Субъект малого предпринимательства

  1. Признаки малого предприятия
  2. Как и кем определяется статус предприятия?
  3. Налоговые каникулы для малого бизнеса
  4. Другие льготы для субъектов малого предпринимательства
  5. Подведём итоги

Весной-летом 2015 года законодатель в очередной раз внёс дополнения в нормативные акты, регулирующие структуру и организацию малого и среднего бизнеса. Принципиальных изменений не произошло, но появилось несколько новых нюансов, которые должны учитываться предпринимателями. Например, критерии соответствия фирмы категории малого предпринимательства уже немного не те, что раньше. Вопросы льгот и «налоговых каникул» тоже требуют пояснения.

Признаки малого предприятия

30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 156-ФЗ, который теперь устанавливает, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2015 году. Тот же вопрос дополнительно детализирует постановление Правительства, опубликованное 13 июля. Как и прежде, критериев три: размер выручки, количество работников и доля сторонних предприятий в уставном капитале.

  1. Размер выручки от продажи товаров, оказания услуг или проведения работ не должен превышать 800 млн рублей за предыдущий год. НДС при расчёте итоговой суммы выручки не учитывается.
  2. Средняя численность работников за тот же прошедший год – не более 100 человек.
  3. Доля сторонних организаций в уставном капитале фирмы – максимум 49 %.

Важный совет предпринимателям: не тратьте своё время, даже на простые рутинные задачи, которые можно делегировать. Перекладывайте их на фрилансеров «Исполню.ру». Гарантия качественной работы в срок или возврат средств. Цены даже на разработку сайтов начинаются от 500 рублей.

Первые два пункта не изменились со времён действия прежних нормативных актов, а вот третий был существенно скорректирован. Раньше процент участия сторонних юр. лиц составлял 25 %, теперь же его увеличили почти вдвое – до 49 %. А это означает, что количество субъектов малого предпринимательства резко возросло за счёт фирм, «выросших» из других участников рынка.

Среди субъектов малого предпринимательства по-прежнему выделяются микропредприятия. Размер выручки такой «особо малой» фирмы – максимум 120 млн рублей за год, а среднее количество работников – не более 15 человек. В отношении доли других организаций в УК действует тот же процент – 49.

Особняком стоят индивидуальные предприниматели и КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства).

Субъекты малого и среднего предпринимательства: кто к ним относится в 2018 году?

Поскольку у них не может быть уставного капитала, они «вписываются» в малый бизнес только по первым двум критериям. К ним предъявляются те же требования по средней численности работников и выручке от реализации.

Как и кем определяется статус предприятия?

К счастью, никто не требует от ИП или руководителя фирмы подтверждать свой статус самостоятельно. Собирать налоговые декларации и прочую отчётность, делать копии трудовых договоров и учредительных документов, писать заявление с просьбой подтвердить факт «малого предпринимательства» не нужно – пусть классификацией занимаются налоговые инспекторы. Они без труда определят, кто относится к субъектам малого предпринимательства, а кто нет.

Например, точные данные о выручке содержатся как в отчётности о финансовых результатах деятельности фирмы или ИП, так и в налоговых регистрах. Для компаний, работающих по УСН, это Книга учёта доходов и расходов, утверждённая приказом Минфина. Сведения о среднесписочной численности персонала есть в отчётности, которую всем фирмам необходимо сдавать ежегодно до 20 января. Состав же учредителей указан как в решении об учреждении ООО, так и в выписке из ЕГРЮЛ. Все эти бумаги (или их копии) и так поступают в ФНС, так что в этом ведомстве все, кому надо, уже знают о статусе организации.

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Почему так важно понимать, относится ли предприятие к числу малых или нет? Потому что малого бизнеса законодатель предусмотрел ряд льгот, наиболее важная из которых – так называемые налоговые каникулы. Правда, действует эта льгота только в отношении новых фирм, открывающихся в этом году.

Суть её заключается в полном освобождении предприятий малого бизнеса от уплаты налогов на 2 года. Сразу отметим, что этот бонус предоставляется далеко не всем вновь зарегистрированным компаниям. Условия и сроки «налоговой свободы» устанавливают региональные власти, они же составляют перечень видов деятельности, к которым применяются льготные условия налогообложения.

Пока что налоги для молодых предпринимателей заморожены далеко не везде. Москва отреагировала сразу – в столице нулевая ставка налога по упрощёнке введена для 30 видов деятельности (как в производственной, так и в социальной и научной сферах). Аналогичные положения (но с меньшим охватом) приняты в Башкортостане, Оренбургской области. В Курганской области налоговые льготы распространяются только на микропредприятия.

Другие льготы для субъектов малого предпринимательства

Кое-что осталось без изменений, но некоторые льготы дополнены, расширены или, наоборот, частично ограничены.

  1. ИП и предприятия малого бизнеса могут не устанавливать кассовый лимит и хранить у себя сколько угодно обналиченных средств (всю выручку, которая поступает от клиентов). Владелец фирмы имеет право сам решать, какую сумму оставить в кассе, а какую сдать в банк и сразу влить в оборотку. Право на отмену лимита возникло ещё в марте 2014 года, но некоторые руководители не воспользовались им до сих пор. Если такая необходимость возникнет – достаточно будет издать приказ руководителя об отмене лимита в организации. Если же официально лимит не отменён, от хранения в кассе излишков нужно воздержаться – за это могут выписать штраф в 50 тыс. рублей как за административное правонарушение.
  2. Право на упрощённый бухгалтерский отчёт также сохраняется за малыми предприятиями. Они могут составлять бухгалтерскую отчётность в сокращённом виде.
  3. Сроки неналоговых проверок для предпринимателей по-прежнему остаются сокращёнными.
  4. В соответствии с 156-ФЗ (ранее этот вопрос регулировался 44-ФЗ) все, кто относится к субъектам малого предпринимательства, имеют право на преимущественный выкуп арендуемой государственной и муниципальной недвижимости. Эта льгота будет действовать в течение трёх лет, до 1 июля 2018 года.
  5. Право получать субсидии на открытие и развитие от региональных властей также сохраняется за малым бизнесом.

Словом, возможностей хватает. Главное – правильно и своевременно ими воспользоваться.

Подведём итоги

Определить, является ли ваша фирма малым бизнесом или нет, можно буквально на глаз. Долгих расчётов для выяснения соответствия компании трём критериям не понадобится. Если вы ИП, то к субъектам малого предпринимательства относитесь однозначно. Если у вас упрощённая система налогообложения – тоже (условия УСН подразумевают это априори). А если вы только собираетесь стать предпринимателем – не тяните: сейчас самое время открыть своё дело и воспользоваться старыми и новыми льготами.

Комментарии

Особенности участия СМП и СОНКО в закупках для государственных или муниципальных нужд

Особенности участия СМП и СОНКО в закупках для государственных или муниципальных нужд

Процесс осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд регулируетсяФедеральным законом от 5 апреля 2013 года № ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-44).

Закон определяет привилегированные условия участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) в закупках товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. (ч.1 ст.30 ФЗ-44).

Осуществление закупок у СМП и СОНКО является обособленной процедурой – ее участниками являются исключительно СМП и СОНКО, в извещениях о проведении закупок устанавливается соответствующее ограничение. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО (ч.3 ст.30 ФЗ-44).

В случае признания не состоявшимися закупок у СМП или СОНКО,  заказчик вправе отменить ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП или СОНКО, и осуществить закупки на общих основаниях (ч. 4 ст.30 ФЗ-44).

Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (исполнителю, подрядчику), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. При этом условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения об участии исключительно СМП и СОНКО, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Субъекты малого предпринимательства (СМП)

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая;

средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 года № 101 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия – 60 млн. рублей;
  • малые предприятия – 400 млн.

    Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2015 году

    рублей;

  • средние предприятия – 1000 млн. рублей.

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО)

Ст. 30 ФЗ-44 устанавливает преимущества для социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО) при участии в закупках для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Преимущества распространяются на СОНКО, осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п.1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (за исключением СОНКО, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования):

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.

Субъекты малого и среднего предпринимательства в России

Разберемся, что такое СОНКО с точки зрения 44-ФЗ, и как такие юрлица участвуют в госзакупках.

Как определить является ли участник субъектом малого предпринимательства?

СМП и СОНКО: расшифровка

Прежде всего, разберемся с определениями.

СМП расшифровывается как «субъект малого предпринимательства».

Что касается СОНКО, расшифровка по 44-ФЗ также не отличается от общепринятой — это социально-ориентированные некоммерческие организации. Часто можно встретить аббревиатуру СОНО, она расшифровывается точно так же. Именно о них пойдет речь в этой статье.

Кто такие СОНО

Итак, рассмотрим подробнее вопрос «СОНКО — это какие организации?». Обратимся к определению Федерального закона № 7 от 12.01.1996. Это структуры, которые занимаются, например, такой деятельностью (весь перечень можно найти в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):

  • соцобслуживание граждан;
  • соцподдержка и защита;
  • помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
  • мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
  • охрана окружающей среды;
  • защита животных.

При этом важно помнить, что если организация и занимается подобной деятельностью, но ее учредителями являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, она не будет считаться социально-ориентированной некоммерческой.

Особенности участия в закупках по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе рассматривает их также как ФЗ № 7.

СМП и СОНКО участвуют в госзакупках по одним и тем же правилам. Для них, в целях поддержки малого предпринимательства, предусмотрены преимущества (ст. 30 44-ФЗ). Госзаказчики обязаны заключать с ними контракты, общая сумма которых составит минимум 15 % от совокупного годового объема. Они могут сделать это двумя способами:

  1. Провести торги, к участию в которых допускаются только такие юрлица. Это могут быть открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные, электронные аукционы, запросы котировок и предложений. НМЦК при этом не должна превышать 20 млн рублей.
  2. Установить требование к победителю — привлечь СМП или СОНО к исполнению госконтракта в качестве субподрядчика. НМЦК в этом случае не ограничена.

Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приемке.

Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несет поставщик.

8. Индивидуальные предприниматели – субъекты малого предпринимательства.

Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин РФ. В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 – летнего возраста.

Ограничение дееспособности граждан на занятие предпринимательской деятельностью может быть определено законом, в противном случае будут нарушены права граждан.

Гражданские права и обязанности возникают в первую очередь из оснований, предусмотренных законами или иными правовыми актами. В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают:

  • из договорных и иных сделок, предусмотренных законом, а так же из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
  • из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Эти положения гражданского законодательства очень важны для осуществления прав граждан на занятие предпринимательской деятельностью.

В п.2 ст. 1 ГК РФ говориться, что граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Очень важным является установленное ГК РФ положение, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В положении о федеральной государственной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267, установлено, что государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от организационно-правовой формы, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении хозяйствующим субъектом входит в его должностные обязанности в соответствии с актами законодательства РФ.

В федеральном законе «Об основах государственной службы РФ», установлены ограничения, связанной с государственной службой, в соответствии с которыми государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом.

В ряде законодательных актов установлены ограничения на занятия предпринимательской деятельностью работникам, связанным со службой в других органах государственной власти и управления.

ГК РФ установлено следующее содержание правоспособности граждан:

  • они могут иметь имущество в собственности, наследовать и завещать имущество;
  • заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
  • создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами
  • совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
  • избирать место жительства;
  • иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, изобретений и т.д.;
  • иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Таким образом, дееспособным гражданам законодательством установлены права и определенные гарантии для занятия предпринимательской деятельностью, выбора любого предмета деятельности, не запрещенной законом. Для занятия отдельными видами предпринимательской деятельности необходимо иметь специальное среднее образование или высшее образование, получить специальное разрешение (лицензию) и иметь квалификационный аттестат.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом предпринимательская деятельность может быть как основной, так и дополнительной деятельностью (в соответствии с законодательством).

23. Уплата субъектами малого предпринимательства налога на добавленную стоимость.

Предприятия малого бизнеса, действующие на территории РФ, уплачивают налог на добавленную стоимость, введенный Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г.

Малое предпринимательство, численность, критерии, реестр налоговой

№1192-1. С I января 2001 г. он регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками признаются организации (малые предприятия), индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.

С 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих субъектов без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ).

Это право не распространяется на субъекты, реализующие подакцизные товары и ввозящие товары, подлежащие налогообложению, на таможенную территорию РФ.

Не являются плательщиками НДС предприятия, перешедшие на УСН, а также на уплату единого налога на вмененный доход с 1 января 2003 г., или на единый сельскохозяйственный налог с 1 января 2004 г. (при этом во всех трех случаях действует условие: если предприниматель не ввозит товар на таможенную территорию РФ).

Объектом обложения признаются следующие операции:

  • реализация товара (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного, а также передача права собственности на безвозмездной основе;
  • передача на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются объектомналогообложения и, следовательно, не облагаются НДС:

  • передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения;
  • передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер;
  • по обращению российской или иностранной валюты;
  • передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  • передача жилых помещений физическим лицом в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации и некоторые другие.
  • При определении объекта налогообложения важное значение для налогоплательщика приобретает место реализации товара (работ, услуг).

Местом реализации товара признается территория Российской Федерации, при наличии одного из двух указанных обстоятельств:

  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается (не транспортируется);
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Местом реализации работ (услуг) признается Российская Федерация, если:

  • работы (услуги), в том числе по аренде, связанные с недвижимым имуществом, находятся на территории Российской Федерации;
  • работы (услуги), связанные с движимым имуществом, находятся на территории Российской Федерации;
  • услуги, фактически оказываемые на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, обучения, физической культуры, туризма, отдыха;
  • покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и некоторые др.

При реализации товара (работ, услуг) налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных товаров. Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налоговую базу в соответствии с правилами НК РФ, если реализация на территории РФ, а при ввозе товаров на таможенную территорию также в соответствии с таможенным законодательством РФ. Он должен вести раздельный учет по операциям, подлежащим и не подлежащим обложению НДС, а также при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам НДС.

Налоговая база по реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком как стоимость этих товаров, работ, услуг, исходя из цен, указанных сторонами сделки с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения суммы собственно НДС.

При определении налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) учитываются:

  • авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);
  • суммы, полученные за реализацию товаров (работ, услуг) и в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения в счет увеличения доходов или связанных с оплатой реализованных товаров;
  • полученные страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств;
  • полученные суммы в виде процента по облигациям, векселям, а также процента по товарному кредиту.

Налоговый период устанавливается как:

  • календарный месяц;
  • квартал, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС в течение месяца не более 2 млн. руб.

В силу п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. (Организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, не может воспользоваться указанным правом, если ее бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.) Выясним, каким критериям должны отвечать организация или индивидуальный предприниматель, занимающиеся оказанием услуг общепита, чтобы обладать правом вести бухучет упрощенным образом.

Условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого предпринимательства определены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В первую очередь следует обратить внимание на то, что термин "субъекты малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" включает в себя как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Доля участия других лиц

Этот критерий актуален только для юридических лиц. Итак, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридического лица не должна превышать 25%. Такое же процентное ограничение установлено для доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Информация о соблюдении субъектом малого и среднего предпринимательства ряда ограничений в отношении состава (структуры) уставного (складочного) капитала может быть получена на основе изучения учредительных документов юридического лица (Письма Минэкономразвития России от 18.02.2009 N Д05-877, от 27.01.2009 N Д05-396, от 15.01.2009 N Д05-179, от 29.09.2008 N Д05-4132).

Средняя численность работников

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек. В Федеральном законе N 209-ФЗ указано, что представленное ограничение касается малых предприятий. (Если средняя численность работников не превышает 15 человек, то это уже микропредприятие — разновидность малого предприятия.) Однако Минэкономразвития настаивает на том, что оно распространяется не только на юридических лиц, но и на индивидуальных предпринимателей (Письмо от 15.10.2009 N Д05-4741).
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников, в том числе сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия <1>.
———————————
<1> Более подробную информацию о том, каким образом осуществляется расчет средней численности работников, можно найти в статье В.А. Кузнецовой "Расчет численности работников предприятия общественного питания" (N 5, 2014).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Последний критерий звучит так: выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предельные значения выручки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 (для микропредприятий — 60 млн руб., для малых предприятий — 400 млн руб.). Данный документ вступил в силу с 15.02.2013 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013. Ранее действовало Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556, которым были предусмотрены точно такие же значения предельной величины выручки. (Появление нового Постановления обусловлено тем, что в силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов должны устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.)

Важно. Предельное значение выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства запланировано в ближайшее время увеличить в два раза, в том числе для микропредприятий — до 120 млн руб., для малых предприятий — до 800 млн руб. (Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году").

Обратим внимание на следующий момент. Правительством РФ установлены предельные значения только по выручке (Постановление так и называется — "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"). Таким образом, предельные значения по балансовой стоимости активов не определены. По мнению автора, считать, что предел по выручке также применяется к балансовой стоимости активов, неправильно <2>, так как эти величины несопоставимы. Косвенным подтверждением этого, к примеру, является тот факт, что у "упрощенцев", которыми, в общем-то, в первую очередь могут стать лица, осуществляющие деятельность в сфере малого предпринимательства <3>, остаточная стоимость основных средств не должна превышать 100 млн руб., а доходы — 60 млн руб. (в 2015 г. с учетом индексации — 68,82 млн руб.).
———————————
<2> Именно так поступил Девятый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 15.04.2014 N 09АП-8887/2014-ГК, оставленное без изменения Постановлением АС МО от 15.10.2014 N Ф05-8085/14).
<3> Письмо Минэкономразвития России от 22.12.2011 N ОГ-Д05-2589: специальные налоговые режимы введены в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства.

Ограничение по выручке, так же как и по средней численности работников, распространяется на индивидуальных предпринимателей.

К сведению. Критерий по выручке (балансовой стоимости активов) используется также в целях определения круга лиц, которые обязаны обеспечить возможность оплаты потребителями товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. Обозначенная обязанность не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) которых за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для микропредприятий. Об этом сказано в п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", введенной Федеральным законом от 05.05.2014 N 112-ФЗ и действующей с 05.05.2014.

Как посчитать выручку?

В ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ сказано, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом. В связи с этим считаем, что в целях контроля размера выручки нужно использовать соответствующие данные налогового учета, организованного налогоплательщиком (если таковые есть).
Так, компания, применяющая обычную систему налогообложения и, соответственно, уплачивающая налог на прибыль организаций, принимает во внимание учтенные в целях налогообложения доходы от реализации, но только в части выручки от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных (то есть без учета выручки от реализации имущественных прав). Подчеркнем: расчет производится на основе доходов, признанных в соответствующем налоговом периоде способом, выбранным компанией (кассовым методом или методом начисления) (ст. 249 НК РФ). Индивидуальный предприниматель, применяющий ОСНО и, соответственно, уплачивающий НДФЛ, учитывает в целях налогообложения доходы и расходы кассовым методом. Соответствующие данные можно взять из заполняемой им книги учета дохода и расходов и хозяйственных операций. (Форма книги приведена в Приложении к Порядку учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденному Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002).
В случае применения УСНО контролю подлежат доходы от реализации (за минусом выручки от реализации имущественных прав), учтенные при исчислении налога, уплачиваемого в связи с использованием указанного специального налогового режима.

Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства — критерии

Причем в этом случае доходы признаются только кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Если компания или ИП, занимающиеся оказанием услуг общепита, в отношении этой деятельности применяют систему налогообложения в виде ЕНВД, с определением величины выручки могут возникнуть определенные сложности в силу того, что у них отсутствует обязанность по организации налогового учета доходов. Объектом налогообложения для применения спецрежима в виде ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика (п. 1 ст. 346.29 НК РФ), то есть потенциально возможный доход, а не фактически полученный при осуществлении предпринимательской деятельности. Это означает, что обязанность налогоплательщика по уплате ЕНВД возникает независимо от фактически полученного дохода от ведения предпринимательской деятельности или ее приостановления, поэтому необходимости организации учета налоговых доходов у "вмененщиков" нет. А обязанность по ведению учета доходов в целях, не связанных с налогообложением, Налоговым кодексом не предусмотрена. В связи с этим считаем, что организации с целью контроля величины доходов могут воспользоваться данными бухгалтерского учета (приняв во внимание отраженную в отчете о финансовых результатах за соответствующий календарный год выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг)). А вот у ИП с этим могут возникнуть сложности, так как те из них, кто применяет систему налогообложения в виде ЕНВД, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ). Выход из такой ситуации предложил Минфин в Письме от 24.10.2014 N 03-11-11/53885. Для целей, не связанных с налогообложением, предприниматель, являющийся плательщиком ЕНВД, вправе использовать для подтверждения полученных доходов первичные документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.). Также для указанных целей он может организовать учет доходов и расходов в упрощенной форме, то есть на основании первичных документов фиксировать поступления денежных средств (выручку) и произведенные расходы.

Когда статус субъекта малого предпринимательства утрачивается?

В силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в том случае, когда предельные значения соответствующих показателей превышены в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Иными словами, категория субъекта малого предпринимательства меняется, если каждый год из двух лет подряд происходит превышение предельных значений (Письмо Минэкономразвития России N Д05-4741).
Кстати, вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. Для этого их показатели средней численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не должны превысить установленные предельные значения (ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ).

* * *

Предприятие общепита вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, если оно обладает статусом субъекта малого предпринимательства. Таковой появляется в том случае, если соблюдены предельные значения по доле участия в уставном капитале предприятия других лиц, по средней численности работников и выручке от реализации товаров (работ, услуг). Индивидуальные предприниматели также относятся к субъектам малого предпринимательства, если средняя численность их работников и выручка не превышают предельных величин.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: