Средства обязательного медицинского страхования формируются за счет

Содержание

1) доходов от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование

2) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

3) доходов от размещения временно свободных средств.

Тема 5. Правовое регулирование государственных доходов

1. Принципами налогообложения в соответствии с Налоговым кодек-сом РФ являются:

1) принцип всеобщности

2) принцип социальной справедливости

3) принцип соразмерности.

2. Согласно Налоговому кодексу РФ к федеральным налогам относятся:

1) налог на добавленную стоимость

2) налог на имущество организаций

3) налог на прибыль организаций

4) транспортный налог

5) налог на доходы физических лиц.

3. Согласно Налоговому кодексу РФ к региональным налогам отно-сятся:

1) налог на добавленную стоимость

2) налог на имущество организаций

3) налог на прибыль организаций

4) транспортный налог

5) налог на доходы физических лиц.

4. Согласно Налоговому кодексу РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог

2) налог на имущество организаций

3) налог на имущество физических лиц

4) транспортный налог

5) налог на доходы физических лиц.

5. Согласно Налоговому кодексу РФ н е подлежит налогообложению НДС реализация на территории РФ медицинских услуг:

1) предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию

2) предоставляемых по добровольному медицинскому страхованию

3) по сбору у населения крови по договорам со стационарными лечеб-ными учреждениями и поликлиническими отделениями

4) оказываемых беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

Тема 6. Правовое регулирование государственных расходов

1. К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

1) социальное обеспечение населения

2) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями

3) предоставление банковских кредитов населению

4) предоставление межбюджетных трансфертов.

2. Формы смет для всех типов бюджетных учреждений определяются:

1) Счетной палатой

2) Министерством финансов РФ

3) Центральным банком РФ.

3. Расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения:

1) не подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

2) подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

4. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с:

1) договоров о совместной деятельности

2) концессионными соглашениями.

5. Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате:

1) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации,

2) заключения субъектом РФ договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ

3) заключения договоров государственным предприятием.

Тема 7. Правовое регулирование банковского кредитования и денежного обращения. Расчетные правоотношения

1. Целями деятельности Банка России являются:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля

2) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады

3) развитие и укрепление банковской системы РФ

4) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования пла-тежной системы.

2. В целях организации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

1) установление порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальными органами Федерального казначейства

2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций

3) установление признаков платежеспособности банкнот

4) определение порядка ведения кассовых операций.

3. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для:

2) выплаты пособий по социальному страхованию

3) вложения денежных средств в основные фонды

4) выплаты стипендий.

4. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства устанавливает:

1. Счетная палата

2. Федеральным казначейством

3. Банком России.

5. Ограничение прав владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами:

2) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законно-дательством.

Тема 8. Правовые основы валютного регулирования

и валютного контроля

1. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осу-ществление валютных операцийили иным образом улучшающие поло-жение резидентов и нерезидентов .

1) не могут иметь обратную силу

2) могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

2. И ностранная валюта – и это :

1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства

2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных еди-ницах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах

3) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ.

1) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством ино-странных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ

2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ.

Обязательное медицинское страхование — один из самых важных элементов системы охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС организуется и осуществляется государством, следовательно государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумулирования взносов на обязательное медицинское страхование.

Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет обязательных взносов различных категорий страхователей.

Все хозяйствующие субъекты не зависимо от форм собственности организационно-правовых форм деятельности, обязаны платить страховые взносы за работающие население в составе ЕСН. Тарифы страховых взносов установлены по регрессивной шкале в зависимости от категории налогоплательщика.

Страховые взносы уплачиваются со всех выплат, начисленных пользу работников в денежной натуральной форме за исключением выплат, осуществляемых за счет чистой прибыли, компенсационных: выплат, социальных выплат и некоторых других. Суммы начисленных взносов уплачиваются на счета Федерального казначейства ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца. Платежные поручения на перечисление страховых взносов страхователи представляют в банк одновременно с представлением документов на вы дачу средств на оплату труда.

5. Средства обязательного медицинского страхования формируются за счет:

Органы Федерального казначейства в течение суток обязаны перечислять поступающие суммы взносов на счета соответствующих фондов ОМС. Страхователи несут ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов. За нарушение порядка уплаты страховых взносов к ним применяются различные финансовые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

За неработающее население страховые взносы на ОМС обязаны платить органы исполнительной власти с учетом объемов территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. К неработающему населению относят детей, учащихся, инвалидов, пенсионеров, безработных. Органы исполнительной власти обязаны перечислять средства на ОМС неработающего населения ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели.

Перечисление средств в территориальные фонды ОМС должно осуществляться по нормативу на неработающее население, который устанавливается исходя из стоимости территориальной программы ОМС. Однако в настоящее время обязательства местных администраций по уплате этих страховых платежей весьма неопределенны, как полностью отсутствуют какие-либо законодательные или нормативные акты, регулирующие эти вопросы. Если для страхователей хозяйствующих субъектов тарифы устанавливаются Налоговым кодексом, то для органов исполнительной власти нормативных документов по расчету платежей на ОМС неработающего населения не существует. Расчет взносов производится по остаточному принципу исходя из нормативов, самостоятельно устанавливаемых в каждом субъекте РФ. Методика определения платежей за неработающее население, предлагаемая федеральным фондом ОМС, при определении региональных нормативов страховых платежей за неработающее население рекомендует исходить из разницы между стоимостью территориальной программы ОМС и объемами ее финансирования за счет взносов хозяйствующих субъектов и прочих поступлений.

В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» управление финансовыми средствами системы ОМС осуществляется фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями. Финансовый и организационный механизм обязательного медицинского страхования представлен на рис. 1

Рис. 1. Схема организации и финансирования ОМС

,

Читать следующую:

11 сентебря 2018 года

Комментариев пока нет!

Популярное:

  • Действует ли медицинский полис в другом городе (1406)
  • Как получить медицинский полис гражданину Украины (866)
  • Страховой медицинский полис военнослужащих (518)
  • Получить медицинский полис пенсионеру (509)
  • Медицинский полис для граждан Украины (344)
  • Штрих код медицинского полиса (205)
  • Надавно добавленные материалы:

    Договор страхования жизни и здоровья

    Договор страхования жизни и здоровья — это отличная возможность обеспечить себе дополнительную уверенность в завтрашнем дне. Правильное и внимательное прочтение его перед подписанием снижает риски остаться

    Читать далее

    Как расторгнуть договор страхования

    Вопрос . Как быть, когда договор о страховке оформлен, деньги уплачены, но есть желание расторгнуть соглашение. И вернуть при

    Читать далее

    Лицо заключившее договор страхования

    Статья 985 ГК предусмотрена возможность заключения договора страхования в интересах третьих лиц (застрахованных лиц), но только с их согласия, кроме случаев,

    Читать далее

    Предусмотренное в договоре страхования в

    В соответствии со ст. 7 Закона о пенсионном страховании общеобязательное государственное пенсионное страхование осуществляется, в частности, по принципам:законодательного определения

    Читать далее

    Договор страхования в рф

    ГЛАВНАЯ — ГЛАВА 48. СТРАХОВАНИЕ1. Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со.1.

    Читать далее

    Договор страхования в праве

    (Игбаева Г.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2007, N 9) Текст документаГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА СТРАХОВАНИЯИгбаева Г. докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.Договор страхования

    Читать далее

    Договор страхования относится к

    Договоры страхования ответственности относятся к имущественному страхованию. Договор страхования ответственности может быть заключен только в пользу потерпевшего лица (п. 3 ст. 931,

    Читать далее

    Средства обязательного медицинского страхования формируются за счет

    Похожие главы из других работ:

    Государственное социальное страхование и его роль в экономическом развитии РФ

    3.1 Совершенствование медицинского страхования

    Одна из основных проблем ОМС — нехватка денежных средств. Это отражается на состоянии здоровья населения…

    Деятельность Европейского банка реконструкции и развития

    1.4 Финансирование

    Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства, как в новые производства, так и в действующие фирмы…

    Медицинское страхование в России

    1.2 Финансирование медицинского страхования

    Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц…

    Медицинское страхование в России: современное состояние и пути развития

    1.2 Финансирование медицинского страхования

    Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц…

    Медицинское страхование: сущность, характеристика систем и мировой опыт организации

    2.1 Организация медицинского страхования в США

    В Соединенных Штатах Америки здравоохранение является очень качественным и высокотехнологичным, но при этом очень дорогим…

    Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования Российской Федерации

    Глава 2. Организация и финансирование обязательного медицинского страхования

    Оценка современного состояния медицинского страхования в Украине и пути его улучшения

    3. Тенденции медицинского страхования

    По данным опросов, проводимых в Украине, доля граждан, застрахованных в системе ДМС, среди взрослого населения (16 лет и старше) составила 4,5% в октябре 2008 года и 4,7% в ноябре 2009 года…

    Оценка эффективности правового регулирования договора добровольного медицинского страхования в Российской Федерации

    1.1 Понятие добровольного медицинского страхования и его место в системе медицинского страхования

    Современное экономическое развитие общества невозможно представить без системы медицинского страхования. Этот вид страхования является важным элементом инфраструктуры рыночных отношений в большинстве индустриально развитых стран…

    Рассмотрение Фондов медицинского страхования Российской Федерации

    1.2 Система медицинского страхования РФ

    Медицинское страхование по характеру оказываемой помощи подразделяется на обязательное и добровольное…

    Система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

    2.1 Система обязательного медицинского страхования, как часть государственного социального страхования

    Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения…

    Система обязательного медицинского страхования в РФ

    3.1 Финансирование фондов обязательного медицинского страхования

    Идеальная модель страховой медицины предусматривает использования преимущества «накопительного принципа» и за счет своих источников финансирования всегда способна оказать качественную медицинскую помощь застрахованному лицу…

    Финансовые основы обязательного медицинского страхования в России

    2.2 Роль Фондов обязательного медицинского страхования в организации обязательно медицинского страхования в России

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования — самостоятельные государственные финансово-кредитные учреждения…

    Фонд обязательного медицинского страхования РФ как один из основных источников финансирования социального обеспечения в РФ: понятия, особенности и значение

    1.2 Финансирование медицинского страхования

    Фонды обязательного медицинского страхования — это самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения…

    Фонд обязательного медицинского страхования РФ как один из основных источников финансирования социального обеспечения в РФ: понятия, особенности и значение

    3.1 Финансирование фондов обязательного медицинского страхования

    Идеальная модель страховой медицины предусматривает использования преимущества «накопительного принципа» и за счет своих источников финансирования всегда способна оказать качественную медицинскую помощь застрахованному лицу…

    Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в Российской Федерации

    2. Финансирование медицинского страхования

    Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения…

    15.5 Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, их формирование и использование

    Фонды обязательного медицинского страхования — денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование — это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

    Основное назначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования — финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования в субъектах РФ в рамках ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы обязательного медицинского страхования на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ.

    В рамках развития концепции перехода от финансирования затрат бюджетных учреждений (сметное финансирование) к финансированию услуг, которые те предоставляют населению (нормативно-подушевое финансирование), обязательное медицинское страхование рассматривается как преимущественный механизм финансирования здравоохранения. Участие страховых медицинских организаций (негосударственных институтов) и обеспечении государственных гарантий бесплатной медицинской помощи также отвечает перспективным направлениям совершенствования управления государственными и муниципальными финансами.

    Программными документами на долгосрочную перспективу1 (Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, проект Бюджетной стратегии Российской Федерации до 2023 год) предусмотрен постепенный переход за счет увеличения объема средств, концентрируемых в фондах обязательного медицинского страхования, к одноканальному финансированию учреждений здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.

    В Законе РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом2, территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов РФ3.

    Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируется за счет:

    1) страховых взносов, уплачиваемых работодателями на обязательное медицинское страхование (до 2010 г. — единого социального налога и заменяющих его налогов в рамках специальных налоговых режимов);

    2) трансфертов из федерального бюджета:

    а) субсидий на обязательное медицинское страхование неработающих (детей;)

    б) субсидий (до 2009 г. также субвенции), связанные с отдельными расходными обязательствами Российской Федерации и субъектов РФ в рамках социальной помощи),

    в) дотаций на покрытие дефицита бюджета Фонда;

    3) доходов от размещения временно свободных средств Фонда, включая средства нормированного страхового запаса4;

    4) добровольных взносов юридических и физических лиц;

    5) других поступлений.

    Структура доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования постоянно менялась, так как начиная с 2005 г. в Фонд направлялись разные по составу и объему трансферты из федерального бюджета (на дополнительное лекарственное обеспечение, дополнительную оплату труда участковых врачей в рамках Национального проекта, на реализацию пилотного проекта, связанного с переходом на одноканальное финансирование и т.д.).

    Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают дотации на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая использование средств нормированного страхового запаса. К расходам Фонда относится также трансферт Фонду социального страхования Российской Федерации.

    За счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируются также целевые программы оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

    Расходование средств ОМС: целевой и нецелевое

    Так, в 2002 г. была профинансирована целевая программа по охране материнства и детства.

    Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.

    Доходы и расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования условно можно разделить на две группы:

    1) финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;

    2) отдельные расходы, связанные с обязательствами Российской Федерации и субъектов РФ в сфере здравоохранения и социальной помощи.

    Основную часть доходов территориальных фондов составляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающих граждан (до 2010 г. — поступления от единого социального налога и заменяющих его налогов), взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан (они поступают из бюджетов субъектов РФ), а также трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (субсидии на обязательное медицинское страхование детей, дотации на выполнение территориальной программы и др.). Структура доходов территориальных фондов дифференцирована по различным субъектам РФ в зависимости от структуры населения, экономической ситуации в регионе и соответственно объема трансфертов из Федерального фонда. В целом в доходах территориальных фондов обязательного медицинского страхования преобладают поступления от работодателей на обязательное медицинское страхование работающих граждан над поступлениями за неработающих. Недопоступление средств из бюджетов субъектов РФ приводит к дефициту территориальных программ обязательного медицинского страхования, который покрывается за счет дотаций из Федерального фонда. Чтобы увеличить объем поступлений на обязательное медицинское страхование, рассматриваются варианты введения минимального размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающих и неработающих граждан.

    Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования связаны с финансированием территориальной программы обязательного медицинского страхования, включая расходы на ведение дела страховых медицинских организаций,
    выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), на формирование нормированного страхового запаса; а также на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения.

    Основным направлением расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (до 92% общей суммы расходов). Территориальная программа обязательного медицинского страхования разрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденной Правительством РФ в составе Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Предоставление средств из территориальных фондов обязательного медицинского страхования страховым медицинским организациям осуществляется на основе дифференцированных подушевых нормативов.

    Управленческие расходы отдельных территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов могут быть выше, чем в других субъектах РФ, если дирекции фондов непосредственно выполняют функции страховщиков.

    В состав расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования входят расходы на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения. Вместе с тем ряд экономистов высказывают мнение, что финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинского страхования нарушает основной принцип медицинского страхования: «Деньги следуют за пациентом»5.

    Движение средств в системе обязательного медицинского страхования представлено на рис. 15.1. Суммы страховых взносов работодателей зачисляются на счет, открытый управлению Федерального казначейства. Управление Федерального казначейства платежными поручениями перечисляет средства на счета Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет поступлений из бюджетов субъектов РФ, а также дотаций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В дальнейшем средства обязательного медицинского страхования поступают из территориальных фондов в страховые медицинские организации для оплаты фактически оказанной медицинской помощи застрахованным.

    Рис. 15.7. Движение средств в системе обязательного медицинского страхования

    1 Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, проект Бюджетной стратегии Российской Федерации до 2023 года.
    2 Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 857. Он сменил действовавшее с 1993 г. положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.
    3 См. также Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1.
    4 Средства нормированного страхового запаса резервируются на случай критических ситуаций с финансированием территориальных программ обязательного медицинского страхования. Расходование средств нормированного страхового запаса определяется постановлениями Правительства Российской Федерации.
    5 Доклад на коллегии Министерства здравоохранения РФ «Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2001 г. и задачах л совершенствованию медицинской помощи населению в соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.)».

    (Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

    Разъяснения ффомс о расходах, осуществляемых за счет средств омс

    В целях исключения нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в Письме ФФОМС от 06.06.2013 N 4509/21-и приведены разъяснения о составе расходов, осуществляемых медицинскими учреждениями за счет средств ОМС.

    Государственные медицинские учреждения предоставляют медицинскую и лекарственную помощь за счет средств фондов ОМС в объеме и на условиях, которые соответствуют программе ОМС.

    Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи состоит из двух составляющих: базовой и территориальной программ ОМС.

    Примечание. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1074.

    Базовая программа ОМС определяет (п.

    2 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон N 326-ФЗ)):

    • виды медицинской помощи;
    • перечень страховых случаев;
    • структуру тарифа на оплату медицинской помощи;
    • способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС в Российской Федерации за счет средств ОМС;
    • критерии доступности и качества медицинской помощи.

    Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС включает в себя расходы:

    • на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты;
    • на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
    • на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);
    • на организацию питания (при отсутствии в медицинском учреждении организованного питания);
    • на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг;
    • на социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;
    • на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу.

    В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются на основании методики, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.

    Медицинские организации, согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ, обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.

    При определении соответствующих направлений расходования средств чиновники ФФОМС рекомендуют руководствоваться:

    • Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н;
    • Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация основных средств);
    • Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

    Далее в Письме ФФОМС N 4509/21-и приводятся разъяснения по направлениям расходования средств ОМС. Для наглядного восприятия материала изложим всю информацию в таблице.

    Статья
    (подстатья)
    КОСГУ
    Наименование расходов
    Перечень расходов, которые не включаются в состав тарифа
    на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС
    Статья 310
    "Увеличение
    стоимости
    основных
    средств"
    Расходы на приобретение мебели, в том числе медицинской,
    кухонной мебели. Исключением является оборудование, которое
    согласно сертификату (декларации) соответствия в силу
    Классификации основных средств относится к классу
    14 3311320 "Оборудование для кабинетов и палат,
    оборудование для лабораторий и аптек" разд. 14 0000000
    "Машины и оборудование"
    Расходы медицинских организаций на приобретение бытовых
    кондиционеров, холодильников, электрообогревательных
    приборов, приборов для приготовления пищи, стиральных
    машин, текстильных швейных изделий (штор, тюля), жалюзи и
    других предметов хозяйственного назначения. Согласно
    Классификации основных средств указанные расходы относятся
    к разд. 16 0000000 "Инвентарь производственный и
    хозяйственный"
    Расходы на приобретение автомобилей, которые согласно
    Классификации основных средств относятся к классу
    15 3410000 "Автомобили" разд. 15 0000000 "Средства
    транспортные"
    Подстатья 225
    "Работы,
    услуги
    по содержанию
    имущества"
    Расходы на капитальный ремонт (Письмо Минздрава России
    от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 "О формировании и
    экономическом обосновании территориальной программы
    государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
    медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и
    2015 годов"). Определение понятия капитального ремонта
    объектов капитального строительства приведено в ч.

    ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    14.2
    ст. 1 ГрК РФ

    Перечень расходов, которые включаются в состав тарифа
    на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС
    Статья 310
    "Увеличение
    стоимости
    основных
    средств"
    Расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс.
    руб. за единицу, в том числе немедицинского оборудования
    Статья 340
    "Увеличение
    стоимости
    материальных
    запасов"
    Расходы на приобретение запасных и (или) составных частей
    для машин, оборудования, в том числе стоимостью свыше 100
    тыс. руб. (включаются без ограничения стоимости)
    Расходы на приобретение горюче-смазочных материалов
    Подстатья 226
    "Прочие
    работы,
    услуги"
    Расходы на оплату услуг по обучению на курсах повышения
    квалификации, подготовки и переподготовки специалистов
    Расходы на оплату медицинскими организациями программного
    обеспечения и прочих услуг
    Расходы на страхование транспортных средств (ОСАГО)
    Расходы на техническое обслуживание оборудования
    (медицинского, информационно-аналитического)
    Подстатья 225
    "Работы,
    услуги
    по содержанию
    имущества"
    Расходы на текущий ремонт
    Расходы на ремонт и техническое обслуживание транспортных
    средств
    Подстатья 224
    "Арендная
    плата за
    пользование
    имуществом"
    Расходы на арендную плату за автомобили в соответствии
    с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного
    найма, проката)
    Подстатья 262
    "Пособия
    по социальной
    помощи
    населению"
    Расходы на социальное обеспечение работников медицинских
    организаций в рамках исполнения работодателем своих
    полномочий
    Статья 290
    "Прочие
    расходы"
    Расходы медицинских организаций на уплату налога на
    имущество, других налогов и сборов. При этом уплата налога
    за счет средств ОМС возможна в случае, если обязанность
    оплаты указанных расходов совпадает с годом реализации
    территориальной программы ОМС
    Расходы медицинских организаций на уплату штрафов и пеней,
    в том числе штрафов за нарушение требований пожарной
    безопасности
    Расходы на возмещение физическому лицу морального и
    физического вреда, взысканное по решению суда в связи
    с некачественным оказанием медицинской помощи

    Финансовое обеспечение территориальной программы ОМС осуществляется за счет всех источников, предусмотренных действующим законодательством. Оплата медицинской помощи в рамках данной программы производится по тарифам на оплату медицинской помощи, включающим в себя статьи затрат, установленные указанной программой. Медицинская организация использует средства ОМС в условиях одноканального финансирования в соответствии с территориальной программой ОМС и осуществляет расходы на содержание медицинской организации из общего объема средств, поступивших по тарифам на оплату медицинской помощи.

    В силу ч. 3 — 5 ст. 36 Федерального закона N 326-ФЗ норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать установленный базовой программой ОМС норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, предусмотренным базовой программой ОМС, а также при установлении перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к определенным базовой программой ОМС. В указанных случаях финансовое обеспечение территориальной программы ОМС осуществляется за счет платежей субъектов РФ, уплачиваемых в бюджет ТФОМС, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы ОМС и нормативом финансового обеспечения базовой программы ОМС с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта РФ.

    При установлении дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой ОМС, территориальная программа ОМС должна предусматривать перечень направлений использования средств ОМС.

    В заключение отметим, что за использование медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, не по целевому назначению она уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% суммы нецелевого использования средств. Дополнительно к перечисленной сумме штрафа уплачиваются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация обязана возвратить в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления им соответствующего требования (п. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ).

    С.Валова

    Редактор журнала

    "Учреждения здравоохранения:

    бухгалтерский учет и налогообложение"

    Расходование средств ОМС. Что является нецелевым их использованием? (Зарипова М.)