Связанные стороны

В последние годы изменения законодательства были направлены в том числе и на сближение бухгалтерского и налогового учетов. Вместе с тем ведение налогового учета кардинально отличается от бухгалтерского. В целях исключения негативных последствий для организации необходимо знать все тонкости различий. Определим критерии разграничения понятий "связанные стороны" и "взаимозависимые лица".

Аффилированное лицо

Состав понятия "зависимость (взаимозависимость) юридических лиц" применяется во многих отраслях права. В частности, в ГК РФ используются понятия "дочернее и основное общества" (ст. 105), "зависимое и преобладающее (участвующее) общества" (ст. 106). Наряду с этим в законах об отдельных видах хозяйственной деятельности используется понятие "аффилированное лицо".
Понятие "аффилированное лицо" определяется в Законе РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Так, согласно положениям ст. 4 названного Закона аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно Закону N 948-1 аффилированными лицами юридического лица являются:
— член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
— лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
— лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
— юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
— если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Связанные стороны в бухгалтерском учете

Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах", утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н (далее — ПБУ 11/2008), обязывает раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности организации. Кроме того, ПБУ 11/2008 требует, чтобы акционерные общества включали в свою бухгалтерскую отчетность сведения о связанных сторонах. При этом понятие "связанная сторона" в ПБУ 11/2008 раскрывается, в частности, и через понятие "аффилированное лицо". Так, связанными сторонами ПБУ 11/2008 признает юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации или на деятельность которых организация способна оказывать влияние. Такими лицами могут являться аффилированные лица, определяемые в соответствии с законодательством РФ; лица, осуществляющие совместную деятельность с организацией; негосударственный пенсионный фонд, обслуживающий данную организацию или связанную с ней другую организацию.
Итак, связанными сторонами являются юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации или на деятельность которых организация способна оказывать влияние. Закрытый перечень лиц, которые могут быть признаны связанными сторонами, приведен в п. 4 ПБУ 11/2008. К таковым относятся:
— аффилированные лица, определяемые в соответствии с законодательством РФ;
— лица, осуществляющие совместную деятельность с организацией. Понятие совместной деятельности установлено, в частности, МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия", утв. Приказом Минфина России от 18.06.2012 N 106н. Так, согласно абз. 5 п. 3 названных МСФО совместная деятельность — это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон;
— негосударственный пенсионный фонд, обслуживающий данную организацию или связанную с ней другую организацию.
Следует заметить, что согласно п. 6 ПБУ 11/2008 обязанность раскрывать информацию о связанных сторонах возникает у организации только в строго определенных случаях, а именно если:
— такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;
— такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;
— такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) физическим лицом (одной и той же группой лиц).
Таким образом, представляется, что даже при наличии у организации связанных сторон информация о них раскрывается не в каждом случае, а только в перечисленных. При этом каждый критерий раскрытия информации основан на определении степени влияния связанной стороны на организацию (организации на связанную сторону, третьих лиц на организацию и связанную сторону).
В пункте 7 ПБУ 11/2008 раскрываются критерии, при соответствии которым юридическое и (или) физическое лицо контролируют другое юридическое лицо. Так, на основании указанного пункта юридическое лицо и (или) физическое лицо контролируют другое юридическое лицо (имеют возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, в целях получения экономической выгоды от деятельности последнего), когда такое юридическое и (или) физическое лицо имеет:
— более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества (товарищества) в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе), либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц;
— одновременно право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица и возможность определять решения, принимаемые таким юридическим лицом.
В пункте 8 ПБУ 11/2008 приведены критерии, при соответствии которым юридическое и (или) физическое лицо оказывают значительное влияние на другое юридическое лицо. Согласно названному пункту юридическое и (или) физическое лицо оказывают значительное влияние на другое юридическое лицо, когда имеют возможность участвовать в принятии решений другого юридического лица, но не контролируют его (например, в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств).
Исходя из системного толкования положений ПБУ 11/2008, информацию о связанных сторонах, перечисленных в п. 4 ПБУ 11/2008, надлежит раскрывать в случаях, перечисленных в п. 6 ПБУ 11/2008 при условии соответствия связанных сторон критериям, перечисленным в п. п. 7 и 8 ПБУ 11/2008, и при условии, что в отчетном периоде организация проводила операции со связанными сторонами.
Следует отметить, что согласно п. 13 ПБУ 11/2008, если юридическое и (или) физическое лицо контролируют другое юридическое лицо или юридические лица контролируются (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.

Взаимозависимые лица в НК РФ

В налоговом законодательстве используется понятие "взаимозависимое лицо". Оно раскрывается в ст. 105.1 НК РФ. Так, на основании п. 1 указанной статьи, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.
В пункте 2 ст. 105.1 НК РФ перечислены основания, согласно которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми. Итак, для целей налогообложения взаимозависимыми лицами являются:
— организации, в случае если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;
— физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;
— организации, в случае если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
— организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными), имеющие полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
— организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными);
— организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с их супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными;
— организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
— организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
— организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
— физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
— физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
На основании п.

Информация о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности

7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Как видно, основным критерием для признания лиц взаимозависимыми признается доля прямого или косвенного участия одной организации в другой. Данный критерий используется также и при определении связанных сторон и аффилированных лиц.
Вместе с тем взаимозависимое лицо включается в перечень взаимозависимых лиц, указываемый в уведомлении о контролируемых сделках, предоставляемом в контролирующий орган, исключительно в случае, если в отчетном периоде с таким взаимозависимым лицом заключались контролируемые сделки.
Заметим, что понятие "аффилированное лицо" напрямую не используется в НК РФ, однако некоторые признаки взаимозависимых лиц, указанные в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, совпадают с признаками аффилированных лиц, изложенными в ст. 4 Закона N 948-1. Таким образом, на практике взаимозависимое лицо нередко одновременно может являться и аффилированным.

Что в итоге?

На основании проведенного анализа понятий "связанные стороны" и "взаимозависимые лица" приходим к выводу о том, что названные понятия, безусловно, являются взаимосвязанными, однако не являются идентичными.
Вместе с тем при использовании названных категорий следует учитывать, что признание лица связанной стороной общества не во всех случаях означает признание лица взаимозависимым с обществом, так же как и признание лица взаимозависимым с обществом не во всех случаях означает, что данное лицо является связанной стороной общества.
В каждом конкретном случае для каждой конкретной организации следует отдельно применять признаки взаимозависимости и связанности, учитывая при этом, что каждое взаимозависимое лицо организации может являться (но не обязательно) связанной стороной организации, а каждая связанная сторона организации может являться (но не обязательно) взаимозависимым лицом организации.
А перечень взаимозависимых лиц, указанный в уведомлении о контролируемых сделках, может существенно отличаться от перечня связанных сторон, указанного в пояснительной записке, составляемой при формировании бухгалтерской отчетности организации.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Информация о связанных сторонах

В бухгалтерской отчетности организация обязана раскрыть информацию о связанных сторонах (в том числе об аффилированных лицах) (п. 27 ПБУ 4/99, п. 1 Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н). Обязанность отдельно раскрывать информацию об аффилированных лицах для акционерных обществ установлена также п. 4 ст. 93 Федерального закона N 208-ФЗ.

Вопрос: Какие лица признаются связанными сторонами?

Ответ: Связанными сторонами являются юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или на деятельность которых организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, способна оказывать влияние (п. 4 ПБУ 11/2008). Это могут быть:

1. Юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством РФ.

Аффилированными лицами юридического лица являются (ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"):

— член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

— лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

— лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вкладов, доли данного юридического лица;

— юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вкладов, доли данного юридического лица;

— члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы (в случае, если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы).

2. Юридическое и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые участвуют в совместной деятельности.

3. Организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.

Вопрос: Какая операция считается операцией со связанной стороной?

Ответ: Операцией между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной считается любая операция по передаче (поступлению) активов, оказанию (потреблению) услуг или возникновению (прекращению) обязательств (независимо от получения платы или иного встречного предоставления) между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной (п. 5 ПБУ 11/2008). Например:

— приобретение и продажа товаров, работ, услуг;

— приобретение и продажа основных средств и других активов;

— аренда имущества и предоставление имущества в аренду;

— финансовые операции, включая предоставление займов;

— передача в виде вклада в уставные (складочные) капиталы;

— предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств.

Организация раскрывает информацию о связанных сторонах при составлении бухгалтерской отчетности в случаях, когда (п. 6 ПБУ 11/2008):

— такая организация контролируется <1> или на нее оказывается значительное влияние <2> юридическим и (или) физическим лицом;

— такая организация контролирует <1> или оказывает значительное влияние <2> на юридическое лицо;

— такая организация и юридическое лицо контролируются <1> или на них оказывается значительное влияние <2> (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц).

<1> Юридическое и (или) физическое лицо, как правило, имеет возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, с целью получения экономической выгоды от деятельности последнего (контролирует другое юридическое лицо), когда такое юридическое и (или) физическое лицо имеет (п. 7 ПБУ 11/2008):

— в силу своего участия в хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

— право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица, и имеет возможность определять решения, принимаемые таким юридическим лицом.

<2> Юридическое и (или) физическое лицо оказывает значительное влияние на другое юридическое лицо, когда имеет возможность участвовать в принятии решений другого юридического лица, но не контролирует его. Значительное влияние может иметь место в силу (п. 8 ПБУ 11/2008):

— участия в уставном (складочном) капитале;

— положений учредительных документов;

— заключенного соглашения;

— участия в наблюдательном совете;

— других обстоятельств.

Перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности, организация должна установить самостоятельно с учетом требования приоритета содержания перед формой (п. 9 ПБУ 11/2008). При установлении организацией указанного перечня следует иметь в виду понятие бенефициарного владельца, установленное Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Исходя из Закона N 115-ФЗ бенефициарный владелец юридического лица — это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) данным юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия данного юридического лица. При раскрытии информации о бенефициарных владельцах указываются сведения, позволяющие однозначно идентифицировать последних (Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Если в отчетном периоде организация проводила операции со связанными сторонами (в том числе — с бенефициарными владельцами), то в бухгалтерской отчетности по каждой связанной стороне раскрывается, как минимум, следующая информация (п.

Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/08

10 ПБУ 11/2008):

— характер отношений (в соответствии с классификацией, приведенной в п. 6 ПБУ 11/2008);

— виды операций;

— объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);

— стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;

— условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форма расчетов;

— величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;

— величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы, за исключением случаев, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухгалтерскую отчетность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность (п. 10 ПБУ 11/2008).

Информация об операциях со связанными сторонами должна раскрываться отдельно для каждой из следующих групп связанных сторон (п. 11 ПБУ 11/2008):

— основного хозяйственного общества (товарищества);

— дочерних хозяйственных обществ;

— преобладающих (участвующих) хозяйственных обществ;

— зависимых хозяйственных обществ;

— участников совместной деятельности;

— основного управленческого персонала организации;

— других связанных сторон.

ПРИМЕР

Читайте также:


6. Организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о связанных сторонах в случаях, когда:

такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;

такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;

такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц).

7. Юридическое и (или) физическое лицо, как правило, имеет возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, с целью получения экономической выгоды от деятельности последнего (контролирует другое юридическое лицо), когда такое юридическое и (или) физическое лицо имеет:

в силу своего участия в хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более пятидесяти процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица и имеет возможность определять решения, принимаемые таким юридическим лицом.

8. Юридическое и (или) физическое лицо оказывает значительное влияние на другое юридическое лицо, когда имеет возможность участвовать в принятии решений другого юридического лица, но не контролирует его. Значительное влияние может иметь место в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств.

9. Перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, устанавливается такой организацией самостоятельно на основе настоящего Положения исходя из содержания отношений между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной с учетом требования приоритета содержания перед формой.

Связанные стороны и взаимозависимые лица (Гришаева В.)

Если в отчетном периоде организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, проводила операции со связанными сторонами, то в бухгалтерской отчетности по каждой связанной стороне раскрывается, как минимум, следующая информация:

характер отношений (в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения);

виды операций;

объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);

стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;

условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форму расчетов;

величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;

величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы, за исключением случаев, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухгалтерскую отчетность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.

11. Информация, подлежащая раскрытию в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, должна раскрываться отдельно для каждой из следующих групп связанных сторон:

основного хозяйственного общества (товарищества);

дочерних хозяйственных обществ;

преобладающих (участвующих) хозяйственных обществ;

зависимых хозяйственных обществ;

участников совместной деятельности;

основного управленческого персонала организации, составляющей бухгалтерскую отчетность. Для целей настоящего Положения под основным управленческим персоналом организации понимаются руководители (генеральный директор, иные лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа организации), их заместители, члены коллегиального исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления организации, а также иные должностные лица, наделенные полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля над деятельностью организации;

других связанных сторон.

12. В составе информации о связанных сторонах организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о размерах вознаграждений, выплачиваемых такой организацией основному управленческому персоналу в совокупности и по каждому из следующих видов выплат:

краткосрочные вознаграждения — суммы, подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетной даты (оплата труда за отчетный период, начисленные на нее налоги и иные обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, ежегодный оплачиваемый отпуск за работу в отчетном периоде, оплата организацией лечения, медицинского обслуживания, коммунальных услуг и т.п. платежи в пользу основного управленческого персонала);

долгосрочные вознаграждения — суммы, подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты:

вознаграждения по окончании трудовой деятельности (платежи (взносы) организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу основного управленческого персонала со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), и иные платежи, обеспечивающие выплаты пенсий и другие социальные гарантии основному управленческому персоналу по окончании ими трудовой деятельности);

вознаграждения в виде опционов эмитента, акций, паев, долей участия в уставном (складочном) капитале и выплаты на их основе;

иные долгосрочные вознаграждения.

13. Если юридическое и (или) физическое лицо контролирует другое юридическое лицо, или юридические лица контролируются (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.

14. Информация о связанных сторонах, предусмотренная настоящим Положением, включается в пояснительную записку отдельным разделом.

15. Построение аналитического учета должно обеспечивать формирование информации о связанных сторонах, предусмотренной настоящим Положением.

Установлен порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций. Данный порядок не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой для внутренних целей организации; отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, предоставляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями; отчетной информации, представляемой для иных специальных целей.

Связанными сторонами признаются: юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая бухотчетность, которые являются аффилированными лицами; юридическое и (или) индивидуальный предприниматель и организация, составляющая бухотчетность, которые участвуют в совместной деятельности; организация, составляющая бухотчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации, составляющей бухотчетность.

Организация, составляющая бухотчетность, раскрывает информацию о связанных сторонах в случаях, когда: такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом; такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо; такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц).

Раскрытию подлежит следующая информация: характер отношений между связанными сторонами; виды и объем операций; стоимостные показатели по незавершенным на конец отчетного периода операциям; условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форма расчетов; величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода; величина списанной дебиторской задолженности и других долгов, нереальных для взыскания.

Признано утратившим силу Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000".

Приказ вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2008год.

Приказ Минфина РФ от 29 апреля 2008 г. N 48н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008)"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2008 г.

Регистрационный N 11749

Настоящий приказ вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г.

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 4 июня 2008 г. N 119

С 19 июня 2017 г. Положение, утвержденное настоящим приказом, признано федеральным стандартом бухгалтерского учета

Развернуть

Приказ Минфина РФ от 29 апреля 2008 г. N 48н
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008)"

С изменениями и дополнениями от:

6 апреля 2015 г.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст.

Информация о связанных сторонах — ПБУ 11/2008

5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008).

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 5н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000" (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 мая 2000 г., регистрационный номер 2215; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 21, 22 мая 2000 г.; "Российская газета", N 92-93, 16 мая 2000 г.);

пункт 3 изменений и дополнений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 27н (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 мая 2001 г., регистрационный номер 2693; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 20, 14 мая 2001 г.; "Российская газета", N 91-92, 16 мая 2001 г.).

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации

А. Кудрин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2008 г.

Регистрационный N 11749

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Взаимозависимость, аффилированность, связанные стороны: разбираемся в понятиях (Косульникова М.)

Взаимозависимость, аффилированность, связанные стороны: разбираемся в понятиях (Косульникова М.)

Дата размещения статьи: 19.07.2014

Взаимозависимость, аффилированность, связанные стороны — с этими понятиями в той или иной степени сталкивается каждый бухгалтер. Чаще всего, говоря о "взаимозависимости" и "аффилированности", имеют в виду одно и то же, что абсолютно неверно. Несмотря на то что указанные понятия уже давно используются во многих сферах деятельности, до сих пор многие не имеют четкого представления, что конкретно они означают.

Взаимозависимые лица

Понятие взаимозависимости используется в налоговом законодательстве. В частности, когда речь идет о контролируемых сделках <1>, доходе от материальной выгоды <2>, расчете имущественного налогового вычета <3>, восстановлении амортизационной премии <4> и т.д.
———————————
<1> Глава 14.4 НК РФ.
<2> Подпункт 2 п. 1 ст. 212 НК РФ.
<3> Пункт 5 ст. 220 НК РФ.
<4> Пункт 9 ст. 258 НК РФ.

Отметим также, что зачастую налоговики именно взаимозависимостью налогоплательщика с контрагентами доказывают получение необоснованной налоговой выгоды <5>.
———————————
<5> Пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53; Определения ВАС РФ от 27.02.2014 N ВАС-1173/14, от 25.12.2013 N ВАС-18322/13, от 29.11.2013 N ВАС-16543/13 и др.

К сведению. Взаимозависимость участников сделок сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.09.2008 N 4191/08 и п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").

Лица признаются взаимозависимыми, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия или результаты совершаемых ими сделок или экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).
Для признания взаимной зависимости учитывается влияние, которое может оказываться (п. 1 Письма Минфина России от 16.08.2013 N 03-0118/33535):
1) в силу участия одного лица в капитале других лиц;
2) в соответствии с заключенным между ними соглашением;
3) при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.
Взаимную зависимость участников сделки определяют в соответствии со ст. ст. 105.1 и 105.2 НК РФ. Взаимозависимыми лицами, в частности, признаются (п. 2 ст. 105.1 НК РФ):
— организации, если одной из них прямо или косвенно <6> принадлежит доля в уставном капитале другой более 25%;
— физическое лицо <7> и организация, если доля участия физического лица в такой организации составляет более 25%;
— организации, если одному и тому же лицу прямо или косвенно принадлежит доля в уставном капитале каждой организации более 25%;
— организации и (или) физические лица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
— организация и лицо, имеющие полномочия по избранию директора этой организации;
— организации, директора которых избраны по решению одного и того же лица;
— организация и ее директор;
— организации, в которых директором является одно и то же лицо;
— физические лица, одно из которых подчиняется другому по должностному положению;
— физическое лицо, его супруг/супруга, родители, дети, братья и сестры, опекун и подопечный и т.д.
———————————
<6> При расчете доли косвенного участия суммируются доли прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей (п. 3 ст. 105.2 НК РФ). Указанные правила применяются также при определении доли участия физического лица в организации (п. 5 ст. 105.2 НК РФ). В Письмах Минфина России от 16.08.2013 N 03-01-18/33535 и ФНС России от 02.07.2013 N ОА-4-13/11912 чиновники привели примеры "перекрестного" и "кольцевого" владения. Такие владения имеют место, когда создается ситуация бесконечного числа последовательностей участия одной организации в другой, возможно математическое преобразование доли прямого участия одной организации в другой.
<7> Долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц (родственников) (п. 3 ст. 105.1 НК РФ).

Минфин России в Письме от 05.12.2012 N 03-01-18/9-187 указал, что признание организации и ее сотрудников взаимозависимыми лицами налоговым законодательством не предусмотрено. Исключение составляют следующие ситуации, приведенные в п. 2 ст. 105.1 НК РФ: участие сотрудника в уставном капитале общества, наличие полномочий по назначению руководителя организации, если работник является директором данного юридического лица, и пр.
Отметим, что суд может признать лица взаимозависимыми по основаниям, не прописанным в НК РФ, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Также организации и/или физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами (п. 6 ст. 105.1 НК РФ).

К сведению. Контроль соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). При этом налоговые органы считают, что вправе контролировать правильность определения налоговой базы и исчисления суммы налога по сделкам, совершаемым между взаимозависимыми лицами, не являющимися контролируемыми (Письмо Минфина России от 26.12.2012 N 03-02-07/1-316). В данном случае представляют интерес Письма ФНС России от 02.11.2012 N ЕД-4-3/18615 (вместе с Письмом Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145) и Минфина России от 26.10.2012 N 03-01-18/8-149. В указанных разъяснениях чиновники отметили, что все сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: контролируемые в соответствии со ст. 105.14 НК РФ и иные сделки. При совершении между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Аффилированные лица

Понятие аффилированных лиц применяют в Градостроительном и Налоговом кодексах Российской Федерации <8>, в различных отраслях законодательства <9>. Указанное понятие упоминается среди прочего и в связи с получением необоснованной налоговой выгоды: если налоговиками будет доказано, что деятельность аффилированных лиц налогоплательщика направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей. Это следует из п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
———————————
<8> Определение размера процентов по контролируемой задолженности (п. 2 ст. 269 НК РФ).
<9> Федеральные законы от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и т.д.

Определение аффилированного лица дано в Законе РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее — Закон о конкуренции). Аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (абз. 2 ст. 4 Закона о конкуренции).
Аффилированными лицами юридического лица являются (ст. 4 Закона о конкуренции):
— член его коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа;
— лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
— лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо <10>;
— лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
— юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
———————————
<10> Понятие "группа лиц" содержится в ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Группой лиц признается совокупность физических или юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из перечисленных в данной статье.

Аффилированными лицами индивидуального предпринимателя являются (ст. 4 Закона о конкуренции):
— лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
— юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
Несмотря на схожесть понятий "аффилированных" и "взаимозависимых" лиц, они все же не идентичны. К примеру, взаимозависимыми лицами являются организации, если одной из них принадлежит доля в уставном капитале другой более 25% (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В свою очередь, для признания аффилированности таких организаций достаточно 20% доли в уставном капитале (ст. 4 Закона о конкуренции).

Связанные стороны

Информация о связанных сторонах — это чисто бухгалтерское понятие, которое содержится в Положении по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утвержденном Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н <11> (далее — ПБУ 11/2008).
———————————
<11> ПБУ 11/2008 может не применяться при формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства, за исключением лиц, публикующих свою отчетность (п. 3 ПБУ 11/2008).

Связанными сторонами являются юридические или физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации или на деятельность которых организация способна оказывать влияние. Речь здесь идет о (п.

ПБУ 11/2008 ИНФОРМАЦИЯ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ

4 ПБУ 11/2008):
— аффилированных лицах;
— лицах, которые участвуют в совместной деятельности;
— негосударственном пенсионном фонде, который действует в интересах работников данной организации или иной организации, являющейся связанной стороной этой организации.
Минфин России в Письме от 29.01.2014 N 07-04-18/01 пояснил, что при установлении перечня связанных сторон следует помнить о бенефициарных владельцах. Бенефициарный владелец юридического лица — это физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) данным юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия данного лица. Это следует из абз. 13 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Так что перечень связанных сторон, указываемых в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, может существенно отличаться от перечня взаимозависимых лиц, отражаемых в уведомлении о контролируемых сделках.

К сведению. Раскрывают информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций в случаях, когда такая организация (п. 6 ПБУ 11/2008):
— контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим или физическим лицом;
— контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;
— контролируется или на него оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) физическим лицом (одной и той же группой лиц).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Проверка операций со связанными сторонами

В N 6 журнала мы рассказали о применении новых правил трансфертного ценообразования. В этой статье речь пойдет об аудиторских проверках операций со связанными сторонами.

Контроль над операциями со связанными сторонами регламентируется международным стандартом аудита ISA 550 "Связанные стороны", на основе которого действует российское Правило (стандарт) N 9 "Связанные стороны", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Целью данного стандарта является выявление в ходе хозяйственной деятельности операций со связанными сторонами. Этот Стандарт содержит также рекомендации по получению необходимых доказательств, позволяющих сделать выводы об отражении и раскрытии в бухгалтерской отчетности существенной информации об операциях со связанными сторонами.

В Правиле (стандарте) N 9 указано, что под связанными сторонами понимаются лица, признаваемые таковыми в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности.

К связанным сторонам могут быть отнесены:

  • головные, дочерние, преобладающие, зависимые общества;
  • предприятия, относящиеся к одной и той же группе взаимосвязанных организаций;
  • предприятия, некоторые из участников и (или) руководителей которых состоят в родственных отношениях;
  • предприятия, участниками и (или) руководителями которых являются одни и те же лица.

При проверке выявленных операций со связанными сторонами аудитор должен получить достаточные надлежащие доказательства того, что эти операции были надлежащим образом отражены в бухгалтерском учете и раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитору следует проверить информацию, предоставленную руководством экономического субъекта, касающуюся наличия организаций, которые могут быть отнесены к связанным сторонам.

Для получения необходимых сведений аудиторская организация (аудитор) может направить руководству экономического субъекта письменный запрос.

Аудитор вправе считать информацию, предоставленную руководством экономического субъекта о связанных сторонах, правдивой, а документацию — подлинной в тех случаях, когда отсутствуют признаки обратного.

Вместе с тем аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм и учитывать вероятность наличия у проверяемого экономического субъекта других связанных сторон, в том числе таких, которые могут существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта.

Надо заметить, что аудитор должен обладать знаниями в сфере деятельности аудируемого лица, позволяющими ему выявлять события, операции и существующую практику, которые могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

В ходе аудиторской проверки особое внимание следует обратить на нетипичные операции и операции, которые могут указывать на существование ранее невыявленных связанных сторон, например на:

  • операции, предусматривающие нетипичные ситуации и условия (наличие нестандартных цен, процентных ставок, поручительства и т.п.);
  • операции, осуществленные без видимой причины, с точки зрения аудитора;
  • операции, содержание которых отличается от их документального оформления;
  • операции, отраженные в документах и бухгалтерском учете нетипичным образом, или неучтенные операции;
  • операции, большие по объему или значительные по сумме.

При проверке операций со связанными сторонами аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства того, что эти операции были надлежащим образом учтены и раскрыты. Если у него нет таких доказательств либо он приходит к выводу, что информация относительно связанных сторон и операций с ними раскрыта в бухгалтерской (финансовой) отчетности неясно или неполно, аудитор должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.

Для проверки полноты перечня связанных сторон аудитор может:

  1. сверить перечень связанных сторон экономического субъекта для аудита данного отчетного периода со списком связанных сторон, обнаруженных и зафиксированных в рабочей документации аудита предшествующего отчетного периода (в случае если аудитор работает с данным экономическим субъектом не первый год);
  2. изучить надежность внутренних процедур и средств контроля экономического субъекта, направленных на выявление финансово-хозяйственных операций со связанными сторонами;
  3. навести справки об участии директоров и других должностных лиц проверяемого экономического субъекта в делах других организаций;
  4. изучить списки акционеров данного экономического субъекта;
  5. проверить с целью получения необходимой информации протоколы собраний акционеров экономического субъекта, заседаний его руководящего органа и другие аналогичные документы.

С 1 января 2012 г. вступили в силу положения нового раздела НК РФ — разд. V.1, который установил новые правила определения рыночных цен для целей налогообложения при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, а также контроля над их соблюдением. В первую очередь они касаются организаций, осуществляющих операции со связанными сторонами, и налоговых органов, которые осуществляют контроль за соблюдением законодательства. В то же время новые правила представляют интерес и для аудиторов, которые должны давать рекомендации по их применению.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ практически полностью изменил принципы определения цены товаров для целей налогообложения, расширил перечень взаимозависимых лиц и изменил основы определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам, установил порядок определения прямого или косвенного участия и владения во взаимозависимых компаниях, а также особенности контролируемой сделки.

Следует обратить внимание, что ст. 20 НК РФ, которая регулирует признание лиц взаимозависимыми, применяется только в отношении тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль признаны до 1 января 2012 г. (п. 6 ст. 4 Закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Если же доходы и расходы будут учтены после указанной даты, то в отношении таких сделок применяется новый порядок признания лиц взаимозависимыми (ст. ст. 105.1, 105.2 НК РФ).

Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, то такие лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

Согласно ст. 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.

Напомним, почему для налоговых органов так важно отслеживать сделки между взаимозависимыми лицами.

В случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, производится сопоставление таких сделок или совокупности таких сделок с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

Законом N 227-ФЗ предусмотрено пять методов оценки сопоставимости цен при проведении контроля:

  1. метод сопоставимых рыночных цен;
  2. метод цены последующей реализации;
  3. затратный метод;
  4. метод сопоставимой рентабельности;
  5. метод распределения прибыли.

Как видим, помимо трех существующих предусмотрено еще два метода — сопоставимой рентабельности и распределения прибыли.

Налоговые органы при проверке цен обычно используют метод сопоставимых рыночных цен, который является приоритетным. И лишь если на рынке нет информации о сделках с идентичными товарами, то применяется метод цены последующей реализации или затратный метод.

Взаимосвязанные лица

Также разрешено использование комбинации двух и более методов.

Рассмотрим некоторые из этих методов и особенности их применения.

Метод сопоставимых рыночных цен.

В случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ, налогоплательщику следует иметь документы, содержащие сведения об использованных методах (в том числе обоснование причин выбора и способа применения используемого метода, указание на источники информации).

Кроме того, налогоплательщик должен располагать информацией, подтверждающей, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки.

При этом деятельность и основательность документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).

Затратный метод.

Этот метод является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном ст. 105.8 НК РФ.

При использовании данного метода согласно п. п. 4 и 5 указанной статьи следует учитывать фактическую себестоимость реализованных продавцом товаров (работ, услуг). При этом фактическая себестоимость должна отражать выполняемые анализируемой стороной функции.

По мнению Минфина, в случае, когда анализируемой сделкой является трансграничная сделка (то есть сделка, в результате совершения которой возникают налоговые последствия в нескольких юрисдикциях), следует учитывать общепринятые в международной практике подходы к применению данного метода.

Так, согласно п. 2.39 Руководства Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций от 27.06.1995 уровень рентабельности затрат продавца должен отражать прибыль, соответствующую выполняемым функциям и рыночным условиям.

В п. 2.45 Руководства ОЭСР указано на особую важность учета при использовании данного метода различий в уровне и виде расходов операционных и неоперационных (включая расходы по финансовой деятельности), связанных с осуществляемыми функциями и принимаемыми рисками.

Учет таких различий заключается в следующем:

  1. если расходы отражают функциональное различие (учитывая используемые активы и принятые риски), которое не было принято во внимание в применяемом методе, может потребоваться корректировка показателя надбавки продавца при применении данного метода;
  2. если расходы отражают дополнительные функции, которые отличаются от анализируемых функций продавца, может потребоваться дополнительная компенсация продавцу за выполняемые им функции;
  3. если различия в расходах анализируемых сторон отражают лишь эффективность или неэффективность организаций, что характерно для общехозяйственных и управленческих затрат, то в этом случае дополнительные корректировки валовой рентабельности не требуются.

Метод сопоставимой рентабельности.

При определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, могут быть использованы в порядке, установленном ст. ст. 105.10 — 105.13 НК РФ, показатели рентабельности, предусмотренные п. 1 ст. 105.8 НК РФ.

Вместе с тем при применении данного метода предусматривается возможность использования иного показателя операционной рентабельности при условии, что такой показатель отражает взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения (пп. 5 п. 3 ст. 105.12 НК РФ).

Кроме того, при выборе конкретного показателя рентабельности необходимо учитывать полноту, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующего показателя рентабельности.

Как видим, внимание к операциям между взаимозависимыми лицами со стороны контролирующих органов становится все более пристальным. От организаций, осуществляющих операции со связанными сторонами, требуется максимальная обоснованность заявленных цен. Это, в свою очередь, означает, что особенно внимательно к таким фактам хозяйственной деятельности должны относиться аудиторы.

Ю.Кочинев

Директор по аудиту

ООО "Аспект-Аудит"

В.Кострица

Санкт-Петербургский

политехнический университет