Ст 7 21

СТ 7.21 КоАП РФ

1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Комментарий к Ст. 7.21 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушений являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением порядка пользования гражданами жилыми помещениями, правил эксплуатации жилых помещений и оборудования.

Предметом правонарушения являются правила пользования жилыми помещениями. Жилищным кодексом РФ закрепляются обязанности граждан по соблюдению правил пользования жилыми помещениями. При этом такие обязанности, включая требование обеспечивать сохранность жилья, использовать его по прямому назначению, предъявляются как к собственникам жилых помещений, так и к нанимателям.

На основании предписаний ЖК РФ порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также жилыми помещениями, принадлежащими гражданам на праве собственности в многоквартирных домах, установлен Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25.

В частности, Правилами предусматриваются ряд обязанностей нанимателя жилья по договору социального найма, в том числе не допускать в жилом помещении работ или других действий, приводящих к его порче; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования; обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования; немедленно принимать возможные меры к устранению неисправностей жилого помещения или оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них займодателю или в соответствующую управляющую организацию; производить текущий ремонт жилого помещения. Правилами запрещается переустройство или перепланировка жилого помещения в нарушение установленного порядка.

Названными Правилами также определены обязанности собственников жилья в многоквартирном доме. Так, собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, нести расходы по его содержанию, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в общей собственности путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей плату по текущему и капитальному ремонту общего имущества, вносить плату за коммунальные услуги, выполнять иные законные требования.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего собственнику помещения. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем надежность и безопасность многоквартирного дома. Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, обеспечивая условия для осуществления гражданами права на жилище, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1 комментируемой статьи) выражается в совершении ряда противоправных действий (бездействии):

— порча жилых домов, жилых помещений, их оборудования;

— самовольное переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений;

— использование жилых домов, жилых помещений не по назначению.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2 комментируемой статьи) выражается в самовольной перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.

5. Субъектами правонарушения являются граждане (наниматели, собственники, члены их семей).

6. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (ст. 23.55 КоАП РФ).

Глава 21 КоАП включает в себя девять составов административных правонарушений и является самой лапидарной из всех шестнадцати глав Особенной части КоАП. Рассматриваемые административные правонарушения устанавливают административную ответственность за нарушения правил исполнения военно-учетных обязанностей, определенных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Φ3 «О воинской обязанности и военной службе» и подзаконными актами, принятыми в случаях, специально предусмотренных этим Федеральным законом.

Под воинским учетом понимается государственная система контроля призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Правила воинского учета представляют собой совокупность обязанностей граждан и публичных должностных лиц, ответственных за представление военно-учетной документированной информации.

Исполнение военно-учетных обязанностей, как и любых иных публичных обязанностей физических лиц, влечет за собой ограничение их прав, например, граждане, подлежащие воинскому учету, должны обеспечить систему мониторинга за исполнением военно-учетных обязанностей. Функционирование системы воинского учета возложено на Минобороны России, МВД России, ФСБ России и другие федеральные органы исполнительной власти, которые также наделены обязанностями в сфере мобилизационной готовности. Федеральные министерства обеспечивают исполнение таких обязанностей в центральном аппарате и контролируют их исполнение подчиненными им федеральными службами и федеральными агентствами. Последние обеспечивают контроль за исполнением полномочий в сфере мобилизационной готовности подведомственными им территориальными органами, публичными учреждениями и организациями.

Рассмотренные выше полномочия в сфере военного строительства возложены на все публичные органы, включая органы специальной компетенции (ЦБ РФ, Счетная палата РФ и др.), а также на муниципальные органы. Контроль за исполнением военно-учетных обязанностей своими сотрудниками обязаны обеспечивать должностные лица коммерческих и некоммерческих организаций, например, общественных объединений.

К субъектам административных правонарушений, установленных ст. 21.1-21.3, ч. 1-3 ст. 21.4 КоАП, относятся должностные лица органов исполнительной власти, иных публичных органов и организаций, ответственные за представление документированной информации в военные комиссариаты, а также должностные лица кадровых служб указанных органов и организаций, к ведению которых отнесены иные учетные обязанности (см., например, ст. 21.2 КоАП). Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 21.5 (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету), ст. 21.6 (уклонение от медицинского обследования) и ст. 21.7 КоАП (умышленные порча или утрата документов воинского учета), могут быть только граждане.

Санкции рассматриваемых правонарушений предусматривают возможность применения только двух видов административных наказаний — предупреждения (см. ст. 21.5-21.7) или административного штрафа, максимальный размер которого не превышает 1 тыс. руб. (см. ст. 21.1-21.3 и ч. 3 ст. 21.4 КоАП). Санкциями правонарушений, субъектами которых являются граждане, установлен минимальный размер штрафа в сумме 100 руб. (см. ч. 2 ст. 3.5 КоАП).

Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области воинского учета характерна унификация юрисдикционных полномочий, осуществляемых военными комиссариатами, к ведению которых отнесены основные процессуальные действия, — от возбуждения дела о правонарушении до исполнения вынесенного ими административного наказания.