Таможенные декларации



Электронное декларирование товаров является одним из приоритетнейших направлений таможенной политики в настоящее время. Правовая основа декларирования товаров в электронной форме определена пунктом 8 статьи 63 и пунктом 1 статьи 124 ТК РФ. В развитие этих основополагающих статей ГТК России Приказом от 30.03.2004 N 395 утвердил Инструкцию о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, вступившую в силу 26 июля 2004 г.

Согласно пункта 4 указанной Инструкции таможенной декларацией, подаваемой в электронной форме, считается электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, которые необходимо указывать в письменной таможенной декларации на бланках формы ТД1 (ТД2) согласно Инструкцией о порядке заполнения ГТД, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915, или в таможенной декларации в качестве письменного заявления в случаях, которые определены Приказом ГТК России от 03.03.2003 N 203 «О декларировании товаров», поданных в таможенный орган в электронной форме в форматах, установленных ГТК России, и имеющих электронно цифровую подпись.

Применение электронной цифровой подписи установлено Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Электронная цифровая подпись применяется согласно Инструкцией о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме с целью удостоверения сведений, которые декларант заявляет при декларировании товаров и транспортных средств таможенному органу.

Действующая в настоящее время система документооборота в таможенных органах представляет собой два связаных между собой блока:

1. Общего документооборота, который подразделяется на:

— внутрений документооборот, осуществляемый в рамках таможенной системы;

— внешний документооборот, предполагает оборот документами с иными государственными органами, а тка же физическими и юридическими лицами.

2. Специального документооборота. Посредством специального документооборота осуществляются важнейшие функции таможенных органов — таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу РФ.

Причем, дигитализация (перевод в электронную форму) указанных видов документооборота, их видовое деление не изменяется.

В качестве субъектов электронного документооборота в таможенном деле выделяют следующие:

— органы государственной власти: таможенные органы, правоохранительные органы, прокуратура и т.д.;

— участники ВЭД, которыми могут быть как юридические так и физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность и взаимодействующие с таможенными органами. Такими участниками могут быть: таможенные брокеры, таможенные перевозчики, физические и юридические лица; коммерческие банки; страховые компании и т.д.

Становление системы электронного документооборота в таможенной сфере РФ основано на внедрении проекта «Российская таможня — 21». Данный проект предполагает два основных направления:

1. Осуществление таможенных операций посредством системы электронного документооборота в сфере таможенного оформления и таможенного контроля, перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Посредством использования программных комплексов, позволяющих осуществлять электронный документооборот, достигается ускорение проверки таможенных деклараций и обеспечивается надлежащий уровень таможенного контроля. Электронный документооборот обеспечивает обмен данными между таможенными постами, проводящими таможенное оформление, отделами таможни, таможенными брокерами, складами внутреннего хранения, банками, декларантами и т.д. Обмен информацией осуществляется с использованием таких программных комплексов как: «Аналитика», «Аист-М», «Пирамида», «Web-Декларант» и прочие. Кроме того, субъекты электронного документооборота имеют доступ к базам данных, хранящим информацию об уплате таможенных платежей, наличии лицензий и т.д.

Такая процедура таможенного оформления обеспечивается за счет предоставления электронной таможенной декларации на перемещаемые товары и транспортные средства. Рассмотрим технологический порядок таможенного оформления и электронного декларирования:

— передача электронного уведомления о прибытии груза в зону деятельности подведомственного таможенного органа;

— прибывший груз помещается на склад временного хранения СВХ либо таможенный склад. На этом этапе посредством электронного обмена информацией между таможенной службой и владельцем склада осуществляется весь необходимый учет и контроль за сроками хранения в отношении поступления на склад и выпсуке груза;

— составление и отправка по сети, либо на дискете в таможенный орган копии таможенной декларации;

— параллельно с осуществлением процедуры таможенного оформления, включаючего электронное декларирование товаров, может проводиться их таможенный досмотр, что позволяет сократить время прохождения таможенных формальностей;

— проводится проверка электронной грузовой таможенной декларации ГТД путем машинной интерпритации единого алгоритма действий программным комплексом;

— если возникает необходимость в получении дополнительной информации в отношении данных, заявленных в ГТД, тогда в функциональные отделы таможни направляется протокол рассогласований. Таким образом, могут быть запрошены сведения о таможенных платежах, задолженностях и просрочках;

— по результатм проверки электронной таможенной декларации решение о выдаче груза грузополучателю передается на склад.

Все этапы процедуры электронного декларирования контролируются электронной подсистемой с отображением текущего состояния процесса электронного декларирования, путем передачи информации о текущем состоянии данного процесса.

По итогам прохождения процедуры электронного декларирования, вся соответствующая информация передается в региональную базу данных, а тка же в ФТС России.

2. Осуществление предварительного электронного декларирования товаров и транспортных средств с использованием международных стандартов передачи электронных документов и электронного декларирования. Предварительное электронное декларирование позволяет в значительной мере упростить порядок пропуска товаров через таможенную границу РФ, а так же доставку этих товаров в пукты таможенного оформления. Международные стандарты электронного декларирования реализуются путем передачи EDI-сообщений, посредством посредничества таможенных органов или операторов с применением стандартов «EDIFACT». Такое электронное сообщение содержит в себе:

— всю необходимую информацию, требуемую для таможенного оформления и доставки товаров под таможенным контролем;

— уникальный номер, включающий идентификационные коды;

— дату и время отправки сообщения.

При предварительном электронном декларировании таможенное оформление осуществляется в упрощенном порядке на специально отведенных рабочих местах. Все процессы передачи, приема, регистрации и обработки EDI-сообщений осуществляются автоматически.

Технологически процес предварительного электронного декларирования выглядит следующим образом:

— экспортер готовит сообщение CUSDEC в установленном формате с присвоением уникального номера и регистрацией даты и времени сообщения;

— после чего экспортер формирует резервную копию этого сообщения, а оригинальное сообщение отправляет в таможенный орган страны назначения;

— в течении часа экспортеру поступает ответ о возможности перевозки груза в рамках TEDIM;

— в свою очередь, таможенный орган страны отправления регистрирует эти сообщения и направляет их в адрес таможенного органа страны назначени;

— таможенный орган страны назначения регистрирует его и проводит проверку синтаксиса поступившего сообщения, при наличии ошибок направляет ответное сообщение CONTROL обратно в таможенный орган страны отправления;

— при принятии положительного решения таможенный орган страны назначения конвертирует сообщение CUSDEC в формат электронного документа контроля доставки (ДКД) товаров и направляет его в соответствующие пограничные пункты пропуска;

— одновременно, сообщение CUSDEC отсылается в адрес таможенного органа страны отправления с разрешением начать транспортировку груза;

— таможенный орган страны отправления передает его экспортеру, после чего экспортер может начать осуществлять тренспортировку товара.

/ Для юридических лиц

Виды таможенной декларации

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) ;
4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются .

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются ТК или решением Комиссии Таможенного союза.

Таможенная декларация может быть представлена в виде в соответствии с Таможенным Кодексом. Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза.

Место и сроки подачи таможенной декларации

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации. В РФ перечень правомочных органов установлен .

Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.

Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 2 месяца и по заявлению лица может быть продлен еще на 2 месяца, если иное не установлено Таможенным Кодексом Таможенного союза. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории Таможенного союза.

Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с настоящим Кодексом, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу:

1) решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;
2) решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;
3) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;
4) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более двух часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза.

Перечень сведений, указываемых в таможенной декларации

Сведения, которые должны быть указаны в декларации на товары, подробно перечислены в . Данный перечень, ограничивается только сведениями, необходимыми для целей исчисления и взимания таможенных платежей, а также формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства.

В декларации на товары указываются следующие сведения:

1) заявляемая таможенная процедура;
2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;
4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;
5) сведения о товарах:
— наименование;
— описание;
— классификационный код товаров по ТН ВЭД;
— наименование страны происхождения;
— наименование страны отправления (назначения);
— описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
— количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения;
— таможенная стоимость;
— статистическая стоимость;
6) сведения об исчислении таможенных платежей:
— ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
— применение льгот по уплате таможенных платежей;
— суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
— курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей;
7) ;
8) сведения о соблюдении ограничений;
9) сведения о производителе товаров;
10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;
11) сведения о представляемых документах;
12) сведения о лице, составившем декларацию на товары;
13) место и дата составления декларации на товары.

В транзитной декларации, согласно , указываются сведения о:

1) стране отправления, стране назначения товаров;
2) отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными документами;
3) декларанте;
4) перевозчике;
5) транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
6) наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными документами;
7) коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков;
8) весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
9) количестве грузовых мест;
10) пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
11) документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
12) планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.

В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, в том числе определенные международными договорами, если они содержат вышеперечисленные сведения.

1. По обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары, за исключением транзитной декларации на иностранные товары, указанные в пункте 4 статьи 302 настоящего Кодекса, может быть отозвана им до выпуска товаров таможенным органом.

2. При отзыве таможенной декларации новая таможенная декларация должна быть подана в пределах срока временного хранения товаров.

3. При неподаче таможенной декларации в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.

4. По обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, зарегистрированная транзитная декларация на иностранные товары, указанные в пункте 4 статьи 302 настоящего Кодекса, может быть отозвана им до выпуска товаров таможенным органом либо после выпуска товаров таможенным органом до фактического убытия таких товаров с таможенной территории Союза.

5. По обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, зарегистрированная таможенная декларация на товары Союза может быть отозвана им до фактического убытия товаров с таможенной территории Союза, в том числе после выпуска товаров таможенным органом, с учетом пункта 6 настоящей статьи.

6. По обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, таможенная декларация на товары Союза, помещенные под таможенную процедуру экспорта в целях завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны или таможенной процедуры свободного склада, может быть отозвана им:

1) если такие товары находятся на территории СЭЗ или на территории свободного склада, в том числе после выпуска товаров таможенным органом;

2) если такие товары находятся за пределами территории СЭЗ или за пределами территории свободного склада и фактически не убыли с таможенной территории Союза, при условии одновременной подачи таможенной декларации на помещение таких товаров под иную таможенную процедуру в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 207, подпунктом 1 пункта 5 статьи 215 настоящего Кодекса.

7. Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа. Разрешение таможенного органа либо отказ в выдаче такого разрешения оформляется в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.

Отзыв таможенной декларации допускается, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, не принял решение о проведении таможенного осмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, не назначил проведение таможенной экспертизы и (или) не установил влекущих административную или уголовную ответственность нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и (или) законодательства государств- членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

После проведения таможенного осмотра товаров, таможенного досмотра товаров, получения результатов таможенной экспертизы таможенная декларация может быть отозвана, если по результатам их проведения не были установлены влекущие административную или уголовную ответственность нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов о таможенном регулировании и законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Законодательством государств-членов могут устанавливаться иные, чем предусмотренные настоящим пунктом, условия отзыва таможенной декларации, поданной в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса.

8. Положения пунктов 1 – 7 настоящей статьи не применяются при отзыве декларации на товары в случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 116 настоящего Кодекса.

В случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 116 настоящего Кодекса, декларация на товары отзывается по обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.

Таможенная декларация – это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товара (Статья 4 ТК ТС).

Процедура заполнения декларации и последующей подачи документа в таможенные органы называется таможенным декларированием. Это процедура подачи в органы государственной власти сведений о декларируемых товарах согласно выбранной таможенной процедуры (статья 179 ТК ТС). Таможенное декларирование товаров производится декларантом (или таможенным представителем по поручению декларанта) в письменной или электронной форме. Срок регистрации таможенным органом с момента подачи сведений регламентирован 2 часами. А выпуск товаров юридических лиц не более суток. Декларант – это лицо, которое декларирует товары, либо от имени которого они декларируются (Cтатья 4 ТК ТС).

Основные сведения в таможенной декларации:

  • Страна происхождения;
  • Тип груза-товара (номенклатура товара согласно ЕТН ВЭД);
  • Вес груза;
  • Стоимость;
  • Цель воза или вывоза;
  • Номера транспортного средства доставляющего товар;
  • И любую другую информацию, без предъявления которой невозможно произвести таможенную очистку.

Виды таможенных деклараций

Реестр деклараций приведен в статье 180 ТК ТС. В зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, в Таможенном кодексе Таможенного союза приведены следующие виды таможенных деклараций:

  1. Таможенная декларация на товары (ДТ) (ранее этот документ назывался «Грузовая таможенная декларация” — «ГТД”). Оформляется на товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей перемещаемых через государственную границу. Подача сведений в таможню происходит только в электронном виде!
  2. Транзитная декларация (ТТ – таможенный транзит) заполняется и подается на бумажном или электронном носителе на грузы, следующие транзитом по территории Таможенного союза или через нее от границы до границы.
  3. Пассажирская таможенная декларация (ПД) – это документ необходимый при декларировании грузов и товаров перемещаемых физическими лицами через государственную границу. Заполнение и подача в таможенный орган осуществляется только на бумажном носителе физическим лицом или таможенным представителем.
  4. Таможенная декларация на транспортное средство – заполняется и подается в Центральную акцизную таможню (ЦАТ) на бумажном или электронном носителе на автомобили, ввозимые или вывозимые с территории Таможенного союза под выбранными таможенными процедурами: «экспорт”, «импорт – выпуск для внутреннего потребления”, «временный ввоз/вывоз” и др.

Подача таможенной декларации после заполнения

Подача таможенных деклараций таможенному органу осуществляется: физическим лицом при личном присутствии; юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем удаленно посредством специальной программы. Также оформление может осуществляться таможенным представителем. Срок подачи при помещении на склад временного хранения на ввезенные товары может составлять не более 2 месяцев и может быть увеличен по заявлению может быть продлен еще на 2 месяца. При вывозе товаров сроки подачи не установлены.

Где взять таможенную декларацию на товары?

Бланк таможенной декларации на товары можно получить в пункте пропуска через Государственную границу на таможне, а также скачать на нашем сайте. Перед подачей в таможню рекомендуем проверить на соответствие заявленных сведений. Они не должны противоречить реальной информации о заявляемом товаре и его количестве. После сверки документов необходимо оплатить таможенные пошлины и сборы.

Места таможенного оформления: местом подачи декларации может быть любой таможенный пост Российской Федерации, из числа перечисленных в Приказе ФТС России от 15 июня 2010 года №1133.

Что такое регистрационный номер таможенной декларации?

Получив ДТ от декларанта, инспектор таможни проверяет правильность заявленных в ней сведений с реальным содержанием декларируемого груза. В случае если у инспектора не возникли претензии ни к содержанию, ни к оформлению ДТ, он присваивает документу уникальный номер и визирует индивидуальной печатью. До присвоения номера ДТ декларант должен предоставить в таможню документы об оплате авансовых пошлин и сборов. Только после этого выпуск товаров разрешен таможней.

Выпуск таможенной декларации на товар – это завершающий этап таможенного оформления грузов. Инспектор визирует ДТ штамп «Выпуск разрешен” таможней. Это значит, что с этого момента декларируемый товар перемещен через таможенную границу, и он может использоваться под выбранной процедурой без ограничений на всем пространстве Таможенного союза.

Оформление таможенной декларации – сроки и стоимость услуги

Наша компания таможенный брокер — представитель «Универсальные Грузовые Решения” предоставляет услуги оформления таможенных деклараций и профессионального декларирования товаров в любых таможнях РФ. Мы быстро и качественно «растаможим» или «затаможим» Ваш груз! Оперативно заполним, подадим и выпустим любой товар по необходимой декларации на товары.

Стоимость услуг оформления таможенной декларации в нашей компании являются минимальными по рынку и составляют: для физических лиц — от 3000 рублей; для юридических лиц — от 5000 рублей.

Все работы выполняются в течение нескольких часов!

Узнать стоимость оформления таможенной декларации

Статья 123. Товары, подлежащие декларированию

Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.

Статья 124. Декларирование товаров

1. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15) по выбору декларанта.

2. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

3. В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):

  • заявляемый таможенный режим
  • сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 настоящего Кодекса, об отправителе и о получателе товаров
  • сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем
  • сведения о товарах:
    • наименование
    • описание
    • классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности
    • наименование страны происхождения
    • наименование страны отправления (назначения)
    • описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера)
    • количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения
    • таможенная стоимость
  • сведения об исчислении таможенных платежей:
    • ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов
    • применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов
    • применение тарифных преференций
    • суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов
    • установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей
  • сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях
  • сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
  • сведения о производителе товаров
  • сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим
  • сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования (статья 131)
  • сведения о лице, составившем таможенную декларацию
  • место и дата составления таможенной декларации

4. В случае использования таможенной декларации в качестве документа учета для целей валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, в таможенной декларации подлежат указанию также сведения, необходимые для этих целей, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

5. Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. Удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать.

6. Форма декларирования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, с учетом категории лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса, видов товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.

7. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, и формы, в которых они представляются, подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 5 настоящего Кодекса.

Статья 125. Место декларирования товаров

1. Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.

2. В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров только:

  • в случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для таможенного оформления таких товаров, как культурные ценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы
  • в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров (автомобильный, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный и линии электропередачи)
  • в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства Российской Федерации либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
  • в случае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации

3. В случае подачи таможенной декларации в иной таможенный орган, чем установленный в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, таможенная декларация в день ее подачи пересылается таможенным органом, в который подана таможенная декларация, в надлежащий таможенный орган.

Срок принятия таможенной декларации (статья 132) в этом случае продлевается на время, необходимое для ее пересылки, но не более чем на два рабочих дня.

4. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие места декларирования отдельных видов товаров, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования.

Статья 126. Декларант

1. В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 настоящего Кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации, при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

2. Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:

  • физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
  • иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса
  • иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств
  • иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита
  • иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо

Статья 127. Права и обязанности декларанта

1. При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе:

  • осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации
  • с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары
  • присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (статьи 371 и 372), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (статья 383)
  • знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров
  • представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом
  • пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом

2. При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:

  • подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131)
  • по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары
  • уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III настоящего Кодекса

Статья 128. Особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии

1. По желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. При этом, если товарам соответствует несколько классификационных кодов по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности с одинаковыми ставками таможенных пошлин, указанию подлежит тот классификационный код товара, которому соответствует наиболее высокий уровень ставки акциза, а при равных ставках акциза — наиболее высокий уровень ставки налога на добавленную стоимость.

2. Сведения о наименовании и количестве всех товаров, содержащихся в одной товарной партии, заявляются декларантом путем представления списка товаров. В качестве такого списка могут использоваться отгрузочные спецификации, упаковочные листы, описи или другие подобные документы. Список товаров рассматривается для таможенных целей в качестве неотъемлемой части таможенной декларации.

3. Если к отдельным товарам, содержащимся в одной товарной партии, применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларирование таких товаров с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности не освобождает декларанта от соблюдения указанных ограничений.

4. В целях проверки соблюдения положений пункта 3 настоящей статьи таможенный орган вправе потребовать от декларанта представления уточняющих сведений об отдельных декларируемых товарах.

Статья 129. Срок подачи таможенной декларации

1. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 286 и 293 настоящего Кодекса.

2. Если срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, недостаточен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, по мотивированному обращению этого декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации. Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров.

3. Если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа.

4. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, подается до их убытия с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных статьей 314 настоящего Кодекса.

Статья 130. Предварительное декларирование товаров

1. Таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита.

2. Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.

3. После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур.

4. Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается неподанной.

Статья 131. Представление документов при декларировании товаров

1. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

2. При декларировании товаров представляются следующие основные документы:

  • договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок — иные документы, выражающие содержание таких сделок
  • имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы
  • транспортные (перевозочные) документы
  • разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
  • документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса
  • платежные и расчетные документы
  • документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего Кодекса

3. Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.

4. В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.

5. Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен настоящим Кодексом. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.

6. В случае представления в таможенный орган документов, которые могут использоваться при таможенном оформлении других товаров, по запросу декларанта таможенным органом выдается письменное подтверждение принятия таких документов по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Подтверждение считается действительным до внесения изменений в представленные документы или до истечения срока их действия. Указанное подтверждение может использоваться декларантом при таможенном оформлении товаров без дополнительного представления в таможенный орган принятых документов. Декларант вправе представить указанные документы до подачи таможенной декларации.

Статья 132. Принятие таможенной декларации

1. Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.

2. Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:

  • таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации
  • таможенная декларация подается ненадлежащим лицом
  • в таможенной декларации не указаны необходимые сведения (статья 124)
  • таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме
  • при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 настоящего Кодекса
  • в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации

3. С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

4. Если таможенная декларация не принята таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.

5. О причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган уведомляет лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, такое уведомление представляется в письменной форме.

Статья 133. Изменение, дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации

1. По мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены.

2. Изменение, дополнение сведений, заявленных в принятой таможенной декларации, допускаются с разрешения таможенного органа при соблюдении следующих условий:

  • если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров
  • если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не начал проверку товаров
  • если вносимые изменения, дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера суммы таможенных платежей и применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

3. Должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе либо по поручению или просьбе заинтересованных лиц заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, заявленные в таможенной декларации, за исключением внесения в нее тех сведений, которые относятся к компетенции таможенных органов, а также изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации.

Статья 134. Отзыв таможенной декларации

1. По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до выпуска таких товаров для заявления иного таможенного режима.

Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров.

При выдаче разрешения на отзыв таможенной декларации таможенный орган устанавливает срок для подачи новой таможенной декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв. Отзыв таможенной декларации не продлевает срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на российские товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, может быть отозвана им независимо от целей такого отзыва до убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, в том числе после выдачи разрешения на помещение товаров под заявленный таможенный режим.

Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о помещении товаров под заявленный таможенный режим.

Срок для подачи новой таможенной декларации на эти товары не устанавливается.

Статья 135. Неполная таможенная декларация

1. Если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

2. Если таможенный орган принимает неполную таможенную декларацию, применяются те же требования и условия таможенного законодательства Российской Федерации, включая порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, которые применяются в случае, если изначально подается полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация.

Статья 136. Периодическая таможенная декларация

1. При регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.

2. Применение периодической таможенной декларации не должно приводить к нарушению предельного срока временного хранения товаров или к нарушению срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

3. При применении периодической таможенной декларации к российским товарам, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации, применяются правила, предусмотренные пунктами 3 и 7 статьи 138 настоящего Кодекса.

4. При регулярном перемещении через таможенную границу одних и тех же товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить использование одной периодической таможенной декларации при неоднократном перемещении таких товаров в течение одного года.

Статья 137. Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации

1. При вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 настоящего Кодекса.

2. Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.

При отказе таможенного органа в применении упрощенного порядка декларирования российских товаров таможенный орган уведомляет об этом декларанта в соответствии с пунктом 5 статьи 132 настоящего Кодекса с указанием условий, выполнение которых необходимо для применения такого порядка.

3. Товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, декларируются в порядке, установленном главой 26 настоящего Кодекса.

Статья 138. Периодическое временное декларирование российских товаров

1. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

2. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.

3. Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода.

4. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

Убытие российских товаров с таможенной территории Российской Федерации в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 1 и 2 статьи 122 настоящего Кодекса.

5. При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом этой декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

6. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса.

Особенности уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи определяются статьями 312 и 314 настоящего Кодекса.

7. Если по истечении четырех месяцев со дня принятия временной таможенной декларации российские товары не будут вывезены с таможенной территории Российской Федерации, таможенная декларация, в которой такие товары были заявлены к вывозу, считается неподанной.

По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает указанный срок, но не более чем еще на четыре месяца.

наверх