Таможенная декларация на вывоз валюты

Временный ввоз автомобиля обозначает, что, согласно ст. 264 ТК ЕАЭС, автомобиль помещается под таможенную процедуру временный ввоз. Эта процедура позволяет использовать физическим лицам-иностранцам свой, зарегистрированный за рубежом, автомобиль в России или в других странах ЕАЭС в течение 1 года без уплаты таможенных платежей и налогов. Под лицами-иностранцами понимаются лица с иностранным паспортом, а также граждане России, находящиеся за рубежом на ПМЖ.

Внимание! Автобусы, микроавтобусы, имеющие более 12 мест, грузовики, грузоподъёмностью более 5 тонн оформить под процедуру временный ввоз для личного пользования нельзя.

Временный ввоз автомобиля позволяет избежать оплаты таможенных платежей. Он применяется для использования своего авто в туристической поездке или командировке.

Без оплаты можно ввозить транспортные средства, предназначенные для:

  • Доставки гуманитарной помощи;
  • Ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Использования в составе научных экспедиций;
  • Доставки кинооборудования зарубежных съемочных групп;
  • Доставки команд для участия в международных соревнованиях, их экипировки и спортинвентаря.

С 25 августа 2010 года удостоверение ввоза транспортного средства (УВТС) – не используется, его заменяет пассажирская таможенная декларация, в которую заносится необходимая информация, кроме того не нужно предоставлять документы, подтверждающие цель ввоза. В пассажирской таможенной декларации указываются такие сведения о машине, как регистрационный номер, вид или марка авто, объём двигателя (см3), номер шасси, номер кузова или идентификационный номер, таможенная стоимость и другие.

Места таможенного оформления временного ввоза автомобиля

Так как автомобиль является подакцизным товаром, то его таможенное оформление может происходить только на таможенных постах акцизной таможни. Места таможенного оформления временного ввоза автомобиля установлены законодательно. В приложении №1 к Приказа Минфина РФ от 14.01.2020 № 4н. указан список таможенных постов, наделённых компетенциями по оформлению временного ввоза автомобилей физлицами. Из предложенного списка необходимо выбрать ближайший пост к месту регистрации или работы. Если доставка осуществляется владельцем «своим ходом», то возможно оформление автомобиля на таможенном посту расположенным к месту ввоза

Законодательство позволяет ввезти не один автомобиль, а несколько. Но без уплаты таможенных платежей можно ввезти только одно транспортное средство, за ввоз второго нужно вносить финансовое обеспечение, равное по величине таможенным платежам: пошлине, сбору, акцизу, налогу и утилизационному сбору.

Временный ввоз автомобилей гражданами ЕАЭС в Россию

Декларировать ввоз в Россию автомобилей, зарегистрированных в странах-членах ЕАЭС (Армении, Республики Беларусь, Казахстане и Киргизии) российским гражданам и гражданам этих стран не нужно.

Граждане стран ЕАЭС могут оформить временный ввоз в Россию автомобиля, зарегистрированного за пределами ЕАЭС, при этом авто нужно задекларировать и внести финансовое обеспечение, равное по величине таможенным платежам: пошлине, сбору, акцизу, налогу и утилизационному сбору.

Транспортное средство (авто) можно применять только для личного пользования, в других целях его использовать нельзя.

Временный ввоз автомобилей в РФ физическими лицами-иностранцами

Временный ввоз автомобилей, зарегистрированных за пределами ЕАЭС могут осуществлять физические лица-иностранцы. Без уплаты таможенных платежей можно ввезти только одно транспортное средство, за ввоз второго нужно вносить финансовое обеспечение, равное по величине таможенным платежам: пошлине, сбору, акцизу, налогу и утилизационному сбору. Транспортное средство (авто) можно применять только для личного пользования, в других целях его использовать нельзя.

Кто может его использовать: ввозивший его декларант, лица, осуществляющие техническое обслуживание, ремонт или хранение. Кроме того, транспортным средством могут пользоваться сограждане иностранца.

Не допускается:

  • Передавать автомобиль другим лицам без уведомления таможенных органов;
  • Оставлять авто на территории ЕАЭС дольше заявленного срока;
  • Использовать транспортное средство в коммерческих целях.

Продление временного ввоза автомобиля

Срок временного ввоза не может превышать 1 год. На таможне, прибывающим иностранцам, срок временного ввоза устанавливают равным времени их нахождения на территории ЕАЭС. Указанный в декларации, срок может быть продлён на установленных законодательством условиях. Если срок будет нарушен, то наступает административная или даже уголовная ответственность. При этом, согласно статье 16.18 КоАП, будет необходимо заплатить штраф, а автомобиль может быть конфискован. Кроме того, придётся выплатить все таможенные платежи.

Продлить срок можно на акцизных постах в Москве или других регионах России:

Таблица. Акцизные таможенные посты

Регион Наименование поста Код Местоположение
Брянская область Брянский 10009160 г. Брянск
Владимирская область Владимирский 10009170 г. Александров
Калужская область Калужский 10009180 г. Калуга
Крым, Республика Крымский 10009250 г. Симферополь
Москва Крекшинский 10009030 дер. Крекшино
Специализированный 10009130 Москва
Московская область Алабинский 10009020 Наро-Фоминский район, пос. Селятино
Донской 10009050 г. Домодедово
Егорьевский 10009220 г. Егорьевск
Михневский 10009100 Ступинский район, пос. Михнево
Павельцевский 10009020 г. Долгопрудный
Пикинский 10009140 Солнечногорский район, дер. Пикино
Приморский край Дальневосточный специализированный 10009260 г. Артем
Псковская область Псковский 10009210 Печорский район, г. Печоры
Ростовская область Южный 10009240 г. Новошахтинск
Санкт-Петербург Северо-западный специализированный 10009190 Санкт-Петербург
Смоленская область Смоленский 10009230 Смоленский район, дер. Стабна

Оформление таможенной процедуры временный ввоз автомобиля

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» является таможенным брокером (представителем) и занимается оформлением временного ввоза автомобилей на любых акцизных таможнях Российской Федерации, в том числе ввозимые через любые пункты пропуска с дальнейшим транзитом к месту таможенного оформления!

  • В аэропортах
  • В морских портах
  • На ж/д станциях
  • На грузовых автомобильных терминалах – СВХ
  • Почтовых экспресс отправлений

При необходимости проводим таможенное оформление товаров в любых других таможенных процедурах!

Работаем с любыми участниками ВЭД:

  • Физическими лицами
  • Юридическими лицами
  • Индивидуальными предпринимателями

Документы и информация для оформления
временного ввоза автомобиля

  1. Паспорт гражданина
  2. Паспорт транспортного средства
  3. Пассажирская таможенная декларация

Сроки и стоимость временного ввоза автомобиля

Срок оформления процедуры реэкспорта – 1 день!

При этом цена или стоимость услуг таможенного оформления автомобиля под процедуру временный ввоз в нашей компании является минимальной по рынку и зависит от места таможенного оформления и поставленных участником ВЭД задач, в среднем может составлять:

  • Физическое лицо – 3000 — 8000 руб.
  • Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель – 10000 — 15000 руб.

Мы уверены, что сделаем Вам наиболее выгодное предложение!

Узнать стоимость оформления процедуры временный ввоз автомобиля

Ввоз валюты и денежных инструментов в страны Таможенного Союза

Согласно ст.3 Решения Межгосударственного Совета ЕАЭС от 05.07.2010 N 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза», в случае ввоза физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

1.При единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

2.При единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Единовременный ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации

Также следует учитывать, что на основании «пункта 2 статьи 6» Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года «О Таможенном союзе», «Соглашения» от 20 января 1995 г. «О Таможенном союзе» между Правительством Республики Беларусь, Российской Федерацией и Республики Казахстан и «пункта 2 статьи 96» Таможенного кодекса Таможенного союза денежные средства и дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата, не подлежат декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через внутренние границы государств — членов Таможенного союза.

Вывоз валюты денежных инструментов из стран Таможенного Союза

В соответствии со ст. 4 Решения, вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:
1.При единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;
2.При единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной «декларации» на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Единовременный вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.
Вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной «декларации».

Необходимо отметить, что при таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной «декларации» указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства — члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства — члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых денежных инструментов.
Также, в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении физическими лицами через таможенную границу таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, в пассажирской таможенной «декларации» должны быть дополнительно указаны следующие сведения:

1.Дата и место рождения физического лица, реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории государства — члена таможенного союза, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания на территории государства — члена таможенного союза;
2.Сведения о денежных инструментах, за исключением дорожных чеков (вид денежного инструмента, наименование эмитента, дата выпуска и идентифицирующий номер при наличии);
3.Сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах (в случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, не являющихся собственностью декларанта), а также о предполагаемом использовании;
4.Сведения о маршруте и способе перевозки (о виде транспорта) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Пластиковые (банковские ) карты

Денежные средства в электронной форме, размещаемые на счету пластиковой карточки, можно перемещать без ограничения. Саму пластиковую карточку не требуется декларировать при перемещении через таможенную границу.

Превышение норм

При превышении установленных норм вывоза национальной и иностранной валюты, и ценных бумаг, а также дорожных чеков в случае невозможности немедленного возврата ценностей на территорию откуда производится вывоз при условии, что вывоз производится без сокрытия от таможенного контроля и с соблюдением требований о письменном декларировании, для физических лиц сохраняется возможность оставить ценности на временное хранение в таможенном органе.

Ответственность за нарушения

При несоблюдении требований о декларировании ввозимых наличных ценностей имеет место нарушение требований валютного законодательства. В РФ ответственность за правонарушение предусмотрена в размере от трех четвертых до полной суммы незаконной валютной операции. Мера ответственности применяется Федеральной службой финансового и бюджетного надзора, органом валютного контроля, которому таможенные органы обязаны передавать информацию о выявленных нарушениях такого рода в установленном порядке, как и предмет правонарушения — ценности, в отношении которых не было соблюдено требование о декларировании. В РК, согласно ст. 33 Закона Республики Казахстан от 13.06.2005 N 57-3 «О валютном регулировании и валютном контроле» нарушение валютного законодательства Республики Казахстан влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Правила для всех

Вышеприведенные правила распространяются на всех физических лиц в равной степени — резидентов и нерезидентов. Дети пользуются правами ввоза и вывоза наличной валюты, наличной иностранной валюты, ценных бумаг в документарной форме наравне со взрослыми. Сопровождающее лицо декларирует ценности ребенка в его декларации.

Проблемы пересчета

Определенную сложность для граждан может представлять также точный пересчет наличной валюты (например, евро) в долларовый эквивалент. На практике это можно сделать в аэропорту, стоя у стенда со свежей информацией о курсах НБ(ЦБ) либо в интернете на сайтах Центрального Банка РФ и Национальных Банков РК и РБ . Если возникают сомнения, пассажиру следует обратиться за помощью к инспектору таможни ДО подачи таможенной декларации.

См. также:

Ст. 355 ТК ТС

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

Закон Республики Казахстан от 13.06.2005 N 57-3 «О валютном регулировании и валютном контроле»

Письмо ФТС РФ от 16.07.2010 N 01-11/35110 «О порядке перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов»

Решение комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»

Решение Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года N 271 «О проекте Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза».

В мировой таможенной практике в настоящее время достаточно широко применяется электронное декларирование товаров, то есть декларирование товаров в таможне посредством представления таможенной декларации в электронном виде по электронным каналам связи.

В России первая электронная таможенная декларация была подана в 2002 году. Однако только в 2004 году началось поэтапное внедрение электронного декларирования в практику работы таможенных органов и переход некоторых участников внешнеэкономической деятельности на эту форму декларирования. Именно тогда Федеральная таможенная служба (ФТС России) приняла ряд правовых актов, определяющих порядок электронного декларирования.

В 2008 году электронное декларирование приобрело новый импульс после, того, как ФТС России разработала средства для электронного декларирования товаров через Интернет.

Таким образом, в настоящее время существуют два способа электронного декларирования товаров: традиционный способ – посредством выделенных каналов связи и электронное декларирование посредством сети Интернет (Интернет-декларирование).

Отличие этих двух видов электронного декларирования заключается, например, в том, что, в рамках Интернет-декларирования декларант представляет в таможню документы, прилагаемые к электронной декларации, заполняя специальные электронные XML-формы, разработанные ФТС России для большинства таких документов (инвойс, накладная и пр.), в то время как при обычном электронном декларировании документы, прилагаемые к электронной декларации, направляются в сканированном, неформализованном виде. С точки зрения взаимного расположения декларанта и таможни Интернет-декларирование может осуществляться независимо от удаленности декларанта от таможенного органа, в то время как при обычном электронном декларировании они, как правило, находятся в непосредственной близости друг от друга.

Интернет-декларирование обладает такими преимуществами, как, например, отсутствие в определенных случаях необходимости личного присутствия декларанта в таможне; короткие сроки таможенного оформления (срок с момента отправки декларантом электронной декларации до выпуска товаров таможней может составлять около 15 минут); после отправки электронной декларации декларант получает электронные сообщения обо всех этапах движения декларации: поступление в таможенный орган, принятие (с указанием данных о принявшем инспекторе), присвоение регистрационного номера (с указанием этого номера), выпуск и т.д.

Впрочем, в настоящее время пока еще нельзя с полной уверенностью утверждать, что Интернет-декларирование является самым простым и удобным способом декларирования во всех случаях. Так, например, в рамках Интернет-декларирования иногда все же возникает необходимость представлять в таможню и бумажные документы (например, в случае выявления в ходе проверки электронной декларации рисков в рамках системы управления рисками, которую применяет таможенная служба).

В то же время многие эксперты считают Интернет-декларирование при определенных обстоятельствах существенно облегчающим процедуру таможенного оформления. Так, например, ЭД2 (так обозначается Интернет-декларирование на языке правовых актов ФТС России) удобно использовать тем участникам ВЭД, которые регулярно декларируют относительно однородную номенклатуру товаров с достаточно однородными комплектами документов. Преимущества ЭД2 также смогут оценить те импортеры и экспортеры, чьи товары не подпадают под те или иные профили рисков.

В настоящее время электронное таможенное декларирование товаров (прежде всего ЭД2) получает все более широкое распространение среди российских участников внешнеэкономической деятельности. Немаловажную роль в распространении электронного декларирования играет текущая стратегия развития таможенной системы, реализуемая ФТС России во исполнение поручений высшего руководства страны. Так, в рамках поручения Президента РФ к концу 2010 года ФТС России обеспечила техническую готовность всех таможенных постов к приему деклараций в режиме ЭД2.

Что касается введения обязательного электронного декларирования, следует отметить, что Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (вступил в силу 29 декабря 2010 года) закрепляет общее правило, согласно которому декларация на товары подается в электронной форме. При этом устанавливается переходный период, в рамках которого до 1 января 2014 года таможенное декларирование может производиться по выбору декларанта в письменной или электронной форме. Таким образом, можно с высокой долей вероятности утверждать, что с 1 января 2014 года участники внешнеэкономической деятельности будут обязаны декларировать товары исключительно в электронной форме.

Вышеуказанное обстоятельство необходимо учитывать при долгосрочном планировании внешнеэкономической деятельности. Более того, рекомендуется уже сейчас рассмотреть вопрос о переходе на электронную форму декларирования (по возможности на ЭД2), так как нельзя исключать вероятность того, что обязательность данной формы декларирования будет введена раньше упомянутого срока.

При этом важно иметь ввиду, что переход на электронное декларирование предполагает определенные временные и финансовые затраты. В частности, может возникнуть необходимость в приобретении специального сертифицированного программного и аппаратного обеспечения, в получении электронной цифровой подписи, в заключении специального соглашения с ФТС России и т.п. Однако нельзя не учитывать и то обстоятельство, что по мнению многих специалистов, вышеуказанные затраты в будущем должны будут компенсироваться за счет преимуществ, описанных выше.

Аналитический отдел IFCG 12.04.2012

Примечания

  1. Пункт 1 статьи 204 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
  2. Пункт 4 статьи 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Основные понятия

Наличные денежные средства — это денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах ЕАЭС или государствах (группе государств), не являющихся членами ЕАЭС, включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки (пп.23 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС)

Денежные инструменты — дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, которые удостоверяют обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств и в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата (пп.8 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС)

Дорожные чеки – это ценная бумага с указанием номинала и местами для двух подписей владельца (первая подпись ставится при покупке чека, а вторая при обмене чека на наличные). Чеки выпускаются номиналом в 20, 50, 100, 500 и 1000 долларов США и 50, 100 и 500 Евро. Российские банки работают с дорожными чеками American Express и Thomas Cook.

Для приобретения дорожных чеков, необходимо обратиться с паспортом в банк. Комиссионные при покупке чеков банками не взимаются. При обмене чека на доллары США или Евро комиссия также не взимается. Каждый чек имеет номер и серию. При утрате или повреждении чек подлежит замене в течение 24 часов.

наверх

Ввоз/вывоз физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

Физические лица могут перемещать через через таможенную границу ЕАЭС (ввозить или вывозить) наличные денежные средства и (или) денежные инструменты без ограничения суммы.

Никаких ограничений по гражданству физических лиц, стране их проживания, стране ввоза или вывоза денежных средств, виду валюты или денежных инструментов законодательством о таможенном регулировании не установлено.

Любое физическое лицо имеет право перемещать через таможенную границу любую сумму наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Взимание таможенных или иных платежей, налогов при ввозе наличных денежных средств на таможенную территорию ЕАЭС таможенным законодательством не предусмотрено.

Если сумма не превышает 10 тысяч долларов США, такие денежные средства или инструменты перемещаются через таможенную границу без декларирования.

В случае единовременного ввоза или единовременного вывоза наличных денежных средств и (или) дорожных чеков через таможенную границу ЕАЭС на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США (на одно физическое лицо), вся сумма ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков подлежит декларированию в письменной форме (п.7 ст.260 ТК ЕАЭС).

Физическое лицо вправе декларировать и меньшую сумму по своему желанию.

Денежные инструменты, за исключением дорожных чеков подлежат таможенному декларированию независимо от перемещаемой суммы.

наверх

Декларирование наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

Декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами для личного пользования, осуществляется путем подачи пассажирской таможенной декларации (ПТД) с обязательным заполнением Приложения к ПТД (Сведения о наличных денежных средствах).

ПТД заполняется при перемещении:

  • наличных денежных средств (банкноты и монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США;
  • иных денежных инструментов в документарной форме (вексели, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, которые удостоверяют обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств и в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата).

Пересчет суммы наличных денежных средств в доллары США осуществляется по курсу на дату регистрации ПТД таможенным органом.

При расчете общей суммы перемещаемых наличных денежных средств учитывается как иностранная валюта, так и валюта Российской Федерации.

Форма и порядок заполнения ПТД установлены Решением Коллегии ЕЭК от 23.07.2019 N 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования».

Бланк пассажирской таможенной декларации

Внимание! Бланк ПТД в виде документа на бумажном носителе распечатывается на одном листе A4 с двух сторон!

ПТД заполняется разборчиво от руки или с использованием печатающих устройств на русском или английском языках либо на государственном языке государства ЕАЭС, а с разрешения таможенного органа — на другом иностранном языке, которым владеют сотрудники таможенного органа, в который будет подана ПТД. Собственноручная подпись декларанта обязательна.

ПТД на бумажном носителе заполняется в двух экземплярах: один из них предназначен для таможни, а второй — для физического лица и является документом, подтверждающим законность ввоза или ввоза наличной валюты и (или) денежных инструментов физическим лицом.

Представление электронного вида ПТД не требуется.

При заполнении Приложения к ПТД указываются сведения обо всех перемещаемых наличных денежных средствах, дорожных чеках и денежных инструментах.

Сумма наличных денежных средств указывается в номиналах банкнот.

При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в ПТД указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в рублях или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент.

Если номинальная стоимость отсутствует и невозможно определить эту сумму в валюте, в ПТД указывается количество перемещаемых через таможенную границу денежных инструментов.

При таможенном контроле таможенный орган вправе запросить предъявление декларируемой валюты, а также документы, подтверждающие заявленные в ПТД сведения.

В случае перемещения физическими лицами, не достигшими 16-летнего возраста, наличных денежных средств через таможенную границу ЕАЭС в сумме, подлежащей декларированию, их декларирование осуществляют сопровождающие лица: один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иное сопровождающее лицо либо представитель перевозчика при отсутствии сопровождающих лиц, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних — руководитель группы либо представитель перевозчика.

наверх

Подтверждение происхождения денежных средств

Если сумма перевозимой валюты меньше 100 тысяч долларов США, представление документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и инструментов при перемещении их через таможенную границу, законодательством не предусмотрено.

Если сумма наличных денежных средств или денежных инструментов превышает сумму, эквивалентную 100 тысяч долларов США по курсу на день подачи ПТД, то вместе с ПТД должны быть представлены документы, подтверждающие происхождение денежных средств и (или) денежных инструментов (п. 1 Решения Коллегии ЕЭК от 06.08.2019 N 130 «О представлении документов для подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»).

Это Решение Коллегии ЕЭК направлено на выявление и остановку физического трансграничного перемещения наличных денег и оборотных инструментов на предъявителя, которые могут быть использованы для финансирования терроризма или легализации доходов, полученных преступных путем.

Источник происхождения денежных средств и сведения о предполагаемом использовании перемещаемой валюты в обязательном порядке указываются в Приложении к ПТД.

Представляемые документы должны подтверждать заявленные в ПТД сведения о происхождении денежных средств и инструментов. В качестве таких документов могут быть использованы документы, оформляемые кредитными организациями при обене валюты, снятии денежных средств со счета, получении кредита, а также документы, подтверждающие совершение гражданско-правовых сделок (наследования, дарения и других).

В случае непредставления соответствующих документов перемещение через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов не допускается.

наверх

Ответственность за нарушения при перемещении валюты физическими лицами

За несоблюдение требования обязательного письменного таможенного декларирования наличных денежных средств и инструмнтов в сумме свыше 10 тыс. долл. США предусмотрена административная ответственость по ст 16.4 КоАП РФ, а также уголовная ответственность по ст. 200.1 УК РФ.

Административная ответственность по ст.16.4 КоАП РФ наступает в случае недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в сумме более 10 тысяч долларов, но не более 20 тысяч долларов США (свыше этой суммы наступает уголовная ответственность за контрабанду).

За такое администраивное нарушение предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй додвукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискация предмета административного правонарушения.

Уголовная ответственность по ст 200.1 УК РФ наступает в случае контрабанды, о есть незаконного перемещения через таможенную границу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенного в крупном размере,а именно в сумме свыше 20 тысяч долларов США (двукратного размера денежной суммы, разрешенной к перемещению через границу без декларирования).

Такое деяние наказвается штрафом в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет.

Незаконное перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в особо крупном размере, а именно в сумме свыше 50 тысяч долларов США (пятикратного размера денежной суммы, разрешенной к перемещению через границу без декларирования) наказывается штрафом в размере от десятикратной до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет.

При расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы вычитается та часть, которая разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована!

Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

наверх

Перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов внутри ЕАЭС

В рамках единой таможенной территории государств ЕАЭС осуществляется свободное перемещение товаров без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

В целях сближения законодательства государств ЕАЭС, регулирующего валютные правоотношения, и принятия мер либерализации обеспечивается свободное перемещение резидентами и нерезидентами наличных денежных средств и денежных инструментов в пределах таможенной территории ЕАЭС.

В связи с этим декларирование наличных денежных средств и (или) денежных инструментов при перемещении между странами-участницами ЕАЭС не производится.

Однако обязанность по декларированию распространяется на физических лиц, перемещающих наличные денежные средства и (или) дорожные чеки между государствами – членами ЕАЭС через третьи государства в случаях, если имело место пересечение таможенной границы ЕАЭС, в том числе при следовании физических лиц транзитом через трансферные зоны международных аэропортов третьих государств.

наверх