Средства финансирования

Вводная информация

Действующее законодательство не содержит четких определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Тем не менее, статьей 251 Налогового кодекса установлены закрытые перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям. При этом необходимо помнить, что специалисты Минфина руководствуются правовой позицией, согласно которой в статье 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (например, письма Минфина России от 16.08.11 № 03-03-05/88, от 01.06.11 № 03-03-06/4/62). Поэтому любая попытка расширенного толкования перечней средств целевого финансирования и целевых поступлений может привести к спору с налоговым органом.

Виды целевых средств и поступлений

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, которое определено источником целевого финансирования (организацией либо физическим лицом), а также законодательством РФ.

К основным видам целевого финансирования бюджетных учреждений можно отнести следующие виды доходов:

  • лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования);
  • субсидии, предусмотренные бюджетной системой РФ;
  • средства, получаемые медицинскими организациями (за исключением казенных учреждений), осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за исключением медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным учреждениям.

Бюджетным и автономным учреждениям на основании пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов разных уровней могут предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.

Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно любо на основании решений уполномоченных органов, либо от других организаций и (или) физических лиц.

Особого внимания заслуживает такой вид целевых поступлений как пожертвования. Согласно пункту 1 статьи 582 Гражданского кодекса, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, учреждениям (лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и образовательным, связанным с социальной защитой, культурой и т.д.), фондам, музеям, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.

Налоговый учет целевых средств и поступлений

При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в статье 251 НК РФ.

Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели.

Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме от 29.11.10 № 03-07-11/458. А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии.

Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России от 30.05.11 № 03-07-11/151. Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Налоговый учет пожертвований

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. А в пункте 2 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), среди которых названы и пожертвования.

Кроме пожертвований в виде имущества (в том числе денежных средств), пожертвования могут быть в форме безвозмездного выполнения работ, но при условии, что результаты указанных работ использованы в соответствии с их целевым назначением. Согласно статье 5 Федерального закона от 11.09.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные пожертвования могут быть выражены в форме бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами в интересах благополучателя. На наш взгляд, это означает, что безвозмездное выполнение работ можно расценивать как пожертвование.

Здесь необходимо отметить, что безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Следовательно, в договоре должно обязательно быть указано, что речь идет о пожертвовании, иначе он будет считаться возмездным.

Критерии отнесения целевых средств и поступлений к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли

Подведем итог приведенным выше рассуждениям. Итак, основными условиями для отнесения целевых средств и поступлений к доходам, которые не учитываются при налогообложении прибыли, являются:

  • указание дохода в исчерпывающем перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, который приведен в статье 251 НК РФ;
  • деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием;
  • при получении пожертвований в виде безвозмездного выполнения работ, результаты указанных работ должны быть использованы в соответствии с их целевым назначением, а договоре должно быть указано, что речь идет о пожертвовании;
  • к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Бухгалтерский учет целевых поступлений

Большая часть средств (имущества, права), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).

Необходимость раздельного учета целевых средств и поступлений для целей налогового учета предусмотрена подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, пункта 2 статьи 251 НК РФ. О такой необходимости Минфин напоминал в письме Минфина России от 05.03.12 № 03-03-06/4/18. При отсутствии раздельного учета целевых средств и поступлений данная хозяйственная операция подлежит налогообложению с даты получения доходов.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н, далее — Инструкция № 157н) предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно пункту 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).

Отражение пожертвований в бухгалтерском учете.

Рассмотрим учет целевых поступлений в бухгалтерском учете на примере пожертвований.

Пример

Строительная организация в рамках благотворительной деятельности бесплатно отремонтировала детскую площадку в дошкольном учреждении.
Стоимость работ по ремонту детской площадки, выполненных организацией в рамках благотворительной деятельности, следует отразить по дебету счета 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» и кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» с использованием счета 2 205 81 000 «Расчеты с плательщиками по прочим доходам».

1. Отражен ремонт детской площадки, оказанный безвозмездно:
Дт 2 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кт 2 401 10 180 «Прочие доходы»
Дт 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кт 2 302 25 730 «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»

Основанием для отражения данной операции служат такие первичные документы, как Акт о приемке выполненных работ и Справка о стоимости выполненных работ и затрат.

2. Отражены расчеты по ремонту:
Дт 2 302 25 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества.
Кт 2 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Как организовать бухгалтерский и налоговый учет целевых средств и поступлений?

Однако для организации достоверного учета целевых средств как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета инструментов, предусмотренных Инструкцией № 157н, недостаточно. Поэтому в учетной политике государственного (муниципального) учреждения должны быть предусмотрены инструменты для организации обособленного учета операций, осуществляемых с имуществом (в том числе с денежными средствами), поступление которого ранее было квалифицировано в качестве целевого в целях налогового и (или) бухгалтерского учета. К таким инструментам относятся:

  • использование при формировании аналитических счетов дополнительных кодов (путем введения дополнительного цифрового кода в номер счета);
  • организация учета в разрезе определенных аналитических показателей;
  • организация дополнительного забалансового учета.

Отчетность об использовании целевых средств и поступлений

Организации, получившие целевое финансирование, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ, должны представить в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» — лист 07 Декларации по налогу на прибыль.

Коды видов поступлений для заполнения листа 07 Декларации приведены в приложении № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174@). Кроме того, для доходов в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, установлен код вида поступлений 130.

В данный отчет не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль).

59. Учет источников финансирования капитального строительства

Источники финансирования вложений во внеоборотные активы в форме капитального строительства и приобретения отдельных объектов основных средств и нематериальных активов подразделяются на собственные и привлеченные средства.

К собственным средствам финансирования относятся следующие виды денежных средств :

– амортизационные отчисления на воспроизводство основных средств и нематериальных активов;

– прибыль в обращении организации, в том числе использованная на образование фондов специального назначения (производственного и социального развития), учет которой ведется на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

– бюджетные средства, предоставленные на безвозвратной основе, в том числе в форме налоговых освобождений.

К привлеченным источникам финансирования относятся заемные средства и прочие источники.

К заемным источникам финансирования относятся :

– кредиты банков;

– средства, полученные в форме займов от других юридических и физических лиц, в том числе под обеспечение ценных бумаг;

– бюджетные денежные средства, предоставляемые на возвратной основе.

Финансирование капитального строительства осуществляется также за счет прочих источников, к которым относятся :

– средства, полученные от других юридических лиц в порядке осуществления совместной деятельности (по договору простого товарищества);

– денежные средства физических лиц, включая иностранных как будущих покупателей объектов строительства.

Операции по движению источников финансирования капитального строительства учитываются инвесторами и заказчиками на счетах учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»), расчетов (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») и целевых источников (86 «Целевое финансирование»). При этом введенные в эксплуатацию в установленном порядке объекты зачисляются застройщиком на баланс в состав собственного имущества, либо передаются заказчиком инвесторам, предоставившим ему средства на финансирование данных объектов, или лицам, указанным в договоре.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Классификация финансовых ресурсов по источникам формирования

По месту возникновения финансовые ресурсы предприятия классифицируются на:

  • внутренние финансирование;
  • внешнее финансирование.

Внутреннее финансирование предполагает использование тех финансовых ресурсов, источники которых образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации. Примером таких источников могут служить чистая прибыль, амортизация, кредиторская задолженность, резервы предстоящих расходов и платежей, доходы будущих периодов.

При внешнем финансировании используются денежные средства, поступающие в организацию из внешнего мира. Источниками внешнего финансирования могут быть учредители, граждане, государство, финансово-кредитные организации, нефинансовые организации.

Группировка финансовых ресурсов организаций по источникам их формирования представлена на рисунке ниже.

Финансовые ресурсы организации в отличие от материальных и трудовых отличаются взаимозаменяемостью и подверженностью инфляции и девальвации.

В настоящее время актуальной проблемой для отечественных промышленных предприятий является состояние основных производственных фондов, изношенность которых достигла 70%. При этом речь идет не только о физическом, но и о моральном износе. Назрела необходимость переоснащения российских предприятий новым высокотехнологическим оборудованием. При этом важен выбор источника финансирования указанного переоснащения.

Выделяют следующие источники финансирования:

  • Внутренние источники предприятия (чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неиспользуемых активов).
  • Привлеченные средства (иностранные инвестиции).
  • Заемные средства (кредит, лизинг, векселя).
  • Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.

Внутренние источники финансирования предприятия

В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Рациональное использование прибыли предполагает учет таких факторов, как реализация планов дальнейшего развития предприятия, а также соблюдение интересов собственников, инвесторов и работников.

Как правило, чем больше прибыли направляется на расширение хозяйственной деятельности, тем меньше потребность в дополнительном финансировании. Величина нераспределенной прибыли зависит от рентабельности хозяйственных операций, а также от принятой на предприятии дивидендной политики.

К достоинствам внутреннего финансирования предприятия следует отнести отсутствие дополнительных расходов, связанных с привлечением капитала из внешних источников, и сохранение контроля за деятельностью предприятия со стороны собственника.

Недостатком данного вида финансирования предприятия является не всегда возможное его применение на практике. Амортизационный фонд потерял свое значение потому, что нормы амортизации для большинства видов оборудования, используемых на российских промышленных предприятиях, занижены и уже не могут служить в качестве полноценного источника финансирования, а разрешенные ускоренные методы начисления амортизации не могут быть использованы для существующего оборудования.

Второй внутренний источник финансирования — прибыль предприятия, оставшаяся после уплаты налогов. Как показывает практика, большинству предприятий не хватает собственных внутренних ресурсов для обновления основных фондов.

Привлеченные средства

При выборе в качестве источника финансирования иностранного инвестора предприятию следует учитывать тот факт, что инвестору интересны высокая прибыль, сама компания и его доля собственности в ней. Чем выше доля иностранных инвестиций, тем меньше остается контроля у собственника предприятия.

Остается финансирование из заемных средств, при котором встает выбор между лизингом и кредитом. Чаще всего на практике эффективность лизинга определяют посредством сравнения его с банковским кредитом, что не совсем корректно, потому что для каждой конкретной сделки приходится учитывать свои специфические условия.

Кредит — как источник финансирования предприятия

Кредит — заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом. Эта форма финансирования является наиболее распространенной.

Преимущества кредита:

  • кредитная форма финансирования отличается большей независимостью в применении полученных денежных средств без каких-либо специальных условий;
  • чаще всего кредит предлагает банк, обслуживающий конкретное предприятие, так что процесс получения кредита становится весьма оперативным.

К недостаткам кредита можно отнести следующее:

  • срок кредитования в редких случаях превышает 3 года, что является непосильным для предприятий, нацеленных на долгосрочную прибыль;
  • для получения кредита предприятию требуется предоставление залога, зачастую эквивалентного сумме самого кредита;
  • в некоторых случаях банки предлагают открыть расчетный счет в качестве одного из условий банковского кредитования, что не всегда выгодно предприятию;
  • при данной форме финансирования предприятие может использовать стандартную схему амортизации приобретенного оборудования, что обязывает выплачивать налог на имущество в течение всего срока пользования.

Лизинг — как источник финансирования предприятия

Лизинг представляет собой особую комплексную форму предпринимательской деятельности, позволяющую одной стороне — лизингополучателю — эффективно обновлять основные фонды, а другой — лизингодателю — расширить границы деятельности на взаимовыгодных для обеих сторон условиях.

Преимущества лизинга:

  • Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленно начинать платежи. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно около 15% стоимости оплачивать за счет собственных средств.
  • Лизинг позволяет предприятию, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать реализацию крупного проекта.

Для предприятия гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду — ведь обеспечением сделки служит само оборудование.

Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предполагает ограниченные размеры и сроки погашения. При лизинге предприятие может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с лизингодателем соответствующую удобную для него схему финансирования. Погашение может осуществляться из средств, поступающих от реализации продукции, которая произведена на оборудовании, взятом в лизинг. Перед предприятием открываются дополнительные возможности по расширению производственных мощностей: платежи по договору лизинга распределяются на весь срок действия договора и, тем самым, высвобождаются дополнительные средства для вложения в другие виды активов.

Лизинг не увеличивает долг в балансе предприятия и не затрагивает соотношения собственных и заемных средств, т.е. не снижает возможность предприятия по получению дополнительных займов. Очень важно, что оборудование, приобретенное по договору лизинга, может не числиться на балансе лизингополучателя в течение всего срока действия договора, а значит, не увеличивает активы, что освобождает предприятие от уплаты налогов на приобретенные основные средства.

Налоговым кодексом РФ сохранено право выбора балансового учета имущества, полученного (переданного) в финансовую аренду на балансе лизингодателя или лизингополучателя. Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение. Кроме того, с 2002 года вне зависимости от выбранного метода учета имущества-предмета договора лизинга (на балансе лизингодателя или лизингополучателя) лизинговые платежи уменьшают налогооблагаемую базу (ст. 264 НК РФ). Статьей 269 НК РФ введено ограничение на размер процентов по кредитам, которые лизингодатель может отнести на уменьшение налогооблагаемой базы, но в остальных случаях лизингодатель может отнести размер процентов по кредиту на уменьшение налогооблагаемой базы.

Лизинговые платежи, уплачиваемые предприятием, целиком относятся на издержки производства. Если имущество, полученное по лизингу, учитывается на балансе лизингополучателя, то предприятие может получить выгоды, связанные с возможностью ускоренной амортизации предмета лизинга. Амортизационные начисления по такому имуществу могут начисляться исходя из его стоимости и норм, утвержденных в установленном порядке, увеличенных на коэффициент не выше 3.

Лизинговым компаниям в отличие от банков не нужен залог, если данное имущество или оборудование ликвидно на вторичном рынке.

Лизинг позволяет предприятием на совершенно законных основаниях минимизировать налогообложение, а также относить все расходы по обслуживанию оборудования на лизингодателя.

Учет | Документы |

Учет целевого финансирования

К целевому финансированию относятся средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др.
Источники целевого финансирования:

  • ассигнования из бюджета;
  • взносы физических лиц;
  • средства, поступающие от других организаций;
  • средства фондов специального назначения и др.

Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утверждаемыми сметами. Использование указанных средств не по назначению запрещается.
Организация может получить средства целевого финансирования в виде финансовой помощи от государства или имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование).
Негосударственное целевое финансирование имеет следующие формы:

  • гранты (на осуществление деятельности в области образования, искусства, научных исследований, культуры, охраны окружающей среды и т. д.);
  • инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов;
  • инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
  • средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;
  • средства, полученные от учредителей на финансирование определенных мероприятий и оплаты отдельных нужд (например, выплату премий, финансирование участия в выставке и т. д.).

Основные признаки целевого финансирования:

  1. Наличие условий предоставления средств. В некоторых случаях для привлечения негосударственного целевого финансирования организация должна выполнить определенные требования.
  2. Направленность использования средств. Чтобы имущество (в т. ч. денежные средства) было признано полученным в рамках целевого финансирования, о его назначении должно быть прямо сказано в договоре с инвестором.

Гражданский кодекс РФ не содержит понятия «договор о целевом финансировании». Поэтому получение средств негосударственного целевого финансирования может быть оформлено договором, составленным в произвольной (п. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ).
Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 «Целевые финансирование и поступления». Поступление средств отражают по кредиту данного счета в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а расходование — по дебету в корреспонденции со счетами:

  • 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;
  • 83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;
  • 98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов .

Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.
Бухгалтерские проводки по целевому финансированию:

Дебет Кредит
1 Отражена задолженность источника финансирования (инвестора) по предоставлению средств целевого финансирования. 76 86
2 Поступление имущества в рамках целевого финансирования от источника финансирования 50,51,08 76
3 Текущие расходы, источником финансирования которых являются средства негосударственного целевого финансирования 20,23,26,44 70,69,73,76
4 Текущие расходы, источником финансирования которых являются средства негосударственного целевого финансирования 86 98
5 Учтена в составе прочих расходов сумма средств негосударственного целевого финансирования, направленная на покрытие текущих расходов 98 91-1

Налоговый учет целевого финансирования

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных или произведенных в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета организация обязана включить полученные средства в налогооблагаемый доход с даты их получения.
Затраты, произведенные в рамках целевого финансирования, в составе расходов при определении базы по налогу на прибыль не учитываются. Ко всему прочему полученные средства должны быть использованы организацией по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральным законом.
| Характеристика капитала | Уставный капитал | Резервный капитал | Добавочный капитал | Нераспределенная прибыль | Целевое финансирование | Характеристика резервов | Снижение стоимости мпз | Сомнительные долги | Обесценение вложений | Предстоящие расходы | Предстоящие расходы на НИОКР |

На правах рекламы:

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Ляпцев С.А. 1 Степанова Н.Р. 2 1 ГОБУ ВПО «Уральский государственный горный университет» 2 ФГОАУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообусловливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы привели к резкому снижению уровня жизни подавляющего числа населения, безработице. В этих условиях, с одной стороны, возникла потребность в концентрации ограниченных хозяйственных ресурсов на государственном уровне в целях обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в кризисных условиях переходной экономики, обусловивших дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникла необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды. За последнее десятилетие данные фонды неоднократно претерпевали существенные изменения в организационно-правовых и экономических аспектах их функционирования. В настоящее время в условиях нестабильной экономической ситуации проблемы формирования и расходования средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов являются наиболее актуальными. Цель данной публикации – комплексное рассмотрение основ функционирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов для того, чтобы проанализировать основные изменения в их функционировании, оценить последствия этих изменений, рассмотреть тенденции развития фондов Российской Федерации, изучить проблемы функционирования социальных внебюджетных фондов в современных условиях.

1561 KB хозяйственная система целевые бюджетные и внебюджетные фонды кризисные явления дефицит финансовых ресурсов недофинансирование изменение функционирование нестабильная ситуация 1. Бюджетный кодекс (БК РФ). Часть вторая. Бюджетная система Российской Федерации . URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 18.09.2014). 2. Долгих Ю.А., Агарков Г.А., Степанова Н.Р. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учебное пособие. 3-е изд., доп. и перераб. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 143 с. 3. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Высшее образование, 2008. – 528 с. 4. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 400 с. 5. Портал государственных программ Российской Федерации . URL: http://www.programs-gov.ru (дата обращения: 18.09.2014). 6. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации / под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2010. – 384 с. 7. Шестакова Е.В. Отчетность в Пенсионный фонд России. – М.: Приор, 2013. – 336 с. 8. Широкова Е.К. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 176 с.

Целевой бюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе отдельной сметы. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после чего либо создаются снова, либо прекращают свое существование .

Фонды могут быть классифицированы по различным основаниям, например по целевому назначению, по уровню управления фондами и т.д. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные, в зависимости от уровня управления – на региональные и федеральные. Многие целевые фонды являются одновременно и региональными, и федеральными. Кроме того, целевые фонды могут иметь :

1) отраслевой характер (сюда относятся целевые бюджетные фонды, предназначенные для решения задач какой-то одной отрасли, например атомной энергетики, воспроизводства минерально-сырьевой базы, борьбы с преступностью, развития налоговой службы и т.п.);

2) общегосударственный характер (сюда относятся резервные фонды бюджета, федеральный фонд финансовой поддержки регионов и т.д.).

Определяя целевой бюджетный фонд, законодатель выделяет такие его основные характеристики, как законодательную основу формирования целевого бюджетного фонда; образование фонда в составе бюджета; пополнение фонда за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов либо иных поступлений; использование средств фонда по отдельной смете; использование средств фонда исключительно на цели, соответствующие назначению целевого бюджетного фонда .

Целевые бюджетные фонды характеризуются следующими отличительными особенностями:

а) фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;

б) правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом;

в) функционирование внутри бюджетного фонда;

г) длительность функционирования зависит от времени достижения той цели, ради которой создается фонд;

д) в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества, такие как национальная оборона, образование, здравоохранение и другие, целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счет чьих средств эти фонды формируются, либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов.

Уплачивая целевые налоги и сборы, налогоплательщик получает возмещение потраченных средств в виде воспроизводства тех благ, которые он непосредственно использует в своей деятельности для получения личной прибыли или иной выгоды. Данное обстоятельство способствует повышению заинтересованности экономических субъектов в формировании подобных целевых бюджетных фондов, в частности, путем уплаты предусмотренных для этих целей налогов и сборов, при условии, что государство обеспечит расходование средств фондов исключительно по целевому назначению посредством, в том числе, казначейской системы исполнения бюджетов.

Рассмотрим источники формирования средств целевых бюджетных фондов. К ним относятся специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, процентные платежи за использование средств фондов на возвратной основе, внебюджетные средства. Основным источником формирования фондов являются бюджетные ассигнования. Их размер определяется законом о федеральном бюджете на предстоящий год. Средства фонда аккумулируются Министерством финансов РФ на специальном счете. Аналогичные фонды могут быть созданы и на региональных уровнях.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В отношении доходов целевого назначения не действует принцип общего (совокупного) покрытия расходов при формировании бюджета за счет общей величины поступивших доходов. Доходы целевых бюджетных фондов, в отличие от всех остальных бюджетных фондов, не обезличиваются и направляются на заранее обусловленные цели: использование целевых бюджетных средств на цели, не соответствующие их назначению, не допускается. Именно поэтому доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов. Процессы формирования и использования средств каждого из целевых бюджетных фондов отражаются в отдельной смете .

Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, и разработки принципиально иной модели межбюджетных отношений. За прошедшие несколько лет произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.

Механизм перераспределения средств между бюджетами в российской практике межбюджетных отношений представлен межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Формы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета представлены в табл. 1.

Таблица 1

Формы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Наименование формы

Характеристика

Правовые

основы

Дотации

Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов

ст. 131 Бюджетного кодекса РФ

Субвенции

Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов

ст. 132 Бюджетного кодекса РФ

Субсидии

бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

ст. 133 Бюджетного кодекса РФ

Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ

Средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ

ст. 132.1 Бюджетного кодекса РФ

Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам

Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов, таких как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

ст. 129 Бюджетного кодекса РФ

Таблица 2

Характеристика фондов, используемых в системе межбюджетных отношений в Российской Федерации

Федеральные фонды

Цель создания фонда

Тип финансовой помощи

Принцип распределения финансовой помощи

Условия

предоставления

1. Фонд финансовой поддержки регионов

Выравнивание бюджетной обеспеченности регионов по текущим расходам

Дотация

С учетом оценки налогового потенциала и нормативных расходов

Для высокодотационных регионов (через кассовое обслуживание бюджетов федеральным казначейством)

2. Фонд компенсаций

Финансирование публично-нормативных обязательств

Субвенция на финансирование федеральных обязательств

На основе численности лиц, имеющих право на получение социальной помощи

Целевое использование средств

3. Фонд софинансирования социальных расходов

Финансирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере

Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль)

На основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ)

Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программы реформ

4. Фонд регионального развития

Поддержка развития региональной инфраструктуры

Субсидия (как правило, долевая) на финансирование инвестиционных проектов и программ

На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов

Софинансирование инвестиционных проектов

5. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов

Содействие проведению бюджетных реформ

Субсидия (субвенция) на определенный тип (направление) расходов

Конкурс программ реформирования финансов с учетом результатов их проведения

Реализация программы финансовых реформ

Роль социальных внебюджетных фондов также очень велика. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи и социальной помощи .

Целевые бюджетные фонды денежных средств были созданы для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Целевые бюджетные фонды способны играть положительную роль в развитии финансово-экономической и социальной политики государства, поскольку они позволяют сконцентрировать финансовые средства на определенных направлениях, имеющих приоритетное значение в жизни страны вследствие своей социальной значимости.

Межбюджетные трансферты, предоставляемые в качестве субсидий, субвенций и дотаций, аккумулируются в целевых фондах, созданных в составе федерального бюджета РФ. Сравнительная характеристика данных фондов приведена в табл. 2.

Целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Перечень основных федеральных целевых программ, реализующихся в настоящее время в нашей стране , представлен в табл. 3.

Таблица 3

Основные реализующиеся федеральные целевые программы РФ и объемы финансирования

№ п/п

Целевая программа

Общий объем

финансирования

Развитие социальной инфраструктуры

Программа «Чистая вода» на 2011–2017 гг.

331,8 млрд руб.

Программа «Культура России (2012–2018 гг.)»

192 863,0 млн руб.

Программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 гг.»

523,3 млрд руб.

Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг.»

158 726,8 млн руб.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.

142 579,1 млн руб.

Программа «Русский язык» на 2011–2015 гг.

2 526,7 млн руб.

Программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 гг.»

58 158,5 млн руб.

Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)»

332,0 млрд руб.

Развитие транспортной инфраструктуры

Программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)»

11 450,8 млрд руб.

Программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2020 гг.)»

90 889,1 млн руб.

Развитие науки и технологий

Программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 гг. и на перспективу до 2015 г.»

1471,4 млрд руб.

Программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 гг.»

187, 0 млрд руб.

Начиная с 2010 г. сфера программно-целевого управления в РФ претерпевает значительные изменения, связанные с трансформацией механизма федеральных и ведомственных целевых программ в механизм государственных программ. Это обусловлено рядом объективных причин, к которым относятся отсутствие учета рисков при разработке федеральных и ведомственных целевых программ, узкая область охватываемой проблемы, низкий уровень софинансирования программ из региональных и местных бюджетов, а также неудовлетворительные показатели эффективности реализации ряда федеральных целевых программ.

В настоящее время эффективное функционирование данных фондов осложняется несовершенством законодательной базы, наличием многих технических и организационных проблем, а также неблагоприятными последствиями экономического кризиса. Именно поэтому в нашей стране необходима реализация реформ, предполагающих структурную, инвестиционную перестройку социальной сферы, направленную на повышение экономической эффективности ее функционирования, улучшение качества оказания социальной помощи и обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации.

Рецензенты:

Шеломенцев А.Г., д.э.н., профессор, заведующий отделом развития региональных социально-экономических систем, Институт экономики Уральского отделения Российской Академии наук, г. Екатеринбург;

Воротников В.И., д.ф.-м.н., профессор, заместитель директора по науке и инновациям, ФГБОУ ВПО «Нижнетагильский технологический институт (филиал) УрФУ» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Нижний Тагил.

Работа поступила в редакцию 30.12.2014.

Библиографическая ссылка

Ляпцев С.А., Степанова Н.Р. ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-11. – С. 2420-2424;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36707 (дата обращения: 24.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI