Транспортно экспедиционные услуги бухгалтерский учет

Содержание

Главная — Статьи

Транспортная экспедиция: особенности учета и составления счетов-фактур

Комментарий к Письму Минфина России от 21.09.2012 N 03-07-09/132 «О порядке составления счетов-фактур при оказании услуг по договору транспортной экспедиции»

В рассматриваемом Письме от 21.09.2012 N 03-07-09/132 специалисты Минфина России разъяснили, как оформлять счета-фактуры организациям, которые оказывают услуги по договорам транспортной экспедиции.

У читателей может возникнуть вопрос: а в чем, собственно, сложности? Услуги, которые оказывает экспедитор в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, облагаются НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 156 НК РФ). Значит, счет-фактуру следует выписывать на стоимость оказанных услуг.
Однако не все так просто. Дело в том, что на сегодняшний день нет однозначной позиции по вопросу, является ли договор транспортной экспедиции посредническим или нет. А отсюда и сложности, возникающие при составлении счетов-фактур.

Особенности договора транспортной экспедиции

Напомним, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
Иными словами, экспедитор за вознаграждение и за счет другой стороны выполняет лично или организует выполнение третьими лицами определенных работ (услуг) (ст. 805 ГК РФ).

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом. Для этого экспедитор заключает от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечивает отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Договор транспортной экспедиции может предусматривать и дополнительные услуги, необходимые для доставки груза, например такие как:

  • получение документов, необходимых для экспорта или импорта;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • иные операции и услуги.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". Перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

Следовательно, договор транспортной экспедиции не является договором на перевозку груза. Непосредственно перевозкой груза занимается специализированная транспортная организация, которая владеет собственными транспортными средствами (автомобилями, самолетами, морскими судами, железнодорожными составами).

В то же время специализированная транспортная компания может выступать одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика. В этом случае договор, заключенный между транспортной компанией и клиентом, будет являться смешанным. Отношения с клиентом будут регулироваться не только положениями гл. 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ, но и положениями гл. 40 "Перевозка" ГК РФ.

Договор об оказании услуг или посреднический договор

В отношении правовой природы договоров транспортной экспедиции существует две различные позиции.

Первая из них основана на том, что договор транспортной экспедиции является посредническим договором. На это указывают положения ст. 801 ГК РФ об обязанности экспедитора заключить договор перевозки груза от имени клиента или от своего имени, а также об обязанности выполнить или организовать выполнение экспедиторских услуг. Кроме того, клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, которые он понес в интересах клиента (ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Вторая позиция прямо противоположна первой. По мнению специалистов, которые придерживаются этой позиции, договор транспортной экспедиции не является посредническим, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора.

Такую позицию занял, в частности, ФАС Московского округа. В своих Постановлениях от 22.01.2008 N КА-А41/14327-07, от 15.02.2008 N КА-А41/262-08 по делу N А41-К2-8680/07, от 27.11.2008 N КГ-А40/10970-08 суд пришел к выводу о том, что транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается по действующему законодательству самостоятельным видом деятельности. Отсюда и вывод о том, что договор транспортной экспедиции не является посредническим (Определением ВАС РФ от 07.05.2009 N ВАС-2785/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения).

Позиция ФАС Московского округа основана на выводах, приведенных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 N 5056/98 по делу N А56-19229/97.

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции можно разделить на две группы. Основные услуги экспедитора по договору транспортной экспедиции (заключение договора перевозки грузов, осуществление расчетов с перевозчиками, оформление соглашений о страховании грузов) напоминают действия агента, которые он совершает в интересах принципала, то есть имеют черты посреднических операций. В то же время экспедитор может оказывать услуги по перевозке самостоятельно, без привлечения третьих лиц.

Дополнительные услуги для клиента согласно договору транспортной экспедиции (получение документов, необходимых для экспорта или импорта, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения и др.) экспедитор, как правило, оказывает своими силами.

Следовательно, договор транспортной экспедиции — это особый вид гражданско-правового договора, который может содержать положения, аналогичные договору об оказании услуг или посредническому договору.

Бухгалтерский учет и налог на прибыль

Положения договора транспортной экспедиции влияют на порядок бухгалтерского учета и расчет налога на прибыль. Иными словами, в зависимости от условий договора транспортной экспедиции бухгалтер будет отражать в бухгалтерском и налоговом учете выручку от реализации и расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны договору на оказание услуг, то выручкой от реализации будет являться стоимость всех услуг, оказанных клиенту в рамках договора, включая стоимость перевозки. При этом не имеет значения, осуществляет ли перевозку перевозчик или экспедитор. Выручка от реализации в этом случае признается экспедитором исходя из всех поступлений по договору транспортной экспедиции. В себестоимость экспедиционных услуг включаются все затраты, понесенные в связи с исполнением договора.

Пример. Организация ООО "Трансэкспедиция" заключила договор транспортной экспедиции с ООО "Стройпромторг" на организацию перевозок строительных материалов. Согласно условиям договора экспедитор может привлекать третьих лиц для выполнения обязательств по договору.
Согласно договору перевозки, заключенному экспедитором с ООО "Трансвей", расходы на оплату услуг перевозчика составили 47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб.
Вариант 1 (заключен договор об оказании услуг). Сумма вознаграждения экспедитора по договору составляет 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб. Клиент не компенсирует экспедитору расходы на оплату услуг третьих лиц. При этом экспедитор не передает клиенту документы, полученные от перевозчика.
В бухгалтерском учете ООО "Трансэкспедиция" необходимо сделать следующие записи:
Дебет 20 Кредит 60
— 40 000 руб. — отражены расходы на оплату услуг перевозчика;
Дебет 19 Кредит 60
— 7200 руб. — учтена сумма "входного" НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС", Кредит 19
— 7200 руб. — предъявлена к налоговому вычету сумма "входного" НДС;
Дебет 62 Кредит 90-1
— 59 000 руб. — отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС",
— 9000 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 90-2 Кредит 20
— 40 000 руб. — списаны расходы на оплату услуг перевозчика;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 10 000 руб. (59 000 — 9000 — 40 000) — отражена прибыль от реализации услуг экспедитора.
В налоговом учете экспедитор включает в доходы от реализации все поступления от клиента (50 000 руб.), а выплаты перевозчику (40 000 руб.) он может учитывать в составе расходов при условии, что эти затраты клиент не компенсирует (Письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-07-08/185, от 16.02.2009 N 03-03-06/1/65).

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, то выручкой от реализации будет являться вознаграждение экспедитора без учета стоимости перевозки. При этом клиент компенсирует экспедитору расходы, понесенные им по договору перевозки, и другие расходы.

Окончание примера. Вариант 2 (заключен посреднический договор). Сумма вознаграждения экспедитора по договору составляет 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб. Клиент компенсирует экспедитору расходы на оплату услуг третьих лиц. При этом экспедитор передает клиенту документы, полученные от перевозчика.
В бухгалтерском учете ООО "Трансэкспедиция" необходимо сделать следующие записи:
Дебет 76 Кредит 60
— 47 200 руб. — отражены расходы на оплату услуг перевозчика, подлежащие компенсации клиентом;
Дебет 62 Кредит 90-1
— 11 800 руб. — отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС",
— 1800 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 10 000 руб. (11 800 — 1800) — отражена прибыль от реализации услуг экспедитора.
В налоговом учете экспедитор включает в доходы только свое вознаграждение (10 000 руб.). Денежные средства, поступившие от клиента и перечисленные перевозчику в счет оплаты услуг по перевозке (47 200 руб.), в целях налогообложения не признаются ни доходом, ни расходом (пп. 9 п. 1 ст. 251, п.

Бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции

9 ст. 270 НК РФ, Письма Минфина России от 24.05.2012 N 03-03-06/1/270, от 30.03.2005 N 03-04-11/69).

Примечание. Считаем, что для корректности пример следовало бы дополнить условием об отсутствии собственных затрат экспедитора в обоих вариантах выполнения договора.

НДС и счета-фактуры

Как видно из приведенного примера, порядок расчета НДС также зависит от юридической квалификации договора транспортной экспедиции.

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны договору на оказание услуг, налоговой базой по НДС будут все поступления по договору транспортной экспедиции. Следовательно, экспедитор должен оформить счет-фактуру на весь объем оказанных услуг и зарегистрировать его в книге продаж (на сумму 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб.). "Входной" НДС, указанный перевозчиком в счете-фактуре на услуги по перевозке (7200 руб.), экспедитор может предъявить к налоговому вычету.

Если же положения договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому, экспедитор обязан уплатить НДС только со своего посреднического вознаграждения.

При этом он оформляет для клиента два счета-фактуры: один — на сумму вознаграждения экспедитора без указания стоимости услуг по перевозке (11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.), другой — на стоимость услуг по перевозке (47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб.).

В комментируемом Письме N 03-07-09/132 специалисты Минфина России напомнили, что счет-фактуру на стоимость услуг по перевозке экспедитор составляет в порядке, который предусмотрен Правилами заполнения счетов-фактур (Правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137) для комиссионеров (агентов).

Это значит, что в счете-фактуре, который на стоимость услуг по перевозке выставляет клиенту экспедитор, ему необходимо указать реквизиты фактического перевозчика (наименование, ИНН, КПП, адрес) и проставить свою подпись.

Свое наименование в таком счете-фактуре экспедитор может указать дополнительно (Письмо ФНС России от 04.04.2012 N ЕД-4-3/5617@).

Счет-фактуру, который экспедитор выставляет клиенту на стоимость услуг по перевозке, экспедитор не регистрирует в книге продаж. Следовательно, сумму НДС, указанную в этом счете-фактуре (7200 руб.), экспедитор не должен перечислять в бюджет и указывать в налоговой декларации по НДС.

Счет-фактуру, который экспедитор получил от перевозчика, экспедитор не регистрирует в книге покупок. Следовательно, сумму "входного" НДС по услугам перевозчика (7200 руб.) он не предъявляет к налоговому вычету и также не указывает в налоговой декларации по НДС.

Декабрь 2012 г.

Организация налогового учета, Счет-фактура

Особенности учета и налогообложения экспедиторских услуг

Экспедиторские услуги являются важной составляющей деятельности российских организаций. Вместе с тем, несмотря на их широкую распространенность в хозяйственной практике, порядок бухгалтерского учета и налогообложения экспедиторских услуг недостаточно регламентирован нормативными документами. В статье проанализированы некоторые из проблем регулирования отношений в рамках договора транспортной экспедиции.

Условия договора на экспедиторские услуги

При формировании условий договоров на осуществление транспортных и экспедиционных услуг возникает проблема квалификации вида договора транспортной экспедиции, суть которой заключается в том, считать ли такой договор разновидностью посреднической сделки (поручения, комиссии, агентирования и т.п.) либо относить его к договорам, аналогичным возмездному оказанию услуг.

От правильной правовой квалификации договора транспортной экспедиции напрямую зависит решение таких важных для обеих сторон сделки вопросов, как порядок отражения финансово-хозяйственных операций, связанных с реализацией договора транспортной экспедиции, в бухгалтерском учете, а также порядок их налогообложения. В отличие от договора возмездного оказания услуг затраты, возмещаемые агенту (поверенному, комиссионеру и т.п.) в рамках посреднического договора, не относятся на его расходы в бухгалтерском учете и не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль; начисленный же на них НДС перевыставляется заказчику соответствующих услуг и не может быть принят к вычету исполнителем.

Отношения по договору транспортной экспедиции регулируются гл. 41 ГК РФ "Транспортная экспедиция", Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиторской деятельности" (далее — Федеральный Закон N 87-ФЗ), а также ведомственными нормативными актами. Таким образом, нормативное регулирование договора транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ) обособлено от регулирования представительских договоров (гл. 39 "Поручение", гл. 51 "Комиссия", гл. 52 "Агентирование" ГК РФ).

Как следует из п. 1 ст. 801 ГК РФ, договор транспортной экспедиции — договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом законом не запрещено, а конкретным договором на транспортно-экспедиционное обслуживание может быть дополнительно закреплено право экспедитора привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц.

До введения в действие Гражданского кодекса РФ в ст. 105 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик <1> было закреплено применение к договору транспортной экспедиции правил договора поручения, если экспедитор действует от имени отправителя, или комиссии, если он действует от своего имени. Данная статья прекратила свое действие с 01.03.1996 с введением нового ГК РФ, в котором договор транспортной экспедиции был выделен в качестве самостоятельного договора.

<1> Документ утвержден ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1; в настоящее время применяется в части, не противоречащей частям первой и второй ГК РФ.

На сегодняшний день сложилась неоднозначная практика разрешения вопроса о посредническом характере действий экспедитора в случае привлечения им третьих лиц для исполнения своих обязанностей.

Так, налоговые органы утверждают, что экспедитор, который только организует перевозку грузов, заключает договоры с третьими лицами от своего имени или от имени клиента и за его счет, выступает в качестве посредника <2>.

<2> НДС по услугам экспедитора и при расчетах векселем // Российский налоговый курьер. 2005. N 22.

Минфин России в Письме от 16.10.2000 N 04-02-05/2 сообщает, что в целях налогообложения следует учитывать положения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ч. III, разд. I, подгруппа 633), согласно которым отдельные операции, выполняемые транспортно-экспедиторскими организациями, относятся к посреднической деятельности (например, таможенные операции с очисткой груза). В то же время услуги и работы, связанные с деятельностью экспедиций, организацией перевозок по поручению грузоотправителя или грузополучателя, получением и приемкой грузов, подготовкой транспортной документации, и ряд других ОКВЭД не относит к посреднической деятельности.

Сложившаяся к настоящему времени судебная практика в вопросе правовой квалификации договоров транспортной экспедиции также неоднозначна. Если ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 18.06.2004 по делу N А56-20147/03 не признает посреднический характер таких договоров, то в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2004 N Ф08-5071/2003-1971А приводятся обратные доводы.

В этих условиях следует четко обозначить права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции и на основании анализа этих прав и обязанностей сделать вывод о порядке бухгалтерского учета и налогообложения соответствующих операций. В частности, следует ответить на следующие важные вопросы, возникающие у участников данных сделок:

  • оформлять ли выполненные в рамках договора транспортной экспедиции работы отчетом экспедитора с приложением к нему платежных и иных документов, подтверждающих фактические затраты экспедитора для их возмещения заказчиком данных услуг, либо единым актом приема-сдачи выполненных работ;
  • можно ли применять для возмещения транспортных и иных затрат экспедитора централизованно установленные по этим услугам отраслевые тарифы вместо фактически произведенных им расходов;
  • можно ли выставлять заказчику услуг транспортной экспедиции единый счет-фактуру на полную стоимость понесенных расходов экспедитора, включая вознаграждение последнего.

Оформление приема-сдачи экспедиторских услуг

Поскольку обязательства, вытекающие из договора транспортной экспедиции, носят комплексный характер, в них присутствуют элементы иных видов обязательств по возмездному оказанию услуг (в том числе посреднических). Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством договор транспортной экспедиции является самостоятельным договором. Поэтому даже если обязательство экспедитора, вытекающее из конкретного договора транспортной экспедиции, представляет собой определенный набор обязанностей, характерных для других типов договоров (агентского договора, поручения и т.д.), сочетание элементов различных обязательств образует новое самостоятельное обязательство, входящее в предмет договора транспортной экспедиции.

Специфика отношений транспортной экспедиции состоит в том, что экспедитор чаще всего не может обойтись без привлечения третьих лиц. Экспедитор нередко заключает договор с соответствующей организацией и передает ей свои обязанности (или их часть) по договору транспортной экспедиции. При этом ответственным перед клиентом за выполнение третьим лицом возложенных на него функций по данному договору остается экспедитор (ст. 803 ГК РФ). Отношения между клиентом и экспедитором даже в случае привлечения экспедитором третьих лиц будут составлять предмет самостоятельного договора — договора транспортной экспедиции, а не отдельных посреднических договоров.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 87-ФЗ при приемке груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции только от имени клиента на основании выданной им доверенности. В соответствии со ст. 2 указанного Закона перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяется правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Правительством РФ. Такие правила до настоящего времени не утверждены, и перечень экспедиторских документов, соответственно, не установлен.

Вместе с тем подписание акта выполненных работ (оказанных услуг) как при перевозке грузов, так и при заключении договора транспортной экспедиции действующим законодательством не предусматривается.

Учитывая, что обязательства экспедитора перед заказчиком заключаются именно в организации доставки грузов (а не в оказании только транспортных услуг), документальное оформление произведенных при этом расходов следует осуществлять не в виде акта выполненных работ, а в виде отчета экспедитора с приложением к нему оригиналов договоров с перевозчиками, заключенных от имени клиента (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 87-ФЗ), а также копий документов, подтверждающих оплату соответствующих расходов.

Если договоры с перевозчиками заключались от имени экспедитора, то, учитывая обязанность клиента в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 87-ФЗ не оплачивать, а именно возмещать экспедитору понесенные им расходы, по нашему мнению, к отчету экспедитора должны прилагаться копии договоров, заключенных им от своего имени, но за счет клиента.

В любом случае, так как затраты экспедитора на организацию перевозок грузов клиента осуществлены в конечном счете в интересах последнего и за его счет, несмотря на то что предоставление отчета агента в рамках договора транспортной экспедиции необязательно, относить указанные затраты на финансовый результат экспедитора неправомерно.

Более того, в Письме УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 N 20-12/22797 отмечено: "Данные расходы при соответствии условиям, указанным в ст. 252 НК РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть документально подтверждены в части сумм, причитающихся в качестве агентского вознаграждения, отчетом агента, а в части сумм оплаты (возмещения) стоимости конкретных услуг по перемещению груза — первичными документами, установленными законодательством РФ для оформления операций по перемещению груза (складскими документами, железнодорожными накладными, актами выполненных работ и т.п.)".

Таким образом, в целях налогообложения прибыли налоговыми органами принимается порядок документального оформления затрат экспедитора в виде его отчета с приложением первичных документов. При этом условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные Федеральным законом N 87-ФЗ и другими федеральными законами или нормативно-правовыми актами РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (ст. 1 Закона N 87-ФЗ). Представление экспедитором отчета с приложением копий первичных документов, подтверждающих понесенные им затраты для исполнения договора, необходимо только при условии закрепления соответствующей обязанности в договоре транспортной экспедиции.

Можно сделать вывод, что закон обязывает экспедитора представить клиенту экспедиторский документ (документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции), оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности, а также документы, представление которых оговорено в договоре транспортной экспедиции.

В целях устранения вышеописанных противоречий в организации документального оформления услуг транспортной экспедиции в договоре целесообразно предусмотреть представление экспедитором и иных документов, не предусмотренных законом (например, отчета экспедитора), а также первичных документов, подтверждающих понесенные экспедитором затраты.

Следует отметить, что для подтверждения экономической обоснованности расходов и направленности их на получение дохода экспедитору необходимо подтвердить сам факт оказания услуги по перевозке грузов. Как указано в п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В соответствии со ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов <3> (далее — КДПГ) договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильное составление или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются постановления Конвенции. При этом согласно п. 1 ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано иное, имеет силу договора относительно его условий и удостоверения принятия груза перевозчиком. Согласно п. 1 ст. 5 КДПГ накладная составляется в трех экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.

<3> Конвенция заключена в Женеве 19.05.1956, вступила в силу для СССР 01.12.1983.

Таким образом, международная транспортная накладная (СMR) является документом, установленным законодательством (вышеуказанной Конвенцией), подтверждающим факт перевозки груза и расходы, понесенные в связи с этой операцией. Необходимость наличия накладной для подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль отмечалась в Письме УМНС России по г. Москве от 07.07.2003 N 26-12/37027. Сведения, которые в обязательном порядке должна содержать накладная, указаны в п. 1 ст. 6 КДПГ. К ним относятся, в частности, расходы, связанные с перевозкой (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза).

Оценка экспедиторских услуг

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 87-ФЗ заказчик в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Таким образом, возмещение фактических, а не "тарифных" затрат экспедитора по оплате услуг перевозчиков и иных расходов, по нашему мнению, в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Выставление экспедитором счетов-фактур

Поскольку в соответствии с положениями Федерального закона N 87-ФЗ, а также с рекомендуемыми условиями договора транспортной экспедиции заказчик не оплачивает услуги экспедитора, а возмещает понесенные им расходы с выплатой вознаграждения, выставление экспедитором счета-фактуры на полную сумму понесенных расходов неправомерно: отдельные работы и услуги, оказанные экспедитору третьими лицами, могут быть освобождены от обложения НДС и, следовательно, налог по ним заказчиком не возмещается.

Так, согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Статьей 346.11 гл. 26.2 НК РФ установлено, что организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 данной статьи установлено, что местом осуществления деятельности организации считается территория РФ в случае фактического присутствия этой организации на российской территории на основе государственной регистрации. Если иностранный перевозчик, оказывающий организации услуги по транспортировке товаров, не зарегистрирован на территории РФ, то местом реализации таких услуг российская территория не признается, и вышеуказанные услуги не являются объектом обложения НДС. В связи с этим при оплате таких транспортных услуг, в том числе оказываемых на территории РФ, выставлять счета-фактуры и уплачивать НДС не требуется.

Таким образом, указанные организации не обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, а также выполнять иные требования, установленные гл.

Транспортная экспедиция: учет и налогообложение

21 НК РФ. Так как экспедитор указанные счета-фактуры не получает, отсутствуют основания для их перевыставления клиенту.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона N 87-ФЗ клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные им в интересах клиента.

Поскольку вознаграждение экспедитора выделяется из общей суммы платежей заказчика услуг транспортной экспедиции и является выручкой непосредственно экспедитора, на сумму указанного вознаграждения экспедитору следует выставлять отдельный счет-фактуру.

И.Ю.Гарнов

Руководитель

отдела аудита и консалтинга

бюджетных учреждений

ООО "А.И. Аудит-Сервис"

г. Москва

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 8 сентября 2006 г. N 554

ПРАВИЛА

ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

2. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности", настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.

Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными и .

3. Настоящие Правила не применяются к транспортно-экспедиционным услугам в области почтовой связи.

Service Temporarily Unavailable

Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"транспортно-экспедиционные услуги" — услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза;

"экспедитор" — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг;

"клиент" — лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;

"договор транспортной экспедиции" — гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги;

"груз" — любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции;

"грузоотправитель" — лицо, предъявившее груз к перевозке;

"грузополучатель" — лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки;

"перевозчик" — лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки.

5. Экспедиторскими документами являются:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

6. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящих Правил.

7. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

8. Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.

9. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.

10. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения.

Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.

11. Порядок и условия представления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения экспедитору с использованием средств факсимильной или электронной связи определяются договором транспортной экспедиции.

12. Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

13. В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.

14. Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет:

согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;

прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;

расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.

15. По требованию клиента экспедитор представляет ему следующую информацию:

полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);

сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;

перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;

сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;

сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;

другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

16. Экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, при приеме груза от перевозчика в пункте назначения участвует в оформлении соответствующих документов.

17. Экспедитор при оказании определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг обязан следовать указаниям клиента.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента только в случае, если это необходимо в интересах клиента или если экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором транспортной экспедиции, о его согласии на такое отступление либо получить в течение суток со дня уведомления клиента ответ на свой запрос.

18. Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при представлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.

19. Качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также условиям договора транспортной экспедиции.

ДОГОВОР

на оказание транспортно-экспедиционных услуг

г.

«» 2018 г.

в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Экспедитор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Заказчик поручает, а Экспедитор принимает на себя организацию перевозок автотранспортом экспортных и импортных грузов в соответствии с условиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), Европейского соглашения о режиме труда и отдыха водителей (ЕСТР). Стороны будут придерживаться положений Конвенции о дорожной перевозки опасных грузов (ADR) И Европейского соглашения о перевозке скоропортящихся грузов.

1.2. Экспедитор выполняет поручения Заказчика от его имени и по доверенности (Приложение №).

2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Заказчик обязан:

2.1.1. Подать заявки на перевозку не позже чем за пять дней до начала выполнения перевозки с указанием нижеследующего:

  • характера груза, вес, объем;
  • даты подачи транспорта под загрузку;
  • страны, города, адреса загрузок (маршруты загрузок), контактные телефоны;
  • место доставки груза;
  • при необходимости в заявке указывать место таможенного оформления.

2.1.2. Обеспечивать загрузку и таможенное оформление документов транспорта в день подачи транспорта под загрузку согласно заявке за один рабочий день.

2.1.3. Определять задание Экспедитору с указанием маршрута, пограничных переходов, видов транспорта, инструкции по оформлении документов в местах перегруза или переоформления документов.

2.1.4. По прибытии автотранспорта в пункт назначения обеспечивать таможенное оформление документов и разгрузку данного грузовика не более, чем за два рабочих дня.

2.1.5. В случае необходимости оплачивать конвойное сопровождение при перевозке дорогостоящих грузов.

2.1.6. Оплачивать страхование груза от возможных рисков.

2.1.7. Обеспечивать перевозчика необходимыми сопроводительными документами (сертификатами, транзитными ветеринарными разрешениями и т.д.), относящимися непосредственно к перевозимому грузу.

2.2. Экспедитор обязан:

2.2.1. В однодневный срок рассматривать заявку Заказчика (не позже чем за два дня до начала выполнения перевозки давать подтверждение на ее выполнение.

2.2.2. От имени Заказчика заключать договоры перевозки с Перевозчиками.

2.2.3. Принимать все необходимые меры для соблюдения интересов Заказчика и сохранности грузов.

2.2.4. Обеспечивать необходимые для перевозки транспортные документы (визы, накладные).

2.2.5. При необходимости оказывать помощь Заказчику в осуществлении таможенных формальностей за пределами СНГ на дополнительно согласованных условиях.

2.2.6. Подать под загрузку транспорт в часы, согласованные сторонами согласно заявке в технически исправном состоянии, пригодный в коммерческом и таможенном отношении к выполнению международных перевозок и отвечающий санитарным требованиям. Подача под загрузку неисправного транспорта приравнивается к срыву перевозки.

2.2.7. Выполнять перевозки грузов по кратчайшему маршруту, открытому для международного автомобильного движения, обеспечивать доставку груза из расчета 450 километров в сутки.

2.2.8. На основании заявок Заказчика составлять задание Перевозчикам, а в случае мультимодальних перевозок – инструкции для дальнейшего следования груза после перегруза на другое транспортное средство или переоформления документов на транзитном терминале. Заказчик вправе проверить правильность составления задания (инструкций) на каждом этапе перевозки. Отсутствие проверки означает одобрение Заказчиком действий Экспедитора.

2.2.9. На каждую перевозку составлять договор (СMR) с Перевозчиком, где указываются отправитель, получатель, перевозчик, описание груза, место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

3.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору в соответствии с действующим законодательством.

3.2. Экспедитор действует в отношениях с третьими лицами (администрация портов, железных и автомобильных дорог, таможенные, пограничные и санитарные органы, полицейские власти, судебные органы, договорные партнеры и т.д.) от имени и по поручению Заказчика.

3.3. Экспедитор не отвечает за таможенное оформление документов и соответствие груза перевозным документам, если иное не оговорено в задании Экспедитора.

3.4. За сверхнормативный простой транспорта (в ожидании загрузки, выгрузки, из-за неправильного оформления товарно-транспортных документов, в ожидании таможенной обработки и т.д.) Заказчик выплачивает штраф Экспедитору в размере рублей за каждые 12 часов простоя.

3.5. В случае отказа Заказчика менее, чем за двое суток от подтверждений им ранее загрузки при подаче транспорта под загрузку в соответствии с заявкой, Заказчик выплачивает Экспедитору штраф в размере % от цены договора.

3.6. Перевозчик несет ответственность перед Заказчиком за сохранность груза на основании КДПГ по CMR или страховому полису в пределах, определяемых законодательством.

3.7. Экспедитор обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках Заказчика и во время и после исполнения перевозок.

3.8. Экспедитор несет ответственность исключительно за те действия, которые он обязан выполнить по настоящему договору.

4. РАСЧЕТЫ ПО ДОГОВОРУ

4.1. Расходы, связанные с таможенным оформлением груза, оплатой паркинга в месте доставки груза и штрафом из-за простоя и перегруза, несет Заказчик.

4.2. Порядок оплаты устанавливается следующим образом:

  • за каждую перевозку, Заказчик рассчитывается с Перевозчиком по выставленному счету;
  • за представление интересов и за исполнения обязательств по настоящему договору, Заказчик расплачивается с Экспедитором по выставленному счету.

4.3. Заказчик оплачивает выставленные счета в срок. В случае просрочки платежа, Заказчик выплачивает штраф в размере % от суммы счета за каждый день просрочки.

4.4. Заказчик дополнительно оплачивает Экспедитору, каждую не предусмотренную загрузку, выгрузку в одном пункте назначения.

4.5. За каждую дополнительную разгрузку, выгрузку в двух и более пунктах назначения Заказчик оплачивает:

  • при расстоянии до 100 км. рублей;
  • при расстоянии от 100 до 200 км. рублей;
  • при расстоянии от 200 до 300 км. рублей;

5. ФОРС — МАЖОР

5.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора в результате событий чрезвычайного характера, которые сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся события, на которые сторона не может оказать влияния и за возникновение которых он не несет ответственности, например, землетрясение, наводнение, забастовка, война, а также действия властей разных стран.

6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

6.1. Все споры, которые могут возникнуть между сторонами в отношении выполнения настоящего договора, стороны будут решать путем переговоров.

6.2. В случае не достижения согласия, спорные вопросы подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. .

6.3. Стороны обязуются исполнить арбитражное решение в срок, указанный в самом решении.

7. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

7.1. Отношения сторон, не урегулированные настоящим договором, будут регулироваться по материальному праву Российской Федерации.

7.2. Настоящий контракт составлен на русском и английском языках. Вся переписка по поводу настоящего контракта ведется на русском и английском языках.

7.3. В случае возникновения разночтений или каких-либо несовпадений в смысловом содержании терминов, преимуществом обладает текст, составленный на русском языке.

7.4. Контракт вступает в силу с момента подписания уполномоченными на то лицами.

7.5. Настоящий договор составлен в трех экземплярах на русском и английском языках. Каждой из сторон принадлежит по одному экземпляру.

8. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

ЗаказчикЮр.

Учет в транспортном предприятии: особенности услуг по перевозке грузов

адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

ЭкспедиторЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

9. ПОДПИСИ СТОРОН

Заказчик _________________

Экспедитор _________________