Транзитная поставка

Транзитная торговля: особенности учета и налогообложения

Транзитная торговля — это способ продажи, при котором торговая организация поставляет товар покупателю не со своего склада, а непосредственно от поставщика либо от производителя товара. В данном случае товары на склад торговой организации фактически не поступают.

Такие операции осуществляются в сфере оптовой торговли, где в роли промежуточного звена между первоначальным поставщиком и конечным покупателем выступают оптовые торговые либо торгово-закупочные организации.

Транзитную поставку нельзя определять как одну сложную сделку, в которой участвуют несколько лиц. С юридической точки зрения это две независимые сделки. Поэтому при осуществлении транзитной торговли оптовая организация заключает два договора поставки: один — с поставщиком, у которого она приобретает товар, а другой-с покупателем, которому она товар поставляет.

Особенность таких договоров состоит в следующем. По первому договору торговая организация перечисляет денежные средства своему поставщику за товары. Несмотря на то что грузополучателем по договору является конечный покупатель и товар фактически не поступает на склад торговой организации, она по договору с поставщиком все равно приобретает право собственности на товар. По второму договору торговая организация получает денежные средства от покупателя за поставленные товары. Грузоотправителем является не торговая организация, а поставщик товара по первому договору.

В соответствии с п. 3 ст. 308 ГК РФ стороной обязательства является та организация, на которую оно возложено договором. И, несмотря на то что товар покупателю фактически поставляет (отгружает) первоначальный поставщик, в действительности это обязанность торговой организации. Поэтому все претензии покупатель может предъявлять только ей. Точно так же за нарушение условий оплаты товара ответственность перед поставщиком в любом случае будет нести торговая организация как сторона в договоре с поставщиком.

Транзитные поставки не являются посредническими операциями, поскольку в договорах поставки каждая из сторон действует от своего имени и за свой счет. При этом торговая организация выступает сначала покупателем, а затем продавцом. В отношениях с покупателем она выступает собственником товара.

Налогообложение и бухгалтерский учет транзитной торговли ведется как учет сделок купли-продажи.

Документальное оформление

Бухгалтерский и налоговый учет ведется на основании первичных документов, подтверждающих факт осуществления хозяйственных операций.

Оформление купли-продажи товаров производится товарной накладной по форме ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. На основании этой накладной передающая сторона списывает товар, а получающая приходует.

Поскольку товарная накладная подтверждает переход права собственности, в накладной, выписанной в адрес покупателя, торговая организация должна отразить отправление товара покупателю транзитом. Достигается эта цель путем правильного заполнения реквизитов накладной. Так, в строке "Грузоотправитель" указывается первый поставщик, а в строке "Поставщик" — наименование оптовой торговой организации. В строке "Основание" отражаются реквизиты договора между торговой организацией и покупателем товара, а в строке "Транспортная накладная" — реквизиты соответствующей транспортной накладной.

Все стороны транзитной сделки должны иметь копии транспортных и сопроводительных документов. В зависимости от вида транспорта, которым производится доставка, это будут:

товарно-транспортные накладные — при доставке автомобильным транспортом;

транспортные железнодорожные накладные — при доставке железнодорожным транспортом;

коносамент порта — при морских перевозках;

накладная отправителя и грузовая накладная — при доставке воздушным транспортом.

На транспортных документах должны быть отметки грузоотправителя (поставщика) об отгрузке товара и грузополучателя (покупателя) о получении груза, что служит подтверждением того, что товар фактически получен покупателем. Кроме того, это необходимо для своевременного отражения операций принятия на учет купленного и реализации проданного товара в зависимости от условий перехода права собственности, закрепленных в договорах торговой организации с поставщиком и покупателем товара.

При обычной (нетранзитной) поставке продавец выписывает товарные накладные при отпуске товара со склада, а покупатель получает их вместе с товаром. Транспортные накладные покупатель получает от перевозчика вместе с товаром у себя на складе.

При транзитной торговле, когда торговая организация-покупатель и поставщик в ходе исполнения договора не встречаются, а товар на склад торговой организации не поступает, первичные документы (договоры, накладные, счета-фактуры и др.) пересылают по почте либо курьерской доставкой. Полученные по факсу копии документов не являются первичными. И вот по какой причине.

Гражданское законодательство допускает при заключении договора использование сторонами различных средств связи (п. 2 ст. 434 ГК РФ). То есть договор признается действительным, даже если он получен по факсу или электронной почте.

Первичные документы согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 129-ФЗ) должны быть подписаны уполномоченными лицами. Это является условием их действительности и подлинности. Без подлинных подписей должностных лиц организации-продавца покупатель не вправе принять к учету приобретенные товары, не сможет учесть произведенные расходы и принять к вычету НДС.

Рассмотрим порядок ведения бухгалтерского учета транзитной торговли.

Пример 1. Организация оптовой торговли "ТОРГ" приобретает товар у организации "Поставщик" на условиях самовывоза. Стоимость товара составляет 94 400 руб., в том числе НДС — 14 400 руб. Приобретенный товар реализован организацией "ТОРГ" организации "Покупатель" на условиях доставки до склада покупателя. Продажная стоимость товара с учетом стоимости доставки — 118 000 руб., в том числе НДС — 18 000 руб. Реализация производится транзитом со склада поставщика без завоза на склад организации "ТОРГ". Стоимость услуг транспортной организации — 3540 руб., в том числе НДС — 540 руб. Расчеты с "Поставщиком" произведены на условиях 100%-ной предоплаты. В целях исчисления налога на прибыль доходы и расходы организация "ТОРГ" определяет по методу начисления. Для целей исчисления НДС моментом определения налоговой базы является день отгрузки товара.

В бухгалтерском учете организации "ТОРГ" сделаны следующие записи:

Д-т 60, субсчет "Расчеты с организацией "Поставщик", К-т 51 — 94 400 руб. — произведена оплата товара "Поставщику";

Д-т 60, субсчет "Расчеты с транспортной организацией", К-т 51 — 3540 руб. — произведена оплата услуг транспортной организации;

Д-т 41, К-т 60, субсчет "Расчеты с организацией "Поставщик" — 80 000 руб. — отражен переход права собственности на товар в момент получения товара на складе "Поставщика" в оценке, предусмотренной в договоре;

Д-т 19, К-т 60, субсчет "Расчеты с организацией "Поставщик" — 14 400 руб. — отражена сумма НДС по приобретенному товару;

Д-т 68, К-т 19 — 14 400 руб. — предъявлен к вычету НДС по приобретенному товару;

Д-т 62, К-т 90-1 — 118 000 руб. — признана выручка от продажи товара (на дату передачи товара "Покупателю");

Д-т 90-2, К-т 41 — 80 000 руб. — списана себестоимость товара;

Д-т 90-3, К-т 68 — 18 000 руб. — начислен НДС с реализации товара.

Выручка от оказания услуг доставки в бухгалтерском учете не формируется, так как стоимость доставки включена в продажную стоимость товара.

Д-т 44, К-т 60, субсчет "Расчеты с транспортной организацией" — 3000 руб. — стоимость доставки товара покупателю включена в расходы на продажу;

Д-т 19, К-т 60, субсчет "Расчеты с транспортной организацией" — 540 руб. — выделена сумма НДС по затратам на доставку;

Д-т 68, К-т 19 — 540 руб. — предъявлен к вычету НДС по затратам на доставку товара покупателю;

Д-т 90-2, К-т 44 — 3000 руб. — расходы на доставку списаны на себестоимость продаж;

Д-т 90-9, К-т 99 — 17 000 руб. — отражен финансовый результат (прибыль) от продажи товаров.

Исчисление налога на прибыль Доходы при транзитной торговле

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Доходом для торговой организации по договору поставки является выручка от продажи товаров. При использовании метода начисления датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг) независимо от фактического поступления денежных средств (п. 3 ст. 271 НК РФ), т.е. доход считается полученным в момент перехода права собственности от торговой организации к покупателю.

Право собственности на товар по общему правилу возникает с момента его передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Передачей товара является его вручение. Но торговая организация не может непосредственно передать (вручить) товар покупателю, потому что товар на свой склад она фактически не получает.

Если товар нельзя передать лично (вручить), моментом его передачи в соответствии с п. 1 ст. 224 ГК РФ является сдача товара перевозчику для доставки на склад получателя. Но при транзитной торговле торговая организация не сдает товар перевозчику. Это делает поставщик при отправке товара со своего склада.

В договоре поставки необходимо четко определять момент перехода права собственности на товар от торговой организации к покупателю. Это позволит торговой организации, применяющей метод начисления, правильно определить дату возникновения дохода от реализации товаров.

Так, например, если в условиях договора поставки моментом перехода права собственности установлена передача товара при его доставке на склад покупателя, доход у торговой организации, применяющей метод начисления, появится именно в этот момент. Если в договоре предусмотрено, что доставленный товар поступает покупателю на ответственное хранение, а право собственности переходит к нему (покупателю) только после полной оплаты товара, то доход торговой организации будет считаться полученным после окончательного расчета с покупателем. Но доход от реализации товара у торговой организации может возникнуть еще раньше: сразу после передачи товара перевозчику. Это произойдет, когда по условиям договора с торговой организацией покупатель становится собственником товара в момент его передачи перевозчику на складе поставщика.

Если организация учитывает доходы и расходы по кассовому методу, то моментом возникновения доходов признается день поступления денег на расчетный счет или в кассу организации, дата передачи имущества в счет оплаты товара и иные способы погашения задолженности (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Расходы при транзитной торговле

Сумма полученных доходов уменьшается на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Все расходы, связанные с реализацией, делятся на прямые и косвенные.

Как оформлять документы при транзитной доставке товара

У торговых организаций в соответствии со ст. 320 НК РФ к прямым расходам относятся покупная стоимость товара и расходы по доставке товара до склада получателя, если доставка не включена в цену приобретения товаров. В данной статье речь идет о доставке товара на склад получателя-налогоплательщика, т.е. торговой организации. При обычных операциях все расходы по доставке покупателю приобретенного торговой организацией товара признаются косвенными и полностью принимаются в периоде их возникновения.

Необходимо обратить внимание, что Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в ст. 320 НК РФ внесены изменения, согласно которым организации вправе включать в стоимость приобретения товаров любые расходы, связанные с их приобретением, в частности стоимость доставки. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется организациями в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов. Статью 320 НК РФ в новой редакции предписано применять с 1 января 2005 г. В случае изменения налогового законодательства изменения учетной политики считаются допустимыми и в середине налогового периода (но не ранее чем с момента вступления их в силу). Однако сделать это можно и с нового налогового периода (с 2006 г.).

Поскольку организация производит реализацию товаров транзитом, без их поступления на собственный склад, расходы по оплате услуг транспортной организации и в бухгалтерском, и в налоговом учете могут рассматриваться как расходы, связанные не с приобретением, а с продажей товара. Поэтому, по нашему мнению, при транзитной торговле организация может полностью признать транспортные расходы на доставку товаров от склада первого поставщика до склада покупателя косвенными.

У торговой организации могут возникнуть расходы в виде потерь, связанных с повреждением или полным уничтожением товара во время его доставки от поставщика покупателю. Может ли она признать такие расходы в налоговом учете? Все зависит от условий договора и момента перехода права собственности. Если собственником товара во время доставки является торговая организация, то риск случайной гибели и повреждения товара будет нести она. И если в дороге с товаром что-то произойдет, в целях налогообложения прибыли такие потери будут для торговой организации внереализационными расходами (пп. 5 и 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Т.Панченко

Аудитор

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ ТРАНЗИТОМ

 
    Организации оптовой торговли могут продавать товары "с колес", не завозя их на собственный склад. Такой способ продажи, чаще именуемый транзитным, очень удобен, так как позволяет значительно сократить затраты продавца в случае, когда у него на еще не приобретенный товар уже имеется свой покупатель. Вместе с тем, реализация товаров транзитом имеет свою специфику, влияющую на порядок оформления договорных отношений сторон и первичных документов, а также на отражение этих операций в бухгалтерском и налоговом учете продавца.
 
    Главной особенностью такого способа продажи товаров выступает тот факт, что у организации торговли (далее — транзитный продавец) момент приобретения товара и момент его продажи своему покупателю совпадают во времени.
    В силу того, что при реализации товаров транзитом продавец выступает, по сути, связующим звеном между поставщиком товара и его конечным покупателем, довольно часто транзитную продажу приравнивают к сделке, совершенной в рамках посреднического договора. Однако такое мнение является ошибочным и ведет к неправильному отражению операций в бухгалтерском учете, и соответственно, к неправильному исчислению налогов.
    Напомним, что гражданско-правовые основы посреднических договоров, которые могут использоваться торговыми фирмами с целью продажи своих товаров, урегулированы нормами глав 49 "Поручение", 51 "Комиссия" и 52 "Агентирование" ГК РФ.
    В соответствии с указанными главами ГК РФ, при реализации товаров в рамках посреднического договора (поручения, комиссии или агентского) посредник может выступать либо от своего имени, либо от имени собственника товаров, но действует всегда в его интересах и за его счет.

Транзитная торговля: оформление, учет, налогообложение (Бурсулая Т.)

Право собственности на товар, полученный от собственника товаров (доверителя, комитента или принципала) не переходит к посреднику, а передается третьему лицу (покупателю товаров) в момент совершения сделки, заключенной посредником с третьим лицом. Кроме того, при посреднических договорах обязанным по сделке, совершенной с третьим лицом, становится, в основном, посредник, исключение составляет только договор поручения, или агентский договор, в котором агент выступает от имени принципала.

    Реализация же товаров транзитом, предполагает заключение транзитным продавцом двух совершенно не связанных между собой отдельных договоров купли-продажи: первого — с поставщиком товара, в котором транзитный продавец выступает покупателем, второго — с покупателем товара, где он действует уже как продавец.
 
    Напомним, что договор купли-продажи регулируется нормами главы 30 "Купля-продажа" ГК РФ, сторонами которого, как известно, выступают продавец и покупатель, причем каждый из них действует в своих интересах и за свой счет. Как сказано в пункте 1 статьи 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Правовые основы

Порядок перевозки грузов автомобильным транспортом регулируется:

— главой 40 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ;

— Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ), далее – Устав;

— Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (начало действия – 25.07.2011), далее – Правила.

Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

 

Транспортная накладная – обязательный документ при перевозке грузов перевозчиком

Согласно п. 1 ст. 8 Устава заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, который перевозится на основании договора фрахтования (п. 3 ст. 8 Устава).

Форма транспортной накладной приведена в Приложении № 4 к Правилам. Порядок ее заполнения установлен разделом II Правил.

Товарно-транспортная накладная была обязательной до 25.07.2011 при перевозке грузов транспортной компанией

 

Форма товарно-транспортной накладной (1-Т) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 как унифицированная форма первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте.

Товарно-транспортная накладная представляет собой единый документ: товарную накладную и транспортную накладную, и является первичным документом, подтверждающим отгрузку/получение товаров и расходы на транспортировку товаров (грузоперевозку).

Согласно указаниям по заполнению этой формы она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Таким образом, до 25.07.2011 товарно-транспортная накладная была обязательной к применению в случаях, когда в перевозке груза участвовала транспортная компания (грузоперевозчик). Форма 1-Т составлялась в 4-х экземплярах: для отправителя груза (1 экз.), получателя груза (1 экз.) и грузоперевозчика (2 экз.).

ФНС России в письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 указала:

— если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает;

— утверждение о том, что форма товарно-транспортной накладной № 1-Т является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, противоречит постановлению Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.

Аналогичный вывод был сделан в письме Минфина РФ от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413: если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) либо товарная накладная (форма № ТОРГ-12).

Обратите внимание! Указанные письма контролирующих органов были выпущены еще до 25.07.2011 г. Таким образом, оформление товарно-транспортной накладной до этой даты требовалось только в случаях, когда в процессе отправки и получения грузов участвовали три стороны: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик.

Товарно-транспортная накладная составляется в случаях, предусмотренных договором или внутренними правилами

В настоящее время организация-поставщик может применять форму товарно-транспортной накладной (1-Т), в том числе вместо товарной накладной (ТОРГ-12) или накладной (М-15), в случаях, когда это предусмотрено внутренними правилами документооборота или договором поставки (купли-продажи, перевозки груза, др.).

В любом случае, перечень и порядок предоставления первичных документов организацией-поставщиком следует указывать в договоре на поставку товаров. В случаях, когда формы документов контрагент разрабатывает самостоятельно, рекомендуется привести указанные формы в приложениях к договору.

Оформление транспортной накладной при доставке груза транспортом поставщика

По мнению Минфина РФ (письмо от 22.12.2011 № 03-03-10/123) в случаях, когда грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза.

При этом уазанные отношения не могут быть квалифицированы как договор перевозки груза в смысле ст.785 ГК РФ, поскольку сторонам договора перевозки являются отправитель груза и перевозчик, а предметом договора — деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.

Таким образом, если по условиям договора доставку товаров осуществляет поставщик (отправитель) собственным транспортом, и покупатель оплачивает стоимость перевозки(транспортные расходы) отдельно от стоимости товаров, то для покупателя подтверждением расходов на перевозку являются:

— указание транспортных расходов отдельной строкой в товарной накладной (накладной);

— (или) акт на оказанные услуги по доставке груза;

— (и) транспортная накладная по форме, приведенной в приложении к договору; или экземпляр транспортной накладной по форме, приведенной в приложении № 4 к Правилам; или отрывной талон путевого листа № 4-П; или копия путевого листа; или товарно-транспортная накладная (1-Т).

Если же стоимость доставки груза (транспортные расходы) поставщиком не выделяется, и отдельно покупателем не оплачивается, то предоставление поставщиком каких-либо дополнительных документов, подтверждающих факт перевозки груза, законодательством не требуется.

Для оприходования товаров покупателю необходима только накладная на товар (ТОРГ-12, М-15, др.).

Самовывоз

 

В случае если договор перевозки не заключался, и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство (письмо Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123).

При этом затраты на перевозку груза относятся в издержки обращения (при приобретении товаров для перепродажи), либо в текущие производственные затраты или транспортно-заготовительные расходы (при приобретении сырья и материалов), либо на затраты вспомогательного производства при его наличии (транспортного участка, гаража, управления автомобильным транспортом, др.).

Вопросы читателей

 

Наш поставщик отказывается предоставить товарно-транспортную накладную, ссылаясь на то, что ее давно отменили. Раньше мы требовали транспортную и товарно-транспортную накладные и счет-фактуру. Какие документы нам запрашивать сейчас у поставщиков при получении товара?

 

Если товар доставляется транспортом поставщика, и организация-покупатель отдельно не оплачивает доставку товара, то для принятия к учету поступивших товаров достаточно иметь:

— товарную накладную (ТОРГ-12);

— (или) накладную (М-15);

— (или) универсальный передаточный документ (УПД),

— (или) накладную, форма которой приведена в приложении к договору и которая содержит обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для получения налогового вычета НДС необходимо одновременное соблюдение трех условий (п. 1 ст.

Документооборот при «транзитной» поставке

172 НК РФ):

— товар принят к учету;

— имеется счет-фактура от продавца;

— товар предназначен для использования в операциях, облагаемых НДС.

Если товар доставляется перевозчиком (транспортной компанией, индивидуальным предпринимателем), у организации-покупателя всегда будет один экземпляр транспортной накладной по форме, приведенной в приложении № 4 к Правилам, поскольку пунктом 9 Правил предусмотрено составление транспортной накладной в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Если доставка товаров осуществляется транспортом поставщика, и при этом согласно условиям договора покупатель оплачивает доставку отдельно от цены товара, то покупателю потребуется первичный документ, подтверждающий несение транспортных расходов. Таким документом может быть транспортная накладная, либо товарно-транспортная накладная, либо путевой лист (копия или отрывной талон).

У нас небольшой магазин. Товары для магазина мы закупаем на оптовых базах и доставляем собственным грузовиком. Должны ли мы оформлять транспортные накладные?

 

В данном случае обязанность по оформлению транспортных накладных законодательством не установлена.

При этом согласно п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта (закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) запрещается осуществление перевозок грузов грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.