СЗВ м при отсутствии работников

Для предпринимателей

Что касается ИП, то они должны сдавать форму СЗВ-М, только если у них есть наемные работники.

СЗВ-М, если нет работников

То есть когда в отчетном месяце у бизнесменов действовали трудовые или гражданско-правовые договоры с сотрудниками. При этом не имеет значения, производил ИП выплаты сотрудникам или нет.

Если индивидуальный предприниматель работает в одиночку, сдавать форму СЗВ-М за себя бизнесмену не нужно. В том числе и с нулевыми показателями, то есть пустую, без списка работников. Это не предусмотрено действующим законодательством.

Для организаций

Организации на упрощенке всегда должны сдавать форму СЗВ-М в Пенсионный фонд. Даже если у них нет сотрудников. Если фирма работает без сотрудников, значит, у нее есть учредитель — генеральный директор, который платит себе заработную плату. Тогда его нужно указать в отчете. И неважно, подписан с таким директором трудовой договор или нет. По мнению Минфина, даже если с руководителем не заключен трудовой договор, с ним все равно возникают трудовые отношения. Следовательно, он является застрахованным лицом. Поэтому на генерального директора надо сдать форму СЗВ-М. Аналогичного мнения придерживаются и специалисты столичного Пенсионного фонда.

Другая ситуация возникает, если в компании никто не числится и деятельность не ведется. Здесь нет однозначного мнения по поводу сдачи отчета. Так, отделение Пенсионного фонда в Москве рекомендует сдавать форму СЗВ-М на лицо, которое подписывает «нулевой» отчет по форме РСВ-1. Обычно это учредитель. Ведь данный отчет сдается в фонд и при отсутствии деятельности. А вот контролеры из Оренбургской области разрешают сдать «нулевой» отчет без списка работников. Это возможно, когда в организации ни с кем не оформлены договоры и нет выплат, деятельность не ведется. А также если компания некоммерческая и учредитель в ней работает бесплатно.

Однако у вашего ПФР может быть иное мнение. Поэтому, чтобы избежать претензий проверяющих, уточните позицию своего фонда по данному вопросу. И поступите так, как рекомендуют чиновники.

Файлы

Форма № СЗВ-М

Сведения о застрахованных лицах

СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ

Практическая деятельность
как фактор развивающего обучения

Cегодня от выпускников школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.
Особенно это касается подростков, которые в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления (курение и т.п.).
Исходя из этой необходимости — включения взрослых форм деятельности в учебный процесс, — мы решили выпускать газету.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Идея создания газеты в школе не нова. Во многих образовательных учреждениях существуют и собственные периодические издания, и радиоточки. Особенностью нашей работы является то, что она построена на концепции подростковой школы, автором которой является экспериментальная площадка Московской ассоциации развивающего обучения (МАРО) под руководством Б.Д.Эльконина.
Это обстоятельство не просто делает нашу работу теоретически обоснованной, а наполняет ее особым содержанием, позволяющим обыкновенное дело (давно известное, может быть даже традиционное) сделать адаптационным пространством для перехода в мир взрослых.
В основу своего проекта мы положили рамочный подход в постановке цели, предложенный Б.Д. Элькониным. Суть его заключается в том, что каждая цель имеет горизонт действия и является определенным этапом в достижении одной общей цели — предельной рамки.
Всего представлено шесть областей.
Первая (это и есть предельная рамка) — антропологическая. Предполагает развитие определенного типа человека.
Вторая — культурно-возрастная — связана с решением проблемы личного действия подростка, такого действия, которое позволило бы выпускнику найти свое место уже во взрослом мире.
Третья — рамка приобретения инструментальных знаний, с помощью которых можно проектировать нечто новое.
Четвертая — конкретное действие подростка, связанное с выражением собственной точки зрения.
Пятая — область деятельности учащихся, связанная с исследованием, решением задач, сочинительством.
Шестая — просто участие школьников в практической деятельности.
Рамочный подход в постановке цели дает возможность, с одной стороны, видеть перспективу своей деятельности, а с другой — действовать в тех пределах, которые на сегодняшний день доступны. Это удерживает от надрыва в работе, ненужного стремления к достижению тех высот, которые еще чужды самим подросткам, но желаемы для взрослых.
Структура работы позволяет сохранить спонтанность деятельности учащихся, благодаря которой любое дело становится живым.
Наличие большого количества функциональных сторон, динамичность и разноплановость проекта позволяют включить в него неограниченный круг участников.
Принимаются и индивидуальные, и коллективные труды.
За четыре выпуска газеты в проекте участвовало 25 школьников в качестве журналистов, верстальщиков, разносчиков газет.
Данная деятельность позволяет решить как межличностные проблемы учащихся, так и внутриличностные конкретного подростка. Мы уже являлись свидетелями подобных изменений и готовы признать, что гипотеза о развивающем характере подростковой школы действительно имеет практическое подтверждение.
И еще очень важный момент. Данная деятельность меняет характер взаимоотношений между взрослыми и подростками (учителями и учащимися, родителями и детьми). Уже сейчас мы видим зарождение основ сотрудничества. Мы надеемся, что нам хватит сил вырастить их до атмосферы сотрудничества во всей школе, основанной на взаимоуважении и взаимной ответственности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрим цели подростковой школы и соотнесем их с концепцией школьной газеты.

1-я область — антропологическая (предельная) рамка.

Конечно, участие в издании газеты само по себе не развивает определенный человеческий тип. Тем не менее концепция практической деятельности предполагает предельную образовательную цель.
Предельной рамкой нашей работы является развитие крепкой духовной личности. Личность, которая владеет способностью восхищаться, может видеть чудо каждый день.
Такой фундамент развивает у ребенка следующие способности:

  • умение делать выбор и принимать решения;
  • умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки;
  • умение быть автономным.

Последнее умение особенно важно, так как для большинства российских людей характерно стремление к противоположному полюсу шкалы — к глубинному душевному контакту с другим человеком. Но из-за отсутствия культуры автономии любая потеря партнера оборачивается для человека трагедией.
Кроме того, предельной целью является формирование такой мотивации, когда человек, выходя из стен школы, осознает свое место в жизни.

2-я область — культурно-возрастная рамка

Эта цель, согласно концепции подростковой школы, опирается на работы Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о «культурном возрасте».
Культурно-историческое содержание подросткового кризиса отражает существенные черты и вызовы времени.
Основное психологическое новообразование, согласно концепции подростковой школы, основано на появлении «Другого как Другого».
В связи с этим возникает проблема самоопределения — проблема личного (уместного) действия.
Работа по созданию школьной газеты, на наш взгляд, находится в пределах данной рамки. Эта работа связана с соотнесением собственного замысла, творческого азарта с восприятием этого замысла другими, которыми являются и сверстники, и старшеклассники, и взрослые (учителя, родители). Реализация каждого замысла связана с исследованием и принятием решения.
Например, в первом номере нашей газеты «Переменка» есть рубрика «Игры нашего класса».
Поначалу была игра в классе, нечаянно обнаруженная учителем. «Оригинал» включал и оскорбительные выражения, и нецензурные слова. Позже, в День самоуправления, когда «учителями» были школьники, эту игру уже предложил учитель, являющийся в тот момент «учеником». В ней та же идея была отражена другим языком и в другой форме (этот вариант и представлен в газете).
Тогда подростки, будучи учащимися 9-го класса, данную интерпретацию не приняли, она оставила их равнодушными.
В 10-м классе, когда обсуждался вопрос, что напечатать в газете, игра уже вызвала бурную реакцию, смех, и было принято решение опубликовать ее. Причем учащиеся не возражали указать и свои фамилии.
Ребячья игра послужила муляжом, пробным шаром. Будь она напечатана в первоначальном виде, она была бы негативно воспринята и сверстниками, и взрослыми. Она вызывала смех только у узкой группы людей.
Второй пробный шар был создан учителем. Возможно, поэтому он и не вызвал интереса, так как был воспринят как «чужое».
На следующий год игра уже вызвала интерес не только по содержанию, но и как возможный вариант рубрики.
Выходом за пределы является другой этап работы — реализация издания. Газету нужно продать. Причем желательно не только внутри школы, но и вне ее. Более того, газета должна быть достаточно интересной, чтобы привлечь внимание спонсоров. Именно спонсорские взносы позволяют сделать игру завершенной, так как из них работникам газеты будет выдаваться зарплата.
Работа в пределах данной рамки является нашей целью.

3-я область — логико-эпистемологическая рамка (приобретение инструментальных знаний)

Подростковое знание — это активное знание, то есть знание-средство. С помощью знакомого понятия подросток пытается опробовать нечто новое.
Моделирование должно стать основным действием в обучении подростка (Давыдов В.В., Репкин В.В.), а модель — основным предметом и несущей конструкцией обучения. Согласно идее подростковой школы, превращение объектного знания в инструментальное составляет нерв обучения.
Практически все элементы работы по созданию очередного номера газеты связаны с подобным превращением. Например, подготовка материала для печатания.
Сочинение стихов требует более глубоких знаний по литературе, и учащиеся 6–7-х классов (именно они больше всего сочиняют стихов) начинают консультироваться у учителей по поводу ритма, правильного подбора слов и т.д.
Им приходится обращаться к литературным источникам, произведениям классиков и уже там находить образцы стихосложения.
Учащиеся старших классов в своих статьях, исследуя определенный вопрос, используют знания по истории, экологии и другим предметам.
Компьютерная верстка позволяет не только реализовать знания по информатике, но и пополнить их.
Необходимость добиться окупаемости издания, да еще и заработать, заставляет задуматься о тематике статей, форме их изложения, чтобы на газету был спрос. В данном случае используются знания по экономике. Именно детям принадлежит идея привлечения спонсоров и размещения их рекламы.

4-я область — рамка способа действия

Деятельность по созданию газеты является той ситуацией, благодаря которой опробуются выстроенные ранее схемы. Это может быть схема по созданию своего дела, взаимодействия с внешним миром и т.д.
В целом данная практическая деятельность является моделированием ситуаций взрослой жизни, позволяющих преобразовывать свои знания, наблюдения, точку зрения в некое произведение, печатный материал, отражающий мнение определенной возрастной группы.

5-я область — типы работ в подростковой школе

В подростковой школе выделяется четыре основных типа работ.
1-й тип — изучение, исследование;
2-й тип — продуктивные формы (сочинительство, живопись);
3-й тип — решение задач;
4-й тип — доказательства и техники рассуждения.

В нашей практической деятельности используются типы 1, 2 и 4. На сегодняшний день наша работа находится в пределах данной рамки.
Отдельным учащимся удается отразить с помощью статьи свою точку зрения, позицию. Под позицией понимается не просто мнение учащегося, о котором он заявляет, а творчество, в котором отражается определенное видение жизни.

6-я область — рамка техник работы

Согласно идее подростковой школы — это включение своего действия в действия других. В данном случае — это само участие в практической деятельности, определение своей роли в ней.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных учащихся, ученических коллективов, «служб» школы с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников. Тема второго выпуска — подготовка к празднику. Такие задачи определяются руководителем проекта.

Неожиданное мнение: при отсутствии работников надо сдать нулевую СЗВ-М

Примерный перечень тем представлен в приложении.
Далее либо коллегиальным путем, либо руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. То есть выявляется способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются учебные исследования, материал которых может быть использован.
Концепция издания предполагает работу в духе гуманистических традиций.
Любой материал, в котором представлена позиция автора, должен быть изложен в форме, близкой к «я-высказыванию»
Предполагается изначальное принятие «другого» как ценности. Критика допускается, но она не должна носить оскорбительного характера.
Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее в ней есть свои приоритеты. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д.
Недопустимо использование ненормативной лексики. Отражение же неформального общения той или иной возрастной группы допускается.
Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Центральная проблема содержания обучения в подростковой школе заключается в поиске способа действия. Но в целом в содержании обучения выделяется 3 области:
1) предметно-понятийная структура учебного предмета;
2) логико-предметный и логико-психологический анализ способа действия (поиска) ученика;
3) методика обучения, связанная со стандартом постановки учебной задачи.
Первая область рассматривает категорию знания. По содержанию знание имеет понятийное устройство. По происхождению знание — это мысль, которая не отражает реальность, а преломляет ее, преобразовывает. Таким образом, во-первых, знание не отражение, а преобразование.
Во-вторых, преобразование воссоздается в особой знаковой форме, в пределе — это текст.
В-третьих, преобразование осуществляется с помощью понятия, которое само по себе является опосредованным видением реальности. Формой знания является предметное действие человека.
Работа по созданию газеты побуждает учащихся применять обобщенные знания, понятия для осмысления реальности. Необходимость отразить эту реальность в письменной форме и сделать ее интересной для восприятия других людей заставляет отражать с помощью понятий и бытийные представления, преобразовывать реальность в свою точку зрения, в позицию.
Вторая область рассматривает природу позиции ученика. Психологически позиция — это, с одной стороны, положение наблюдателя, а с другой — видение не «из себя», а «из другого».
Третья область связана с понятием пробного шара. На наш взгляд, газета таким пробным шаром и является.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно концепции подростковой школы, организационные формы должны побуждать развитие мышления. Это должны быть формы инициации мышления.
Для этого необходимо выстраивать ситуации, в которых возникает теоретическое мышление.
В результате создания таких ситуаций меняется способ существования ученика в школе, его способ работы; меняется пространственно-временная координация учебных предметов, обогащаются формы работы.
Согласно исследованиям Г.А.Цукерман и З.Н. Новлянской, основное направление детских инициатив и самодвижение развиваются в плане отношений, то есть в психолого-социальном плане. Соответственно, в пространстве основной школы должны быть представлены организационные формы для порождения и удержания, для оформления этих инициатив.
Определены два пути построения таких организационных форм.
Первый путь — это путь инициативы детей, возникающий из нужд интеллектуальной сферы. Примером такого пути является опыт З.Н. Новлянской и Г.Н. Кудиной, когда на уроке литературы возникла инициатива детей издавать некие периодические издания. Этот опыт длился в течение полутора лет. В классе появились три конкурирующие редколлегии, которые выпускали свои газеты с конкретной борьбой за читателя, за автора.
Второй путь — это когда взрослый приносит в подростковую жизнь новые предметности, оформляющие запросы подростка на решение своих собственных социально-психологических проблем и задач своей собственной жизни. Примером является экспериментальный курс школьной психологии, созданный Г.А. Цукерман.
В нашем случае сама идея издания газеты исходит от взрослых. Но появилась она и приобрела форму как деловая игра на основе детских запросов.
В старших классах он прозвучал во время деловых игр на уроках обществознания, когда подростки с большим удовольствием на «выборах президента» задавали его команде каверзные вопросы, спорили относительно правильности политического курса.
Здесь проявилось желание учащихся интерпретировать определенные события, высказать свою точку зрения, быть участниками общественной жизни и влиять на общественное мнение.
В среднем звене учащиеся приносили свои стихи, с удовольствием рассказывали об увлечениях. Им больше хотелось быть услышанными, почувствовать заинтересованность взрослых в их жизни. Однако данные потребности проявлялись в литературной форме в основном у детей «благополучных», достаточно успешных в учебе. «Трудные» дети ее проявляли «показыванием себя». Причем они не боялись быть смешными, непонятными для взрослых. Это наблюдение тоже было заложено в основу деловой игры.
В среднем звене обнаружилась еще одна потребность учащихся, которая, как мы предполагаем, связана с чувством взрослости подростков, — это потребность зарабатывать деньги. Ее испытывали и те учащиеся, родители которых выдают им некоторую сумму на расходы, и ученики, в семьях которых есть денежные затруднения.
По-разному эта потребность и удовлетворялась: «благополучные» дети пытались собирать металл, или бутылки и таким образом заработать капитал, «трудные» — забирали деньги у сверстников. В таком поведении тоже отражаются противоречия взрослого мира.
Исходя их этих потребностей и наклонностей учащихся, мы предложили идею деловой игры. Она заключается в том, что ученики занимаются не только созданием газеты, воспроизводя работу настоящего, «взрослого» издания, но и распространяют ее, рекламируют, ищут спонсоров и таким образом зарабатывают деньги.
В таком полном варианте игры в ней могут участвовать и «благополучные» и «трудные» дети, и старшеклассники и учащиеся среднего звена, и экстраверты и интроверты. Последнее тоже очень важно, так как в активную школьную и внешкольную жизнь, как правило, вовлекаются экстраверты. В игре очень много профессиональных ролей: журналисты, распространители, специалисты по рекламе, компьютерной верстке и т.д.
Организационные формы игры переживают несколько этапов. Сначала дети проявляют себя в качестве журналистов. Взрослые задают тему номера, распределяют обязанности между учащимися, изначально предполагая их возможности, или создают номер на основе разрозненных детских статей.
Распространение газеты тоже осуществляется с помощью взрослых.
На этом этапе сложилась команда учителей, помогающих учащимся в работе.
Учитель русского языка (корректор), консультирует творческие работы, проверяет грамотность.
Учитель информатики, помогает осуществлять компьютерную верстку.
Завуч по внеклассной работе (директор), занимается финансовыми вопросами, отслеживает этапы работы газеты, координирует действия команды педагогов. Он отвечает за распространение газеты, привлекает к этой деятельности учащихся (впоследствии будет распределять заработную плату работников газеты).
Ответственным редактором является автор проекта. Он ответственен за содержание газеты, ее оформление. Ответственный редактор задает тематику каждого номера, распределяет обязанности между учащимися, создает макет будущего номера. Осуществляет непосредственную работу с детьми по подготовке каждого номера.
Задача каждого из команды педагогов — постепенно свои полномочия передавать детям так, чтобы качество практической деятельности не пострадало.
Следующие этапы могут разворачиваться как угодно, в зависимости от ситуации. Каждая новая ситуация определяет следующий шаг.
Наша практическая деятельность пока находится на начальном этапе.
Содержание практической деятельности представляет своего рода задачу, которая побуждает развитие таких качеств, как инициативность, активность. В то же время эти качества проявляются в рамках общечеловеческих ценностей, гуманистических традиций.
Организационная форма практической деятельности представляет собой деловую игру, моделирующую ситуацию взрослой жизни и позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению.

Ф. ШВЕЦ,
педагог-психолог,
п. Лучегорск,
Приморский край

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерный перечень тем выпусков газет

1. Знакомство
— с начальными классами;
— с классами среднего звена;
— со старшими классами;
— с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.;
— с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
2. Подготовка к празднику.
Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, День святого Валентина).
3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).

Примерный перечень рубрик газеты

1. Спортивные новости.
2. Летопись школы (история школы).
3. Мнение эксперта.
4. Игры нашего класса.
5. Пробы пера (литературная страничка).
6. В мире интересного.
7. События, факты (информационные новости школы).
8. Взгляд на события (политические события глазами учащихся).
9. История нашего города.

СЗВ-М при отсутствии деятельности

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 июля 2016 г. N ЛЧ-08-19/10581

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ

Пенсионный фонд Российской Федерации по вопросу о порядке представления ежемесячной отчетности с учетом позиции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ( от 07.07.2016 N 21-3/10/В-4587) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее — Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь-работодатель ежемесячно представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.

При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому договору или гражданско-правовому договору, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы.

В случае осуществления вышеуказанными лицами работы на основании трудового договора, отчетность по форме СЗВ-М должна представляться на всех работающих застрахованных лиц вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.

В отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.

У организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует.

Первый заместитель

Председателя Правления

Л.И.ЧИЖИК

Все статьи Форма СЗВ-М: "неупорядоченные" проблемы и решения (Ермакова Г.)

Все страхователи — организации и ИП — в отношении всех работающих у них застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования должны ежемесячно представлять в ПФР сведения о таких лицах (п. 2.2 ст. 11 Закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, далее — Закон N 27-ФЗ). С этой целью необходимо заполнить форму СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", которая утверждена Постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. N 83п. Сдавать ее следует не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

В последнее время появились новые официальные разъяснения, касающиеся порядка заполнения формы СЗВ-М. Кроме того, утвержден новый электронный Формат для этой формы. Плюс ко всему "пенсионщики" намерены вплотную заняться бесспорным взысканием со страхователей штрафов за ошибки, допущенные в форме СЗВ-М. И это еще далеко не все новости, которые ждут страхователей.

Застрахованные лица

В первую очередь нужно, конечно же, разобраться, следует ли вообще сдавать форму СЗВ-М? В данной форме отражаются сведения о застрахованных лицах — работающих гражданах. И под таковыми понимаются лица, указанные в ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г.

Надо ли сдавать сзв м если зарплата не начислялась

N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Как разъяснили представители ПФР в Письме от 27 июля 2016 г. N ЛЧ-08-19/10581, работодатель, зарегистрированный в ПФР в качестве страхователя по ОПС, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому договору или гражданско-правовому договору, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.
Если речь идет о сотрудниках, работающих по трудовому договору, то сведения на них должны быть включены в форму СЗВ-М вне зависимости от того, производились ли в их пользу в отчетном периоде выплаты и начислялись ли взносы.
К подрядчикам, то есть лицам, с которыми заключен договор гражданско-правового характера, подход иной. В форму СЗВ-М они включаются при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам. К примеру, если с физлицом заключен только договор купли-продажи или договор аренды, то, поскольку взносы на выплаты по таким договорам не начисляются, в форме СЗВ-М их показывать не нужно.
В том случае, если индивидуальный предприниматель не имеет наемных работников и не производит выплат в пользу физлиц по договорам ГПХ, которые облагаются взносами, сдавать форму СЗВ-М он не должен. "За себя" он также этот отчет не сдает (для пенсионных целей ИП признается работающим и пенсию ему не индексируют).
А возможна ли такая же ситуация для организации? То есть может ли сложиться так, что в компании нет ни наемных работников, ни подрядчиков? И можно ли в этом случае "забыть" про представление формы СЗВ-М?
В Письме ПФР от 6 мая 2016 г. N 08-22/6356 чиновники рассмотрели случай, когда в штате компании нет работников и ее директором является ее же единственный учредитель, с которым не заключен трудовой договор. Из Письма ПФР следует, что отчет по форме СЗВ-М заполняется в отношении всех застрахованных лиц. При этом на руководителя организации, являющегося одновременно и ее единственным учредителем, распространяется обязательное пенсионное страхование. А потому информация о нем должна ежемесячно представляться в ПФР в виде отчета СЗВ-М вне зависимости от того, производятся в его пользу "трудовые" выплаты или нет.
В то же время в Письме ПФР от 13 июля 2016 г. N ЛЧ-08-26/9856 акцент сделан на том, что если физические лица (в том числе руководитель организации в том случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица относятся к работающим лицам. И, соответственно, сведения о них подлежат включению в форму СЗВ-М. В результате сложилось впечатление, что если с руководителем — единственным учредителем не заключен трудовой договор и в штате компании нет ни единого сотрудника, равно как и подрядчика, то форма СЗВ-М либо будет нулевой, либо ее вообще не нужно сдавать. А в Письме ПФР от 27 июля 2016 г. N ЛЧ-08-19/10581 прозвучал вполне конкретный вывод: у организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует.
Тем не менее представляется, что безопаснее все же сдать на единственного учредителя, который является руководителем общества, сведения по форме СЗВ-М. Данное утверждение основано на том, что в противном случае по факту работающий, к примеру, гендиректором учредитель-пенсионер, с которым не оформлен трудовой договор просто потому, что сам с собой он его заключить не может, оказывается в более выгодном положении, чем ИП пенсионного возраста. Первый для целей пенсионного обеспечения вроде как неработающий (пенсия ему индексируется), а второй — работающий со всеми, что называется, вытекающими. Однако это мы исходим, что называется, из смысла закона…
С другой стороны, страхователь может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, только если будет доказана его вина. А можно ли винить страхователя в том, что даже уполномоченные контролирующие органы не могут определиться, следует ли сведения о единственном учредителе и по совместителю гендиректоре включать в СЗВ-М или нет?

О сроках

На форму СЗВ-М распространяются общие правила о переносе крайнего срока сдачи отчетности: если таковой выпадает на выходной или праздничный нерабочий день, то крайним становится ближайший к нему рабочий день. Это следует из Письма ПФР от 7 апреля 2016 г. N 09-19/4844. Соответственно, за сентябрь 2016 г. форма СЗВ-М должна быть представлена не позднее 10 октября 2016 г., за октябрь 2016 г. — не позднее 10 ноября 2016 г., за ноябрь — не позднее 12 декабря 2016 г., за декабрь 2016 г. — не позднее 10 января 2017 г.

Внимание! Новый формат!

В Законе N 27-ФЗ непосредственно о способе представления формы СЗВ-М ничего не сказано. Однако на сегодняшний момент этот вопрос решен однозначно — в том случае, если отчет представляется на 25 и более застрахованных лиц (включая тех, с кем заключен договор ГПХ), то отчитаться следует исключительно в электронном виде, в иных ситуациях (у организации и ИП имеется 24 и менее работника) есть выбор — форму СЗВ-М можно представить как на бумаге, так и в электронном виде. Именно таким образом Законом N 27-ФЗ определен способ представления РСВ-1 ПФР (п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ).
Обратите внимание! Распоряжением Правления ПФР от 31 августа 2016 г. N 432р утвержден новый Формат данных сведений о застрахованных лицах. Из Разъяснений ПФР от 2 сентября 2016 г. N 15-26/12513 следует, что до 1 ноября 2016 г. формы СЗВ-М можно будет сдать как по старому (утв. Распоряжением Правления ПФР от 25 февраля 2016 г. N 70р), так и по новому Формату.
Однако чиновники настоятельно рекомендуют страхователям при формировании отчетности использовать последние версии программ подготовки документов в ПФР и заблаговременно (перед отправкой в ПФР) проводить форматно-логические проверки с применением программы CheckPFR и модуля проверки Альбома форматов информационного обмена ПФР. Названные программа и модуль размещены на сайте ПФР.

Ответственность: ПФР готов штрафовать принудительно

За непредставление в установленный срок формы СЗВ-М либо представление в составе данного отчета неполных и (или) недостоверных сведений страхователь может быть привлечен к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ. В соответствии с данной нормой за подобное нарушение к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание штрафа производится органами ПФР в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. ст. 19 и 20 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ). То есть страхователю сначала будет направлено требование об уплате штрафа. На его исполнение отводится 10 календарных дней со дня его получения. Если страхователь данное требование не исполнит добровольно, то "пенсионщики" взыщут его в принудительном порядке. При недостаточности средств на счетах страхователя ревизоры вправе взыскать долг за счет иного имущества страхователя (в этом случае к процессу подключатся судебные приставы-исполнители).
Как бы там ни было, до недавнего времени страхователи получали "письма счастья" из ПФР, в которых напоминалось о необходимости сдавать СЗВ-М ежемесячно и точно в срок. Предупреждали чиновники и о штрафах для тех, кто забудет об этой обязанности. Однако принудительно "пенсионщики" штрафы не взыскивали. Многие сочли, что подобная доброта связана с тем, что это новый вид отчетности, для обкатки которого чиновники дали страхователям дополнительное "бесштрафное" время.
На самом же деле все оказалось куда банальнее — просто не было установленной формы ни для решения о взыскании финансовых санкций за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, ни для постановления о взыскании финансовых санкций за счет имущества плательщика страховых взносов — организации (ИП), которые "пенсионщики" могли бы применять для принудительного взыскания штрафов за несвоевременное представление СЗВ-М или за сведения, представленные по этой форме с ошибками. Формы документов, применяемые при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов, утвержденные Постановлением Правления ПФР от 11 января 2016 г. N 1п, в состав которых включены и "принудительные" формы, для штрафов за непредставление формы СЗВ-М или представление в ее составе недостоверных сведений не подходят — Закон N 27-ФЗ в них даже не упомянут.
Названный пробел на сегодняшний день уже восполнен — Правление ПФР Постановлением от 29 июля 2016 г. N 684п утвердило формы решения и постановления, которые необходимы "пенсионщикам" для бесспорного взыскания штрафов за промахи страхователя именно с формой СЗВ-М. Так что теперь им уже ничто не мешает принудительно взыскивать штрафы за опоздание с представлением данной отчетности или за допущенные в ней ошибки.
В свете вышесказанного представляется, что нужно еще внимательнее отнестись к заполнению формы СЗВ-М. Проблема в том, что в отсутствие утвержденного порядка ее заполнения (а этим подразумевается, что никаких вопросов у страхователей возникнуть не должно) сами представители ПФР при рассмотрении конкретных ситуаций далеко не всегда дают однозначные рекомендации.

Составные части формы

Форма СЗВ-М состоит из четырех блоков. В первом страхователь должен указать информацию о себе — наименование (краткое), регистрационный номер в ПФР, ИНН, КПП.
Обратите внимание! При представлении формы СЗВ-М обособленным подразделением указывается ИНН головной организации, а КПП — "обособленца".
Второй блок заполнить также не сложно — здесь нужно указать отчетный период календарного года (например, при сдаче сведений за сентябрь 2016 г. нужно указать: "Отчетный период __09__ календарного года _2016_…", за октябрь: "Отчетный период __10__ календарного года _2016_…" и т.д.
В третьем блоке указывается тип формы (код). Вариантов здесь всего три:
— "исхд" — исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
— "доп" — дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
— "отмн" — отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В принципе, конечно, интуитивно понятно, для каких случаев предназначен тот или иной код.

К примеру, если в форму забыли включить сведения о том или ином сотруднике (подрядчике), то "вдогонку" к форме "исхд" (при условии, что ПФР ее принял) отправляем форму с кодом "доп", в которой указываются сведения о "потерянном" сотруднике. Если же, напротив, в форму СЗВ-М с кодом "исхд" попало лишнее физлицо, то чтобы аннулировать сведения о нем, в Пенсионный фонд отправляем форму СЗВ-М с кодом "отмн", вписав в нее только информацию о физлице, сведения о котором нужно отменить. Если же в исходнике допущена ошибка в сведениях, то ее придется исправить в два захода — подать сначала форму с кодом "отмн", а затем с кодом "доп".
Четвертый блок предназначен как раз для отражения сведений о застрахованных лицах. На практике он оказался наиболее проблемным. Причем нервозность ситуации добавляют еще и далеко не шуточные штрафные санкции, которые могут быть наложены на страхователя, допустившего в сведениях ту или иную ошибку. Ведь в данной части перестраховаться практически невозможно: не включив в форму сведения о том или ином физлице, если тот окажется пенсионером, будешь виновником потерь бюджета (пенсию неработающему пенсионеру проиндексируют); укажешь лишнего (опять же, к примеру, пенсионера) — человек останется без индексации пенсии. Правда здесь напрашивается вопрос: если эта форма нужна только для правильного расчета пенсий, то зачем требуется представлять сведения о лицах, которым до пенсии еще далеко, непонятно. Но это вопрос, скорее, риторический.

"Персональные" проблемы

Итак, в последнем блоке формы СЗВ-М нужно о каждом застрахованном лице указать следующие сведения:
— фамилию, имя и отчество. Отчество заполняется при его наличии;
— страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Это обязательный реквизит. Однако на практике возможна ситуация, когда, к примеру, вы приняли на работу сотрудника, который еще не получил СНИЛС, и до момента сдачи сведений по форме СЗВ-М карточка еще не будет оформлена. Или же сотрудник сменит фамилию, но новый СНИЛС еще им получен не будет. Как быть в таких ситуациях? Во втором случае сведения следует представить на основании действующей пенсионной карточки работника — ПФР просто не примет сведения, выявив расхождения между номером СНИЛС и Ф.И.О. застрахованного лица;
— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Данный реквизит не является обязательным, но если у страхователя есть сведения об ИНН застрахованного лица, то его нужно указать. При этом ошибка, допущенная в этом реквизите, также может стать основанием для взыскания штрафа по ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений.

Экспресс-подсказки

Отчетность по форме СЗВ-М является проблемной еще и потому, что сдавать ее нужно каждый месяц. При таком раскладе велик соблазн отчитаться заблаговременно, чтобы бухгалтер, к примеру, мог взять отпуск и т.п. Однако спешка, увы, может привести к штрафу, что возможно, если до конца отчетного месяца в штат будет принят новый сотрудник. Ведь сведения о нем нужно включить в СЗВ-М, даже если он проработает по трудовому договору в отчетном месяце всего лишь один день.
В любом случае при формировании сведений по форме СЗВ-М нужно учитывать следующие нюансы:
— в форму СЗВ-М необходимо включить сведения о физлицах, с которыми в отчетном периоде был заключен или продолжал действовать трудовой договор. И неважно, производились в их пользу выплаты или нет. То есть в СЗВ-М включаем сведения в том числе о декретницах, болеющих, взявших отпуск за свой счет, уволенных в отчетном месяце и т.д. Не забудьте и про внешних совместителей;
— а вот тот факт, что компания в отчетном месяце произвела ту или иную выплату в пользу уже уволенного работника, вовсе не означает, что сведения о нем нужно показывать в форме СЗВ-М. В данном случае опять же смотрим на даты действия заключенного с ним трудового договора. Принцип тот же: если в отчетном месяце трудовой договор с сотрудником действовал хотя бы один день, сведения о нем включаем в отчет, в противном случае это лишнее для отчета физлицо.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)

Применяется — с 1 апреля 2016 года

Утверждена -Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п

Срок сдачи — ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем

Скачать форму сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М):

— в MS-Word

Материалы по заполнению сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М):

— : Страховые взносы (4-е издание, переработанное и дополненное) (Семенихин В.В.) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2017)

— : Годовой отчет 2017 (под общ. ред. В.И. Мещерякова) ("Агентство бухгалтерской информации", 2017)

— : Годовой отчет организаций на упрощенной системе налогообложения 2017 (Соловьева Д.В.) (под ред.

При отсутствии работников надо сдать нулевую СЗВ-М?

Т.В. Гороховой) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2017)

— : СЗВ-М в 2018 году: как заполнить и сдать (Издательство "Главная книга", 2018)

— : Как заполнить СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М при увольнении (Издательство "Главная книга", 2018)

— : Как заполнить и сдать в ПФР ежемесячный отчет по форме СЗВ-М (КонсультантПлюс, 2018)

— : Упрощенная система налогообложения" (17-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. Т.В. Гороховой) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)

— : Налоги и взносы с заработной платы (2-е издание, переработанное и дополненное) (Филина Ф.Н., Васильева В.В.) (под ред. Т.В. Гороховой) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2017)

— : Как уточнить СЗВ-М (Косульникова М.) ("Налоговый учет для бухгалтера", 2017, N 11)

— : Заполнение СЗВ-М при оплате больничного уволенному работнику ("Главная книга", 2017, N 21)

— : Заполняем форму СЗВ-М: как обойти "капканы" (Ремчуков С.) ("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2017, N 22)

— : Формы отчетности для ПФР (Логинова Е.А.) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2017, N 3)

— : Досрочный отчет по форме СЗВ-М: разбираемся с последствиями (Демин А.) ("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2017, N 26)

— : Особенности заполнения и представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (Варакса Н.Г.) ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2016, N 4)

— : Отчитываемся в ПФР ежемесячно (Данилова В.В.) ("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 3)

— : Новая ежемесячная отчетность в ПФР (Данченко С.П.) ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 3)

Глаголы представить и предоставить имеют разное лексическое значение, поэтому их правописание и употребление в устной речи необходимо соотносить со смыслом предложения или высказывания, в котором они употребляются.
Глагол представить имеет несколько самостоятельных значений:
Значение глагола представить 
Примеры употребления
1. Вручить для ознакомления, осведомить.
Представить отчет о проделанной работе.Представить результат исследования.Представить справку по требуемой форме.
2. Возбудить ходатайство о награждении или повышении в должности.
Представить к награждению орденом.Представить к премии.Представить к должности директора предприятия.
3. Познакомить с человеком, имеющим высокий статус или богатый жизненный опыт; отрекомендовать кому-либо хорошего знакомого или официальное лицо.
Представить гостя хозяину дома.Представить родителям своего друга.Представить атташе дипломатическому корпусу.
4. Продемонстрировать произведение искусства, театральное представление, художественную или научную публикацию.
Представить публике новый спектакль.Представить картины на престижной выставке.Представить авторскую версию фильма.
5. Вообразить, придумать, мысленно воссоздать событие или образ.
Представить себе морской пейзаж.Представить будущую встречу.Представить избранницу совершенством в женском облике.
Выступить в качестве представителя профессиональной, социальной или политической группы.
Представить оппозицию в парламенте.Представить делегацию от партии либералов.
Воспроизвести сценический или литературный образ.
Представить Гамлета на большой сцене.Представить читателям своего героя.
Многозначность глагола представить свидетельствует о том, что он входит в ряд паронимов – слов, совпадающих по форме написания, но отличающихся разным, хотя и близким по сути значением.
Глагол предоставить не входит в этот ряд: он имеет другой смысл и употребляется в речи для обозначения более конкретных действий.
Значение глагола предоставить
Примеры употребления
1. Отдать в пользование, управление или распоряжение.
Предоставить земельный надел.Предоставить кредит.
2.

В каких случаях оформляется и сдается «нулевая» СЗВ-М

Дать возможность выполнять какую-либо работу или отстаивать свою точку зрения.
Предоставить должность.Предоставить слово оппоненту.
3. Позволить поступать по своему усмотрению.
Предоставить свободу действий.
4. Перестать заботиться.
Предоставить самому себе.
Главным условием правильного употребления в речи глаголов представить и предоставить является точное соответствие их значения содержанию высказывания.

Station20.ru дает следующие рекомендации по правописанию и использованию в устной речи глаголов представить и предоставить:

Не следует смешивать употребление этих глаголов, поскольку они не относятся к синонимам и в не свойственном им значении могут исказить содержание текста.
Представить и предоставить – самостоятельные глаголы, а не формы одного и того же слова с разными приставками. Это следует учитывать, чтобы избежать ошибок словоупотребления.
Написание глаголов представить и предоставить полностью соответствует правилам орфографии и нормам русского литературного языка.

Рубрики Наука и образование