Три способа обеспечения стабильности конституции ее защиты

Охране Конституции РФ служит достаточно жесткий порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ, определенный гл. 9 Конституции РФ.

Основным порядком охраны Конституции РФ является судебный. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ). Специальной цели охраны Конституции РФ подчинена вся деятельность Конституционного Суда РФ, защищающего основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивающего верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории РФ (ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»).

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), что отражено в его присяге (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ). На страже прав и свобод человека стоит также Уполномоченный по правам человека в РФ.

Целям охраны Конституции РФ служит запрет на деятельность отдельных общественных объединений, установленный ч. 5 ст. 13 Конституции РФ.

Сама Конституция РФ определяет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), запрещается захват власти (незаконное присвоение властных полномочий – ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

Легально (в Законе РФ «О безопасности») безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными объектами безопасности являются, таким образом, личность, общество и государство.

Субъектами обеспечения безопасности являются прежде всего государство, а также (в меру своих полномочий) граждане, общественные и иные организации и объединения. Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человек и гражданина, кроме того, каждый вправе в рамках закона защищать свои права и свободы.

Принципами обеспечения безопасности являются законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства и их взаимная ответственность; интеграция с международными системами безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, внутренних дел и пр.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, в частности, возглавляющий и формирующий Совет Безопасности РФ, вводящий военное и чрезвычайное положение, непосредственно руководящий федеральными «силовыми» ведомствами (напр., Министерством обороны РФ, МВД РФ), обладающий иными полномочиями в указанной сфере.

Предмет: История.

Учитель Красавцева Елена Владимировна МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина.

Класс:9

Тема: Повторительно- обобщающий урок по разделу : «Политика»

Цель: обобщение знаний учащихся, полученных на уроках по теме «Политика», выработка навыков работы с различными видами заданий, формирование коммуникативной культуры, составление представления об отличительных признаках и функциях государства.

Задачи урока:

Предметная: повторение и углубление знаний учащихся о политической сфере жизни общества, формировать у учащихся осознания тех ценностей, которые имеет демократия, дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.

Метапредметная: развитие творческих способностей учащихся, формирование умения анализировать конкретные жизненные ситуации, дальнейшее развитие умения анализировать различные виды источников, развитие навыков работы с информационно- коммуникационными технологиями.

Личностная: формирование чувства ответственности за свою гражданскую позицию, формирование политической культуры, воспитание патриотизма.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал

Тип урока: повторительно- обобщающий.

Форма урока: практикум

Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы работы на уроке : проблемный метод, частично- поисковый, дискуссия, методика критического мышления.

Эпиграф: Я не занимаюсь политикой.-

А знаете, это все равно,

Что сказать: » Не занимаюсь жизнью».

( Ж. Рене, французский писатель)

Ход урока.

Приветствие учащихся, мотивирование на работу.

Работа с кодификатором по теме » Политика».

Тема: 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества.

Фронтальная беседа:

  1. Что такое власть?

  2. Назовите виды власти.

А) по источникам власти ( экономическая ,политическая, духовно- информационная)

Б) по субьектам власти ( государственная, партийная, семейная.)

В) по функциям органов власти.(законодательная, исполнительная, судебная)

3. Какие три ветви власти представлены в нашей стране?

4. Что такое политика

Назовите функции политики.

5 Работа с текстом.

Прочтите текст и выполните задание.

Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. Существенными признаками отношений власти можно считать: наличие не менее двух партнёров; приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение; общественные нормы, с помощью которых эти отношения регулируются.

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов, с другой организацию для достижения общих целей. Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социальной системы и поэтому возникает вместе с ним.

Политическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельном коллективе), а распространяется на социальные группы и общество в целом. Только эффективная власть, т. е. пользующаяся доверием общества, осуществляет это влияние правовыми методами. Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.

(По материалам интернет-издания)

  1. Какое определение власти дает автор? Какие три признака власти указаны в тексте? Приведите пример осуществления власти.

Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Признаки власти: 1)наличие не менее двух партнёров;2) приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;3) общественные нормы, с помощью которых эти отношения регулируются.

Пример: Приказ директора школы о школьной форме.

  1. Какие два вида политической власти названы в тексте? Укажите по одному субъекту каждого из этих видов политической власти.

Два вида политической власти:

Государственная ( субъект — правительство РФ) и общественная субъект — СМИ).

  1. Авторы пишут, что власть осуществляется с помощью различных средств. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, назовите любые два средства (ресурса) власти и проиллюстрируйте примером использование каждого из них.

Средства, ресурсы ( методы) власти:

1.административные и правовые нормы ( введение новых правил проезда по пешеходным переходам)

2. Принудительные, силовые. ( сотрудники ГИБДД оштрафовали водителя, за отсутствие детского кресла.

3. Культурно- информационные. ( СМИ опубликовали материал о несанкционированных свалках).

4. Какую власть авторы называют эффективной?

Эффективная власть, т. е. пользующаяся доверием общества, осуществляет это влияние правовыми методами.

Используя обществоведческие знания, дайте другое объяснение термина «эффективная власть».- власть характеризующаяся объемом своих функций, результативная власть.

  1. Авторы считают, что «всякое общество нуждается во власти». Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в поддержку этого мнения.

Аргументы: 1) власть появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение;

2) наличие власти дает возможности для нормальной жизнедеятельности людей, соблюдения их прав.

Продолжаем работать с кодификатором.

Что такое государство?

-Каковы признаки государства?

Признаки государства :

1.Единство территории

2.Публичная власть

3.Суверенитет

4.Законадательная деятельность

5.Налоговые сборы

Назовите функции государства.

Что такое правовое государство?

Назовите признаки правового государства?

Что такое гражданское общество.

Какие условия необходимы для формирования гражданского общества?

Назовите формы государства:

Форма правления, форма национально государственного устройства, политический режим.

Назовите государства по форме правления.

Назовите государства по национально-государственному устройству.

Какие вы знаете политические режимы?

Выполним задание. Тесты комментируются учащимися.

Что из перечисленного характеризует демократический режим?

1) верховенство исполнительной власти

2) командно-административные методы управления

3) господство одной общеобязательной идеологии

4) защита прав и свобод граждан

Что является признаком любого государства?

1) верховенство права

2) выборность высших органов власти

3) суверенитет

4) многопартийность

Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это

1) социализация

2) власть

3) политика

4) престиж

Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является

1) либеральным

2) демократическим

3) революционным

4) авторитарным

Тоталитарный режим отличает

1) всесторонний контроль государства над жизнью общества

2) гарантия прав и свобод граждан

3) деятельность свободной прессы

4) наличие государственного аппарата

Что является признаком государства любого типа?

1) наличие двухпалатного парламента

2) наличие правоохранительных органов

3) всенародное избрание главы государства

4) многопартийность

Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

1) гражданским обществом

2) многопартийностью

3) федерацией

4) правовым государством

Что понимается под формой правления государства?

1) организация высших органов власти

2) политический режим

3) распределение власти по территории страны

4) политическая система

Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

1) Правительство

2) Совет безопасности

3) Федеральное Собрание

4) Общественная палата

Отличительным признаком федеративного государства является

1) избрание высших органов государственной власти

2) верховенство исполнительной власти

3) наличие органов местного управления

4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

Палатой Федерального Собрания в России является

1) Совет безопасности

2) Общественная палата

3) Совет Федерации

4) Верховный Суд

Что является отличительным признаком демократического режима?

1) федеративное устройство

2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод граждан

4) наличие публичной власти

Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности

1) форма правления

2) государственное устройство

3) политическая система

4) политический режим

Постоянная политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях

1) подданство

2) повиновение

3) натурализация

4) гражданство

К политической сфере общества относятся отношения между

1) инспектором ГИБДД и водителем автомашины

2) кандидатом в депутаты и его избирателями

3) тренером и его командой

4) продавцом и покупателем в магазине

Парламент наложил вето на законопроект, предложенный монархом, обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?

1) парламентской республики

2) абсолютной монархии

3) ограниченной монархии

4) президентской республики

В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) абсолютная монархия

4) президентская республика

Государственную власть осуществляет

1) ректор университета

2) Председатель Правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) Председатель Центробанка

Источник осуществления власти, выраженный в способности лица или организации влиять, основываясь на знаниях, нравственных достоинствах, опыте, на принятие решений в различных сферах общественной жизни, называется

1) закон

2) авторитет

3) сила

4) имидж

Представителем какой ветви государственной власти является председатель правительства?

1) законодательной

2) исполнительной

3) судебной

4) муниципальной

Отличительным признаком правового государства является

1) республиканская форма правления

2) наличие конституции

3) развитая система социального обеспечения

4) принцип разделения властей

22

Государственную власть осуществляет

1) ректор университета

2) председатель правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) председатель центробанка

23.Для монархии как формы правления характерна

1) передача верховной власти по наследству

2) коллективный принцип принятия решений

3) регулярная сменяемость органов государственной власти

4) выборность высших органов власти

Только в условиях тоталитарного режима

1) существует монополия на власть одной политической партии

2) граждане обязаны подчиняться законам

3) государство не вмешивается в дела гражданского общества

4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной основе

Один из признаков государства —

1) разделение и независимость властей

2) взимание налогов с граждан и предприятий

3) равенство всех граждан перед законом

4) республиканская форма правления

Объединение нескольких территориальных единиц в единое государство?

1) разделение властей

2) взимание налогов и сборов

3) демократический режим

4) федеративное устройство

Остановимся на политических режимах.

Политический режим- это система осуществления государственной власти

Назовите особенности авторитарного политического режима

Назовите особенности тоталитарного политического режима

Демократический политический режим( ученица представляет в рисунках)

Речь учителя: в современном мире в большинстве стран существует демократический режим, потому что ядром демократии является суверенитет народа.

Перед вами высказывание о демократии:

1.»Демократия — наихудшая форма правления, если не считать остальных»

( У.Черчилль)

Учащиеся сравнивают демократию с авторитаризмом и тоталитаризмом, а также указывают достоинства и недостатки демократии.

Плюсы и достоинства демократии.

. Демократия обладает множеством достоинств:

+1) Данная форма организации жизни общества обеспечивает эффективный контроль над политическими институтами и должностными лицами, а также предупреждает злоупотребление властью и не допускает отрыва правящей стороны от народа.

+2) Демократия представляет такую форму организации власти, при которой голос каждого человека будет не просто услышан, а принят во внимание и будет иметь свой вес в принятии решений.

+3) Полагается, что при демократии гарантируется политическая стабильность.

+4) При обсуждении того или другого вопроса в парламенте, это дает возможность достичь баланса интересов.

Минусы и недостатки демократии.

_1) Очень сложно привлечь каждого человека или общество к активному участию в политической жизни страны без принуждения, так как большинство граждан не желают принимать добровольное участие в политике.

_2) Часто случается так, что власть попадает в руки ложным лидерам..

_3) Большое разнообразие лидеров, большое разнообразие мнений мешает выбрать единое решение.

_4) Народ фактически лишается истинной власти, за исключением того времени, когда происходят выборы в органы государственных институтов.

_5) Происходит своеобразное отдаление депутатов и чиновников от народа, а это, в свою очередь, приводит к бюрократическим видам власти.

_6) Если рассматривать общество в целом.

Ваше отношение к данным высказываниям ? Обсуждение данных высказываний.

Продолжаем работать с кодификатором.

Сегодня мы еще не говорили о выборах, референдуме, избирательном процессе.

Что такое активное избирательное право?

Что такое пассивное избирательное право?

Что такое референдум?

Сравним выборы и референдум.

Задание:

Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) тайное голосование граждан

2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона

3) голосование за кандидатов на государственные должности

4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане

Черты сходства

Черты отличия

Работа в парах.

Анализ текста.

Прочитайте текст и выполните задания.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

•В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.

По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.

26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

27. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

Первый вариант. Соотнесите понятия и сущность понятий.

Понятия

Сущность данных понятий

1) президентская республика

А) при этой форме правления правительство формируется парламентом из представителей той партии, которая победила на выборах

2) абсолютная монархия

Б) политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном органе управления

3) федерация

В) политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни

4) унитарное государство

Г) право быть избранным

5) парламентская республика

Д) при этой форме правления президент совмещает функции главы государства и главы правительства

6) активное избирательное право

Ж) государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, своих правительств

7) пассивное избирательное право

З) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы имеют собственные конституции, исполнительные, законодательные органы власти, при этом сохраняется единое гражданство, денежная единица и т.д.

8) тоталитаризм

И) право избирать

9) авторитаризм

К) это форма правления, при которой власть находится в руках одного человека и передается по наследству

Проверка выполнения данного задания- Критерий выставления оценок

1- Д ОЦЕНКИ: «5»- 0 ошибок

2- К «4»- 1-2 ошибки

3- З «3»- 3-4 ошибки

4- Ж «2»- 5 и более ошибок

5- А

6- И

7- Г 8- В 9- Б

II.вариант Терминологический диктант

Напишите термин.

4.Методы осуществления Государственной власти_____________________

7. Парламент Российской Федерации.__________________________

Ответы

1.Политическая партия

2.Монархия

3.Республика

4.Политический режим

5.Гражданство

6.Конституция

7.Федеральное собрание

8.Подведение итогов

Какое место занимает политика в жизни человека?

Обьясните высказывание: Я не занимаюсь политикой.-

А знаете, это все равно,

Что сказать: » Не занимаюсь жизнью».

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольному тестированию. Повторить п.1-7

УДК 342.7

К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГЕНЕЗИСА ПОКОЛЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Н.Н. Олейник11 А.Н. Олейник21

1) Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: oleinik@bsu.edu.ru

Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды

В статье раскрывается взаимодействие государства и личности в контексте развития института прав человека и гражданина. Обобщается и анализируется процесс возникновения и развития теории и практики четырех поколений прав человека.

Ключевые слова: личность, человек, права человека, поколение прав человека, естественные права, личные права, гражданские права.

Взаимодействие государства и личности пронизывает всю историю существования человечества. Еще древнегреческие мыслители, создавая концепции идеальных государств и обществ, прежде всего, выделяли соотношение государства, общества и личности. Они указывают, что именно благодаря государству и обществу человек вообще становится «личностью». Вступая в жизнь, человек осваивает сначала определенный минимум знаний, профессиональные навыки, а затем приобретает совокупность статусов в экономике, культуре, политике. При этом личность характеризуется совокупностью осваиваемых социальных связей; через объем знаний, опыта, профессиональных ориентаций, индивидуальных особенностей, мировоззренческий потенциал и т.п. Таким образом, если понятие «человек» — биологическое, то «личность» — безусловно, социальное явление.

Вместе с формированием понятия «личность» в научный оборот вводится понятие «права человека», которые и отображают развитие прав личности в обществе и государстве. В результате научной систематизации прав человека в историческом ключе и появилась теория трех поколений прав человека. В начале XXI века некоторые исследователи начинают выделять четвертое поколение1.

Термин «права человека» сравнительно новый. Его стали использовать после Второй мировой войны, когда в 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций. И тогда вводится и другой термин — «естественные права». Таким же образом было заменено более раннее выражение «права мужчины», так как оно не учитывало права женщин2.

Специалисты по правам человека прослеживают историческое происхождение этой концепции еще со времен Древней Греции и Рима. Тогда она была тесно связана с доктринами естественного права греческого стоицизма. Эта была философская школа, основанная Зеноном с Китиона, который считал, что всю вселенную пронизывает универсальная творческая сила. Поэтому поведение человека необходимо рассматривать согласно законам природы и согласовывать с ними3. Эллинистический стоицизм существенно повлиял на формирование и распространение римского права, можно сказать, что он предусматривал существование естественного права и отвечал jus gentium («права народов») — универсальному праву, которое выходило за границы прав гражданства. Например, римский юрист Ульпиан считал, что естественное право — это

1 Скакун О. Ф. Теорія держави і права (Енциклопедичний курс). / О.Ф. Скакун. Х.: «Еспада «Ай Бі», 2006. С. 211.

право, которое дается от природы, а не от государства. И оно дается всем человеческим существам, независимо от того римские ли они граждане или нет4.

Однако доктрины естественного права стали тесно связывать с либеральными политическими теориями о правах человека лишь во времена позднего средневековья. Для того чтобы идея о правах человека, то есть о естественных правах, как общая социальная потребность и реальность, постоянно доминировала, должны были состояться фундаментальные изменения в убеждениях и практике общества, что произошло в период Возрождения и упадка феодализма. То есть, начиная с XIII в. до начала буржуазных революций. Это было связано с тем, что сопротивление религиозному догматизму и политико-экономической рабской зависимости постепенно стало трансформироваться в либеральные понятия свободы и равноправия, особенно относительно владения и пользования собственностью, лишь тогда по-настоящему были заложены основы, понятия, которые мы сегодня называем правами человека. В течение этого периода состоялся переход от обязанностей естественного права к правам естественного права5.

Однако, лишь в XVII и XVIII вв. была разработана модернистская концепция естественного права, которая предусматривала наделением всех людей естественными правами. В ее разработке особый вклад внесли такие философы, и просветители нового времени как Джон Локк, Шарль Монтескье, Вольтер и Жан-Жак Руссо. Наибольшее влияние на развитие этой концепции, по нашему мнению оказало творчество Дж. Локка. В своих произведениях, связанных с революцией 1688 г. в Англии («Славной революцией»), он последовательно доказывал, что каждой личности принадлежат определенные права (поскольку она, как человеческое существо, существовала в «естественном состоянии» еще до того, как человечество стало гражданским обществом). Основными среди этих прав, по мнению названного мыслителя, являются право на жизнь, свободу и собственность; что после наступления гражданского общества (в соответствии с «общественным соглашением»), человечество отказалось в пользу государства не от самых прав, а лишь от реализации этих естественных прав. И что неспособность государства обеспечить эти зарезервированные права (государство само обязалась обеспечить интересы своих граждан) порождает право на соответствующую народную революцию6. Вместе с Ш. Монтескье Дж. Локк также разработал концепцию разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Что касается прав человека, то Ш. Монтескье считал, что «свобода есть право делать все, что дозволено законами»7. Это определение не потеряло свою актуальность и сегодня.

Многие философы нового времени, опираясь на учение Локка и других ученых-обществоведов разных направлений мысли и имея большую веру в здравый смысл, решительно критиковали религиозный и научный догматизм, нетерпимость, цензуру и социально-экономические ограничения. Они стремились действовать на основе универсальных справедливых принципов, которые гармонично руководят одновременно природой, человечеством и обществом, а теория неотчуждаемых «прав человека» стала их основными этическими и социальными пастулатами.

Не удивительно, что все эти либерально-интеллектуальные поиски имели большое влияние на западный мир конца XVIII — начала XIX вв. Вместе с практическим примером Английской революции 1688 г. и Билля о правах, который стал ее результатом, они содействовали логическому обоснованию революционной волны, которая к тому времени охватила западную цивилизацию и особенно Северную Америку и Францию. Томас Джефферсон, который изучал Дж. Локка и Ш. Монтескье утверждал, что его соотечественники — «свободные люди. Они претендуют на права, которые

6 Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. / Локк Дж. М.: Мысль, 1988. — Т. 3. С. 264-267.

7 Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. / под ред. М.П. Баскина. М.: гос. изд-во пол. литры, 1955. С. 289-291.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

вытекают с естественного права, а не являются подарком верховного судьи»8. Эта ж идея была закреплена в Декларации независимости, провозглашенной тринадцатью американскими колониями 4 июля 1776 г. В ней подчеркивалось: «мы считаем очевидной истиной, что все люди созданы равноправными, что они наделены Богом определенными не отчуждаемым правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.»9. Маркиз де Лафайет — близкий друг Джорджа Вашингтона и который делил с ним трудности американской войны за независимость, — повторил лозунги английской и американской революций в Декларации прав человека и гражданина Франции от 26 августа 1789 г. Подчеркивая, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах», в этой декларации провозглашалось: «цель каждой политической ассоциации состоит в сохранении естественных и неотъемлемых прав человека»10. Декларация определяла эти права как «Свободу, Собственность, Безопасность и Сопротивление притеснениям». В понятие «свобода» она включала свободу слова, свободу объединений, религиозную свободу и свободу от своевольного ареста и тюремного заключения (словно опережая Билль о правах (1791 г.)11, принятый в дополнение к Конституции Соединенных Штатов 1787 г.)12.

Можно подытожить, что традиции прав человека продукт своего времени. Они отображают процессы исторической непрерывности и изменений и, как предмет кумулятивного опыта, помогают предоставить им содержание и форму. Таким образом, чтобы лучше понять формы и законный объем прав человека полезно проанализировать основные школы, которые определили традиции прав человека, начиная с периода Возрождения.

Особенно полезным в этом отношении являются понятия и понимание связи «трех поколений прав человека». Этот термин ввел в 1970-х гг. Карел Васак, чешский юрист и первый генеральный секретарь Международного института прав человека в г. Страсбурге (Франция)13. Три поколения прав человека, по его мнению, соотносятся с тремя идеалами Французской революции: свободой, равенством и братством14. Модель Васа-ка, конечно лишь упрощенное отображение чрезвычайно сложного исторического периода, но дает возможность создать систему развития прав человека в контексте развития государства и общества.

Первое поколение гражданских и политических прав ведет свое начало от указанных выше реформистских теорий XVII и XVIII вв., связанных с Английской и особенно с Американской и Французской буржуазно-демократическими революциями. Первое поколение включает личные права, вытекающие из естественных прав и созданных на основе позитивного права политических прав. Они находят свою конкретизацию в законодательстве первых буржуазно-демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах: право на свободу вероисповедания, на участие в управлении государственными делами, на равенство перед законом и судом, на жизнь, свободу и безопасность лица, от своевольного (незаконного) ареста, задержание. Эти права закрепили так называемую «негативную свободу” — т.е. они обязали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы. Это, например, хорошо отображено коротким утверждением, которое приписывается X. Л. Менкену — «любое правительство, конечно ж выступает против свободы»15. Таким образом, до этого первого поколения относятся заявленные права, изложенные в статьях 2-21 Общей Декларации прав человека

8 Уетсон Бернс Г. Указ. соч. С. 15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Там же. С.88-89.

11 Там же. С.153-155.

15 Mencken H.L. A Mencken Chrestomathy. N.Y.: Alfred A.Knopf, 1949. P. 145.

принятой ООН 10 декабря 1948 г.16. К первому поколению прав также можно отнести право на собственность. И любая попытка лишить человека собственности является незаконным действием. Каждое из этих прав отстаивало интересы, за которые велась борьба во время Американской и Французской буржуазных революций, а также интересы, важные для развития капиталистического общества. Однако в этой концепции первого поколения главным есть понятие свободы — щита, который защищает личность (или группу лиц) от злоупотреблений и плохого отношения к ним политических властей. Эта основная правовая ценность в наше время записана в конституциях более чем 180 стран — о есть практически во всех действующих конституциях мира17. Эти права закреплены в большинстве международных деклараций и соглашений, которые касаются прав человека принятых после Второй мировой войны. Это — западная либеральная концепция прав человека, которую иногда представляют в романтическом свете, как триумф индивидуализма Гоббса-Локка над статизмом Гегеля.

Второе поколение экономических, социальных и культурных прав ведет свое начало от социалистической традиции, которая возникает среди сенсимонистов во Франции в начале XIX в. Эти права сформировались в процессе борьбы народов мира за улучшение своего экономического уровня (конец ХІХ — начало ХХ ст.) — к ним относятся социально-экономические права. Они впервые были закреплены также в конституциях социалистических стран. К ним относятся право на работу, образование, отдых, на защиту материнства, детства.

Исторически эта традиция противопоставляется первому поколению гражданских и политических прав. Второе поколение прав человека воспринимается в более положительном («право на»), чем в негативном («свобода от») плане. Эти права требуют вмешательства государства в обеспечение равного участия всех людей в производстве и распределении соответствующих ценностей. Показательными для характеристики данной модели являются права человека, изложенные в статьях 22-27 Декларации ООН принятой 10.12.1948 г., такие как право на социальную безопасность, право на работу и защиту от безработицы, право на отдых и досуг, в том числе на периодический оплачиваемый отпуск, право на достойный уровень жизни, соответствующий здоровью и благополучию самого лица и его семьи, право на образование и право на защиту научной, литературной и художественной продукции деятельности человека и др.

Однако, как все гражданские и политические права первого поколения неверно характеризовать их как «негативные права». Объяснять это тем, что все права, которые принадлежат ко второму поколению экономических, социальных и культурных прав, в сущности, не могут иметь понятия «положительные права». Например, право на свободный выбор занятости, право создавать профессиональные союзы и принимать участие в них, право свободного участия в культурной жизни общества в своей основе не требуют положительных действий государства для обеспечения удовлетворения этих прав. Однако, большинство прав второго поколения, в соответствии с некоторыми критериями справедливого распределения благ, требуют определенного государственного вмешательства о выделении необходимых ресурсов. Ведь эти права относятся к категории скорее материальных, чем нематериальных ценностей. Таким образом, права второго поколения в своей основе являются требованиями социального равенства. Интернационализация этих прав состоялась с определенным опозданием, частично из-за социалистического влияния в нормативной сфере международных отношений. Но с выходом на глобальную арену стран Третьего мира, которые действовали под лозунгом «революций больших ожиданий», эти права начали интенсивно развиваться.

В конце концов, третье поколение солидарных прав базируется на двух предыдущих поколениях прав, связывает их между собой и по-новому их концептуализирует. Однако лучше всего рассматривать это поколение как продукт в стадии формирования -результат одновременного подъема и упадка наций-государств второй половины XX века. Третье поколение прав получило свое выражение в статье 28 Общей Декларации прав человека ООН, которая провозглашает, что «каждый имеет право на общественный и

16 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. / Голос України від 10.12.2008 — № 236.

17 Уетсон Бернс Г. Указ. соч. С. 21.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

международный порядок, в котором права, изложенные в этой Декларации, могут быть полностью реализованы»18. Третье поколение охватывает ныне шесть вышеуказанных прав. Три из них отображают появление национализма в странах Третьего мира и их требований относительно перераспределения власти, богатства и других важных ценностей: право на политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение; право на участие и получение прибылей от «общего наследства человечества» (общее околоземное пространство; научная, техническая и другая информация и прогресс; культурные традиции, памятки и памятники). Следующие заявленные права третьего поколения -право на мир, право на здоровую и сбалансированную окружающую среду и право на гуманитарную помощь в случае различных катастроф — дают нам возможность понять, что нации-государства неспособны эффективно решать наиболее сложные проблемы самостоятельно без участия международного сообщества в современном мире.

Все шесть вышеизложенных прав — коллективные права, которые требуют общих усилий всех социальных сил на планетарном уровне. Однако каждое из них выявляет как индивидуальную, так и коллективную сторону. Например, обеспечение нового международного экономического порядка, который устранит препятствия на пути экономического и социального развития заявленных прав, можно считать коллективным правом всех стран и народов (особенно развивающихся стран). Можно также утверждать, что получение пользы от политики развития, которая базируется на удовлетворении людских материальных и нематериальных нужд, это индивидуальное право всех людей. Когда, например, право на самоопределение и право на гуманитарную помощь находит свое отображение, как на законодательном, так и на моральном уровне, большинство из этих солидарных прав по своему характеру скорее желательны, чем обеспечены судебной властью, и имеют лишь неоднозначный юридический статус международных норм прав человека.

Таким образом, на разных этапах современной истории — после «буржуазных» революций XVII и XVIII вв., социалистических революций XX в. и антиколониальных революций, которые начались вскоре после окончания Второй мировой войны, — содержание прав человека определялось в общих чертах. Новое содержание прав человека развивалось путем расширения и добавления. Отображая развитие осознания того, какие именно ценности в разные исторические периоды требовали самого большого поощрения и защиты, история содержания прав человека также показывает периодические требования всего человечества о непрерывности и стабильности.

Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека есть взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ограничивать права и свободы личности.

В XXI в. продолжается процесс возникновения и закрепления новых прав личности, поэтому некоторые исследователи выделяют и четвертое поколение прав человека19. Объясняется это тем, что вместе с развитием и углублением права на информационное пространство нашей планеты, на предоставления различных услуг, основанных на интеллектуальных информационных технологиях (в том числе новейших различных технологичных исследований). Так в технологиях связи, использование глобальной сети «Интернет», обеспечение информационных отношений внутри страны и за рубежом, расширяет коллективные права человека. Активно началось становление прав человека, связанных с научными открытиями в области микробиологии, медицины, генетики и т.п. Эти права — результат вмешательства в психофизиологическую сферу жизни человека (например, право человека на искусственную смерть (эвтаназия), право женщины на искусственное оплодотворение и вынашивание ребенка для другой семьи и др.). Эти права тоже имеют границы. Например, во многих странах введен запрет клонирования человека и установлены другие правовые границы по отношению к другим правам этого поколения прав.

Нельзя утверждать, что каждое из этих четырех поколений прав одинаково приемлемо для всех, или что они или их отдельные элементы всегда и всюду находят одинаковое положительное отношение. Например, некоторые защитники прав первого поко-

18 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. / Голос України від 10.12.2008 — № 236.

19 Скакун О. Ф. Указ. соч. С. 213-214.

ления склонны исключать права второго и третьего поколения из своего определения прав человека вообще (или, по крайней мере, называют их второстепенными). В то же время многие ученые не признают появление четвертого поколения прав. В частности, это объясняется сложностью, которая возникала в процессе реализации этих прав. Приверженцы прав первого поколения, которые доказывают их особую значимость, вытекающую из естественного права и традиции невмешательства в их реализацию государства, небезразличны к мысли, что права человека в своей основе независимы от гражданского общества и являются индивидуалистическими, то есть только они составляют классические права личности. И наоборот, защитники прав второго, третьего и четвертого поколений считают, что права первого поколения, по крайней мере, на уровне общей практики, уделяют недостаточное внимание материальным потребностям людей и используются несправедливыми национальными, транснациональными и международными общественными институциями в качестве легитимизирующих инструментов и это «буржуазная иллюзия». Подобным образом, не исключая права первого поколения со своего определения прав человека, они по обыкновению предоставляют этим правам низкий статус и, соответственно, трактуют их как хронологически отдаленные цели, достижения которых возможно лишь после постепенного осуществления фундаментальных экономических и социальных преобразований, которые полностью будут реализованы лишь в далеком будущем. В конце концов, ни один из механизмов прав человека, на сегодняшний день действующих или предложенных, ничего не говорят о легитимности или упорядочении прав, которых они касаются, за исключением прав, которые по международному соглашению определены как неотъемлемые и потому они являются более фундаментальными чем иные (например, свобода от своевольного или незаконного лишения жизни, свобода от пытки и нечеловеческого или унизительного отношения и наказания, свобода от рабства, свобода от тюремного заключения за долги). Вероятно, когда вопрос касается проблемы осуществления заявленных прав, среди юристов, философов, политологов и других обществоведов не существует единой мысли относительно их легитимности и иерархии.

Таким образом, легитимность прав личности и заявленные среди них приоритеты определяются контекстом определенной эпохи. Поскольку люди в разных частях планеты отстаивают и уважают те или иные права человека в соответствии с различными процедурами и практикой, эти вопросы целиком зависят от времени, места, обстоятельств, уровня кризиса и других причин. При этом взаимоотношения государства и личности в историческом генезисе через поколения права человека свидетельствуют, что по мере развития прав личности их количество и распространение в различные сферы общественной и социальной жизни, по нашему мнению, только увеличивается. Об этом убедительно свидетельствует и появление третьего и четвертого поколений прав человека. С другой стороны гармоническое развитие личности возможно только в правовом демократическом государстве и в развитом гражданском обществе.

1. Всеобщая декларация прав человека / Голос України від 10.12.2008 — № 236.

2. Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. / Локк Дж. — М.: Мысль, 1988. — Т. 3. — 668 с.

3. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. / под ред. М.П. Баскина. — М.: гос. изд-во пол. лит-ры, 1955. — 843 с.

4. Скакун О. Ф. Теорія держави і права (Енциклопедичний курс). / О.Ф. Скакун. — Харьков: «Еспада»Ай Бі», 2006. — 776 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. / А.Н. Чанышев. — М.: Высшая школа, 1991. — 512 с.

Список литературы

10. Mencken H.L. A Mencken Chrestomathy. N.Y.: Alfred A.Knopf, 1949. — 627 p.

RELATIONSHIP OF THE PROBLEM OF STATE AND PERSONALITY TO THE GENESIS OF GENERATIONS OF HUMAN RIGHTS

N.N. OLIYNIK 11 O.N. OLIYNIK 2)

1) Belgorod National Research University

2) Kharkiv National Pedagogical University named G.S. Skovoroda