ТК ЕАЭС 142

2 июня 2017 г. в Москве состоялась международная конференция «Таможенное регулирование и администрирование в свете принятия нового Таможенного кодекса ЕАЭС 2017», организованная компанией «АСЭРГРУПП».

В качестве докладчиков были приглашены представители Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Министерства финансов Российской Федерации, таможенных органов, юристы и адвокаты практики таможенного и внешнеторгового регулирования.

Остановимся подробно на основных моментах выступления начальника отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Марины Вячеславовны Искосковой, которая в своем докладе рассказывала о новеллах Таможенного кодекса ЕАЭС и привела сравнение норм ТК ТС и ТК ЕАЭС.

1. Отличия структур ТК ТС и ТК ЕАЭС

ТК ТС

Таможенный кодекс Таможенного Союза разделен на две части — общую и специальную, в совокупности содержащие всего 8 разделов, 50 глав, 372 статьи.

Общая часть:

  • Раздел 1. Общие положения
  • Раздел 2. Таможенные платежи
  • Раздел 3. Таможенный контроль

Специальная часть:

  • Раздел 4. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации
  • Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенные процедуры
  • Раздел 6. Таможенные процедуры
  • Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров
  • Раздел 8. Переходные положения

ТК ЕАЭС

В Таможенном кодексе Евразийского Экономического союза разделения на части нет, количество разделов увеличено до 9, и содержат они 61 главу и 465 статей. Помимо этого, в новый кодекс включено 2 приложения.

  • Раздел 1. Общие положения
  • Раздел 2. Таможенные платежи, специальные, анти демпинговые, компенсационные пошлины
  • Раздел 3. Таможенные операции и лица, их совершающие
  • Раздел 4. Таможенные процедуры
  • Раздел 5. Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров
  • Раздел 6. Проведение таможенного контроля
  • Раздел 7. Таможенные органы
  • Раздел 8. Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор
  • Раздел 9. Переходные положения
  • Приложения 1 и 2

2. Приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в определенных случаях

ТК ТС

Пункт 3 статьи 179: «Таможенное декларирование товаров производится в письменной и (или) в электронной формах с использованием таможенной декларации»

ТК ЕАЭС

Пункт 3 статьи 104: «Таможенное декларирование товаров осуществляется в электронной форме.

Таможенное декларирование в письменной форме допускается:

при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; в отношении товаров для личного пользования; в отношении транспортных средств международной перевозки; в отношении товаров, пересылаемых в МПО, при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами; в иных случаях, определяемых Комиссией и законодательством государств-членов если это предусмотрено Комиссией».

Пункт 5 статьи 104: «Вне зависимости от положений пункта 3 настоящей статьи таможенное декларирование может быть произведено в письменной форме, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью информационных систем, используемых таможенными органами, вызванной техническими сбоями, нарушениями работы средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии».

3. Возможность подачи декларации на товары, транзитной декларации или декларации на транспортное средство без представления таможенному органу документов, на основании которых они заполнены

ТК ТС

Пункт 1 статьи 183: «1. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом».

ТК ЕАЭС

Статья 109: «7. Подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Подача декларации на товары на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары, если иное не установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании.»

«8. Подача транзитной декларации не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в транзитной декларации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

Подача транзитной декларации сопровождается представлением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдение законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 80.

Подача транзитной декларации на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего транзитную декларацию, если иное не установлено законодательством государств-членов.».

Статья 278: «5. Подача декларации на транспортное средство в виде электронного документа не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на транспортное средство.»

4. Автоматическая регистрация декларации и автоматический выпуск товаров

ТК ТС

Пункт 3 статьи 173: «От имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями».

Пункт 5 статьи 190: «Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа».

ТК ЕАЭС

Статья 82: «2. От имени таможенных органов таможенные операции совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

3. Отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.».

Статья 118: «2. Выпуск товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа …».

«4….Аннулирование выпуска товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа…».

Статья 125: «3. Отказ в выпуске товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа …».

Статья 310: «6…. Таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а если это установлено законодательством государств-членов …, – таможенный контроль также в иных формах или с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, может проводиться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов…»

5. Использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием

ТК ТС

В ТК ТС существует статья 176. Документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру, которая будет заменена нас статью 80 ТК ЕАЭС Документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций.

ТК ЕАЭС

Пункт 2 статьи 80 ТК ЕАЭС: «2. Документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах, и (или) сведения из них, и (или) иные сведения, необходимые таможенным органам для совершения таможенных операций, могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов. В таком случае лица, определенные настоящим Кодексом, указывают сведения об этих документах в таможенной декларации или представляют их таможенным органам иным способом в соответствии с настоящим Кодексом.

В целях реализации положений настоящего пункта информация о возможности получения таможенными органами сведений о документах, необходимых для совершения таможенных операций, и (или) сведений из таких документов, и (или) иных сведений, необходимых таможенным органам для совершения таможенных операций, из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия доводится до общего сведения путем размещения на официальных сайтах таможенных органов в сети Интернет и (или) иным способом распространения информации.».

6. Очень существенно поменялись подходы к представлению предварительной информации

ТК ЕАЭС

1) Состав информации подразделяется на два вида (сейчас такой градации нет):

  1. состав предварительной информации, используемой таможенными органами для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (представляется в обязательном порядке);

  2. состав предварительной информации, используемой таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля (представляется по желанию лиц).

2) Предусмотрено представление предварительной информации в виде электронного документа. Такая предварительная информация сможет использоваться при совершении таможенных операций, связанных с уведомлением о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, помещением товаров на временное хранение, таможенным декларированием, а также при совершении иных таможенных операций, которые будут определяться Комиссией.

3) В качестве предварительной информации смогут использоваться сведения, заявленные в таможенной декларации в виде электронного документа при предварительном таможенном декларировании. Случаи, когда это будет допускаться, а также порядок использования таких сведений в качестве предварительной информации будут определяться Комиссией.

По каждому виду транспорта для введения нового предварительного информирования должны быть разработаны отдельные комплексные решения. В этих новых решениях Комиссии должны быть определены (с учетом всей возможной специфики видов транспорта):

  • лица, которые представляют предварительную информацию;
  • сроки, в течение которых должна быть представлена информация;
  • состав информации;
  • порядок представления использования информации.

Это достаточно серьезные комплексные нормативные акты, над которыми сейчас работает Комиссия совместно с экспертами государств-членов Союза. Сейчас существуют три решения ЕЭК в рамках действующей нормативной базы. Три вида транспорта уже охвачено обязательным предварительным информированием (автотранспорт, железнодорожный транспорт и воздушный транспорт). Из-за того, что скорее всего не будет новых Решений до 01 января 2018 года, то предварительная информация будет подаваться в соответствии с теми Решениями, которые применяются сейчас. Когда специалисты разработают новые комплексные Решения, зададут определенные подготовительные периоды для доработки программных средств, тогда это будет вводиться достаточно плавно.

7. Сокращение сроков выпуска товаров

Когда выпуск будет автоматическим, это будет занимать какие-то минуты, но должны быть определенные ограничительные сроки. Сейчас срок выпуска составляет один рабочий день, следующий за днем регистрации таможенной декларации. В новом кодексе подход перестроили. Выпуск должен быть завершен в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, но, если не были запрошены документы в рамках контроля. Если что-то запросили в рамках контроля, и документы не были предоставлены, то срок выпуска опять уходит на привычное «не позднее одного рабочего дня». В действующем кодексе есть норма, позволяющая продлить срок выпуска до десяти рабочих дней. Это норма работает уже 7 лет и остается. Изначально боялись, что срок выпуска всегда будет 10 дней, но такого не произошло. Есть ситуации, когда провести таможенный контроль в течение одного дня невозможно, и продление до 10 рабочих дней является единственным возможным вариантом.

ТК ТС

Статья 196: «1. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, если декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 (четыре) часа до окончания времени работы таможенного органа — не позднее 4 (четырех) часов с момента начала времени работы этого таможенного органа».

ТК ЕАЭС

Статья 119: «1. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа либо одно из обстоятельств, указанных в абзаце третьем и четвертом настоящего пункта, наступило менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, – в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.».

«2. Выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 настоящей статьи, если в течение времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, наступило одно из следующих обстоятельств:

1) таможенным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 325 настоящего Кодекса запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

2) декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 1 статьи 112 настоящего Кодекса;

3) декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 настоящего Кодекса.

8. Таможенные процедуры

Из списка таможенных процедур на данный момент две процедуры – свободная таможенная зона и свободный склад регулируются отдельными международными соглашениями. Все они перенесены в новый кодекс. Специальная таможенная процедура, которая регулируется национальным законодательством также перешла в кодекс с определенными полномочиями Комиссии.

ТК ТС

Регулируются таможенным кодексом:

Регулируются международными соглашениями

  • 15) свободная таможенная зона;
  • 16) свободный склад;

Регулируется национальным законодательством

  • 17) специальная таможенная процедура

ТК ЕАЭС

Все таможенные процедуры регулируются новым кодексом.

9. Изменения в разделе, регулирующем применение таможенных процедур:

  • Все таможенные процедуры регулируются кодексом;
  • Разграничены случаи приостановления, возобновления, прекращения и завершения действия таможенных процедур;
  • Конкретизированы таможенные процедуры, которыми может завершаться либо приостанавливаться действие каждой из таможенных процедур;
  • Единообразно структурированы положения, регулирующие таможенные процедуры, – по содержанию, условиям помещения товаров под таможенные процедуры и условиям использования товаров в соответствии с таможенными процедурами;
  • В содержании каждой таможенной процедуры четко определено, к каким товарам – иностранным или товарам Союза – такая процедура применяется;
  • Уточнены положения по документальной идентификации товаров в продуктах их переработки;
  • Закладывается возможность использования товаров, в отношении которых таможенная процедура временного ввоза (допуска) применяется без уплаты таможенных пошлин, налогов, в пределах всей таможенной территории Союза, если иное не будет установлено Комиссией;
  • Предусмотрена возможность передачи декларантом во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа временно ввезенной многооборотной (возвратной) тары, предназначенной для упаковки и защиты товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза, а также временно ввезенных товаров в целях проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов и экспериментов;
  • Допущена реализация в магазинах беспошлинной торговли товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Союза, а также физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена в другое государство-член, и физическим лицам, въезжающим в одно государств-член из другого государства-члена;
  • Устанавливается возможность завершения действия таможенной процедуры беспошлинной торговли выпуском товаров в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории Союза на бортах водных или воздушных судов;
  • Включен перечень категорий товаров, которые могут помещаться под специальную таможенную процедуру, непосредственно в проект кодекса и его расширение

По изменениям, которые коснулись таможенных процедур была проделана очень большая работа. Для длящихся таможенных процедур есть такие понятия, как приостановление, возобновление, прекращение и завершение действия таможенных процедур. Таможенная процедура определяет правовое положение товара на территории или за ее пределами (что можно и что нельзя, что нужно и какие условия должны соблюдаться). В кодексе для каждой длящейся процедуры предусмотрены ситуации и возможности, какими процедурами они могут останавливаться, как возобновляются, как прекращается действие таможенных процедур. Завершение – это достаточно понятный процесс.

Структура глав с таможенными процедурами претерпела определенные изменения. Появилась такая терминология, как условие помещения товара под таможенную процедуру и условие использования товара в соответствии с таможенной процедурой. Условие помещения товара под таможенную процедуру – это то, что нужно выполнить, когда товар декларируется и помещается под процедуру. Условие использования товара в соответствии с таможенными процедурами – это то, что необходимо соблюдать, когда с товаром уже осуществляются задуманные хозяйственные операции.

Плюс новой структуры глав, касающихся таможенных процедур – это то, что в содержании каждой процедуры определено, к каким товарам она может применяться, и также сказано, какой статус товары получают, когда они помещены под процедуру. Допустим, таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления – помещаются иностранные товары. После помещения под процедуру товары становятся товарами Союза.

В самих процедурах появились уточнения, которые улучшат работу.

В переработках большое внимание уделено вопросу документальной идентификации товаров, помещаемых под процедуру, и продуктов переработки. Во временном ввозе (допуске) снято ограничение, что товары, помещенные с полным условным освобождением под таможенную процедуру временного ввоза, могут использоваться только в пределах территории того государства, где они помещались под процедуру. Теперь можно их использовать на территории всего Союза. Это особенно приятно, если товар ввозится для экспонирования на выставке, а потом выставка переезжает из Москвы в Минск, Астану и т.д. По многооборотной таре постарались привести в соответствие с Конвенцией о временном ввозе, предусмотрев возможность передачи декларантам во владение или пользование другому лицу данной многооборотной тарой без разрешения таможенного органа. В каждой процедуре есть улучшения, которые можно использовать в работе.

Таможенная процедура беспошлинной торговли очень существенно видоизменилась. В большей степени это коснется граждан. Заложена возможность создания магазинов «Duty Free» на прилете. Сейчас таможенная процедура беспошлинной торговли допускает продажу товаров только физическим лицам, выезжающим за пределы Союза. В новом кодексе допускается и въезжающим, если будут созданы магазины на прилете. С соблюдением определенных условий владельцы магазинов смогут реализовывать товары и при перелетах между странами Союза, что сейчас категорически запрещено.

10. Таможенный контроль

Порядок проведения контроля, формы, меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, объекты, сроки – это все в кодексе. Технологии, включая системы управления рисками – в национальном законодательстве. То же я говорила вам про документы, необходимые для проведения таможенного контроля.

Срок хранения документов, необходимых для проведения таможенного контроля, составит 5 лет после того как товары прекратили находиться под таможенным контролем. Почему 5 лет? Сейчас в России этот срок составляет 3 года (корреспондируется с исковой давностью). В России исковая данность 3 года, в Казахстане – 5 лет. Закладывается возможность (взаимная административная помощь) при необходимости проводить таможенный контроль по поручению таможенных органов другой страны. Внешнеэкономическая деятельность развивается и совершенствуется, товары попадают на единый внутренний рынок Союза, перемещаются внутри него без участия таможни. Однако, при проведении пост контроля могут возникнуть ситуации, когда товар и конечный потребитель, например, в Казахстане, а проверку проводит таможенный орган РФ. Без информации оттуда о конечном потреблении товара, нельзя будет сделать вывод о том, легально ли товар ввезен и достоверно ли он декларировался. Для этого и предусмотрено направление запросов, получение ответов, признание результатов таможенного контроля. Если в РФ будут хранить документы 3 года, а в Казахстане 5 лет, то по истечении трех лет Россия уже ничего не предоставит. Именно поэтому срок был увеличен. Данная норма не является ухудшением регулирования. Это просто объективная необходимость, так как работа ведется на единой таможенной территории Союза.

Сейчас все инструменты таможенного контроля называются формы. Теперь их разделили на две части: формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля. Формы таможенного контроля – это то, что как-то оформляется (объяснение, осмотр, досмотр, личный досмотр, таможенная проверка). Это все, что есть сейчас, только теперь формами называется более длинный перечень инструментов.

В новом Таможенном кодексе статьей 322 закреплены 8 форм таможенного контроля, в то время как в ТК ТС их было 12. Зато в статье 338 ТК ЕАЭС появились меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, в которые частично перетекли бывшие формы и способы таможенного контроля.

При проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля (статья 322 ТК ЕАЭС):

  • получение объяснений;
  • проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • таможенная проверка (камеральная таможенная проверка, плановая выездная таможенная проверка,
  • внеплановая выездная таможенная проверка, встречная внеплановая выездная таможенная проверка)

Таможенные органы вправе применять следующие меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля (статья 338 ТК ЕАЭС):

  1. проводить устный опрос;
  2. запрашивать, требовать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля;
  3. назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров;
  4. осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест;
  5. использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов;
  6. применять таможенное сопровождение;
  7. устанавливать маршрут перевозки товаров;
  8. вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций;
  9. привлекать специалиста;
  10. привлекать специалистов и экспертов других государственных органов;
  11. требовать совершение грузовых и иных операций;
  12. осуществлять таможенное наблюдение;
  13. проверять наличие системы учета товаров и ведение учета товаров.

В заключение Марина Вячеславовна рассказала о разделе VIII ТК ЕАЭС. Каждому виду деятельности в сфере таможенного дела посвящена своя глава. Появляется владелец свободного склада (раньше это было в отдельном Соглашении). Также появилась отдельная глава «Уполномоченные экономические операторы».

Раздел VIII ТК ЕАЭС включает в себя:

  • Глава 54 Общие положения о деятельности в сфере таможенного дела
  • Глава 55 Таможенный представитель
  • Глава 56 Таможенный перевозчик
  • Глава 57 Владелец склада временного хранения
  • Глава 58 Владелец таможенного склада
  • Глава 59 Владелец свободного склада
  • Глава 60 Владелец магазина беспошлинной торговли
  • Глава 61 Уполномоченный экономический оператор

В конце выступления докладчику был задан вопрос, будет ли национальным законодательством устанавливаться срок продления срока выпуска товаров, которое происходит с разрешения руководителя таможенного органа или замещающего его лица, в случае необходимости проведения экспертизы. Марина Вячеславовна ответила, что срок проведения экспертизы скорее всего будет урегулирован национальным законодательством. Все что можно было унифицировать по экспертизе, было унифицировано в кодексе. Но в разных странах данный процесс существенно различается. Поэтому большую часть необходимо будет выносить на уровень национального законодательства.

На конференции также были рассмотрены следующие доклады: изменения в регулировании вопросов таможенной стоимости, споры, связанные с определением таможенной стоимости; новации в части классификации товаров по ТН ВЭД, споры по классификации; нововведения в ТК ЕАЭС для уполномоченных экономических операторов, споры в связи с возвратом излишне уплаченных и взысканных таможенных платежей; досудебная практика таможенных споров и многое другое. Доклады будут опубликованы на сайте www.alta.ru.

Мария Голобокова, «Альта-Софт»

С 1 января 2018 года вступил в действие новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

ЕАЭС — международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года. Членами ЕАЭС являются:

  • Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация. Договор о Евразийском экономическом союзе подписан в г. Астане 29.05.2014. Вступил в силу для РФ с 1 января 2015 года.
  • Республика Армения. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подписан в г. Минске 10.10.2014. Вступил в силу для РФ со 2 января 2015 года.
  • Кыргызская Республика. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подписан в г. Москве 23.12.2014. Вступил в силу для РФ с 12 августа 2015 года.

Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС подписан в г. Москве 11.04.2017.

Таможенный кодекс ЕАЭС (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС) вступил в силу в соответствии со статьей 2 Договора от 11.04.2017. Дата начала действия ТК ЕАЭС 01.01.2018 г.

Одновременно со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС утратил силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ст. 32, п. 1 ст. 101 Договора о ЕАЭС), а также прекратили действие (временное применение) международные договоры, входящие в право ЕАЭС, по Перечню из Приложения N 2 к Договору и были признаны утратившими силу положения международных договоров, входящих в право ЕАЭС, по перечню согласно приложению N 3 к Договору.

Взамен утративших силу международных договоров, соглашений и решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одновременно с ТК ЕАЭС вступили в силу новые документы по различным вопросам таможенного регулирования.

Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.03.2017 N 11 «О разработке и принятии в 2017 году решений Евразийской экономической комиссии, предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС».

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписан Президентом РФ 03.08.2018 г. и официально опубликован на Портале правовой информации 04.08.2018 г.

Этим федеральным законом установлен не только порядок таможенного регулирования в РФ в соответствии с ТК ЕАЭС, но также и последовательность, в которой утрачивают силу отдельные статьи Федерального закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Документ вступает в действие в соответствии со ст.398 Закона 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по истечении 30 дней после дня его официального опубликования (с 04.09.2018 г.) за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» после вступления в действие нового федерального закона утрачивает силу не полностью, а в части применения отдельных статей согласно п.1 ст.397 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Остальные статьи Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ остаются действующими и утратят силу позже в соответствии п.2-5 ст.397 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

В частности это статьи, регламентирующие порядок получения статуса УЭО (п.8 ст.86, ст.88-95) – они остаются действующими до 01.01.2020 г. А также статьи, касающиеся порядка уплаты и возврата авансовых платежей, таможенных сборов и обеспечения уплаты таможенных платежей (п.1-8 ст.116, ст.117. ч.4-5 ст.120, ст.121,122. Ч.2-3 ст.128, ч.1 ст.129, ст.147-149). Эти статьи утратят силу только после вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения 5 и 8 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 г. (Протоколы О порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам).

С 1 января 2018 года вступил в действие новый Договор о Таможенном кодексе ЕAЭС от 11 апреля 2017 года.

Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекращает действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения, согласно Перечню из Приложения № 2 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС, и будут признаны утратившими силу положения международных договоров, входящих в право ЕАЭС, по перечню согласно Приложению № 3 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС.

Взамен утративших силу международных договоров, соглашений и решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) должны вступить в силу новые документы по различным вопросам таможенного регулирования. Они начнут действовать одновременно со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС.

Справка:
Разработка Таможенного кодекса ЕАЭС велась с декабря 2013 года. В работе над новым таможенным законодательством Союза приняли участие более 300 экспертов от Евразийской экономической комиссии, государственных органов исполнительной власти и бизнес-сообществ стран ЕАЭС. Основными целями разработки Таможенного кодекса ЕАЭС являлись создание единого таможенного законодательства максимально прямого действия, отвечающего уровню достигнутой интеграции в сфере таможенного регулирования и уровню развития и внедрения информационных технологий в правоприменительную практику стран ЕАЭС.

11 апреля 2017 года Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС был подписан главами государств Евразийского экономического союза.
Таможенный кодекс ЕАЭС закладывает юридическую основу для оцифровки системы регулирования внешнеэкономической деятельности Союза. Среди основных нововведений – переход на электронное декларирование, удаленное взаимодействие участников ВЭД с таможенными органами через интернет, передача функций по принятию решений на всей цепи поставки – от регистрации декларации до выпуска товаров в свободное обращение – от таможенного инспектора информационной системе таможенных органов и другие.

В 2017 году в Минэкономразвития России состоялся семинар, посвящённый изменениям в таможенном регулировании в связи с вступлением в силу нового Таможенного кодекса.

Все желающие могут ознакомиться с презентационными материалами докладчиков:

Изменение подходов к предварительному информированию таможенных органов о товарах, ввозимых на территорию ЕАЭС (А.Е. Гавричев)

О ходе работы по подготовке законопроекта О таможенном регулировании (Д.Н. Козлов)

Общая характеристика Таможенного кодекса ЕАЭС и его основные изменения (Н.Л. Зубик)

Особенности перемещения через таможенную границу ЕАЭС отдельных категорий товаров (С.М. Соколов)

Таможенные операции и лица их совершающие (М.В. Искоскова)

Таможенные платежи. Общая характеристика (Е.Н. Бричева)

Таможенные процедуры в Таможенном кодексе ЕАЭС (Е.Н. Бричева, С.М. Соколов)

Таможенный кодекс — новый этап развития таможенных информационных технологий (А.Н. Галанаматис)

Таможенный кодекс ЕАЭС. Таможенная стоимость. Происхождение товаров (В.С. Кабаков)

Уполномоченный экономический оператор (В.Р. Козаев)

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Микаил Бекзадаевич Худжатов

(опубликовано: «Маркетинг и Логистика» № 2 (10), 2017)

При использовании материала ссылка обязательна.

Аннотация: В статье рассматриваются современные особенности таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств. Проводится сравнительный анализ действующего таможенного законодательства и грядущих изменений в связи со вступлением в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и новых решений Евразийской экономической комиссии.

В ноябре 2016 г. государства — члены Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) приняли новый проект Таможенного кодекса ЕАЭС, который был окончательно утвержден всеми членами ЕАЭС 11 апреля 2017 года .

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу с 1 января 2018 года. В этой связи организации и заинтересованные лица уже сегодня могут ориентироваться на его положения в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности .

Необходимо отметить, что Таможенный кодекс Евразийского экономического союза – это первый международный договор в области регулирования таможенных правоотношений, который разрабатывался совместно всеми заинтересованными сторонами: государственными органами, участниками ВЭД и специалистами Евразийской экономической комиссии. До принятия проекта ТК ЕАЭС складывалась практика, в рамках которой международные договоры разрабатывались только представителями государственных органов, а потом в каждой стране ЕАЭС начиналось внутригосударственное согласование готовых проектов уже на национальном уровне с участием представителей бизнеса .

В целом, положения ТК ЕАЭС коснулись различных направлений таможенного дела, среди которых таможенные операции, таможенные процедуры, таможенный контроль и таможенные платежи. В связи с этим ФТС России предстоит реализовать масштабные мероприятия по совершенствованию технологий совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, предусмотренные ТК ЕАЭС .

Большой интерес с точки зрения практической реализации вышеизложенных мероприятий представляет сравнительный анализ разделов ТК ЕАЭС и ТК ТС, связанных с проведением таможенного контроля, в целях выявления существенных отличий.

В первую очередь интересно сравнить определения понятия «таможенный контроль». Согласно п. 31 ст. 4 ТК ТС таможенный контроль определен как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза .

Несколько иное определение дается в п. 41 ст. 2 ТК ЕАЭС: таможенный контроль — совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании .

Из вышеприведенных определений видно, что в новой версии таможенный контроль:

во-первых, является совокупностью совершаемых таможенными органами действий, а не осуществляемых ими мер;

во-вторых, направлен не просто на обеспечение соблюдения таможенного законодательства, а конкретно на обеспечение соблюдения международных договоров и актов, а также законодательства государств-членов в сфере таможенного регулирования.

Далее, согласно п. 2 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

В ТК ТС понятие «объекта таможенного контроля» практически не упоминается, в то время как ст. 311 ТК ЕАЭС содержит конкретную трактовку данного понятия. Объектами таможенного контроля являются :

  • товары, находящиеся под таможенным контролем;
  • товары, помещенные под некоторые процедуры, которые приобрели или сохранили статус товаров Союза;
  • товары, находящиеся на таможенной территории Союза путем незаконного ввоза;
  • таможенные и иные документы, а также сведения, содержащиеся в таких документах;
  • деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, оказанием услуг в сфере таможенного дела либо осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур;
  • сооружения, помещения и открытые площадки, используемые в качестве зон таможенного контроля.

В ныне действующем ТК ТС вопросы таможенного контроля изложены в разделе 3. Так, ст. 110 ТК ТС содержит исчерпывающий перечень форм таможенного контроля, общее количество которых равно 12. Каждую форму таможенного контроля можно рассматривать как самостоятельную процедуру, характеризующуюся специфическими задачами, особым предметом, порядком и методами проведения, совокупностью прав и обязанностей таможенных органов и проверяемых лиц .

В то же время по своей правовой сущности данные формы контроля неоднородны. Такие формы таможенного контроля, как проверка документов и сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, таможенный осмотр помещений и территорий, проверка системы учета товаров и отчетности, таможенная проверка, носят характер проверочных мероприятий, в рамках которых происходит оценка соответствия объектов таможенного контроля требованиям таможенного законодательства .

Иные формы таможенного контроля имеют отличный от проверочных мероприятий характер. Так, в основе получения объяснений, устного опроса лежит уточнение какой-либо информации либо получение дополнительных сведений, необходимых для осуществления таможенного контроля .

Таможенное наблюдение представляет собой действия должностных лиц таможенных органов, заключающиеся в визуальном наблюдении за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем, является возложенной на таможенные органы обязанностью. Конкретная форма таможенного контроля предопределяет различный объем административных действий, совершаемых в процессе ее проведения, и, как следствие, различную детализацию ее правового регулирования .

Кроме того, в ТК ТС предусмотрены действия, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы таможенного контроля, которые можно обозначить как способы проведения таможенного контроля (рис. 1).

Рис. 1. Формы и способы проведения таможенного контроля в соответствии с положениями ТК ТС

К способам проведения таможенного контроля можно отнести создание зон таможенного контроля (ст. 97 ТК ТС), проведение таможенной идентификации (ст. 109 ТК ТС), производство таможенной экспертизы (гл. 20 ТК ТС), привлечение специалистов и экспертов (ст. 101-102 ТК ТС), использование технических средств таможенного контроля (ст. 107 ТК ТС), задержание товаров и документов при проведении таможенного контроля (гл. 21 ТК ТС) и др.

Если в ТК ТС вопросы таможенного контроля предшествуют таможенным операциям и таможенным процедурам, то в ТК ЕАЭС положения таможенного контроля изложены после таможенных операций и таможенных процедур.

Раздел VI ТК ЕАЭС «Проведение таможенного контроля» содержит 3 главы, в которых урегулированы общие положения о таможенном контроле, определены формы таможенного контроля и порядок их проведения, а также меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.

Основной новеллой ТК ЕАЭС в части таможенного контроля является разработка мер, обеспечивающих его проведение. Указанные меры применяются самостоятельно или для обеспечения применения форм таможенного контроля.

В главе 45 ТК ЕАЭС «Формы таможенного контроля и порядок их применения» упоминаются только 7 форм таможенного контроля, таких как: получение объяснений, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка. Очевидно, что по своей правовой сущности данные формы контроля носят характер проверочных мероприятий, а такие самостоятельные административные процедуры как устный опрос, таможенное наблюдение регламентированы в главе 46 ТК ЕАЭС «Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля» (рис. 2).

Рис. 2. Формы и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля в соответствии с положениями ТК ЕАЭС

Как видно из рис. 2, после вступления в силу ТК ЕАЭС некоторые ныне действующие формы таможенного контроля станут мерами, обеспечивающими его проведение (устный опрос, таможенное наблюдение, учет товаров). При этом перечень обеспечивающих мер является открытым, т.е. каждый член ЕАЭС вправе устанавливать дополнительные меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.

Еще одной новеллой ТК ЕАЭС является раскрытие особенностей проведения таможенного контроля:

  • за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой (ст. 312 ТК ЕАЭС);
  • таможенной стоимости товаров (ст. 313 ТК ЕАЭС);
  • происхождения товаров (ст. 314 ТК ЕАЭС);
  • после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров (ст. 316 ТК ЕАЭС);
  • в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (ст. 317 ТК ЕАЭС).

Законодатель особо выделил указанные случаи таможенного контроля, поскольку в этих случаях, как правило, велика вероятность уклонения от уплаты таможенных платежей.

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно выделить следующие инновации в области таможенного контроля:

  • дано более точное определение понятия «таможенный контроль», в котором акцент сделан на действия таможенных органов, а не меры;
  • введено пояснение объектов таможенного контроля, установлен их расширенный перечень;
  • почти вдвое сократится количество форм таможенного контроля, к которым отнесены мероприятия, носящие проверочный характер;
  • наряду с формами таможенного контроля будут применяться меры, обеспечивающие его проведение, перечень которых является открытым;
  • указан ряд особенностей проведения таможенного контроля в целях усиления борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей.

В целом на наш взгляд, вышеизложенные новеллы будут способствовать повышению эффективности проведения таможенного контроля, поскольку его формы и широкий перечень мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, будут активно применяться на практике в целях выявления и пресечения таможенных правонарушений.

Список использованной литературы:

  1. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Подписан в г. Москве 11.04.2017) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ, 2010, № 50, ст. 6615.
  4. Грязев И.А. Новый кодекс: с ним все только начинается : портал «Customs Experf.ru». URL: http://customsexpert.ru/articles/noviy-kodeks-s-nim-vse-tol.htm – (дата обращения 13.08.2017).
  5. Костин А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств. Учебное пособие. — СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. – 340 с.
  6. Кулешов А.В., Черных В.А., Шишкина О.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. — 420 с.
  7. Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории / Учебное пособие / под общ. ред. В.А. Черных. РИО Российской таможенной академии, — М.: 2012 – 231 с.
  8. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей // Маркетинг и логистика. – 2017. – №2(10). – с. 173-182.
  9. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: плодоовощная продукция // Маркетинг и логистика. – 2016. – №5(7). – с. 67-74.
  10. Худжатов М.Б. Ускорение таможенных операций при ввозе скоропортящихся товаров на таможенную территорию Таможенного союза // М.: Научно-практический журнал «Маркетинг и логистика». — №3(5), 2016. – с. 82-89.
  11. Щерба М.Ю., Шевчук П.С. Новые подходы к таможенному администрированию в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Управление инвестициями и инновациями. 2016. № 2. С. 111-116.

УДК 339.9

Худжатов М.Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов. Россия Москва

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Actual changes in customs legislation in the field of customs control

Ключевые слова: таможенный контроль, внешнеэкономическая деятельность, Евразийский экономический союз, таможенное законодательство; customs control, foreign economic activity, Eurasian Economic Union, customs legislation.