Тариф на транспортировку газа

Содержание

О методических подходах к построению системы тарификации для магистральных газопроводов

Андрей Борис, независимый эксперт
Александр Гладков, руководитель проектов ЗАО «ЭРТА-консалт»
Дмитрий Петров, советник Экспертного управления Президента РФ
Статья опубликована в журнале «Нефть и Капитал», № 4/2005

До конца 90-х годов проблема установления тарифов за пользование магистральными газопроводами не была актуальной. И поставщиком, и транспортировщиком природного газа были «Газпром» и его дочерние компании, так что цены на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам фактически были трансфертными. Ситуация начала меняться с появлением независимых от «Газпрома» производителей газа. В первую очередь остро встал вопрос о доступе независимых производителей к газопроводам. При этом другой проблеме — неурегулированности процедуры установления тарифов на транспортировку — уделялось мало внимания, что сегодня тормозит дальнейшее развитие газовой отрасли. Решение данной проблемы заключается в разработке и принятии понятной, предсказуемой и справедливой, с точки зрения всех участников рынка, системы тарификации.
Актуальность разработки методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам еще раз подтвердил интерес, проявленный представителями органов власти и крупнейшими компаниями газовой отрасли к совещанию, организованному 26 января Федеральной службой по тарифам по этому вопросу. Настоящая статья во многом основывается на положениях доклада, представленного ЗАО «ЭРТА-консалт» на этом совещании. Авторы выражают благодарность сотрудникам Федеральной службы по тарифам, НКО «Союзгаз», компаний — независимых производителей газа (прежде всего ОАО «НОВАТЭК»), а также ЗАО «ЭРТА-консалт» за плодотворные дискуссии и предоставленные материалы.

Хотя еще в 2000 году правительство дало поручение профильным ведомствам разработать методику расчета тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам к 2002 году, такая методика до настоящего времени не принята. В ее отсутствие были применены интуитивные, основанные на «здравом смысле» соображения приблизительно следующего содержания. По аналогии с тем, что цена товара — это стоимость единицы товара, а тариф (цена услуги) — это стоимость «единицы услуги», услуга заключается в физическом перемещении газа по магистральным газопроводам, а «единица услуги» — это перекачка 1000 м3 газа на 100 км.
Следуя подобным определениям, для вычисления тарифа необходимо все планируемые на следующий год «экономически обоснованные» затраты «Газпрома» на транспортировку газа (включая инвестиции в газотранспортную систему) разделить на всю планируемую товарно-транспортную работу (ТТР — произведение объема прокачанного газа на расстояние) за тот же период. Соответственно, стоимость оплаты услуги по транспортировке для конкретного пользователя вычисляется произведением тарифа на объем транспортируемого газа и на протяженность транспортировки.
До настоящего времени регулирующий орган (ныне ФСТ) применяет на практике именно такой подход для расчета тарифа. Процедура установления тарифов сводится к дискуссии между «Газпромом» и государством в лице регулирующего органа о том, какие статьи расходов включать или не включать в расчет и в каком размере. При этом маршрут и, следовательно, протяженность транспортировки назначается самим «Газпромом» исходя из наличия «свободных мощностей» газотранспортной системы.
Поскольку при разработке наших предложений мы в первую очередь пытались устранить недостатки сложившейся в России практики тарифообразования на газопроводах, отметим три, с нашей точки зрения, наиболее принципиальных.

Существующая нормативно-правовая база и практика тарифообразования в России

Основные положения принятых к настоящему времени нормативно-правовых актов, касающихся проблемы транспортировки газа по магистральным газопроводам, можно кратко сформулировать следующим образом:

  • система магистральных газопроводов (Единая система газоснабжения, ЕСГ) является неделимой, и единственным собственником ЕСГ является ОАО «Газпром»;
  • транспортировка газа по газопроводам является естественно-монопольной деятельностью и подлежит регулированию;
  • до отмены регулирования оптовых цен на природный газ регулируются тарифы на транспортировку газа для независимых производителей, после отмены — для всех, включая «Газпром»;
  • выручка от регулируемого вида деятельности должна покрывать все «экономически обоснованные» затраты, инвестиции, уплату налогов и прибыль. Это так называемый принцип «затраты плюс»;
  • затраты учитываются исходя из принципа раздельного учета затрат по видам деятельности.

Основные нормативные акты:

  • Гражданский кодекс РФ (ст. 424).
  • Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года N147-ФЗ.
  • Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
  • «Положение о Федеральной службе по тарифам» (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 332).
  • «Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021).

Во-первых, на достаточно разветвленной (особенно в европейской части РФ) системе газопроводов возможно несколько альтернативных маршрутов транспортировки. Пользователь системы не знает заранее, какой именно маршрут будет указан для него «Газпромом», а значит, он не знает заранее ее точной протяженности и, следовательно — стоимости услуги. Разброс в оплате транспортировки газа между одними и теми же точками может достигать 10-15%.
Во-вторых, при расчете тарифа учитываются все расходы по всей системе в целом, поэтому независимые производители зачастую оплачивают то, чем они не пользуются. Наиболее показательный пример — включение в расчет тарифа расходов на содержание магистрального газопровода Парабель-Кузбасс, по которому транспортируется только газ, принадлежащий «Газпрому».
Наконец, в-третьих, при расчете тарифов учитываются не только расходы на капитальный ремонт и реконструкцию существующей системы, но и инвестиции в строительство новых объектов и расширение системы. Таким образом, независимые производители сегодня оплачивают строительство новых объектов, увеличивая капитализацию «Газпрома», безотносительно к тому, будут они пользоваться данными объектами в будущем или нет.

Принципы тарифообразования

Для того чтобы в дальнейшем изложении избежать терминологической путаницы, введем следующие определения:
Тариф на транспортировку газа по магистральным газопроводам. Это цена конкретной услуги — транспортировки единицы объема газа из точки А в точку Б. Именно он является непосредственным предметом регулирования.
Тарифная ставка — составная часть тарифа. Как правило, это удельная величина, не зависящая от конкретной услуги (маршрута транспортировки). Тариф может формироваться на основе нескольких тарифных ставок.
Система тарификации. Совокупность тарифных ставок и правил, по которым образуется тариф.

Базовым принципом, положенным в основу построения предлагаемой методики, является принцип справедливости. В целом, он прямо следует из широко известного принципа баланса интересов естественной монополии и потребителей ее услуг. При регулировании тарифов должны учитываться только «справедливые» требования как регулируемой организации, так и потребителей. Например, «справедливые» требования газотранспортной организации будут заключаться в том, чтобы получать экономически обоснованный объем средств за услуги по транспортировке газа; «справедливые» требования грузоотправителей — чтобы платить только за те услуги, которые ему оказываются, и ровно столько, сколько они стоят. Естественно, что размер оплаты должен определяться однозначным образом и не зависеть от действий газотранспортной организации.
Таким образом, любая система тарификации должна давать ответ на два наиболее общих вопроса: «сколько средств нужно собрать со всех пользователей системы в целом?» и «сколько должен заплатить каждый конкретный пользователь?».
Принципы, дающие ответ на первый вопрос, в нынешнем законодательстве заложены (метод «затраты плюс»). То есть тарифы на транспортировку газа должны быть определены таким образом, чтобы при плановых объемах транспортировки газа величина фактической тарифной выручки равнялась плановой, которая, в свою очередь, определяется так, чтобы покрыть газотранспортной организации все экономически обоснованные затраты.


увеличить рисунок

Ответа же на вопрос, как распределить оплату между пользователями системы, в действующих нормативных актах не содержится. Чтобы правильно ответить на него, нужно определить, в чем заключается услуга по транспортировке газа.
Для этого рассмотрим в общих чертах действия пользователя и оператора газотранспортной системы. Пользователь договаривается с оператором о том, что будет транспортироваться газ. Оператор подтверждает, что у него имеется техническая возможность для этого и обязуется оказать услугу. В течение оговоренного времени пользователь закачивает оговоренное количество газа в одной точке и отбирает приблизительно такое же количество газа в другой точке. Одновременно оператор производит диспетчеризацию потоков газа и балансировку по системе в целом.
Таким образом, услуга по транспортировке газа по магистральному газопроводу для конкретного пользователя складывается, по меньшей мере, из двух составляющих — резервирования мощности и прокачки газа по отдельным участкам системы. Соответственно, и тариф должен иметь как минимум две составляющие: одна должна покрывать расходы на поддержание системы в состоянии готовности принять газ и расходы общесистемного характера, а вторая — покрывать расходы, связанные непосредственно с прокачкой газа. Первая ставка пропорциональна объему зарезервированного к прокачке газа, вторая — величине произведенной ТТР.
Стоит отметить, что в мировой практике тарифы, как правило, двухставочные. Считается, что первая ставка должна покрывать условно-постоянные расходы газотранспортной организации (не зависящие от величины ТТР, например расходы на текущий ремонт), а вторая — условно-переменные (зависят от величины ТТР, например расходы на электроэнергию, газ на собственные нужды и т.д.). При этом система тарификации тем или иным образом обязательно учитывает расположение точек закачки и отбора.
Между тем при эксплуатации магистральных газопроводов доля условно-постоянных расходов составляет 85-95% от всех расходов, поэтому в случае их полного включения в первую составляющую тарифа (не зависящую от протяженности транспортировки) тариф получается практически одинаковым для всех пользователей. Для газотранспортной системы, где различия в протяженности маршрутов транспортировки составляют тысячи километров, такой подход вряд ли можно считать справедливым.

Из сказанного вытекают еще два принципа, которые, по нашему мнению, необходимо учитывать при построении системы тарификации:

  • система должна строиться с учетом особенностей конкретной газотранспортной системы и корпоративной структуры ее оператора;
  • необходимо предусмотреть механизмы, позволяющие «подстраивать» систему в зависимости от текущей ситуации и целей государства без коренного изменения системы в целом.

Прежде чем перейти к изложению предлагаемой нами системы тарификации, построенной на основе этих принципов, необходимо также отметить особенности газотранспортной системы России.
Система российских магистральных газопроводов отличается большой протяженностью с востока на запад. На расстоянии от мест добычи газа до мест основного потребления есть три основных «коридора»: северный, центральный и южный. По мере продвижения на запад система становится все более разветвленной, и для большинства регионов потребления газа существует несколько альтернативных маршрутов транспортировки. Загруженность различных участков газопроводов значительно различается, поэтому и удельные (в пересчете на единицу ТТР) расходы на транспортировку газа также могут сильно различаться для разных участков.
Вся система магистральных газопроводов принадлежит ОАО «Газпром», поэтому амортизация и капитальные вложения в развитие транспортной системы отражаются на его балансе. От имени «Газпрома» осуществляется большинство заимствований. В структуру компании входит подразделение, обеспечивающее диспетчеризацию потоков газа и балансировку системы. Отдельные участки газопроводов эксплуатируются дочерними организациями «Газпрома» («трансгазами»), которые ведут отдельные балансы, отражающие в основном текущие расходы на транспортировку газа.

Предлагаемая система тарификации

Тариф на транспортировку газа складывается из двух составляющих (см. «Расчет тарифа»). Первая составляющая — общесистемная — по принципу «почтовой марки», то есть ее величина не зависит от протяженности транспортировки (см. «Основные типы…»). Вторая составляющая — транспортная — строится по принципу «от точки к точке», а при наличии нескольких альтернативных маршрутов производится осреднение по всем возможным маршрутам с учетом величины прокачиваемых по этим маршрутам потоков газа и расходов на прокачку по каждому маршруту.

Расчет тарифа

Тариф P = C + T, где:
C — общесистемная составляющая,
T — транспортная составляющая.

C = c*V, где:
c — ставка общесистемной составляющей тарифа,
V — объем прокачиваемого данным пользователем газа.

T = tвх*lвх*V + ∑ ti*li* vi + tвых*lвых*V, где:
tвх — ставка транспортной составляющей для того «трансгаза», где расположена входная подсистема,
lвх — расстояние от точки входа до узловой точки входной подсистемы,
ti — ставка транспортной составляющей для i-го «трансгаза», через который проходит один из возможных маршрутов транспортировки от входной до выходной подсистемы,
li — расстояние транспортировки по i-му «трансгазу», через который проходит один из возможных маршрутов транспортировки от входной до выходной подсистемы,
vi — объем газа данного пользователя, транспортируемого через i-й «трансгаз», по которому проходит один из возможных маршрутов транспортировки от входной до выходной подсистемы,
tвых — ставка транспортной составляющей для «трансгаза», где расположена выходная подсистема,
lвых — расстояние от точки входа до узловой точки выходной подсистемы.

Регулирующий орган может изменять пропорцию между первой и второй составляющими тарифа за счет так называемого «общесистемного финансирования», когда средства, получаемые от увеличения общесистемной составляющей, направляются на уменьшение транспортной составляющей по некоторым (или всем) маршрутам. Такой механизм придаст гибкость системе тарификации, а также позволит регулировать стоимость транспортировки по отдельным направлениям (недозагруженным и загруженным «трансгазам»).

Основные типы газотранспортных тарифов, применяемые в мировой практике

«Почтовая марка» (Postage stamp): плата за транспортировку не зависит от того, где закачивается и отбирается газ.

«От точки к точке» (Point to point, P2P): тариф устанавливается для каждой пары точек закачки и отбора газа. Частным случаем такого тарифа является

«Дистанционный» (Distance based), при котором величина тарифа зависит только от расстояния между точками входа и выхода.

«Вход-выход» (Entry-exit, EE): тариф состоит из двух частей — платы за вход и платы за выход, величина которых устанавливается для каждой точки и не зависит от того, в какую точку (из какой точки) транспортируется газ данным пользователем.

Подчеркнем, что в данном случае никоим образом не предлагается регулировать внутренние тарифы «Газпрома», по которым прокачивается газ его дочерних компаний. Орган регулирования вводит общесистемное финансирование только для целей определения тарифов, по которым пользователи системы будут рассчитываться с «Газпромом».
Общесистемная составляющая пропорциональна объему прокачиваемого пользователем газа и должна покрывать общесистемные расходы «Газпрома» (расходы на диспетчеризацию потоков и балансировку системы, расходы головного офиса, обслуживание общесистемных кредитов и т.п.), а также общесистемное финансирование.
Транспортная составляющая пропорциональна ТТР, произведенной с газом конкретного пользователя, и должна покрывать осредненные по всем альтернативным маршрутам расходы на транспортировку (за вычетом общесистемного финансирования данных маршрутов, если оно в данный момент производится). Расходы на участках, через которые не проходят возможные маршруты транспортировки газа данного пользователя, в транспортную составляющую тарифа для этого пользователя не входят. С другой стороны, к расходам на каждом из участков относятся любые расходы, связанные с эксплуатацией и капитальным строительством на данном участке или обслуживанием обязательств по кредитам, если они взяты на цели, связанные с данным участком.
Осреднение расходов производится с учетом величин потоков газа по различным направлениям: чем больше прокачиваемый объем газа по данному участку, тем с большим весом расходы по этому участку войдут в осредненную величину. Поскольку предполагается, что в дальнейшем тарифы будут распространены и на сам «Газпром», в осреднении участвуют полные потоки, включая газ, принадлежащий «Газпрому». Величины потоков газа на различных участках вычисляются на основании статистики за предыдущие периоды с учетом сезонности.
Естественными элементами деления маршрута на участки сегодня являются «трансгазы» — по ним, без значительного усложнения отчетности, можно отдельно подсчитать расходы на транспортировку газа.
Таким образом, в отличие от нынешней практики расчета тарифа, при расчете транспортной составляющей мы отказываемся от конкретизации маршрута и проводим осреднение по всем возможным маршрутам. С другой стороны — отказываемся от осреднения расходов по системе в целом и учитываем расходы отдельно по каждому «трансгазу».

Элементы транспортной составляющей

В принципе, на основании предложенной модели уже можно рассчитать транспортные составляющие тарифа для всех пар точек входа и выхода системы магистральных газопроводов. Однако при этом получится весьма значительный массив данных, который для практического применения требует определенной систематизации.
Разобьем все «трансгазы» на более мелкие элементы — газотранспортные подсистемы — согласно следующим двум критериям: внутри подсистемы каждый проходящий маршрут не имеет альтернативы (т.е. определяется единственным образом) и все проходящие через подсистему маршруты сходятся в едином центре (узловой точке подсистемы).

Это позволяет представить транспортную составляющую тарифа в виде трех элементов:

  • однозначно определяемый тариф на транспортировку от точки сдачи газа до узловой точки подсистемы точки сдачи (тариф на сдачу газа во входной подсистеме);
  • осредненный по всем возможным маршрутам тариф на транспортировку газа между узловыми точками входной и выходной подсистем (межподсистемный тариф);
  • однозначно определяемый тариф на транспортировку от узловой точки подсистемы, в которой расположена точка сдачи, до этой точки сдачи газа (тариф на отбор газа в выходной подсистеме).

По нашим оценкам, таких подсистем будет порядка 100-150. При этом газ с промыслов поступает только в 10-20 из них; не из всех «добывающих» подсистем можно попасть во все остальные (например, с Северного Кавказа никак не попасть в Челябинскую или Ленинградскую области); и в целом ряде подсистем нет ни сдачи, ни отбора газа. Это означает, что реальная матрица межподсистемных ставок тарифов будет на порядки меньше, чем матрица ставок вход-выход (максимальный размер таблицы — 20х150).

Тарифные ставки и учет затрат

При расчете ставки общесистемной составляющей тарифа планируемые общесистемные расходы головной компании ОАО «Газпром» плюс планируемое общесистемное финансирование делится на планируемый объем перекачиваемого газа по системе в целом. Ставка выражена в рублях за 1 тыс. м3.
По каждому из «трансгазов» по отдельности рассчитывается тарифная ставка транспортной составляющей тарифа. Для этого все планируемые расходы, относимые на данный «трансгаз», за вычетом планируемого общесистемного финансирования делится на планируемую товарно-транспортную работу в данном «трансгазе» (руб./тыс. м3 на 100 км).
Отметим здесь особенности учета и разнесения затрат при расчете ставок общесистемной и транспортной составляющей. Все расходы, отраженные на балансе головной организации ОАО «Газпром», не носящие общесистемного характера, которые могут быть ассоциированы с конкретным «трансгазом», относятся на транспортную составляющую тарифа. Это потребует разнесения статей затрат инвестиционной программы, а также плана заимствований и обслуживания долговых обязательств по самой головной организации и по конкретным «трансгазам».
В отношении учета инвестиций (как в общесистемной, так и в транспортной составляющих) принят следующий подход. В инвестиционных программах головной организации и газотранспортных предприятий необходимо предусмотреть разделение проектов на реконструкцию и модернизацию существующих газотранспортных систем и на создание новых газопроводов.
Финансирование проектов на существующих газопроводах необходимо осуществлять за счет тарифной выручки (амортизации основных фондов и прибыли газотранспортных предприятий). Финансирование нового строительства целесообразно осуществлять за счет привлечения кредитов. При этом расходы на обслуживание долга во время строительства учитываются в составе действующих тарифов на транспортировку газа. После ввода соответствующих объектов в эксплуатацию в структуре тарифов на транспортировку газа по новым направлениям (или «трансгазам») учитываются средства на обслуживание и погашение кредитов и амортизацию введенных объектов.

Платежка за газ подорожает сильнее чем планировали

Национальная комиссия по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) внесла изменения во второй этап подорожания доставки газа. При этом в день голосования был предложен и утвержден документ с более высокими тарифами, чем в обнародованном ранее на сайте ведомства проекте постановления. Окончательные цифры, которые увидят украинцы в платежках за транспортировку газа, опубликованы ниже.

Тарифы с 1 июля

В конце прошлого года, одновременно с разделением газовых платежек на две – за потребление газа и его транспортировку, НКРЭКУ было принято решение о подорожании транспортировки газа на 46%. Чтобы смягчить для населения переход на новые тарифы, подорожание было разбито на два этапа – с 1 января (второй столбец в инфографике) и 1 июля (третий столбец «План»). При этом летнее подорожание должно было составить в среднем 20%.
Знову подорожчання газу: відміна ПСО призведе до підвищення цін на газ вдвічі-втричі — експерт (ІНФОГРАФІКА)

Но 3 июня НРКЭКУ решило пересмотреть июльское подорожание газа в сторону уменьшения, как гласит официальная формулировка, «с целью недопущения социального напряжения среди населения». Был утвержден и обнародован проект снижения подорожания с 20% до 8% (4 столбец «Проект»), который, однако, был пересмотрен в день заседания, и 24 июня НКРЭКУ утвердила пакет документов с более высокими тарифами (5 столбец «с 1 июля»).

Например, если для «Винницыгаза» зимой было предусмотрено с 1 июля подорожание с 1,07 до 1,31 грн за доставку 1 куб м. газа, то в проекте НКРЭКУ закладывалось снижение подорожания до 1,13 грн за доставку 1 куб. м. Однако в день голосования Нацкомиссия утвердила для лицензиата тариф в 1,16 грн за 1 куб. м, который и становится действующим с 1 июля.

Подорожание на 10%

Как следует из анализа пересмотренных Нацкомиссией тарифов, с 1 июля больше всего подорожают платежки за транспортировку газа для жителей Мелитополя (24%), Умани (19%), Гадяча (18%) и Лубен (16%), в то время как для клиентов Запорожгаза, Полтавгаза и Черкассыгаза подорожание меньше (соответственно 16%, 15%, 14%).
Как изменится средняя сумма платежки за газ с 1 июля
В то время, как платежки для жителей Мариуполя подорожают на 15%, для потребителей на остальной территории Донецкой области тарифы вообще не изменяются. Совсем не заметят подорожания также жители Киева, Кременчуга, Тернополя. Относительно небольшое подорожание предусмотрено для Киевской, Кировоградской, Ровенской, Хмельницкой и Черниговской областей.

Таким образом, общее подорожание транспортировки газа в среднем по Украине составит 10% вместо запроектированных 8%. Согласно информации СМИ комиссия повысила заниженное подорожание газа в связи ожидаемым ростом цены «голубого топлива», которая закладывается при расчете тарифа. Так, если в проекте НКРЭКУ от 3 июня была заложена цена газа в 3,65 тыс. грн (без НДС) за тыс. куб. м, то в окончательном варианте – 4 тыс. грн/тыс. куб м.
Карантин в Украине: июнь и июль будем жить в карантинных ограничениях, — Шмыгаль
Читайте також, раніше ми писали що українським майстрам нарешті доступний новий клей Quick FIX MDF kit для монтажу і ремонту дерев’яних деталей, а також склеювання виробів МДФ, ґуми, фанери, різних видів пластику, шкіри, кераміки

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от «___»___________ 20___ года N ____

Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ПАО «Газпром», входящим в Единую систему газоснабжения, для независимых организаций

приказываю:

1. Утвердить

1.1. Ставки за пользование магистральными газопроводами (ставка за пользование) тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ПАО «Газпром»:

— для независимых организаций, а также на услуги по транспортировке газа, добываемого ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, в отношении которого не применяются принципы государственного регулирования оптовых цен на природный газ, предусмотренные Основными положениями, при оказании услуг по транспортировке газа от зон входа до зон выхода согласно приложениям NN 1-4* к настоящему приказу;

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

— для последующей поставки потребителям, расположенным в пределах территории Российской Федерации, согласно приложению N 5* к настоящему приказу для случаев, когда в приложениях NN 1-4 к настоящему приказу ставка за пользование из конкретной зоны входа до конкретной зоны выхода не установлена, либо для случаев, когда для каких-либо точек подключения к системе магистральных газопроводов и точек выхода из нее не определены соответствующие зоны входа или выхода.

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

1.2. Ставку за совершаемую работу по перемещению газа (ставка за перемещение) тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ПАО «Газпром» для независимых организаций, а также на услуги по транспортировке газа, добываемого ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, в отношении которого не применяются принципы государственного регулирования оптовых цен на природный газ, предусмотренные Основными положениями, предназначенного для потребителей, расположенных:

— в пределах территории Российской Федерации и стран — участников Таможенного союза в размере 13,04 руб. за 1000 куб.м газа на 100 км (без НДС);

— за пределами территории Российской Федерации и стран — участников Таможенного союза в размере 16,49 руб. за 1000 куб.м газа на 100 км (без НДС).

2. Расшифровка состава зон входа и выхода газотранспортной системы ПАО «Газпром» приводится в приложении N 6* к настоящему приказу.

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

3. Признать утратившим силу приказ ФСТ России от 8 июня 2015 года N 216-э/1 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО «Газпром», входящим в Единую систему газоснабжения, для независимых организаций» (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2015 года, регистрационный N 37716), с изменениями и дополнениями, внесенными приказами ФАС России от 4 августа 2017 года N 1020/17 (зарегистрирован Минюстом России 20 сентября 2017 года, регистрационный N 48248), от 14 февраля 2018 года N 185/18 (зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2018 года, регистрационный N 50761).

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России А.Н.Голомолзина.

Руководитель

И.Ю.Артемьев

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Федеральный портал проектов

нормативных правовых актов

Стоимость доставки газа рассчитывается индивидуально для каждого клиента. Размер платы зависит от объема потребления конкретного клиента и тарифа на доставку (распределение), который установила НКРЭКУ.

Кто получает счета на доставку газа:

Счета с платой за доставку газа получают все клиенты операторов ГРМ (облгазов), которым предоставлена техническая возможность в любое время использовать газ для своих потребностей. Каждый клиент оператора ГРМ, подключенный к газопроводу, имеет возможность использовать газ в любое время. Круглосуточное обеспечение такой возможности для всех клиентов является обязанностью операторов ГРМ и финансируется за их счет: в соответствии с договором на распределение (доставку) газа.

Оператор ГРМ несет расходы на поддержание для клиента технической возможности в любое время использовать газ (независимо от того, пользуется ли клиент газом или нет). Поэтому счета с платой за доставку формируют независимо от текущих объемов потребления газа: при нулевом потреблении газа плату рассчитывают исходя из плановых объемов потребления, как это предусмотрено в дополнении 1 Кодекса ГРМ.

Как определяют объем потребления:

За основу берется фактический объем потребления газа в течение «газового года». Это промежуток времени с октября по сентябрь включительно.

Также установлены фиксированные объемы потребления:

39 куб. м для домохозяйств с газовой плитой

126 куб.м для домохозяйств с плитой и газовой колонкой

314 куб. м для домохозяйств с автономным отоплением.

Указанные фиксированные объемы установлены для:

— новых клиентов операторов ГРМ

— клиентов, которые присоединились к газовым сетям менее девяти месяцев назад

— клиентов с нулевым потреблением газа.

Как рассчитывают ежемесячный платеж за доставку:

Объем потребления газа (фактический или фиксированный), делится на 12 (количество месяцев) и умножается на тариф на доставку соответствующего оператора ГРМ. Результат — это месячный платеж за доставку, который одинаковый каждый месяц.

Когда платить:

За доставку газа необходимо платить в текущем месяце, до 20 числа. В большинстве случаев (это квартиры с газовой плитой, а также с колонкой), месячная плата за доставку газа меньше комиссии банка, поэтому выгоднее платить за несколько месяцев сразу.

Тарифы на доставку газа (с НДС):

АО

№ постановления

Тариф распределения с 01.01.20 по 30.06.20, за 1 м3 с НДС (20%)

Тариф распределения с 01.07.20 по 31.12.20, за 1 м3 с НДС (20%)

Винницагаз

1,068

1,164

Волыньгаз

1,092

1,176

Днепрогаз

0,66

0,708

Днепропетровскгаз

1,248

1,368

Житомиргаз

1,068

1,188

Закарпатгаз

1,248

1,368

Запорожгаз

0,66

0,768

Ивано-Франковскгаз

1,2

1,380

Киевоблгаз

0,936

0,972

Криворожгаз

0,42

0,456

Львовгаз

1,08

1,188

Николаевгаз

1,308

1,464

Ровногаз

1,2

1,236

Сумыгаз

0,912

1,032

Тысменицагаз

1,236

1,380

Харьковгаз

1,236

1,356

Харьковгоргаз

0,36

0,360

Хмельницкгаз

1,044

1,104

Черновцыгаз

1,26

1,440

Черниговгаз

1,068

1,128

Как прекратить начисление платы за доставку (распределение) газа?

Оператор ГРМ прекращает формировать счет за доставку газа после того, как клиент расторгнет договор на распределение (доставку) газа. После расторжения договора газифицированный объект клиента отсоединяют от газовой сети. Для этого в месте подключения объекта к газовой сети газопровод перерезают, и устанавливают на него так называемую инвентарную заглушку, согласно Правил безопасности систем газоснабжения (ПБСГ).

Место подключения, где перерезают газопровод, согласно ПБСГ – «точка обеспечения мощности на сетях оператора ГРМ, от которой построены сети до точки присоединения заказчика (клиента – ред.)». Таким образом, опломбирование крана в доме/квартире не является основанием для прекращения формирования счетов на доставку газа.

Для восстановления доставки газа необходимо заключить новый договор с оператором ГРМ. После чего объект клиента присоединят к газовой сети, а плату за доставка рассчитают согласно Кодекса ГРМ (по плановым объемам потребления).

Стоимость работ по отсоединению/присоединению утверждена в соответствии с Кодексом ГРМ, опубликована на сайтах операторов ГРМ и оплачивается клиентами.

51. В случае если для данной ГРО предусмотрено отнесение конечных потребителей к группам, по которым продифференцированы тарифы исходя из годового объема потребления газа отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям, то особенности расчета тарифов, изложенные выше в данном разделе настоящих Методических указаний, применяются также в отношении отдельных точек подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям. При этом рекомендуется указывать в договорах объемы транспортировки (поставки) газа отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям, а также конкретный метод расчета стоимости услуг за транспортировку газа.
52. Потребитель услуг за транспортировку газа в транзитном потоке рассчитывает их стоимость исходя из установленного транзитного тарифа и фактических объемов транспортировки газа при наличии на транзитном газопроводе приборов учета расхода газа. До момента установления для ГРО транзитного тарифа расчет стоимости указанных услуг за транспортировку осуществляется по ранее установленному для данной ГРО тарифу на транспортировку для группы конечных потребителей, с минимальным коэффициентом удельной сложности обслуживания системы газоснабжения, пересчитанному на отношение фактической протяженности транспортировки газа в транзитном потоке к 100 километрам.
53. В случае если протяженность транспортировки газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям одной ГРО составляет свыше 80% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 — свыше 50% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя), то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее тарифу на транспортировку (в этом случае применяется тариф на транспортировку, установленный для той группы, в объемный диапазон которой попадает прогнозный годовой объем транспортировки газа в транзитном потоке для поставки конечным потребителям, маршрут транспортировки газа до которых попадает под указанное условие). При этом общая стоимость оказанных услуг определяется исходя из фактического объема транзитной транспортировки газа.
54. В случае если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя, составляет менее 20% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 — менее 50% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя), то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее транзитному тарифу.
55. В случае если протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя (кроме населения и конечных потребителей с годовым объемом потребления газа свыше 500 млн. м3, транспортировка газа которым осуществляется по тупиковым газопроводам), составляет менее 100 метров и при этом отношение протяженности транспортировки газа по сетям данной ГРО к протяженности транспортировки газа по сетям конечного потребителя до газоиспользующего оборудования (средневзвешенной протяженности в случае транспортировки газа к нескольким точкам подключения сетей конечного потребителя к газораспределительным сетям) составляет менее 5%, то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа данному конечному потребителю по установленному для нее транзитному тарифу.

Приложение N 1
к Методическим указаниям
по регулированию тарифов на услуги
по транспортировке газа
по газораспределительным сетям КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Группы конечных потребителей Объемные диапазоны групп конечных потребителей Коэффициенты удельной сложности обслуживания системы газораспределения
1-я группа свыше 500 млн. м3 в год 0,05 — 0,2
2-я группа от 100 млн. м3 до 500 млн. м3 в год включительно 0,25 — 0,4
3-я труппа от 10 до 100 млн. м3 в год включительно 0,8
4-я группа от 1 до 10 млн. м3 в год включительно 1,2
5-я группа от 0,1 до 1 млн. м3 в год включительно 1,6
6-я группа от 0,01 до 0,1 млн. м3 в год включительно 2,0
7-я группа до 0,01 млн. м3 в год включительно 2,5
8-я группа население расчетно

Коэффициент удельной сложности обслуживания системы газораспределения для 8-й группы конечных потребителей (население) определяется как средневзвешенное значение соответствующих коэффициентов удельной сложности обслуживания системы газораспределения для отдельных направлений использования газа (приводятся ниже) через объемы потребления газа по каждому из направлений его использования, которые транспортируются по сетям данной ГРО.
Коэффициенты удельной сложности обслуживания
системы газораспределения для отдельных направлений
использования газа населением

Направления использования газа населением Коэффициенты удельной сложности обслуживания системы газораспределения
Пищеприготовление 5 — 7
Пищеприготовление и подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения 3,5 — 5
Отопление с одновременным использованием газа на другие цели с годовым объемом потребления газа до 0,01 млн. м3 включительно 2,5
Отопление с одновременным использованием газа на другие цели с годовым объемом потребления газа свыше 0,01 млн. м3 2,0

Страницы: 11 из 12 cодержание следующая —>