Трансфертное ценообразование

Содержание

Напомним, что проблема международных трансфертных цен возникла в начале 1960-х гг. на волне обретения независимости целым рядом стран Азии и Африки. Тогда прямые методы экономического ограбления стран – бывших колоний компаниями из стран-метрополий ушли в прошлое, и появилась потребность в более тонких методах безналогового вывоза прибылей из новых независимых государств. Транснациональные компании стали применять намеренно заниженные цены на сырьевые продукты, поставляемые из этих стран на мировые рынки. В дальнейшем схема была дополнена созданием посреднических фирм в небольших, обычно в островных, государствах, которые привлекали иностранные компании и банки для регистрации на своей территории крайне заманчивыми финансовыми условиями (пониженные ставки и даже полная отмена налогов). В результате потери в налоговых доходах стали нести и сами развитые страны.

Первой страной, которая приняла специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали США (середина 1960-х гг.). Однако то обстоятельство, что в этой стране находились или осуществляли деятельность транснациональные компании, а также учитывая тот факт, что соответствующее законодательство США существенно отличалось от законодательства других заинтересованных стран, побудило правительства многих государств искать приемлемые для большинства стран принципы и приемы, определяющие порядок налогового регулирования трансфертного ценообразования.

Этому примеру последовали и другие страны, компании которых особенно активно действовали на рынках развивающихся стран, – вначале Великобритания и Франция, а затем Канада, Япония, Австралия, Нидерланды.

А уже в 1976 г. вопрос трансфертного законодательства был урегулирован на международном уровне. В частности, основным международным документом выступают: Декларация стран – участниц ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях от 21 июня 1976 г., руководящие разъяснения ОЭСР 1979 г. – Отчет ОЭСР «Трансфертное ценообразование и многонациональные предприятия», в котором особо подчеркивалась опасность применяемого многими транснациональными компаниями манипулирования «договорными ценами» в целях обхода налогового законодательства стран, на территории которых осуществляется их деятельность.

Официально провозглашенными основными целями ОЭСР являются:

  1. обеспечение высоких темпов экономического роста и высокой занятости в странах-членах;
  2. обеспечение экономического и социального благосостояния в странах-членах посредством координации их политики;
  3. стимулирование и координация усилий участников ОЭСР в поддержку развивающихся стран.

В ОЭСР придается исключительное значение взаимодействию с другими международными организациями. В деятельности ОЭСР участвуют представители Комиссии европейских сообществ в соответствии с протоколом между двумя организациями. Организация экономического сотрудничества и развития поддерживает отношения с МВФ, МБРР, ЕАСТ, МОТ, ФАО, другими организациями и стремится избегать дублирования их работы.

Основополагающим принципом Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию является принцип «вытянутой руки» (arm’s length principle). Он состоит в следующем: взаимозависимые компании действуют «рука об руку» и в своих отношениях применяют цены, которые отличаются от рыночных. Независимые компании находятся друг от друга «на расстоянии вытянутой руки», применяя цены, которые формируются под влиянием рыночных факторов. Государство в свою очередь корректирует такие нерыночные цены, как если бы компании были независимыми (находились «на расстоянии вытянутой руки»). Следует отметить, что в большинстве стран мира налоговое законодательство содержит нормы, закрепляющие принцип «вытянутой руки» и порядок его применения.

При анализе нерыночных цен используются методы определения цены «на расстоянии вытянутой руки» (метод «сопоставимой неконтролируемой цены» и методы, основанные на оценке прибыли).

Что означает торговля по принципу «вытянутой руки»?

При наличии достаточной и достоверной информации оптимальным методом считается «метод сопоставимой неконтролируемой цены». Данная методология трансфертного ценообразования вырабатывалась в течение десятилетий и во многих случаях достигла высокого уровня сложности.

Рассмотрим законодательство о ценообразовании в некоторых странах.

Основными законодательными актами США являются Кодекс внутренних доходов, Временные инструкции к Кодексу, Налоговый кодекс США «IRC».

Контроль ценообразования осуществляется следующим образом:

— контроль уполномоченными органами взаимозависимых лиц путем разделения, распределения валового дохода, скидок, надбавок, если орган определит, что такое распределение влечет уклонение от налогов;
— проверка экономии на затратах в случае действия в условиях юрисдикции, характеризующейся низкими затратами;
— проверка методов определения цен, не соответствующих принципу «вытянутой руки» (arm’s length principle);
— анализ финансовых коэффициентов налогоплательщика с данными статистики (SOI);
— проверка методов определения цен (метод сопоставимой неконтролируемой цены, метод цены перепродажи, метод «издержки плюс», метод распределения прибыли, метод сопоставления прибыли).

При этом уполномоченный орган вправе производить анализ распределения валового дохода, если доходы превышают 10 млн. долл. США в год.

В Великобритании основным законом является Закон о налоге на доходы физических лиц и корпораций Income and Corporation Taxes act.

Контроль ценообразования осуществляется следующим образом:

  1. контроль за ассоциированными лицами (лицо, связанное с компанией, которая контролирует иную компанию, прямо или косвенно владеющее 30% акций, заемного капитала);
  2. контроль за сделками с заинтересованностью;
  3. проверка методов определения цен, не соответствующих принципу «вытянутой руки» (arm’s length principle).

В Германии основными актами являются Положение о налоговом контроле, Закон «О налогообложении при заграничных отношениях».

Контроль ценообразования осуществляется посредством следующих мероприятий:

— контроль методов определения соответствия цен (метод сопоставимых рыночных цен, метод последующей реализации, затратный метод);
— проверка суммы товарообмена между взаимосвязанными лицами (не превышает 5 млн. евро и общая годовая сумма других сделок не превышает 500 тыс. евро);
— оценка круга взаимозависимых лиц (прямое или косвенное участие в 25% другой компании; лица, способные оказывать влияние на условия соглашения сделок, совершаемых другим лицом, наличие собственного интереса в сделках);
— сопоставление контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами с такими же сделками между независимыми третьими лицами, проводимыми по возможности при более или менее одинаковых условиях;
— определение цены «трансфертного пакета» осуществляется на ступени гипотетичной соразмерности.

При этом необходимо подчеркнуть, что в развитых странах контроль по линии трансфертного ценообразования для внутриторговых операций практически не применяется. Конечно, злоупотребления такой практикой среди налогоплательщиков вполне обычны, но в большинстве стран она легализуется (через концепции консолидированного налогоплательщика, налогоплательщика-домохозяйства и т.д.) либо нивелируется иными способами. Среди последних можно выделить унитарную систему налогообложения, применяемую на уровне региональных властей в ряде стран; налогообложение по основному месту деятельности компании (независимо от места ее регистрации); натуральные формы обложения (например, по условиям соглашений о разделе продукции); порядок налогообложения по каждому участку деятельности компании (последний, кстати, уже присутствует в российском законодательстве в части регулирования налогообложения «постоянных представительств», предусмотренного заключенными Российской Федерацией налоговыми соглашениями с другими странами).

Теги:

Lawfirm.ru: Пресс-релизы

Трансфертное ценообразование – что это?

Проблема трансфертного ценообразования в последнее время находится в центре внимания как специалистов в области налогообложения, так и широких кругов общественности. Сегодня такой механизм построения ценообразования внутри холдинговых структур, признается практически основным каналом утечки бюджетных средств.

Автор: Свешникова Светлана, Manager Corporate Development Division
Организация: ООО «Норман ДЛ Ассошиэйтс»
www.ndla.ru
Дата публикации: 10.06.2008

Экономические выгоды трансфертного ценообразования очевидны – это важный механизм перераспределения финансовых ресурсов в рамках интегрированной структуры. Путем концентрации прибыли в едином центре и дальнейшем их перераспределении в соответствии с потребностями входящих в холдинг компаний организуется практически командная структура. Правда, препятствовать холдингу в перераспределении его собственных средств было бы экономически необоснованно.

Налоговые органы следят за ценами, используемыми внутри группы компаний, взаимозависимых лиц. Проверяя соответствие цен товаров определенному среднерыночному уровню, налоговые органы преследуют цель выявления заниженных или завышенных цен, используемых налогоплательщиком для снижения налоговых выплат. Регулирование трансфертного ценообразования обусловлено потребностью государства изымать справедливую долю налогов, причитающуюся при применении рыночных цен. Его цель – это предотвращение (минимизация) бюджетных потерь за счет корректировки искаженной налоговой базы вне зависимости от правовой формы (цены) с учетом экономической сущности сделки и её цели.

Правовые аспекты трансфертного ценообразования

В Налоговом Кодексе РФ есть две основные статьи, которые регулируют трансфертное ценообразование. Действующая редакция статьи 20 НК РФ раскрывает понятие взаимозависимых лиц для целей налогообложения, которыми признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Несмотря на то, что перечень их ограничен и исчерпывающийся, второй пункт данной статьи предусматривает возможность судебного порядка установления взаимозависимости по иным основаниям.

Статья 40 НК РФ устанавливает, что налоговые органы обязаны проверять правильность применения цен по сделкам только в некоторых прописанных случаях:

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Если рассматривать российские интегрированные структуры, то для избежания контроля необходимо исключить прямую взаимозависимость компаний – участников сделки. Установление взаимозависимости между контрагентами наиболее актуальный предмет судебных споров.

Законодательство возлагает доказательство несоответствия цены сделки рыночному уровню цен на налоговый орган. Однако на практике не удается установить цену, на основании которой можно доказать превышение или занижение цены сделки. Компания всегда найдет способ защитить свои интересы, предоставив информацию о цене сделок с невзаимозависимой компанией (то есть компанией, которая не является взаимозависимой по отношению к проверяемой компании). Если налоговый орган приводит цену внешних сопоставимых сделок, то есть сделок, в которых не участвует налогоплательщик, но предметом которых являются идентичные товары (работы, услуги), то существует вероятность оспорить сравнение с такой ценой за счет несоответствия условий ведения хозяйственной деятельности контролируемой организации и компании-аналога. Это связано с тем, что судебная доктрина недобросовестности может исходить из принципа «вытянутой руки» (arm’s length basis). Цены, образованные по такому принципу — это цены, которые являются результатом переговоров между двумя независящими сторонами.

Международные методы трансфертного ценообразования

Согласно руководству ОЭСР – основному международному документу по трансфертному ценообразованию 1995 года — все методы можно разделить на две группы:

методы, основанные на анализе сделки:

      • методы сопоставимой неконтролируемой цены;
      • метод цены последующей реализации;
      • метод «издержки плюс»;

      методы, основанные на анализе прибыли:

        • метод распределения прибыли;
        • метод чистой прибыли.

        Данный международный опыт перенят разработчиками Налогового Кодекса РФ, но не в полном объеме.

        Трансфертное ценообразование за рубежом

        При выборе метода трансфертного ценообразования ведущие страны руководствуются методами, которые обеспечивают наиболее точное определение результата в соответствии с принципом «вытянутой руки».

        По вопросу внесения поправок в Налоговый Кодекс РФ

        Официальные источники информации сообщают о том, что правительство готовит поправки в статью 40 НК. Однако законопроект вряд ли будет принят Госдумой до конца 2007 года. По словам чиновников, законопроект уже подготовлен и в настоящее время находится в стадии согласования с ведомствами. Предстоящие выборы ограничивают своевременность принятия законопроекта, и поэтому в 2007 году будет только внесен проект, а введен в действие он будет не ранее 2008 года.

        Детали законопроекта пока широко не обсуждаются, но по предположениям законопроект ограничит возможности налогоплательщика в области минимизации налоговых выплат. Одно из новшеств должно побуждать компании к добровольному отчету о контролируемых сделках, если объем таких сделок превысит некоторую пороговую величину. Механизм предполагает наложение штрафных санкций на организации, которые не будут предоставлять информацию о контролируемых сделках. Тем, кто уведомит налоговые органы, будут грозить только доначисления и пени.

        Выводы

        Принятие решений об использовании трансфертного ценообразования в интегрированных структурах остаётся за топ-менеджментом компании. В случае принятия положительного решения по данному вопросу, необходимо заранее предусмотреть все схемы и механизмы контроля над внутренними сделками, дабы своевременно обеспечить защиту своих интересов перед лицом ответственных органов. Продумывая пути налоговой оптимизации деятельности компании, следует фокусироваться на извлечении максимальной прибыли, а не на максимальном занижении налоговой базы.

        Ссылка на оригинал: http://lawfirm.ru/article/index.php?id=3905

        Правило вытянутой руки (arm’s length principle) — цена сделки считается соответствующей правилу (принципу) вытянутой руки, если эта цена рыночная.

        Правило вытянутой руки применяется при налогообложении взаимозависимых компаний. В соответствии с правилом вытянутой руки, расчет налоговых обязательств производится исходя из рыночных цен по сделкам между взаимозависимыми налогоплательщиками. Этот принцип принят как способ защиты государства в получении налогов. Так, группы взаимозависимых компаний могут легко уходить из под налогообложения, выводя свою прибыль в низко-налоговые государства или предприятия с льготными условиями налогообложения.

        Пример

        Себестоимость товара (сумма расходов на его производство и продажу) 100 рублей, а рыночная стоимость на зарубежных рынках 200 рублей. В этом случае, прибыль от продажи единицы товара должна составить 100 рублей и облагаться налогом. Если же продавец, продаст продаст товар сначала в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 101 рубль и уже та организация продаст его покупателю за 200 рублей, то в России налогооблагаемая прибыль составит всего 1 рубль и именно с нее будет платиться налог на прибыль. С прибыли же оффшора 99 рублей будет уплачен минимальный налог за границей.

        Именно чтобы избежать такой манипуляции ценами применяется правило вытянутой руки. Если в указанном примере применить принцип вытянутой руки, то в России для налогообложения будет принята цена продажи в 200 рублей, несмотря на то, что по договору она составила 101 рубль.

        Этот принцип нашел свое отражение в Разделе V.1. Налогового кодекса России "ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ" (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ). До 1 января 2012 года этот вопрос регулировался статьей 40 Налогового кодекса России (статья 20 Налогового кодекса России определяла какие лица признаются взаимозависимыми).

        Следует отметить, что правило вытянутой руки (arm’s length principle) сформулировано в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов (Transfer pricing Guidelines for multinational enterprises and tax administrations).

        Происхождение названия Правила вытянутой руки (arm’s length principle)

        В английском языке имеется выражение at arm’s length, которое означает — держать на расстоянии, не допускать фамильярности (буквально — не подпускать ближе чем вытянутая рука). Выражение указано в Американском словаре "American Heritage Dictionary of Idioms" Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992, где отмечено, что оно применяется в таком виде с 1600-х годов.

        Комментарий

        Непосредственно в НК РФ термина "правило вытянутой руки" нет, но сам этот принцип сформулирован в Разделе V.1. "ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ".

        Сделки, которые подлежат контролю со стороны налоговых органов, именуются контролируемыми сделкамии указаны в статье 105.14.

        Несколько слов о трансфертном ценообразовании (Поздышева О.Ю.)

        Налогового кодекса России. Смысл контроля в том, что налоговый орган может сравнить примененные сторонами цены с рыночными, и, если они отличаются от рыночных, доначислить налоги исходя из рыночных цен. Следует отметить, что начиная с 2012 года в перечень контролируемых сделок попадает относительно небольшое количество налогоплательщиков.

        Письмо Минфина России от 29.04.2014 N 03-01-РЗ/20100 указывает: "…цены в сделках между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения должны соответствовать принципу "вытянутой руки". При этом цены в сделках между взаимозависимыми лицами, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, соответствуют принципу "вытянутой руки" в случае, если такие цены признаются рыночными для целей налогообложения. "

        Примеры из официальных документах

        Письмо ФНС России от 02.11.2012 N ЕД-4-3/18615 "О применении отдельных положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации":

        «Нормы пункта 1 статьи 105.3 Кодекса предусматривают применение в сделках между взаимозависимыми лицами общепринятого в мировой практике принципа "вытянутой руки" при определении цен в сделках для целей налогообложения. При этом цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.

        Таким образом, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться принципом "вытянутой руки"»

        Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1019-р «О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года»:

        «Мировая наука и практика не выработали единого универсального подхода к финансированию искусства вообще и театрального искусства в частности. Если для США характерна государственная поддержка некоммерческих театров через систему налоговых льгот благотворительным фондам и индивидуальным жертвователям, то большинство западноевропейских стран осуществляют финансирование сценического искусства непосредственно из государственного бюджета. Такое финансирование составляет существенную часть в бюджете театров, как правило, не менее 30 процентов. Остальные издержки театров покрываются за счет собственных доходов и поступлений от спонсоров и жертвователей. В ряде стран в целях исключения возможности влияния государства на творческую деятельность театров применяется принцип "вытянутой руки", когда средства государственного бюджета выделяются независимым от правительства общественным организациям (например, Совет по культуре в Великобритании) и далее распределяются организациям культуры и искусства, в том числе театрам. Вместе с тем наивысшие художественные результаты в театральном искусстве могут быть достигнуты только там, где прямая государственная поддержка театра носит регулярный и системный характер. В этом плане российская модель репертуарного театра, сложившаяся благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире».

        Письмо УФНС России по г. Москве от 02.07.2012 N 16-15/057969@ «О порядке применения льготной ставки налога на прибыль, установленной Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр»:

        «Под сделкой, совершенной на основе принципа "вытянутой руки", понимается сделка по приобретению акций компании при соблюдении принципа использования рыночных цен между независимыми участниками при аналогичных сделках и на аналогичных условиях».

        Историческая справка

        С 1 января 2012 года правило вытянутой руки сформулировано в Разделе V.1. НК РФ «ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ» (ст. 105.1 – 105.25 НК РФ). Этот раздел введен федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"

        С 1 января 1999 года по 31 декабря 2011 года правило вытянутой руки было сформулировано в статьях 20 и 40 НК РФ.

        Дополнительно

        Материалы по теме "Трансфертное ценообразование"

        Трансфертное ценообразование в странах евразэс

        Продолжаем публикацию статей, посвященных проблеме контроля за трансфертным ценообразованием <1>. В этом номере представлен сравнительный обзор правовых норм в области трансфертного ценообразования, действующих в Киргизии, Казахстане, Таджикистане, Беларуси и Российской Федерации. По мнению автора, выработке согласованного подхода к решению этой проблемы в рамках ЕврАзЭС может способствовать сближение и гармонизация национальных законодательств.

        <1> См.: Пономарева Н.В. Контроль за трансфертным ценообразованием: затраты велики, эффект сомнителен // Налоговая политика и практика. 2010. N 5. С. 11 — 15; Раджабов Р.М. Сделки по передаче прав пользования товарным знаком: есть контроль? // Налоговая политика и практика. 2010. N 6. С. 47 — 53.

        Система правового регулирования трансфертного ценообразования, разработанная в государствах — членах ЕврАзЭС, в силу своего слабого развития не предусматривает создание правовых институтов, которые были бы призваны сбалансировать права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков в отношении корректировки трансфертных цен по сделкам между взаимосвязанными лицами. В настоящее время выпущены лишь два совместных документа.

        1. Рекомендации по совершенствованию системы контроля за уплатой налогов крупными налогоплательщиками и трансфертным ценообразованием государств — членов ЕврАзЭС от 15.12.2005 — посвящены вопросам подготовки положений по совершенствованию и унификации системы контроля за трансфертным ценообразованием с учетом мирового опыта и общепризнанных международных стандартов, в частности Рекомендаций ОЭСР по вопросам налогового контроля за применением трансфертных цен для транснациональных компаний и налоговых органов.
        2. Межправительственный Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств — членов ЕврАзЭС от 06.06.2006 — предоставляет право налоговым органам государств — членов ЕврАзЭС обмениваться информацией о ценах на товары, условиях и сроках доставки, страховки, иной информации, необходимой для анализа цен по сделкам, в целях сравнения их с рыночными ценами на аналогичные товары, а также направлять в налоговые органы другого государства сведения таможенников о перемещаемых товарах, что увеличивает информационные возможности фискальных органов при оценке внешнеторговых операций.

        В то же время в государствах — членах ЕврАзЭС с каждым годом появляется все больше корпоративных структур, для которых применение трансфертных цен — необходимое условие дальнейшего развития, в связи с чем проблема государственного контроля в том числе и взаимодействия в этой сфере встает во весь рост.

        Теоретическая значимость исследования в области трансфертного ценообразования определяется его направленностью на установление единых принципов, выявление наиболее проблемных с точки зрения правового регулирования аспектов и выражается в разработке научно обоснованных подходов.

        Сравнительный правовой анализ

        В Республике Беларусь контроль в сфере ценообразования регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" и ст. 138-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК РБ) <2>, которая определяет сферу распространения контроля за трансфертными ценами, а также признаки рыночной цены, рынка товаров, связанности сторон, идентичности и однородности товаров (работ, услуг).

        <2> Статья 138-1 введена с 1 января 1999 г. Ранее действовала норма п. 6.

        Принцип «вытянутой руки»

        ст. 138 НК РБ.

        Налоговым законодательством Республики Кыргызстан предусматривается только налогообложение сделок, осуществляемых по ценам ниже рыночных.

        В Российской Федерации трансфертное ценообразование регулируется ст. 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" Налогового кодекса РФ (НК РФ). Данная статья устанавливает основные принципы и методы расчета цены по сделкам между взаимозависимыми лицами, которые определяются в соответствии со ст. 20 НК РФ.

        В Республике Таджикистан, как и в Российской Федерации, трансфертное ценообразование регулируется Налоговым кодексом Республики Таджикистан (НК РТ), в частности ст. 32 "Рыночные цены".

        В Республике Казахстан контроль при применении трансфертных цен с 1 января 2009 г. осуществляется на основе Закона Республики Казахстан "О трансфертном ценообразовании" (далее — Закон РК о трансфертном ценообразовании). В Налоговом кодексе Республики Казахстан (НК РК) трансфертному ценообразованию посвящены две статьи: 73 "Контроль при применении трансфертных цен" и 73-1 "Корректировка объектов налогообложения при применении трансфертных цен".

        Остановимся подробнее на основных понятиях и методах контроля, предусмотренных в законодательстве каждой из рассматриваемых стран.

        Взаимозависимые лица

        В Республике Беларусь и в Российской Федерации понятие "взаимозависимые лица" раскрывается соответственно в ст. 20 НК РБ и ст. 20 НК РФ. Идентичны не только номера статей, но и предусмотренные в них правовые определения этой категории.

        Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности либо деятельности представляемых ими лиц, а именно:

        • лица являются учредителями (участниками) одной организации;
        • одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля такого участия составляет не менее 20%;
        • одно лицо подчиняется другому лицу по должностному положению;
        • физические лица состоят в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного.

        Аналогичное определение взаимозависимых лиц содержит налоговое законодательство Республики Таджикистан (ст. 29 НК РТ).

        Применяемое в законодательстве Республики Казахстан понятие несколько отличается. Процентное ограничение долевого участия в отношениях, оказывающих влияние на экономические результаты сделок (операций), составляет 10%, т.е. снижено вдвое.

        Отметим также, что понятие взаимозависимости, как и все, что касается трансфертного ценообразования, регулируется Законом Республики Казахстан "О трансфертном ценообразовании" (ст. 11), а не Налоговым кодексом.

        Рыночная цена

        Понятия рыночной цены, предусмотренные в налоговых кодексах во всех государствах — членах ЕврАзЭС, полностью идентичны.

        Рыночной ценой является цена свободного рынка на товар (работу, услугу), складывающаяся в результате взаимодействия спроса и предложения, а также интересов сторон сделки, не являющихся взаимосвязанными лицами в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

        Отличие находим лишь в упомянутом выше Законе Республики Казахстан, согласно которому рыночная цена зависит от принципа "вытянутой руки".

        Методы определения рыночной цены

        Налоговые кодексы Российской Федерации и Республики Таджикистан устанавливают 3 метода определения рыночной цены товаров (работ, услуг):

        1. метод идентичных (однородных) товаров;
        2. метод последующей реализации;
        3. затратный метод.

        Эти методы были заимствованы из Рекомендаций ОЭСР по вопросам налогового контроля за применением трансфертных цен для транснациональных компаний и налоговых органов (далее — Рекомендации ОЭСР).

        Метод идентичных (однородных) товаров равнозначен методу сопоставимой неконтролируемой цены, принятому ОЭСР, метод последующей поставки (реализации) — методу цены перепродажи, затратный метод соответствует методу ценообразования "издержки плюс".

        В законодательстве Республики Казахстан для определения рыночной цены товара (работ, услуг) предусматривается 5 традиционных методов:

        1. метод сопоставимой неконтролируемой цены;
        2. метод "затраты плюс";
        3. метод цены последующей реализации;
        4. метод распределения прибыли;
        5. метод чистой прибыли.

        При этом определена четкая иерархия по использованию этих методов органами налоговой службы.

        В Республике Беларусь установлен только затратный метод обоснования цены: оцениваются издержки, которые несет поставщик товаров (услуг) в контролируемой сделке при передаче этого товара (этих услуг) связанному покупателю, и производится соответствующая надбавка к издержкам, включающая выполненные функции, использование активов и риски.

        Государственный контроль за правильностью применения цен во всех государствах — членах ЕврАзЭС осуществляется по следующим сделкам:

        • между взаимозависимыми и взаимосвязанными сторонами;
        • по товарообменным (бартерным) операциям;
        • при исполнении обязательств по сделкам, осуществляемым путем зачета встречного однородного требования (включая зачет по уступке требования);
        • при совершении сделок с лицами, которые зарегистрированы (проживающими) или имеющими банковские счета в иностранных государствах, законодательство которых не предусматривает раскрытие и предоставление информации при осуществлении финансовых операций, либо по месту регистрации (проживания) которых применяется льготный режим налогообложения, включая офшорные зоны;
        • при совершении сделок с юридическими лицами, которые имеют льготы по налогам или для которых установлена ставка, отличная от ставки, установленной налоговым законодательством;
        • при совершении сделок с юридическими лицами, имеющими убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующие году совершения сделки.

        Конкретный перечень документов, необходимых для представления контролирующим органам в целях подтверждения обоснованности цен по сделкам, в законодательстве большинства стран сообщества не предусмотрен.

        Как правило, при определении и признании рыночной цены на товары (работы, услуги) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товар (работу, услугу) и биржевых котировках, базы данных государственных и местных органов власти, информация, представляемая налоговым органам налогоплательщиками.

        В Республике Таджикистан, Российской Федерации и Республике Казахстан установлены ограничения отклонения цен (в сторону повышения или понижения) от рыночной цены на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) — соответственно более чем на 30% (ст.

        32 НК РТ); в пределах до 20% включительно (ст. 40 НК РФ); более чем на 10% (п. 3 ст. 10 Закона РК о трансфертном ценообразовании).

        Приоритетные отрасли (сырье, товары), подлежащие контролю

        В Республике Беларусь существует перечень товаров, на которые устанавливаются предельные минимальные цены <3>. В основном это товары, имеющие стратегическое для республики значение и обеспечивающие стабильные валютные поступления: невоспроизводимые и трудновоспроизводимые ресурсы: лесоматериалы, минеральные удобрения, соль пищевая; говядина, свинина, молоко сухое, сахар, казеин; лен и льноволокно; кожевенное сырье; сырье пушно-меховое и выделанные меховые шкурки.

        <3> Утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998 N 1091 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь" и Постановлением Минэкономики от 02.12.2002 N 256.

        В Республике Казахстан перечень товаров (работ, услуг), сделки по которым подлежат мониторингу, определяется уполномоченными органами, осуществляющими контроль при применении трансфертных цен. В данный перечень включены: нефть и нефтепродукты, нефтяные газы, цветные металлы, черные металлы, драгоценные металлы, руды и концентраты, продукты неорганической химии, хлебные злаки, хлопок, автотранспортные средства, сахар.

        Налоговым законодательством Республики Кыргызстан не определены приоритетные отрасли экономики или товары, подлежащие контролю.

        В Российской Федерации контролю подлежат любые сделки. Однако основное внимание при проведении контроля за трансфертными ценами уделяется крупнейшим налогоплательщикам.

        Аналогичная ситуация в Республике Таджикистан, с той лишь разницей, что основное внимание при проведении контроля уделяется экспорту-импорту алюминия и хлопка, о чем свидетельствует введение в НК РТ отдельной гл. 43 "Налог с продаж", регламентирующей контроль поставок на внутренний и внешние рынки налогоплательщиками хлопкового волокна и алюминия первичного.

        Выводы

        Проведенный сравнительный правовой анализ показал, что законодательная база для регулирования контроля в области трансфертного ценообразования в наибольшей степени развита в Республике Казахстан и Российской Федерации.

        Примечательно, что из всех государств — членов ЕврАзЭС только в Казахстане действует единый правовой акт — Закон, освещающий все положения, касающиеся трансфертного ценообразования. Аналогичный документ — законопроект "О контроле при применении трансфертных цен" — разработан в Республике Таджикистан и находится в стадии согласования.

        Примечание. В рамках ЕврАзЭС в настоящее время готовится проект единого закона, посвященного контролю за трансфертным ценообразованием, который призван унифицировать законодательства государств — членов сообщества. В частности, предполагается ввести единые понятия взаимозависимых лиц, рыночной цены, установить единые методы ее определения.

        При подготовке законопроекта активно используются Рекомендации ОЭСР, положения которых также нашли отражение во многих зарубежных законодательствах о трансфертном ценообразовании.

        На наш взгляд, совершенствование системы контроля за трансфертным ценообразованием в государствах — членах ЕврАзЭС должно осуществляться в следующих направлениях:

        1. законодательного закрепления механизмов контроля за трансфертным ценообразованием и совершенствования действующего законодательства в этой области с учетом наработанного опыта в государствах — членах ЕврАзЭС;
        2. разработки единых методик определения рыночной цены на основе изучения международного опыта налогового контроля за корпорациями и последних тенденций в области трансфертного ценообразования, включения в число методов определения рыночной цены методов сопоставимой рентабельности и распределения прибыли;
        3. разработки механизмов обмена информацией о ценах на товары (работы, услуги) для объективного анализа их стоимости и контроля за формированием налоговой базы.

        Литература

        1. Рекомендации по совершенствованию системы контроля за уплатой налогов крупными налогоплательщиками и трансфертным ценообразованием государств — членов ЕврАзЭС от 15.12.2005. URL: http://www.evrazes.com.
        2. Межправительственный Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств — членов ЕврАзЭС от 06.06.2006. URL: http://www.evrazes.com.
        3. Гусев В.В., Мамбеталиев Н.Т. О контроле за трансфертным ценообразованием в странах ЕврАзЭС // Налоговый вестник. 2006. N 4 (апр.).
        4. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 г. N 67-IV "О трансфертном ценообразовании" // URL: http://www.zakon.kz.

        Н.Т.Мамбеталиев

        К. т. н.,

        советник

        Комиссии Таможенного союза

        ЕврАзЭС

        Трансфертное ценообразование: кто предупрежден, тот вооружен

        Наверняка многим приходилось слышать высказывания руководителей страны о необходимости усиления контроля над трансфертными ценами. В настоящей статье мы постараемся вкратце пояснить, что понимается под трансфертными ценами, как они регулируются в России в настоящее время и какие ожидаются изменения, а также каким образом эти изменения коснутся участников российского фармацевтического рынка.

        ЧТО ТАКОЕ ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ?

        В целом, о вопросах трансфертного ценообразования в прессе написано немало, при этом тема продолжает порождать множество мифов. Основной миф состоит в том, что трансфертное ценообразование — это реализация товаров или услуг взаимозависимыми компаниями по ценам, отличным от рыночных, и применяется оно в целях налоговой оптимизации компаний одной группы.

        Хотя трансфертные цены — это действительно цены, которые применяются для реализации товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми компаниями, их не следует автоматически рассматривать как не соответствующие рыночному уровню. Основной принцип, который установлен законодательством многих стран, а также большинством международных договоров об избежание двойного налогообложения, заключается именно в том, чтобы цены сделок с участием взаимозависимых лиц соответствовали рыночному уровню, т.е. ценам, которые были бы установлены в рамках сопоставимых сделок с участием независимых компаний. За рубежом такой принцип соответствия трансфертной цены рыночному уровню получил название "принципа вытянутой руки". В том случае, когда трансфертные цены не соответствуют рыночным и, как результат, налоговые поступления в бюджет осуществляются исходя из заниженных цен, страдают интересы государства.

        НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ТРАНСФЕРТНЫХ ЦЕН СЕГОДНЯ

        Для того чтобы налоги рассчитывались исходя из рыночных цен, налоговые органы осуществляют контроль цен по определенным видам сделок. В большинстве экономически развитых стран к числу сделок, контролируемых налоговыми органами на предмет соответствия рыночному уровню, как правило, относят сделки между взаимозависимыми лицами, находящимися в разных странах. В России в настоящее время под действие ст. 40 Налогового кодекса РФ (далее — "НК РФ"), которая устанавливает российские правила трансфертного ценообразования, попадают следующие сделки:

        • между взаимозависимыми лицами (в т.ч. внутри РФ);
        • бартерные сделки;
        • все внешнеторговые сделки (в т.ч. с третьими лицами);
        • сделки, цены по которым отклоняются более чем на 20% от цен по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), реализованным в течение непродолжительного периода времени.

        При этом дополнительные налоговые обязательства для налогоплательщика могут возникнуть только в том случае, если трансфертная цена отклоняется более чем на 20% от рыночной цены. Бремя доказывания несоответствия цены рыночному уровню лежит на налоговых органах. Формулировки правил трансфертного ценообразования, изложенные в ст. 40 НК РФ, вызывают у налогоплательщиков ряд вопросов. Приведем некоторые из них.

        Неясность относительно объекта контролируемых сделок.

        Согласно действующему законодательству, контролируются сделки по предоставлению товаров, работ и услуг. Однако в реальности налогоплательщики, в т.ч. участники фармацевтического рынка, сталкиваются с гораздо большим разнообразием сделок, и неминуемо возникают вопросы: а как быть с уплатой лицензионных платежей за право пользования торговым знаком или ноу-хау? А можно ли считать услугой предоставление внутригрупповых займов? А контролируется ли передача имущественных прав?

        Широкий спектр контролируемых сделок.

        В соответствии с действующим законодательством под контроль налоговых органов попадают не только сделки между взаимозависимыми лицами, но и сделки между независимыми лицами. Известно, что очень часто фармацевтические компании предоставляют скидки своим дистрибьюторам в зависимости от различных коммерческих условий (объемов закупок, сроков платежа и т.д.). Если наблюдается разброс по ценам на один и тот же товар более чем в 20% в течение непродолжительного периода времени, налоговые органы могут поставить под сомнение размер и обоснованность скидок. Казалось бы, почему налогоплательщик должен отчитываться и объяснять наличие и уровень скидок по сделкам с независимыми лицами? Однако действующее законодательство требует от него подобных объяснений и соответствующего документального подтверждения.

        Ограниченность методов трансфертного ценообразования, которые могут быть использованы для определения рыночной цены.

        В настоящее время российское законодательство разрешает использование только трех методов определения трансфертных цен в строгой иерархии: метода сопоставимой независимой цены; метода последующей реализации и затратного метода. Однако при всей сложности операций, осуществляемых фармацевтическими компаниями сегодня, а также в условиях интегрированности бизнес-процессов внутри компаний возможности применения данных методов часто весьма ограничены. Более того, различия в методологии определения трансфертных цен, существующие между Россией и зарубежными странами, зачастую не позволяют российским подразделениям иностранных фармацевтических фирм использовать централизованно разработанную политику компании в отношении трансфертных цен, т.к. она, как правило, не соответствует российскому законодательству.

        Ограниченность источников информации, которые могут быть использованы для определения рыночной цены.

        Ст. 40 НК РФ требует, чтобы для определения рыночной цены использовались официальные источники информации. Хотя данная статья не содержит указаний на то, что именно можно считать официальными источниками информации, судебная практика позволяет сделать вывод о том, что официальными могут быть признаны только российские источники информации, причем предпочтительнее, если данный источник является либо общедоступным, либо опубликованным статистическим или другим государственным органом. Однако на практике бывает довольно сложно найти в доступных источниках именно ту информацию, которая требуется для анализа рыночных цен. Сложность, как правило, заключается в ограниченности информации, которой такие источники обладают.

        Невозможность проведения так называемых симметричных корректировок.

        Симметричные корректировки позволяют в случае доначисления налогов у одной из сторон сделки произвести симметричное уменьшение налоговых обязательств у другой стороны. Как известно, подобные корректировки разрешены в ряде других стран и имеют под собой разумное обоснование: они позволяют осуществлять контроль над трансфертными ценами справедливым образом, не ущемляя интересов ни одной из сторон сделки.

        А ЧТО В ПЕРСПЕКТИВЕ?

        В настоящий момент ведется работа по совершенствованию действующего законодательства по трансфертному ценообразованию с целью устранения изложенных выше недостатков. В апреле 2009 г. Министерство финансов РФ и Минэкономразвития РФ согласовали концепцию будущего законопроекта <*>. Не исключено, что новый закон может вступить в силу уже в 2010 г.

        <*> Ознакомиться с текстом концепции можно по следующей ссылке:

        http://www1.minfin.ru/ru/official/index.php?afrom4=20.04.2009&ato4=20.04.2009.

        Среди планируемых изменений стоит отметить следующие.

        Большая ясность относительно объектов контролируемых сделок.

        Предполагается, что действие новых правил будет распространяться не только на сделки с товарами, работами и услугами. Объектом контроля над уровнем цен станут, в том числе, сделки с объектами интеллектуальной собственности, имущественными правами, информацией и сделки по оказанию финансовых услуг. Сложившаяся сегодня судебная практика говорит о том, что некоторые из перечисленных видов сделок уже сейчас фактически контролируются налоговыми органами на предмет соответствия цен рыночному уровню. Предлагаемые изменения должны будут внести ясность в этот вопрос, зафиксировав соответствующие положения в законе. Это должно ограничить диапазон трактовки закона налогоплательщиками, налоговыми органами и судами.

        Сужение спектра контролируемых сделок.

        Для участников российского фармацевтического рынка данные изменения в законе будут означать, что сделки по импорту лекарственных средств будут подлежать контролю лишь в том случае, если импортер и экспортер являются взаимозависимыми компаниями или же экспортер является резидентом государства из перечня, который будет устанавливать Министерство финансов РФ. Что касается реализации лекарственных средств на территории РФ, то сделки с независимыми лицами (за редким исключением) перестанут быть объектом контроля. Кроме того, сделки между компаниями одной группы (например, продажа лекарств российским производителем родственной торговой компании) останутся предметом контроля только в том случае, если сумма доходов и расходов от них в календарном году превысит 1 млрд. руб.

        Правило вытянутой руки (arm’s length principle)

        или если компании будут являться участниками консолидированной группы налогоплательщиков <*>.

        <*> В апреле 2009 г. Министерство финансов РФ опубликовало согласованную с Минэкономразвития рабочую версию концепции проекта Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков".

        Введение дополнительных методов определения рыночной цены.

        Концепцией законопроекта предусматривается введение трех дополнительных методов определения рыночной цены: метода вторичной переработки продукта, метода сопоставимой рентабельности и метода распределения прибыли. Хотя предполагается сохранение иерархии методов, в которой метод сопоставимой рыночной цены является предпочтительным, а метод распределения прибыли — последним по возможности использования, у налогоплательщиков появится большая свобода выбора. А главное, появятся методы, которые будут отражать сложность и специфику современных экономических отношений. Например, метод распределения прибыли может быть использован в случае, когда участники сделки вносят существенный вклад в формирование финансового результата по сделке в виде, например, нематериальных активов (в т.ч. патентов на лекарства и ноу-хау на производство лекарств). Нововведения не устраняют всех отличий, однако несколько сближают российскую методологию трансфертного ценообразования с методологией, принятой в странах-членах ОЭСР. Это можно расценивать как положительный фактор, особенно для российских подразделений иностранных фармацевтических фирм, поскольку с принятием новых правил, адаптация централизованно разработанной политики компании в отношении формирования трансфертных цен будет происходить с меньшими затратами.

        Отмена допустимого 20%-го отклонения цен от рыночного уровня.

        Вместо существующего сегодня допустимого 20%-го отклонения цен от рыночного уровня вводится понятие так называемого интервала рыночных цен: налогоплательщик будет обязан убедиться, что цены по контролируемым сделкам находятся в данном интервале. Обязанность по расчету указанного интервала рыночных цен возложена на налогоплательщика. Если фактические цены не "вписываются" в этот интервал, налоговые органы могут осуществить доначисление налогов.

        Расширение списка источников информации.

        Согласованная концепция законопроекта конкретизирует и расширяет перечень источников информации. К допустимым источникам информации будут отнесены, в частности:

        • информация о биржевых ценах и котировках мировых бирж;
        • таможенная статистика внешней торговли, публикуемая ФТС России;
        • информация о ценах и биржевых котировках, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
        • информация о ценах, биржевых котировках по совершенным сделкам, содержащаяся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
        • информация о рыночной стоимости объектов оценки, установленной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.

        Возможность осуществления симметричных корректировок.

        Согласованная концепция предусматривает возможность проведения симметричных корректировок только в отношении сделок внутри России. Например, если налоговые органы вынесут решение о доначислении налоговых обязательств российскому производителю лекарственных средств, реализующему продукцию родственной торговой компании, по причине несоответствия его цен рыночному уровню, то торговая компания будет иметь право на симметричную корректировку своих налоговых обязательств, т.е. на соответствующее уменьшение сумм налогов. Что касается внешнеторговых сделок, то подобные корректировки, хотя и не предусмотрены законопроектом, в принципе, могут являться предметом взаимосогласительной процедуры двух государств — такая процедура предусмотрена большинством международных договоров, хотя в настоящее время практически не используется.

        Требования о декларировании и документировании.

        Концепция предполагает введение требования по декларированию контролируемых сделок на сумму более 100 млн. руб. (предполагается, что этот предел будет постепенно снижаться), которое будет осуществляться по установленной форме в виде приложений к налоговым декларациям. Кроме того, предполагается ввести требование по подготовке документации, подтверждающей рыночный уровень цен, использованных в контролируемых сделках. Такая документация должна будет предоставляться по требованию налоговых органов и, предположительно, должна будет содержать следующую информацию:

        • обзор бизнеса и отрасли;
        • описание организационной структуры налогоплательщика;
        • суть и условия контролируемых сделок;
        • функциональный анализ (описание выполняемых сторонами сделки функций, понесенных рисков и задействованных при этом активов);
        • анализ сопоставимых сделок/компаний;
        • выбор метода определения рыночной цены;
        • финансовый анализ — расчет "рыночной" цены выбранным методом.

        Очевидно, что данное нововведение способствует увеличению административного бремени налогоплательщика, в т.ч. участников фармацевтического рынка, однако оно имеет и положительные стороны. Во-первых, наличие документации будет освобождать налогоплательщика о штрафных санкций в том случае, ее ли налоговыми органами все же будут произведены доначисления налогов в результате установления уровня рыночных цен, отличного от того уровня, который был использован налогоплательщиком. Во-вторых, подготовка и предоставление такой документации позволит налогоплательщику изложить свое видение ситуации и свое обоснование рыночного уровня цен еще до того, как налоговые органы примут решение о доначислении налога и, возможно, будет инициировано судебное разбирательство.

        Предварительные соглашения о ценообразовании.

        Концепция законопроекта предусматривает возможность заключения предварительных соглашений о ценообразовании между налогоплательщиками и налоговыми органами. Реализация такой возможности отложена на год после введения в действие нового Закона, однако это позволит фармацевтическим компаниям, операции которых отличаются особой сложностью, заранее согласовать методологию определения трансфертных цен с налоговыми органами. Следует отметить, что реализация механизма предварительных соглашений о ценообразовании потребует немалых усилий, прежде всего, со стороны государства. Однако данная инициатива является прогрессивной, т.к. позволяет, с одной стороны, обеспечить надежность в формировании налоговых поступлений в государственный бюджет, а с другой — сократить время и ресурсы, затрачиваемые и государством, и налогоплательщиком на налоговые споры по вопросам трансфертных цен.

        ЧТО ДЕЛАТЬ?

        Планируемых нововведений много. Будем надеяться, что они действительно внесут ясность в вопрос регулирования трансфертных цен. Очевидно и то, что внедрение в практику новых правил потребует определенных усилий со стороны государственных органов.

        Законопроект еще не вступил в силу, но подготовиться лучше заранее. Прежде всего, налогоплательщикам следует оценить, какие из сделок, согласно новым правилам, будут являться предметом контроля, а также смогут ли они должным образом подтвердить рыночный уровень цен по таким сделкам. Возможно, некоторым компаниям потребуется серьезно пересмотреть механизмы формирования трансфертных цен. Необходимые для этого действия, очевидно, займут определенное время. Наконец, необходимо понимать, даже если цены налогоплательщика соответствуют рыночному уровню, подготовка документации, обосновывающей данный уровень, как правило, требует немало времени. Поэтому компаниям, вовлеченным в большое количество сделок, цены по которым будут являться предметом контроля, процесс документирования цен лучше начинать заранее. И тогда введение новых правил не окажется неприятным сюрпризом. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен!

        Директор по вопросам

        трансфертного ценообразования

        Е.ВЕТЕР

        Старший консультант по

        вопросам трансфертного

        ценообразования,

        Е.ЛЫХЕНКО

        Залог и заклад как способы обеспечения обязательств

        Залог регулируется законом РФ «О залоге». В основе залоговых операций лежат следующие основные положения:

        1. Залоговое право на имущество переходит вместе с ним к любому новому приобретению данного имущества.

        2. Гарантией выполнения требований кредитора – залогодержателя является только имущество должника.

        3. Кредитор – залогодержатель обладает правом в случае неисполнения должником обязательств получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.

        4. Залог допускается в отношении как движимого, так и недвижимого имущества (ипотека). Предметом залога могут быть имущественные права.

        Залог – способ обеспечения обязательств, при котором кредитор – залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства, получить удовлетворение за счет заложенного имущества.

        Договор о залоге не носит самостоятельный характер, т.к. залог – это способ обеспечения обязательств. Поэтому нельзя заключить такой договор вне связи с другим договором, исполнение которого он обеспечивает. За договором залога всегда должен стоять другой договор. Залог товаров осуществляется путем передачи залогодержателю товарораспорядительного документа, являющегося ценной бумагой. Заложенные ценные бумаги могут быть переданы в депозит нотариальной конторы или банка.

        Должник вправе заложить одно и то же имущество одновременно нескольким кредиторам. Это возможно по нескольким причинам:

        1. Стоимость заложенного имущества обычно выше стоимости требований. Эта разница и принимается во внимание при последующем залоге.

        2. Должник рассчитывает выполнить обязательства перед первым кредитором до того, как наступит срок исполнения обязательств перед другими кредиторами. Но первый кредитор может в договоре запретить последующие залоги. Кроме того, устанавливается очередность.

        Различают залог с оставлением имущества у залогодателя и залог с передачей заложенного имущества (вещи) залогодержателю (заклад).

        Заклад – залог с передачей заложенного имущества залогодержателю, например, передают товарораспределительные документы.

        Ипотека – (гр. hypotheke – залог, заклад) – залог недвижимого имущества для обеспечения денежного требования кредитора – залогодержателя к должнику.

        Недвижимость – это земляной участок, строение или сооружение, которые настолько прочно связаны с землей, что не могут быть отделены от нее без существенного ущерба.

        Вложение средств в недвижимость – устойчивое средство против инфляции. Цены на недвижимость постоянно растут, это служит причиной спекулятивных сделок с недвижимостью.

        Ипотека предприятия распространяется на все его имущество: ОФ, ОС и иные ценности, отраженные в самостоятельном балансе предприятия.

        Для торгующих коммерческих организаций предметом залога могут служить товары, находящиеся в обороте или переработке.

        В качестве предмета залога используются: валютные ценности, векселя.

        Другой способ обеспечения выполнения обязательств – поручительство. Поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательств полностью или частично.

        Обязательства должника могут быть обеспечены банковской гарантией.

        Контроль над трансфертным ценообразованием и принцип "вытянутой руки" в российском законодательстве

        Банк, выступивший в роли гаранта дает по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить кредитору (бенефициару) денежную сумму. Гарант и принципал подписывают соглашение, по которому гарант вправе потребовать от принципала в порядке регресса возмещение сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии.

        Трансферт(франц. transfert – передача) имеет два значения:

        1) перевод денег из одного финансового учреждения в другое или из одной страны в другую;

        2) перечисление, перевод ценных бумаг с одного владельца на другого.

        Поэтому различают трансфертные операции и трансфертные услуги.

        Трансфертные операции – операции по переводу денежных средств. Они включают все выплаты государства гражданам (пенсии, субсидии, пособия по безработице, пособия на детей и т.п.), которые не являются платой за какие-либо трудовые услуги.

        Валютные трансферты – внешнеэкономические операции. В их основе лежит не закрепленное документально «джентельментское соглашение» российского партнера с иностранным об обмене рублей на валюту. На имя иностранной фирмы открывается рублевый счет в каком-либо российском банке, а на имя российского партнера – валютный счет за рубежом. Иностранная фирма использует рубли на российском рынке, а российская фирма – валюту за рубежом. При этом валюта не пересекает государственных границ. Достаточно устной договоренности.

        Трансфертные услуги – передача права собственности на ценные бумаги от одного лица другому. Заказчики – эмитенты ценных бумаг. Эти услуги решают следующие проблемы:

        1) оперативный учет владельцев ценных бумаг;

        2) оповещение акционеров о деятельности АО;

        3) распространение информации о дивидендах;

        4) перерегистрация владельцев ценных бумаг на вторичном рынке;

        5) контроль курса ценных бумаг, его поддержка;

        6) создание имиджа эмитента.

        В состав трансфертных услуг могут входить:

        1) регистрация владельцев ценных бумаг при их первичном размещении;

        2) хранение ценных бумаг в депозитарии (хранилище);

        3) предоставление информации о котировке ценных бумаг;

        4) учет движения ценных бумаг и их владельцев;

        5) организация архива обращения ценных бумаг.

        12Следующая ⇒

        Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?;

        Читайте также:

        1. I Цели, задачи и сущность ценовой политики в маркетинге
        2. Автоматическое заполнение 22-го разряда счета бюджетного учета для операций по счетам 202.01, 202.02 и 202.03
        3. АКТ ПРОВЕРКИ МАСТЕРСТВА ИСПОЛНИТЕЛЯ УСЛУГ
        4. Акцизный налог: экономическая сущность, облагаемая продукция, ставки, порядок исчисления и уплаты. Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым товарам
        5. Аппаратная поддержка суперскалярных операций
        6. Аренда транспортного средства с предоставлением услуг
        7. Безработица: сущность, понятие, виды
        8. Биллинговая система: понятие, сущность
        9. Бюджетирование: сущность и назначение
        10. В.1. Сущность капитала в трактовке различных научных школ.
        11. Валютный рынок: сущность, функции, виды
        12. Виды валютных операций