Списание имущества в бюджетной организации

Содержание

СПИСАНИЕ ОЦДИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

 
    Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) — это особая группа имущества, выделяемая в учете бюджетных и автономных учреждений. Для распоряжения ОЦДИ, как правило, необходимо согласие учредителя. Однако это не значит, что данная группа имущества является "неприкосновенной". Имущество, в том числе ОЦДИ, может выбывать из учреждения по различным причинам. И порядок списания объектов ОЦДИ имеет свои процедурные особенности.
 

Сущность ОЦДИ

    Как бюджетное, так и автономное учреждение вправе отчуждать или иным образом распоряжаться объектами ОЦДИ, закрепленными за ним учредителем или приобретенными за счет средств, выделенных учредителем, только с согласия учредителя. Данная норма закреплена в статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон № 7-ФЗ), п. 2 ст.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2017-2018

3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее — Закон № 174-ФЗ).
    Порядок отнесения имущества к ОЦДИ определяет учредитель на основании утвержденных Правительством РФ критериев. Критерии отнесения имущества к ОЦДИ приведены в постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее — Постановление № 538), согласно которому включению учредителями в состав перечней ОЦДИ подлежит следующее движимое имущество:
    а) балансовая стоимость которого превышает размер, установленный уполномоченным органом, при этом данный размер должен находиться в интервале:
    — для федеральных учреждений — от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
    — учреждений субъектов РФ — от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
    — муниципальных учреждений — от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей;
    б) иное движимое имущество, без которого осуществление учреждением основных уставных видов деятельности будет затруднено;
    в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда и национального библиотечного фонда России.
    Согласно пункту 5 Постановления № 538 ведение перечня ОЦДИ осуществляется самим учреждением на основании сведений бухгалтерского учета. В перечне ОЦДИ учреждения указываются данные конкретных объектов (наименование, балансовая стоимость, инвентарный номер объекта, дата включения в перечень и т. п.).
    Таким образом, учреждение должно самостоятельно принимать решение об отнесении того или иного имущественного объекта к ОЦДИ на основании имеющейся нормативно-правовой базы (акты учредителя, органов исполнительной власти, Постановление № 538).
    К ОЦДИ, согласно Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н), могут относиться следующие виды активов:

основные средства;
нематериальные активы;
материальные запасы.

    Объекты ОЦДИ подлежат учету с признаком "2" в 22-м разряде номера счета (п. 37 Инструкции № 157н).
    Чаще всего бюджетные и автономные учреждения в своей хозяйственной деятельности используют объекты основных средств и нематериальных активов, являющиеся ОЦДИ.
    Для того чтобы проконтролировать рациональность распоряжения ОЦДИ, законодателем был введен механизм согласования сделок с учредителем, определяющих "судьбу" ОЦДИ. Такой механизм предусмотрен в статьях 120, 298 Гражданского кодекса РФ, а также в Законах № 7-ФЗ и 174-ФЗ.

Об утверждении Положения о постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества, закрепленного за Министерством культуры Российской Федерации на праве оперативного управления

Приказ Минкультуры России от 20.04.2012 N 358

Документ по состоянию на январь 2016 года

В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества, закрепленного за Министерством культуры Российской Федерации на праве оперативного управления, руководствуясь Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834, приказываю:

1. Утвердить Положение о постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества, закрепленного за Министерством культуры Российской Федерации на праве оперативного управления, согласно Приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить состав постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества, закрепленного за Министерством культуры Российской Федерации на праве оперативного управления, согласно приложению N 2 к настоящему Приказу (не приводится).

3. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 09.06.2009 N 298 "О создании постоянно действующей комиссии по учету, сохранности и списанию материальных ценностей Минкультуры России" признать утратившим силу.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации А.Е. Бусыгина.

Министр А.А.АВДЕЕВ

Приложение N 1 к Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 20 апреля 2012 г. N 358

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОМИССИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ О СПИСАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ЗАКРЕПЛЕННОГО ЗА МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРАВЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1. В настоящем Положении под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

2. Решение о списании федерального имущества принимается в случае, если:

а) федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

б) федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

3. В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества, закрепленного за Министерством культуры Российской Федерации на праве оперативного управления, создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее — Комиссия).

4. Комиссия в своей работе руководствуется Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок списания федерального имущества.

5. Комиссия осуществляет следующие полномочия:

5.1. Осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

5.2. Принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

5.3. Устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества;

5.4. Проводит проверку документов, представленных структурными подразделениями Минкультуры России, инициировавшими рассмотрение вопроса о списании соответствующего объекта федерального имущества;

5.5. Принимает решение о необходимости затребования дополнительных документов или информации, привлечения специалистов и/или организаций для принятия Комиссией соответствующего решения.

В случае отсутствия сотрудников в Минкультуры России, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях Комиссии по решению председателя Комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав Комиссии на добровольной основе. Если договором, заключенным между Минкультуры России и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минкультуры России;

5.6. Принимает решение о списании или пригодности федерального имущества к восстановлению и дальнейшему его использованию;

5.7. Осуществляет контроль за изъятием из списываемого федерального имущества пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов, драгоценных металлов и камней, цветных металлов и вторичного сырья;

5.8. Подготавливает акт о списании федерального имущества (далее — Акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, и формирует перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, утвержденного Приказом Минкультуры России от 03.10.2011 N 956.

6. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, организует ее работу, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам Комиссии.

Комиссия формируется в составе не менее 5 человек из сотрудников Минкультуры России.

Комиссия действует на постоянной основе. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости.

Заседание Комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава Комиссии.

Решения принимаются большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании, и оформляются протоколом, который подписывают все присутствующие члены Комиссии.

При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.

8. Комиссия при осуществлении своих полномочий взаимодействует со структурными подразделениями Минкультуры России.

Оформление документации для списания оргтехники

Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывают все присутствующие члены Комиссии.

10. Акты о списании федерального имущества оформляются на основании решения Комиссии с приложением всех необходимых документов.

11. Оформленный в установленном порядке Акт о списании федерального имущества представляется на утверждение Министру с последующей передачей Комиссией в Департамент экономики, финансов и имущественных отношений.

Списание основных средств: документальное оформление, правила списания

Неиспользуемое имущество: учет расходов на его содержание

В деятельности предприятия периодически имущество, ранее используемое в производственной деятельности предприятия, прекращает использоваться либо вовсе становится, как говорится, ненужным. Причины могут быть разные, например сокращение объемов производства, изменение деятельности предприятия, нахождение оборудования в ремонте, моральный износ. При этом возникает вопрос, как учитывать расходы на содержание такого имущества.

Учет расходов на содержание имущества, находящегося на консервации

Перевод основных средств на консервацию позволяет сохранить их в исправном состоянии с целью дальнейшей эксплуатации.

Возможность перевода объектов ОС на консервацию в бухгалтерском и налоговом учете установлена соответственно п. 23 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и п. 3 ст. 256 НК РФ. В бухгалтерском учете расходы, связанные с содержанием неиспользуемого имущества, согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации" относятся к прочим и отражаются на счете 91 "Прочие расходы".

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам относятся расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.

В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, связанные с консервацией имущества, направлены, как правило, на сохранение этого имущества, которое в дальнейшем принесет доход. Поэтому такие расходы, включая расходы на охрану законсервированных объектов, признаются экономически обоснованными для целей налогообложения прибыли организаций.

Такая позиция отражена в Письме Минфина России от 18.03.2009 N 03-03-06/1/164.

Правильно оформленные документы по консервации — одно из главных условий для подтверждения расходов. Основными документами для оформления консервации объектов ОС являются: приказ руководителя о создании комиссии по переводу объектов ОС на консервацию; приказ на проведение инвентаризации по выявлению неиспользуемых объектов ОС (ИНВ-22); инвентаризационная опись (ИНВ-1); приказ, в котором указываются причины и основания для консервации объектов ОС; акт о переводе объектов ОС на консервацию. Поскольку унифицированной формы акта нет, организации самостоятельно разрабатывают форму и утверждают в учетной политике. Данный документ должен содержать наименование ОС, его инвентарный номер, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, причины и сроки консервации.

Пример 1. На предприятии принято решение о прекращении выпуска продукции "А" в связи с падением спроса. Данный вид продукции производят на специальной машине. Для сохранения технических характеристик специальной машины с целью дальнейшего ее использования этот объект законсервировали на 6 месяцев (оформили все необходимые документы с указанием причин и оснований). Расходы на консервацию (заработная плата, налоги с ФОТ, услуги сторонних организаций и пр.), подтвержденные сметой, составили 56 000 руб. (в том числе НДС — 2600 руб.).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражены расходы,
связанные с содержанием
законсервированных
объектов основных
средств
91-2 70, 69,
60
53 400
(56 000 — 2600)
Счет,
расчетно-платежная
ведомость,
бухгалтерская
справка-расчет
Отражены предъявленные
суммы НДС
19 60 2 600 Счет-фактура
Принят к вычету НДС 68 19 2 600 Счет-фактура

Учет расходов на содержание имущества, не подлежащего ремонту и дальнейшему использованию

Если предприятие не планирует использовать ОС в будущем в связи с моральным или физическим износом (т.е. нахождением в непригодном состоянии), то в консервации нет необходимости.

Имущество, находящееся в непригодном для использования состоянии, как правило, не приносит доход предприятию. Следовательно, расходы, связанные с содержанием такого имущества, не являются обоснованными и в налоговом учете согласно ст. 252 НК РФ не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.

Стоимость объекта ОС, который не способен постоянно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и п. 75 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Согласно пп. 8 п.

Избавляемся от ненужных активов

1 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли к внереализационным относятся расходы, связанные с ликвидацией выводимых из эксплуатации ОС, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.

При этом стоимость материалов (запасных частей и металлолома), полученных при разборке ОС, признается для целей налогообложения прибыли внереализационным доходом (п. 13 ст. 250 НК РФ) и оценивается организацией самостоятельно. Оценка может быть проведена на основе данных по аналогичным материалам, реализуемым в регионе, — прайс-листов и т.д. (п. п. 5, 6 ст. 274 НК РФ).

Пример 2. На балансе предприятия имеется неисправный компьютер первоначальной стоимостью 24 050 руб., сумма начисленной по нему амортизации — 16 900 руб. Предприятие списывает с учета данный компьютер (решение принято комиссией, оформлен акт на списание), как не подлежащий ремонту и дальнейшему использованию. Расходы водителя на доставку компьютера в специальную организацию с целью его правильного уничтожения составили 1000 руб.

К счету 01 "Основные средства" рекомендуется открыть следующие субсчета:

01-1 "Основные средства в эксплуатации";

01-2 "Выбытие основных средств".

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Списана первоначальная
стоимость списываемого
компьютера
01-2 01-1 24 050 Акт о списании объекта
основных средств,
инвентарная карточка
учета объекта основных
средств
Списана сумма
начисленной амортизации
02 01-2 16 900 Акт о списании объекта
основных средств
Списана остаточная
стоимость основного
средства
91-2 01-2 7150
(24 050 —
16 900)
Акт о списании объекта
основных средств
Отражены расходы на
доставку компьютера с
целью его правильного
уничтожения
91-2 71 1 000 Акт о списании объекта
основных средств

Учет расходов на содержание имущества, находящегося в ремонте

Начисление амортизации по ремонтируемым объектам не прекращается, если длительность ремонта не превышает 12 месяцев (п. 23 ПБУ 6/01). Затраты по ремонту объектов ОС отражаются в бухгалтерском учете на счетах учета затрат на производство (расходов на продажу), т.е. квалифицируются как расходы текущего периода.

Надлежащее документальное оформление нахождения имущества в ремонте — обязательное условие для признания затрат при исчислении налога на прибыль. Как правило, пишется служебная записка о поломке ОС на имя руководителя подразделения. На ее основании ответственный за ремонт и обслуживание основных средств составляет служебную записку или дефектную ведомость, в которой указывает все повреждения и сообщает принятое по факту поломки решение. После ремонта составляется акт о приеме-сдаче отремонтированного объекта ОС по форме N ОС-3, в котором указывается вид ремонтных работ и их стоимость и вносятся данные о выполненных работах в инвентарную карточку по форме N ОС-6.

В налоговом учете расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание ОС, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии признаются расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). Для целей налогообложения прибыли понесенные налогоплательщиком расходы на ремонт ОС рассматриваются как прочие и учитываются в размере фактических затрат в том отчетном периоде, когда они были понесены (п. 1 ст. 260 НК РФ).

О.Алексеева

Начальник отдела

общего аудита

ООО АУДИТОРИЯ

Списание с баланса неиспользуемых основных средств

Инвентаризация, исправление выявленных ошибок и искажений, подтверждение актуальности положений учетной политики и ее корректировка — во время этих мероприятий бухгалтер выполняет множество операций, мы же рассмотрим только одну: списание с баланса объектов основных средств, которые постоянно не используются и по которым отсутствует возможность извлечения экономических выгод.

Действующим ПБУ 6/01 предусмотрено списание с бухгалтерского учета стоимости объектов основных средств, которые не только выбывают из организации, но и не способны приносить ей экономические выгоды (доход) в будущем. Это очень важное требование, поскольку в современной учетной практике на балансе организации допускается учитывать не просто имущество, находящееся в ее собственности, а в обязательном порядке только ее активы.

Как правило, выделяются два основных условия признания активов:

  • организация способна контролировать данное имущество, т.е. иметь не только право на использование этого имущества, но и возможность ограничить его использование иными лицами;
  • данное имущество должно быть способно в настоящий момент или в будущем приносить организации экономические выгоды.

Наличие первого условия чаще всего подтверждается правом собственности на рассматриваемое имущество. Действительно, в силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Поэтому организация-собственник может не только владеть и пользоваться имуществом, но и распоряжаться им, в том числе путем запрета на его использование иными лицами.

Что касается второго условия, то согласно п. 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию.

Считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации при условии, если он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
  • обменен на другой объект имущества;
  • использован для погашения кредиторской задолженности;
  • распределен между собственниками организации.

При этом имущество признается в бухгалтерском балансе, когда в будущем вероятно получение от него организацией экономических выгод и стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности. Имущество не признается в бухгалтерском балансе, если нет вероятности того, что понесенные организацией расходы принесут ей экономические выгоды в периоды, следующие за отчетным.

Таким образом:

  • для признания имущества в балансе недостаточно только соблюдения первого условия — наличия права собственности на объект, необходимо еще соблюдение условия о способности объекта приносить организации экономические выгоды;
  • способность приносить экономические выгоды контролируется не только в периоде признания актива, т.е. в момент его принятия к бухгалтерскому учету, но и постоянно (периодически), причем, как только появится уверенность в отсутствии возможности извлечения дохода, в том же отчетном периоде (году) объект подлежит списанию с баланса — иначе будет нарушено требование осмотрительности.

Выявление постоянно не используемых объектов

Безусловно, такие объекты могут быть выявлены единовременно, например, если техническая служба организации проводит обследование какой-либо совокупности основных средств. Однако такие разовые мероприятия отнюдь не гарантируют, что все неиспользуемые объекты проанализированы на предмет их необходимости.

Подобная гарантия может быть получена лишь при условии, что в ходе сплошной инвентаризации основных средств инвентаризационная комиссия не только подтвердила их наличие в организации, но и рассмотрела условия их использования, выявила перечень постоянно не используемых объектов.

Зачастую на практике приходится сталкиваться с наличием объектов, которые находятся на консервации не только годами, но даже десятилетиями.

Можно ли говорить о какой-либо доходности таких основных средств, если они давно утратили не только свою актуальность (полезность), но даже саму возможность как-то работать, превратились в груду металлолома?

Однако это лишь самые очевидные примеры — инвентаризационная комиссия должна своевременно выявлять объекты, которые пока не утратили возможности эксплуатироваться, но уже не нужны данной организации (морально устарели).

Комиссия должна рассмотреть каждый такой объект и дать рекомендации по его дальнейшему использованию: продать как объект основных средств, продать или использовать в организации как комплекс комплектующих и запасных частей, продать как вторичное сырье (металлолом) или, наконец, просто утилизировать, т.е. вывезти на свалку. К сожалению, долгое бездействие приводит именно к последнему варианту.

Учет имущества после признания его постоянно не используемым

Возможностей распорядиться данным объектом несколько. При этом все они свидетельствуют, что выявленный постоянно не используемый объект уже не удовлетворяет практически ни одному из критериев признания основных средств.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета предусматривает следующее:

  1. если объект предназначается для продажи, то его перевод в состав товаров или иной составляющей материально-производственных запасов не предусмотрен, поэтому организации, производящие так называемую реклассификацию активов, делают это на свой страх и риск.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета для таких объектов предусмотрена лишь возможность списания на субсчет "Выбытие основных средств", но не вывод из состава основных средств вообще. Причем получается, что в балансе организации обязаны показывать эти объекты в составе внеоборотных активов, что уже не соответствует намерениям их использования.

Добавим, что в составе внеоборотных активов на практике такие объекты, как правило, отражаются по стр. 120 "Основные средства" бухгалтерского баланса, однако более правильно их отразить по стр. 150 "Прочие внеоборотные активы" с обязательным раскрытием в пояснительной записке к отчетности (пример 1).

Пример 1. При рассмотрении внутреннего баланса филиала в г. Самаре балансовая комиссия проанализировала состав основных средств, находящихся на консервации. При этом было заслушано сообщение главного инженера филиала, согласно которому все объекты находятся на консервации с 1 июля 2009 г. в связи с тем, что из головного офиса поступило распоряжение о сокращении во втором полугодии 2009 г. объемов выпуска продукции на 50%. Кроме того, на консервации с 1 января 2008 г. находится грузовой автомобиль в связи с тем, что филиал перестал доставлять продукцию покупателям собственным автотранспортом, изменив схему работы на "самовывоз". По результатам балансовой комиссии было принято решение запросить головной офис о возможности продажи данного автомобиля;

  1. если объект предназначается для продажи или использования в качестве комплекса запасных частей или вторичного сырья (металлолома), то он должен быть исключен из состава внеоборотных активов.

В этих случаях, как правило, осуществляется демонтаж и разборка частей объекта, т.е. он утрачивает свою конструктивную целостность и должен быть списан с учета на основании формы N ОС-4 (ОС-4а), которую следует незамедлительно составить в периоде принятия соответствующего решения о выбытии объекта.

Одновременно в обязательном порядке детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы должны быть оприходованы по текущей рыночной стоимости по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прочих доходов и расходов (пример 2).

Пример 2. Генеральный директор получил служебную записку от руководителя отдела компьютерного обеспечения о том, что в кладовой этого отдела находится какое-то количество бывших в употреблении компьютеров, которые не востребованы пользователями в связи с тем, что компания регулярно приобретает новые модели персональных компьютеров, а данные модели уже морально устарели (компания учитывает компьютеры в составе ОС).

В данной служебной записке содержалось предложение, каким образом распорядиться данными компьютерами. После утверждения служебной записки компания смогла:

  1. реализовать компьютеры компании производства 2007 — 2008 гг.:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"

отражена продажа компьютеров (по цене, согласованной сторонами в договоре купли-продажи);

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"

К-т сч.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях

68 "Расчеты по налогам и сборам"

начислен НДС;

Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств"

К-т сч. 01 "Основные средства"

отражено списание накопленной по реализованным компьютерам амортизации;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"

К-т сч. 01 "Основные средства"

отражены прочие расходы в размере остаточной стоимости реализованных компьютеров;

  1. использовать два компьютера в качестве источника запасных частей для ремонта:

Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств"

К-т сч. 01 "Основные средства"

отражено списание накопленной по демонтированным компьютерам амортизации;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"

К-т сч. 01 "Основные средства"

отражены прочие расходы в размере остаточной стоимости демонтированных компьютеров;

Д-т сч. 10 "Материалы"

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"

отражены прочие доходы в размере стоимости запасных частей (дисководов, винчестеров и т.п.), полученных при демонтаже компьютеров в оценке их стоимости с учетом износа, сделанной начальником отдела компьютерного обеспечения. Данные доходы включены в налоговую базу по налогу на прибыль;

  1. передать остальные компьютеры детскому дому:

Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств"

К-т сч. 01 "Основные средства"

отражено списание накопленной по переданным компьютерам амортизации;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"

К-т сч. 01 "Основные средства"

отражены прочие расходы в размере остаточной стоимости безвозмездно переданных компьютеров;

  1. если объект иначе уже никак не может быть использован, он подлежит списанию с учета без признания каких-либо доходов.

Способность приносить экономические выгоды

Иногда аудитор предъявляет претензии о завышении стоимости основных средств в отчетности в связи с отражением в их составе постоянно не используемых объектов, а организация объясняет несписание таких объектов тем, что их можно использовать на запчасти или сдать в металлолом, что принесет определенный доход. Это ошибочная трактовка.

Выше уже отмечалось, что объект способен приносить экономические выгоды, если его можно использовать в производстве, продать либо обменять (в данном случае только как объект основных средств). Если же предполагается продажа полезных элементов данного объекта, то это уже экономические выгоды не от данного объекта, а именно от каких-либо его элементов (так называемых полезных возвратов). Поэтому объект в обязательном порядке должен быть списан с учета, а полезные возвраты оприходованы, поскольку именно они (как элемент оборотных активов), а не сам объект принесут организации будущие экономические выгоды.

Что делать с особыми категориями постоянно не используемых объектов

Основная проблема возникает с основными средствами, входящими в состав так называемого мобилизационного резерва.

Например, когда в составе основных средств у организации числилась установка по производству определенного химического вещества, которая по официальному заключению технических специалистов уже вообще не могла производить что-либо. С другой стороны, у организации было официальное заключение о том, что и вещество, которое должно было бы производиться на данной установке, в настоящее время уже не востребовано, поскольку замещено иным, более современным. Тем не менее организация не списывала данный объект, мотивируя это именно его включением в состав мобилизационного резерва.

Поэтому важно установить, почему объекты, включенные в мобилизационный резерв, постоянно не используются. Причин, как правило, две: объекты невозможно или запрещено использовать в ходе обычной деятельности организации в силу их специфичности (например, линии спецсвязи, особые убежища и пр.) либо в силу их морального устаревания или даже физического обветшания. В обоих случаях эти объекты не удовлетворяют критериям признания основных средств в бухгалтерском учете и, соответственно, не должны учитываться на счете 01 "Основные средства".

В первом случае они не подлежат списанию с учета вообще и в обязательном порядке должны учитываться за балансом, что означает сохранение для них всех требований ведения бухгалтерского учета (эти средства подлежат инвентаризации, закреплению за материально ответственным лицом и т.п.).

Во втором случае они подлежат замене в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 2 Федерального закона N 31-ФЗ: создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов является одним из основных принципов мобилизационной подготовки и мобилизации.

Таким образом, организация обязана в установленном порядке оформить замену устаревших объектов, отразить их списание с баланса и при необходимости приобретение новых объектов взамен списанных.

А.А.Ефремова

Заместитель генерального директора

ЗАО "АКГ "РБС"

Информация о порядке списания основных средств в государственных учреждениях

Информация о порядке списания основных средств в государственных учреждениях
Имущество государственного бюджетного учреждения образования, непригодное для дальнейшего использования подлежит списанию с баланса учреждения. Начисленная 100%-ная амортизация на объекты основных средств, пригодных для дальнейшего использования, не является основанием для их списания. В государственном бюджетном учреждении большая часть имущества не является собственностью учреждения, а закреплено за ним на правах оперативного управления. Следовательно, бюджетное учреждение не всегда может самостоятельно принимать решение о списании имущества. Порядок списания имущества, в учреждениях подведомственных Департаменту образования, доведен приказом от 5 октября 2011 года №720.

Для подготовки основных средств к списанию, принятию решения о направлении документации на согласование списания имущества, в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия. Имущество государственных бюджетных учреждений подразделяется на особо ценное движимое имущество, иное движимое имущество и недвижимое имущество. Перечень имущества, относимого к о особо ценному движимому имуществу, определяется согласно приказу Департамента образования от 08.04.2011 г. №265.

1. В соответствии с действующим Порядком, государственное учреждение направляет документы на списание особо ценного движимого имущества в Департамент образования или Окружное управление образования.

Современный порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях (Беспалов М.В.)

Проект решения Департамента образования или Окружного Управления Образования о списании особо ценного движимого имущества направляется в Департамент имущества для согласования. При направлении документов на согласование списания особо ценного движимого имущества необходимо предоставить письмо на имя руководителя Департамента, на бланке учреждения с полным наименованием заявителя, с перечнем объектов основных средств, списание которых подлежит согласованию. Перечень необходимо заполнить согласно п.10 пп. «а», «б», «в», «г», «д» Порядка, утвержденного приказом Департамента образования от 05.10.2011 г. №720.

Для согласования списания автотранспортных средств, пришедших в негодность необходимо предоставить документы поименованные в п.10 и п.11 Порядка, утвержденного приказом Департамента образования №720 от 05.10.2011 г.

Списание иногодвижимого имущества учреждение осуществляет самостоятельно, без согласования с учредителем и Департаментом имущества.

2. Согласование списания недвижимого имущества государственных бюджетных учреждений осуществляется Департаментом имущества города Москвы.

Для согласования списания объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу, в связи со строительством, реконструкцией, сносом необходимо представить документы, сведения указанные в п.12 пп. от «а» до «л», с заполнением всех реквизитов, указанных в данных пунктах.

Для согласования списания объектов незавершенного строительства необходимо представить перечень документов указанных в п.13 пп. от «а» до «ж».

3. Для согласования списания объектов основных средств по основанию их выбытия по причинам, не зависящим от государственного учреждения, при условии, что срок эксплуатации не превышает срок полезного использования объектов — хищения, порчи, недостачи, стихийные бедствия, аварии и иные чрезвычайные ситуации, необходимо представить документы, указанные в пунктах 10-13 и пунктах 14.1 и 14.2 порядка, утвержденного приказом Департамента образования от 05.10.2011 г. №720.

При предоставлении копий документов, все копии должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения.

Кроме документов, предоставляемых на согласование списания на бумажных носителях, необходимо предоставить перечень объектов на электронном носителе.

4. Государственные бюджетные учреждения Городского подчинения направляют документы для согласования списания имущества в ГКУ г.Москвы Службу финансового контроля ДОгМ.

Служба финансового контроля осуществляет процедуру согласования списания имущества в соответствии с п.18 и п.19 Порядка, утвержденного приказом Департамента образования от 05.10.2011 г. №720.

5. Ликвидация, разборка или демонтаж основного средства не допускается до получения согласования на его списание от Департамента образования или Департамента имущества. После списания имущества с бюджетного учета производится его разборка.

Согласно инструкции от 06.12.2010 г. № 162н для списания основных средств используются унифицированные формы:

  • Акт на списание объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003);
  • Акт на списание групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306033);
  • Акт на списание автотранспортных средств(форма 0306004).

В вышеуказанных актах есть разделы, где необходимо отразить информацию о проведении демонтажа или разборки основного средства и полученных в результате этого деталей, узлов, запасных частей и иных материалов.

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Все бланки и формы на filling-form.ru

filling-form.ru