Списание спортивного инвентаря в бюджетном учреждении

Учет спортивного инвентаря

Учет спортивного инвентаря

Физическое воспитание является одной из обязательных дисциплин в государственных образовательных стандартах.

Service Temporarily Unavailable

Образовательные учреждения самостоятельно устанавливают формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта, методы и продолжительность занятий физической культурой. Следовательно, потребность в спортивном инвентаре и оборудовании для проведения таких занятий определяется самим учреждением. В данной статье речь пойдет об учете спортивного инвентаря, приобретенного за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Приобретение спортинвентаря за счет бюджетных средств

На каком счете учитывать?

В соответствии с п. 10 Инструкции N 25н*(1) к основным средствам относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от их стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев. Они учитываются на счете 101 00 000 “Основные средства“.

В силу п. 22 Инструкции N 25н группировка основных средств на счетах Плана счетов осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов*(2) (далее — ОКОФ), согласно которой спортивный инвентарь относится к разделу “Инвентарь производственный и хозяйственный“ (код 16 3693000). Таким образом, спортивный инвентарь, срок полезного использования которого свыше 12 месяцев, следует отражать на счете 101 06 000 “Производственный и хозяйственный инвентарь“. На основании Указаний о порядке применения бюджетной классификации*(3) расходы по приобретению спортинвентаря учитываются по статье 310 “Увеличение стоимости основных средств“ КОСГУ.

Единицей учета спортивного инвентаря признается инвентарный объект, которому присваивается соответствующий инвентарный номер. Исключением является спортивный инвентарь стоимостью менее 1 000 руб. — такому спортинвентарю инвентарные номера не присваиваются. Структуру инвентарного номера учреждение утверждает самостоятельно.

Формирование первоначальной стоимости

Как и все основные средства, спортинвентарь принимается к учету по его первоначальной стоимости, которая включает в себя все фактические затраты, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением спортинвентаря. При приобретении спортинвентаря за счет средств бюджета или за счет средств от предпринимательской деятельности, не подлежащей обложению НДС, сумму НДС, предъявленную учреждению поставщиками, следует также учитывать в первоначальной стоимости спортинвентаря. Таким образом, формирование первоначальной стоимости с учетом всех затрат и суммы налога нужно отражать на счете 106 01 310 “Увеличение капитальных вложений в основные средства“.

Покупка спортивного инвентаря осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“. Данный закон предусматривает несколько вариантов размещения государственных и муниципальных заказов: путем проведения торгов (открытых, закрытых), аукциона, запроса котировок, размещение заказа у единственного поставщика.

Амортизация

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 “О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы“ спортивный инвентарь относится ко второй амортизационной группе “Имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет и до 3 лет включительно“.

Согласно п. 43 Инструкции N 25н на объекты основных средств стоимостью:

— до 1 000 руб. включительно амортизация не начисляется;

— от 1 000 до 10 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию. Основанием, подтверждающим то, что спортивный инвентарь был выдан в эксплуатацию, является оформленное соответствующим образом Требование-накладная (ф. 0315006);

— свыше 10 000 руб. амортизация начисляется согласно рассчитанным в установленном порядке нормам.

В целях бюджетного учета амортизация начисляется только линейным методом. Ее начисление начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Пример.
Учреждение образования за счет бюджетных средств приобрело:

— гантели — 10 шт. по цене 900 руб. на общую сумму 9 000 руб. (в том числе НДС — 1 373 руб.*(4));

— лыжи — 5 шт. по цене 3 000 руб. на сумму 15 000 руб. (в том числе НДС — 2 288 руб.).

Дополнительно заключены договоры на доставку лыж на сумму 200 руб. (в том числе НДС — 31 руб.), гантелей — 150 руб. (в том числе НДС — 23 руб.). Лицевой счет учреждения открыт в ОФК.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

———————————————-T——————T—————-T—————-¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, руб. ¦
+———————————————+——————+—————-+—————-+
¦Формирование первоначальной стоимости¦ ¦ ¦ ¦
¦гантелей: ¦ ¦ ¦ ¦
+———————————————+——————+—————-+—————-+
¦- отражены расходы по приобретению гантелей ¦ 1 106 01 310 ¦ 1 302 19 730 ¦ 9 000 ¦
+———————————————+——————+—————-+—————-+
¦- отражены транспортные расходы ¦ 1 106 01 310 ¦ 1 302 05 730 ¦ 150 ¦
+———————————————+——————+—————-+—————-+
¦Формирование первоначальной стоимости лыж: ¦ ¦ ¦ ¦
+———————————————+——————+—————-+—————-+
¦- отражены расходы по приобретению лыж ¦ 1 106 01 310 ¦ 1 302 19 730 ¦ 15 000 ¦
+———————————————+——————+—————-+—————-+
¦- отражены транспортные расходы ¦ 1 106 01 310 ¦ 1 302 05 730 ¦ 200 ¦
+———————————————+——————+—————-+—————-+
¦Приняты к учету лыжи ¦ 1 101 06 310 ¦ 1 106 01 410 ¦ 15 200 ¦
+———————————————+——————+—————-+—————-+
¦Приняты к учету гантели ¦ 1 101 06 310 ¦ 1 106 01 410 ¦ 9 150 ¦
+———————————————+——————+—————-+—————-+
¦Оплачены гантели и лыжи поставщикам ¦ 1 302 19 830 ¦ 1 304 05 310 ¦ 24 000 ¦
+———————————————+——————+—————-+—————-+
¦Оплачены транспортные расходы ¦ 1 302 05 830 ¦ 1 304 05 222 ¦ 350 ¦
+———————————————+——————+—————-+—————-+
¦Начислена амортизация на лыжи в размере 100%¦ 1 401 01 271 ¦ 1 104 06 410 ¦ 15 200 ¦
¦балансовой стоимости при передаче их в¦ ¦ ¦ ¦
¦эксплуатацию ¦ ¦ ¦ ¦
+———————————————+——————+—————-+—————-+
¦Выданы в эксплуатацию гантели ¦ 1 401 01 271 ¦ 1 104 06 410 ¦ 9 150 ¦
L———————————————+——————+—————-+——————

Налоговый учет спортинвентаря,

приобретенного за счет внебюджетных средств

Учреждения образования могут приобретать спортинвентарь и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Бухгалтерский учет таких объектов в основном аналогичен учету объектов, приобретенных за счет бюджетных средств, с той лишь разницей, что все бухгалтерские записи будут производиться с признаком “2“. Поэтому рассмотрим особенности налогового учета спортинвентаря, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Поскольку в налоговом учете амортизируемым является имущество первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (ст. 257 НК РФ), спортинвентарь стоимостью менее 20 000 руб. учитывается в составе материальных расходов в полной сумме в момент ввода его в эксплуатацию. Спортинвентарь стоимостью более 20 000 руб. включается в расходы, уменьшающие налог на прибыль, путем начисления амортизационных отчислений (амортизации).

В целях налогового учета амортизация спортивного инвентаря может начисляться линейным и нелинейным методом. Но, как уже было сказано, бюджетные учреждения в бухгалтерском учете должны применять только линейный метод. Следовательно, для единообразия налогового и бюджетного учета целесообразно использовать один метод — линейный. Согласно Налоговому кодексу начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию.

Учреждение может уменьшить первоначальную стоимость спортинвентаря не более чем на 10% (пп. 1 п. 1 ст. 259 НК РФ).

Получение спортивного инвентаря в виде пожертвования

В последнее время в учреждениях образования имеет место поступление имущества в виде пожертвований и дарения от юридических и физических лиц. Поскольку от налогообложения освобождаются целевые поступления, в частности, в виде пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ), следует разграничивать понятия пожертвования и дарения.

Согласно ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь либо имущественное право в собственность.

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Пожертвования могут осуществляться лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Учреждение, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию такого имущества. Бухгалтеру необходимо уделить внимание оформлению получения пожертвования. Во избежание претензий со стороны налоговых органов договор пожертвования следует составлять в письменной форме.

Согласно нормам гражданского законодательства при пожертвовании имущества юридическому лицу жертвователь может, но не обязан оговаривать направление использования имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Однако, учитывая, что использованное не по назначению имущество подлежит налогообложению, в договоре следует указать цель его использования. Учреждение, получившее имущество, может составить отчет о его целевом использовании. Если пожертвованное имущество невозможно использовать в соответствии с указанным назначением, то с согласия жертвователя оно может быть использовано в других целях.

Первоначальной стоимостью спортивного инвентаря, полученного по договору пожертвования, будет признаваться его текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с доставкой, сборкой спортинвентаря и т.д.

Под текущей рыночной ценой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 14 Инструкции N 25н).

Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товара (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что данная цена соответствует уровню рыночных цен.

В этих целях стоимость передаваемого спортинвентаря следует указать в договоре.

Поступление спортинвентаря по договору пожертвования в бухгалтерском учете будет отражаться записью:

Дебет счета 2 101 06 310 “Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря“
Кредит счета 2 401 01 180 “Прочие доходы“

Арбитражная практика

Даже правильно оформленный договор не всегда является залогом того, что налоговая инспекция оставит без внимания полученную помощь. Об этом свидетельствует арбитражная практика.

Постановлением от 28.11.2006 N А33-27286/05-Ф02-6274/06-С1 ФАС ВСО признал незаконным решение налогового органа о привлечении учреждения к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль, поскольку целевые поступления в виде пожертвований не подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль, так как учреждением соблюдено требование Налогового кодекса о раздельном учете таких поступлений.

ФАС СЗО в Постановлении от 11.03.2008 N А05-7293/2007 рассмотрел следующую ситуацию. По договору пожертвования организация безвозмездно передала учреждению денежные средства, определив цели их расходования. Впоследствии организация направила в суд жалобу на это учреждение, ссылаясь на то, что оно использовало пожертвованные деньги не по целевому назначению, в которой просит отменить пожертвование по данному договору.

Как видно из материалов дела, учреждение является бюджетной организацией и финансируется по утвержденной смете доходов и расходов, включая средства федерального бюджета и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в установленном законодательством порядке.

Как было выяснено в ходе разбирательства дела, учреждение получило разрешение вышестоящей организации на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах федерального казначейства. Согласно разрешению благотворительные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, получаемые учреждением, используются на финансирование определенных расходов в соответствии со сметами доходов и расходов, утверждаемыми в установленном порядке.

Как определено судом, денежные средства по договору пожертвования поступили на указанный лицевой счет учреждения. То обстоятельство, что учет пожертвованных денежных средств осуществлен на отдельном лицевом счете, а не по отдельному договору пожертвования, судом признано не противоречащим гражданскому законодательству.

Пожертвованные денежные средства были израсходованы как средства федерального бюджета в соответствии со сметой доходов и расходов учреждения.

Плановой проверкой финансово-хозяйственной деятельности учреждения не установлено нарушений целевого расходования внебюджетных средств, в том числе поступивших в учреждение от добровольных пожертвований юридических и физических лиц. Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что нет оснований считать учреждение виновным в нарушении условий договора пожертвования. Суд, оценив собранные по делу доказательства, правомерно отказал организации в удовлетворении иска.

В Постановлении ФАС СЗО от 18.07.2005 N А13-15426/04-05 рассмотрена другая спорная ситуация. Учреждению было предъявлено обвинение в том, что оно не включило в доходы, подлежащие обложению налогом на прибыль, суммы, поступившие от юридических и физических лиц в виде благотворительной помощи и пожертвований. По мнению инспекторов, указанные суммы относятся к внереализационным доходам. На этом основании ими был доначислен налог на прибыль, начислены пени и штраф.

Однако судьи встали на сторону учреждения. Они привели следующие доводы.

Объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). В свою очередь, прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. К доходам в целях применения настоящей главы относят доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ). Последними признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (п. 8 ст. 250 НК РФ). Подпункт 1 п. 2 ст. 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к которым, в частности, относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ.

В силу ст. 582 ГК РФ пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

В ходе разбирательства дела судьи установили, что учреждение получало и использовало пожертвования исключительно на финансирование своих расходов, затраты осуществлялись по целевому назначению в соответствии со сметами доходов и расходов. При этом учреждение вело раздельный учет поступления и расходования спорных средств.

На основании вышеизложенного суд принял решение, что поступившие от юридических и физических лиц суммы в виде пожертвований не включаются во внереализационные доходы, учитываемые при обложении налогом на прибыль. Аналогичное мнение содержится в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 13.12.2005 N А40-66554/05-108-359.

О. Заболонкова,

редактор журнала “Учреждения физической культуры и
спорта: бухгалтерский учет и налогообложение“

“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 6, июнь 2008 г.

————————————————————————-
*(1) Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету“.

*(2) Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 “Общероссийский классификатор основных фондов“.

*(3) Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н “О утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“.

*(4) Для простоты примера все цифры указаны в полных рублях без копеек.

Приложение N 14 к Порядку выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации

КНИГА учета белья, сдаваемого (принимаемого) в стирку ___________________________________________ (наименование подразделения, склада) Начата "__" ____________ 20__ г.

Учет мягкого инвентаря

Окончена "__" ____________ 20__ г. Счет ____________________________ (наименование подразделения) ——————————————————————————————- ¦ N ¦Наименование¦ Единица ¦ Принято (сдано) в стирку ¦ Возвращено ¦Приме-¦ ¦п/п ¦ предметов ¦измерения¦ ¦ (принято) из стирки ¦чание ¦ ¦ ¦ ¦ +—————————-+————————-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дата¦коли- ¦вес ¦ подпись ¦дата¦коли- ¦ подпись ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чество ¦в кг¦принявшего¦ ¦чество ¦ сдавшего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предме-¦ ¦(сдавшего)¦ ¦предме-¦(принявшего)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тов ¦ ¦ ¦ ¦тов ¦ ¦ ¦ +—-+————+———+—-+——-+—-+———-+—-+——-+————+——+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+————+———+—-+——-+—-+———-+—-+——-+————+——+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+————+———+—-+——-+—-+———-+—-+——-+————+——+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+————+———+—-+——-+—-+———-+—-+——-+————+——+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+————+———+—-+——-+—-+———-+—-+——-+————+——+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ——+————+———+—-+——-+—-+———-+—-+——-+————+——-

Примечание. Книга ведется в подразделении и на складе.

Комментарии: