Требования кредиторов при ликвидации

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) (далее — ликвидатор) коммерческой организации производит расчеты с кредиторами на основе промежуточного ликвидационного баланса. Денежные суммы выплачиваются кредиторам в строгой очередности <*>. Рассмотрим порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации.

Для удовлетворения требований кредиторов ликвидатору нужно:

1. Письменно уведомить кредиторов о ликвидации <*>. Это следует сделать для того, чтобы кредиторы могли заявить свои требования.

2. Рассмотреть все поступившие требования кредиторов и внести их в реестр.

Внимание!
Требования кредиторов первой и второй очередей ликвидатор вносит в реестр требований кредиторов на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого юрлица. Затем ликвидатор сообщает этим кредиторам о факте включения их требований в реестр <*>.

Кредиторов других очередей ликвидатор не обязан уведомлять о результатах рассмотрения их требований. Однако рекомендуется это делать, поскольку неуведомление может быть расценено как уклонение ликвидатора от рассмотрения требования кредитора.

Риски
Кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидируемому юрлицу в случае отказа ликвидатора в удовлетворении его требований либо уклонения от их рассмотрения. Кредитор может сделать это только до утверждения ликвидационного баланса <*>.

Целесообразно уведомлять кредиторов о том, включено ли требование в реестр и в какой сумме. А также указывать причину, по которой ликвидатор отказывается включить требование (например, нет документов, подтверждающих задолженность, есть документы, подтверждающие оплату и т.д.). Это позволит минимизировать риск обращения кредитора в суд с иском о понуждении ликвидируемого юрлица включить требование в реестр <*>.

Решение суда об удовлетворении иска о включении требования в реестр влечет для ликвидатора обязанность включить требование кредитора в реестр, а также дополнительные расходы по возмещению госпошлины <*>.

Срок рассмотрения требований кредиторов законодательством не установлен. При направлении уведомлений о рассмотрении требований кредиторов рекомендуется придерживаться общего срока для рассмотрения обращений — 15 дней <*>.

3. Провести инвентаризацию и составить промежуточный ликвидационный баланс.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор проводит инвентаризацию активов и обязательств ликвидируемого юрлица в установленном законом порядке <*>. После этого составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о <*>:

— составе имущества ликвидируемого юрлица;

— перечне предъявленных кредиторами требований;

— результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юрлица или органом, принявшими решение о его ликвидации <*>.

4. Произвести расчеты с кредиторами.

Ликвидатор рассчитывается с кредиторами в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, представленной в таблице <*>.

Таблица

Очередь Требования Начало проведения расчетов после утверждения промежуточного ликвидационного баланса
1 Вследствие причинения вреда жизни или здоровью. Эти требования удовлетворяются путем капитализации соответствующих повременных платежей для выплаты их потерпевшему <*> Со дня его утверждения <*>
2 По выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда <*>
3 По платежам <*>:

— в бюджет (в частности, по налоговым, таможенным платежам, в том числе по актам обязательных проверок ликвидируемой организации);

— в государственные внебюджетные фонды;

— по обязательствам, обеспеченным залогом. При этом расчеты по обеспеченным залогом обязательствам осуществляются за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества

4 Других кредиторов <*> Не ранее месяца со дня его утверждения <*>
Заявленные после истечения установленного срока для их предъявления После удовлетворения всех требований, поступивших своевременно <*>

Расчеты по требованиям каждой следующей очереди производятся после полного удовлетворения требований предыдущей очереди <*>.

На заметку
Порядок расчетов между юрлицами, ИП не распространяется на расчеты ликвидируемых юрлиц с кредиторами <*>.

Сделки, нарушающие очередность удовлетворения требований кредиторов, могут признаваться ничтожными как противоречащие законодательству <*>. Ликвидатор не вправе совершать сделки и осуществлять расчеты, которые не связаны с ликвидацией <*>.

Подсказка
Ликвидатор не может приступить к расчетам с кредиторами последующих очередей, даже если удовлетворить требования кредиторов предыдущей очереди невозможно, например, по причине отсутствия сведений об их местонахождении или по другой причине <*>. Для того чтобы подобная ситуация не препятствовала завершению ликвидации, рекомендуется погасить задолженность перед такими кредиторами путем внесения денежных средств в депозит нотариуса <*>.

Если к моменту, когда можно начинать рассчитываться с кредиторами, кто-то из них уже ликвидирован (исключен из ЕГР), ликвидатор действует в зависимости от того, перешло ли право (требование) кредитора к другому лицу.

1. В случае, когда у кредитора есть правопреемник, нужно рассчитаться с ним. Это возможно, например, если кредитор ликвидирован в результате реорганизации в форме разделения, присоединения или слияния <*>.

2. Если правопреемника нет, то задолженность можно списать и включить в состав внереализационных доходов, поскольку обязательство прекратилось <*>.

Если денежных средств ликвидируемого юрлица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор в установленном порядке продает имущество этого юрлица с публичных торгов <*>. Другой способ продажи такого имущества недопустим.

В случае, когда юрлицо не может полностью удовлетворить требования кредиторов, дальнейшая процедура его ликвидации может осуществляться только при проведении процедуры банкротства <*>. Ликвидатор должен в течение 1 месяца со дня выявления таких обстоятельств подать в суд заявление о банкротстве <*>.

Имущество ликвидируемого юрлица, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику его имущества (учредителям, участникам) <*>. При этом ликвидатор распределяет имущество между участниками (акционерами) в порядке строгой очередности, установленной в зависимости от формы хозобщества <*>.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Несостоятельность (банкротство) ликвидируемого должника осуществляется путем применения упрощенной процедуры в соответствии с гл. 11, пр. 1 Закона о банкротстве.

Ликвидируемый должник — это должник, находящийся в процессе ликвидации. Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке общего правопреемства к другим лицам.

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной (судебной). Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо его органа, уполномоченного на то учредительными документами. Если при возникновении обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо не принимает решения о ликвидации, то в этом случае такое решение принимается судом, и такая ликвидация будет судебной. Допустимы и иные основания, по которым выносится решение о добровольной ликвидации, например нецелесообразность продолжения деятельности.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда при наличии следующих оснований (ч. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ):

· осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

· осуществление деятельности, запрещенной законом либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

· систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Для применения норм Закона о банкротстве не имеет значения размер задолженности и срок неисполнения обязательств и обязанностей. Конечно, на практике, как правило, эти параметры превышают минимально необходимые для возбуждения конкурсного процесса, но даже если в ходе ликвидации выяснится, что срок неисполненных обязательств менее трех месяцев и для полного удовлетворения всех требований не хватает суммы менее 100 000 рублей, все равно дальнейшая ликвидация должна будет проходить по правилам Закона о банкротстве.

Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства, применяемых помимо ликвидируемого к отсутствующему должнику, должнику, не способному покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, бездеятельному должнику.

В отношении бездеятельного должника должны наличествовать признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника, в частности когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по его банковским счетам.

Как упоминалось выше Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» не предусматривал упрощенных процедур банкротства. Эти нормы появились в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Содержатся они и в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Вместе с тем указанные нормы не конструируют новых процедур банкротства. Они лишь предусматривают особенности применения и порядка осуществления уже установленной и регламентированной процедуры — конкурсного производства, закрепленной в предшествующих главах Законов о несостоятельности 1998 г. и 2002 г.

В связи с этим возникает вопрос о содержании понятия «процедура» и соотношении терминов «процедуры банкротства» (применительно к наблюдению, внешнему управлению, финансовому оздоровлению, конкурсному производству, мировому соглашению) и «упрощенные процедуры банкротства». Но в условиях отсутствия легального определения и дискуссионности данного вопроса его освещение в рамках настоящей статьи нецелесообразно. Поэтому процедуру банкротства мы будем трактовать как совокупность предусмотренных законодательством о несостоятельности юридических и фактических действий, направленных на достижение конкретного определенного законом результата с конечной целью удовлетворения требований кредиторов.

Упрощенная процедура банкротства как установленный законодательством особый сокращенный порядок применения специальных мер к должнику, имеющему признаки банкротства, характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства. Фактически используется только одна процедура банкротства — конкурсное производство. Поскольку упрощенная процедура банкротства реализуется в условиях особой хозяйственной ситуации, складывающейся в отношении должника, то она приводит и к некоторой предопределенности решения суда (т.к. сразу открывается конкурсное производство с последующей ликвидацией должника). Ведь субъект, подпадающий под упрощенную процедуру банкротства, уже фактически не осуществляет деятельность, приносящую прибыль (доход). Поэтому в интересах гражданского оборота как совокупности гражданско-правовых отношений имущественного характера, существующих на определенной территории и возникающих на основании различного рода юридических фактов, как можно скорее от такого субъекта избавиться, что, собственно, и решает законодательство о несостоятельности.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

· в общем порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, если его имущества достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов;

· в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве), если его имущества не достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов.

Следует отметить, что нормы о банкротстве ликвидируемого должника могут быть применены только по отношению к юридическим лицам, и лишь к тем категориям, к которым применимы нормы законодательства о банкротстве. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, не применяются правила ГК РФ о ликвидации юридических лиц. Так, Закон о несостоятельности 1998 г. распространял свое действие на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

Как упоминалось выше, сфера применения Закона о несостоятельности 2002 г. более широка, поскольку действие указанного Закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

По общему же правилу, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы ХI «Особенности банкротства ликвидируемого должника» Закона о несостоятельности 2002 г.

Причины, по которым должник — юридическое лицо ликвидируется, значения не имеют. Они могут быть и не связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения требований всех. Важно другое. Если в процессе ликвидации выясняется, что должник не в состоянии погасить требования кредиторов, то ликвидация должна продолжаться в соответствии с нормами Закона о несостоятельности.

Упрощение процедуры банкротства ликвидируемого должника касается в первую очередь признаков банкротства. В качестве обязательного признака банкротства выступает установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов на фоне уже принятого решения о ликвидации. Это может быть известно как исполнительным органам управления, так и ликвидационной комиссии должника.

При достаточности для удовлетворения требований кредиторов стоимости имущества должника — юридического лица, принявшего решение о ликвидации, его ликвидация по решению арбитражного суда в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности, исключается.

В случае установления в ходе ликвидации юридического лица недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61 ГК РФ) правом на обращение в суд с заявлением о признании юридического лица банкротом обладают только указанные в Законе лица: ликвидационная комиссия, собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредитель (участник) должника или руководитель должника (п. п. 2, 3 ст. 224 Закона о несостоятельности 2002 г.).

При обнаружении того, что стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Если же ликвидационная комиссия не создана, но решение о ликвидации уже принято, то заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

Руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением должника не позднее одного месяца с момента обнаружения недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. Заявление подается тем лицом, которое имеет право подписи на момент направления его в арбитражный суд. Неисполнение этой обязанности влечет субсидиарную ответственность лиц, обязанных его подписывать, по обязательствам, возникшим после истечения указанного срока.

Недостаточность или достаточность имущества должника для полного удовлетворения требований всех кредиторов может быть достоверно установлена при составлении промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения, за исключением ситуации, когда кредиторы предъявляют свои требования позже, после истечения срока для предъявления требований. В этом случае недостаточность будет определяться при предъявлении и признании каждого требования. При наличии достоверной информации об имущественном положении должника вывод о достаточности имущества может быть сделан и ранее составления промежуточного ликвидационного баланса.

Неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд приводит к наступлению в качестве специальной меры субсидиарной ответственности:

· по обязательствам должника, возникшим после истечения срока для направления заявления должника (п. 2 ст. 10 Закона о несостоятельности 2002 г.);

· по неудовлетворенным требованиям кредиторов по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей должника (п. 2 ст. 226 Закона о несостоятельности 2002 г.).

К этой ответственности будут привлекаться лица, на которые законодательством о несостоятельности возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления (п. 1 ст. 9 Закона о несостоятельности 1998 г., п. 2 ст. 10 Закона о несостоятельности 2002 г.). В качестве таковых выступают собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника, председатель и члены ликвидационной комиссии (ликвидатор).

В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ к ликвидационной комиссии полномочия по управлению делами юридического лица переходят с момента ее назначения. Следовательно, с момента назначения ликвидационной комиссии на ее председателя и членов возлагаются обязанности по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом, а до ее назначения — на руководителя должника.

В отличие от Закона о несостоятельности 1998 г. в Законе о несостоятельности 2002 г. в качестве общей санкции за нарушение его норм предусмотрено возмещение убытков. Подобная ответственность возлагается на руководителя должника или учредителя (участника) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, членов органов управления должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора). Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности. Соответственно ее применение будет основано на общих положениях гражданского права.

Ранее существовала возможность дисквалифицировать руководителя должника и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) в случае неисполнения обязанности по обращению в суд (п. 2 ст. 9 Закона о банкротстве 1998 г.). Законом о несостоятельности 2002 г. подобная санкция не предусмотрена.

Для обращения в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника важным условием является наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица. От наличия или отсутствия решения о добровольной ликвидации юридического лица зависит, в частности, возможность рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника по заявлению его кредитора.

В случае если дело о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных Законом для банкротства ликвидируемого должника (п. 3 ст. 225 Закона о несостоятельности 2002 г.).

Если же после принятия заявления о банкротстве ликвидируемого должника суд признал недействительным решение общего собрания о ликвидации организации, то производство по делу о банкротстве ликвидируемого должника должно быть прекращено. Перевод в этом случае конкурсного процесса в обычные рамки недопустим, даже при условии наличия всех признаков, требуемых для инициирования процесса по делу о банкротстве в обычном режиме.

Сложнее обстоит дело, если заявление о признании должника несостоятельным подает кредитор. Ведь зачастую кредитор, осознав, что его требования не будут удовлетворены, стремится к скорейшей ликвидации должника. В такой ситуации находятся, например, банки, которые формируют резерв на возможные потери по ссудам при нарушении сроков выплаты процентов по основному долгу и до момента погашения либо списания задолженности с баланса. Основанием же для списания задолженности ликвидируемого должника выступает решение суда.

Закон не ограничивает ликвидационную комиссию временными рамками в части составления промежуточного ликвидационного баланса должника. И при определенной недобросовестности ее председателя и членов этот процесс может затянуться на неопределенное время. Доказав эту недобросовестность, банки могут потребовать возмещения упущенной выгоды (в виде неполученных процентов на те денежные средства, которые были использованы при формировании резерва). Но все же банкам выгоднее высвободить денежные средства из резерва, чем инициировать судебный процесс о возмещении неполученных доходов с неопределенной перспективой.

Нормы Закона РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» не ограничивали право кредитора обратиться в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом, по получении которого суд возбуждал производство по делу.

В настоящее время кредитор не может обратиться в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом. Лишение кредитора подобного права объясняется спецификой хозяйственной ситуации, связанной с ликвидацией должника. Если принятие решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии имело место до обращения кредитора в арбитражный суд и возбуждения дела о банкротстве должника, то рассмотрение в арбитражном суде спора о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности, по заявлению кредитора должника исключается в любом случае, поскольку причиной ликвидации юридического лица является не его банкротство, а иные основания. Так, решения арбитражных судов первой и второй инстанций, признавших банкротом ликвидируемого должника по заявлению кредитора, были отменены постановлением кассационной инстанции.

В то же время если решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу коммерческая организация признана несостоятельной (банкротом), то иск о ее ликвидации в связи с осуществлением ею деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона и иных правовых актов не подлежит рассмотрению.

Признаком несостоятельности ликвидируемого должника является также просрочка исполнения денежных обязательств и обязанности по уплате обязательных платежей. Однако факты наличия просрочки в исполнении денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, превышения размера задолженности сверх законодательно определенных минимальных величин для решения вопроса о возбуждении производства по делу о банкротстве ликвидируемого должника значения не имеют.

Арбитражный суд прямо указал, что положения п. 2 ст. 3 Закона о несостоятельности 1998 г., определяющие признаки банкротства, не применяются, поскольку имущества юридического лица, принявшего решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов. Ликвидация такого юридического лица производится в соответствии с нормами о банкротстве ликвидируемого должника.

В этих условиях критерий неоплатности, который применительно к ликвидируемому должнику присутствует, является не столько критерием банкротства, сколько критерием необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника.

Упрощение процедур банкротства ликвидируемого должника выражается в отказе от использования процедур наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления, даже если есть основания полагать возможность восстановления платежеспособности. Арбитражный суд сразу принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.

Таким образом, Закон о несостоятельности 2002 г. занимает позицию, более выгодную для должника, обеспечивая интересы учредителей юридического лица — скорейшую ликвидацию должника в условиях неудовлетворения требований кредиторов. Возможность по ходатайству собрания кредиторов в их интересах ввести внешнее управление имуществом ликвидируемого должника в настоящее время отсутствует.

Предложение о возможности введения внешнего управления имуществом ликвидируемого должника сделала М.В. Телюкина.

Но в этом контексте нужно вести речь о введении внешнего управления в отношении должника, учредители которого в добровольном порядке приняли решение о ликвидации. Если же ликвидация имеет принудительный характер, то введение внешнего управления должно быть поставлено в зависимость от устранимости причин принятия подобного решения.

Таким образом, нарушение требования об обращении в суд при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого должника для удовлетворения требований всех кредиторов недопустимо, поскольку может явиться основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Таким образом, арбитражный суд вправе применить только последнюю процедуру банкротства, т.е. вынести решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в том числе и утверждает конкурсного управляющего.

В целях ускорения осуществления конкурсного производства п. 2 ст. 225 Закона устанавливает, что срок для предъявления требований кредиторами определяется в один месяц с момента публикации о признании ликвидируемого должника банкротом. К моменту такой публикации кредиторы могут быть извещены о ликвидации юридического лица в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ. Более того, решение о ликвидации должника (принятое самим юридическим лицом либо судом) подлежит опубликованию в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.

Основной особенностью процедур в отношении ликвидируемого должника является их направленность на как можно более быстрое осуществление всех необходимых мероприятий и ликвидацию юридического лица.

22 июня 2006 г. Пленум Высшего арбитражного Суда РФ в своем Постановлении разъяснил, что в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности денежных средств у ликвидируемого учреждения для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения. А правом на привлечение такого собственника к субсидиарной ответственности обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения. Причем здесь необходимо обратить внимание, что в соответствии с ст. 63 и 64 ГК РФ (общее правило) при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с торгов. Если же ликвидируется учреждение, то в соответствии со ст. 120 ГК РФ имущество учреждения не может быть продано с торгов, (это касается как имущества закрепленного за учреждением на праве оперативного управления так и имущества приобретенного учреждения за счет других доходов). Учреждение отвечает по своим долгам только находящимся в его распоряжении денежными средствами.

Таким образом, можно сделать вывод, что процедура банкротства ликвидируемого должника хоть и формально направлена на максимальное удовлетворение требований кредиторов, при этом не затрагивая интересов учредителей. В результате иногда представляется даже выгодным возбудить процедуру банкротства в целях скорейшей ликвидации предприятия, имеющего долги.

Свирин Ю.А. Конкурсное право — Издательство «Багира-2», 2006 г. // СПС «Гарант»

Эбзеев Б.Б. Гражданский оборот: понятие и юридическая природа // Государство и право. 1999. N 2. С. 35

пункт 15 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций): Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. N 3.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2000 г. N А56-30040/99, от 17 декабря 2001 г. N А56-29610/00 // СПС «Гарант»; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2002 г. N Ф04/1684-415/А27-2002.// СПС «Гарант»

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 года N А56-29610/00. // СПС «Гарант».

Пункт 14 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) // Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. N 3.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2000 г. N А56-30040/99 // СПС «Гарант»

Телюкина М.В. Признаки несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников // Юридический мир. 1999. N 12. С. 18.

Телюкина М.В. Признаки несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников // Юридический мир. 1999. N 12. С. 19

Свирин Ю.А. Конкурсное право — Издательство «Багира-2», 2006 г. // СПС «Гарант».

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2006 г., N 8

Надлежащее осуществление расчетов с кредиторами является необходимым условием ликвидации организации. В настоящей статье будет рассказано о правах и обязанностях ликвидационной комиссии и кредиторов ликвидируемой организации, о порядке погашения текущих и очередных требований кредиторов, о том, в каком случае добровольно ликвидируемая организация признается банкротом, а также о новациях законодательства по данным вопросам.

Процедуры, связанные с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации юридических лиц, установлены нормами ГК РФ и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее – Закон № 99-ФЗ) внесены уточнения в правила добровольной ликвидации. Указанные изменения вступили в силу с 01.09.2014. Не меняя суть процедуры ликвидации, данные новации закрывают пробелы законодательства, прописывают более детально некоторые положения. Если раньше для решения того или иного вопроса приходилось обращаться к судебным решениям (арбитражная практика по вопросам добровольной ликвидации чрезвычайно обширна), то теперь благодаря четким формулировкам ГК РФ в этом надобности уже нет. Далее в статье все положения Гражданского кодекса приведены в редакции Закона № 99-ФЗ.

Выявление кредиторов и порядок расчета с ними

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Для соблюдения обязанности выявления кредиторов, установленной п. 1 ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия обязана:

  1. письменно уведомить каждого из кредиторов о ликвидации юридического лица (лучше всего это сделать заказным письмом с уведомлением о вручении письма);
  2. разместить в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами .

Кредиторы могут предъявить свои требования в срок, установленный ликвидационной комиссией. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ). После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Все требования кредиторов в процессе ликвидации условно можно разделить на четыре группы:

  1. предъявленные в установленный срок кредиторами требования, включенные ликвидационной комиссией в промежуточный ликвидационный баланс;
  2. предъявленные в установленный срок кредиторами требования, не включенные ликвидационной комиссией в промежуточный ликвидационный баланс;
  3. требования кредиторов, предъявленные после истечения установленного срока;
  4. не предъявленные до окончания ликвидации требования кредиторов.

Рассмотрим, как решается судьба указанных групп требований кредиторов в рамках действующего гражданского законодательства.

Предъявленные в установленный срок кредиторами требования включаются в ликвидационный баланс и затем удовлетворяются в очередности в соответствии с ГК РФ. Несмотря на то что окончательное суждение о включении кредиторской задолженности в промежуточный баланс выносит ликвидационная комиссия, пользоваться этим правом ликвидационной комиссии следует с особой осмотрительностью. Согласно правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 13.10.2011 № 7075/11, установленный ст. 61 – 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим уплаты долга. Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, рассматривается как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица .

Если нарушение прав кредиторов было выявлено после государственной регистрации ликвидации, на основании абз. 2 п. 6 ст. 51 ГК РФ регистрация ликвидации может быть оспорена в суде и быть признана недействительной. Кредитор вправе не оспаривать регистрацию ликвидации должника, а предъявить ликвидационной комиссии к возмещению убытки, вызванные неправомерными действиями ликвидационной комиссии, в порядке, установленном введенными Законом № 99-ФЗ нормами п. 2 ст. 64.1 и ст. 53.1 ГК РФ. Впрочем, и раньше суды не отказывали кредиторам в возмещении убытков (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 17044/12 по делу № А76-9442/2011).

Следующая группа требований – это требования, заявленные кредиторами в установленный срок, но не включенные или частично включенные в промежуточный ликвидационный баланс по решению ликвидационной комиссии. Для таких случаев ГК РФ предусмотрена специальная процедура. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица (п. 4 ст. 64 ГК РФ). Данной формулировкой устанавливается обязательный досудебный порядок разрешения спора в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации. Это означает, что кредитор в силу закона обязан предварительно обратиться с соответствующим требованием к ликвидационной комиссии и только отказ удовлетворить заявленные требования либо уклонение от их рассмотрения влечет за собой право на иск к ликвидационной комиссии (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу № А46-15241/2011).

Если на момент составления промежуточного ликвидационного баланса в отношении задолженности имеется не разрешенный судом спор, то в баланс включается та сумма, которая признается ликвидационной комиссией. Такую правовую позицию сформулировал Президиум ВАС в Постановлении от 08.04.2014 № 18558/13: в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами как по праву, так и по размеру, иное влечет предоставление в регистрирующий орган ликвидационных балансов, содержащих недостоверные сведения.

На что могут рассчитывать пропустившие установленный срок кредиторы, которых мы условно зачислили в третью группу? Парадоксально, но факт: Законом № 99-ФЗ исключен п. 5 ст. 64 ГК РФ, а именно эта норма разъясняла порядок удовлетворения требований подобных кредиторов. Согласно утратившему силу п. 5 ст. 64 ГК РФ, если кредитор заявил свои требования после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, то они удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. По мнению автора, причиной исключения п. 5 ст. 64 ГК РФ стала техническая ошибка. Считать, что это было сделано сознательно, оснований мало, тем более что смысл п. 5 ст. 64 ГК РФ был ранее разъяснен судебными инстанциями (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу № А46-15241/2011).

И наконец, последняя группа кредиторов, не заявивших своих требований. Если кредитор был надлежащим образом уведомлен о ликвидации должника, но не заявил своих требований, он утрачивает это право с момента исключения организации-должника из ЕГРЮЛ (подобный случай исследовался в Определении ВАС РФ от 01.11.2008 № 14707/08). Таким образом, не предъявленные до окончания ликвидации требования кредиторов никак не влияют на процедуру ликвидации и препятствовать ликвидации должника не могут.

Очередность погашения требований кредиторов при добровольной ликвидации

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к погашению долгов. При этом ликвидируемая организация продолжает осуществлять какой-то минимум операций, в ходе которых у нее вновь возникают обязательства по заработной плате, налогам, коммунальным платежам, услугам, связанным с процедурой ликвидации. Что делать с такими платежами, было неясно (буквально до настоящего времени). Хотя при добровольной ликвидации предполагается, что средств должно хватить на всех кредиторов, законодательство предусматривает, что в случае выявленной нехватки имущества в отношении организации, ликвидируемой первоначально в добровольном порядке, применяется упрощенная процедура банкротства. Наконец-то данная проблема нашла решение: Закон № 99-ФЗ изменил редакцию абз. 1 ст. 64 ГК РФ и уточнил, что очередные требования удовлетворяются после погашения текущих расходов.

Итак, согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ).

На основании п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица:

  1. требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных ст. 65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом) ;
  2. требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
  3. требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

Некоторые кредиторы, а именно банки и налоговые органы, пользуясь своим привилегированным положением, пытаются списать средства в свою пользу, минуя установленную ГК РФ очередность. На недопустимость подобной практики не раз указывали суды (Определение ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6279/14, постановления ФАС ВСО от 26.09.2013 № А19-1757/2013, ФАС УО от 16.10.2012 № Ф09-9497/12).

Возвращаясь к текущим платежам, отметим, что внутри этой группы можно определять очередность, применяя аналогию закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) исходя из норм ст. 134 Закона о банкротстве. На допустимость подобной практики со ссылкой на п. 24, 25 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» указано в Постановлении ФАС УО от 30.09.2010 № Ф09-7990/10-С4.

Порядок перехода из добровольной ликвидации в процедуру банкротства

В новой редакции ст. 63 ГК РФ более понятно описан порядок перехода из добровольной ликвидации в банкротство.

В соответствии с п. 3 ст. 63 ГК РФ в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) (абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ). Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве).

Ранее суды (постановления Президиума ВАС РФ от 23.12.2003 № 12026/03 и от 20.04.2004 № 1560/04) также признавали, что нахождение организации в процессе добровольной ликвидации не лишает заявителя-кредитора права ставить вопрос о признании в судебном порядке должника банкротом.

То есть если с заявлением о признании банкротом ликвидируемой организации обращается ликвидационная комиссия, то она обязана доказать, что стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. Если же с таким заявлением обращается кредитор, то он доказывать упомянутое обстоятельство не обязан, при этом если уже создана ликвидационная комиссия, то дело о банкротстве такого должника рассматривается по правилам о банкротстве ликвидируемого должника (Определение ВАС РФ от 22.04.2014 № ВАС-4387/14).

Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом (п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве). Установление размера требований кредиторов регулируется ст. 71 Закона о банкротстве.

Очередность расчетов с кредиторами при банкротстве

Все требования кредиторов ликвидируемого путем банкротства должника разделяются на две категории: текущие и очередные, –
при этом текущие платежи имеют приоритет. Как отмечалось ранее, с 01.09.2014 для добровольной ликвидации также введено понятие текущих платежей.

Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве). Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве).

Согласно ст. 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь – требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
  • во вторую очередь – требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве;
  • в третью очередь – требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
  • в четвертую очередь – требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, а также расчеты по иным установленным Законом о банкротстве требованиям;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной на основании п. 2 ст. 61.2 и п. 3 ст. 61.3 Закона о банкротстве.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном ст. 138 Закона о банкротстве.

Вместо заключения

В целом действующая с 01.09.2014 редакция ГК РФ точнее и логичнее определяет порядок добровольной ликвидации юридических лиц. Пожалуй, единственный минус – это появившаяся в связи с отменой п. 5 ст. 64 ГК РФ неясность в отношении требований, по которым пропущены установленные для обращения кредиторов сроки. Не хочется верить, что права таких кредиторов законодатель хотел как-то ущемить. Ведь остается п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, согласно которому требования с пропущенным сроком обращения удовлетворяются за счет оставшегося имущества. Действуя по аналогии закона согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ, можно распространить нормы ст. 142 Закона о банкротстве и на добровольную ликвидацию. Но в любом случае прояснит ситуацию только дальнейшая правоприменительная практика.

Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации».

О достоверности ликвидационного баланса читайте в статье «Отчетность организации в процессе добровольной ликвидации», № 16, 2014.

Справедливо для юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами. В отношении рассматриваемых нами коммерческих организаций погашение требований кредиторов по причине нехватки имущества возможно только через банкротство ликвидируемой организации.

В случае просроченной кредитной задолженности банки начинают активно работать с должниками. Некоторые должники быстро справляются с возникшими финансовыми затруднениями, и процесс взыскания проблемной задолженности на этом и заканчивается. Другие, проанализировав свое финансовое состояние, принимают решение о ликвидации. Предлагаем рассмотреть действия кредитора в отношении должника в процессе ликвидации.

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Справочно:

общий порядок ликвидации юридических лиц регулируется ст. 57, 58, 59, 60, 61 и 62 ГК.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 08.04.2004 № 175 «О вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Указ № 175).

Справочно:

функции по организационно-методологическому обеспечению и координации государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц – коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей (за исключением государственной регистрации и ликвидации банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков) возложены на Минюст Республики Беларусь Указом № 175.

Алгоритм ликвидации

Шаг 1.

Принятие решения о ликвидации

Если организация ликвидируется в добровольном порядке, то решение о ликвидации принимает собственник имущества, его учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный учредительными документами

Шаг 2.

Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Лицо, принявшее решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии), устанавливает порядок и сроки ликвидации, если иное не установлено актами законодательства (ст. 58 ГК). Председателем ликвидационной комиссии назначается лицо в соответствии с требованиями постановления № 314

Шаг 3.

Опубликование информации о ликвидации

Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в Интернете на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» (www.justbel.info) с последующим опубликованием в печатных средствах массовой информации (ст. 59 ГК). Порядок опубликования сведений в сети Интернет определен Инструкцией № 1164

Шаг 4.

Выявление сведений о задолженности

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (ст. 59 ГК). Срок для заявления требований кредиторами не может быть менее 2 месяцев с даты размещения сведений о ликвидации в Интернете, если иной момент начала течения указанного срока не установлен законодательными актами

Шаг 5.

Удовлетворение требований кредиторов

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 60 ГК. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном Положением № 16

Шаг 6.

Завершение ликвидации

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – ликвидированным с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении юридического лица из этого регистра (ст. 59 ГК)

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.04.2013 № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)» (далее – постановление № 314).

Документ:

Инструкция о порядке размещения и опубликования сведений о нахождении юридического лица (индивидуального предпринимателя) в процессе ликвидации (прекращения деятельности), утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164 (далее – Инструкция № 1164).

Документ:

Положение о порядке продажи имущества ликвидируемого юридического лица с публичных торгов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.01.2013 № 16 (далее – Положение № 16).

Порядок заявления кредитором требований

Итак, кредитор обнаружил, что его должник объявил о ликвидации в сети Интернет. В этом случае ему необходимо оперативно (напоминаем о 2-месячном сроке) подготовить требование (примерная форма требования кредитора прилагается) и направить с описью вложения в заказное письмо с уведомлением о вручении (форма описи вложения прилагается) по адресу, опубликованному на вышеуказанном сайте. Отметим, что законодательство Республики Беларусь не устанавливает каких-либо требований относительно содержания и подготовки требования кредитора.

Ликвидатору общества с

ограниченной ответственностью

«_______________________________________»

Ф.И.О. (наименование) ликвидатора

Адрес: _________________________________

_________________________________________

Требование кредитора

В силу статьи 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь требования кредиторов к ликвидируемому юридическому лицу направляются ликвидатору.

Согласно части 1 статьи 137 Банковского кодекса Республики Беларусь по кредитному договору банк или небанковская кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуются предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, определенных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить (погасить) кредит и уплатить проценты за пользование им. Часть 10 статьи 145 Банковского кодекса Республики Беларусь определяет, что кредитополучатель, не возвративший (не погасивший) кредит в срок, обязан в период со следующего дня после истечения срока возврата (погашения) кредита до его полного возврата (погашения) уплачивать проценты за пользование кредитом в повышенном размере, определенном в кредитном договоре, если иной размер не предусмотрен законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 1.1 кредитного договора банк открыл кредитополучателю возобновляемую кредитную линию с установлением предельного размера единовременной задолженности кредитополучателя по кредиту 2 200 000 000 (два миллиарда двести миллионов) белорусских рублей с обязательством банка предоставлять кредитополучателю в рамках данной кредитной линии кредит частями на условиях, предусмотренных кредитным договором, а кредитополучатель принял обязательство возвратить кредит и уплатить проценты за пользование им по процентной ставке, установленной в размере 52 процента годовых от фактической ежедневной задолженности по кредиту, а по просроченной задолженности по кредиту – в размере 100 процентов годовых.

Согласно части 4 пункта 1.2 кредитного договора срок возврата (погашения) кредита установлен в графиках погашения, являющихся неотъемлемой частью кредитного договора. Срок полного погашения кредита установлен 20.11.2014.

Графиком погашения кредита (приложение к кредитному договору № 12 от 17.03.2014) кредитополучателю был установлен срок погашения кредита – 24.03.2014 – в размере 2 200 000 000 (два миллиарда двести миллионов) белорусских рублей.

Согласно пункту 3.5 кредитного договора кредитополучатель обязался уплачивать проценты за пользование кредитом по процентной ставке, установленной в соответствии с кредитным договором, а по просроченной задолженности по кредиту – по процентной ставке в размере 100 процентов годовых. При расчете повышенных процентов количество дней в году принимается равным 360. Проценты, начисленные с 1-го по 30-е число месяца, уплачиваются кредитополучателем ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца. В случае увеличения после 25-го числа текущего месяца суммы процентов, начисленных за текущий месяц, кредитополучатель уплачивает сумму процентов, на которую произошло увеличение, не позднее последнего рабочего дня текущего месяца.

Должник в нарушение указанных норм Гражданского кодекса Республики Беларусь и Банковского кодекса Республики Беларусь, пункта 17 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 30.12.2003 № 226, а также условий кредитного договора допустил просрочку:

– возврата (погашения) кредита (основного долга) (сумма кредита в размере 2 200 000 000 (два миллиарда двести миллионов) белорусских рублей в соответствии с графиком погашения кредита должна была быть погашена 24.03.2014), что повлекло возникновение у кредитополучателя обязательства по уплате процентов за пользование кредитом в повышенном размере – 100 процентов годовых;

– уплаты процентов за пользование кредитом, в том числе процентов за пользование кредитом в повышенном размере.

Защищая свои права, Банк обратился в экономический суд Минской области с заявлением от _______ №_____ о возбуждении приказного производства и взыскании с Должника задолженности по кредитному договору (основного долга по кредиту и процентам, рассчитанным по 31.03.2014).

Таким образом, на дату подачи в экономический суд Минской области заявления о возбуждении приказного производства имелись следующие имущественные обязательства Должника перед Банком по кредитному договору, которые в соответствии с актом сверки расчетов по возврату (погашению) кредита и уплаты процентов по кредитному договору №____ от ______, подписанным между Банком и Должником, подписанным 27.03.2014, последним признавались (не оспаривались), но не выполнялись:

– обязательства по возврату (погашению) кредита (основного долга) (просроченная задолженность) в сумме 2 200 000 000 (два миллиарда двести миллионов) белорусских рублей;

– обязательства по уплате процентов за пользование кредитом, начисленным по срочной задолженности и по просроченной задолженности по кредиту (просроченная задолженность по уплате процентов), в сумме 300 666 666 (триста миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть) белорусских рублей.

Банк обращает внимание ликвидатора на то, что при расчете подлежащих уплате кредитополучателем процентов по кредитному договору банком производилось округление в соответствии с пунктом 59 Инструкции по признанию в бухгалтерском учете доходов и расходов в Национальном банке Республики Беларусь, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 30.07.2009 № 125.

Обязательства Должника по уплате процентов рассчитаны следующим образом:

1. В январе 2014 г. у Должника перед Банком существовала срочная задолженность по кредиту. В период времени с 01.01.2014 по 31.01.2014 срочная задолженность по кредиту составляла 2 200 000 000 (два миллиарда двести миллионов) белорусских рублей. Проценты по срочной задолженности по кредиту в январе 2014 г. рассчитывались по формуле:

размер % =

2 200 000 000 ´ 30 ´ 52

= 95 333 333.

360 ´ 100

Таким образом, задолженность Должника перед Банком по процентам, начисленным по срочной задолженности по кредиту в январе 2014 года, составила 95 333 333 (девяносто пять миллионов триста тридцать три тысячи триста тридцать три) белорусских рубля.

2. В феврале 2014 г. у Должника перед банком существовала срочная задолженность по кредиту. В период времени с 01.02.2014 по 28.02.2014 срочная задолженность по кредиту составляла 2 200 000 000 (два миллиарда двести миллионов) белорусских рублей. Проценты по срочной задолженности по кредиту в феврале 2014 г. рассчитывались по формуле:

размер % =

2 200 000 000 ´ 30 ´ 52

= 95 333 333.

360 ´ 100

Таким образом, задолженность Должника перед Банком по процентам, начисленным по срочной задолженности по кредиту в феврале 2014 г., составила 95 333 333 (девяносто пять миллионов триста тридцать три тысячи триста тридцать три) белорусских рубля.

3. В марте 2014 г. у Должника перед банком существовала срочная и просроченная задолженность по кредиту. В период времени с 01.03.2014 по 25.03.2014 срочная задолженность по кредиту составляла 2 200 000 000 (два миллиарда двести миллионов) белорусских рублей. Проценты, начисленные по срочной задолженности по кредиту в марте 2014 г., рассчитывались по формуле:

размер % =

2 200 000 000 ´ 25 ´ 52

= 79 444 444.

360 ´ 100

Таким образом, задолженность Должника перед банком по процентам, начисленным по срочной задолженности по кредиту в марте 2014 г., составила 79 444 444 (семьдесят девять миллионов четыреста сорок четыре тысячи четыреста сорок четыре) белорусских рубля.

В период времени с 26.03.2014 по 31.03.2014 у Должника перед Банком существовала просроченная задолженность в размере 2 200 000 000 (два миллиарда двести миллионов) белорусских рублей. Проценты, начисленные по просроченной задолженности по кредиту в марте 2014 г., рассчитывались по формуле:

размер % =

2 200 000 000 ´ 5 ´ 52

= 30 555 556.

360 ´ 100

Таким образом, задолженность Должника перед Банком по процентам, начисленным по просроченной задолженности по кредиту в марте 2014 г., составила 30 555 556 (тридцать миллионов пятьсот пятьдесят пять тысяч пятьсот пятьдесят шесть) белорусских рублей.

Экономический суд Минской области ______ вынес определение о судебном приказе, которым в пользу Банка взыскал с ООО » ______________» задолженность последнего по кредиту (основному долгу) в сумме 2 200 000 000 (два миллиарда двести миллионов) белорусских рублей, задолженность по процентам за пользование кредитом (начисленным по срочной и просроченной задолженности по кредиту) в сумме 300 666 666 (триста миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть) белорусских рублей, а также расходы по государственной пошлине в сумме 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) белорусских рублей.

Таким образом, на дату подачи настоящего требования задолженность должника перед банком по исполнительному документу (определение о судебном приказе от ______) составляет сумму в размере 2 501 416 666 (два миллиарда пятьсот один миллион четыреста шестнадцать тысяч шестьсот шестьдесят шесть) белорусских рублей.

Банк, руководствуясь пунктом 25 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 30.12.2003 № 226, с 03.05.2014 приостановил начисление процентов по просроченной задолженности по кредиту по кредитному договору (протокол Правления от ______ №__).

Учитывая, что банк, обращаясь в экономический суд Минской области, заявил требования о взыскании процентов за пользование кредитом по кредитному договору, рассчитанных по март 2014 г. включительно, не заявленными ко взысканию остались проценты за пользование кредитом за апрель и май 2014 г., а именно:

4. В апреле 2014 г. у Должника перед Банком существовала просроченная задолженность по кредиту. В период времени с 01.04.2014 по 30.04.2014 просроченная задолженность по кредиту составляла 2 200 000 000 (два миллиарда двести миллионов) белорусских рублей. Проценты по срочной задолженности по кредиту в апреле 2014 г. рассчитывались по формуле:

размер % =

2 200 000 000 ´ 100 ´ 30

= 183 333 333.

360 ´ 100

Таким образом, задолженность Должника перед Банком по процентам, начисленным по просроченной задолженности по кредиту в апреле 2014 г., составила 183 333 333 (сто восемьдесят три миллиона триста тридцать три тысячи триста тридцать три) белорусских рубля.

5. В мае 2014 г. у Должника перед Банком существовала просроченная задолженность по кредиту. В период времени с 01.05.2014 по 02.05.2014 просроченная задолженность по кредиту составляла 2 200 000 000 (два миллиарда двести миллионов) белорусских рублей. Проценты по срочной задолженности по кредиту в маее 2014 г. рассчитывались по формуле:

размер % =

2 200 000 000 ´ 100 ´ 2

= 12 222 222.

360 ´ 100

Таким образом, задолженность Должника перед Банком по процентам, начисленным по просроченной задолженности по кредиту в мае 2014 г., составила 12 222 222 (двенадцать миллионов двести двадцать две тысячи двести двадцать два) белорусских рубля.

На дату предъявления настоящих требований кредитора размер общая сумма задолженности Должника перед Банком по кредитному договору составляет 2 696 972 221 (два миллиарда шестьсот девяносто шесть миллионов девятьсот семьдесят две тысячи двести двадцать один) белорусский рубль.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 59, 60, 771 Гражданского кодекса Республики Беларусь, статьями 137, 145 Банковского кодекса Республики Беларусь,

ПРОШУ:

– по возврату (погашению) кредита (основного долга) в сумме 2 200 000 000 (два миллиарда двести миллионов) белорусских рублей;

– по уплате процентов за пользование кредитом, начисленных по срочной задолженности и по просроченной задолженности по кредиту, в сумме 496 222 221 (четыреста девяносто шесть миллионов двести двадцать две тысячи двести двадцать один) белорусский рубль;

– по возмещению понесенных Банком расходов по государственной пошлине в сумме 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) белорусских рублей.

2. О принятом решении письменно уведомить банк.

Приложение:

1. Копия кредитного договора №__ от _____ на 6 листах в 1 экз.

2. Копия дополнительного соглашения № 1 от 27.03.2014 к кредитному договору № ____ от ________ на 1 листе в 1 экз.

3. Копия графика погашения кредита (приложение к кредитному договору № ____ от ________) на 1 листе в 1 экз.

10. Копия заявления о возбуждении приказного производства от ______ на 7 листах в 1 экз.

11. Копия определения о судебном приказе от _____ на 1 листе в 1 экз.

12. Копия протокола Правления от ____ №__ на 1 листе в 1 экз.

Председатель Правления Банка Ф.И.О.

ф.ПС107

ОПИСЬ

вложение в заказное письмо с уведомлением о вручении

Кому Ликвидатору ООО «___________» Ф.И.О.(наименование)

(наименование получателя)

Куда _________________________________________________________________

(место назначения)

Общий итог объявленной ценности __________________________________

Отправитель ______________ __________________ (от имени отправителя)

(КШ места приема) Проверил ________________________________________________

(подпись работника объекта почтовой связи)

Никаких помарок и поправок не допускается.

Обжалование требований кредитора

В случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией (ликвидатором) для их предъявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (ст. 60 ГК).

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, за исключением случая, предусмотренного ст. 62 ГК. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией (ликвидатором), если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Необходимо иметь в виду, что нахождение должника в процессе ликвидации влечет отказ в возбуждении исполнительного производства (ст. 358 ХПК и п. 23 Инструкции № 21) либо окончание исполнительного производства и возврат исполнительного документа взыскателю (ст. 366 ХПК и п. 186 Инструкции № 21).

Документ:

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).