Срок полезного использования автомобиля

Автомобиль: определение срока полезного использования

Подавляющее большинство предприятий используют в своей деятельности те или иные транспортные средства, как собственные, так и арендованные. На страницах нашего журнала мы не раз касались вопросов, связанных с приобретением, содержанием, эксплуатацией и выбытием транспортных средств. Совсем недавно была опубликована статья "Расходы на ГСМ: нормировать или нет?" (N 9, 2012).

Сегодня мы рассмотрим две спорные ситуации, связанные с определением срока полезного использования (СПИ) для автомобилей. Напомним, что согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии с его СПИ. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Этот срок налогоплательщик определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества и с учетом Классификации ОС <1>. Сложности с определением СПИ возникают в силу того, что не всегда понятно, к какой амортизационной группе относится то или иное транспортное средство, например при покупке дорогих иномарок представительского класса или в случаях, когда транспортное средство не подходит по описанию ни к одной из 10 амортизационных групп, указанных в Классификации ОС.

<1> Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Срок полезного использования для легковых авто представительского класса

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к 3-й амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех лет до пяти лет включительно.

Легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса относятся к 5-й амортизационной группе. СПИ для этой группы составляет свыше семи лет и до десяти лет включительно.

Таким образом, легковые автомобили высшего класса в любом случае (независимо от объема двигателя) должны попасть в 5-ю амортизационную группу. В качестве примера можно привести такую машину представительского класса, как Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2496 куб. см, то есть менее 3,5 л.

Нормативные документы по налогообложению не дают ответа на вопрос, что считать "высшим классом", а налоговые органы любую дорогую иномарку готовы отнести к этому классу. Понять их можно, ведь минимальный СПИ составляет для 5-й группы 85 месяцев, а для 3-й — всего 37 месяцев. Если первоначальная стоимость автомобиля равняется, к примеру, 3 000 000 руб. и организация решит, что он относится к 3-й амортизационной группе, а СПИ определен как 37 мес., то ежемесячная сумма амортизации будет 81 081 руб. (3 000 000 руб. / 37 мес.). В свою очередь, налоговая инспекция, решив, что автомобиль следует относить к 5-й амортизационной группе, пересчитает месячную сумму амортизации, исходя из СПИ, равного 85 мес. Она составит 35 294 руб. (3 000 000 руб. / 85 мес.). Таким образом, месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому автомобилю, более чем в два раза превышает сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором. Это значит, что записи в акте налоговой проверки о занижении облагаемой базы по налогу на прибыль не избежать.

Итак, прежде всего бухгалтеру следует самому разобраться (а потом еще и доказать налоговому инспектору), к какой амортизационной группе (3-й или 5-й) относится легковой автомобиль, а для этого прежде всего нужно решить, является он автомобилем высшего класса или нет.

Из всех официальных разъяснений по этому поводу имеется лишь Письмо УФНС по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@, где говорится следующее.

Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) <2> установлена классификация легковых автомобилей: особо малого класса, малого класса, среднего класса, большого класса, высшего класса. Принадлежность автомобиля к классу от особо малого до большого определяется по объему двигателя.

Амортизация автомобиля

Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный Классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают.

<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 "О классификации автотранспортных средств", согласно которым признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной моделью и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность кузова, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, полагают московские налоговики, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае этот вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.

Нередко налоговые органы при проверке правильности определения СПИ для дорогой "легковушки" ссылаются на Методическое руководство РД 37.009.015-98, утвержденное Минэкономики 04.06.1998. Как следует из Приложения "И" данного документа, класс автомобиля определяется по его длине: отнесение к классу F "люкс" (равно как и к классу E "большой") обусловлено размерами автомобиля — свыше 4,6 м.

Здесь имеется одно "но": машина может иметь длину более 4,6 м, но по другим техническим характеристикам не относиться даже к бизнес-классу.

Отметим, что в Минюсте данный документ не зарегистрирован и, как говорится в нем самом, предназначен для использования в оценочной деятельности и при проведении независимой технической экспертизы. Считаем, что эти доводы можно привести в ситуации, когда налоговая инспекция, предъявляя претензии, будет ссылаться на этот документ.

Что касается арбитражной практики, в качестве примеров приведем два документа:

  • Постановление ФАС ПО от 02.06.2011 N А72-6500/2010. Рассматривалась спорная ситуация относительно определения СПИ для автомобиля представительского класса "Фольксваген Фаэтон". По мнению организации, данный автомобиль относится к 3-й амортизационной группе, поскольку объем двигателя автомобиля менее 3,5 л. Следовательно, СПИ составляет от трех до пяти лет, в налоговом учете он определен в целях начисления амортизации как четыре года. Судьи, исходя из вышеуказанных ОКОФ и Письма ГТК N 04-30/3515, посчитали, что данное основное средство относится к 5-й амортизационной группе, тем самым поддержав налоговиков;
  • Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 N 17АП-8900/2008-АК. Рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу того, к какой амортизационной группе (3-й или 5-й) относить следующие автотранспортные средства: "Вольво" S80, "Мицубиси Грандис" 2.4, "Фольксваген Мультивен", объем двигателей которых менее 3,5 л (что не позволяет относить их к большому классу, поэтому организация включила эти авто в 3-ю амортизационную группу). Однако длина указанных транспортных средств превышает 4,6 м, и налоговые инспекторы "приписали" их к большому классу, отнесли к 5-й амортизационной группе, пересчитали амортизационные отчисления за проверяемый период и доначислили налог на прибыль. Судьи же с таким подходом не согласились. Они поддержали налогоплательщика, приведя следующие аргументы. ОКОФ устанавливает, что критериями отнесения транспортных средств к той или иной категории являются тип, класс автомобиля, объем двигателя и назначение в использовании. Эти показатели проставляются в паспорте транспортного средства (ПТС) при регистрации в органах ГИБДД. Судьи пришли к выводу, что такие признаки, как репутация марки, автоматическая коробка передач, комфортабельность салона, стоимость автомобиля, нормативно не определены, носят оценочный характер, в связи с чем не могут быть использованы для определения амортизационной группы в целях налогообложения.

Итак, если налогоплательщик сомневается, к какой амортизационной группе (3-й или 5-й) отнести дорогую легковую машину с объемом двигателя менее 3,5 л, можно посоветовать обратиться с запросом к специалистам (например, в дилерский центр, где приобретался автомобиль) — поинтересоваться, к какому классу относится транспортное средство. Если машина относится к бизнес-классу, то ее можно включить в 3-ю амортизационную группу, а если к представительскому классу, то только в 5-ю.

Транспортное средство не поименовано в Классификации ОС

Как следует из п. 1 ст. 258 НК РФ, налогоплательщик определяет СПИ с учетом Классификации ОС. В п. 6 данной статьи говорится, что для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Как быть, если технические условия и рекомендации изготовителя отсутствуют? В подобных случаях налоговые органы в ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают на необходимость обращения с запросом в Минэкономики.

Полагаем, при отсутствии технических условий и рекомендаций изготовителя налогоплательщик в качестве обоснования СПИ может использовать документ, действовавший до вступления в силу гл. 25 НК РФ, — Постановление N 1072 <3>. Против такого подхода не возражают и арбитражные судьи. В качестве примера приведем Постановление ФАС ЗСО от 05.05.2012 N А27-10607/2011. В этом Постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к 4-й амортизационной группе, налоговая инспекция — к 5-й.

<3> Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".

Суд установил, что в Классификации ОС такой вид основного средства, как "карьерные самосвалы" марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением N 1072, которым установлено, что к группе "Подвижной состав автомобильного транспорта" по шифру 50406 отнесены "карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн", с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует 4-й амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ.

Суд пришел к выводу, что организация правомерно отнесла карьерный самосвал БелАЗ к 4-й амортизационной группе и правильно определила СПИ для расчета амортизации. При этом судьи сообщили: довод налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не является основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к 5-й амортизационной группе.

Аналогичное мнение о возможности использования Постановления N 1072 для определения СПИ высказано и в Постановлениях ФАС ДВО от 29.12.2009 N Ф03-5980/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 N 09АП-10737/2011-АК <4>.

<4> Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.09.2011 N А40-130812/10-127-755.

Е.Л.Ермошина

Редактор журнала

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"