Транспортный налог и платон

Главная — Консультации

Уменьшение у ИП суммы транспортного налога на плату за "Платон"

Что должен предпринять индивидуальный предприниматель для уменьшения суммы транспортного налога на плату "Платону"?

Комментарий к Письму Минфина России от 6 октября 2016 г. N 03-05-06-04/58161

Транспортный налог является региональным. Он устанавливается одновременно Налоговым кодексом (далее — Кодекс) и соответствующими законами субъектов РФ (ст. 356 НК). При этом и налоговые льготы по транспортному налогу предусматриваются как на федеральном уровне (прописаны непосредственно в Кодексе), так и на региональном.

Необходимо учитывать, что применение льгот — это право налогоплательщика, а не обязанность (ст. ст. 21 и 56 НК). Соответственно, для его реализации необходимо предпринять определенные усилия. В том числе это касается применения новой льготы по транспортному налогу, предусмотренному ст. 361.1 Кодекса (введена Законом от 3 июля 2016 г. N 249-ФЗ).

Данная льгота предназначена для налогоплательщиков-физлиц, которые являются собственниками 12-тонников и при движении по трассам федерального назначения вынуждены компенсировать вред дорогам. Речь идет о так называемой плате "Платону". Льгота состоит в том, что физлица освобождаются от уплаты транспортного налога в отношении "большегрузов" в случае, если сумма платы "Платону" за налоговый период равна или превышает исчисленную сумму налога. В случае когда "платоновская" плата меньше исчисленной суммы налога, в бюджет надлежит уплатить только разницу (из исчисленной суммы налога вычитается плата "Платону").

Очевидно, что "платоновский" вычет — это льгота скорее для индивидуальных предпринимателей. Сложно себе представить, что простой гражданин будет на собственном 12-тоннике ездить на дачу и решать личные, не связанные с предпринимательской деятельностью вопросы. Между тем в порядке исчисления и уплаты транспортного налога и ИП, и обычные физлица находятся в равном положении. И те и другие платят транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК). И в данном случае не имеет никакого значения, использует ИП свой автомобиль в предпринимательской деятельности или нет.

Минфин в Письме от 6 октября 2016 г. N 03-05-06-04/58161 отмечает, что для применения указанной льготы необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление (то есть по умолчанию она не предоставляется, на что в том числе указано непосредственно в ст. 361.1 Кодекса). Также чиновники напомнили, что "платоновский" вычет физлица вправе получить и при расчете транспортного налога за 2015 г.

Отметим, что рекомендуемая форма заявления о предоставлении льготы по имущественным налогам приведена в Приложении к Письму ФНС от 16 ноября 2015 г. N БС-4-11/19976@. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие право физлица (ИП) на "платоновскую" льготу по транспортному налогу. Названные заявления и документы можно передать в инспекцию по месту жительства физлица — владельца 12-тонника лично или же через представителя. Также допускается их отправка по почте с описью вложения или же представление в налоговый орган через портал госуслуг или с использованием сервиса "Личный кабинет налогоплательщика".

Заявление о предоставлении "платоновской" льготы следует направлять в налоговый орган еще до того момента, как налоговики приступят к формированию налоговых уведомлений за истекший налоговый период. Напомним, что исчисление суммы транспортного налога, подлежащей перечислению в бюджет налогоплательщиками-физлицами, производит налоговый орган на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию ТС (п. 1 ст. 362 НК).

В то же время даже при опоздании с направлением данного заявления право на льготу не утрачивается. В соответствии с п.

Платежи платон транспортный налог

3 ст. 363 Кодекса возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 Кодекса. При этом п. 7 ст. 78 Кодекса гласит, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Таким образом, физлица (ИП) имеют полное право представить документы, подтверждающие их право на "платоновский" вычет, в течение трех лет начиная с даты возникновения права на льготу с последующим зачетом или возвратом излишне уплаченного транспортного налога.

Декабрь 2016 г.

Транспортный налог, Налоги индивидуального предпринимателя

08.01.2016

Систему «Платон» не отменят!

Дальнобойщики по всей стране бастуют, но президент не собирается отменять систему ««Платон»», предназначенную для автоматизации сборов денежных средств за проезд по дорогам федерального значения автофур 12 тонной грузоподъемности и выше. До конца первого квартала 2016 года правительство РФ обязано разработать предложения по транспортному налогу с большегрузов.

Платон транспортный налог льгота

В перспективе его планируется отменить.

Платный проезд по федеральным трассам является катастрофой для мелких транспортных компаний, поскольку делает их бизнес нерентабельным. Тысячи семей в разных российских регионах лишаются единственно заработка. Отмена транспортного налога, а это от 20 до 40 тысяч рублей в год с каждого грузовика, проблему не решает. С вводом системы «Платон» водители будут платить на порядок больше, около 200-300 тысяч рублей в год. Но российский президент дал понять, что регистрация в системе позволит ликвидировать «серые» схемы в работе дальнобойщиков, и отменять новый дорожный сбор никто не собирается. Путин рассчитывает, что правительство сумеет разработать изменения в патентную систему для водителей большегрузных автомобилей, что позволит спасти малый бизнес грузоперевозок.

Российские региональные власти обеспокоены предстоящей отменой транспортного налога для автомобилей большой грузоподъемности. Ведь средства от этого сбора, которых теперь станет гораздо меньше, направляются в регионы и используются местными властями по своему усмотрению. Как правило, не на ремонт и строительство автодорог, а на зарплаты бюджетникам, выплату социальных пособий и на здравоохранение. Региональные автотрассы, которые находятся в катастрофическом состоянии, так и останутся заброшенными. О новом строительстве можно больше не мечтать. Чтобы восполнить бюджетные потери, региональные власти могут начать взимать плату за проезд по местным автодорогам.

В руководстве «Единой России» выразили обеспокоенность перспективой утраты регионами последних возможностей строить и ремонтировать собственные автодороги. Единороссы порекомендовали проработать вопросы соотношения размеров транспортного налога и оплаты проезда по федеральным трассам в законодательном порядке. В Госдуме также обратили внимание на эту проблему и предложили подумать о том, как при ликвидации транспортного налога для большегрузов не оставить регионы без средств на строительство, ремонт и реконструкцию местных автомобильных трасс.

Помимо Росавтодора, в создании и эксплуатации системы «Платон» участвует компания «РТ-Инвест», принадлежащая сыну миллиардера Аркадия Ротенберга, что вызывает особое недовольство среди дальнобойщиков. Комментируя ситуацию, В.В. Путин подчеркнул, что все сборы до копейки будут перечисляться в российский дорожный фонд. Денежные средства на развитие и ремонт системы «Платон» (10,6 миллиарда рублей на 2016 год) выделяются из государственного бюджета. Поэтому за тем, как они расходуются, могут следить общественные организации и Счетная палата.

Все идет своим чередом. Политики рассуждают о целесообразности новой системы. Властные структуры декларируют свою озабоченность сложившейся ситуацией. Дальнобойщики готовят новые протестные акции. Их поддерживают неравнодушные граждане. В Химки, где дальнобойщики разбили протестный лагерь возле торгового комплекса «Мега», приехал Юрий Шевчук, лидер группы ДДТ, гремевшей на закате СССР. Он привез бастующим свои диски и исполнил для них несколько композиций. Грузоперевозчики, чтобы не остаться в минусе, повышают стоимость услуг. Ввод платного проезда по федеральным автотрассам уже сегодня негативно отражается на ценах в магазинах.

Возврат к списку

Транспортный налог и система «Платон»

Расходы в системе "Платон" снизят налогооблагаемую базу перевозчиков

Общество, 17:10 02 декабря 2015

platon.ru

На основании запросов представителей грузоперевозчиков Росавтодором был направлен официальный запрос и получены разъяснения от Министерства финансов Российской Федерации по теме налогового учета затрат на внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам транспортными средствами массой свыше 12 тонн.

"Расходы в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, учитываются при налогообложении и прибыли в составе прочих расходов на основании пункта 49 статьи 264 Налогового кодекса РФ при условии соответствия таких расходов критериям, установленным в статье 252 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, плата носит компенсационный характер и должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Данная позиция подтверждается мнением судов по поводу аналогичной платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 марта 2015 года по делу № А29-767/20145, фас Московского округа от 20 июня 2014 года № А40-110708/13).

При этом суды отмечают, что внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, являются для владельцев транспортных средств условием для дальнейшего использования автомобильной дороги, сообщает пресс-служба Росавтодора.

Относительно порядка формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, сообщаем, что указанный порядок установлен положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 33н", — поясняет заместитель Министра финансов РФ Андрей Иванов.

В 2013 году в России было принято Постановления Правительства № 504 о введении на дорогах страны платы за тонну перевозимого груза, которая получила название «Платон». Под действие регламента попали грузовики, масса которых превышает 12 тонн. В эксплуатацию система взимания платы с коммерческого транспорта была запущена в ноябре 2015 года.

Что такое «Платон»?

Система «Платон» имеет свою базу данных. Она содержит в себе информацию о более 2-х миллионах единиц транспорта и 51 тысячи километров дорог. Главный оператор системы — частная компания «РТИТС».

Уменьшаем транспортный налог на «платоновскую» плату

Её собственниками являются Игорь Ротенберг (50%) и «РТ-Инвест» (50%). Объявленный Уставный капитал «РТИТС» — 100 тысяч рублей.

По замыслу создателей системы, оператор системы занимается организацией денежных сборов на федеральных трассах за провоз груза и их перечислением в бюджеты различного уровня. Оплата услуг «РТИТС» по сбору денег оплачивается из федерального бюджета. При разработке системы планировалось ежегодно пополнять бюджет на 20-40 млрд. рублей. Заработок оператора системы должен был составить 10,6 млрд. в год.

Понять, как работает система «Платон», можно ознакомившись с законодательной базой, регламентирующей её деятельность. Введение в действие системы потребовало от законодателей внесения изменений в КоАП, которые ввели штрафные санкции за нарушения порядка оплаты за перевозку грузов на дорогах России. Основным законом, регламентирующим работу системы, является ФЗ № 68, который был принят в 2011 году.

Соответствующие изменения были внесены в ФЗ № 257, посвящённый автомобильным дорогам. Концессионное соглашение между оператором системы и Правительством было заключено в августе 2014 года. «Платон» система взимания платы начала официально собирать сборы с 15 ноября 2015 года.

На какие машины и дороги распространяется действие «Платона»?

Очень многих водителей, начинающих свою коммерческую деятельность по перевозке грузов интересует вопрос о том, как работает система «Платон», какие машины под нее попадают?Плата на дорогах за перевозку грузов взимается с коммерческого транспорта, разрешённая масса которого превышает 12 тонн. Существующие правила не предусматривают какую-либо градацию по типу груза или тоннажу свыше 12 тонн, но имеют список транспорта, на который не распространяются данные требования. К нему относится специализированная техника МВД, МО, МЧС, ФСБ и других государственных структур, задействованных в целях обороны страны, а также транспорт, занимающийся перевозками пассажиров и используемый учреждениями здравоохранения.

Произвести расчёты можно на официальном сайте platon.ru Для этого необходимо на нём зарегистрироваться, создать карту маршрута, получить договор и бортовое устройство для контроля движения транспорта. Такое устройство работает через систему ГЛОНАСС/GPS. Все расчёты суммы сбора проводятся в автоматическом режиме. Многие водители до сих пор не понимают на каких дорогах действует система «Платон». Она действует на федеральных трассах, но не применяется на платных магистралях.

Учет при расчете транспортного налога

Чтобы исчислить транспортный налог за грузовик, по которому вносятся платежи в систему "Платон" (в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам грузовиками с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн), действуйте так:

1) исчислите налог за год за грузовик в обычном порядке;

2) рассчитайте налог, подлежащий уплате, по формуле (п. 2 ст. 362 НК РФ):

Если результат равен нулю или отрицательный, сумма налога принимается равной нулю.

Важно! Плата "Платону" уменьшает транспортный налог к уплате только по конкретному грузовику и на сумму налога за другие автомобили не влияет.

Если законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован грузовик, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, то авансовые платежи по грузовику вы исчисляете в обычном порядке (без уменьшения на плату "Платону"), но в бюджет не уплачиваете (п. 2 ст. 363 НК РФ).

Учет для налога на прибыль и при УСН

С 2016 г. плату в систему "Платон", уплаченную за конкретный грузовик за год, вы учитываете в расходах в сумме, рассчитываемой по формуле (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 48.21 ст. 270, пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ):

Если результат вычисления равен нулю, то в расходах вы ничего не учитываете.

Если результат — отрицательное число, то в расходах вы учитываете сумму транспортного налога к уплате за грузовик, а плату "Платону" в расходы не включаете. При УСН транспортный налог включается в расходы на дату уплаты (пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован грузовик, могут быть установлены отчетные периоды по транспортному налогу. В этом случае:

  • исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу в расходах вообще не учитываются;
  • на последнее число I, II и III квартала плату, уплаченную "Платону" за грузовик за этот квартал (не более начисленных сумм), можно учесть в расходах в части, превышающей авансовый платеж по транспортному налогу, исчисленный за этот же грузовик и за этот же квартал.

Например, чтобы посчитать сумму платы "Платону", учитываемую в расходах по итогам 9 месяцев, надо вычесть из суммы платежей, внесенной "Платону" за грузовик за январь — сентябрь, сумму авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленных за этот же грузовик за I, II и III кварталы. Если результат вычисления равен нулю или отрицательный, то в расходах вы ничего не учитываете.

Пример. Учет платы в систему "Платон" при расчете транспортного налога и налога на прибыль

В субъекте, где находится организация, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, а ставка налога составляет 70 руб/л. с. Организация приобрела и зарегистрировала грузовики 01.07.2016.

Данные

Грузовик

Первый

Второй

Третий

Максимальная разрешенная масса

Свыше 12 т

Свыше 12 т

Меньше 12 т

Мощность двигателя (л. с.)  

Плата "Платону", уплаченная за III квартал (руб.)

Авансовый платеж по транспортному налогу за III квартал (руб.)

Плата "Платону", уплаченная за IV квартал (руб.)

21 000

Транспортный налог, исчисленный за год (руб.)

14 000

10 500

За III квартал:

  • по первому грузовику — плата в систему "Платон" больше исчисленного авансового платежа по транспортному налогу (9000 руб. > 7000 руб.). Поэтому в прочих расходах по итогам 9 месяцев будет учтена плата в систему "Платон" в сумме 2000 руб. (9000 руб. — 7000 руб.);
  • по второму грузовику — плата в систему "Платон" меньше исчисленного авансового платежа по транспортному налогу (4000 руб. < 5250 руб.). Поэтому она в расходах не учитывается. Авансовый платеж по транспортному налогу в расходах учесть нельзя;
  • по третьему грузовику — исчисленный авансовый платеж по транспортному налогу в сумме 4375 руб. будет учтен в прочих расходах.

Сумма транспортного налога к уплате за 2016 г. составит:

  • за первый грузовик — 1000 руб. (14 000 руб. — 9000 руб. — 4000 руб.);
  • за второй грузовик — 0 руб. (10 500 руб. < (4000 руб. + 21 000 руб.));
  • за третий грузовик — 4375 руб.

    Платон и транспортный налог: как уменьшить налог

    (8750 руб. — 4375 руб.).

По итогам 2016 г. организация признает в прочих расходах:

  • по первому грузовику — транспортный налог в сумме 1000 руб. Поэтому плата "Платону" за этот грузовик, включенная в расходы по итогам 9 месяцев 2016 г., в годовой декларации по налогу на прибыль не отражается;
  • по второму грузовику — плату в систему "Платон" в сумме 14 500 руб. (21 000 руб. + 4000 руб. — 10 500 руб.);
  • по третьему грузовику — транспортный налог в сумме 8750 руб.

Бухгалтерский учет

Проводки по учету платежей в систему "Платон" будут такие:

Проводка

Операция

На дату перечисления денег в систему "Платон"

Д 76 — К 51

Перечислены деньги в систему "Платон"

На последнее число месяца

Д 20 (23, 25, 26, 29, 44) — К 76

В расходах отражена плата, начисленная по грузовикам в системе "Платон"

Авансовые платежи по транспортному налогу за грузовики, за которые вносится плата в систему "Платон", в бухучете не отражайте, так как вы их платить не должны. Проводку по начислению транспортного налога по итогам года делаете только на сумму налога к уплате:

Проводка

Операция

Д 20 (23, 25, 26, 29, 44) — К 68

Начислен транспортный налог за грузовик (в части, превышающей сумму платежей, начисленных в системе "Платон" за этот грузовик за год)