Список кодов ОКВЭД 2018 с расшифровкой

Содержание

ОКВЭД-2018 с расшифровкой по видам деятельности в их полном объеме приведены в специальном справочнике, утвержденном еще в 2014 году, но ставшим обязательным к применению с 2017 года. Что это за коды, каково их значение и где узнать необходимый шифр, вы узнаете из нашего материала.

Зачем нужны коды ОКВЭД-2018 с расшифровкой?

Вид деятельности, которым занимается официально зарегистрированный хозяйствующий субъект, имеет не только существенное значение для его характеристики, но и дает возможность:

  • обосновать применение выбранного спецрежима;
  • воспользоваться льготами по налоговым платежам;
  • установить ту или иную ставку взносов по страхованию от несчастных случаев.

Указание вида деятельности требуется в большинстве документов официальной отчетности, в т. ч. подаваемой в налоговые органы, внебюджетные фонды, Росстат.

Однако осуществляемые в РФ виды деятельности не только достаточно многообразны, но и иногда имеют достаточно громоздкое словесное описание. Именно поэтому потребовалось создание справочника по ним, и этот справочник не только включил в себя общий перечень видов деятельности, систематизировав их, но и закрепил соответствие каждого из видов определенному цифровому коду. То есть объемное словесное описание заменено на набор цифр от 2 до 6, что позволило сделать компактной информацию, отражаемую в отчетных документах.

Сам справочник получил название Общероссийского классификатора видов экономической деятельности или сокращенно ОКВЭД.

Где найти коды ОКВЭД-2018 с расшифровками по видам деятельности?

Действующий ОКВЭД-2018 с расшифровками по видам деятельности утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, имеет официальный номер ОК 029-2014 (КДЕС, ред. 2) и обязателен к применению с 01.01.2017. Для краткости его также именуют ОКВЭД 2. В период с даты утверждения до года обязательного применения он мог использоваться на добровольной основе.

О том, как увязаны данные ОКВЭД 2 с шифрами, содержавшимися в предшествовавшем ему классификаторе, читайте в материале «ФНС объяснила, как присваивались коды ОКВЭД 2».

Классификатор кодов ОКВЭД-2018 с расшифровкой имеет ряд отличий от исходного варианта этого документа, поскольку в него в течение 2015-2017 годов неоднократно вносились изменения. Последние из них сделаны в конце декабря 2017 года и вступили в силу с 01.03.2018 с распространением их действия на период, начавшийся в 2014 году. Таким образом, ОКВЭД-2018 с расшифровками по видам деятельности в его окончательном варианте имеет редакцию от 21.12.2017, созданную датированными этим числом приказами Росстандарта № 2046-ст и № 2048-ст.

Справочник ОКВЭД 2 2018 года с расшифровкой кодов — документ довольно объемный. Он разбит на имеющие буквенные обозначения разделы, отвечающие основным направлениям возможной области деятельности:

  • сельское хозяйство;
  • добыча полезных ископаемых;
  • обеспечение энергоресурсами;
  • водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов;
  • строительство;
  • торговля;
  • перевозки;
  • гостиничные услуги и общепит;
  • услуги связи;
  • финансовая и страховая деятельность;
  • операции с недвижимостью;
  • научная, техническая и отдельные виды профессиональной деятельности;
  • административная;
  • госуправление, безопасность и соцобеспечение;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • культура, спорт, развлечения;
  • иные виды услуг;
  • домашнее хозяйство;
  • экстерриториальные структуры.

Внутри этих разделов виды деятельности разделены на классы, имеющие сквозную нумерацию в пределах всего справочника и детализируемые по мере необходимости. Эта детализация и обеспечивает создание цифрового кода ОКВЭД. Буквенные обозначения разделов в этом коде не задействуются.

Скачать полную версию актуального классификатора ОКВЭД-2018 с расшифровкой кодов можно на нашем сайте.

Скачать классификатор

Какая информация содержится в коде?

Структура классификатора кодов ОКВЭД на 2018 год с расшифровкой базируется на делении всех перечисленных в нем кодов:

  • на классы;
  • подклассы;
  • группы;
  • подгруппы;
  • виды.

Такая градация позволяет детализировать осуществляемую деятельность, выделяя в ней более мелкие группировки, конкретизирующие отдельные дополнительные признаки (например, по сфере деятельности, процессу производства или применяемым материалам).

Код самой мелкой группировки (вида) состоит из 6 цифр, попарно разделенных точками. Переход вверх (к каждой более крупной единице) будет сопровождаться исключением из набора знаков, соответствующего очередной ступени, последней цифры.

Присвоение кодов, соответствующих основному и дополнительному видам деятельности хозяйствующего субъекта, происходит в момент его регистрации. Все необходимые шифры указываются в едином госреестре (ЕГРЮЛ или ЕГРП) наряду с прочими обязательными данными, вносимыми в этот реестр. При изменении видов деятельности необходимо информацию об этом подавать в регистрирующий орган, чтобы в реестре отразились сведения о них, соответствующие реальности.

О процедуре смены кодов подробнее читайте .

Итоги

Коды ОКВЭД позволяют компактно отразить виды осуществляемой хозяйствующим субъектом деятельности. Шифры этих кодов содержатся в специальном документе — справочнике, отражающем и детализирующем до необходимой степени все виды осуществляемой в РФ деятельности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Что такое ОКВЭД

  2. Если ФНС требует внести в ЕГРЮЛ сведения о видах деятельности

  3. ОКВЭД 2

  4. Подбор кодов ОКВЭД-2 онлайн
  5. Самые популярные запросы кодов ОКВЭД

Достаточно часто к нам обращаются за помощью в определении кодов ОКВЭД. Для того, чтобы помочь в этом вопросе размещаем простенькую бесплатную программу, которая поможт вам в этом вопросе.

Что такое ОКВЭД

ОКВЭД это — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико — экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Простыми словами — это справочник, в котором каждому виду деятельности присвоен свой уникальный код.

Классификатор предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух — шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде:

XX. — класс;

ХХ.Х — подкласс;

ХХ.ХХ — группа;

ХХ.ХХ.Х — подгруппа;

ХХ.ХХ.ХХ — вид.

Помним, что в целях государственной регистрации допустимо указывать не менее трех цифровых знаков.

Основным видом экономической деятельности является тот вид экономической деятельности, которым организация планирует заниматься преимущественно.

Виды экономической деятельности сгруппированы в классы, которые отражают уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и, соответственно, расходов на обеспечение по социальному страхованию. Чем выше этот уровень, тем больше страховой тариф. Поэтому класс профессионального риска, к которому относиться основной вид деятельности, зависит от размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.

Коды ОКВЭД надо выбирать для тех видов деятельности, которые вы планируете осуществлять в ближайшее время. Если выбрать несколько подходящих кодов, то один из них при регистрации надо указать как основной, а остальные, как дополнительные. Максимальное количество кодов не ограничено.

Примечание: присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Указание в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права коммерческой организации (ее обособленных подразделений) заниматься иными видами деятельности. Также не имеет значения, указан ли код в качестве основного или дополнительного вида деятельности. Следовательно, как поясняет налоговая служба (письмо ФНС России от 22 августа 2019 г. № СА-17-2/229@), присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности и не свидетельствует о получении ею необоснованной налоговой выгоды.

Система налогообложения, сумма налогов и количество сдаваемой отчетности от выбранных кодов ОКВЭД не зависят. Но если нанимать работников, то Фонд социального страхования назначает ставку страховых взносов на травматизм исходя из основного вида деятельности (чем рискованнее вид деятельности по ОКВЭД, тем выше тариф взносов).

Если ФНС требует внести в ЕГРЮЛ сведения о видах деятельности

С августа 2015 года организации начали получать из ИФНС письма о том, что они должны внести в ЕГРЮЛ сведения о видах деятельности, которыми они занимаются. При этом одни инспекции требуют сделать это незамедлительно, другие — дают определенное время — неделю или две, а третьи — вообще не упоминают о сроках. Но все налоговые инспекции угрожают штрафом в размере 5 000 рублей, а некоторые — и исключением организации из ЕГРЮЛ в том случае, если такие сведения не будут предоставлены.

Организации, у которых в ЕГРЮЛ имеются сведения об их видах деятельности в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2001, недоумевают. А те, у кого их нет, возмущаются, с чего вдруг такая срочность.

Оказывается, инспекции выполняют указания свыше, просто порой чересчур усердно. Дело в том, что в преддверии перехода со следующего года на новый ОКВЭД ОК 029-2014 (далее — ОКВЭД2) ФНС проанализировала содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о кодах видов деятельности организаций и обнаружила, что:

  • у многих организаций вообще нет сведений о кодах ОКВЭД (в большинстве — это те, кто регистрировался до 01.01.2004);
  • у некоторых организаций, зарегистрированных после января 2014 года, указаны коды по ОКВЭД2 (который в целях госрегистрации должен применяться только с 01.01.2016), в то время как они должны были указать коды по ОКВЭД ОК 029-2001.

В связи с этим Письмом ФНС России от 27.08.2015 N ГД-4-14/15117@ ФНС поручила своим подчиненным до 15.12.2015:

  • в отношении организаций, зарегистрированных до 01.01.2004, по которым отсутствуют коды ОКВЭД, рассмотреть вопрос о возможности исключения их из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом о госрегистрации, а если это невозможно, то провести с ними работу по внесению в ЕГРЮЛ сведений о кодах ОКВЭД;
  • в отношении организаций, зарегистрированных после 01.01.2004, обеспечить внесение в ЕГРЮЛ сведений о кодах ОКВЭД, в том числе о кодах основных видов деятельности;
  • впредь следить за тем, чтобы организации при госрегистрации указывали коды по ОКВЭД, а не по ОКВЭД2. О том, когда нужно будет указывать коды по новому Классификатору, ФНС даст соответствующие указания.

Районные ИФНС не стали делать никакие выборки, а просто взяли и разослали письма по всем организациям, которые состоят у них на учете.

Что делать?

Если ваша организация сдает отчетность, то исключения из ЕГРЮЛ можно не бояться, т.к. исключить из ЕГРЮЛ можно только те организации, которые фактически прекратили свою деятельность, а именно в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом решения о предстоящем исключении:

  • не представляли налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • не проводили операции хотя бы по одному банковскому счету.

Хотя Законом о госрегистрации прямо установлена обязанность организации сообщать в регистрирующую ИФНС об изменении кодов ОКВЭД в течение 3 рабочих дней с момента начала ведения новой деятельности, а за ее неисполнение для руководителя организации предусмотрена административная ответственность — предупреждение или штраф 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП), но нигде не сказано, что понимается под моментом начала ведения новой деятельности. Некоторые налоговики считают, что 3 дня можно отсчитывать как со дня начала подготовительных работ, так и с момента первой сделки в рамках новой деятельности. Но даже если это и так, для того чтобы оштрафовать руководителя, инспекторы должны обнаружить нарушение в пределах 2 месяцев и 3 дней с начала ведения новой деятельности (статья 4.5 КоАП). Т.е., если деятельность организация ведет давно, то и штрафа можно не опасаться, т.к. срок давности привлечения к ответственности давно истек.

Кроме штрафа можно:

  • получить отказ в возмещении НДС на том основании, что в ЕГРЮЛ отсутствует код по ОКВЭД, соответствующий деятельности, в рамках которой заявлены вычеты;
  • лишиться права применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • получить максимальный тариф по взносам на травматизм;
  • лишиться выгодного договора, если потенциальный контрагент проявит должную осмотрительность.

Поэтому если вы получили такое письмо ФНС, то сначала надо получить выписку из ЕГРЮЛ, а затем:

  • (если) коды по ОКВЭД там указаны, тогда письмом в произвольной форме сообщите в ИФНС, что коды имеются и они соответствуют действительности;
  • (если) там указаны коды по ОКВЭД2, тогда надо их исправить;
  • (если) коды не указаны вовсе, тогда надо их внести в ЕГРЮЛ.

Для внесения изменений в регистрирующую ИФНС нужно подать:

  • (или) заявление по форме № Р14001 с заполненным листом Н, если коды ОКВЭД не указаны в учредительных документах (в этом случае госпошлину платить не надо);
  • (или) заявление по форме № Р13001 с заполненным листом Л, если коды ОКВЭД указаны в учредительных документах (в этом случае надоч оплатить госпошлину в размере 800 рублей).

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) (ОКВЭД 2)

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст принят и введен в действие 1 февраля 2014 года (с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2)

Данный классификатор заменит собой действующие в настоящее время и подлежащие отмене с 1 января 2015 года:

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1);

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).

Приказом Росстандарта от 10.11.2015 N 1745-ст срок перехода на обязательное применение общероссийских классификаторов ОКВЭД2 и ОКПД2 перенесен на 1 января 2017 года, т.е. переходный период продлен до 1 января 2017 года. Согласно Информации ФНС России «О переходе на новые коды ОКВЭД при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» новые коды ОКВЭД применяются при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 11.07.2016

С этой же даты будут отменены действующие в настоящее время классификаторы:

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1);

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1);

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93;

  • Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002;

  • Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93;

  • Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93.

Примечание: ранее ссогласно поправкам, внесенным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2014 г. № 1261-ст «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии oт 31 января 2014 г. N 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», переходный период продлится до 1 января 2016 г. (а не 2015). С этой даты отменяются отменяются прежние классификаторы.

ОКВЭД 2 содержит коды классифицируемых группировок видов экономической деятельности, наименования и описания, раскрывающие содержание группировки и/или дающие ссылки на другие группировки классификатора.

В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД 2 используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс производства (технологию). В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак «используемое сырье и материалы».

Принят и вводится в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)

Этим же приказом Росстандарта утвержден введен в действие 1 февраля 2014 года (с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).

Данный классификатор заменит собой действующие в настоящее время и подлежащие отмене с 1 января 2015 года:

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93;

  • Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002);

  • Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93;

  • Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93.

Самые популярные запросы кодов ОКВЭД

ОКВЭД должен содержать не менее 4 знаков:

  • 47.91 — Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет.
  • 47.91.2 — Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет.
  • 72.20 Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области.
  • 72.30 Обработка данных.
  • 72.40 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.
  • 72.60 Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
  • 74.13.1 Исследование конъюнктуры рынка.
  • 74.13.2 Деятельность по изучению общественного мнения.
  • 74.40 Рекламная деятельность

Статья написана и размещена в 2011 году. Дополнена — 25.05.2014, 13.11.2014, 19.11.2015, 25.06.2016, 15.08.2018, 02.09.2019

Полезные ссылки по теме «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014»

  1. Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

  2. Производственный календарь на 2020 год

  3. Правовой календарь на 2018 — 2020 год

  4. Налоговый календарь на 2018 — 2020 год

  5. Как зарегистрировать свой бизнес самому?

  • Подготовка и оформление необходимых документов для регистрации.

  • Регистрация ООО (ЗАО, ОАО) или ИП в налоговой инспекции

  • Регистрация ООО (ЗАО, ОАО) или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате)

  • Изготовление печати.

  • Открытие расчетного счета в банке

  • Изменения страховых взносов

  • Расчет пособий ФСС в 2018 — 2020 году

  • Какую систему налогообложения выбрать?

  • Общая система налогообложения

  • Упрощенная система налогообложения

  • Патентная система налогообложения

  • Система налогообложения в виде ЕНВД

  • Налоговая отчетность для общеей системы налогообложения

  • Налоговая отчетность для упрощенной системы налогообложения

  • Налоговая отчетность для системы налогообложения в виде ЕНВД

  • Tags: ОКВЭД, общероссийский классификатор видов экономической деятельности, коды ОКВЭД, общероссийский, классификатор, виды деятельности по ОКВЭД, виды экономической деятельности, предприниматели, ИП ООО, ПБОЮЛ, OKVED, Help, ОК 029-2014

    Сводный электронный каталог библиотек Беларуси (СЭК) – система сводных электронных каталогов, отражающих библиографическую информацию о фондах библиотек Республики Беларусь.

    В состав СЭК библиотек Беларуси входят:

    • сводный электронный каталог системы корпоративной каталогизации – национальный корпоративный информационный ресурс, формирующийся на базе четырех республиканских библиотек: Национальной библиотеки Беларуси, Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси, Республиканской научно-технической библиотеки и Президентской библиотеки Республики Беларусь;
    • региональные сводные электронные каталоги библиотек Беларуси – национальные корпоративные информационные ресурсы, отражающие фонды библиотек регионов страны.

    Сводный электронный каталог системы корпоративной каталогизации (СЭК СКК) предназначен для координации деятельности библиотек Беларуси по формированию библиографических и авторитетных записей в национальных форматах BELMARC и интеграции ресурсов на уровне страны.

    В СЭК СКК представлены метаданные республиканских библиотек на следующие коллекции документов: книги, нотные и изобразительные документы, диссертации, карты, периодические издания, аудио- и видеодокументы, редкие / старопечатные издания, документы международных организаций. Количество библиографических записей составляет более 5,9 млн. Они содержат развернутую библиографическую информацию со сведениями о наличии экземпляров перечисленных видов документов и шифрах их хранения в фондах вышеназванных республиканских библиотек.

    Для обеспечения эффективности информационного поиска в СЭК СКК создается корпоративная база данных авторитетных записей, которая обслуживает технологию текущей каталогизации. База данных насчитывает более 2,4 млн авторитетных записей на такие наименования, как имя лица, наименование организации, родовое имя, торговая марка, географическое название, тематический предмет, форма, жанр и физические характеристики документа.

    Для пользователей, читателей библиотек – участниц СЭК СКК, доступен сервис удаленного заказа документов.

    Региональные сводные электронные каталоги (РСЭК) библиотек Беларуси создаются с целью координации деятельности библиотек регионов по формированию информационных ресурсов в национальном формате BELMARC с использованием принципов корпоративной каталогизации, обеспечения интеграции метаданных информационных библиотечных ресурсов на уровне областей и страны.

    Данные ресурсы содержат библиографические сведения о составе фондов 34-х библиотек страны, которые включают: книги, брошюры, аудиовизуальные документы, изобразительные документы, нотные издания, картографические материалы, авторефераты диссертаций, составные части документов по краеведению и электронные ресурсы.

    В состав региональной сети Сводного электронного каталога библиотек Беларуси входят следующие РСЭК библиотек Беларуси:

    РСЭК библиотек Брестской области отражает библиографическую информацию о фондах библиотек Брестской области. Головной библиотекой по формированию ресурса является Брестская областная научная библиотека им. М. Горького. Ресурс содержит свыше 659 тыс. библиографических записей на документы, хранящиеся в фондах следующих библиотек области:

    • Брестской областной научной библиотеке им. М. Горького;
    • Барановичской городской централизованной библиотечной системе;
    • Кобринской районной централизованной библиотечной системе;
    • Жабинковской районной централизованной библиотечной системе.

    РСЭК библиотек Витебской области отражает библиографическую информацию о фондах библиотек Витебской области. Головной библиотекой по формированию ресурса является Витебская областная библиотека им. В.И. Ленина. Ресурс содержит свыше 635 тыс. библиографических записей на документы, хранящиеся в фондах следующих библиотек области:

    • Витебской областной библиотеке им. В.И. Ленина
    • Централизованной библиотечной системе г. Витебска
    • Централизованной библиотечной системе г. Новополоцка
    • Оршанская централизованная библиотечная система

    РСЭК библиотек Гомельской области отражает библиографическую информацию о фондах библиотек Гомельской области. Головной библиотекой по формированию ресурса является Гомельская областная универсальная библиотека им. В.И. Ленина. Ресурс содержит свыше 238 тыс. библиографических записей на документы, хранящиеся в фондах следующих библиотек области:

    • Гомельской областной универсальной библиотеке им. В.И. Ленина;
    • Сети публичных библиотек города Гомеля;
    • Житковичской районной сети библиотек;
    • Мозырской централизованной библиотечной системе;
    • Светлогорской районной сети библиотек;
    • Рогачёвской центральной районной библиотеке им. В. Короткевича;
    • Лоевской центральной районной библиотеке.

    РСЭК библиотек Гродненской области отражает библиографическую информацию о фондах библиотек Гродненской области. Головной библиотекой по формированию ресурса является Гродненская областная научная библиотека им. Е.Ф. Карского. Ресурс содержит свыше 805 тыс. библиографических записей на документы, хранящиеся в фондах следующих библиотек области:

    • Гродненской областной научной библиотеке им. Е.Ф. Карского;
    • Централизованной библиотечной системе г. Гродно;
    • Лидской районной библиотеке им. Я. Купалы;
    • Свислочской районной библиотеке;
    • Островецкой районной библиотеке;
    • Ивьевской районной библиотеке;
    • Волковысской районной библиотеке;
    • Ошмянской районной библиотеке.

    РСЭК библиотек Минской области отражает библиографическую информацию о фондах библиотек Минской области. Головной библиотекой по формированию ресурса является Минская областная библиотека им. А.С. Пушкина. Ресурс содержит свыше 464 тыс. библиографических записей на документы, хранящиеся в фондах следующих библиотек области:

    • Минской областной библиотеке им. А.С. Пушкина;
    • Молодечненской центральной районной библиотеке им. М. Богдановича;
    • Борисовской центральной районной библиотеке им. И.Х. Колодеева;
    • Библиотеки Минской духовной академии.

    РСЭК библиотек Могилёвской области отражает библиографическую информацию о фондах библиотек Могилёвской области. Головной библиотекой по формированию ресурса является Могилёвская областная библиотека им. В.И. Ленина. Ресурс содержит свыше 541 тыс. библиографических записей на документы, хранящиеся в фондах следующих библиотек области:

    • Могилёвской областной библиотеке им. В.И. Ленина;
    • Централизованной системе государственных публичных библиотек г. Могилёва;
    • Библиотечной сети Кричевского района;
    • Круглянской централизованной библиотечной системе;
    • Климовичской библиотечной сети;
    • Централизованной библиотечной сети Быховского района;
    • Централизованной библиотечной сети Шкловского района;
    • Чаусской библиотечной сети.

    Работа в условиях функционирования РСЭК библиотек Беларуси выполняется библиотеками регионов на базе двухсторонних соглашений о сотрудничестве с Национальной библиотекой Беларуси, которая осуществляет координационное, методическое руководство по формированию ресурсов и выполняет их программно-техническое администрирование.

    Информационные ресурсы СЭК библиотек Беларуси, ежедневно пополняемые в процессе специализированной обработки, максимально адаптированы к запросам пользователей и реализации задач корпоративной каталогизации.

    Консультанты:
    Комлева Татьяна Григорьевна;
    Ишутина Елена Ивановна;
    Шерстинова Виктория Николаевна.

    Привет, Регфорум!

    Год 2017 скоро месяц как закончился. Мы даже уже перестали делать описки при датировке документов и исправно проставляем правильное «2018». А прошлогодние обзоры практики всё догоняют нас и тянут назад в 2017-й, как рука мертвеца… Ну, вы поняли: я, наконец, добрался до чтения Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 за 2017 год (Письмо ФНС России от 28.12.2017 № ГД-4-14/26814@). Впереди тридцать пять страниц неизведанного: не то весёлого и увлекательного чтива с традиционными нотками лёгкого абсурда, не то безвкусной отчётной жвачки из серии «к концу года чтоб был обзор, а то премии не получите». Сейчас, впрочем, выясним. Освещаю обзор выборочно – только в части, которая представляет интерес с моей цивилистической точки зрения (хотя там и по судьбе излишне уплаченного налога на прибыль при ликвидации, например, есть что почитать).

    Вопросы оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

    В флибустьерском дальнем синем море… (дело № А03-22808/2016)

    Ура! Обзор уже точно не будут скучным! Авторы знали, с чего начать, чтобы получилось позавлекательнее. Представьте себе рядовую провинциальную налоговую инспекцию, в которую приходит по почте пакет документов для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (и неважно даже, в чём суть заявления, а впрочем – директора хотели поменять). Серый рабочий день. Унылый шорох бумаг. Клерк вскрывает конверт. Из конверта доносятся крики чаек, запах моря, плеск волн… короче, заявление на внесение изменений в ЕГРЮЛ подписано жительницей города Порт-Вила, что в республике Вануату. Нет, точно не Беларусь! Вануату. С удостоверением в Министерстве иностранных дел этого самого Вануату и с приложением аж двух апостилей: тамошнего и, плюсом, от российского нотариуса. Лично я, на месте клерка, отказал бы заявителю просто из зависти. Кокосы, каноэ, Тихий океан… Короче, у вас вануатский апостиль подписан неустановленным лицом без расшифровки подписи! Что не соответствует Гаагской конвенции 1961 года, в которой Республика Вануату тоже участвует. Что значит «Вануату – маленькая страна, тут все друг друга знают»? Вот и суды подтверждают: инспекция совершенно права. Расслабились там, под пальмами, понимаешь…

    А и Б сидели на трубе (дело № А45-1983/2017)

    Инспекция отказала в регистрации реорганизации в форме присоединения, в ходе которой ООО «Н.» собиралось присоединиться к ООО «Т.». Камнем преткновения послужило положение договора о присоединении, согласно которому доля в уставном капитале ООО «Н.», принадлежащая третьему лицу – не участнику реорганизации – ООО «П.», погашается при реорганизации в обмен на выплату ООО «Т.» в пользу ООО «П.» денежной компенсации. Отказ дружно обжаловал весь этот алфавит: «Н.», «П.» и «Т.». Ведь если воля сторон направлена на то, чтобы «П.» в состав участников «Т.» при реорганизации не вошло, что мешает договориться об этом и исполнить договорённость? Оказывается, мешает пункт 3.1 статьи 53 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», где подобного случая нет в перечне ситуаций, при которых доли участников реорганизации погашаются. Ещё бы он там был: ведь «П.» в реорганизации, формально, не участвовало. Вот суды и решили, что «общество с ограниченной ответственностью «П.» должно войти в состав участников общества с ограниченной ответственностью «Т.» с учетом той доли, какая была у него в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Н.» до присоединения». А потом, если не передумает, пусть себе выходит. То есть волю свою участники реорганизации и их учредители, конечно, в итоге реализуют. Но не напрямую, а в обход по установленному маршруту с поворотом под предписанным углом, уставным строевым шагом. Нужны ли дополнительные подтверждения того факта, что регистрация реорганизации юридических лиц к гражданскому праву имеет весьма косвенное отношение?

    ЕГРЮЛ как путь в бессмертие? (дело № А27-2629/2017)

    У юридического лица умер директор. Просто умер, не извещая предварительно налоговую по установленной форме и не внеся соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Так бывает, правда ведь? В инспекции ФНС на подобное самоуправство, очевидно, обиделись, и заблокировали регистрационные действия (в отношении третьего лица) с участием этого юридического лица по причине недостоверности сведений об исполнительном органе в ЕГРЮЛ (вместо покойного функции руководителя взял на себя исполнительный директор). Понадобилось дойти до кассационной инстанции, чтобы зафиксировать неожиданный для регистрирующего органа факт: иногда несовпадение реальности с данными ЕГРЮЛ совершенно законно.

    «Кассационной инстанцией отклоняются доводы жалобы относительно фактического отсутствия у ООО … единоличного исполнительного органа, поскольку судами правомерно отмечено, что исполнительным органом названной организации в спорный период являлся не только директор …, но и исполнительный директор …; при этом закон безусловно не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений».

    Ржакса (дело № А64-630/2017)

    Ржакса – это вообще-то рабочий посёлок в Тамбовской области, где должностное лицо территориального органа Федеральной налоговой службы (забыв пригласить понятых) искало юридическое лицо по месту его нахождения. А нашло постоянно действующий единоличный исполнительный орган по месту проживания, на кухне, в домашнем халатике. Живу я тут! – сказал единоличный исполнительный орган и добавил, подумав: – И ещё бухгалтерию веду. Проверяющий, однако, не поверил и составил акт об установлении отсутствия Общества по заявленному адресу. Потому что там магазинов, заводов и небоскрёбов с офисами нет. А на кухне в халате сидеть и чай пить – это любое физическое лицо может, для этого юридическим быть не нужно.

    «Основанием для отказа в государственной регистрации явилось установление Инспекцией отсутствия необходимого офисного помещения и оборудования для ведения хозяйственной деятельности Общества в жилом доме».

    Суд, впрочем, оказался другого мнения:

    «Инспекцией не приведено нормативного обоснования доводов о том, что по адресу места нахождения юридического лица должно осуществляться какое-либо производство, либо собственно деятельность юридического лица».

    Главное, что единоличный исполнительный орган по нужному адресу присутствует и связь внешнего мира с обществом тем самым поддерживает. А уж чем он там занят, чай пьёт или бухгалтерию ведёт — это его личное дело.

    Ну и по мелочи: суд в одном из дел (№ А27-9529/2017) напомнил, что решение об увеличении уставного капитала ООО необходимо удостоверять нотариально, даже если его устав предусматривает, что решения общего собрания удостоверяются подписанием протокола председателем и секретарем общего собрания, являющимися участниками общества, и нотариальное заверение протоколов общего собрания не требуется. Пункт 3 ст. 17 закона об ООО в этом вопросе императивен. Между прочим, спасибо, что напомнили: я лично, признаю честно, данный нюанс тоже запамятовал. Хорошо, что есть возможность учиться на чужой практике, не обжигаясь на собственной – в этом, собственно, и состоит главная ценность всякого рода обзоров.

    Вопросы оспаривания решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

    Царь ненастоящий! (дело А76-30807/2016)

    В инспекцию ФНС подано заявление по форме Р14001 – всё чин по чину, с нотариальным удостоверением подписи заявителя. Инспекция, не вдумываясь, внесла в ЕГРЮЛ информацию о смене директора общества. Один из участников общества, однако, отправился в суд с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа. Суд первой инстанции пожал плечами: заявителем поданы все предусмотренные законом документы, оформленные надлежащим образом. Апелляционная же, а за ней и кассационная инстанции оказались более вдумчивыми. В обществе, как выяснилось, за пост руководителя шла настоящая маленькая война с переизбраниями, признанием недействительными решений общих собраний, оспариванием решений и так далее. В спорный момент (при обращении с заявлением) в ЕГРЮЛ был внесён один директор, в то же время к заявлению было приложено решение Арбитражного суда о признании недействительным решения общего собрания участников общества о прекращении полномочий другого (которого инспекция в результате и «восстановила» в реестре). Суды вышестоящих инстанций, однако, сопоставили две даты: решение суда было датировано 07.09.2016, а решение общего собрания, на основании которого в ЕГРЮЛ появился новый директор – 10.11.2016. Получается, даже если бы предыдущего (оспоренного) решения не было, участники точно так же могли бы собраться в ноябре и поменять руководителя. Что они и сделали, причём для красоты и убедительности картины, новый директор был уже не тот, что в недействительном решении собрания. Появившийся из прошлого свергнутый претендент к раздаче директорских кресел опоздал, что в итоге и подтвердил суд. А что же нотариус, проверявший полномочия заявителя? Да ничего: у ФНС свои полномочия и своя голова на плечах, которой тоже полагается думать. Доверяй, но проверяй – или ещё раз к вопросу о целесообразности нотариального удостоверения подписей на заявлениях:

    «Довод заявителя кассационной жалобы о том, что полномочия К.Е.К. как руководителя общества проверялись нотариусом при свидетельствовании подлинности его подписи в порядке пункта 38 Методических рекомендаций по совершенствованию отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста РФ от 15.03.2000 N 91, не принимается судом округа, поскольку данное обстоятельство не исключает проведение регистрирующим органом проверки полномочий лица, подписавшего заявление по форме N Р14001, в порядке пункта 4.2 статьи 9 Закона о регистрации, учитывая предоставленные регистрирующему органу полномочия администрирования в области государственной регистрации юридических лиц и проверки соблюдения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, а также достоверности, полноты и своевременности представления сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ».

    Дело об атаксии (№ А04-2494/2017)

    ООО по всем правилам, при посредстве нотариуса, переоформлено с одного физического лица на другое, это же лицо внесено в ЕГРЮЛ как новый руководитель. Регистрирует всё это, разумеется, ФНС. Потом ФНС же (другой своей конечностью) проверяет это же общество по НДС и спешно бежит к прокурору. Зачем? Затем, что идти и оспаривать собственные действия по внесению изменений в ЕГРЮЛ уважаемому ведомству как-то невместно. Прокурор (надо думать, сообразно ситуации выражаясь) идёт с заявлением в суд «в интересах неопределенного круга лиц хозяйствующих субъектов, Российской Федерации в лице управления ФНС» (!) о признании решений инспекции ФНС недействительными. Так мол и так, новый собственник, он же директор – подставное лицо. А потому давайте отменим решение одного подразделения ФНС, чтобы другое подразделение ФНС могло добраться до истинного хозяина общества. Нет, с одной стороны, это дело радует – мы явно живём в правовом государстве, раз один государственный орган судится сам с собой при посредничестве другого вместо того, чтобы просто принять очевидное, но законом не предусмотренное волевое решение (всё отменить, виновника посадить – ну или там показательно расстрелять, чтобы другим неповадно было). С другой стороны – почему так хочется смеяться? Да, к чести суда: прокурору отказали. Сказали: сначала оспорьте сделку – доля в ООО вообще-то была с соблюдением всех формальностей продана – потом приходите, посмотрим.

    Дело о точных формулировках (№ А71-600/2017)

    Коротко: приставами был наложен запрет на внесение изменений в учредительные документы юридического лица. Ну и ладно, — сказало юридическое лицо, — не очень-то и хотелось. И быстренько реорганизовалось в форме слияния, прекратив тем самым своё существование. Суд признал, что запрет нарушен не был: изменений в устав ведь не вносили, правильно? Оснований для признания действий регистрирующего органа незаконными нет.

    Ну и по мелочи: нам в очередной раз напомнили (дела № А40-98813/17 и № А56-12229/2017), что после возбуждения дела о банкротстве, а уж тем более после принятия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, ликвидация общества в порядке, предусмотренном ГК РФ и законом 129-ФЗ, невозможна, и надо следовать специальным нормам в рамках процедуры банкротства. Подобные дела включаются, пожалуй, в каждый обзор практики ФНС – и данный не стал исключением.

    Выпуск ЭЦП для юридических лиц специальные цены для гостей и участников Регфорума Срок изготовления не более 30 минут. Работаем со всеми регионами России. Отчетность Такснет, Стэктраст, Сбис специальные цены для гостей и участников Регфорума Ключ входит в стоимость. Работаем со всеми регионами России.

    Вопросы оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

    В третьем разделе, как обычно, дел немного: два, под общим девизом:

    Покойся с миром!

    Дело № А45-18374/2016

    Инспекция исключила брошенное ООО из ЕГРЮЛ как недействующее. Основной учредитель (85%) ныне покойного общества, обнаружив, что числится в ЕГРЮЛ как участник, владевший не менее чем пятьюдесятью процентами голосов общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пошёл в суд с требованием исключить эти сведения из реестра как недостоверные. В подтверждение размахивал своим давнишним заявлением о выходе из ООО, причём во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении участия ему в своё время было отказано. Русским языком, со ссылками на нормы ГК РФ о добросовестности, объяснив заявителю: а нечего было общество бросать – суд с неподражаемым ехидством отказал в «эксгумации» и перекладывании в выгодном заявителю порядке юридических останков, с формулировкой: «при прекращении правоспособности юридического лица возможность проведения в отношении такого юридического лица каких-либо мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, утрачивается». Умерло – значит, умерло. Несите своё клеймо дальше.

    И второе дело (№ А40-53969/17) в том же ключе, только тут уже спохватился исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации – спохватился поздно, когда обременённый задолженностью перед бюджетом края (с соответствующим исполнительным листом) московский должник уже был вычеркнут из ЕГРЮЛ как недействующий. Кредитор сам должен отслеживать информацию о контрагенте, — решил суд — поднимать мертвеца из могилы специально для неосмотрительных не станем, уж извините:

    «Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений».