Таможенный контроль товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности

Содержание



Использование юридической наукой и законодателем понятия «интеллектуальная собственность» в первую очередь имеет целью отразить тот факт, что права на результаты интеллектуальной деятельности носят исключительный характер и, подобно вещным правам, подлежат абсолютной защите от посягательств на них любых третьих лиц. Наиболее полное определение данного понятия содержится в статье 2 Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., где под интеллектуальной собственностью понимается совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной, и в первую очередь творческой, деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты.
Здесь, однако, следует уточнить, что употребление в рассматриваемом понятии термина «собственность» вовсе не означает, что права на результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая защита, включаются в категорию вещных прав, такую, как, например, право собственности на имущество, или являются разновидностью указанных прав. Результаты интеллектуальной деятельности не являются материальными объектами, но в то же время могут быть размещены на определенных материальных носителях (аудио- и видеокассеты, компакт-диски, кино- и телефильмы). В этом случае интеллектуальная собственность становится предметом гражданско-правовых договоров с одновременным сохранением исключительных прав на произведения за их авторами.
Развитие современных средств коммуникации, расширение способов передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности объективно определили ту особую значимость проблем охраны и защиты интеллектуальной собственности, выявления и пресечения последствий нарушения законодательства в области указанных правоотношений, которую они сегодня приобрели, в том числе при осуществлении контроля за перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.
Таможенные органы проводят таможенный контроль не только непосредственно при пересечении товарами таможенной границы, но и в течение трех лет после выпуска товаров. При этом законодательством государств — членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который, однако, не может превышать пяти лет.
Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 Таможенного кодекса Таможенного союза (статья 99 ТК ТС).
Меры по защите права интеллектуальной собственности применяются в отношении товаров, содержащих объекты авторского и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания (далее — объект интеллектуальной собственности), включенных по заявлению правообладателя в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, установлены главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Здесь определен порядок применения мер по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, который базируется на Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, известном как Соглашение ТРИПС (TRIPS), представляющем собой основополагающий документ Всемирной торговой организации в области охраны и защиты интеллектуальной собственности, значительная часть которого посвящена особым требованиям в отношении пограничных мер.
В рассматриваемой главе Таможенного кодекса Таможенного союза также содержится перечень исключений из общего порядка принятия мер по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, согласно которому указанные меры не применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:
1) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;
2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.
В то же время следует учитывать, что меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.
Новеллой таможенного законодательства является предоставление таможенным органам права принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности без заявления правообладателя (процедура ex officio).
Данная норма появилась в Таможенном кодексе Таможенного союза в целях усиления борьбы с контрафактной продукцией и приведения законодательства в соответствие с международными стандартами — положениями статьи 58 Соглашения TRIPS (действия процедуры ex officio), которые предусматривают право участников Соглашения требовать от компетентных (таможенных) органов действовать по собственной инициативе и приостанавливать выпуск в свободное обращение товаров, в отношении которых они располагают prima facie доказательствами того, что право интеллектуальной собственности нарушается. При заявлении указанного требования компетентные (таможенные) органы могут в любое время обращаться к правообладателю за любой информацией, которая может им помочь в осуществлении этих полномочий.
В данном случае импортер и правообладатель незамедлительно уведомляются о приостановлении выпуска товаров в свободное обращение. Если импортер подал компетентным органам возражение против приостановления выпуска товаров в свободное обращение, такое приостановление осуществляется mutatis mutandis на условиях, изложенных в статье 55 Соглашения TRIPS, где предусмотрено, что органы государственной власти и их служащие освобождаются от ответственности за принимаемые решения только в случаях, если они действовали или намеревались действовать добросовестно.
Применение указанных правовых норм широко практикуется таможенными администрациями США, Японии и государств Евросоюза.
Представляется, что введение процедуры ex officio существенно сужает права правообладателей по беспрепятственному использованию своей интеллектуальной собственности.
Рассматриваемый принцип фактически позволяет отчуждать права у правообладателей, используя их по своему усмотрению, без ведома правообладателя. По поводу сохранения баланса интересов правообладателей и государства возникает много вопросов. Насколько этот принцип защищает права и интересы правообладателей, а не ущемляет или ограничивает их?
Данный принцип закреплен в Кодексе Республики Казахстан от 30 июня 2010 г. N 298-IV ЗРК «О таможенном деле в Республике Казахстан».
В Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрена возможность действия таможенных органов без заявления правообладателя.
Таможенное законодательство Республики Беларусь не предусматривает применение принципа ex officio.
Регламентация ввоза на территорию государств — членов Таможенного союза объектов интеллектуальной собственности, не включенных в Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. относится к внутреннему правовому регулированию каждого государства — члена Таможенного союза. Например, Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует ввоз продукции, которая охраняется патентным правом (ст. 1358 ГК РФ), правом на селекционные достижения (ст. 1421 ГК РФ) и правом на топологии интегральных микросхем (ст. 1454 ГК РФ).
Таможенным кодексом Таможенного союза создана двухуровневая система защиты права интеллектуальной собственности посредством формирования национальных таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза.
Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый реестр и порядок его ведения определяются Соглашением о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. и Регламентом взаимодействия таможенных органов государств — членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 290. Органом, уполномоченным на ведение единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза, согласно данному решению является Федеральная таможенная служба Российской Федерации.
Продолжительность срока защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности устанавливается с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, при их включении в реестр, но не более двух лет со дня включения в такой реестр. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на два года, при условии соблюдения требований, предусмотренных главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В таможенном законодательстве Республики Беларусь отсутствует возможность продления указанного срока.
В Российской Федерации Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (Приказ ФТС России от 13 августа 2009 г. N 1488) предусматривает, что срок принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, определяется с учетом сроков действия представленных документов, на основании которых принимается решение. Указанный срок не может быть более пяти лет со дня внесения объектов интеллектуальной собственности в реестр.
Указанный срок может быть продлен неограниченное число раз в пределах срока правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности в соответствии с положениями Приказа ГТК РБ от 10 августа 2007 г. N 382-ОД «О некоторых вопросах осуществления таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности».
В Казахстане данный вопрос регламентирован прошедшим в августе 2010 г. регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан Приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 16 июля 2010 г. N 356 «Об утверждении Правил ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». Приказ вступил в силу с 3 сентября 2010 г. и распространяется на отношения, возникшие с 1 июля 2010 г.
В Российской Федерации меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности регламентированы в главе 42 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (Приказ ФТС России от 13 августа 2009 г. N 1488).
Правообладатель (или его законный представитель), имеющий основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на те или иные объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в центральный таможенный орган о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.
В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза правообладатель обязан представить сведения о товарах, которые, по его мнению, являются контрафактными. Данные сведения должны быть достаточно подробны для того, чтобы таможенные органы могли идентифицировать такие товары. Таким образом, компетенция таможенных органов по принятию мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, распространяется не на все товары, содержащие тот или иной объект интеллектуальной собственности, а только на те из них, в отношении которых у правообладателя имеется информация об их незаконном происхождении.
Правообладатель по своему усмотрению может указать любые другие сведения, которые могут быть полезны таможенным органам для выявления товаров, обладающих признаками контрафактных. Правообладатель может приобщить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав. Это могут быть образцы товаров, обладающих признаками контрафактных, а также образцы оригинальных товаров в целях их сравнения и определения отличительных особенностей.
Заявитель обязан представить в центральный таможенный орган государства — члена Таможенного союза документ, подтверждающий обеспечение обязательства, либо представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. Таможенным законодательством Таможенного союза предусмотрено, что страховая сумма должна быть не менее 10 тысяч евро. В Российской Федерации сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 000 рублей.
За включение в реестр плата не взимается. Реестр является техническим документом, в котором систематизируются объекты интеллектуальной собственности, по которым национальными таможенными органами принято положительное решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.
Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства — члена Таможенного союза, или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней.
Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.
Не позднее следующего после принятия решения о приостановлении выпуска товаров дня таможенный орган уведомляет декларанта и правообладателя о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления.
Правообладателю предоставляется 10 дней для обращения в уполномоченные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза органы за защитой своих прав.
С письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.
Таможенный орган на основании мотивированного письменного запроса правообладателя вправе продлить срок приостановления выпуска товаров, но не более чем на 10 рабочих дней.
В случае составления протокола об административном правонарушении таможенные органы должны принять меры по изъятию в качестве вещественных доказательств товаров, обладающих признаками контрафактных, либо по наложению ареста на такие товары.
По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.
Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:
1) в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, об отмене такого решения;
2) объект интеллектуальной собственности исключен из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства — члена Таможенного союза, и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза;
3) в иных случаях, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза.
Отмена решения о приостановлении выпуска товаров оформляется в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.
После отмены решения о приостановлении выпуска товаров выпуск таких товаров возобновляется и производится в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

3.НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЯ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ

Елканов Борис Викторович, аспирант кафедры административного и финансового права Российского государственного торгово-экономического университета Контакты автора: statjavak@mail.ru

Аннотация. В настоящей статье автором анализируются существующие научные подходы к определению понятий таможенного оформления и таможенного контроля, раскрываются сущностные признаки этих таможенно-правовых категорий и предлагаются их развернутые дефиниции, призванные комплексно отразить их правовую сущность. В статье выделяется пять различных аспектов правовой сущности таможенного оформления и таможенного контроля, отражающих многогранность этих категорий.

Ключевые слова: таможенное оформление, таможенный контроль, таможенное дело, таможенный процесс, институты таможенного права, деятельность таможенных органов.

CUSTOMS REGISTRATION AND CUSTOMS CHECKING: DEFINITIONS AND LEGAL NATURE

Переход Российской Федерации к рыночной экономике и, как следствие, интенсификация экономических отношений, в том числе в области внешнеэкономической деятельности, обусловили повышенный интерес научной общественности к проблемам таможенного права России. Среди важных и перспективных направлений научных исследований в сфере таможенного права на современном этапе можно выделить вопросы, связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем, как тесно между собой связанными, однако имеющими каждый собственное специфическое предназначение, элементами таможенного процесса.

Между тем, на наш взгляд, сами понятия таможенного оформления и таможенного контроля, а также их правовая сущность недостаточно широко исследованы в научных работах в сфере таможенного права. Как правило, значительное внимание в таких работах уделяется конкретным формам и практическим аспектам

указанных элементов таможенного процесса, при том, что теоретические их аспекты освещаются, по нашему мнению, недостаточно полно. Исключение составляет ряд диссертационных исследований, посвященных вопросам таможенного оформления либо таможенного контроля .

Анализируя многообразие точек зрения различных ученых на указанные понятия, мы приходим к выводу о дискуссионности данного вопроса. Например, таможенное оформление К.А. Бекяшев и Е.Г. Моисеев определяют как «юридическое оформление всех действий, осуществляемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу» (т.е. «оформление» определяют через

«оформление», не выводя, тем самым, новых сущностных черт). С.И. Истомин и А.А. Магера определяют таможенное оформление как «порядок действий, установленный Таможенным кодексом, иными актами законодательства Российской Федерации» .

И.В. Тимошенко полагает, что «таможенное оформление представляет собой совокупность действий таможенных органов по обеспечению соблюдения установленного нормами таможенного законодательства Российской Федерации порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу» . А.М. Лушников считает, что «таможенное оформление — это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия этого режима» . Таким образом, таможенное оформление понимается различными авторами и как «юридическое оформление», и как «порядок действий», «совокупность действий» и «процедура».

По нашему мнению, понятие таможенного оформления может быть сформулировано путем указания на его характерные признаки, к которым, на наш взгляд, относятся следующие:

1) сущностный признак: таможенное оформление есть деятельность (выраженная в форме выполнения строго определенной последовательности действий, т.е. процедуры);

2) дополнительные признаки:

а) данный вид деятельности осуществляется таможенными органами РФ;

б) данный вид деятельности осуществляется в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

в) данный вид деятельности осуществляется с целью помещения указанных товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима;

г) данный вид деятельности регулируется таможенным законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, а также международными договорами РФ.

Таким образом, учитывая приведенные выше признаки, мы можем предложить следующее развернутое определение таможенного оформления: таможенное оформление представляет собой деятельность таможенных органов Российской Федерации, выраженную в виде последовательности действий, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, и осуществляемых в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых че-

Елканов Б.В.

ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

рез таможенную границу Российской Федерации, с целью их помещения под определенный таможенный режим или завершения действия этого режима.

Относительно определения таможенного контроля в научной литературе мы также не находим единства. Е.В. Сергеев определяет таможенный контроль как «систему мер, законодательно установленных государством и осуществляемых таможенными органами, для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации; охраны государственной и общественной безопасности, экономических интересов; защиты общественного порядка; выявления, пресечения и предупреждения неправомерных действий физических и юридических лиц» . По мнению А.А. Косова, таможенный контроль — «специализированная контрольно-надзорная деятельность таможенных органов, осуществляемая на системной основе в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, изданных на его основе и во исполнение, а также совершенствования таможенного регулирования в целях реализации задач в области таможенного дела, повышения эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов» . И.В. Тимошенко полагает, что «таможенный контроль является одним из средств реализации таможенной политики Российской Федерации и представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенноправовых отношений требований норм таможенного законодательства» .

Представляется, что для определения понятия «таможенный контроль» сущностными и дополнительными являются следующие признаки (характерные черты):

1) сущностный признак: таможенный контроль представляет собой деятельность (выраженную в форме системы контрольных мер);

2) дополнительные признаки:

а) указанная деятельность осуществляется от имени государства таможенными органами;

б) объектом контроля являются действия различных субъектов таможенных правоотношений, их соответствие требованиям таможенного законодательства Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) целью таможенного контроля является предупреждение, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства;

г) действия уполномоченных органов при осуществлении контроля могут быть довольно гибкими (в рамках нормативно установленных вариантов действия) и основываются на системе управления рисками и выборе таможенной стратегии.

С учетом изложенного полагаем возможным сформулировать следующее определение таможенного контроля: таможенный контроль — это деятельность таможенных органов, направленная на установление несоответствий деятельности различных субъектов таможенных правоотношений требованиям таможенного законодательства, а также на предупреждение, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства, осуществляемая в рамках, установленных законом, с использованием системы управления рисками и на основании выбранной таможенной стратегии.

Отметим, что законодательной дефиниции таможенного оформления Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ не содержит.

Вместе с тем, таможенный контроль определяется в подпункте 19 статьи 11 ТК РФ как «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации».

Кроме того, в пункте 1 статьи 3 ТК РФ мы находим следующее положение: «таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей». Таким образом, на основании формальноюридического, грамматического и логического толкования можно сделать вывод о том, что поскольку к числу отношений в области таможенного дела ТК РФ относит и отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, следовательно, таможенное оформление и таможенный контроль входят в состав таможенного дела.

Отметим, что как элементы (или «блоки») таможенного дела рассматривает таможенное оформление и таможенный контроль и Б.Н. Габричидзе, по мнению которого «нельзя не видеть серьезной разницы между таможенной политикой, составляющей «душу» таможенного дела, и, скажем, таможенным оформлением или таможенным контролем — очень важными элементами таможенного дела, но все же подчиненными этой политике, обусловленными ею» .

Определение таможенного дела, в свою очередь, дается в пункте 2 статьи 1 ТК РФ (в самом начале текста Кодекса, даже до статьи 11, содержащей определения основных таможенно-правовых понятий, что подчеркивает его особую важность). Таможенное дело представляет собой «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».

Таким образом, на основании анализа положений ТК РФ мы можем сделать следующий вывод: таможенное оформление и таможенный контроль как элементы таможенного дела с точки зрения их правовой природы представляют собой, по логике законодателя, методы обеспечения соблюдения мер таможеннотарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных соответствующим законодательством (законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности) и связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Отметим также, что некоторые исследователи понимают таможенное оформление и таможенный контроль как институты самостоятельной отрасли таможенного права. Например, по мнению В.В. Еремина «институт таможенного оформления является составной частью, блоком, звеном отрасли таможенного права и призван регулировать относительно самостоятельные отношения по оформлению перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации то-

В научной литературе встречается также взгляд на таможенное оформление и таможенный контроль как на этапы (стадии) таможенного процесса. Следует согласиться, на наш взгляд, с О.Ю. Бакаевой и Г.В. Матвиенко, которые полагают, что «таможенный процесс представляет собой систему мероприятий, осуществляемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенный процесс включает в себя несколько стадий: таможенное оформление, взимание таможенных платежей, таможенный контроль, валютный контроль, производство по делам о нарушениях таможенных правил» .

По нашему мнению, комплексный подход к анализу сущности таможенного оформления и таможенного контроля является довольно перспективным, поскольку способствует выявлению их разнообразных граней и смысловых оттенков. С учетом этого, таможенное оформление и таможенный контроль следует рассматривать в единстве пяти аспектов их правовой сущности, а именно как:

1) институты таможенного права как подотрасли (отрасли) российского права;

2) стадии таможенного процесса;

3) составные элементы таможенного дела;

4) совокупность действий, осуществляемых сотрудниками таможенных органов, то есть осуществляемую ими деятельность;

5) методы обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Изложенное выше является общим для правовой природы таможенного оформления и таможенного контроля, однако имеются и различия. ТК РФ содержит указание на то, что законодатель понимает таможенное оформление, в отличие от таможенного контроля, как таможенную процедуру. В частности, Подраздел 1 «Таможенное оформление» помещен в ТК РФ в Раздел II, озаглавленный как «Таможенные процедуры». Однако таможенный контроль в состав Раздела II не включен и положения, касающиеся его осуществления, выделены в самостоятельный Раздел IV «Таможенный контроль». Следовательно, таможенной контроль, в отличие от таможенного оформления, представляет собой не процедуру, выраженную в определенной последовательности действий, и подчиненную строгой процедурной форме (что отражается и в самом названии «таможенное оформление»), а деятельность, которая осуществляется таможенными органами в рамках более широкого понятия «государственный контроль».

Список литературы:

1. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юрист, 2003.

2. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2008.

3. Еремин В.В. Таможенное оформление как институт российского таможенного права / автореф. дисс. к.ю.н. Саратов, 2007.

4. Косов А.А. Таможенный контроль как способ обеспечения законности / дисс. к.ю.н. Москва, 2005.

5. Лушников А.М. Таможенное право. Учебнометодический комплекс. Ярославль: МУБиНТ, 2004.

7. Сергеев Е.В. Таможенный контроль: проблемы правового регулирования / автореф. дисс. к.ю.н. Саратов, 2005.

8. Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2066.

9. Таможенное право. Курс лекций; в 2 томах. Том 2. Особенная часть / Под ред. В.Г. Драганова, науч. рук. М.М. Рассолов. М.: Экономика, 1999.

10. Таможенное право. Учебник / под ред. А. Ф. Ноз-драчева. М.: Спарк, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Тимошенко И.В. Таможенное право России. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

РЕЦЕНЗИЯ

Имущественный оборот товаров между государствами имеет важный характер для экономики любого государства. При этом таможенное оформление и таможенный контроль выполняют координирующую функцию в процессе товарооборота. В связи с этим, тема таможенного оформления и таможенного контроля представляет важное практическое, а, следовательно, и теоретическое значение.

Автор в статье приводит различные точки зрения понятий «таможенное оформление» и «таможенный контроль». Далее методом от частного к общему, путем определения признаков указанных понятий дает авторское определение.

Далее в статье говорится о так называемом «таможенное деле», которое раскрывается в рамках таможенного оформления и таможенного контроля. При этом автор не определяет, как соотносятся понятия «таможенное дело», «таможенное оформление» и «таможенный контроль».

Статья называется «Таможенное оформление и таможенный контроль: понятия и правовая сущность». Следует отметить, что автор не раскрывает сущности таможенного оформления и таможенного контроля. Поскольку любая сущность выражается в своих проявлениях, в статье не даются функции, роль и значения указанных понятия.

Однако замечания носят субъективный и несущественный характер, в связи с этим работа может быть рекомендована к публикации в рецензируемых журналах.

к.ю.н.

Главный юрист ОАО «БИНБАНК» Петров В.С.

Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 036401 «Таможенное дело»
В учебнике определяются объект и предмет экономики таможенного дела, описываются методология и применяемые методы, дается развернутая характеристика таможенному регулированию как виду экономической деятельности, выявляется экономическое содержание деятельности таможенных органов, показываются особенности экономических процессов, связанных с формированием и функционированием объектов таможенной инфраструктуры, изучаются принципы и закономерности создания и размещения таможенных органов, рассматриваются процессы концентрации и специализации и другие экономические аспекты таможенного дела.
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, должностных лиц таможенных органов, проходящих обучение по программам дополнительного профессионального образования в области таможенного дела. Может быть полезен преподавателям, аспирантам, научным работникам, должностным лицам и руководителям таможенных органов.

Глава 1. Предмет экономики таможенного деле

1.1. Экономика таможенного дела как наука
1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела

Глава 2. Методы экономики таможенного дела

2.1. Характеристика основных методов экономики таможенного дела
2.2. Действие экономических законов в сфере таможенного дела

Глава 3. Таможенное регулирование как вид экономической деятельности

3.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
3.2. Содержание таможенной политики

Глава 4. Экономические задачи таможенных органов

4.1. Функции и задачи таможенных органов
4.2. Воздействие таможенных органов на национальную экономику

Глава 5. Экономические основы деятельности в сфере таможенного дела

5.1. Общая характеристика деятельности в сфере таможенного дела
5.2. Виды деятельности в сфере таможенного дела

Глава 6. Создание и размещение таможенных органов

6.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
6.2. Эффективность размещения таможенных органов

Глава 7. Специализация и концентрация в таможенном деле

7.1. Специализация в таможенном деле

Глава 8. Показатели деятельности таможенных органов

8.1. Общая характеристика показателей деятельности таможенных органов
8.2. Факторы, влияющие на показатели деятельности таможенных органов

Глава 9. Таможенные платежи и их администрирование таможенной службой

9.1. Таможенные платежи
9.2.Таможенная служба как администратор доходов государственного бюджета
9.3. Таможенное инспектирование участников внешнеэкономической деятельности

Глава 10. Трудовые ресурсы таможенного дела, их использование и оплата

10.1 Кадровый потенциал таможенного дела
10.2 Планирование штатной численности кадров таможенных органов
10.3 Оплата труда и материальное стимулирование сотрудников таможенных органов
10.4. Оплата труда и материальное стимулирование работников таможенных органов

Глава 11. Активы таможенных органов и их использование

11.1. Основные средства и нематериальные активы в таможенном деле
11.2. Материальные запасы
11.3. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
11.4. Капитальное строительство в таможенном деле

Глава 12. Расходы таможенных органов и их финансовое обеспечение

12. 1. Расходы таможенных органов
12.1.1.Экономическая классификация расходов; расходы таможенных органов на персонал и оплату услуг сторонних организаций
12.2. Финансовое обеспечение таможенной службы
12.2.1. Бюджетные ассигнования как основной источник финансовых ресурсов таможенной службы
12.2.2. Обоснование расходных обязательств Федеральной таможенной службы
12.2.3. Контроль использования таможенными органами бюджетных средств

Глава 13. Планирование в таможенном деле

13.1 Значение и виды планов в таможенном деле
13.2. Процесс планирования и методы плановых расчетов

Глава 14. Эффективность и инновации в таможенном деле

14.1. Критерии и показатели оценки эффективности таможенного дела
14.2. Инновации в таможенном деле

Глава 15. Экономические аспекты международного сотрудничества таможенных органов

15.1. Многостороннее международное регулирование таможенного дела
15.2. Участие России в интеграционных процессах в таможенном деле

Заключение

Введение

Учебник «Экономика таможенного дела» призван дать будущим специалистам таможенного дела знания, на основе которых вырабатываются необходимые навыки и умения, формируются компетенции, позволяющие в условиях глобализации, повышения степени открытости экономики, ускорения инновационных процессов осознанно и эффективно использовать специфические ресурсы таможенной сферы в целях удовлетворения соответствующих общественных потребностей.
Учебник подготовлен преподавателями высших учебных заведений, которые в течение многих лет готовят к практической деятельности будущих таможенников. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения студентами и полезных для аспирантов, преподавателей, должностных лиц таможенных органов.
Авторы исходят из того, что положения экономики таможенного дела не могут быть уяснены без освоения материала других дисциплин, к которым относятся микроэкономика, макроэкономика, экономика предприятия (организации), философия, право, концепции современного естествознания.
В свою очередь, на базе знаний, полученных при изучении экономики таможенного дела, оказывается возможным успешное овладение материалом таких курсов, как управление таможенным делом, таможенные процедуры, таможенные платежи.
В учебнике со строгих научных позиций определяются объект и предмет экономики таможенного дела, описываются методология и применяемые методы. Также дается развернутая характеристика таможенному регулированию как виду экономической деятельности, выявляется экономическое содержание деятельности таможенных органов и особенности экономических процессов, связанных с формированием и функционированием объектов таможенной инфраструктуры. В рамках дисциплины изучаются принципы и закономерности создания и размещения таможенных органов; рассматриваются важные с позиций углубления общественного разделения труда и повышения экономической эффективности процессы концентрации и специализации в таможенном деле; обосновывается система показателей деятельности таможенных органов; раскрывается экономическая сущность таможенных платежей и показывается деятельность таможенной службы как администратора доходов государственного бюджета; рассказывается об экономических ресурсах, вовлекаемых в таможенную сферу и описывается кадровый потенциал таможенного дела, обосновываются направления его эффективного применения.
В рамках курса рассматривается формирование и использование активов таможенных органов, показывается порядок осуществления расходов таможенных органов и их финансового обеспечения. Также разбираются экономические основы планирования в таможенном деле, рассматривается сложная в теоретическом и практическом плане проблема определения эффективности таможенного дела, выявляется роль инноваций в таможенном деле и разбираются экономические аспекты международного сотрудничества таможенных органов.
Содержание учебника удовлетворяет требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 036401 «Таможенное дело», квалификация специалист, и полностью раскрывает примерную программу дисциплины. Учебник содержит систематизированный материал по темам курса, фактические и статистические данные, схемы и таблицы, вопросы и задания для самоконтроля, рекомендуемую литературу.

Интеллектуальная собственность в таможенном деле

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

1. правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

2. объект интеллектуальной собственности исключен из Реестра.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии вышеуказанных оснований.

После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с уголовным, гражданским законодательством или законодательством об административных правонарушениях, оборот таких товаров на территории Российской Федерации допускается после их выпуска (завершения таможенного оформления) таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

4.Учет объектов интеллектуальной собственности

Подразделения таможен и регионального таможенного управления (РТУ), в компетенцию которых входят вопросы защиты прав интеллектуальной собственности, формируют досье на объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, сгруппированное по правообладателям. В досье отражаются обобщенные по региону деятельности все имевшие в течение срока, на который объекты интеллектуальной собственности включены в Реестр, место факты, связанные с перемещением товаров, содержащих данные объекты интеллектуальной собственности (в том числе обладающих признаками контрафактных). Информацию, содержащуюся в досье, РТУ не позднее чем за два месяца до окончания срока, на который объект интеллектуальной собственности внесен в Реестр, направляют в Федеральную таможенную службу.

категории «интеллектуальная собственность» ее классификация

В современной юридической действительности немало споров вызывает вопрос: что следует считать интеллектуальной собственностью?

Для начала следует обратиться к тому, как определяется понятие интеллектуальной собственности важнейшими международными соглашениями в этой области, тем более что в соответствии с Конституцией РФ те из них, в которых участвует Российская Федерация, являются составной частью российской правовой системы.

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г., предусматривает, что объектами права интеллектуальной собственности являются:

— литературные художественные произведения и научные труды;

— исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

— изобретения во всех областях человеческой деятельности;

— научные открытия;

— промышленные образцы;

— товарные знаки,

— знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения;

— пресечение недобросовестной конкуренции.

Однако закрепление международными нормами содержание «интеллектуальной собственности» совсем не означает единство взглядов в теории и следует отметить, что многие исследователи предлагают свои структурные классификации этой категории.

Так, Сергеев А.П. в своей работе приводит такую структурную группировку объектов права интеллектуальной собственности:

1. Литературная и художественная собственность;

2. Промышленная собственность;

3. Средства индивидуализации;

4. Нетрадиционные объекты .

Дозорцев выстраивает следующую систему объектов исключительных прав, в которой описывает также соответствующие им средства охраны и их особенности. В общих чертах эту систему объектов можно изложить так:

1. Результаты творческого труда;·

— С приоритетным значением существа (возможно независимое повторное создание);

— С приоритетным значением формы (авторское, исполнительское право);

— Результаты координационной деятельности:

— С приоритетным значением;

— С приоритетным значением формы;

2. Средства индивидуализации:

— Регистрируемые (товарные знаки и т.п.);

— Фиксируемые без регистрации (коммерческие обозначения);

Нематериальные права и интересы личности .

Дискуссия о содержании категории «интеллектуальная собственность» идет сейчас и в комиссии занимающейся подготовкой соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

В первоначальных вариантах проекта третьей части ГК РФ была предпринята попытка дать классификацию объектов исключительных прав, разделив их на четыре группы:

— результаты, охраняемые в связи с их формой;

— результаты, охраняемые в связи с их содержанием;

— сведения;

— средства индивидуализации.

Как было отмечено многими специалистами, при таком подходе необходимо оговорить, какие именно объекты попадут в ту или иную категорию, однако разработчики требуемых уточнений не дали.

На наш взгляд, предложенный принцип деления не может быть применен к реально существующим видам объектов интеллектуальной собственности, так как форма и содержание — это философские, а не юридические категории, к тому же неразрывно связанные и друг без друга не существующие.

Например, нельзя утверждать, что авторское право охраняет только форму произведения: авторское право охраняет произведение как единство формы и содержания и не охраняет обособленное содержание.

Для промышленного образца объектом охраны являются типические черты формы, хотя сама охрана предоставляется по регистрационной системе, применяемой к «содержательным» объектам.

Как отмечает, Близнец И.А., отказ от традиционного деления видов объектов интеллектуальной собственности и соответствующих им правовых институтов (авторского права, патентного права и т.д.) может привести только к ослаблению защиты правообладателей.

Внесение в законодательство новых трудноопределимых понятий (форма, содержание) создаст проблемы при его применении (в ряде случаев непреодолимые). Появление новых «избыточных» категорий неизбежно повлечет усложнение правоприменительной практики, увеличение количества судебных ошибок.

Рассмотрение «способов обособления результатов интеллектуальной деятельности» уместно только в теории, в правовой доктрине, на начальных этапах обучения праву интеллектуальной собственности (для более наглядной демонстрации студентам существующих юридических реалий), но неприемлемо для законодательного закрепления.

Кроме того, несомненно, интересная с теоретической точки зрения попытка профессора В. А. Дозорцева дать классификацию объектов исключительных прав по способам их обособления и охраны приведет к неограниченному увеличению числа видов таких объектов.

Придется обособлять результаты творческого труда, для которых приоритетное значение имеет форма или содержание; результаты координационной деятельности (продюсерские права); средства индивидуализации, охраняемые в силу регистрации или общеизвестности, и даже «нематериальные права и интересы личности», имеющие публичный характер. Трудно представить, каким образом предлагаемая классификация взаимодействовала бы с реально существующим делением объектов интеллектуальной собственности на вполне определенные исторически сложившиеся виды.

Как отмечают отдельные исследователи, налицо стремление специалистов разрабатывающих модель раздела о интеллектуальной собственности третьей части ГК РФ ввести новую, нигде в мире не используемую систематизацию объектов исключительных прав. Подобная модель пригодна для описания и объяснения некоторых явлений в области интеллектуальной собственности, но совершенно не подходит для качественного закрепления нормативного материала.

Заключение

Обращаясь к понятию интеллектуальной собственности и его содержанию, необходимо отметить, что данная категория обладает достаточно длительной историей своего развития, как, в сущности, и любой иной гражданско-правовой институт, обязанный своим появлением общим закономерностям развития общества, имеющим доминантой эволюционный путь. Этапы развития института интеллектуальной собственности объясняются прежде всего экономическими условиями и правовыми традициями каждой конкретной страны и обусловлены ими. Россия в этом отношении не является исключением.

Юридическое закрепление права интеллектуальной собственности по сути означает осознание государством важности культуры и прогресса для сохранения и развития общества. Охрана результатов творчества, интеллектуальной деятельности непосредственно связана с защитой свободы личности, прав человека.

Однако следует учитывать двойственную природу права интеллектуальной собственности — ее «духовную» и экономическую составляющие.

Для современности характерны как усиление защиты личных неимущественных («моральных») прав создателей интеллектуальных ценностей, так и дальнейшая коммерциализация имущественных (экономических) прав.

Поэтому, только качественная работа всех «профильных» органов государственной власти и заинтересованных организаций позволит обеспечить дальнейшее развитие законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Сначала надо принять отдельные специальные акты (с обязательным соблюдением единых — пусть немногочисленных — принципов), а затем приступить к разработке подлежащих кодификации обобщающих положений.

Причем вполне возможно, что в не очень отдаленном будущем можно будет ставить вопрос о создании единого Кодекса интеллектуальной собственности Российской Федерации, но для этого надо, прежде всего, обеспечить согласованность и динамизм в существующем в данной области правовом регулировании.

Одним из существенных пробелов действующего законодательства является отсутствие норм поддерживающих защиту интеллектуальной собственности в Интернет.

Как отмечает РоССНИИРОС «в действующем законодательстве понятие «домен» и «имя домена» не отражено, отсутствуют нормы регулирующие этот объект гражданского права».

В настоящее время российское законодательство вообще не содержит специальных норм, регламентирующих деятельность по охране интеллектуальной собственности в сети Интернет.

Регулирование этих вопросов осуществляется в рамках существующего законодательства по охране авторских и смежных прав.

Хотя правовые нормы об охране авторских и смежных прав вполне применимы к охране доступных в Интернет результатов интеллектуальной деятельности, все же применение их в целях защиты интересов авторов в сети Интернет гораздо уже по сравнению с более традиционными средствами распространения интеллектуальных продуктов. Происходит это в силу того, что масштабы свободного использования произведений без согласия автора, предусмотренные законом «Об авторском праве и смежных правах», применительно к продуктам в сети Интернет намного больше, чем в обычных случаях, и в следствие этого происходит ущемление законных интересов авторов и иных правообладателей. На наш взгляд, использование интеллектуальных продуктов в Интернет должно быть дополнительно регламентировано. Тем не менее, в ближайшее время рассматриваться такой законопроект скорее всего не будет.

Список литературы

1. Таможенный кодекс российской федерации от 28.05.2003 № 61-фз

2. Приказ ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1199 «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами»;

Интеллектуальная собственность: таможенный аспект

Интеллектуальная собственность становится все более значимым товаром на общемировом рынке.

Объекты интеллектуальной собственности, воплощенные в товарах и услугах, способны повысить их качество, цену и конкурентоспособность, давая тем самым целый ряд преимуществ их обладателям.

Вместе с тем все нагляднее обнаруживается правовая незащищенность этих объектов, которые легко копируются, тиражируются, а также распространяются без ведома и согласия обладателя исключительных прав на них, лишая последнего законных доходов.

Чтобы избежать таких неприятностей, очень важно не только обеспечить правовую охрану своего объекта интеллектуальной собственности, но и надежно защитить свои права.

Один из способов защиты своих прав – регистрация объектов интеллектуальной собственности в Реест­ре, который ведет Государственный таможенный комитет для осуществления таможенного контроля над перемещением данных товаров через таможенные границы Узбекистана.

Об этом и других аспектах таможенного контроля интеллектуальной собственности шла речь на состоявшейся в ГТК встрече с правообладателями объектов ИС, импортерами, представителями таможенных брокеров и СМИ.

Через таможенные границы перемещается все больше товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которая составляет значительную часть их стоимости. По некоторым оценкам, на долю таковых приходится 80% мировой торговли.

Международная торговля товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, регулируется в первую очередь нормами международного права – проинформировал начальник Центральной таможенной лаборатории ­Бахтиёр Абдуганиев.

Конвенцией от 14 июля 1967 года учреждена Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая с 1974 года является специализированным органом ООН.

Одна из целей ВОИС – содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире.

Узбекистан является членом ВОИС с 1991 года и входит в число государств, соблюдающих условия важнейших международных соглашений.

Международные документы и национальное законодательство

Наша страна является участником:

● Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1991г.);

● Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (2006г.);

● Договора о патентной кооперации (РСТ) (1991г.);

● Договора о законах о товарных знаках (TLT) (1998г.);

● Договора о патентном праве (PLT) (2006г.);

● Будапештского договора о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры (2001г.);

● Ниццского соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (2001г.);

● Страсбургского соглашения о Международной патентной классификации (2001г.);

● Локарнского соглашения о Международной классификации промышленных образцов (2006г.);

● Меморандума между таможенными службами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве по защите прав интеллектуальной собственности (Бишкек, 5.12.2012г.).

Защита прав на объекты интеллектуальной собственности предусмотрена Конституцией, Гражданским, Налоговым, Уголовным, Таможенным кодексами и Кодексом об административной ответственности РУз.

А также законами «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», «О селекционных достижениях», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О фирменных наименованиях», «О правовой охране топологий интегральных микросхем».

Без контроля не оставят

Правовая основа регулирования вопросов защиты интеллектуальной собственности, а также выявления и пресечения последствий нарушения законодательства при перемещении товаров через таможенную границу заложена в Таможенном кодексе РУз, введенном в практику в 2016 году.

Таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, ввозимые на таможенную территорию и находящиеся под таможенным контролем. Для обеспечения защиты они могут приостановить выпуск товаров, содержащих признаки нарушения. А по результатам соответствующих мероприятий – отменить решение о приостановлении (ст.382 ТК).

К сведению.

Эти меры не применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:

1) физлицами для некоммерческих целей, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых и курьерских отправлениях;

2) в соответствии с таможенным режимом таможенного транзита;

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования;

4) в качестве гуманитарной помощи и технического содействия.

Меры по защите прав на объекты ИС, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к другим средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством РУз.

Инструмент по защите интересов правообладателей

Новеллой таможенного законодательства являются нормы, регламентирующие ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

В него ГТК вносит объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых принято решение о применении мер защиты. Комитет ведет и периодически публикует Реестр на своем официальном веб-сайте (customs.uz), постоянно обновляет его.

Сегодня в Таможенном реестре зарегистрировано 86 товарных знаков. Вся информация является открытой.

К сведению.

Объекты ИС исключаются из Таможенного реестра при: обращении правообладателя или его представителя; выявлении таможенным органом недостоверных сведений в документах, указанных в статье 385 ТК; прекращении правовой охраны объекта в установленном порядке; истечении 3 лет со дня включения объекта в Реестр; наличии решения Апелляционного совета Агентства по интеллектуальной собственности.

В этих случаях ГТК в течение 3 рабочих дней должно письменно уведомить правообладателя или его представителя об исключении объектов ИС из Таможенного реестра.

Как попасть в Реестр

Для того чтобы объекты ИС включили в Реестр, правообладатель или его уполномоченный представитель должен подать в ГТК заявление (ст.385 ТК).

В нем следует указать сведения о правообладателе или его уполномоченном представителе с указанием названия, реквизитов, а также (при наличии) адреса электронной почты; о сроке действия прав на объект ИС, выданных уполномоченным органом; его производителе, а также документах, подтверждающих полномочия правообладателя или его уполномоченного представителя; сроке, на который объект вносится в Таможенный реестр (не более 3 лет). Заявление должно содержать и описание объекта ИС, за защитой которого правообладатель или его представитель обращается, и товаров (фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий и другие сведения), содержащих объекты ИС, для защиты которых подается заявление. К заявлению должны быть приложены копии имеющихся документов, подтверждающих наличие и принадлежность прав на объект ИС (патент, свидетельство, лицензионный договор или иные документы), заверенные правообладателем.

ГТК рассматривает заявление в срок, не превышающий 10 дней со дня его поступления, и принимает решение о включении или об отказе во включении в Таможенный реестр. Об этом таможенное ведомство обязано уведомить правообладателя или его уполномоченного представителя. В случае отказа – обосновать его причины.

Для проверки достоверности представленных сведений Комитет вправе запрашивать у уполномоченных органов дополнительную информацию и документы, подтверждающие заявленные сведения.

Формальные особенности

Только после включения в Реестр правообладатель или его представитель в целях обеспечения защиты прав на объекты ИС может обратиться с заявлением в таможенные органы для принятия мер по приостановлению выпуска товаров, находящихся под таможенным контролем.

В нем должно содержаться описание товаров, содержащих объекты ИС, для защиты которых подается заявление. А также описание товаров, которые, по мнению правообладателя, нарушают его права на объект ИС.

Если правообладатель (его представитель) владеет такими сведениями, они должны быть достаточно подробными, для того чтобы таможенные органы могли выявить эти товары.

В заявлении нужно указать любую иную информацию, способствующую выявлению предполагаемого правонарушения (сведения о производителе, экспортере, импортере или грузополучателе, возможном месте и дате перемещения товаров через таможенную границу, особенностях транспортировки и виде упаковки, месте нахождения товара или планируемом пункте назначения).

К сведению.

Вместе с заявлением правообладатель или его уполномоченный представитель обязан представить письменное обязательство о возмещении имущественного ущерба, который может быть причинен декларанту в связи с приостановлением выпуска товаров.

ГТК рассматривает заявление о принятии мер по защите прав на объекты ИС и в течение 3 рабочих дней принимает решение о приостановлении выпуска товаров или об отказе с указанием мотивированных причин, о чем уведомляет заявителя.

Специфичная процедура

При соблюдении условий, предусмотренных статьями 385 и 388 ТК, таможенные органы применяют процедуру приостановления выпуска товаров, содержащих признаки нарушения прав на объекты ИС, для того чтобы правообладатель или его представитель обратился в суд и представил таможенным органам его определение о назначении дела к судебному разбирательству.

Таможенный орган обязан незамедлительно уведомить декларанта и правообладателя (его представителя) о причинах и сроках приостановления выпуска товаров.

Если суд не вынесет решения о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности, правообладатель (его представитель) в установленном порядке будет нести ответственность за ущерб, причиненный декларанту в результате при­остановления выпуска товаров.

К сведению.

Правообладатель, его представитель или декларант могут отбирать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, содержащих объекты ИС, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследования, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

По заявлению правообладателя или его представителя таможенные органы приостанавливают выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, на срок не более 10 рабочих дней.

Если правообладатель или его представитель представил таможенным органам определение суда о назначении дела к судебному разбирательству, то по его запросу срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

При получении в этот срок определения (решения) суда об изъятии товаров, наложении ареста либо применении других мер обеспечения иска выпуск товаров приостанавливается в соответствии с определением (решением) суда.

К сведению.

Решение о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты ИС, отменяется в случаях: истечения его срока; поступ­ления в ГТК заявления от правообладателя (его представителя) об отмене решения приостановить выпуск товаров; исключения объекта ИС из Таможенного реестра в соответствии с частью 3 статьи 387 ТК; непредставления в срок определения (решения) суда об изъятии товаров, наложении ареста на них либо применении других мер обеспечения иска.

В случае отмены решения о приостановлении выпуска товаров они выпускаются в соответствии с Таможенным кодексом.

Изучая и обобщая

Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности требует изучения, обобщения и апробации опыта развитых стран. В этих целях ГТК совместно с международными организациями и правительствами иностранных государств проводит и участвует в тематических семинарах, заседаниях круглых столов и других мероприятиях в сфере защиты объектов ИС.

В июне 2016 года вместе с правительством КНР проведен учебный тренинг «Семинар по борьбе с контрафактной и поддельной продукцией».

Он был необходим для исследования объектов ИС (авторского права, смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров), а также товаров и документов, содержащих указанные объекты, разрешения вопросов о нарушении прав, выработки решений в сфере борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией.

В октябре того же года в городе Баку Всемирная таможенная организация и Региональное Представительство Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии (ЮНОДК) провели региональный тренинг «Обеспечение прав на интеллектуальную собственность» в рамках Глобальной программы УНП ООН/ВТамО по контролю за контейнерными перевозками. Его цель – укрепление навыков сотрудников правоохранительных органов в области борьбы с контрафактной продукцией, нарушением авторского права, а также расширение использования современных методов таможенного контроля.

В апреле текущего года совместно с проектом «Торговля и доходы» Агентства США по международному сотрудничеству (USAID) проведен 5-дневный семинар «Таможенные меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности».

Его участников ознакомили с лучшей международной таможенной практикой в области защиты прав на объекты ИС, видами ИС с упором на авторское право, патенты и товарные знаки.

Также на семинаре определили наиболее оптимальные и современные методы практического применения положений об ИС Таможенного кодекса РУз.

Таможня набирает опыт, наращивает свой потенциал в борьбе с незаконным использованием объектов ИС и пиратством, распространением поддельной продукции. Отрабатываются формы и методы работы в этой сфере.

Поэтому при ввозе на таможенную территорию товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, импортерам нужно учитывать возможность принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты ИС.

Согласие правообладателя на ввоз таких товаров позволит избежать проб­лем при совершении таможенных операций.

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спецкор.