Страхование по временной нетрудоспособности

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Субъекты страхования:

— застрахованный — физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ;

— страхователь — юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ;

— страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает:

— обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

— возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

— обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:

— обязательных страховых взносов страхователей;

— взыскиваемых штрафов и пени;

— капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;

— иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 445-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов сохраняются 32 класса профессионального риска, размеры и диапазон страховых тарифов от 0,2 до 8,5%.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, которые определяют порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые устанавливаются страхователям в соответствии классом профессионального риска осуществляемого ими основного вида экономической деятельности.

Основной вид деятельности страхователя — юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Отнесение вида экономической деятельности к классу профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, который определяется как отношение общей суммы расходов на обеспечение по страхованию в истекшем календарном году, к сумме выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц за истекший календарный год, на которые начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с пунктом 2 приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского Классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)» Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) (далее – ОКВЭД) с 1 января 2017 года подлежит замене на Общероссийский Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (далее – ОКВЭД2).

В связи с изложенным, начиная с 01.01.2017 года, отнесение страхователей – юридических лиц, зарегистрированных в территориальных органах Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к основному виду экономической деятельности производится согласно заявленному страхователем при государственной регистрации коду по ОКВЭД2 основного вида экономической деятельности, указанной в Едином государственном реестре юридических лиц, а страхователя — физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, — коду по ОКВЭД2 основного вида экономической деятельности, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в соответствии с Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации России от 30.12.2016 г. № 851н. В Классификации, сформированной на основе кодов по ОКВЭД2, виды экономической деятельности распределены по 32 классам профессионального риска.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

Скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются страхователям в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 г. № 524.

Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 г. № 39н) .

Скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются страховщиком в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года. При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается. При наличия у страхователя в предшествующем финансовом году группового несчастного случая (2 человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю устанавливается надбавка с учетом количества погибших.

Скидка или надбавка устанавливается если все основные показатели страхователя меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.

Значения основных показателей по видам экономической деятельности на очередной финансовый год рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.

Индивидуализация размеров страховых тарифов производится за счет установления дифференцированного страхового тарифа структурным подразделениям предприятий, осуществляющим виды экономической деятельности, отличные от основного вида экономической деятельности, осуществляемого предприятием в целом и при условии соблюдения требований пункта 7 приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 г. № 55.

Вопросы, связанные с внесением страховщику ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами — страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми страхователь несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, регулируются Порядком внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 г. № 863.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.12.2019г. № 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Фонд в пределах бюджетных ассигнований вправе принимать в 2020 году решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями
и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения
ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» утверждены Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (приказ Минтруда России от 10.12.2012 г. № 580н) «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Обеспечение пострадавших осуществляется страховщиком в виде:

а) пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем;

б) страховых выплат (в зависимости от стойкой утраты профессиональной трудоспособности):

— единовременной страховой выплаты;

— ежемесячных страховых выплат;

г) оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

Условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 г. № 286.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием выплачивается пострадавшему в размере 100% его среднего месячного заработка (дохода) за весь период нетрудоспособности до его выздоровления или установления учреждением медико-социальной экспертизы стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный в соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с 1 января 2020 года – 309 135,44 руб. (77 283,86 руб. х 4), с 1 февраля 2020 года — 318 409,52 руб. (79 602,38 руб. х 4).

Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы застрахованный работник в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания полностью или частично утратил профессиональную трудоспособность, либо могут быть назначены лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае смерти застрахованного.

Размер единовременной страховой выплаты устанавливается в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица, установленной учреждением медико-социальной экспертизы.

Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.

В 2020 году размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, равной с 1 января 2020 года – 100 512,29 рублей, с 1 февраля 2020 года — 103 527,66 рублей. Максимальный размер единовременной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 миллион рублей.

Размер ежемесячной страховой выплаты, которая компенсирует застрахованному заработок, утраченный в связи с трудовым увечьем (профессиональным заболеванием), определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

МОСКОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Вниманию Индивидуальных предпринимателей (ИП), зарегистрированных в Москве: для получения консультации и справки о неполучении выплат и пособий в связи с материнством в Фонде социального страхования Российской Федерации

обращаться по телефону: 8(499) 787-72-56

Сообщаем, что Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проводит бесплатные семинары для работодателей и для застрахованных лиц по теме: «Актуальные вопросы назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством»:

Вопросы, которые рассматриваются в ходе семинаров:

• Виды страхового обеспечения;
• Обзор законодательства по вопросам назначения и выплаты пособий;

• Особенности расчета пособий;
• Выплата пособий при недостаточности средств на счетах работодателя;
• Выплата пособий при банкротстве работодателя;

• Возмещение выплаченных сумм работодателю за счет средств ФСС;

• Порядок оформления и подачи документов для возмещения пособий;
• Ответы на вопросы слушателей.

Семинары проводятся по предварительной записи!

Запись и дополнительная информация по телефону: 8 495 917 80 85

Адрес проведения семинара: Москва, Триумфальная площадь, д.1, стр.1

Продолжительность семинара 1 — 1,5 ч.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – это созданная государством система мер для компенсации гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Пособие по временной нетрудоспособности является наиболее существенной и значимой мерой социальной поддержки человека в случае его болезни. Выплата данного пособия за счет средств Фонда обязательного социального страхования – это возможность без материального ущерба для работодателя сохранять рабочее место за болеющим работником.

Также, в новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач государства является оказание помощи семье. В связи с этим, одним из главных направлений деятельности Фонда обязательного социального страхования является выплата пособий в связи с материнством и детством.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются свершившиеся события, с наступлением которых возникает обязанность страховщика – Фонда социального страхования Российской Федерации, а в отдельных случаях страхователя (организации, индивидуального предпринимателя и т.п.), осуществлять страховое обеспечение (выплату пособий).

Страховыми случаями признаются:

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения; (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

2) уход за больным членом семьи;

3) карантин застрахованного лица, а также карантин ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

4) протезирование по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

5) долечивание в установленном порядке в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях;

6) беременность и роды;

7) рождение ребенка (детей);

8) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе:

1) организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

К страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Лица, имеющие право на получение пособий (застрахованные лица):

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на

4) постоянной основе;

5) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

6) священнослужители;

7) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду;

8) Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

9) лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию.

ПОСОБИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ

ПОСОБИЕ

РАЗМЕР ПОСОБИЯ

НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОСОБИЯ

Пособие по временной нетрудоспособности

Рассчитывается из среднего заработка в зависимости от страхового стажа:

60% — страховой стаж менее 5 лет; 80% — от 5 до 8 лет;

100% — от 8 и более лет.

предельный размер среднего дневного размера пособия составляет:

мах 2301,37 руб. (при стаже от 8 и более лет)

мах 1841,10 руб. (при стаже от 5 до 8 лет)

мах 1380,82 руб. (при стаже менее 5 лет)

при страховом стаже менее 6 месяцев:

с 01.01.2020 – мах 398,79 руб.

Листок нетрудоспособности

Справка о сумме заработной платы, на которую были начислены страховые взносы по форме 182н

Пособие по беременности и родам

Рассчитывается из 100% среднего заработка не зависимо от страхового стажа

с 01.01.2020 – предельный размер пособия составляет:

— за 140 календарных дней —

322191,80 руб.;

— за 156 календарных дней (в случае осложненных родов) — 359013,72 руб.;

— за 194 календарных дня (при многоплодной беременности) — 446465,78 руб.

при страховом стаже менее 6 месяцев и в случае если средний заработок меньше МРОТ:

55830,60 руб.- за 140 календарных дней

Заявление о назначении пособия

Листок нетрудоспособности

Справка о сумме заработной платы, на которую были начислены страховые взносы по форме 182н

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

с 1.02.2020 — 675,15 руб.

Справка из медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности

Единовременное пособие при рождении ребенка

с 1.02.2020 — 18004,12 руб.

– Заявление о назначении пособия,

– Справка о рождении ребенка из органов ЗАГСа,

– Справку с работы другого родителя, а если другой родитель не работает, то справка из органов социальной защиты населения, о том, что такое пособие ему не назначалось

– В случае если оба родителя ребенка не работают, то они обращаются в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Неработающие, обучающиеся по очной форме обучения:

с 01.06.2020 — 6 752руб. —

как для первого ребенка, так и для последующих детей.

Работающие:

40% среднего заработка, но не более 27984,66 руб.

ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть менее 3375,77 руб. в случае ухода за первым ребенком и 6751,54 руб. — за вторым ребенком

Для работающих и обучающихся по очной форме обучения:

— заявление

— копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка за которым осуществляется уход

— копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей)

— справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), — справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери, отца ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком — для одного из родителей в соответствующих случаях, а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка

— справка о сумме заработной платы, на которую были начислены страховые взносы по форме 182н

Для неработающих:

Документы, указанные выше и дополнительно:

копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, с предъявлением документа, удостоверяющего личность; справка из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице

Пособие на погребение

В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем

с 01.02.2020 – 6124,86 руб.

Документ, подтверждающий трудовые отношения между страхователем и умершим (трудовая книжка или трудовой договор);

Заявление в произвольной форме о выплате пособия;

Оригинал справки о смерти, выданной органами ЗАГСа;

Документы, подтверждающие оплату услуг по погребению, входящих в гарантированный перечень (п. 5 ст. 9, п. 1 ст. 10 Закона N 8-ФЗ). Например, чеки ККТ или БСО, выданные ритуальной службой, оказавшей эти услуги.

БАЗА ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ В 2020 ГОДУ

2020год — 912 000 руб. (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2019 N 1407)

2019год — 865 000 руб. (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 N 1426)

2018год — 815 000 руб. (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1378)

2017год — 755 000 руб. (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2016 N 1255)

2016 год — 718 000 руб. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 N 1265)

2015 год — 670 000 руб. (постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2014г. № 1316)

2014 год — 624 000 руб. (постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2013г. № 1101)

2013 год- 568 000 руб. (постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2012г. № 1276).

2012 год- 512 000 руб. (постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2011г. № 974).

2011 год- 463 000 руб. (постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010г. №933).

2010 год- 415 000 руб. (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ)

2009 год и предшествующие – 415 000 руб. (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010г. № 343-ФЗ).

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА,

применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования

Срок, с которого
установлен минимальный
размер оплаты труда

Сумма минимального
размера оплаты труда
(руб., в месяц)

Нормативный акт,
установивший минимальный
размер оплаты труда

С 1 января 2020 г.

ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 463-ФЗ

С 1 января 2019 г.

ст. 1 Федерального закона от 25.12.2018 N 481-ФЗ

С 1 мая 2018 г.

ст. 1 Федерального закона от 07.03.2018 N 41-ФЗ

С 1 января 2018 г

ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции от 28.12.2017)

С 1 июля 2017 г.

ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ

с 1 июля 2016 г.

ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ

с 1 января 2016 г.

ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ

с 1 января 2015 г.

ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ

с 1 января 2014 г.

ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ

с 1 января 2013 г.

ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ

с 1 июня 2011 г.

ст. 1 Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ

с 1 января 2009 г.

ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ

АЛГОРИТМ РАСЧЕТА ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

1. Определяем расчетный период (с 01.01.2018г. по 31.12.2019г.)

2. Определяем заработок за данный расчетный период на который были начислены страховые взносы в пределах базы для начисления страховых взносов:

Сумма заработка = заработок за 2018 год + заработок за 2019 год

MAХ: 815 000 + 865 000 = 1 680 000 руб.

3. Определяем сумму фактического среднего дневного заработка путем деления суммы заработка за 2 года на число календарных дней в данном периоде, т.е. на 730:

Сумма ср. дн. зар. = Сумма заработка/730

МАХ: (1 680 000/730 = 2301,37 руб.)

4. Определяем размер дневного пособия путем умножения среднего дневного заработка на % в зависимости от страхового стажа (стаж от 8 и более лет — 100 процентов, от 5 до 8 лет — 80 процентов, до 5 лет — 60 процентов).

Размер дневного пособия = сумма ср. дн. зар. * размер %(в зависимости от стажа)

МАХ: при стаже 8 и более лет 2301,37*100% = 2301,37руб.

при стаже от 5 до 8 лет 2301,37*80% = 1841,10 руб.

при стаже менее 5 лет 2301,37*60% = 1380,82 руб.

5. Рассчитываем сумму пособия путем умножения суммы дневного пособия на число календарных дней по листку нетрудоспособности

АЛГОРИТМ РАСЧЕТА ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

1. Определяем расчетный период (с 01.01.2018г. по 31.12.2019г.)

2. Определяем заработок за данный расчетный период на который были начислены страховые взносы в пределах базы для начисления страховых взносов

Сумма заработка = Заработок за 2018 год + заработок за 2019 год

МАХ: (815 000 + 865000 = 1 680 000 руб.)

3. Определяем сумму фактического среднего дневного заработка путем деления суммы заработка за 2 года на число календарных дней в данном периоде, т.е. на 730. Если в расчетном периоде были исключаемые периоды*, то их надо вычесть из 730.

Сумма ср. дн. зар. = Сумма заработка/(730 – исключаемые периоды)

(1 680 000/(730 – 0) = 2301,37 руб.)

Обращаем Ваше внимание, что максимальный размер среднего дневного заработка составляет 2301,37.

4. Рассчитываем сумму пособия путем умножения суммы дневного пособия на число календарных дней по листку нетрудоспособности

МАХ: (2301,37*140 =322191,80 руб.)

* исключаемые периоды: периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, дополнительные оплачиваемые дня по уходу за ребенком- инвалидом; периоды освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, в течение которых не начислялись страховые взносы в ФСС РФ

АЛГОРИТМ РАСЧЕТА ПОСОБИЯ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ

1. Определяем расчетный период (с 01.01.2018г. по 31.12.2019г.)

2. Определяем заработок за данный расчетный период на который были начислены страховые взносы в пределах базы для начисления страховых взносов

Сумма заработка = заработок за 2018 год + заработок за 2019 год

MAХ: 815 000 + 865 000 = 1 680 000 руб.

3. Определяем сумму фактического среднего дневного заработка путем деления суммы заработка за 2 года на число календарных дней в данном периоде, т.е. на 730. Если в расчетном периоде были исключаемые периоды*, то их надо вычесть из 730.

Сумма ср. дн. зар. = Сумма заработка/(730 – исключаемые периоды)

(1 680 000/(730 – 0) = 2301,37 руб.)

Обращаем Ваше внимание, что максимальный размер среднего дневного заработка составляет 2301,37 руб.

4. Определяем сумму среднего месячного заработка путем умножения среднего дневной заработок на коэффициент 30,4

Сумма ср. мес. зар. = Сумма ср. дн. зар.*30,4

МАХ: (2301,37*30,4= 69961,65 руб.)

5. Рассчитываем сумму пособия путем умножения суммы среднего месячного заработка на 40%

МАХ:( 69961,65 *40%= 27984,66 руб.)

Следует отметить, что в случае если у застрахованного лица более одного места работы порядок назначения и выплаты вышеуказанных пособий определен статьей 13 Закона №255-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»)

Для регистрации в качестве лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, необходимо обратиться в филиал ГУ — РО ФСС РФ по РТ по месту жительства со следующими документами:
Обязательны для предоставления заявителем
• заявление о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• копия паспорта (или иного документа, удостоверяющего личность);
• в случае представления документов уполномоченным представителем страхователя представляется документ, подтверждающий соответствующие полномочия.
Заявитель вправе предоставить копии
• свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
• свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Копии документов должны быть заверены в установленном порядке либо заверяются работником филиала ГУ — РО ФСС РФ по РТ при предъявлении оригинала.
Результатом регистрации в качестве страхователя является выдача уведомления о регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Снятие с учета осуществляется в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года либо в случае подачи заявления о снятии с регистрационного учета лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Для регистрации (снятия с регистрационного учета) страхователя в связи с изменением места жительства страхователю необходимо представить следующие документы:
• заявление о регистрации в связи с изменением места жительства;
• копия документа, удостоверяющего личность и подтверждающего адрес места жительства страхователя;
• в случае представления документов уполномоченным представителем страхователя также представляется документ, подтверждающий соответствующие полномочия.
Результатом при регистрации (снятии с регистрационного учета) страхователя в связи с изменением места жительства является выдача (направление) заявителю уведомления о регистрации.

Минтруд РФ предлагает законодательно закрепить новый порядок выплаты по больничным листам и выплачиваемым в рамках социального страхования пособиям гражданам, имеющим детей. После принятия законопроекта эти выплаты будут приходить сотруднику напрямую от Фонда социального страхования, а не со счета работодателя. Такой порядок пилотируется в регионах уже с 2011 года. С января 2020 года по этому механизму работают в 69 субъектах Российской Федерации.

Раньше в стране повсеместно действовала так называемая «зачетная система» начисления пособий, предусмотренных системой социального страхования. Пособия выплачивал работникам работодатель в счет уплаты страховых взносов.

«Прямые выплаты» дают ряд преимуществ как для застрахованного гражданина, так и для предприятия. Раньше, осуществляя страховые выплаты, предприятия при недостаточности начисленных страховых взносов изымали средства из оборота до момента возвращения средств в компанию со счетов Фонда социального страхования. Предлагаемый нами порядок избавляет работодателя от этой необходимости. Значительно сокращаются временные затраты предприятий на обработку и расчет пособий. Механизм уже проверен регионами в рамках пилота и хорошо зарекомендовал себя на практике», — заявил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

Благодаря проекту «Прямые выплаты» получение пособий перестает зависеть от сроков выплаты заработной платы. Фонд выплатит пособие в течение 10 календарных дней с момента подачи документов. Кроме того, застрахованным гарантируется получение пособий независимо от того, состоятелен их работодатель финансово или нет. До перехода к новой системе причиной задержек на практике часто были финансовые и другие проблемы работодателя. При модели прямых выплат этот фактор риска устраняется.

Виды пособий, выплачиваемых в «прямых выплатах» непосредственно застрахованному:

  • Пособие по временной нетрудоспособности
  • Пособие по беременности и родам
  • Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности
  • Единовременное пособие при рождении ребенка
  • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
  • Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
  • Оплата пострадавшим на производстве санаторно-курортного лечения сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Напомним, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 в России в пилотном режиме реализуется проект ФСС РФ «Прямые выплаты», направленный на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда. В 2011 году проект начался в двух регионах — Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике, поэтапно переходили другие регионы РФ, а с января 2020 механизм прямых выплат уже реализуют 69 субъектов Российской Федерации.