Статья 181 НК РФ

1. Подакцизными товарами признаются:

1) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе — этиловый спирт);

1.1) утратил силу с 1 июля 2012 года. — Федеральный закон от 28.11.2011 N 338-ФЗ;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции, указанной в подпункте 3 настоящего пункта.

В целях настоящей главы не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары:

лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные препараты для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза, сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;

подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

абзацы седьмой — восьмой утратили силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;

виноматериалы, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло;

3) алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;

4) утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ;

5) табачная продукция;

6) исключен. — Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

6) автомобили легковые;

6.1) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. В целях настоящей главы прямогонным бензином признаются бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученные в результате:

перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;

переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

В целях настоящей главы бензиновой фракцией признается смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 15 или 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), соответствующая одновременно следующим физико-химическим характеристикам:

плотность не менее 650 кг/м3 и не более 749 кг/м3 при температуре 15 или 20 градусов Цельсия;

значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (давление 760 миллиметров ртутного столба), не превышает 215 градусов Цельсия.

При этом в целях настоящей главы не признаются бензиновой фракцией следующие виды фракций:

фракция, полученная в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;

фракция, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;

фракция, полученная в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

фракция, полученная в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

фракция, массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;

фракция, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;

фракция, массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов;

фракция, массовая доля изопрена в которой не менее 85 процентов;

11) средние дистилляты. В целях настоящей главы средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия, за исключением:

прямогонного бензина, циклогексана, конденсата газового стабильного, автомобильного бензина;

фракций, указанных в абзацах восьмом — пятнадцатом подпункта 10 настоящего пункта;

авиационного керосина, дизельного топлива;

высоковязких продуктов, в том числе моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

продуктов нефтехимии, получаемых в процессах химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технологической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), дегидрирования, алкилирования, окисления, гидратации, этерификации;

иных продуктов, представляющих собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащих более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений.

В целях настоящей главы высоковязкими продуктами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба) с одной или несколькими из следующих физико-химических характеристик:

кинематическая вязкость при температуре 100 градусов Цельсия составляет 2,2 сантистоксов и более;

температура вспышки в открытом тигле составляет более 80 градусов Цельсия и температура застывания не превышает минус 35 градусов Цельсия;

12) бензол, параксилол, ортоксилол.

В целях настоящей главы бензолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего простейшего ароматического углеводорода 99 процентов.

В целях настоящей главы параксилолом или ортоксилолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего изомера ксилола (диметилбензола) 95 процентов;

13) авиационный керосин.

В целях настоящей главы авиационным керосином признаются жидкие топлива, используемые в авиационных двигателях, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и (или) международных договоров Российской Федерации, а также смеси таких топлив;

14) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);

15) электронные системы доставки никотина. В целях настоящей главы электронными системами доставки никотина признаются одноразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем (за исключением медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации);

16) жидкости для электронных систем доставки никотина. В целях настоящей главы жидкостью для электронных систем доставки никотина признается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина;

17) табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.

Статьей 181 НК РФ установлен перечень подакцизных товаров.

При применении данной статьи следует учитывать, что основные понятия, используемые при производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

ФНС России в письме от 28.06.2006 N 03-3-09/1222@ разъяснила, что ГОСТом 12786-80 «Пиво. Правила приемки и методы отбора проб» предусмотрено, что пиво принимается партиями.

Партией считают количество пива одного наименования в однородной потребительской или транспортной таре, одной даты розлива, оформленное одним документом о качестве.

При приемке пива проводят проверку качества упаковки и правильность маркировки потребительской и транспортной тары на соответствие требованиям нормативно-технической документации.

В зависимости от показателя качества и объема партии пива ГОСТом определен объем выборки единиц продукции для проверки качества.

Таким образом, предприятие, производящее пиво, обязано определенный ГОСТом объем произведенного пива направлять в собственную лабораторию на проверку его качества. Без проведения такой проверки указанная подакцизная продукция не может быть признана готовым подакцизным товаром, соответствующим нормативно-технической документации, на основе которой она производится.

Постановлением Госстандарта России от 30.07.1997 N 269 утвержден ГОСТ Р 51087-97 «Табачные изделия. Информация для потребителя», однако каких-либо льгот или исключений по порядку налогообложения реализации табачных изделий, изготовленных не по данному ГОСТ, в главе 22 НК РФ не предусмотрено.

Согласно положениям подпункта 6 пункта 1 статьи 181 и статьи 193 НК РФ все автомобили легковые (независимо от мощности) относятся к подакцизным товарам. К подакцизным товарам относятся также мотоциклы, но только с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт. Грузовые автомобили акцизом не облагаются.

При применении статьи 181 НК РФ, кроме того, необходимо учитывать положения Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 231 и устанавливающей единые требования по контролю качества нефтепродуктов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нефтепродуктами.

Ответ:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ, а не пункт 11.

В связи с письмами по вопросам применения пункта 11 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации и обнуления ставки акциза на средние дистилляты до конца 2020 года Департамент налоговой политики сообщает.

О применении подпункта 11 пункта 1 статьи 181 и пункта 9.1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс)

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 181 Кодекса средние дистилляты являются подакцизными товарами. В целях главы 22 «Акцизы» средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значения показателя плотности которых не превышают 1 015 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия, за исключением ряда продуктов.

Указанной нормой предусмотрены виды продукции, исключаемые из понятия средних дистиллятов, в частности, это нефтепродукты, представляющие собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащие более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений.

Нефтепродукты, соответствующие указанным физико-химическим характеристикам и содержащие не более 30 процентов ароматических соединений, могут относиться к средним дистиллятам и облагаться по ставке, предусмотренной пунктом 9.1 статьи 193 Кодекса.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 193 Кодекса ставка акциза на средние дистилляты с 1 апреля 2020 года определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле, установленной данным пунктом, предусматривающей, что абсолютный размер ставки, составляющий 9 585 за 1 тонну, увеличивается, если установленный пунктом 27 статьи 200 Кодекса показатель ДДТ принимает отрицательное значение.

Согласно пункту 27 статьи 200 Кодекса ЦДТэксп, исходя из которой определяется ДДТ, публикуется на официальном сайте ФАС России до истечения 10 дней, следующих за днем окончания налогового периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 199 Кодекса и пунктом 2 статьи 198 Кодекса сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленная покупателю, относится у налогоплательщика на стоимость реализованных подакцизных товаров и в расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах выделяется отдельной строкой.

Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 168 и пункту 10 статьи 172 Кодекса при изменении стоимости отгруженных товаров продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров.

Также налогоплательщиками могут вноситься соответствующие исправления в первичные учетные документы, подтверждающие отгрузку средних дистиллятов.

При этом уточнение налоговых обязательств производится в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что Минфином России письмом от 23 апреля 2020 г. N 01-02-02/03-33195 внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье)», предусматривающий в целях определения ставки на средние дистилляты использование опубликованного в предшествующем налоговому периоду месяце показателя ЦДТэксп.

Установление ставки акциза на средние дистилляты до конца 2020 года в размере 0 процентов

Реализация данного предложения неприемлема, так как это приведет к снижению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в ситуации, когда государство несет дополнительные обязательства по оказанию поддержки гражданам и экономике страны.

Так, за 5 месяцев текущего года поступления акцизов, уплаченных в отношении средних дистиллятов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, составили более 9 млрд руб., что по сумме сопоставимо с расходами на поддержку безработных граждан в виде увеличения минимальной величины пособия по безработице до 4,5 тысячи рублей в мае — июле 2020 года.

Общие сведения о подакцизных товарах

Подакцизные товары — это вид товаров, которые облагаются особым налогом — акцизом. Акциз — разновидность косвенного налога в виде надбавки к стоимости товара, вводимой государством для наполнения госбюджета, а также для регулирования спроса на тот или иной вид товаров.

Подакцизные товары обладают общей чертой: все они являются высокорентабельными и обладают низкими производственными издержками, что делает их очень привлекательными с точки зрения налогообложения. На сегодняшний день доходы бюджета от налоговых поступлений по акцизам составляют около 5–8% от общей суммы налоговых поступлений, что, несомненно, очень высокий показатель. Подакцизными признаются как товары, произведенные на территории РФ, так и ввозимые.

Плательщиком акциза в бюджет является организация, ИП или иное лицо, которое осуществляет операции по реализации или производству подакцизного товара.

Подробнее о том, кто должен платить налог, читайте в статье «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?».

Как платить акцизы, подробно разъясняется в КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Какие товары относятся к подакцизным

Группа подакцизных товаров в РФ постоянно меняется. Однако есть ряд товаров, которые входили в нее всегда и в ближайшее время не покинут. Эти товары являются подакцизными не только в нашей стране, но и практически во всех странах мира. Перечень таких товаров установлен в ст. 181 НК РФ, согласно которой к подакцизным товарам относятся:

  1. Этиловый спирт.
  2. Спиртосодержащие товары, в которых доля этилового спирта составляет более 9%, за исключением алкогольной продукции. Также к исключениям в данном случае относятся:
  • лекарственные средства;
  • продукция ветеринарного назначения, разлитая в емкости, по объему не превышающие 100 мл;
  • парфюмерно-косметические товары, объем емкости которых не превышает 100 мл, а доля спирта составляет 80 и 90%, при наличии пульверизатора, а также с долей этилового спирта до 90% и объемом, не превышающим 3 мл;
  • отходы производства этилового спирта, а также ликероводочной продукции при условии их дальнейшей переработки и использования в технических целях;
  • виноматериалы, винное, фруктовое и пивное сусло.
  1. Алкогольная продукция.
  2. Табачная продукция.
  3. Легковые автомобили.
  4. Мотоциклы, мощность которых превышает 112,5 кВт (150 л. с.).
  5. Автомобильный бензин.
  6. Дизельное топливо.
  7. Моторные масла для инжекторных и дизельных двигателей.
  8. Прямогонный бензин.
  9. Авиационный керосин.
  10. Ортоксилол, параксилол, бензол.
  11. Иные смеси углеводородов в жидком состоянии.
  12. Природный газ.
  13. Электронные сигареты.
  14. Жидкости для электронных сигарет.
  15. Табак и изделия из него, употребляемые путем нагрева.
  16. Нефтяное сырье.
  17. Виноград, использованный для производства вина (с 01.01.2020).

Разновидности подакцизных товаров

Весь перечень подакцизных товаров можно разделить на 2 основные группы:

  1. Подлежащие обязательной маркировке.
  2. Не подлежащие обязательной маркировке.

К 1-й группе, как правило, относят табачную продукцию, расфасованную для розничной продажи, и алкогольную продукцию в емкостях от 50 мл до 100 л, за исключением пива, сидора, медовухи, о чем говорится в п. 2 ст. 12 закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» от 22.11.1995 № 171.

К товарам, не подлежащим маркировке, относят все остальные товары из перечня подакцизных. Перечислим некоторые из них:

  • легковые автомобили;
  • мотоциклы, мощность которых превышает 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для инжекторных и дизельных двигателей.

Итоги

Таким образом, перечень подакцизных товаров в основе своей представляет список определенных товаров, присутствующих в нем постоянно. К ним относят табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты. Изменения этого перечня не редкость. Связаны они, как правило, с экономической ситуацией в стране.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

1. Подакцизными товарами признаются:

1) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе — этиловый спирт);

1.1) утратил силу

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции, указанной в подпункте 3 настоящего пункта.

В целях настоящей главы не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары:

лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;

подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

абзацы седьмой — восьмой утратили силу

виноматериалы, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло;

3) алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;

4) утратил силу с 1 января 2011 года

5) табачная продукция;

6) исключен

6) автомобили легковые;

6.1) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. В целях настоящей главы прямогонным бензином признаются бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученные в результате:

перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;

переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

В целях настоящей главы бензиновой фракцией признается смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 15 или 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), соответствующая одновременно следующим физико-химическим характеристикам:

плотность не менее 650 кг/м3 и не более 749 кг/м3 при температуре 15 или 20 градусов Цельсия;

значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (давление 760 миллиметров ртутного столба), не превышает 215 градусов Цельсия.

При этом в целях настоящей главы не признаются бензиновой фракцией следующие виды фракций:

фракция, полученная в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;

фракция, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;

фракция, полученная в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

фракция, полученная в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

фракция, массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;

фракция, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;

фракция, массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов;

11) средние дистилляты. В целях настоящей главы средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, за исключением прямогонного бензина, автомобильного бензина, дизельного топлива, бензола, параксилола, ортоксилола, авиационного керосина, конденсата газового стабильного, одновременно соответствующие следующим физико-химическим характеристикам:

плотность не менее 750 кг/м3 и не более 930 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия;

значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), находится в диапазоне не ниже 215 градусов Цельсия и не выше 360 градусов Цельсия;

12) бензол, параксилол, ортоксилол.

В целях настоящей главы бензолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего простейшего ароматического углеводорода 99 процентов.

В целях настоящей главы параксилолом или ортоксилолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего изомера ксилола (диметилбензола) 95 процентов;

13) авиационный керосин.

В целях настоящей главы авиационным керосином признаются жидкие топлива, используемые в авиационных двигателях, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и (или) международных договоров Российской Федерации, а также смеси таких топлив;

14) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).

2. Утратил силу

О применении ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации по подакцизным товарам

Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга

В соответствии с п. 1 ст. 181 главы 22 части второй НК РФ подакцизными товарами признаются:
спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;
алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);
пиво;
табачная продукция;
ювелирные изделия;
автомобили и мотоциклы;
автомобильный бензин;
дизельное топливо;
моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
По отношению к перечню, действующему в настоящее время, дополнительно подакцизными товарами признаются:
спирт-сырец;
спирт этиловый денатурированный;
спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта от 9 до 12 %;
спиртосодержащая денатурированная продукция с объемной долей этилового спирта от 9 %;
табачное сырье, табачные отходы, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, используемые в качестве сырья для производства табачной продукции;
автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 Квт (90 л.с.) включительно;
мотоциклы;
дизельное топливо;
моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
При применении п. 1 ст. 181 НК РФ в отношении конкретных подакцизных товаров необходимо иметь в виду следующее.
К спирту этиловому, облагаемому акцизами, относятся все виды спиртов этиловых (за исключением спирта коньячного) независимо от вида сырья, из которого они производятся, их концентрации и нормативно-технической документации, по которой они изготавливаются.
Нововведением в налогообложении спиртов этиловых является то, что с 1 января 2001 года согласно подпункту 1 п. 1 ст. 181 части второй НК РФ денатурированный этиловый спирт признается подакцизным товаром. Не подлежат обложению акцизами лишь операции по реализации этого спирта, указанные в подпункте 2 п. 1 ст. 183 НК РФ.
При применении подпункта 2 п. 1 ст. 183 НК РФ необходимо иметь в виду, что в нем содержится противоречие по установлению операций, не подлежащих налогообложению, связанных с реализацией денатурированного этилового спирта.
Так, согласно абзацу первому данного подпункта акцизами не облагается реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья организациям по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В то же время абзацем вторым установлено, что в целях главы 22 НК РФ денатурированным этиловым спиртом признается этиловый спирт, содержащий денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования указанного спирта для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленный на основе этилового спирта, полученного по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедший государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенный в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья.
В связи с этим до внесения в законодательном порядке изменений в подпункт 2 п. 1 ст. 183 НК РФ операции по реализации организацией-производителем денатурированного этилового спирта из пищевого сырья признаются объектом налогообложения акцизами. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 732 «О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья» государственную регистрацию при наличии за-ключения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации проводят:
денатурированного этилового спирта из пищевого сырья — Минсельхоз России в порядке, установленном для государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 «О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции»;
денатурированного этилового спирта из непищевого сырья — Минэкономразвития России в порядке, установленном для государственной регистрации этилового спирта из непищевого сырья в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1030 «О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья».
Обращаем внимание на то, что, поскольку в п. 1 ст. 181 НК РФ не предусмотрено исключения из перечня подакцизных товаров спирта этилового, изготавливаемого в соответствии с фармакопейными статьями и включенного в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, данный спирт этиловый признается подакцизным товаром.
Спирт коньячный не признается подакцизным товаром только в случае, если, во-первых, данный товар в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. от 07.01.1999 N 18-ФЗ) произведен по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и, во-вторых, согласно постановлению Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 «О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции» прошел государственную регистрацию в Минсельхозе России.
Все виды спиртов, включая спирт коньячный, спирт-сырец и денатурированный этиловый спирт, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ могут реализовываться только организациям, имеющим квоты на закупку этилового спирта, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.1996 N 129 «Об утверждении Порядка квотирования закупки этилового спирта».
В отношении подакцизной спиртосодержащей продукции следует иметь в виду, что с 1 января 2001 года помимо спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта от 9 до 12 %, в круг подакцизных товаров включена и спиртосодержащая денатурированная продукция.
При этом не подлежат налогообложению акцизами операции по реализации спиртосодержащей денатурированной продукции, указанные в подпункте 3 п. 1 ст. 183 НК РФ.
Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 183 НК РФ спиртосодержащей денатурированной продукцией признается спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования этой продукции для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленная на основе этилового спирта, спиртосодержащей непищевой продукции, которые получены по специальным разрешениям на их поставку в пределах выделенных квот в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенная в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья.
Обращаем внимание на то, что редакция подпункта 3 п. 1 ст. 183 НК РФ не освобождает от налогообложения акцизами операции по реализации спиртосодержащей пищевой денатурированной продукции.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 732 «О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья» государственную регистрацию при наличии заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации проводят:
спиртосодержащей пищевой денатурированной продукции — Минсельхоз России в порядке, установленном для государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 «О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции»;
спиртосодержащей непищевой денатурированной продукции — Минэкономразвития России в порядке, установленном для государственной регистрации этилового спирта из непищевого сырья в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1030 «О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья».
Не признаются подакцизными товарами следующие виды спиртосодержащей продукции:
— лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости не более 100 мл.
Таким образом, для освобождения от уплаты акцизов указанная продукция должна быть зарегистрирована Минздравом России, а при ее изготовлении аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций данные рецепты и требования должны быть заверены в установленном порядке.
Следовательно, нововведением в данном вопросе является, во-первых, исключение из подакцизных товаров спиртосодержащей продукции, отпускаемой аптечными организациями лечебным организациям по их требованиям, и, во-вторых, то, что все спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, даже при соблюдении вышеперечисленных условий, не рассматриваются как подакцизные товары только в случае, если они разлиты в емкости не более 100 мл;
— препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации.
Государственную регистрацию данной продукции проводит Департамент ветеринарии Минсельхоза России. При этом, так же как и в отношении спиртосодержащих лекарственных, лечебно-профилактических и диагностических средств, данная продукция не рассматривается как подакцизный товар только в случае, если она разлита в емкости не более 100 мл;
— парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 N 967 «О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)» с 1 октября 1999 года государственную регистрацию спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств), вырабатываемой с применением этилового спирта из всех видов сырья, проводит Минздрав России.
Государственная регистрация спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств), осуществленная Минэкономразвития России и Минсельхозом России до указанной даты, сохраняет свое действие.
Кроме того, при наличии регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России, для признания неподакцизными товарами спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция должна быть разлита в емкости не более 270 мл;
— подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водки, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
Следовательно, спиртосодержащие отходы не признаются подакцизными товарами при соблюдении следующих условий:
наличие государственного регистрационного удостоверения;
направление этой продукции на дальнейшую переработку.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 «О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции» государственную регистрацию спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке, организует и проводит Минсельхоз России.
Поставка спиртосодержащих отходов осуществляется только в соответствии с выданными Департаментом пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхоза России специальными разрешениями, в которых, в случае если указанные отходы подлежат дальнейшей переработке, производится запись «для переработки». Таким образом, спиртосодержащие отходы (даже прошедшие регистрацию в Минсельхозе России), но реализованные не по специальным разрешениям с отметкой «для переработки», выданным Минсельхозом России, признаются подакцизными товарами;
— товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.
С 1 января 2002 года в группу подакцизной табачной продукции включены табачное сырье, табачные отходы, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, используемые в качестве сырья для производства табачной продукции, на которую установлена налоговая ставка в размере 0 %.
Следовательно, по данной продукции организации и индивидуальные предприниматели, ее производящие, признаются налогоплательщиками акцизов и обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию.
В подпункте 6 п. 1 ст. 181 главы 22 НК РФ представлено аналогичное действующему, но более краткое определение ювелирных изделий, признаваемых подакцизными товарами, согласно которому в целях настоящей главы ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
При этом согласно данной статье не признаются ювелирными изделиями (следовательно подакцизными товарами):
государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации;
монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию;
предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении; ювелирная галантерея.
В связи с этим следует иметь в виду, что для отнесения изделий к ювелирной галантерее налогоплательщикам, производящим эту продукцию, следует руководствоваться отраслевым стандартом ОСТ 117-3-003-95 «Ювелирная и металлическая галантерея», а также зарегистрированным в Роскомдрагмете 01.03.1995 N 841230 руководящим документом РД 117-3-002-95 «Изделия ювелирные, ритуально-обрядовые, ювелирная и металлическая галантерея», в котором дано определение термина ювелирной галантереи в следующей редакции: «…изделие культурно-бытового назначения, изготовленное из недрагоценных материалов с покрытием драгоценными металлами, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из полудрагоценных, поделочных цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемое в качестве различных украшений и предметов быта».
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 193 на легковые автомобили с мощностью двигателя до 67,5 Квт (90 л.с.) включительно установлена налоговая ставка в размере 0 руб. за 0,75 Квт (1 л.с.), то они согласно ст. 17 части первой НК РФ признаются подакцизными товарами. При этом производители данных легковых автомобилей признаются налогоплательщиками акцизов и обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию.
В отношении бензина автомобильного следует иметь в виду следующее.
В настоящее время на автозаправочных станциях и в других организациях широко практикуется изготовление бензина автомобильного, полученного нестандартными (то есть не в процессе переработки нефти) способами, а именно: в результате осуществления процесса смешивания бензинов автомобильных различных марок или низкооктановых бензинов с высокооктановыми добавками.
Согласно п. 3 ст. 182 в целях главы 22 НК РФ к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар.
Таким образом, если организацией или индивидуальным предпринимателем в результате определенного смешения различных марок бензина или применения различного рода высокооктановых надбавок и низкооктановых бензинов вырабатывается, а впоследствии реализуется бензин автомобильный новой марки и нового качества, отвечающий требованиям ГОСТ Р 511313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические условия», то данный бензин автомобильный признается подакцизным товаром, а у его производителя при реализации возникает объект налогообложения акцизами.
При применении положений ст. 181 НК РФ необходимо иметь в виду, что согласно ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Россий-ской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» положения части второй НК РФ применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие, то есть с 1 января 2001 года.