Срок привлечения к административной

Срок давности привлечения к административной ответственности

Разъясняет: старший помощник прокурора Центрального административного округа г.Курска Емельянов Евгений Юрьевич

Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). По общему правилу, установленному ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок давности составляет два месяца, а если принятие решения о привлечении к ответственности относится к компетенции судьи, то 3 месяца. Вместе с тем, принимая во внимание особенности выявления и доказывания отдельной категории административных правонарушений, законодатель установил по ним срок давности привлечения к ответственности 1 год.

Список таких правонарушений содержится в ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.

Срок давности по административным правонарушениям

К ним отнесены нарушения таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, об охране здоровья граждан, в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности.

Особый срок давности привлечения к административной ответственности установлен за нарушение законодательства о коррупции – лицо может быть привлечено к ответственности в течение 6 лет со дня совершения административного правонарушения.

Следует иметь ввиду, что если правонарушение носит длящийся (не прекращающийся на протяжении длительного времени) характер, то согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения такого нарушения. КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности — удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства. Тогда период со дня удовлетворения ходатайства до дня поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, из срока давности исключается. Например, если гражданин совершил нарушение правил дорожного движения на территории иного района или области, отличного от его места жительства, он вправе ходатайствовать перед судом о передаче материалов дела в суд по месту своего жительства. Время пересылки материалов дела из одного суда в другой суд для рассмотрения дела по существу не будет включено в сроки давности привлечения к административной ответственности.

вернуться

Помощь: Сроки привлечения к ответственности

СРОКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Общеустановленные сроки

Срок привлечения к административной ответственности — это срок, по истечении которого исключается наложение административного наказания. Истечение такого срока является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении (ст.9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 5 января 2008 г.) (далее — ПИКоАП)). Сравним сроки привлечения к ответственности за налоговые правонарушения со сроками, установленными в отношении иных правонарушений в экономической сфере (см. таблицу 1).

Таблица 1

Сроки, установленные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Сроки, установленные для должностных лиц
За любые нарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иные правонарушения, выразившиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, административные взыскания могут быть наложены, если не истекли следующие сроки: 3 года со дня совершения правонарушения и 6 месяцев со дня его обнаружения. Причем оба условия должны соблюдаться одновременно 1. За нарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка таможенного регулирования, а также иные административные правонарушения, выразившиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения (исключая налоговые), административные взыскания могут быть наложены не позднее 3 лет со дня совершения правонарушения и 6 месяцев со дня его обнаружения (оба условия должны соблюдаться одновременно)
2. За налоговые нарушения административные взыскания налагаются в следующие сроки:
за нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке (ст.13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 5 января 2008 г.) (далее — КоАП)); непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, а также представление недостоверных сведений (ст.13.8 КоАП); нарушение порядка открытия счета плательщику (ст.13.9 КоАП); нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета госконтроля РБ, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов (ст.13.10 КоАП); неисполнение решения органа Комитета госконтроля РБ, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица (ст.13.11 КоАП) — не позднее года со дня совершения;
за нарушение установленного срока представления налоговой декларации (расчета) (ст.13.4 КоАП); нарушение правил учета объектов налогообложения или элементов налогового учета (ст.13.5 КоАП); неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины) (ст.13.6 КоАП); невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) (ст.13.7 КоАП) — не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения (оба условия должны выполняться одновременно);
за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица налогового органа либо непринятие мер к устранению указанных в требовании нарушений (ст.23.1 КоАП); воспрепятствование уполномоченному должностному лицу налогового органа в проведении проверки или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению (ст.23.2 КоАП), — не позднее 2 месяцев со дня совершения, а за длящиеся нарушения — не позднее 2 месяцев со дня их обнаружения

Как видим, сроки привлечения к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за налоговые правонарушения не отличаются от сроков привлечения к ответственности таких лиц за любые иные правонарушения в экономической сфере.

Если же субъектом правонарушения выступают должностные лица, то действуют дифференцированные сроки привлечения их к ответственности за налоговые правонарушения, которые не всегда совпадают со сроками привлечения к ответственности таких лиц за иные экономические правонарушения.

Особенности исчисления сроков при длящихся правонарушениях

Большинство правонарушений в сфере налогообложения являются длящимися. Согласно ст.2.6 КоАП длящееся правонарушение — это деяние (как правило, бездействие), сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на лицо законом под угрозой административного взыскания. Подобное правонарушение начинается со дня совершения такого деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о том, что продолжение им правонарушения прекращено, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения (т.е. по воле или же вопреки воле нарушителя). Таким образом, длящееся правонарушение совершается на протяжении некоторого периода времени.

Обычно ко дню обнаружения правонарушения налоговым органом лицо продолжает бездействовать, уклоняется от исполнения своей обязанности, не прекращает правонарушение по собственной воле, т.е. длящееся нарушение продолжает совершаться. Но возможны случаи, когда к моменту обнаружения такого правонарушения или к моменту рассмотрения дела о нем и вынесения постановления о наложении административного взыскания (а именно к этому моменту не должны истечь установленные сроки привлечения к ответственности) правонарушение прекращается. В таком случае срок, начало течения которого обусловлено днем совершения правонарушения, исчисляется начиная с последнего дня того периода, на протяжении которого совершалось правонарушение: дня его окончания или пресечения (принудительного прекращения).

К сожалению, в КоАП отсутствуют правила исчисления установленных в нем сроков. В настоящее время нет правовых оснований считать, что срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (днем его обнаружения), во-первых — в силу отсутствия в КоАП какой-либо специальной оговорки по этому поводу, а во-вторых — в силу существующего запрета на применение аналогии закона к вопросам административной ответственности (ст.72 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями по состоянию на 7 мая 2007 г.). Поэтому вопрос исчисления сроков необходимо решать исходя из буквального прочтения норм КоАП, т.е. день, которым определено начало течения срока, должен приниматься во внимание при исчислении срока.

Пример 1

Руководитель юридического лица не обеспечил своевременное представление в налоговый орган информации об открытии счета в банке (информация должна была быть представлена не позднее 20 декабря 2006 г., фактически представлена 17 октября 2007 г.). Таким образом, правонарушение совершалось в период с 21 декабря 2006 г. по 17 октября 2007 г. Руководитель может быть привлечен к административной ответственности на протяжении одного года, начиная с 17 октября 2007 г., т.е. по 16 октября 2008 г. включительно. Юридическое лицо может быть привлечено к ответственности на протяжении 6 месяцев начиная с 17 октября 2007 г. (со дня обнаружения правонарушения; последний день совершения правонарушения в данном случае совпадает с днем его обнаружения) по 16 апреля 2008 г. включительно.

Пример 2

По вине главного бухгалтера организации не полностью уплачена сумма налога по сроку 22 января 2006 г. Правонарушение выявлено в ходе выездной налоговой проверки (акт от 14.09.2007), и сумма налога взыскана (нарушение пресечено) 5 октября 2007 г. Таким образом, правонарушение совершалось в период с 23 января 2006 г. по 5 октября 2007 г. И главный бухгалтер, и юридическое лицо могут быть привлечены к административной ответственности на протяжении 6 месяцев начиная с 14 сентября 2007 г., т.е. со дня обнаружения правонарушения.

Пример 3

По вине главного бухгалтера организации в налоговый орган не была представлена налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за февраль 2007 г. (срок представления — не позднее 20 марта 2007 г.). Правонарушение выявлено налоговым органом 15 августа 2007 г. Декларация (расчет) представлена 27 августа 2007 г.

И главный бухгалтер, и юридическое лицо могут быть привлечены к ответственности на протяжении 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения (т.е. до 14 февраля 2008 г. включительно).

Пример 4

Главный бухгалтер организации, несмотря на наличие задолженности по налогам, сборам (пошлинам), не представил в налоговый орган сведения о дебиторах организации и суммах дебиторской задолженности. Окончательный срок представления сведений — 30 марта 2007 г. Нарушение выявлено в ходе выездной проверки 4 декабря 2007 г. К моменту рассмотрения дела о правонарушении сведения так и не были представлены. Главный бухгалтер может быть привлечен к ответственности в течение одного года со дня совершения правонарушения (на момент рассмотрения дела и привлечения к ответственности правонарушение продолжает совершаться, следовательно, годичный срок не истек). Организация к ответственности за данное правонарушение не привлекается.

Пример 5

Руководитель организации не выполнил письменное требование должностного лица налогового органа, заявленное в ходе проведения проверки, о представлении документов. Срок представления документов истек 5 октября 2007 г. Документы были изъяты 19 октября 2007 г. Руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в течение одного года со дня совершения правонарушения (т.е.

Давность привлечения к административной ответственности

до 18 октября 2008 г. включительно). Организация к ответственности за данное правонарушение не привлекается.

Специальные сроки

Наряду с общеустановленными сроками КоАП содержит специальные сроки привлечения к ответственности, которые в соответствующих ситуациях имеют приоритет перед общеустановленными (см. таблицу 2).

Таблица 2

Ситуации Сроки
По результатам рассмотрения жалобы или протеста на постановление о наложении административного взыскания постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение При новом рассмотрении дела о совершенном правонарушении взыскание может быть наложено не позднее 1 месяца со дня отмены постановления и не позднее 3 месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по административным правонарушениям в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также по иным административным правонарушениям, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, — не позднее 37 месяцев со дня совершения правонарушения
При рассмотрении дела об административном правонарушении в действиях правонарушителя усмотрено наличие признаков преступления. Орган, рассматривающий дело, передал материалы органу уголовного преследования. Последний, рассмотрев в установленном порядке полученные материалы, может отказать в возбуждении уголовного дела либо возбудить производство по делу, но в дальнейшем его прекратить При наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее 1 месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении

11.02.2008 г.

Елена Фадеева, юрист

Материал подготовлен редакцией журнала «Юрист»

От редакции: В Закон РБ от 10.01.2000 № 361-з «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» на основании Закона РБ от 15.07.2008 № 410-З внесены изменения и дополнения.

Давность привлечения к административной ответственности — срок, в течение которого может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Разъяснение

По истечении срока давности административного правонарушения, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено (лицо не может быть привлечено к административной ответственности).

Давность привлечения к административной ответственности регулируется статьей 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Service Temporarily Unavailable

Общий срок давности привлечения к административной ответственности (ч. 1):

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Специальные сроки давности привлечения к административной ответственности (ч. 1):

— за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об организации и о проведении азартных игр, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 КоАП) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения

— за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения

— за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП), о несостоятельности (банкротстве) по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения

— за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении вышеуказанные сроки (указаны в ч.

1 ст. 4.5. КоАП) начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5. КоАП).

Длящееся правонарушение — правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Дополнительно

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Каков срок давности привлечения по административным правонарушениям?