Тарифные преференции

Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза
Перечни развивающихся и наименее развитых стран
Перечень преференциальных товаров
​Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран​
Договор ЕАЭС (часть)

Источник – сайт ФТС

2. Таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В Федеральную таможенную службу поступила жалоба ООО «У» на решение таможни об отмене тарифных преференций в отношении задекларированного товара.

Заявитель со ссылкой на Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008, одобренный решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 780, указывает, что основанием для отмены преференций является либо получение сведений от уполномоченных органов страны-бенефициара о том, что сертификат не выдавался, аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных сведений или неполных документов и (или) сведений, либо неполучение в течение 6 месяцев такого ответа. Однако такой запрос таможней в компетентные органы страны-бенефициара не направлялся. Кроме того, заявитель считает решение таможни неправомерным, так как оно принято в сроки, не позволяющие ООО «У» восстановить преференциальный режим.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «У» установлено следующее.

В целях подтверждения страны происхождения товаров при их декларировании ООО «У» был представлен сертификат о происхождении товаров по форме «А». Товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенной пошлины, составляющей 75 процентов от ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 (с 1 января 2015 г. в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., под используемым в международных договорах понятием «Таможенный союз» понимается «Евразийский экономический союз»).

В соответствии со статьями 99, 111 ТК ТС в рамках проведения выборочного контроля обоснованности принятых решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций вышестоящим таможенным органом установлено, что оригинал сертификата о происхождении товара по форме «А» заполнен ненадлежащим образом, а именно оттиск печати в графе 11 сертификата нечитаем, размыт.

Сертификат был направлен таможней на последующую проверку в ФТС России. По результатам проверки ФТС России направило информацию о ненадлежащем заполнении сертификата о происхождении товара формы «А» и не соответствии его Требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А», содержащимся в Приложении № 2 (далее – Требования) к Правилам определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза (далее – Правила), утвержденным Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008.

В связи с этим, таможней было принято решение об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении задекларированного ООО «У» товара, о чем заявитель был уведомлен.

Подтверждение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с нормами пункта 2 статьи 58, статьи 59, пункта 1 статьи 61 и пункта 1 статьи 62 ТК ТС.

Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (положения статьи 74 ТК ТС и статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор) для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Комиссией Таможенного союза.

На основании статьи 36 Договора в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Союз в соответствии с настоящим Договором может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Для целей реализации положений статьи 36 Договора до вступления в силу решения Комиссии Таможенного союза, устанавливающего условия и порядок применения единой системы тарифных преференций Союза в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран, применяется Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12.12.2008.

До вступления в силу решения Комиссии Таможенного союза, устанавливающего правила определения происхождения товаров, предусмотренные пунктом 3 статьи 37 настоящего Договора, применяется Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008.

В соответствии с Протоколом о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12.12.2008 перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций, перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждаются Комиссией Таможенного союза.

Указанные перечни утверждены решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Согласно данным перечням к товарам, происходящим из развивающихся стран и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, относятся, в том числе товары группы ХХ Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза «наименование товара», а в перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза входит «Страна, которой выдан сертификат».

Согласно Правилам в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию – сертификат о происхождении товара по форме «А», которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций – сертификатов о происхождении товара по форме «А».

Исходя из материалов жалобы, нарушения оформления графы 11 сертификата о происхождении товара по форме «А» были выявлены таможней и ФТС России в результате визуального исследования и сопоставления фактического заполнения граф сертификата с правилами, указанными в Требованиях.

Так, исходя из Требований, графа 11 сертификата о происхождении товара по форме «А» должна содержать данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать уполномоченного органа страны –бенефициара, а также подпись должностного лица указанного органа. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.

Наличие нечеткого оттиска печати в графе 11 сертификата о происхождении товара по форме «А» является нарушением Требований.

В соответствии с разделом VIII Правил сертификат может быть признан недействительным в случаях, если:

не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;

имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений:

по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами.

Проведение дополнительных исследований и запросов в компетентные национальные органы страны, заверившей представленный сертификат, для подтверждения наличия вышеуказанных обстоятельств визуальным способом, в соответствии с Правилами в обязательном порядке не требуется.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

Таким образом, основания для проведения проверочных мероприятий в отношении указанного сертификата о происхождении товаров, признания его недействительным и принятия решения об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении задекларированного ООО «У» товара, у таможни имелись.

Ссылка заявителя на Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008, одобренный решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 780, является несостоятельной в связи с тем, что процедуры внутригосударственного согласования указанного Протокола не завершены, и он не был подписан. Соответственно положения данного Протокола не применимы.

Довод в жалобе о том, что спорное решение принято в сроки, не позволяющие ООО «У» восстановить преференциальный режим, несостоятелен ввиду того, что в соответствии со статьей 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом указанный срок не поставлен в зависимость от возможных финансовых рисков участников внешнеэкономической деятельности и достижений предпринимательских целей.

Вместе с тем, не смотря на то, что вышеизложенные доводы заявителя не нашли своего подтверждения, жалоба ООО «У» удовлетворена по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Объектом таможенного контроля, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 95 ТК ТС, являются таможенная декларация, документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза.

Пунктом 1 статьи 98 ТК ТС на декларанта и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и иных заинтересованных лиц возложена обязанность по представлению таможенным органам документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

В силу статьи 99 ТК ТС таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.

Статьей 110 ТК ТС установлен перечень форм таможенного контроля, к которому, в том числе, относятся проверка документов и сведений, а также таможенная проверка.

Целью проверки документов и сведений, представленных при совершении таможенных операций, определенной пунктом 1 статьи 111 ТК ТС, является установление достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 111 ТК ТС проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.

Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств утвержден приказом ФТС России от 25 августа 2009 г. № 1560 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2009 г., № 15262).

Согласно подпункту 2 пункта 7 названого Порядка, одним из направлений проверки является правильность определения страны происхождения товаров. Пунктом 25 указанного Порядка установлено, что результаты проведения проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств. Датой окончания проведения проверки является дата подписания акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 ТК ТС целью проведения таможенными органами таможенной проверки является обеспечение соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – его членов.

Пунктами 10 – 12 статьи 122 ТК ТС установлено, что порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 ТК ТС, результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза, порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Частями 1, 5 статьи 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о таможенном регулировании) определено, что результаты таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки или актом выездной таможенной проверки. В случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.

В соответствии со статьей 110 Федерального закона о таможенном регулировании таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.

По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.

Порядок принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций (далее – Порядок), утвержден приказом ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1565 (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2012 г., рег. № 25268).

В соответствии с пунктами 19, 21 Порядка, если по результатам проведенного после выпуска товаров таможенного контроля обнаружено, что заявленные сведения о стране происхождения товаров являются недостоверными, в том числе если заявленные сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, или что условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, не соблюдены, уполномоченное должностное лицо принимает решение по форме согласно приложению № 1 к указанному приказу.

Таким образом, основанием для принятия решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций является установление по результатам таможенного контроля вышеуказанных фактов. При этом, исходя из положений пункта 22 Порядка, данное решение принимается при проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме проверки документов и сведений или таможенной проверки после оформления результатов проверки.

Из материалов по жалобе следует, что требования статей 111, 122 ТК ТС и Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1565, таможней не соблюдены, результаты таможенного контроля в соответствующих актах не зафиксированы. Соответственно, процедура принятия обжалуемого решения нарушена.

При таких обстоятельствах, решение таможни об отмене тарифных преференций в отношении задекларированного ООО «У» товара было отменено ФТС России.

A. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Единственным многосторонним договором о правилах происхождения является Киотская конвенция (заключенная 18 мая 1973 г. и вступившая в силу 25 сентября 1974 г.) – Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Положения Киотской конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде общих принципов, на основании которых в национальном законодательстве вырабатываются конкретные правила регулирования таможенных процедур. Такой подход должен позволить национальному законодательству найти баланс между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля для достижения компромисса между интересами предпринимательского сообщества и государства. Основной принцип Киотской конвенции связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров.

Специальное приложение K «Происхождение товаров» Киотской конвенции описывает общие правила установления происхождения товара.

— Страна происхождения товара – страна, в которой товары были получены полностью либо подвержены значительной обработке.

— Правила происхождения – законодательные и нормативные акты общего применения, используемые для установления страны происхождения товара. Правила происхождения не должны представлять собой бесполезные барьеры в международной торговле.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, 1994 г.) не содержит конкретных правил определения происхождения. Это предоставило странам гибкость в принятии собственных правил и их дифференцированном применении в зависимости от цели, в которой они используются. Происхождение является экономической «национальностью» товаров в международной торговле. Существует два типа происхождения: преференциальное и непреференциальное.

1. Непреференциальные правила происхождения

Непреференциальные правила происхождения используются для определения происхождения продукции, подверженной мерам торговой политики, например: антидемпинговые и компенсационные пошлины, торговые эмбарго, защитные и компенсаторные меры, количественные ограничения, а также тарифные ставки, торговая статистика, государственные закупки, маркировка происхождения и т.д. Помимо этого, возмещения за экспорт в ЕС в рамках Единой сельскохозяйственной политики основываются чаще всего на непреференциальном происхождении.

2. Преференциальные правила происхождения

Преференциальное происхождение предоставляет определенные преимущества для товаров, реализуемых между разными странами, особенно это касается сниженных или даже нулевых таможенных пошлин. Преференциальное происхождение приписывается товарам из разных стран, соблюдающим определенные критерии происхождения.

Для получения преференциального происхождения, товары из одной страны должны соответствовать конкретным условиям, предусмотренным протоколом происхождения по соглашению, заключенному ЕС с соответствующей страной, или правилам происхождения согласно автономным соглашениям, предусматривающим тарифный режим, в одностороннем порядке предоставляемым ЕС.

Это означает, что товары:
— изготовлены из сырья, произведенного или полученного в стране-получателе;
— подверглись определенной обработке или трансформации в стране-получателе.

Такие товары считаются «ПРОИСХОДЯЩИМИ».

В обоих случаях, важным элементом в определении происхождения является их тарифная классификация. Реализуемые товары идентифицируются в ЕС цифровым кодом согласно Комбинированной номенклатуре, и перед определением происхождения необходимо определить код КН.

B. ПРАВИЛА ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Основное правило: Чтобы товар происходил из какой-либо страны, он должен быть полностью произведен в соответствующей стране или должна быть известна последняя существенная обработка на территории соответствующей страны.

В случае если участвует лишь одна страна, применяется критерий «произведен полностью». На практике, это ограничено продукцией, полученной в натуральном виде, и производной продукции. Если есть две или более страны, вовлеченные в процесс производства товаров, критерий «последняя значительная обработка»определяет происхождение этих товаров.

1. «Полностью произведенные» товары

Киотская конвенция содержит список продукции, которые можно считать полностью произведенными на территории определенной страны:
— полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;
— продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
— животные, родившиеся или выращенные в данной стране;
— продукция, полученная из животных, выращенных в данной стране;
— продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
— продукция морского рыболовного промысла и другая продукция, полученная суднами данной страны;
— бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье, включая шины для переработки или используемые как мусор;
— отходы и лом, полученные в результате производственных операций;
— продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или недр;
— товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в предыдущих пунктах.

2. Критерий «последняя значительная обработка»

Киотская конвенция определяет эту обработку как достаточную для придания продукту «своей неотъемлемой характеристики».

Понятие полностью произведенного товара имеет чрезвычайно ограниченную практическую актуальность в международной торговле, причина, по которой не используются его альтернативные определения. В том, что касается последней существенной обработки, существуют и другие определения:
— в ЕС: «последняя значительная обработка, обоснованная с экономической точки зрения, на предприятии, оборудованном с этой целью, в результате которой получился новый продукт либо пройден важный этап производства»;
— в США: «значительная обработка должна вести к получению нового и отличного продукта, у которого есть название, характеристики и отличительное пользование».

Для операционализации понятия «значительная обработка»используются три конкретных критерия:
— перевод из одной товарной (под) позиции таможенного тарифа в автоматизированной системе в другую;
— по перечню обработок и трансформаций товара, который присваивает или нет происхождение стране, в которой производятся эти операции;
— по правилу добавленной стоимости, согласно которому увеличение стоимости в результате операций по сборке и встройке материалов представляет собой определенную долю от заводской стоимости продукции.

С информацией о происхождении товара можно ознакомиться здесь.

C. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН СЕРТИФИКАТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ?

Сертификат происхождения – документ, подтверждающий происхождение товара, который необходим покупателю при таможенной очистке для демонстрации того, что товар не происходит из страны, из которой, по различным причинам, страна-покупатель не принимает импорт соответствующего товара.

Другими словами, сертификат происхождения – важный документ в международной торговле, подтверждающий, что товары в рамках особого экспортного обмена были полностью получены, произведены, изготовлены или обработаны в определенной стране. Также, есть декларация, предоставляемая экспортером.

Преференциальные сертификаты происхождения, выданные в рамках преференциальных торговых соглашений, позволяют экспортерам пользоваться тарифными скидками или освобождением на отвечающий критериям экспорт.

Необходимо проводить различие между понятием «сделано в Молдове» и понятием «продукт, происходящий из Молдовы». Зачастую, произведенные в Молдове товары не могут иметь статус молдавского происхождения.

Обычно, сертификаты происхождения требуются таможенными органами страны-импортера в целях применения тарифных/нетарифных мер, регулирующих импорт товаров на таможенную территорию страны.

Сертификаты происхождения могут также запросить банки в случае, если стороны, при применении соглашения о внешнеторговых операциях, указывают в банковских аккредитивах наличие такого сертификата.

Сертификаты о происхождении выдаются по требованию на основании экспортной накладной. В сертификат о происхождении обязательно заносится название экспортера (или фирмы-поставщика) и импортера (получателя), страна происхождения, название продукции, единица измерения и количество.

Тарифные преференции — это освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) зону свободной торговли, либо освобождение от уплаты, снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран-пользователей единой системы тарифных преференций.

При этом зона свободной торговли — это таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий.

Наряду с запретом на применение таможенных пошлин и иных платежей, эквивалентных таможенным пошлинам, в торговле товарами между Сторонами Договора о зоне свободной торговли в отдельных случаях применяются таможенные пошлины в отношении импорта и экспорта определенных видов товаров в государствах−участниках Содружества Независимых Государств.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 № 8 установлен перечень товаров в отношении которых предоставляются тарифные преференции (преференциальные товары).

Приложением № 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 установлен перечень развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС.

Приложением № 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 установлен перечень наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС.

Условия и порядок применения единой системы тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС закреплены в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 № 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза».

Порядок восстановления тарифных преференций регламентируется Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 № 64 «Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций».

Условия предоставления тарифных преференций

Для товаров, происходящих из развивающихся стран Для товаров, происходящих из наименее развитых стран
страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень развивающихся стран страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень наименее развитых стран
товар включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран товар включен в перечень преференциальных товаров
обеспечено выполнение требований, предусмотренных правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран обеспечено выполнение требований, предусмотренных правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран

Предоставление тарифных преференций

Для получения тарифных преференций должны быть соблюдены установленные условия.

В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

Восстановление тарифных преференций

Тарифные преференции восстанавливаются в отношении ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС товаров, в отношении которых предусмотрено предоставление тарифных преференций, после их выпуска таможенным органом в следующих случаях:

  1. При декларировании товаров декларантом не заявлены тарифные преференции;
  2. При декларировании товаров декларантом заявлены тарифные преференции, но по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров таможенными органами выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций, в результате чего их выпуск произведен таможенным органом без применения тарифных преференций;
  3. Выпуск товаров произведен таможенным органом с применением тарифных преференций, но по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций в отношении таких товаров, в результате чего в сведения, заявленные в декларации на товары, внесены соответствующие изменения (дополнения), связанные с неприменением тарифных преференций.

Тарифные преференции восстанавливаются по результатам проведения таможенного контроля при выполнении условий:

  • в отношении товаров выполнены условия предоставления тарифных преференций;
  • в таможенный орган, который произвел выпуск товаров, декларантом представлены внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.

Примечания

  • Определение страны происхождения товаров для таможенных целей
  • Таможенный словарь:Страна происхождения товара

Ссылки

  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8 (ред. от 29.04.2020) «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции»
  • «Перечень развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» (приложение N 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130)
  • «Перечень наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» (приложение N 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130)

Голенцова М.А., Лунева С.К.

Вид транспорта 2 + логистический терминал временного хранения груза Техногенно-эколо-гические риски воздействия на одну природную среду одного вида транспорта 2 и логистического терминала могут иметь степе ни воздействия: — с пренебрежимо малыми последствиями; — некритическую; — критическую Техногенно -эколо -гические риски воздействия на две природные среды одного вида транспорта 2 и логистического терминала могут иметь степени воздействия: — некритическую; — критическую Техногенно -эколо -гические риски воздействия на три природные среды одного вида транспорта 2 и логистического терминала могут иметь степени воздействия: — критическую; — катастрофическую

Вид транспорта 1 + вид транспорта 2 + логистический терминал временного хранения груза Техногенно-эколо-гические риски воздействия на одну природную среду двух видов транспорта и логистического терминала могут иметь степе ни воздействия: — некритическую; — критическую Техногенно -эколо -гические риски воздействия на две природные среды двух видов транспорта и логистического терминала могут иметь степе- ни воздействия: — некритическую; — критическую; -га^^фофическую Техногенно -эколо -гические риски воздействия на три природные среды двух видов транспорта и логистического терминала могут иметь степе- ни воздействия: — критическую; -га^^фофическую

Таким образом, экологические риски в процессе эксплуатации МТК как с точки зрения вероятности наступления неблагоприятной ситуации, так и с точки зрения значения возможного ущерба в случае наступления той или иной неблагоприятной ситуации не являются простой суперпози-

1. 2.

Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных методов го-

цией рисков функционирования каждого из элементов МТК. К таким рискам добавляются риски «комбинированные», то есть порождаемые в процессе взаимодействия элементов МТК. Построение алгоритмов расчета таких «комбинированных» рисков представляет самостоятельный интерес.

сударственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанным на

ЛИТЕРАТУРА

Олейник К.А. Экологические риски в предпринимательской деятельности (вопросы методологии) / К.А. Олейник. М.: Анкил, 2002.

Рукомойникова (Голенцова) М.А. Ранжирование техногенных экологических рисков при мультимодаль-ном транспорте углеводородов / М.А. Рукомойникова // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. №2. С. 162-165.

УДК 339 ББК 65.428

ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.В. Федоткин

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Псковский филиал 180005, г. Псков, Ленинградское шоссе, 24

применении мер экономического воздействия, которые способствуют защите национальных производителей, регулируют структуру экспорта и импорта.

Под таможенным регулированием следует понимать меры государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, в основе которых лежит ценовой фактор влияния. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу-

Таможенная пошлина является основным инструментом государственного воздействия на внешнюю торговлю.

Таможенная пошлина — обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством государства или группы государств .

Таможенные пошлины исчисляются по ставкам, установленным в Едином таможенном тарифе ТС (базовым ставкам).

Однако таможенно-тарифное регулирование предусматривает изменение размера таможенной пошлины, исчисленной с использованием базовых ставок. Единая таможенно-тарифная политика государств — членов ТС в отношении торговли с третьими странами предусматривает применение изъятий из тарифных мер/предоставление тарифных льгот.

Тарифные изъятия предоставляются в форме:

— возврата ранее уплаченной таможенной пошлины,

— освобождения от уплаты таможенной пошлины,

— снижения ставки таможенной пошлины.

Отметим, что тарифные изъятия/льготы отличаются от таможенных льгот тем, что таможенные льготы предусматривает изъятие отдельных таможенных процедур или форм контроля. Тарифная льгота рассматривается как инструмент тарифной политики и предоставляется как в одностороннем порядке, так

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и на принципах взаимности.

Существующая система изменения таможенных пошлин производится в виде предоставления:

— тарифных квот;

— тарифных льгот;

— тарифных преференций.

Основы применения тарифных льгот сформулированы в Межправительственном оглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. В условиях ТС тарифные льготы предполагают:

— формирование единых принципов тарифных льгот на уровне Союза;

— утверждение перечня товаров, в отношении которых применяются тарифные квоты;

— утверждение перечня товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы на уровне Союза;

— утверждение перечня товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы на уровне отдельных государств — членов Союза.

Рассмотрим каждый из видов изменения размера таможенной пошлины.

Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию государства или группы государств отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества.

При этом внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины есть ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые в пределах установленной тарифной квоты.

Внеквотная ставка ввозной таможенной пошлины — ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые сверх установленной тарифной квоты.

Применение данной меры связано с необходимостью ограничения импорта определенных товаров, существенно

влияющих на развитие отечественного производителя. В мировой практике эта мера, как правило, используется при ограничении ввоза продукции сельского

Применение тарифных квот базируется на применении Межправительственного соглашения об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 г. и решения ЕЭК о введении тарифных квот на соответствующий год. На 2013 года перечень товаров, в отношении которых применяются тарифные квоты, утвержден решением Коллегии ЕЭК от 20 ноября 2012 г. № 229.

Закрепленные за страной квоты подлежат распределению между хозяйствующими субъектами — резидентами соответствующего государства, заинтересованными в импорте данного товара. Порядок распределения квот осуществляется на основании национального законодательства. В РФ квота распределяется двумя способами:

— на основании конкурса или аукциона, правила проведения которых определяются Правительством РФ;

— пропорционально объему товара, происходящего с территории стран и ввезенных в определенный период времени (как правило, аналогичный предыдущего года) .

К конкурсу или аукциону допускаются участники деятельности, заинтересованные в импорте товаров, в отноше-

хозяйства.

Приведем пример действия внутри-квотных пошлин в табл .1

Так, например на 2013 год ЕЭК определена общий объем квоты на определенный товар, который распределяется между хозяйствующими субъектами — резидентами стран участниц ТС. Например, свинина свежая, охлажденная или замороженная, 456,9 тыс. тонн. На Коллегии ЕЭК общая квота распределяется между членами Союза.

нии которых применяется квота. При этом может учитываться предыдущий опыт распределения квот на данную товарную позицию. В случае применения принципа с учетом пропорционального объема товара, как правило, распределение происходит среди импортеров, осуществлявших поставки товара в предыдущие периоды квотирования, нуждающихся в получении квоты и способных их переработать.

На основании одного из методов определенный объем из национального пакета квоты распространяется на конкретный субъект хозяйственной деятельности — резидента государства, осуществляющего импорт товаров.

Для применения тарифных квот выдаются лицензии. Срок действия лицензии ограничен или периодом действия

Таблица 1. Действие внутриквотных пошлин

Наименование товара Объем квоты Внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины Базовая ставка ввозной таможенной пошлины

Говядина свежая или охлажденная (0201 ТНВЭДТС) 40 тыс. тонн 15 % таможенной стоимости 55 % таможенной стоимости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Говядина мороженная (0202 ТН ВЭД ТС) 530 тыс. тонн 15 % таможенной стоимости 55 % таможенной стоимости

Свинина свежая, охлажденная или мороженая (0203 ТН ВЭД ТС, кроме 0203 29 5502 и 0203 29 900 2) 400 тыс. тонн 0 % таможенной стоимости 65 % таможенной стоимости

Таблица 2.Распределеиие квоты между членами таможенного союза

Наименование товарной позиции Для Республики Белоруссия Для Республики Казахстан Для Российской Федерации

Свинина свежая, охлажденная или замороженная (код0203 ТНВЭДТС) 47,2 9,7 400,0

квоты, или календарным годом. Наличие лицензии является обязательным условием предоставления тарифной квоты в процессе таможенного декларирования и, соответственно, в производстве расчетов и уплате таможенной пошлины.

Как уже отмечалось выше, проводимая единая таможенно-тарифная политика в отношении торговли с третьими странами предусматривает предоставление тарифных льгот в отношении определенных категорий импортируемых товаров.

В Межправительственном оглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. определен перечень товаров, при импорте которых предусмотрено предоставление тарифных льгот в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин. К этой категории товаров отнесены:

— иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию ТС и декларируемые в соответствующих таможенных процедурах, определенных таможенным законодательством;

— иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию ТС в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал в пределах сроков, определенных учредительными документами для формирования этого капитала;

— иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию ТС в рамках международного сотрудничества государств — участников ТС в области исследования и использования космического пространства, а также в рамках соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню утверждаемому ЕЭК.

Полное освобождение от уплаты таможенной пошлины установлено в отношении следующих категорий товаров:

• транспортные средства, осуществляющие международные перевозки товаров и пассажиров и оборудование к ним;

• продукция морского промысла судов государств — членов ТС;

• товары, следующие в адрес иностранных представительств, имеющих право беспошлинного ввоза;

• валюта государств — членов ТС и иностранная валюта, ценные бумаги (кроме используемых в нумизматических целях);

• товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и/или в целях ликвидации последствий аварий и катастроф и стихийных бедствий;

• товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи, технической помощи, в благотворительных целях (кроме подакцизных товаров);

• товары, ввозимые в рамках определенных таможенных процедур, предусматривающих освобождение от уплаты пошлины;

• товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаемые через таможенную границу ТС физическими лицами;

• товары, обращенные в собственность одного из государства — член союза .

Отметим, что категория товаров, перемещаемых в рамках таможенных процедур, содержит большой перечень. Сюда включаются следующие процедуры: переработка на таможенной территории и для внутреннего потребления, временный ввоз, реимпорт, таможенный склад, свободный склад, свободная зона, беспошлинная торговля, перемещение припасов и т.д.

Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 г. предусматривается право предоставления тарифных льгот правительствами государств — членов ТС. Предоставление таких льгот должно происходить при информировании ЕЭК, которая проводит сравнительный анализ для принятия решения о применении тарифных льгот всеми участниками Союза.

К случаям распространения национальных тарифных льгот на все страны Союза относится освобождение от уплаты таможенной пошлины в отношении

товаров, ввозимых:

— в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр в 2014 г.;

— в целях проведения чемпионата мира по хоккею в 2014 г.

Национальная система тарифных льгот в РФ представляет собой довольно широкий перечень льгот. Они представлены следующими категориями:

• снабжение для российских судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию РФ;

• товары, ввозимые в рамках соглашений о разделе продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• товары, следующие в адрес иностранных представительств;

• товары, следующие в качестве гуманитарной помощи и для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф;

• другие товары, также имеющие специфическое применение или ввозимые под целевые конкретной программы. .

С полным перечнем товаров, в отношении которых предусматриваются тарифные льготы, рекомендуется ознакомиться в классификаторе льгот, являющемся приложением №7 к Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением КТС от 20 мая 2010 г. №257. Представленные в приложении сведения имеют исчерпывающий характер по признакам льгот ТС и каждого государства — члена союза.

Для предоставления тарифных льгот обязательным условием является однозначная идентификация товаров, в отношении которых предоставляются конкретные льготы. Принадлежность товаров к определенным категориям требует документального подтверждения: решения комиссии о гуманитарной или технической помощи, учредительного договора, перечня товаров, предназначенных для устранения последствий стихийных бедствий и т.д. При этом отдельные документы оформляются соответствующими государственными учреждениями, а иные — самим участником таможенных

правоотношений.

Следует отметить, что предоставление тарифных льгот нередко носит адресный характер. Следовательно, предусматривается целевое использование товара. Нарушение данного порядка может быть квалифицировано как уклонение от уплаты таможенных платежей в виде таможенной пошлины и являться основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной административным или уголовным законодательством.

Однако современная практика предоставления тарифных льгот не предусматривает применения каких-либо инструментов, обеспечивающих обязательства декларанта по целевому использованию товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы. Одновременно регламентация деятельности таможенных органов не предусматривает проведение проверок целевого использования

Остановимся на тарифных преференциях. Тарифные преференции — это разновидность тарифных льгот в виде специальных преимуществ, предоставляемых при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров, происходящих из отдельных стран или группы стран и не распространяющихся на аналогичные товары из других стран .

Тарифные преференции устанавливаются для товаров, происходящих из:

• стран, образующих совместно с государствами — членами ТС зону свободной торговли или таможенный союз;

* развивающихся стран в рамках исполнения международных обязательств .

Тарифные преференции выражены в виде полного освобождения от уплаты таможенной пошлины, снижения ставки таможенной пошлины и установления тарифных квот.

Тарифные льготы предоставляются на основании общей системы преференций в рамках международной поддержки экономик стран, отнесенных к развивающимся и наименее развитым и на условиях взаимности между государствами.

В условиях ТС тарифные преференции предполагают:

— формирование единых принципов тарифных преференций на уровне Союза;

— утверждение перечня товаров, в отношении которых предоставляются тарифные преференции, на уровне Союза;

— признание права каждого государства — члена союза на предоставление тарифных преференций при согласовании национальных преференций с партнерами по Союзу;

— утверждение перечня товаров, в отношении которых предоставляются тарифные преференции, на уровне государств — членов Союза.

Основы применения тарифных преференций сформулированы в Межправительственном соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. Данным соглашением устанавливается возможность применения тарифных преференций в отношении товаров, происходящих с определенных территорий. Единая система тарифных преференций распространяется на развивающиеся и наименее развитые страны в целях содействия их экономическому развитию .

Перечень стран, на которые распространяется Единая система преференций, утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №18 и Решением КТС от 27 ноября 2009 года №130.

Одновременно утвержден перечень товаров, в отношении которых возможно предоставление преференций.

Правовую основу применения тарифных преференций составляют:

— Межправительственное соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.;

— Протокол о единой системе тарифных преференций от 12 декабря 2008 г.;

— Межправительственное соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров 25 января 2008 г;

— Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №18;

— Решение КТС от 27 ноября 2009 года №130.

Единая система преференций базируется на признании товаров, происходящих с территории страны, внесенной в соответствующий список, и ограничена списком товаров, в отношении которых данную преференцию допустимо предоставлять.

В категорию товаров, в отношении которых предоставляется тарифная преференция, включены: продукция сельского хозяйства и рыболовства, мебель, текстильные изделии и т.д. Важнейшим элементом является однозначное отнесение этих товаров к продукции, произведенной на территории указанных стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страна происхождения товаров -страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Условиями предоставления данной тарифной преференции являются:

— признание достаточности переработки в соответствии с критериями, определенными Межправительственным соглашением стран СНГ о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.;

Для получения тарифных преференций необходимо выполнить еще одно условие — подтвердить правило прямой поставки. Данное правило предусматривает следующие элементы:

— внешнеторговая сделка должна быть осуществлена между резидентами государства — члена ТС и страны, пользующейся Единой системой преференций;

— доставка товарной партии осуществлялась прямым путем с учетом географических особенностей страны экспорта и сложившихся транспортных магистралей.

Так, например пальмовое масло из Кот-ДПИвуар, предназначенное для покупателя в РФ, можно доставить мор-

ским путем до морского порта Таллин на специальных морских танкерах, где произвести розлив в бочки или железнодорожные емкости. После перевалки в порту железнодорожным транспортом доставить груз до адресата. Перевалка вид транспортных услуг связанный с перегрузкой груза с одного вида транспорта на другой.

В этом примере на таможенный контроль необходимо предоставить морские коносаменты и документы, подтверждающие морскую транспортировку и перевалку. При этом следует обратить внимание на сроки производства перевалочных работ и возможную маркировку, средства идентификации и отметки об их замене при перевалке.

То же масло, вывезенное на тамо-

Национальная система тарифных преференции в РФ базируется на применении положений ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе», который дублирует возможность применения тарифных преференций, предусмотренных Единой системой тарифных преференций, и предусматривает предоставление тарифных льгот иным странам, участницам двухсторонних и многосторонних договоров о создании зон свободной торговли.

К таким странам следует отнести:

— страны, входящие в СНГ и сформировавшие зону свободной торговли с участием РБ, РК и РФ;

— Республику Сербия и Республику Черногория как правопреемников Союзной Республики Югославия (СРЮ).

Особо следует рассмотреть положения договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Действующий договор о

женный склад в морском порту Таллин без намерения выполнить конкретный договор, с целью размещения для хранения на складе и поиска покупателя в процессе транспортировки и хранения, не будет подпадать под правила прямой поставки.

Предоставление тарифных преференций для указанных стран осуществляется:

— полным освобождением от уплаты пошлины для товаров, происходящих с территории стран, включенных в список наименее развитых;

— частичным снижением ставки с применением 75 % от базовой ставки пошлины для товаров, происходящих с территории стран, включенных в список развивающихся.

создании зоны свободной торговли от 2011 г. распространяется на поставки на таможенную территорию ТС товаров, происходящих с территорий следующих государств: Армения, Киргизия, Молдова, Таджикистан и Украина. Согласно договоренностям, страны договорились о полном освобождении от уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, признанных происходящими из указанных стран.

Условиями предоставления данной тарифной преференции являются:

— признание достаточности переработки в соответствии с критериями, определенными Межправительственным соглашением стран СНГ о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.;

— документальное подтверждение с предъявлением сертификата СТС-1 или

Таблица З.Предоставление тарифных преференций

Наименее развитые страны Развивающиеся страны

Список соответствующих стран Отнесение к соответствующему списку Отнесение к соответствующему списку

Список товаров, которым предоставляются тарифные преференции Обязательное упоминание в списке Обязательное упоминание в списке

Документальное подтверждение Необходим сертификат по форме А Необходим сертификат по форме А

Правило прямой поставки Обязательное соблюдение Обязательное соблюдение

Ставка пошлины Полное освобождение от уплаты пошлины 75% от базовой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

декларации о происхождении товаров;

— правило прямой поставки.

РБ и РК также являются участниками Договора о создании зоны свободной торговли, и, следовательно, законодательство РБ и РК предусматривает предоставление национальных тарифных преференций, идентичных рассмотренным.

Обязательства РФ в рамках соглашения о зоне свободной торговли между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославия (2000 г.) реализуются предоставлением тарифных преференций во взамной торговле с Республикой Сербия и Республикой Черногория, являющимися правоприемниками СРЮ. Предоставление преференций предусматривает:

— полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих с территории этих стран, кроме товаров, указанных в специальном списке;

— частичное освобожденеи в отношении определенных товаров -установление сниженной преференционной ставки.

Положенениями п. 4 Приказа ГТК России от 26 октября №965 установлено, что для определения страны происхождения товаров применяются

Правила определения страны происхождения, предусмотренные общей системой преференций.

Особенностью использования этой тарифной приференции является наличие:

— списка товаров, в отношении которых предусмотренные преференции не применяются и, следовательно, ввозные таможенные пошлины исчисляются по базовой ставке Единого таможенного тарифа (приложение 1 к приказу ГТК России №965);

— списка товаров (лекарственные средства), в отношеннии которых установлены сниженные ставки (приложение 2 к приказу ГТК России №965).

Следует отметить, что РБ как партнер РФ по Союзному государству заключило с СРЮ двухстороннее международное соглашение о свободной торговле и, следовательно, предоставляет национальные тарифные преференции Республике Сербия и Республике Черногория.

В 2011 г. Казахстан ратифицировал соглашение о создании зоны свободной торговли между РК и Республикой Сербия, что также предусматривает предоставление тарифных преференций во взаимной торговле.

Таблица4. Применение тарифных преференций в рамках ТС с учетом национальных _международных обязательств РФ__

Страны Ставка пошлины согласно ЕТТ Характеристика торговых отношений Особенности предоставлнения преференций Форма документа для подтверждения страны происхождения

Страны, с которыми у РФ заключены торговые договоры 100 % Базовой ставки Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) Нет ограничений Для подтверждения страны происхождения используются товаро- транспортные документы

Развивающиеся страны 75% от базовой ставки Применение Единой системы преференций ТС на основании общей системы, установленной для этих стран в рамках программ ООН Наличие списка товаров, в отношении которых применяются тарифные преференции Сертификат по форме А, товаро-транспортные документы

Наименее развитые страны 0 % от базовой ставка Применение Единой системы преференций ТС на основании общей Наличие списка товаров, в отношении которых Сертификат по форме А, товаро-транспортные

системы, установленной для этих стран в рамках программ ООН применяются тарифные преференции документы

Страны участницы СНГ 0% от базовой ставки Соглашение о создании зоны свободной торговли Нет ограничений Сертификат по форме СТС-1

Республика Сербия и Республика Черногория 0% от базовой ставки и установление сниженных ставок Соглашение о создании зоны свободной торговли 1) Наличие списка товаров, в отношении которых не применяются тарифные преференции 2) Наличие списка товаров, в отношении которых применяются тарифные преференции в виде сниженной ставки Сертификат по форме А, товаро-транспортные документы

Страны, с которыми у РФ не заключены торговые договоры 200 % Базовой ставки Нет торговых соглашений Нет ограничений Продтверждение страны происхождения не требуется

Вышеизложенное позволяет подвести определенные выводы:

— таможенно-тарифный метод регулирования как эффективный инструмент воздействия на внешнеторговую деятельность предусматривает изменение базовых ставок Единого таможенного тарифа при исчислении таможенных пошлин;

— применяемые изъятия из Единого таможенного тарифа предусматривают снижение базовой ставки при исчислении таможенных пошлин или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин;

— существующую систему тарифных изъятий необходимо рассматривать как способы таможенно-тарифного регулирования в виде тарифных льгот;

— тарифные льготы представляются в виде тарифных льгот, тарифных преференций и тарифных квот;

сформулированы в Межправительственном соглашении о едином таможенно-тарифном регули-ровании от 25 января 2008 г. В условиях ТС тарифные льготы предполагают:

— формирование единых принципов тарифных льгот на уровне Союза;

— утверждение перечня товаров, в отношении которых применяются тарифные квоты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— утверждение перечня товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы на уровне Союза;

— утверждение перечня товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы на уровне отдельных государств — членов Союза.

В условиях ТС допускается предоставление тарифных льгот и тарифных преференций на основе национальных правовых систем.

— основы применения тарифных льгот

ЛИТЕРАТУРА

Пансков В.Г., Федоткин В.В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России: учебное пособие. М.: Издательств «Финансы и статистика», 2008 г.

Hungarian People`s Republic

Polish People`s Republic

Union of Soviet Republics

II. General conditions

To quality for preferance, products must:

III. Entries to be made in Box 8

1. Goods consigned from (Exporter`s business name, adress, country) Preference N GENERALISED SYSTEM OF PREFERENCES (Combined declaration and certificate) Issued in ………………. (country) <…>
2. Goods consigned to (Consignes`s name, adress, country)
3. Means of transport and route (as far as known) 4. For official use
5. Nem. number 6. Marks and numbers of packages 7. Number and kind of packages, description of goods 8. Origin criterion (see Notes overtest) 9. Cross weight or other quantity 10. Number and date of invoices
11. Cortification It is here by certi.. on the basis of control carried out that the declaration by the exporter is correct Price and date … 12. Declaration by the exporter The undersigned hereby declares that the above details and statements are correct: that all the goods were produced in (country) and that they compty with the origin regularements specified for those goods in the Generalised System of Preferences for goods exported to (emporting country) Price and date ….
1. Товары, поставляемые экспортером (название фирмы, ее адрес, страна) ОБЩАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИИ СЕРТИФИКАТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ (объединены декларация и сертификат) Ф О Р М А «А» Применяется в ……..(страна) (см.пояснения на обор.стороне)
2. Товары, принимаемые импортером (название организации, ее адрес, страна)
3. Средства транспорта и маршрут (насколько известны) 4. Для использования официальными учреждениями
5. N позиции 6. Марки и число мест 7. Число и вид мест; описание товаров 8. Критерий происхождения товара (см. пояснения на обор. стр.) 9. Вес брутто или другие единицы указывающие количество 10. Номер и дата счета — фактуры
11. Удостоверение На основе произведенного обследования настоящим удостоверяется, что декларация экспортера соответствует действительности. Место и дата, подпись и печать удостоверяющего учреждения. 12. Декларация экспортера Нижеподписавшийся заявляет, что вышеприведенные сведения соответствуют действительности; что все товары происходят из …. (страна) и что они отвечают требованиям о происхождении, установленным в отношении таких товаров Общей системой преференций для товаров, экспортируемых в ……(страна -импортер). Место и дата, подпись лица, имеющего право подписи.

ПРИМЕЧАНИЯ на оборотной стороне бланка «А»

1. Страны, принимающие настоящий бланк в целях общей системы преференций (ОСП)

Народная Республика Болгария

Венгерская Народная Республика

Польская Народная Республика

Союз Советских Социалистических Республик

Чехословацкая Социалистическая Республика

Подробные данные о правилах, регулирующих допуск к ОСП в этих странах, можно получить у таможенных властей этих стран. В нижеследующих пунктах приводятся элементы этих правил.

2. Критерии происхождения товаров, экспортируемых в НРБ, ВНР, ПНР, СССР и ЧССР

Вышеупомянутыми странами предоставляется преференциальный режим для товаров:

а) которые полностью произведены в стране, пользующейся преференциальным режимом:

б) которые произведены с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или неизвестного происхождения, при условии, что:

i. товар подвергся обработке или переработке в данной стране и стоимость товаров, происходящих из другой страны или неизвестного происхождения, не превышает 50% стоимости товара, экспортируемого данной страной; ii. товар подвергся обработке или переработке в нескольких странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость товаров, происходящих из других стран или неизвестного происхождения, не превышает 50% от стоимости экспортируемого одной из этих стран товара; в) товар произведен в одной из стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и подвергся обработке или переработке в других (одной или нескольких) таких странах. Если товары отвечают вышеупомянутым критериям, экспортер должен указать тот критерий происхождения в графе 8 на лицевой стороне сертификата о происхождении, на основе которого он заявляет, что его товары соответствуют требованиям ОСП, как указано в нижеследующей таблице:

Условия производства или обработки в стране экспортера, указанные в графе 12 формы «А» Запись в графе 8
а) товар полностью произведен в стране экспортера (см. пункт 2а) «p»
б) товар, включающий в себя добавленную стоимость (см. пункт 2бi и 2 бii) «Y» с дополнением стоимости материалов и компонентов, выраженных в процентах на базе цен ФОБ экспортируемого товара
в) товар произведен в одной из стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и подвергся обработке или переработке в других (одной или нескольких) таких странах (см. пункт 2в) «Pk»

Например: «Y» + 55% — означает, что стоимость импортных компонентов в стоимости импортируемого товара составляет 55% и, следовательно, товар не удовлетворяет требованиям п.п. 2б i и 2б ii и не может рассматриваться как происходящий из данной страны.