Специальности СПО

Содержание

Среднее профессиональное образование

В Фаберлик я зарегистрировалась через этот сайт, а диеты для похудения беру отсюда

ФГОС среднего профессионального образования

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения
Приказ Минобрнауки России от 05.06.2014 №632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. №1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №355».
Письмо Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. № 06-443 «О разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования».

Порядок приема на обучение по программам среднего профессионального образования

Приказ Минобрнауки России от 23 января 2014 №36 «Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования».
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. №697 «Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности».
Постановление от 20 июля 2013 №611 «Правила подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации».
Указ Президента РФ от 22.06.2006 №637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом».

Организация образовательной деятельности
по программам среднего профессионального образования

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 №464 «Порядок организации образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования».
Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2014 г. №1564 «О внесении изменений в перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 января 2014 г. №22».
Приказ Минобрнауки России №726 от 16 июля 2015 г. «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования».
Приказ от 25 сентября 2014 г. №1286 «О внесении изменений в Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного на бесплатное, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2014 г. №443».
Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. №291 «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».
Приказ Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. №455 «Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся».
Приказ Минобрнауки России от 09 ноября 2015 г. №1309 «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования».
Приказ Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. №185 «Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Об утверждении перечней профессий и специальностей СПО.
Приказ Минобрнауки России от 15 августа 2014 г. №1010 «О максимальном размере платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся по основным образовательным программам СПО и ВПО».
Письмо Минобрнауки России от 14 мая 2014 г. № ВК-951/09 «О комендантском часе в общежитии».

Оплата труда работников

Постановление Правительства СО от 29 октября 2008 г. №431 «Об оплате труда работников подведомственных министерству образования и науки СО образовательных учреждений».
Приказ МОиН СО от 21 ноября 2011г. №812-од «Об утверждении объемных показателей».
Письмо Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 №122.
Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах.
Постановление Губернатора СО от 29 июля 2013 г. №187 «Об утверждении премий Губернатора СО педагогическим работникам».
Постановление Правительства СО от 9 декабря 2015 г. №820 «Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Самарской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

новые казуальные игры.

На форумах, посвященных учебе, очень часто можно встретить вопрос: Образование среднее профессиональное — это какое?». В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) — это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% — это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Современная сфера СПО регулируется новым законом об образовании, который вступил в силу 01.09.2013. Отдельно следует отметить, что начальное и среднее профессиональное образование — не одно и то же.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

Приемные комиссии объявляют поступающим не позднее 1 марта:

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.

До 1 июня учебные заведения должны сообщить абитуриентам:

  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Прием документов в ссузы полагается завершать до 20-го июня.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается. Дипломы советского образца действительны.

Современные правила выдачи дипломов и приложений к ним:

  1. Документы выдаются не позднее чем через 10 дней после выхода приказа об отчислении специалиста. Приложение и диплом выдаются по решению государственной экзаменационной комиссии лицам, прошедшим обучение по программам СПО и успешно сдавшим итоговые аттестационные испытания.
  2. В случае если выпускник потерял приложение или диплом либо в выданных ему документах об СПО обнаружились ошибки, равно как и если специалист сменил Ф.И.О., он имеет право требовать выдачи дубликатов диплома или приложения к нему взамен старых. Дубликаты оформляются в соответствии со стандартами, актуальными на момент подачи выпускником заявления на получение дубликатов.
  3. Диплом или его дубликат действительны даже в случае утраты приложения. При этом приложение к диплому не является действительным в случае утраты диплома и при отсутствии его дубликата.
  4. Если учебное заведение, в котором был выдан диплом, больше не ведет образовательную деятельность, то дубликаты дипломов и приложений к ним выдаются органом исполнительной власти РФ, администрирующим образовательную сферу на территории, где некогда существовало ныне ликвидированное учебное заведение, выдавшее диплом и приложение к нему.
  5. Для получения дубликатов диплома о СПО или приложения к нему выпускнику необходимо составить и подать соответствующее личное письменное заявление, которое хранится в личном деле выпускника.
  6. Если после выдачи дубликатов обнаруживаются подлинники документов, они должны быть уничтожены органом исполнительной власти РФ.
  7. Диплом выпускник может получить лично. В случае наличия нотариально заверенной доверенности диплом или его дубликат могут быть вручены доверенному лицу для передачи владельцу. Диплом или его дубликат вместе с приложением может быть отправлен выпускнику образовательным учреждением или органом исполнительной власти при помощи почтовой системы РФ.
  8. Копия диплома или его дубликата хранится в личном деле выпускника.
  9. Диплом о СПО, выданный частной образовательной структурой и имеющий установленный этой структурой формат, не может быть заменен дипломом о СПО государственного образца.

Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» – формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях».

Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям для использования в работе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

Заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Т.В. Рябко

Методические рекомендациипо реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, в том числе по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (далее — ФГОС СПО по ТОП-50), представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенной профессии, специальности (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее — Федеральный закон об образовании). ФГОС СПО по ТОП-50 является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования (далее — СПО) по определенной профессии или специальности, независимо от формы обучения (часть 2 статьи 11 Федерального закона об образовании).

ФГОС СПО по ТОП-50 включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;

3) результатам освоения основных образовательных программ (часть 3 статьи 11 Федерального закона об образовании).

В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона об образовании, ФГОС СПО по ТОП-50 определяет формы получения образования и формы обучения, а также предусматривает, что получение СПО может осуществляться только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. При этом согласно части 2 статьи 23 Федерального закона об образовании получение СПО возможно только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования. Получение СПО по ТОП-50 в форме самообразования с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в качестве экстерна ФГОС СПО по ТОП-50 не допускается.

ФГОС СПО по ТОП-50 определяет перечень форм обучения и включает очную и очно-заочную формы обучения. По ряду специальностей ТОП-50 предусматривается возможность получения СПО по заочной форме. В случае, если во ФГОС по ТОП-50 заочная форма обучения не поименована в перечне возможных форм обучения по соответствующей специальности, это означает, что обучение по такой специальности в заочной форме не допускается.

При реализации образовательной программы СПО по ТОП-50 допускается применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона об образовании и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2.

Реализация образовательной программы по ФГОС ТОП-50 может осуществляться, в том числе, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона об образовании.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона об образовании ФГОС устанавливаются сроки получения СПО по ТОП-50 с учетом различных форм обучения и особенностей отдельных категорий обучающихся. ФГОС по ТОП-50 устанавливаются сроки получения образования на базе основного общего образования (с одновременным получением среднего общего образования) и на базе среднего общего образования. ФГОС по ТОП-50 устанавливаются предельные величины увеличения срока получения СПО по очно-заочной и заочным формам обучения по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

— не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;

— не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

Следует отметить, что конкретные сроки получения образования в очно-заочной и заочной формах обучения определяются образовательной организацией самостоятельно, но не могут превышать указанных выше сроков.

ФГОС по ТОП-50 предусматривает также возможность увеличения срока получения СПО для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Срок получения образования при обучении по индивидуальному учебному плану увеличивается не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Следует отметить, что увеличение срока получения образования в данном случае не является обязательным, а может применяться при обучении по индивидуальному плану по адаптированной образовательной программе с целью учета особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся и при необходимости для обеспечения коррекции нарушений их развития и социальной адаптации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. ФГОС по ТОП-50 предусматривает, что срок получения СПО по индивидуальному учебному плану обучающихся, не относящихся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, не может быть более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения.

ФГОС по ТОП-50 по отдельным специальностям предусматриваются увеличение на 1 год срока получения СПО по образовательной программе, предусматривающей получение нескольких квалификаций специалиста среднего звена, например, техник-мехатроник и специалист по мобильной робототехнике.

Перечень квалификаций квалифицированного рабочего и служащего и квалификаций специалиста среднего звена предусматривается во ФГОС в соответствии с перечнями профессий и специальностей СПО, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199.

Требования к структуре образовательной программы

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 11 Федерального закона об образовании ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы СПО и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО, и должна составлять для специальностей не более 70% (для профессий — не более 80%) от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть образовательной программы (соответственно не менее 30% для специальностей и не менее 20% для профессий) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации или сочетанию квалификаций, углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Важную роль в соотношении обязательной и вариативной частей играют положения примерной основной образовательной программы, с учетом которых образовательная организация самостоятельно определяет конкретное соотношение объемов обязательной и вариативной частей образовательной программы.

Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона об образовании примерная основная образовательная программа (далее — ПООП) представляет собой учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин , иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

ПООП разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов и включаются по результатам экспертизы в реестр ПООП, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре ПООП, является общедоступной.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных, основных образовательных программ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594.

Таким образом, правовой статус ПООП имеют только программы, прошедшие экспертизу и внесенные в реестр ПООП, который ведется на сайте http://reestrspo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ФГОС СПО по ТОП-50 определяет структуру образовательной программы, которая включает в себя учебные циклы и государственную итоговую аттестацию. В ФГОС СПО по ТОП-50 по профессиям включаются два учебных цикла: общепрофессиональный и профессиональный, в ФГОС СПО по ТОП-50 по специальностям включаются четыре цикла: общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественно-научный, общепрофессиональный, профессиональный.

В таблице, указанной в разделе II ФГОС СПО по ТОП-50, установлены требования к объему образовательной программы по учебным циклам (включая проведение промежуточной аттестации), государственной итоговой аттестации, а также общему объему образовательной программы в академических часах. Согласно пункту 28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 (далее — Порядок организации), академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Общий объем образовательной программы СПО, реализуемой на базе основного общего образования, увеличивается на 2772 часа (для программы подготовки квалифицированных рабочих ) и на 1476 часов (для программы подготовки специалистов среднего звена). Данный объем образовательной программы направлен на обеспечение получения среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом получаемой профессии (специальности). ФГОС не содержит требований, что в рамках обозначенного объема образовательной программы могут предусматриваться исключительно общеобразовательные предметы, данный объем может предусматривать изучение комплексных учебных предметов, дисциплин и модулей, направленных на формирование как личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, так и общих и профессиональных компетенций, предусмотренных разделом III ФГОС. При этом в соответствии с пунктом 23 Порядка организации период изучения учебных предметов, дисциплин, модулей, обеспечивающих получение среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО, в течение срока освоения соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования определяется образовательной организацией самостоятельно.

Таблица ФГОС по отдельным специальностям, которыми предусматривается увеличение на 1 год срока получения СПО в связи с получением нескольких квалификаций специалиста среднего звена, содержит дополнительные требования к объему образовательной программы при освоении нескольких квалификаций.

ФГОС не содержит исчерпывающего перечня дисциплин и модулей образовательной программы. ФГОС по профессиям предусматриваются требования к наличию и объему дисциплин «Физическая культура» и «Безопасной жизнедеятельности» при освоении образовательной программы в очной форме. ФГОС по специальностям, кроме указанных дисциплин, предусматривает изучение в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности». В случае отсутствия в тексте соответствующего ФГОС наименования дисциплины «Психология общения», осваиваемой в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла, данная дисциплина не осваивается.

При формировании программы образовательная организация вправе осваивать не все модули, включенные во ФГОС СПО по ТОП-50, а выбрать основные виды деятельности, соответствующие траектории освоения программы (при ее наличии) в соответствии с выбранным сочетанием квалификаций.

При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (при этом включение данных дисциплин может производиться без увеличения общего срока освоения образовательной программы).

Пунктом 28 Порядка организации устанавливается, что учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом. В соответствии с данной нормой ФГОС предусматривает выделение во всех учебных циклах объема работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по указанным видам учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся, а в профессиональном цикле — также практики.

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70% (для ФГОС по специальностям) и не менее 80% (для ФГОС по профессиям) от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей N 1 ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения — не менее 25%, в заочной форме обучения — не менее 10%. Таким образом, ФГОС устанавливаются минимальные требования к соотношению учебных занятий, практик и самостоятельной работы обучающихся. В образовательной программе, разрабатываемой образовательной организацией, данное соотношение может быть изменено в сторону увеличения объема учебных занятий и практик. При этом объем обязательных учебных (аудиторных) занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю (пункт 28 Порядка организации).

ФГОС определяет требования к объему образовательной программы СПО, осваиваемой обучающимися. Формирование учебной нагрузки педагогических работников осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 755 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2015 г., регистрационный N 42884). Согласно данному приказу при определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости предусматривает и контроль самостоятельной работы обучающихся, предусмотренной образовательной программой.

Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными разделом III ФГОС.

В профессиональный цикл образовательной программы входят учебная и производственная практики.

ФГОС устанавливает, что часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, не может быть менее 25% от профессионального цикла образовательной программы.

Проведение практик регламентируется Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291.

Требования к результатам освоения образовательной программы

Результатами освоения образовательной программы СПО является формирование общих и профессиональных компетенций выпускника. Перечень общих компетенций (ОК) выпускников унифицирован по всем ФГОС ТОП-50 по профессиям и по специальностям.

Перечень профессиональных компетенций (ПК) структурирован во ФГОС по основным видам деятельности, к выполнению которых должен быть готов выпускник. Основные виды деятельности представлены во ФГОС в соотношении с присваиваемыми квалификациями квалифицированного рабочего, служащего или квалификациями специалиста среднего звена. В соответствии с основными видами деятельности формируются профессиональные модули образовательной программы.

Перечень профессиональных компетенций сформулирован в соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона об образовании на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии), перечисленных в приложении к ФГОС по ТОП-50.

Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы (требования к знаниям, умениям, практическому опыту) также представлены в приложении к ФГОС по ТОП-50 в табличной форме.

Перечень общих и профессиональных компетенций, закрепленных в ФГОС, является основанием для самостоятельного планирования образовательными организациями результатов обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам. Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех общих и профессиональных компетенций в соответствии с сочетанием квалификаций квалифицированного рабочего, служащего или квалификаций специалиста среднего звена, относящихся к выбранной траектории обучения.

Требования к условиям реализации образовательной программы

Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом примерных условий образовательной деятельности, предусмотренных ПООП.

Наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности является лицензионным требованием, предусмотренным Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966.

В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона об образовании, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

При реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций. Порядок создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 958.

Требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы согласно ФГОС включают в себя требования к специальным помещениям, оснащенным оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, компьютерной техникой, доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», комплектом лицензионного программного обеспечения, библиотечному фонду, включая наличие в качестве основной литературы учебников, учебных пособий, предусмотренных ПООП.

Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.

Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы, прямо не перечисленные в ФГОС, определяются ПООП.

Кадровые требования к реализации образовательной программы предусматривают наличие педагогических работников (физических лиц, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с образовательной организацией, и выполняют функцию по обучению) и лиц, привлекаемых к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, установленной ФГОС, и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н, и в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 608н, который вступил в силу с 1 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47, пунктом 7 части 1 статьи 48 Федерального закона об образовании ФГОС устанавливает требование прохождения педагогическими работниками, привлекаемыми к реализации образовательной программы, повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, предусмотренной ФГОС, не реже одного раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Кроме того, ФГОС устанавливает требования к наличию не менее 25% педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности. Опыт деятельности педагогических работников может быть подтвержден записями в трудовой книжке либо иными документами, подтверждающими работу (осуществление деятельности на условиях договора гражданско-правового характера) в указанных организациях.

В части финансовых условий реализации образовательных программ ФГОС устанавливает, что финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по соответствующей профессии или специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей) утверждена заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 27 ноября 2015 г. N АП-114/18вн.

Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования — программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, итоговых значениях и величине составляющих базовых нормативных затрат по государственным услугам по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки, отраслевых и территориальных коэффициентах при формировании обоснований бюджетных ассигнований в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов утверждены заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 6 августа 2015 г. N АП-64/18вн.

Данное условие, предусмотренное ФГОС, требует, чтобы нормативные затраты на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по соответствующей профессии или специальности, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не были ниже нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с указанными выше методикой и значениями нормативных затрат с учетом корректирующих коэффициентов, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона об образовании ФГОС являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Качество образовательной программы определяется в рамках внутренней системы оценки, а также внешней системы оценки на добровольной основе.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а также проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования относятся к компетенции образовательной организации.

Промежуточная аттестация обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО по ТОП-50 включается в учебные циклы образовательной программы и осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения результатов обучения, запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам.

Формой оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50 является государственная итоговая аттестация, Порядок проведения которой определяется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968.

Государственная итоговая аттестация по итогам освоения ФГОС СПО по ТОП-50 проводится:

— для профессий СПО — в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена;

— для специальностей СПО — в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа ).

По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.

При проведении государственной итоговой аттестации используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа.

Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными, либо профессионально-общественными организациями,входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Машиностроение специальность

Машиностроение — «кит», на котором стоит по большей части вся промышленность практически любой страны, в этом числе и России. Для такого крупного государства как наше машиностроение является отраслью, определяющей уровень и пути развития всей экономики.

Специальность машиностроение делится на авиастроение, судостроение, автомобилестроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и даже производство сельскохозяйственной техники.

Прежде чем окончательно остановить свой выбор на профиле машиностроения или технологии машиностроения следует проанализировать свои желания и возможности.

Необходимо оценить умения в математике и физике, необходимо осознать, насколько интересно будет посвятить большую часть времени процессу черчения.

Поступив на первый курс института или техникума, первым делом начинающий машиностроитель приступит в изучению начертательной геометрии, сопромата, теормеха, теплотехники, физики.

После первого курса отчисляются студенты, не выдержавшие испытание линейки и карандаша, поэтому чтобы не потерять впустую год своей жизни стоит уделить внимание особенностям выбранной специальности, сделав выводы.

Если сопромат, черчение и физика – не являются словами, вызывающими страх и трепет, можно смело подавать документы в машиностроительный вуз.

Технология машиностроения специальность

Специальность технология машиностроения в общероссийском классификаторе специальностей обозначена под кодом 151901, по окончанию вуза дает право носить статус инженера, открывает перспективы по различным направлениям.

Технология машиностроения специальность техник, техник-технолог машиностроения – специалист, который контролирует качество производимой предприятием продукции и отвечает за выполнение всех связанных с этим необходимых расчетов. А вот станочник стоит за станком и вручную вытачивает детали.

Существует должность оператора станка ЧПУ, где сотрудник только задает команду программе, а уже она делает всю работу автоматически.

Инженер по наладке и испытаниям следит за исправностью оборудования на предприятии, несет ответственность за планировку и проведение ремонта, осуществляет помощь станочникам в настройке станков, а также ведет расчет рекомендуемых настроек станков. Кроме того, за инженером закреплена обязанность, заключающаяся в оформлении технической и нормативной документации по оборудованию, которое попадает в его зону ответственности.

Специальность «Технология машиностроения» помимо прочего изучает методы усовершенствования деталей и оборудования. Все это обязанности инженера-конструктора. Многие промышленные предприятия имеют свое конструкторское бюро, в котором инженеры-конструкторы отвечают за изобретение новых видов конструкций для машиностроения.

Технология машиностроения специальность СПО

Закончив специальность 15.02.08 технология машиностроения, кстати, это можно сделать как после средней школы, так и после основной, на руках останется диплом среднего профессионального образования. Специальность технология машиностроения – колледж или машиностроительный или металлургический техникум – учебные заведения, которые позволяют получить желаемое образование.

Учебная практика по специальности технология машиностроения

Во время практики учебное заведение предоставит возможность ознакомиться с будущей профессией вплотную. Лицом к лицу студент на втором курсе столкнется со слесарным делом, а на третьем курсе пройдет механическую практику, где впервые станет за станок, попробует то, с чем придется иметь дело всю жизнь.

Машиностроение специальность — ВУЗы

Известно, что существует общероссийская классификация специальностей, согласно которой код специальности машиностроение – 150700. Окончить обучение по профилю можно в любом технологическом вузе. Пятерку самых престижных вузов в машиностроении открывает Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ). Следующую позицию в рейтинге занимают Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) и Московский государственный технологический университет «СТАНКИН». На этом варианты для поступления по специальности машиностроение не ограничиваются. Почти каждый город может похвастаться наличием технического вуза.

Особенность состоит в специфике каждого региона. Так, в Сибири в машиностроительных вузах делают упор на сферу добывающей и обрабатывающей промышленности, а, например, Центральный федеральный округ ориентирован на конструирование и эксплуатацию машин в авиастроении, создании космической техники, двигателестроении, автомобилестроении, станкостроении. Одним словом, в каждом регионе — собственная специфика.

По окончании четырех курсов обучения, сдачи госэкзаменов и, традиционно, защиты выпускной работы студент получает диплом о присвоении ему квалификации бакалавра. При желании возможно продолжать повышать уровень своего образования в магистратуре.

Работа по специальности машиностроение

Освоив специальность машиностроение, «кем работать?» возникает правомерный вопрос у каждого выпускника. Преимущество образования в сфере машиностроения в наличии огромного количества вакансий в любом городе, лишь бы были знания и желание работать по специальности. Кроме того, особенностью такого технического образования является то, что выпускник машиностроительного вуза без преувеличений сможет работать в совершенно разных сферах и направлениях из-за огромной базы полученных знаний и широкого круга изученных дисциплин.

Выпускники бакалавриата найдут себе работу в должности технолога, техника или младшего инженера на предприятиях машиностроительного комплекса. По большей части отвечают они за безопасность на предприятии, контролируют соблюдение технологий, руководят работой младших сотрудников, отвечают за соблюдение всех норм и регламентов на предприятии, ответственны за ремонт оборудования.

Специальность машиностроение довольно общее понятие, поэтому вопрос о зарплате довольно неоднозначен. Как известно, отрасли промышленности в России находятся на разных этапах развития, в соответствии с этим и заработные платы на предприятиях кардинально разные.

В России сегодня наиболее оплачиваемым трудом является сфера добывающей промышленности (нефтяная и газовая). Надежду на успешную карьеру и достойную оплату труда дают автоконцерны, где выпускники могут занимать должность механика или наладчика оборудования.

Работа по специальности технология машиностроения

Специальность достаточно перспективна, предлагает массу возможностей для реализации, так как связана с изобретением новых методик, внедрением новейших технологий на предприятии и с разработкой усовершенствованных деталей и оборудования.

Основными профессиями для выпускника, окончившего машиностроительный институт по специальности технология машиностроения, являются профессии инженера-технолога, инженера-конструктора, мастера, начальника цеха или производства, менеджера по продаже инструмента и оборудования, и многие другие.

Кроме того, зарубежные страны испытывают дефицит кадров в данной сфере, поэтому хороший специалист в деле технологии машиностроения может рассчитывать при желании на успешную карьеру за рубежом.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Рейтинг ВУЗов Москвы
  • Политехнические специальности
  • Куда пойти учиться на инженера?
  • Профессия технолог
  • Как стать инженером
  • Профессия инженер
  • Технические профессии
  • Профессии промышленности
  • Специальность после колледжа — что, как и где
  • Где учиться на технолога
  • Специальность информационная безопасность