:
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, расходы бюджетного учреждения на оплату договора, предметом которого является приобретение грунта (в том числе питательной смеси для растений), следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" классификации операций сектора государственного управления.

Д.В.Новиков Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

Организация осуществляет работы по благоустройству территории, для чего в том числе приобретает цветочную рассаду. На какую статью КОСГУ следует отнести расходы на приобретение цветочных насаждений для благоустройства?
Ответ:
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления определен разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, разработанных в соответствии с положениями гл. 4 и ст. 165 Бюджетного кодекса РФ и утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее — Указания).
Согласно требованиям данного раздела Указаний расходы на оплату договоров на приобретение объектов нефинансовых активов отражаются в рамках группы 300 "Поступление нефинансовых активов".
Среди статей, детализирующих указанную группу, расходы на приобретение цветочной рассады подлежат отражению по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Косгу шторы 310 или 340

И.Ю.Кузьмин Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

По какой статье классификации операций сектора государственного управления следует отразить расходы на оплату договора, предметом которого является приобретение электрических лампочек?
Ответ:
Согласно положениям Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н, электрические лампочки подлежат учету на счете 010506000 "Прочие материальные запасы" в составе хозяйственных материалов.
Исходя из этого в соответствии с положениями разд. V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 145н, расходы на оплату договора, предметом которого является приобретение электрических лампочек, следует относить на подстатью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" классификации операций сектора государственного управления.

Д.В.Новиков Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

По какой статье классификации операций сектора государственного управления — 290 "Прочие расходы" или 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" — учреждение культуры должно отразить расходы на приобретение сувенирной продукции (открытки, календари, посуда, колокольчики, картины и т.п.) в целях ее дальнейшей продажи?
Ответ:
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления определен разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее — Указания).

Указания разработаны в соответствии с положениями гл. 4 и ст. 165 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно общим положениям Указаний бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой в том числе для составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим для ответа на поставленный вопрос необходимо учитывать положения Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее — Инструкция N 25н).

Исходя из положений Инструкции N 25н предназначение указанной в вопросе продукции исключает возможность ее отнесения к категории иной, нежели материальные запасы.

Так, п. 47 Инструкции N 25н установлено, что учет материальных запасов в форме сырья, материалов и готовой продукции, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также для продажи, осуществляется на счете 010500000 "Материальные запасы".

В п. 66 Инструкции N 25н есть прямое указание на то, что печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, должна быть отражена на счете 010506000 "Прочие материальные запасы".

Необходимо отметить, что Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее — Инструкция N 148н) утверждена новая Инструкция по бюджетному учету, которая распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2009 г. При этом новая Инструкция N 148н не изменяет вышеуказанный порядок в рассматриваемой ситуации.

Учитывая изложенное, а также требования Указаний, расходы на приобретение сувенирной продукции, предназначенной для продажи, следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Д.В.Новиков Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

На какую статью классификации операций сектора государственного управления учреждение должно отнести расходы на приобретение комбинезонов, противогазов, костюмов, различной обуви и других средств индивидуальной защиты в целях проведения мероприятий по гражданской обороне, учитывая срок их службы — более 12 месяцев?
Ответ:
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления определен разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, разработанных в соответствии с положениями гл. 4 и ст. 165 Бюджетного кодекса РФ и утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее — Указания).

Однако Указания не содержат прямого ответа на поставленный вопрос.

Вместе с тем данные объекты нефинансовых активов по своему предназначению могут быть отнесены только к спецодежде — средству индивидуальной защиты работников.

Соответствующее положение приведено в рамках Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н (далее — Методические указания).

Согласно п. 7 Методических указаний в состав специальной одежды входят специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).

При этом следует отметить, что Методические указания определяют порядок ведения бухгалтерского учета специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды и распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). Однако очевидно, что специальная одежда как средство индивидуальной защиты работников не приобретает какого-то особого статуса или функциональности при использовании в бюджетном учреждении.

В связи с этим и в рамках бюджетного учета средства индивидуальной защиты должны позиционироваться в порядке, аналогичном Методическим указаниям, — относиться к категории специальной одежды и учитываться в составе материальных запасов.

В части срока полезного использования, превышающего 12 месяцев, необходимо отметить, что п. 51 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, установлено, что специальная одежда и специальная обувь, независимо от их стоимости и срока службы, относятся к материальным запасам.

Учитывая изложенное, а также согласно требованиям Указаний расходы на приобретение спецодежды (в том числе комбинезонов, противогазов, костюмов, различной обуви и других средств индивидуальной защиты) следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

И.Ю.Кузьмин Референт государственной гражданской службы РФ 2 класса (КонсультантПлюс)

Муниципальным учреждением дошкольного образования заключен договор с коммерческой организацией на приобретение химических реагентов для борьбы с гололедицей на территории учреждения. По какому коду классификации операций сектора государственного управления следует отразить расходы на оплату указанного договора?
Ответ:
Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, расходы по оплате договора, предметом которого является приобретение химических реагентов для борьбы с гололедицей, следует отражать по ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" классификации операций сектора государственного управления.

И.Ю.Кузьмин Референт государственной гражданской службы РФ 2 класса (КонсультантПлюс)

На какую статью классификации операций сектора государственного управления нужно относить приобретение тюля, матрасов, постельного белья?
Ответ:
Согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, матрасы, постельное белье, тюль являются видами мягкого инвентаря и учитываются на счете 010505000 "Мягкий инвентарь".
В соответствии с порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", расходы, связанные с приобретением тюля, матрасов, постельного белья, следует относить на ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" классификации операций сектора государственного управления.

Закон обязует работодателя обеспечить бесплатными средствами индивидуальной защиты (СИЗ) всех специалистов организации, которые работают в опасных, вредных или особых условиях (ст. 212 ТК ФР). Административная ответственность за несоблюдение положения по выдаче средств защиты определена п. 4 ст. 5.27.1 КоАП и составляет от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц и от 130 000 до 150 000 рублей для организаций. Требования по учету спецодежды указаны в Приказе Минфина от 26.12.02 N 135н. В этой статье разберем, как правильно оформить процедуру списания средств защиты и приведем образец акта списания спецодежды пришедшей в негодность.

Спецодежда: учет и списание 2018 года

Основанием для процедуры выбытия является акт на списание спецодежды. Он может быть разработан организацией самостоятельно с учетом требований к формам документов, которые предусмотрены Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ. Но бланки, утвержденные в свое время Постановлением Госкомстата от 30.10.97 № 71а по содержанию и виду, остаются самыми функциональными. Для наших целей рекомендуем применять именно унифицированный акт № МБ-8.

Вид самостоятельно разработанного акта устанавливается учетной политикой предприятия, как приложение используемых форм документов. Форму МБ-8 достаточно указать в учетной политике в перечне стандартных бланков. Важно помнить, что данный акт является бланком строгой отчетности. Именно на его основании проверяется корректность списания рабочей одежды.

Образец акта на списание спецодежды, форма МБ-8

Образец произвольной формы акта списания спецодежды

Оформление документа

Спецодежда списывается по различным причинам: в результате износа, аварии, увольнения работника и прочее. По результатам осмотра, составляется и подписывается документ в двух экземплярах членами инвентаризационной комиссии, действующей на предприятии. Указание состава комиссии, а также лица, которое утверждает такую бумагу, обязательно. Напоминаем, что материально-ответственные лица в состав инвентарных комиссий не входят, но обязательно присутствуют при их работе.

В содержательной части необходимой и обязательной информацией является:

  1. Наименование и номенклатурный номер спецсредства.
  2. Единица измерения.
  3. Количество к выбытию.
  4. Стоимость единицы учета.
  5. Дата начала эксплуатации.
  6. Установленный срок службы.
  7. Рекомендуемая дата списания.
  8. Причина выбытия.

Отсутствие любого из данных пунктов может стать причиной признания документа недействительным и ставит под сомнения проведенные на его основе операции. Организация имеет право указывать дополнительную информацию о материальных ценностях по своему усмотрению и специфике учета. Список на утилизацию подытоживается в цифровом и прописном виде.

Важно внимательно отнестись к причине выбытия одежды.

КОСГУ: приобретение шуруповерта и перфоратора

Истечение установленного на предприятии срока использования — не повод для утилизации. Если специальная одежда пригодна к дальнейшему использованию, он может бы снова выдан сотруднику. Причиной выбытия могут быть утрата или износ.

Списанная одежда уничтожаются в присутствии комиссии, либо приходуется на склад предприятия в качестве ветоши для дальнейшего применения. Эта информация обязательно должна быть отражена в акте. Также обязательно к отметке сумма взысканного ущерба с материально-ответственного лица за утрату материальных ценностей.

Итоговый документооборот

Оформленная комиссией бумага подается на утверждение руководителю организации. Один экземпляр документа передается материально-ответственному лицу, второй отдается в бухгалтерию. На основании данного документа издается приказ — основание для проведения операции по снятию с учета спецодежды.

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. ОТЧЕТНОСТЬ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА, СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБУВЬ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

Г.В. Мокрецова,
главный бухгалтер
Вятского государственного университета

    Под специальной одеждой следует понимать одежду, предназначенную для определенных видов работ, без которой их выполнение практически невозможно, и служащую средством индивидуальной защиты работников организации, выполняющих вредные, опасные и грязные виды работ, а также осуществляющих работы в особых температурных условиях. Эти средства предназначены для защиты работника от повреждений и от воздействия вредных веществ. В состав специальной одежды входят рабочая одежда (халаты, комбинезоны, куртки, брюки, телогрейки, перчатки), обувь (валенки, сапоги, ботинки, калоши), головные уборы (каски, шлемы, противогазы, респираторы, защитные очки, предохранительные пояса и т.п.). Далее в статье используется термин "специальная одежда".
 

Обеспечение работников спецодежды

 
    Обязанность работодателя по обеспечению специальной одеждой установлена статьей 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).
    В соответствии со ст. 221 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатно выдаются сертифицированная специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
    Бюджетные учреждения обязаны приобретать и выдавать за счет средств бюджета специальную одежду в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
    Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены постановлением Министерства труда и социального развития России от 18.12.1998 № 51"Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (Извлечение в Приложении № 1). Действие этих правил распространяется на работников всех учреждений независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, утверждаемых постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
    Бюджетное учреждение в коллективном договоре утверждает перечень должностей, профессий и видов работ с вредными и (или) опасными и иными особыми (неблагоприятными) условиями, дающих право на выдачу работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами. В этот перечень могут входить такие должности, как:
    1) архивариус;
    2) гардеробщик;
    3) грузчик;
    4) подсобный рабочий;
    5) уборщик территорий;
    6) кладовщик;
    7) лаборант;
    8) препаратор;
    9) техник;
    10) маляр;
    11) слесарь-сантехник;
    12) оператор котельной;
    13) печатник плоской печати;
    14) переплетчик;
    15) слесарь-ремонтник;
    16) столяр;
    17) уборщик производственных помещений и служебных помещений;
    18) сторож;
    19) вахтер;
    20) электрогазосварщик;
    21) электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;
    22) экспедитор;
    23) персонал столовой;
    24) медицинский персонал и др.
    Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики установлены постановлением Министерства труда и социального развития России от 30.12.1997 № 69 "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики".
 

Специальная одежда и обложение ее налогами

    Министерство финансов России письмом от 04.04.2007 № 03-03-06/1/214 рассмотрело вопросы обложения налогом на прибыль, ЕСН и НДФЛ стоимости специальной одежды, выданной работникам в пределах норм, установленных организацией.
    

Налог на прибыль

 
    Затраты налогоплательщика на приобретение специальной одежды, согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, относятся к материальным расходам. Ее стоимость включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию. При этом в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты специальная одежда выдается работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды.
    Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа учреждения или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с Типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (например, Приложение № 2). При этом работодатель за счет своих средств обязан не только обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, но и организовать их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Расходы, связанные с приобретением специальной одежды, могут быть учтены и при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с установленными нормами, предусмотренными законодательством.
    

Единый социальный налог (ЕСН)

 
    Выплаты в виде стоимости специальной одежды, выдаваемой работникам по нормам, установленным организацией с учетом положений ст. 221 ТК РФ, не подлежат обложению ЕСН на основании пп.

Статья 340 Увеличение стоимости материальных запасов

2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
    

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

 
    В случае если специальная одежда выдается работнику только для осуществления производственной деятельности и не переходит в его собственность, ее стоимость не может быть признана экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, не является объектом обложения НДФЛ.
    Министерством финансов России письмом от 18.04.2006 № 03-05-01-04/91разъяснено, что выдаваемая работникам специальная одежда и другие средства индивидуальной защиты являются собственностью предприятия и, как всякое другое имущество, учитываются на его балансе, в собственность работников не переходят. Поскольку специальная одежда принадлежит организации и выдается работникам в пользование на время работы, то объекта обложения НДФЛ не возникает. Стоимость специальной одежды и обуви, выданных работникам в соответствии с установленным порядком взамен пришедших в негодность ранее установленных нормативами сроков носки специальной одежды и обуви, также не является доходом работников и не подлежит обложению НДФЛ.
 

Особенности бюджетного учета

    В бюджетном учете специальная одежда и специальная обувь учитываются в составе счета 0 10500 000 "Материальные запасы", субсчет 0 10505 000 "Мягкий инвентарь", в состав которого входят:
    1) белье, постельное белье и принадлежности;
    2) одежда и обмундирование, включая спецодежду;
    3) обувь, включая специальную и спортивную;
    4) прочий мягкий инвентарь.
    В целях организации документооборота, обеспечивающего количественный учет и сохранность специальной одежды, приказом руководителя учреждения утверждаются лица, на которых возлагается ответственность за сохранность и движение специальной одежды, за правильное и своевременное оформление операций по приобретению, оприходованию на склад, выдачу, возврат, обмен и выбытие специальной одежды.

trudohrana.ru: Срок носки спецодежды – нормы
Для каждой профессии установлен свой срок носки спецодежды, нормы утверждены постановлением Минтруда № 63.
Спецодежда (СО) – это один из видов средств индивидуальной защиты. Говоря о спецодежде, мы имеем в виду не только защитные костюмы, жилеты, комбинезоны и полушубки, но также специальную обувь, перчатки и рукавицы, каски и каскетки и т.п., которые нужны людям, работающим в условиях возможной угрозы для их здоровья или жизни.

Срок носки спецодежды – нормы
Установление сроков эксплуатации спецодежды является важной частью правил безопасности труда. Согласно действующему законодательству, бесплатная выдача, учет, отслеживание сроков службы сертифицированной спецодежды в соответствии с принятыми нормами – это прямая обязанность работодателя.

Срок эксплуатации спецодежды – нормы
Сроки использования спецодежды зависят от двух основных факторов:
— типа производства, на котором задействован работник и, соответственно, от наличия и характера опасных и вредных воздействий на рабочих местах;
— климатических условий среды, в которой осуществляется производственная деятельность.
Различные комбинации этих факторов порождают разнообразие видов СО и спецобуви, а также требования к срокам их применения.
Важно! Подходящий размер – обязательное условие эксплуатации любой СО. Она не должна стеснять движения работника, и работодатель обязан об этом позаботиться.

Срок использования спецодежды (по профессиям)
Работодатель должен своевременно обеспечивать своих сотрудников спецодеждой и другими СИЗ. Этот процесс регулируется статьей 221 Трудового кодекса РФ. Согласно данной статье, для конкретного рабочего места, на котором установлено наличие вредных и (или) опасных факторов, либо особые температурные условия, СО выбирается, исходя из утвержденных отраслевых типовых норм (Постановление Минтруда России от 16.12.1997 № 63).
Следует отметить, что работодатель имеет право самостоятельно установить нормы расхода спецодежды на производстве, но при условии, что это не ухудшит степень защищенности работников при исполнении трудовых функций по сравнению с требованиями законодательства.
Правила выдачи и использования спецодежды, а также ответственность за обеспечение работников СО и другими СИЗ устанавливается Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 г. № 290н.

Срок службы спецодежды – нормы по ГОСТу
Производство спецодежды регламентируется многочисленными ГОСТами, применяемыми в зависимости от типа и назначения средств защиты. ГОСТы содержат требования к размерам, эргономике, материалам и фурнитуре, маркировке, к методам контроля и испытаний, к транспортировке, хранению и эксплуатации. Как таковых, сроков службы ГОСТы не устанавливают. Требования к маркировке гласят, что на изделии должна быть проставлена дата производства, а указания по эксплуатации устанавливают, что в эксплуатационной документации следует обозначить гарантийный срок эксплуатации, который не может быть меньше времени использования, соответствующего типовым нормам.
Пример – ГОСТ 12.4.280-2014. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий.
Обратите внимание! С 9 марта 2017 года вступил в силу новый документ: «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам целлюлозно-бумажного, гидролизного, лесохимического и деревообрабатывающего производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2016 года № 665н.

Как нормы носки спецодежды зависят от вида производства
Каждый вид производства выдвигает свои требования к срокам эксплуатации спецодежды, ее материалам и комплектации. Срок годности спецодежды по законодательству зависит от санитарных норм, наличия факторов загрязнения, воздействия электрического тока, повышенных температур, отравляющих веществ, риска травмирования частей тела и много другого.
Например, сотруднику библиотеки сроком на 1 год выдается костюм или халат для защиты от загрязнений и механических воздействий.
Аккумуляторщику полагается другой набор: костюм с кислотозащитной пропиткой (на 1 год), резиновые сапоги (1 пара на 2 года), прорезиненный фартук с нагрудником (1 на 2 года), 6 пар резиновых перчаток, а также дежурные диэлектрические перчатки, галоши и очки для защиты от химических воздействий.
Работникам определенных производств необходимо выдавать дополнительные средства индивидуальной защиты, которые перечислены в действующих нормативных актах.

Как срок службы спецодежды зависит от климатического пояса и времени года
В зависимости от среднегодовой температуры выделяют 5 климатических поясов, в каждом из которых действуют свои сроки годности:
Пояс 1 (-1 С). Раз в 3 года заменяются утепленная куртка и брюки, раз в 4 года – сапоги.
Пояс 2 (-9,7 С). Куртку и брюки меняют каждые 2,5 года, сапоги – раз в 3 года.
Пояс 3 (-18 С). Новую одежду выдают каждые 2 года, обувь – раз в 2,5 года.
Пояс 4 (-41 С). Новые куртка и брюки выдаются каждые 1,5 года, обувь – раз в 2 года.
Особый пояс (-25 С). Сроки эксплуатации те же, что и в 4-м поясе, но работнику дополнительно выдается полушубок (4 года), рукавицы (4 года), шапка (3 года).
На ряде предприятий работникам выдается летняя СО. Это может быть хлопчатобумажный костюм или костюм из смешанной ткани, легкая обувь и перчатки. Такая одежда считается сезонной и выдается только в теплое время года.

С какого дня исчисляются сроки использования спецодежды
Поскольку соблюдение сроков эксплуатации спецодежды является прямой обязанностью работодателя и ответственных лиц, важно понимать, с какого дня начинается исчисление этих сроков. В общем виде отсчет начинается со дня фактической выдачи комплекта СО работнику. Если же речь идет о сроках носки утепленной одежды и обуви, то в них включается и время ее хранения в теплое время года.

Срок «до износа»
Определенные виды спецодежды (очки, нарукавники и т.д.) эксплуатируют до износа, то есть работник использует такую СО, пока она не придет в негодность, после чего получает новую. Например, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2010 № 1104н, для СИЗ, отсутствующих в типовых нормах, таких как сигнальные жилеты, перчатки, наплечники, налокотники и т.п., может быть установлен срок «до износа» на основании СОУТ и с учетом специфики работ, при которых они используются. Для средств защиты со сроком использования «до износа» должны устраиваться регулярные проверки с целью выяснения пригодности к дальнейшей эксплуатации. Периодичность этих проверок устанавливается работодателем и может составлять, например, 1 год. С целью учета проверок должен вестись журнал, в котором следует фиксировать пригодность и указывать дату следующей проверки.
Важно! Для некоторых СЗ, выдаваемых «до износа», в нормативных актах установлен предельный срок эксплуатации, превышать который нельзя. Например, для защитных очков он не может быть более одного года согласно п.7 Приказа Минздравсоцразвития России от 22.06.2009 № 357н.

Продление сроков носки спецодежды
В ряде случаев работодатель может сэкономить свои средства, увеличив время полезного применения СО. Но как продлить срок носки спецодежды? Если по истечении времени службы спецодежда годна для дальнейшей эксплуатации, ее можно использовать и дальше, но только после специального обслуживания: чистки, стирки, дезинфекции, дегазации и т.д., в зависимости от условий на рабочих места. Процедура определения пригодности спецодежды проводится уполномоченным лицом, или же для этого приказом создается комиссия. Вывод о пригодности СО также можно сделать, изучив сопроводительную документацию.
Важно! Работодатель не имеет права снижать нормы выдачи СО или искусственно увеличивать срок ее носки. В соответствии с законодательной базой, изменять нормы выдачи и сроки эксплуатации спецодежды можно только в случае, когда они улучшают степень защиты работника по сравнению с типовыми нормами.

Акт о продлении срока службы спецодежды
В процессе проверки уполномоченное лицо или комиссия составляет и утверждает акт осмотра каждого предмета спецодежды, в котором указывается идентификационный номер СО. При продлении срока эксплуатации эти данные вносятся в личную карточку учета выдачи СИЗ.

Косгу ст 310

Акт подписывается всеми членами комиссии. Предметы СИЗ, которые признаны непригодными для дальнейшего использования, списываются в установленном порядке, а вместо них выдаются новые.

Чем грозит нарушение установленных сроков эксплуатации СО
Нарушение сроков эксплуатации спецодежды грозит работодателю ответственностью в зависимости от тяжести нарушения. Так, за нарушение правил выдачи спецодежды организация может быть оштрафована на сумму от 30 000 до 50 000 рублей, а руководитель и ответственные лица – от 1000 до 5000 рублей (при повторном нарушении – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет).
Санкции за невыдачу СО и СИЗ могут быть серьезнее: должностные лица – от 20 000 до 30 000 рублей; предприниматели – от 20 000 до 30 000 рублей; юридические лица – от 130 000 до 150 000 рублей.
Хотя ответственность за выдачу и соблюдение сроков эксплуатации спецодежды ложится на плечи работодателя, работник обязан бережно относиться к своему комплекту СО, а при его порче – немедленно ставить об этом в известность администрацию предприятия (п. 28 Межотраслевых правил).

Реальная ситуация
На предприятии в Нижегородской области в ходе проверки ГИТ были обнаружены многочисленные нарушения. В частности, в требуемые сроки не производилась замена спецодежды и спецобуви с истекшими сроками годности, не велся надлежащим образом учет выдачи СИЗ, а также выдаваемые СИЗ не соответствовали отраслевым типовым нормам. В итоге юридическое лицо было оштрафовано по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП на 50 тысяч рублей.
Спецодежда является собственностью работодателя, и работник не имеет права использовать свой комплект СО в нерабочее время и для личных нужд. Если сотрудник умышленно испортил спецодежду или она пришла в негодность вследствие нарушения им трудовой дисциплины (состояние алкогольного опьянения и т.д.), то работодатель может удержать с него стоимость. В остальных случаях удерживать с работников стоимость СО и СИЗ запрещено. Ни в коем случае нельзя приступать к выполнению работ без спецодежды или при наличии повреждений СО. В зависимости от типа производства это может грозить обморожениями, ожогами, переломами, заболеваниями, может привести к смерти, а также поставить под угрозу жизнь и здоровье других людей.

09 января 2018