Такси в командировке

Нередко командированные сотрудники если и не едут на такси к месту командировки и обратно, то используют его, чтобы доехать до вокзала или же перемещаться в месте командирования. Надо сказать, что прошли те времена, когда контролирующие органы категорически отказывали компаниям в учете таких расходов для целей налогообложения прибыли. Однако теперь может возникнуть проблема в документальном подтверждении названных затрат. В этой части чиновники оказались менее "прогрессивными".

Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК). Положения ст. 168 Трудового кодекса (далее — ТК) обязывают работодателя возмещать командированному сотруднику расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения затрат, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Еще один важный документ, который имеет прямое отношение к командировкам — это Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, которое утверждено Постановлением Правительства от 13 октября 2008 г. N 749 (далее — Положение N 749).

"Квалификация" расходов на проезд

В ст. 168 ТК говорится о необходимости возмещать сотруднику расходы на проезд до места командирования и обратно. В то же время в ряде случаев работники и в месте командировки вынуждены пользоваться услугами общественного транспорта или же такси. То есть по факту расходы на проезд командированного работника следует разбить на два вида.
Так, к первому виду относятся расходы на проезд именно до места командирования и обратно к месту работы. И в состав названных затрат входит не только, собственно, стоимость билета на поезд или самолет, но и расходы на проезд транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта. Сюда же включаются расходы на оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей (п. 12 Положения N 749).

Service Temporarily Unavailable

А если речь идет о загранкомандировке, то появляются еще и дополнительные командировочные расходы (п. 23 Положения N 749):
1) на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;
2) обязательные консульские и аэродромные сборы;
3) сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;
4) расходы на оформление обязательной медицинской страховки;
5) иные обязательные платежи и сборы.
Второй вид проездных расходов — это расходы на проезд, которые понес работник уже в месте командирования. И этот вид затрат относится к иным командировочным расходам.

Общие и "иные" требования к расходам на проезд

Здесь стоит отметить, что для целей налогообложения прибыли признаются только расходы, которые отвечают критериям, установленным ст. 252 Налогового кодекса. Речь идет об их экономической обоснованности и документальном подтверждении. При этом в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса расходы организации на командировки, в частности и на проезд, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. А на основании пп. 5 п. 7 ст. 272 Кодекса датой осуществления расходов на командировки признается дата утверждения авансового отчета. То есть расходы на командировки учитываются на основании утвержденного в установленном порядке авансового отчета и иных документов, свидетельствующих о фактически осуществленных затратах и подтверждающих фактический срок пребывания работника в служебной командировке.
Что касается возмещения "иных" командировочных расходов, то в соответствии с п. 24 Положения N 749 таковое осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы, в порядке и размерах, которые предусмотрены абз. 2 п. 11 того же Положения. А в нем сказано, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются в соответствии с положениями ст. 168 ТК. Соответственно, это означает, что, во-первых, они определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. А во-вторых, эти "иные расходы" должны быть произведены работником с разрешения или ведома работодателя.

До чего прогресс дошел…

На практике как раз с документальным подтверждением "иных" расходов на проезд работников в командировке у организаций могут возникнуть проблемы. Дело в том, что в настоящее время большинство компаний, в том числе оказывающих услуги по перевозке пассажиров, переходит на электронный документооборот. В нашу жизнь уже прочно вошли электронные билеты не только в театр, но и на поезд, самолет и т.д. При этом с документальным подтверждением расходов на проезд в случае, если приобретен электронный ж/д- или авиабилет, проблем уже как таковых нет. К примеру, еще в Письме Минфина от 25 августа 2014 г. N 03-03-07/42273 указывалось, что для возможности признания в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение "виртуального" железнодорожного билета документом, достаточным для подтверждения факта поездки, является контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети. При этом, по мнению чиновников, никаких дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, в данном случае не требуется (см. также Письма Минфина от 14 апреля 2014 г. N 03-03-07/16777, от 29 августа 2013 г. N 03-03-07/35554 и т.д.). Проблем нет и в случае, если в бездокументарной форме приобретен авиабилет. При таких обстоятельствах в целях документального подтверждения расходов на приобретение авиабилета достаточно сформированной автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанции электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета и посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (см., например, Письмо Минфина от 19 июня 2015 г. N 03-03-07/35548).

…и не дошел

Все это, конечно, хорошо, но… В командировке сотрудники перемещаются отнюдь не на самолетах и поездах. И если у сотрудника на руках остается билет, чек или бланк БСО, то вопрос с документальным подтверждением соответствующих затрат, можно сказать, закрыт. Другое дело, можно ли для целей налогообложения прибыли учесть расходы на проезд, если тот факт, что услуги по перевозке были фактически оказаны, подтверждаются электронными квитанциями, которые по "электронке" прислал перевозчик? По большому счету это, очевидно, упростило бы жизнь, в том числе и самому командированному работнику, которому не пришлось бы в этом случае беречь как зеницу ока полученные им билетики.
В то же время, судя по Письму Минфина от 10 июня 2016 г. N 03-03-06/1/34183, права признать расходы на проезд автомобильным транспортом на основании таких электронных квитанций у организаций нет. Чиновники рассмотрели ситуацию, когда сотрудники в командировке пользовались услугами такси, но квитанцию об оплате они получали по электронной почте. Эта квитанция содержит данные о перевозчике, стоимость такси, пункты маршрута, длительность и расстояние маршрута, имя и фамилию пассажира — командированного сотрудника, данные о платеже (последние четыре цифры номера банковской карты). Единственный ее минус: эта квитанция не содержит таких реквизитов, как подпись (электронная подпись) уполномоченного лица организации-перевозчика, а также номер и серию документа.
В Минфине считают, что на основании названной квитанции расходы на проезд на такси не могут быть признаны для целей налогообложения прибыли. При этом чиновники копнули достаточно глубоко. Они сослались на Постановление Правительства от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Пунктом 5.1 данного Порядка установлено, что документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Постановлением Правительства от 14 февраля 2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". А уже в п. 111 этих Правил сказано, что в подтверждение оплаты пользования легковым такси выдается кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в Приложении N 5 Правил. К таким обязательным реквизитам отнесены:
а) наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;
б) наименование фрахтовщика;
в) дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;
г) стоимость пользования легковым такси;
д) фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.
В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Однако сокращать их нельзя. Более того, в соответствии с Правилами серия и номер квитанции печатаются типографским способом. То есть в данном случае никаких "электронных" альтернатив не предусмотрено. Соответственно, признать расходы на такси можно лишь в том случае, если имеется либо кассовый чек, отпечатанный на ККТ, либо квитанция в форме БСО, в которой указаны все перечисленные обязательные реквизиты. В Минфине подчеркивают, что водитель легкового такси обязан выдать пассажиру эти документы, а за отказ предусмотрена ответственность по ст. 14.5 КоАП.
Таким образом, на сегодняшний день при отсутствии "бумажного" подтверждения затрат на проезд на такси налоговики, скорее всего, эти затраты исключат из состава учитываемых при расчете налога на прибыль. Электронные квитанции чиновники не признают оформленными ни в соответствии с законодательством, ни в соответствии с обычаями делового оборота. Думается, что в недалекой перспективе ситуация может быть исправлена благодаря Закону от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ, который устанавливает этапы перехода на применение ККТ, передающей информацию о наличных расчетах в налоговые органы. Помимо всего прочего, данный Закон вводит в обязанность пользователей ККТ формирование в момент расчета кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

Такси в командировке – необходимость или излишество?

id="poryadok-vozmeshheniya-rashodov-na-taksi-v-komandirovke" >Порядок возмещения расходов на такси в командировке

В процессе командировок предприятие обязано возместить работникам понесенные фактически затраты. Это суточные, расходы на проезд, проживание и прочие сопутствующие нужды (стат. 168 ТК). Точный регламент возмещения таких издержек устанавливается организацией в ЛНА или колл договорах с персоналом.

Оплата такси в командировке выполняется при использовании соответствующих услуг для проезда командированного лица к месту проживания, аэропорту, вокзалу и т.д. Следовательно, если предприятие предусмотрело в ЛНА, что такие расходы подлежат возмещению, работник должен предоставить подтверждающие проезд документы. Это БСО или кассовый чек. В таких формах должны содержаться обязательные реквизиты (в соответствии с Приложением № 5 к Постановлению Правительства РФ № 112 от 14.02.09 г.).

Обратите внимание! Не может рассматриваться в качестве подтверждения услуг такси по оплате транспортных расходов в командировке электронная квитанция (Письмо Минфина № 03-03-06/1/34183 от 10.06.16 г.).

Учет расходов на такси

В налоговом учете проезд на такси командированных лиц организация вправе учесть в составе прочих расходов по подп. 12 п. 1 стат. 264 НК.

Расходы на такси: когда и как их можно учесть при ОСНО и УСН

Разумеется, при условии, что в наличии имеются подтверждающие документы, то есть кассовый чек или БСО. Дополнительно, для обоснования целесообразности понесенных расходов, рекомендуется получить от сотрудника объяснения, почему пришлось воспользоваться именно этим видом транспорта. К примеру, причиной может быть территориальная удаленность аэропорта или проживание сотрудника вдалеке от остановок общественного транспорта и т.д.

В бухучете оплата такси относится к обычным расходам по п. 5, 7 ПБУ 10/99. Операция выполняется на момент утверждения авансового отчета. Проводки задействуют счета затрат по дебету и сч. 71 по кредиту:

  • Д 44 (20, 26) К 71 – учтены расходы на такси во время командировки.
  • Д 71 К 50 – издержки возмещены сотруднику.

Если осуществлялась аренда автомобиля в командировке и договор заключен напрямую с предприятием, необходимо отразить операции через сч. 60:

  • Д 44 (20, 26) К 60 – отражены в учете затраты по аренде авто.
  • Д 60 К 51 – оплачены по безналу услуги.

Обратите внимание! Ни взносами на страхование, ни подоходным налогам затраты сотрудника на такси в период командировки облагать не требуется.

Командировка на личном транспорте – какие документы нужны

Порой в служебную поездку работник отправляется на личном автомобиле. Как в таком случае подтвердить даты командировки и возникающие расходы? В соответствии с п. 7 Постановления № 749 от 13.10.08 г. начало и окончание поездки можно подтвердить с помощью служебной записки. Документ оформляется уже по возвращению из командировки.

Использование личного автомобиля также можно подтвердить чеками, квитанциями, счетами, путевыми листами на потребленное топливо. Если в командировку отправлено на одном транспорте несколько работников, составить записку необходимо каждому из них. Также в обязательном порядке по приезду оформляется авансовый отчет, к которому и прикладываются все первичные документы на проезд.

Как оплачивается однодневная командировка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как принимать расходыв в авансовом отчете за такси, если записаны два адреса назначения(отвезли двоих человек)?

Вас консультируют

Мазурина Л.А.

налоговый консультант

Галина Ивановна

консультант по бухгалтерским и юридическим вопросам

Ответ:

Здравствуйте! В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику в т. ч. расходы по проезду и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ст. 168 ТК РФ).

Оплата услуг такси командированному работнику

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Организация-работодатель обязана возместить сотруднику расходы на оплату такси, используемого для проезда к месту командировки и обратно в порядке и размерах, предусмотренных коллективным договором или иным локальным нормативном актом. Работнику следует приложить к авансовому отчету документы, подтверждающие фактически произведенные им расходы на оплату такси (п. 26 Положения). Документальным подтверждением расходов на оплату такси могут выступать чеки ККТ и приравненные к ним бланки строгой отчетности, соответствующие требованиям, установленным Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение о расчетах), утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (п.п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ \"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт\"). Так, на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (п. 2 Положения о расчетах). Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (п. 5.1 Положения о расчетах). Кроме того, в силу п. 4 Положения о расчетах бланк документа должен быть изготовлен либо типографским способом, либо сформирован с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов. К расходам будет приниматься именно сумма, указанная в чеке или БСО. Если данный чек или БСО влючают в себя стоимость поездки за двух человек, и иного подтверждающего это документа нет, то в расходы необходимо включить всю сумму. С уважением Лариса Мазурина

Если вы хотите воспользоваться нашими услугами или у Вас есть вопросы — просто позвоните нам!

+7 (495) 995-58-09

Расходы на такси в командировке: "прибыльные" нюансы (Мухин В.)