Транспортный налог на трактор

Содержание


Дата размещения:12/08/2013

Спецтехника — что это такое и где она применяется!

Каждый человек  в своей жизни не один раз встречается со спецтехникой  – продажа, обмен и аренда спецтехники, но не каждый человек знает какие разновидности спецтехники бывают. Сегодня спецтехника применяется в строительстве многоэтажных домов, при прокладке дорог и трасс, в сельском и коммунальных хозяйствах,  но и не сомненно широко используется транспортными компаниями для перевозки грузов и пассажиров.

Что такое спецтехника?

Для начала небольшое определение. К разделу спецтехника относят технику специального назначения.

Группы спецтехники:

Автомобильная спецтехника-  грузовые автомобили и полуприцепы для перевозки грузов (ломовозы, лесовозы, бензовозы, автоцистерны и тому подобное). Многие современные автомобили имеют дополнительные механизмы для погрузки-выгрузки, перемешивания, сдавливания, поднятия и т.д.

Service Temporarily Unavailable

Например автобетоновоз оснащён бочкой которая постоянно перемешивает бетон не давая ему застыть, делает это даже на ходу. Лесовоз, оснащён краном манипулятором для погрузки и выгрузки брёвен. Также сейчас транспортные компании имеют большое колличество полуприцепов, которые прицепляются к основной кабине для транспортировки  различных грузов в том числе бытовые товары общего применения.

Подъемная спецтехника —  автовышки, гидролифты, гидроборта, гидроманипуляторы, краны-манипуляторы и погрузчики различных типов. Такая спецтехника предназначена для транспортировки грузов её основное применение в это погрузочные работы. Основное применение этой техники  для транспортировки небольших стройматериалов по территории строительной площадки,  а также данный вид техники нашёл своё широкое применение в логистических и транспортных компаниях, а также на складских территориях крупных компаний.

Строительная спецтехника — экскаваторы, самосвалы и т.д. очень широкий спектр специальной техники применяемый в строительстве и спецтехника для сноса зданий. Сюда относится – погрузчики, экскаваторы, бетонная техника, самосвалы и такое дополнительное оборудование, как гидромолоты. Также при к строительной технике можно отнести краны манипуляторы, которые в последние время активно применяют на строительных плошадках одноэтажного строительства.

Коммунальная спецтехника —  основное направление и назанчение этой спецтехники уборка улиц от мусора, снега. Сегодня муниципальные организации или управляющие компании активно используют разную технику, например: каналопромывочные, илососные, подметально-уборочные, пескоразбрасывающие, поливомоечные машины.

Дорожная спецтехника — грейдеры, виброкатки, бетоноукладчики, ресайклеры, дорожные фрезы, асфальтоукладчики, асфальтовые катки для укладки асфальтного полотна. Спектр дорожной спецтехники велик и с каждым годом появляются новые машины и дополнительное оборудование которое облегчает жизнь строителям.

Сельскохозяйственная спецтехника

Здесь тоже применяются свои специализированные машины в виде: комбайнов, тракторов и т.д. В последние годы спецтехнику для сельскохозяйственных нужд делают универсальной, и выпускается много дополнительного оборудования которое можно устанавливать на подвижную основу для выполнения разного рада задач, таких как посев зерна и крупных саженцев, полив и орошение полей, вскапывание и прореживание земли и т.д.

Как мы видим вся существующая спецтехника разная. Каждая создана для  применения на отдельных видах работ. Ведь не было этой техники человеку пришлось бы всё делать своими руками, на что уходило много сил и времени.

Мы предлагаем взять в аренду спецтехнику с водителем, осной упор нашей компании сделан на строительство и транспортные перевозки. В нашем автопарке порядка 50 едениц спецтехники, самосвалы, бульдозеры, грейдеры, виброкатки, экскаваторы,  а также много автомобилей для транспортировки различных видов груза.

Позвоните Нам и мы подберём спецтехнику для Ваших нужд!

Расчет транспортного налога по спецтехнике

Управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК приходится использовать в своей деятельности различные машины и механизмы, которые помогают в уборке придомовых территорий, в вывозе твердых бытовых отходов, а также в других видах деятельности. От обычных транспортных средств спецтехнику отличают не только предназначение и эксплуатация, но и нюансы налогообложения, о которых мы поговорим в данной статье.

Какая бывает спецтехника?

В настоящий момент нет четкого разделения специальной техники, в нормативных документах она выделяется по предназначению <1>. Однако понятие "специальная техника (специальные автомобили)" все же есть. Это транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях) и оснащенные специальным оборудованием. К специальным автомобилям относятся автокраны, автобетоносмесители, автомобили с компрессорными установками и т.д. (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО <2>). Но есть и другая категория техники.

<1> См., например, Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р).
<2> Утверждены НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД России 18.10.2004, НПСО "ОТЭК" 20.10.2004.

Специализированные автомобили предназначены для перевозки определенных видов грузов и оборудованы для этого специальным кузовом и (или) приспособлениями (например, грузовой автомобиль для перевозки бетона, строительных смесей и растворов, плитовозы, панелевозы, мусоровозы) (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО).

В другом документе — Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств <3> — дано более обширное понятие, включающее эти две категории. Специальным считается транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.). И все же более практичным и понятным является разделение автомобилей на специальные и специализированные. Мы выделили эти категории неспроста: такая градация спецтехники имеет значение для целей обложения транспортным налогом.

<3> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.

Как облагается специализированная и специальная техника?

Спецтехника, используемая управляющими организациями, может быть отнесена как к грузовым автомобилям, на платформе которых устанавливаются спецагрегаты и механизмы, так и к другим самоходным транспортным средствам. Ставки налога по этим двум категориям транспортных средств значительно различаются, поэтому неспроста экскаваторы, гидроманипуляторы, мусоровозы, фургоны и т.д. становятся предметом жарких споров. Налоговики придерживаются мнения, что эти виды транспортных средств относятся к грузовым автомобилям. Такой подход, безусловно, не на пользу налогоплательщику, у которого налоговые обязательства по категории "грузовые автомобили" выше, чем по категории "другие самоходные транспортные средства" (п. 1 ст. 361 НК РФ). Однако, прежде чем отстаивать применение той или иной ставки, нужно разобраться, где зарегистрирована техника управляющей компании (ТСЖ, ЖСК).

Специализированные автомобили, в частности транспортные средства, работающие на вывозе мусора и зарегистрированные в органах ГИБДД, как правило, в целях налогообложения считаются грузовыми, в то время как спецтехника, работающая на расчистке территории и поставленная на учет в органах гостехнадзора, может относиться к категории "другие самоходные транспортные средства". Базовые ставки для поименованных категорий ТС различаются, и, чем больше мощность двигателя техники, тем существеннее разница. Таким образом, владельцам спецтехники и налоговикам есть за что побороться, но, к сожалению, такой "налоговый поединок" не всегда заканчивается в пользу налогоплательщика.

В Постановлении ФАС ВВО от 29.01.2010 по делу N А82-14601/2008-99 сказано, что налоговое законодательство не содержит критериев, в соответствии с которыми спецтехника, смонтированная на шасси автомобиля, относится к категории "грузовые автомобили". Если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, оно в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством". Данное решение Определением ВАС РФ от 25.03.2010 N ВАС-2819/10 оставлено без изменения.

Расхожим мнением является то, что одним из оснований для отнесения транспортного средства к той или иной категории в целях налогообложения является тип транспортного средства и его назначение, указанные в ПТС. Однако это заблуждение: если специальное оборудование установлено на шасси грузовых автомобилей, не относящихся к числу самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, такая техника в целях налогообложения относится к категории грузовых автомобилей (Постановление ФАС УО от 20.05.2010 N Ф09-3745/10-С3).

Рассмотренные решения преимущественно касаются так называемых специализированных автомобилей. Однако в парке управляющих компаний (ТСЖ и ЖСК) есть специальная техника, в отношении которой применяется единая ставка, как для категории "другие самоходные транспортные средства", — это кран гусеничный, трактор, бульдозер (Постановления ФАС ВСО от 08.07.2010 по делу N А33-14901/2009, ФАС ДВО от 22.01.2010 N Ф03-8405/2009, ФАС ЗСО от 29.03.2010 по делу N А27-11880/2009). Напоминаем, главным аргументом в пользу уплаты налога с такой спецтехники по ставке для категории "другие самоходные транспортные средства", а не для категории "грузовые авто" является регистрация в органах гостехнадзора, а не в органах ГИБДД.

Можно ли не платить налог?

На этот вопрос можно дать положительный ответ, если транспортное средство не зарегистрировано (например, если оно используется исключительно в производственных или хозяйственно-бытовых целях, а не для перевозки грузов и людей. Это могут быть передвижные станции, трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, погрузчики, автонасосы, автокомпрессоры на шасси). Под это основание можно подвести много техники управляющей компании (ТСЖ, ЖСК), ведь не вся техника предназначена для перевозки грузов. Например, в Постановлении ФАС МО от 11.06.2009 N КА-А40/4753-09 организации удалось отстоять перед налоговиками неуплату налога с транспортных средств, которые передвигаются по территории предприятия и служат для обеспечения его бесперебойной работы, при этом они не поставлены на учет. Как оказалось, транспортные средства ранее были зарегистрированы, но впоследствии из-за физического износа были сняты с учета, что подтверждается справками (актами) выбраковки.

К сведению. Если автомобиль списан или утилизирован, но по каким-то причинам не снят с учета, он не является объектом налогообложения (Постановления ФАС ВВО от 27.05.2010 по делу N А38-2593/2009, ФАС ПО от 28.01.2010 по делу N А65-11865/2009). Транспортные средства с момента их списания по причине полного износа перестают соответствовать критериям транспортного средства по своим физическим характеристикам и не могут использоваться в деятельности, то есть перестают отвечать критериям объекта "транспортного" обложения (Постановление ФАС МО от 26.05.2010 N КА-А40/4965-10).

Однако вряд ли управляющая организация (ТСЖ или ЖСК) будет использовать списанную или отслужившую свой срок технику. К тому же освобождение от налогообложения по хозяйственно-бытовым и производственным целям чревато высокими налоговыми рисками. Маршруты спецавтомобилей, использующихся при вывозе бытовых отходов при расчистке придомовых территорий, в той или иной степени захватывают проезжую часть (дороги), а к участию в дорожном движении допускаются только те транспортные средства, которые прошли регистрацию. Даже если уборочная техника не предназначена для движения по автомобильным дорогам общего пользования, то не факт, что она не появляется на этих дорогах или не использует иные пути следования транспортных средств общего назначения. В связи с этим спецтехника тоже должна быть зарегистрирована, поскольку эксплуатация без свидетельства о регистрации в соответствующих органах не допускается, так как создает угрозу безопасности дорожного движения. Итак, если управляющая компания не хочет рисковать, она должна зарегистрировать свою специальную и специализированную технику либо в органах ГИБДД, либо в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин. В обоих случаях зарегистрированная техника организации признается объектом "транспортного" налогообложения (Письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-04/13).

Нестандартная ситуация

В организации имеются самоходные машины на гусеничном ходу (экскаваторы), работающие на электроэнергии, передаваемой от подстанций к самоходной технике по кабелям высокого напряжения, то есть двигатель внутреннего сгорания топлива отсутствует. Техника зарегистрирована в органах Ростехнадзора, что подтверждают полученные на самоходную технику паспорта. Должна ли организация исчислять и уплачивать транспортный налог с этой техники? В Письме Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-04/13 дается утвердительный ответ на поставленный вопрос. Логика проста: согласно ст. 358 НК РФ транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке. Эту норму чиновники применяют независимо от того, на каком двигателе работают самоходные машины. Если в данном случае в движение экскаватор приводит электродвигатель, в его технической документации должна быть указана мощность в метрических единицах — в киловаттах (кВт). Коэффициент перевода мощности двигателя в лошадиные силы равен 1,35962. Например, если экскаватор, работающий на электроэнергии, имеет мощность двигателя в метрических единицах 37,5 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 50,99 л. с. (37,5 кВт x 1,35962). Подобный порядок перевода прописан в п. 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" НК РФ <4>.

<4> Утверждены Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.

Расчет транспортного налога

Порядок исчисления, прописанный в ст. 362 НК РФ, обязывает организации рассчитывать налог по каждому транспортному средству путем умножения налоговой базы (исходя из количества лошадиных сил) на налоговую ставку (фиксированная сумма в рублях с каждой лошадиной силы). Уплата исчисленного налога производится по итогам года. Если в регионе введены отчетные периоды, налогоплательщик перечисляет в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу. Каждый авансовый платеж равен 1/4 от произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). В отличие от других налогов (например, налога на прибыль) авансы по транспортному налогу рассчитывают без нарастающего итога, а по итогам года сумма платежа равна разнице между налогом, рассчитанным за год, и суммой уплаченных в течение года авансовых платежей.

Пример 1. На балансе управляющей организации числятся:

  • экскаватор-бульдозер одноковшовый (ЭО-2621) для механизации землеройных и планировочных работ с двигателем мощностью 78 л. с.;
  • две машины подметально-уборочные (КО-318 на шасси КамАЗ-45253) с двигателем мощностью 240 л. с.;
  • два грузовых авто по вывозу мусора (МКА-22 на шасси КамАЗ-65115) с двигателем мощностью 260 л. с.

Ставки налога, определенные законом субъекта РФ, соответствуют базовым ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ, в 2010 г. Спецтехника управляющей компании (экскаваторы) зарегистрирована в органах гостехнадзора, а грузовые автомобили (подметально-уборочные и мусоровозы) — в органах ГИБДД.

Вход на сайт

Законом субъекта РФ для организаций установлены отчетные периоды по транспортному налогу.

В отношении подметально-уборочных машин и мусоровозов, зарегистрированных в ГИБДД, компания применяет ставки, установленные для категории "грузовые автомобили", — 13 и 17 руб. за 1 л. с. (до и после 250 л. с.). С поставленной на учет в органах гостехнадзора спецтехники (экскаваторы) налог уплачивается по ставке 5 руб. за 1 л. с.

Рассчитаем авансовые платежи и сумму налога за 2010 г.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет за каждый отчетный период, составит:

  • по одному экскаватору — 98 руб. (1/4 x 1 x 78 л. с. x 5 руб.);
  • по двум подметально-уборочным машинам — 1560 руб. (1/4 x 2 x 240 л. с. x 13 руб.);
  • по двум мусоровозам — 2210 руб. (1/4 x 2 x 260 л. с. x 17 руб.).

Размер авансового платежа за I, II, III кварталы составит 3868 руб. (98 + 1560 + 2210).

Сумма транспортного налога, исчисленная за 2010 г., равна:

  • по одному экскаватору — 390 руб. (78 л. с. x 5 руб.);
  • по двум подметально-уборочным машинам — 6240 руб. (2 x 240 л. с. x 13 руб.);
  • по двум мусоровозам — 8840 руб. (2 x 260 л. с. x 17 руб.).

В итоге за год сумма налога по всем транспортным средствам составит 15 470 руб. (390 + 6240 + 8840), а сумма доплаты за IV квартал — 3866 руб. (15 470 руб. — 3868 руб. x 3).

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение отчетного периода, сумму аванса и налог по итогам года нужно рассчитывать с учетом поправочного коэффициента. Он равен отношению числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к числу календарных месяцев в отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). Коэффициент рассчитывается с точностью до сотых долей (пп. 9 п. 17 разд. 4 Порядка заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу <5>, Постановление ФАС МО от 11.06.2009 N КА-А40/4753-09).

<5> Утвержден Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н.

Напоминаем, месяцы регистрации транспортного средства и снятия его с учета считают за полные, а обязанность по уплате транспортного налога у организации прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета (Письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-05-05-04/06).

Пример 2. Дополним условия предыдущего примера. Один из мусоровозов зарегистрирован в марте 2010 г., а снят с регистрации и продан в ноябре 2010 г.

Коэффициент, учитывающий срок регистрации автомобиля по каждому отчетному периоду и за год, составит:

  • 0,33 (1/3) — за I квартал (без учета января и февраля);
  • 1 (3/3) — за II и III кварталы (с учетом всех месяцев);
  • 0,75 (9/12) — за налоговый период (без учета января, февраля и декабря).

Сумма авансового платежа по автомобилю по вывозу мусора будет равна:

  • 365 руб. (1/4 x 0,33 x 260 л. с. x 17 руб.) — за I квартал;
  • 1105 руб. (1/4 x 260 л. с. x 17 руб.) — за II и III кварталы.

Сумма налога — 3315 руб. (0,75 x 260 л. с. x 17 руб.).

За IV квартал организации нужно доплатить 740 руб. (3315 — 365 — 1105 — 1105).

По остальной технике управляющей компании авансовые платежи и налог не изменятся.

К сведению. Практика показывает, что налоговые органы могут проверить исчисление налога организациями на основании сведений, предоставляемых органами ГИБДД. Если имеются расхождения между ними и данными, содержащимися в технической документации на автомобиль, принимаются сведения о мощности, содержащиеся в документации (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.09.2010 N 33-13181).

Федеральный закон N 229-ФЗ <6> упразднил обязанность по представлению налогового расчета по авансовым платежам, хотя обязанность по уплате авансовых платежей с организаций не снята. В действующей форме декларации по транспортному налогу <7> не предусмотрено отражение уплаченных авансовых платежей по отчетным периодам, в связи с этим в годовой отчетности указывается только общая сумма налога (строки 030 и 050 разд. 1 декларации). ФНС прорабатывает изменения в формах деклараций по транспортному налогу, позволяющие учитывать суммы авансовых платежей, исчисленных по отчетным периодам (Письмо ФНС России от 07.07.2010 N ПА-37-11/6153@).

<6> Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".
<7> Утверждена Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н.

В завершение — о законодательной инициативе

В конце ноября 2010 г. принят Федеральный закон N 307-ФЗ <8>, уменьшающий ставки по транспортному налогу в два раза до первоначального уровня 2009 г. По грузовым автомобилям ставки снижаются до 2,5 руб. (до 100 л. с.), 4 руб. (от 100 до 150 л. с.), 5 руб. (от 150 до 200 л. с.), 6,5 руб. (от 200 до 250 л. с.) и 8,5 руб. (свыше 250 л. с.). Для других самоходных средств ставка снижается до 2,5 руб. (вне зависимости от мощности двигателя самоходных ТС). Поправки вступают в силу с начала нового налогового периода — с 1 января 2011 г. Однако одновременно вступают в силу поправки Федерального закона N 306-ФЗ <9>, направленные в том числе на увеличение налогового бремени нефтегазового сектора экономики. Очевидно, это тоже затронет бюджет владельцев спецтехники, которым не обойтись без ГСМ. Увеличится или уменьшится нагрузка на управляющие компании (ТСЖ и ЖСК), имеющие в своем арсенале специальные и специализированные автомобили, сразу сказать нельзя. Сделать какие-то выводы на этот счет можно будет по итогам 2011 г., сопоставив расходы на топливо и уплату транспортного налога.

<8> Федеральный закон от 27.11.2010 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
<9> Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации".

* * *

При исчислении транспортного налога бухгалтеру управляющей компании (ТСЖ, ЖСК) следует правильно определить категорию спецтехники и соответствующую ставку налога, принимая во внимание не только данные, указанные в ПТС, но и то, где зарегистрирована техника (в органах ГИБДД или гостехнадзора), что в большей степени определяет порядок ее налогообложения.

С.В.Булаев

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

На балансе автопогрузчик: надо ли уплачивать транспортный налог?

Использование электрических, бензиновых, дизельных погрузчиков в предпринимательской деятельности торговой организации — дело привычное. А надо ли уплачивать транспортный налог в отношении названных транспортных средств?

Изучать этот вопрос начнем с норм Налогового кодекса: согласно ст. 357 плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Виды погрузчиков

Исключение — организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских (Паралимпийских) игр и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

В п. 1 ст. 358 НК РФ перечислены транспортные средства — объекты налогообложения. К ним относятся:

  • автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • самолеты, вертолеты;
  • теплоходы, яхты, парусные суда, катера;
  • снегоходы, мотосани;
  • моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Ниже (в п. 2) приведены ТС, которые объектом обложения транспортным налогом не являются, это:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений и др.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Как видим, среди исключений авто- и электропогрузчики не поименованы. Следовательно, нам необходимо выяснить:

  • должны ли указанные транспортные средства быть зарегистрированы их собственником в законодательно установленном порядке;
  • что собственно это за порядок;
  • какие органы отвечают за проведение регистрации ТС.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее — Постановление N 938). В соответствии с п. 2 названного Постановления регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ — тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иные организации, имеющие воинские формирования, — транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

В п. 1 Постановления N 938 поясняется, что регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

Итак, мы выяснили, что, если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования, но при этом его технические характеристики превышают установленный минимум (имеет объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальную мощность электродвигателя более 4 кВт), оно должно быть зарегистрировано в органах Гостехнадзора. Причем сделать это нужно в течение 5 суток после приобретения такого ТС (таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных) (п. 3 Постановления N 938). Правила государственной регистрации интересующих нас ТС утверждены Минсельхозпродом 16.01.1995.

К сведению. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи (п. 3 Постановления N 938).

Из сказанного выше делаем вывод, что владельцы автопогрузчиков регистрируют их в органах Гостехнадзора, причем регистрация является обязанностью, а не правом организации. Соответственно, зарегистрированные в установленном порядке погрузчики, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом. Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-04/09, от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35, УМНС по г. Москве от 07.06.2004 N 23-10/3/37665.

Кстати, ст. 19.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (в случае, если такая регистрация обязательна), в частности для должностных лиц размер штрафа составляет от 100 до 300 руб., для юридических лиц — от 1000 до 3000 руб.

Но, как показывает практика, владельцы погрузчиков не всегда добросовестно выполняют обязанность по регистрации названных ТС и, соответственно, уклоняются от уплаты транспортного налога, аргументируя это тем, что погрузчики не эксплуатируются за пределами предприятия.

Рассмотрим судебные решения по данному вопросу.

Например, Постановление ФАС МО от 16.04.2009 N КА-А40/2929-09. В ходе проведения контрольных мероприятий налоговой инспекцией было установлено, что в период с января 2002 по июнь 2006 г. организацией были приобретены погрузчики, однако до октября 2006 г. они не были зарегистрированы в установленном порядке и транспортный налог по ним не уплачивался. Суд пришел к следующим выводам:

  • обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения;
  • ст. 358 НК РФ не предусматривает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога.

Вердикт: в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации общество необоснованно получило налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога.

К аналогичному выводу пришел Арбитражный суд г. Москвы (Решение от 21.08.2009 N А40-12160/08-114-50): поскольку транспортные средства подлежали регистрации в Гостехнадзоре, они признаются объектом налогообложения транспортным налогом.

Справедливости ради отметим, что есть примеры и противоположных судебных решений (см., например, Постановление ФАС ВВО от 15.01.2007 N А39-5076/2005-380/11). Общество не включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу 57 единиц транспортных средств (автогрейдер, грейдер, скрепер, трактор, асфальтоукладчик, каток, мотокаток, виброкаток, каток дорожный, бульдозер, погрузчик, экскаватор). Основанием для доначисления налога послужили сведения (справка), представленные Гостехнадзором. Однако, исследовав названную справку, суд установил, что в представленном перечне ТС, зарегистрированных за налогоплательщиком, не были указаны государственные регистрационные знаки ТС, в связи с чем идентифицировать их не представлялось возможным. По мнению судей, документом, подтверждающим регистрацию транспортного средства органами Гостехнадзора, является свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак. При таких обстоятельствах суд посчитал, что общество включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу все транспортные средства, прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке. По сути, позиция суда: нет регистрации — нет налога.

* * *

Независимо от того, эксплуатируется погрузчик на открытых площадках либо только внутри здания (склада, магазина), он все равно является транспортным средством и, следовательно, должен быть зарегистрирован в установленном порядке в органах Гостехнадзора. Соответственно, в силу норм налогового законодательства транспортное средство, зарегистрированное в законодательно установленном порядке, является объектом обложения транспортным налогом (напомним, что не подлежат обязательной госрегистрации ТС с объемом двигателя до 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт включительно). В ситуации, когда транспортные средства подлежат регистрации, но не были зарегистрированы их собственниками, арбитражная практика неоднозначна. Однако с большой долей вероятности можно говорить о том, что в таком случае споров с налоговиками не избежать.

С.В.Манохова

Редактор журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Неоднозначность формулировки — частая проблема нашего законодательства. И все бы ничего, если бы речь не шла о таком ответственном деле, как уплата налогов. Стоит не правильно прочитать одну статью НК РФ и не успеешь глазом моргнуть, как тебе уже пишут уклонение от уплаты налогов. Или вот к примеру транспортный налог.

Если у тебя на балансе автомобиль, автобус или грузовик — и думать нечего, подаешь декларацию и все.

Классификация и принцип работы фронтальных погрузчиков

А вот если что поинтереснее, например, экскаватор, транспортный налог уже не понятно как начислять. Куда его отнести к грузовикам или другим самоходным ТС?

Законодательство мы, кончено, изменить не в силах. Но пролить свет на "загадку" экскаватора — вполне. Слушайте и запоминайте…

Что такое экскаватор и кому он "нужен"

Чтобы понять как начислить транспортный налог на экскаватор, нужно очень четко понимать что это такое и к какому типу транспортных средств его можно отнести.

Экскаватор — это землеройная машина, оборудованная ковшом и используемая в строительных и сельскохозяйственных целях. Согласно Общероссийкому классификатору основных фондов экскаваторы относятся к разделу №14 2924020 "Самоходные машины и оборудование прочие".

Экскаваторы, в том числе колесные, не предназначены для использования на дорогах общего назначения и подлежат обязательной регистрации в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ или, проще говоря, в Ростехнадзоре (на базе постановления Правительства РФ №938 от 12.08.94г.). Обратите внимание: органы ГИБДД при этом не имеют к регистрации экскаваторов никакого отношения.

Для чего нам нужна информация о том, где регистрируются экскаваторы? Дело в том, что именно орган, поставивший самоходную машину на учет, в дальнейшем будет отвечать за подачу сведений в ФНС для контроля за уплатой налогов.

Ну, а что делать, если вы еще не регистрировали на себя или на свою фирму экскаватор? Существуют ли законные способы не ставить ТС на учет и вовсе не платить транспортный налог?

Даже если вы не планируете использовать экскаватор-погрузчик и ездить он у вас по дорогам не будет, вы все равно обязаны поставить его на учет. В противном случае ваши действия могут быть классифицированы, как уклонение от уплаты налогов.

Согласно Приказа Минсельхозпрода РФ №785 от 27.01.96 г. самоходные машины должны быть зарегистрированы в течение действия транзитных номерных знаков или в течение 5 дней с момента прохождения таможни, снятия с учета или другого события, в результате которого собственник самоходной машины меняется.

Судебная практика в отношении незарегистрированных ТС сурова. Так согласно Постановлению ФАС Московского округа №КА-А40/5199-08-2 от 20.08.08 г. "отсутствие регистрации ТС не освобождает заявителя от уплаты транспортного налога". Единственное исключение может быть сделано для предприятий изготовителей экскаваторов и организация, продающих данные ТС по лицензии.

Экскаватор как объект налогообложения

Мы выяснили, что за регистрацию экскаваторов отвечает Ростехнадзор. Но что это значит для исчисления и уплаты транспортного налога? К какой группе нужно относить экскаваторы: к грузовым автомобилям или к другим самоходным ТС?

В разрешении данного вопроса вам поможет Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ №03-06-04-04/21 от 31.05.06 г. В соответствии с ним, ТС, на которые получены ПСМ в Ростехнадзоре, применяются налоговые ставки, определенные для категории "другие самоходные ТС". Следовательно, и экскаваторы, зарегистрированные в Ростехнадзоре, как объект транспортного налога будут облагаться сбором по ставке, определенной для "других самоходных ТС".

Транспортный налог в регионах

Согласно ст. 361 НК РФ базовая ставка для данной категории устанавливается в размере 2,5 руб. с одной л.с. Однако Налоговым кодексом закреплено право регионов увеличивать базовую ставку в пределах 10 раз.

Как своим правом распорядились субъекты сейчас расскажем.

  • В Москве за каждую лошадиную силу экскаватора придется заплатить 25 руб. (закон МСК №33 от 09.07.08 г.). При этом организации обязаны заплатить налог в бюджет в полной сумме (с 2015 года отменены авансовые платежи) до 5 февраля года, следующего за отчетным.
  • Такая же ставка (25 руб./л.с.) установлена в Санкт-Петербурге (закон № 487-53 от 04.11.02 г.), Московской (закон №129/2002-ОЗ от 16.11.02г.), Ленинградской (закон №51-ОЗ от 22.11.02г.) и Нижегородской областях (закон области №71-З от 28.11.02 г.).
  • В Красноярском крае — за каждую л.с. мощности экскаватора начислят 11,5 руб. налога. В Саратове — лошадиная сила стоит 21 руб. В Свердловске — 16 руб., в Омске — 12 руб., в Башкортостане — 20 руб.
  • Самая же низкий тариф по налогу на транспортные средства — в третьем по счету городе федерального значения — Севастополе. Напомним, в текущем 2015 году налогоплательщики-крымчане впервые будут платить транспортный налог. Ставка для экскаваторов здесь — 5руб./л.с. (закон города №75-ЗС от 14.11.14 г.). Кстати, эта рекордно низкая ставка едина и для всей республики Крым (закон №8-ЗРК/2014 от 19.11.14 г.).

Обратите внимание: в некоторых регионах организации обладают льготами по уплате транспортного налога. Например, в Санкт-Петербурге от уплаты налога на экскаваторы и другие транспортные средства на 5 лет освобождаются организации, зарегистрированные специальной экономической зоне.

Если предприятие-налогоплательщик обладает правом льготной уплаты налога, ему необходимо подать документы, подтверждающие это право, в установленный законом срок (как правило, это необходимо сделать до конца налогового периода). Не успевшие подать документы не смогут воспользоваться льготой до следующего налогового периода.

Льгота предоставляется на срок не превышающий срока действия правоустанавливающих документов, в том числе бессрочно.

Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-06-04/2135 от 19.01.2017

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса установлено, что не являются объектами налогообложения по транспортному налогу тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Исходя из данной нормы Кодекса следует, что основными критериями непризнания объектом налогообложения вышеназванных транспортных средств являются соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, определенному статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и использование каждого транспортного средства, зарегистрированного на сельскохозяйственного товаропроизводителя, по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу.

На балансе автопогрузчик: надо ли уплачивать транспортный налог?

Следовательно, при соблюдении вышеназванных условий транспортные средства, перечисленные в подпункте 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса, не признаются объектом налогообложения по транспортному налогу.

При этом согласно статье 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ

Комментарий эксперта

Транспортный налог на комбайны и тракторы не платят