Трудовая инспекция штрафы для предприятий ООО

Содержание

За что трудовая инспекция штрафует юридических лиц

Работодатель за нарушения трудовых прав и интересов своих работников привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, согласно действующему в 2016 году законодательству.
Такие нормы относятся не только к работодателям, но и к начальникам структурных подразделений и их заместителей, а также к работодателям – физическим лицам. Об этом говорится в ст. 362 ТК РФ.

К дисциплинарной ответственности руководители структурных подразделений, а также их заместители привлекаются в том случае, если на имя руководителя поступила жалоба от представительного органа работников. Работодатель обязан провести проверку по факту нарушения, описанного в жалобе. Если факт окажется достоверным, то работодатель обязан привлечь виновное лицо к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.
Штрафовать работодатель не имеет права! Об этом говорится в ст. 195 ТК РФ.

Выписывать штрафы имеет право только трудовая инспекция, которая проводит проверку работодателя по заявлению его работников. Штрафные санкции указаны в ст. 5. 27 КоАП РФ и в ст. 5. 27. 1 КоАП РФ.

За что штрафует трудовая инспекция

Штрафы инспекции по труду с января 2016 года не выросли, за исключением штрафов за нарушения охраны труда.
Согласно ст. 5. 27 КоАП РФ, за нарушение трудового законодательства, а также нормативны актов, которые содержат нормы трудового права, работодатель привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа.
Работодатель, как должностное лицо, а также индивидуальный предприниматель, который имеет наёмных работников, может быть оштрафован на сумму от 1 до 5 тысячи рублей.
Работодатель, как юридическое лицо, штрафуется на сумму от 30 до 50 тысяч рублей.

Если работодатель, допускает к работе лицо, которое не имеет на это право (например, который не прошёл обязательный медицинский осмотр), но, в случае обнаружения нарушения, отрицает этот факт, будет оштрафован и сам работодатель, и такой работник.
Работник штрафуется на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, а работодатель, как должностное лицо – на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.

В случае, если работодатель уклоняется от заключения с работником трудового договора или гражданско-правового договора, который фактически регулирует трудовые отношения, или же ненадлежащим образом оформляет этот документ, то работник имеет право написать жалобу в трудовую инспекцию.

При обнаружении нарушений, работодатель, как должностное лицо, будет оштрафован на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.
Если работодатель является индивидуальным предпринимателем, то штраф будет от 5 до 10 тысяч рублей.

Штрафы Государственной инспекции труда

Юридическое лицо будет оштрафовано на сумму от 50 до 100 тысяч рублей.

С 2016 года значительно возросли штрафы за нарушения требований по охране труда. Санкции по данным нарушениям указаны в ст. 5. 27. 1 КоАП РФ.
За нарушения требований по охране труда, на должностные лица возлагается административная ответственность в виде штрафа от 2 до 5 тысяч рублей, на ИП – от 2 до 5 тысяч рублей, а на юридические лица – от 50 и до 80 тысяч рублей.

Если работодатель нарушил требования проведения специальной проверки, которые с 2016 года сильно ужесточились, то его «ожидает», как должностное лицо, штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Точно такой же штраф будет наложен и на ИП. А вот работодателю, как юридическому лицу, придётся заплатить от 60 до 80 тысяч рублей.

Прежде чем приступать к выполнению своих трудовых обязанностей, ответственное лицо должно провести инструктаж по охране труда на рабочем месте. Если к работе допущен сотрудник, который не прошёл такой инструктаж, то должностное лицо обязано будет заплатить штраф в размере от 15 до 25 тысяч рублей, а юридическое лицо – от 60 до 80 тысяч рублей. Индивидуальный предприниматель будет уплачивать штраф, как должностное лицо – от 15 до 25 тысяч рублей.

Если ответственное лицо не обеспечило работников индивидуальными средствами защиты, то оно будет оштрафовано трудовой инспекцией на сумму от 25 до 30 тысяч рублей, а сам работодатель, как юридическое лицо – на сумму от 130 до 150 тысяч рублей.

Штрафы от трудовой инспекции при повторных нарушениях

При совершении повторных правонарушений, штрафы для работодателей, как для юридических лиц, возрастают в несколько раз.
При повторном нарушении трудового законодательства или других нормативных актов, которые также содержат нормы трудового права, работодатель, как должностное лицо, будет уже оштрафован на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.
Как альтернатива штрафу может быть рассмотрена дисквалификация на срок от 1 до 3-ёх лет.
Если такое правонарушение совершит повторно предприниматель, то штраф для него будет от 5 до 10 тысяч рублей. А вот юридическое лицо должно будет заплатить от 50 до 100 тысяч рублей.

При обнаружении повторного факта допущения к работе лица, который на это не уполномочен работодателем, а также уклонение от заключения трудового договора или заведомо неправильное его составление приводит к наложению штрафа на самих граждан на сумму 5 тысяч рублей.
Должностные лица подлежат обязательной дисквалификации, индивидуальные предприниматели будут оштрафованы на сумму от 30 до 40 тысяч рублей.
Предприятие же, как юридическое лицо, обязано будет заплатить штраф на сумму от 100 до 200 тысяч рублей.

При повторных нарушениях охраны труда, должностное лицо будет обязано выплатить штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей. Альтернативой штрафу может быть назначена дисквалификация без права занимать аналогичную должность на срок от 1 года до 3-ёх лет. Юридическое лицо выплатит штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей или запрет на ведение деятельности на срок до 90 дней.

Аудит кадровых документов своими силами

Аудит кадровых документов своими силами
Кадровые документы – эта та часть деятельности по управлению персоналом, где порядок должен быть всегда.

Ведение кадровых документов в соответствии с установленными правилами обеспечивает компании защиту от штрафов проверяющих органов и от трудовых споров с работниками. Кадровый аудит включает в себя экспертную оценку правильности ведения кадрового документооборота, включая анализ текста конкретного документа на соответствие его требованиям трудового законодательства и оценка рисков наложения санкций при проведении проверок и в случае трудового конфликта. Кадровый аудит определит, каких документов в отделе персонала пока нет, но они должны появиться, какие следует доработать, какие можно оставить без изменения.

Когда необходима проверка?

Обычно компании проводят проверку состояния кадровых документов в следующих случаях:

  • при смене кадрового работника, отвечающего за ведение кадрового делопроизводства (при увольнении или переводе на другую должность, в другое подразделение, филиал);
  • при угрозе проверки после увольнения обиженного работника (невыплата вовремя заработной платы, премии, увольнение по инициативе работодателя);
  • при смене руководства организации;
  • при приведении кадровой документации в соответствие с действующим законодательством после произошедших в нем изменений;
  • при получении информации или предписания о предстоящей плановой проверке трудовой инспекцией

    Так же кадровый аудит можно предложить компаниям, которые планируют оптимизировать работу с кадровыми документами компании, и которым в настоящий момент времени необходима оценка текущего состояния и рекомендации по дальнейшей работе.

    Одну из проблем которую решает кадровый аудит, это уменьшение рисков, связанных с нарушением действующего трудового законодательства. Поэтому обычно кадровый аудит, прежде всего, направлен на уменьшение влияния «повышенных зон рисков».

    Кто и как?

    Кадровый аудит можно поручить компании-провайдеру, оказывающей подобные услуги. Опытные специалисты проведут комплексную проверку по наработанной методике и представят отчет по результатам работы. В отчете укажут выявленные нарушения, их возможные последствия и дадут рекомендации по устранению ошибок, а в дальнейшем помогут в восстановлении кадровой документации.

    Таблица штрафов за нарушение трудового законодательства работодателем в 2018 году

    Надо отметить важное преимущество проведения аудита силами стороннего провайдера – это непредвзятость заключения о состоянии кадрового учета на предприятии.

    Также кадровый аудит может быть реализован собственными силами. В этом случае нужно издать приказ о проведении кадрового аудита в компании, определить цели и задачи данного мероприятия, сформировать соответствующую комиссию (например, в составе юриста, заместителя главного бухгалтера, начальника отдела кадров), определить сроки и способ проверки.

    Проверку можно проводить выборочно (определенное количество должностей, подразделений и все кадровые документы по ним) или путем сплошной (тотальной) проверки.

    Во многом вид проверки зависит от количества работников в организации, целей, задач и поставленных сроков.

    В отдельный список необходимо вынести особую категорию работников, которые имеют условия трудового договора и условия работы, отличные от других и кому, согласно законодательству и локальным актам предоставляются какие-либо льготы, надбавки, компенсации и т.п. Документацию данных работников необходимо проверить более внимательно.

    Составляем план проверки.

    Сотрудник, участвующий в аудите, должен понимать всю значимость и последствия процесса. Для начала необходимо разработать план, составить список документов, которые обязательно должны быть в кадровой службе. Обязательность некоторых документов прямо определена в Трудовом кодексе. Далее произвести сверку – что есть и как должно быть, чтобы в дальнейшем восстановить все необходимые кадровые документы.

    На практике для проведения кадрового аудита своими силами необходимо:

    1. составить план проверки;

    2. составить список всех работников, разбить их по должностям и структурным подразделениям;

    3. определить перечень нормативных документов, обязательных и дополнительных для данной компании;

    4. определить перечень кадровых документов для проверки (к примеру, компания «Орион» определила для себя следующий список, подлежащих проверке: (пример 1))

    Пример 1

  • Штатные расписания; Приказы об утверждении штатных расписаний; Приказы об изменении штатных расписаний;
  • Трудовые договоры; Дополнительные соглашения к трудовым договорам;
  • Журнал регистрации трудовых договоров и изменений к ним;
  • Приказы по личному составу (прием, переводы, увольнения, поощрения, премирование и т.д.);
  • Журналы регистрации приказов (по личному составу, отпускам, командировкам);
  • Трудовые книжки; Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним Приказ о назначении ответственного за ведение и хранение трудовых книжек;
  • Должностные инструкции;
  • Приказы о предоставлении отпуска (ежегодного, дополнительного, учебного, отпуска без сохранения заработной платы, по уходу за ребенком);
  • Графики отпусков;
  • Заявления сотрудников (о предоставлении отпусков, в случае отклонения от графика отпусков (ежегодного, дополнительного, учебного, отпуска без сохранения заработной платы, по уходу за ребенком, другие заявления, заявления на увольнения);
  • Личные карточки работников по унифицированной Форме Т-2;
  • Приказы о направлении работников в командировку. Служебные задания;
  • Табели учета рабочего времени;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Положение об оплате труда и премировании;
  • Положение о защите персональных данных;

    5. одготовить форму проверочного листа (пример 2), в которую будут вноситься данные по нарушениям, отсутствию документов и сроки для исправления существующих документов или создания недостающих документов.

    Составление перечня обязательных нормативно-правовых актов, применяемых в организации и перечня локальных нормативных актов компании — это важный этап в ходе проверки, поскольку соответствие ведения кадрового учета законодательству и является основным критерием ведения кадрового учета в компании для специалиста отдела персонала.

    В список обязательных нормативно-правовых актов следует включить:

  • Трудовой кодекс РФ со всеми внесенными изменениями и дополнениями;
  • Унифицированные формы первичной учетной документации (постановление
  • Госкомстата России от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»)
  • Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 №225 «О трудовых книжках», в ред. от 19.05.2008г;
  • Инструкция по заполнению трудовых книжек (постановление Минтруда России от 10.10.2003г №69);
  • Положение о направлении в командировки (постановление Правительства РФ от 13.10.2008г №749);
  • Федеральный закон от 29.12.2006г №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 25.02.2011г);
  • Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (в ред. от 07.03.2011г);
  • Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. от 23.12.2010);
  • Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 09.12.2010);
  • Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 21.04.2011);
  • Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010);
  • Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010);
  • Постановление Министерства труда России («Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»);
  • Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организации, с указанием сроков хранения (утвержден Министерством культуры РФ 25.08.2010 №558);

    При анализе внутренних локальных нормативных актов необходимо обратить внимание на оформление, принятие, утверждение, содержание и ознакомления с ними работников.

    В список обязательных локальных нормативных актов компании (на основании ст.5 ТК РФ) следует включить:

  • правила внутреннего трудового распорядка (чч.3 и 4 ст.189 и ст.190 ТК РФ);
  • положение о защите персональных данных работников (ст.88 ТК РФ);
  • положение об оплате труда, премировании (ст.135 ТК РФ);

    В список необязательных (рекомендуемых) локальных нормативных актов компании (на основании ст.5 ТК РФ) следует включить:

  • положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 24.07.2007));
  • положение о командировках;
  • положение об аттестации работников.

    Проверка наличия трудовых книжек и правильности их ведения, наличия книги учета движения трудовых книжек и вкладышей, наличия бланков трудовых книжек и вкладышей, а также приказа о назначении ответственного работника за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек обязательно должна входить в зону проверки кадровой документации. Важным моментом кадровой проверки станет ревизия журналов регистрации. Книги регистрации приказов по личному составу проверяются совместно с приказами на предмет корректного внесения информации и отсутствию пропусков в регистрации.

    При проверке рекомендуем обращать внимание на качество документов, правильность их составления с точки зрения кадрового делопроизводства, юридическую грамотность, соблюдения архивных требований.

    Подводим итоги

    Результаты сверки рекомендуем отобразить в таблице (пример 3). Таблица наглядно покажет, какие документы и локальные нормативные акты требуют доработки, а какие нужно создать.

    В заключение составляется отчет о текущем состоянии кадрового делопроизводства, анализируются, достигнуты ли цели проверки, фиксируются выявленные недостатки, прописываются меры, которые следует предпринять, делаются выводы (пример 4).

    По окончании проверки при наличии недостающих или некорректно созданных документов необходимо установить срок, в который эти документы будут созданы или исправлены, разработать план по исправлению найденных нарушений (пример 5).

    При использовании материала ссылка на проект HRM обязательна

    Материал размещен на сайте HRM.RU

  • Лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

    Привлечениек дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников предусмотрено статьей 195 ТК РФ. Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа о нарушении указанными лицами трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. Если факт нарушения подтвердится, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения.

    Административная ответственность за правонарушения, связанные с нарушением трудового законодательства, предусмотрена в КоАП РФ.

    Согласно статье 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда пунктом 1 указанной статьи предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Причем статьей 5.27 КоАП РФ штраф налагается на должностных лиц (понятие должностного лица дано в статье 2.4 КоАП РФ), то есть оштрафовать могут руководителя, главного бухгалтера, начальника отдела кадров. Например, начальник отдела кадров будет привлечен к ответственности за неправильное ведение кадрового учета; главного бухгалтера оштрафуют при неправильном начислении заработной платы работникам. К случаям нарушения законодательства о труде и об охране труда относятся также:

    — Заключение срочного трудового договора в отсутствие достаточных к тому оснований;

    — Задержка выплаты заработной платы;

    — Наложение дисциплинарного взыскания на работника, отказавшегося выполнять работу, не предусмотренную условиями трудового договора. (Такие действия работодателя также могут быть рассмотрены в качестве нарушения трудового законодательства, поскольку в соответствии со статьей 60 ТК РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором).

    Частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет за собой наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

    Штраф за неоформленного сотрудника

    Как разъяснил Пленум ВС РФ в пункте 17 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 , под аналогичным правонарушением следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника).

    Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. То есть лицо, ранее оштрафованное за нарушение трудового законодательства, при его повторном нарушении лишается права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 3.11 КоАП РФ).

    За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты статьей 5.42 КоАП РФ предусмотрен штраф на должностных лиц работодателя в размере от 20 до 30 МРОТ.

    КоАП РФ предусмотрена ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства, применяемого в отношении коллективных договоров (соглашений):

    1. Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (статья 5.28 КоАП РФ).

    2. Непредставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля, за соблюдением коллективного договора, соглашения — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (статья 5.29 КоАП РФ).

    3. Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения — влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (статья 5.30 КоАП РФ).

    4. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению — влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (статья 5.31 КоАП РФ).

    5. Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (статья 5.32 КоАП РФ).

    6. Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, — влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 МРОТ (статья 5.33 КоАП РФ).

    7. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки — влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ (статья 5.34 КоАП РФ).

    Нарушение работодателем или заказчиком работ (услуг) правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников — влечет наложение административного штрафа:

    — на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ;

    — на должностных лиц — от 25 до 200 МРОТ;

    — на юридических лиц — от 100 до 3000 МРОТ (статья 18.10 КоАП РФ).

    Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ (статья 19.4 КоАП РФ Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ; на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ (статья 19.5 КоАП РФ).

    Непринятие по постановлению органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ (статья 19.6 КоАП РФ).

    Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением трудового законодательства, предусмотрена УК РФ. Уголовная ответственность руководителей предусмотрена за:

    — необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет, по этим мотивам. Наказание предусмотрено статьей 145 УК РФ в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного, за период до 18 месяцев либо обязательных работ на срок от 120 до 180 часов;

    — невыплату свыше 2 месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат. Статьей 145.1 УК РФ установлен штраф в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода должностного лица за период до 6 месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.

    — за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Ответственность в данном случае наступает либо в виде штрафа от 200 до 500 МРОТ, либо в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо лишения свободы на срок до 2 лет (часть 1 статьи 143 УК РФ). То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (часть 2 статьи 143 УК РФ);

    Трудовым законодательством также предусмотрена материальная ответственность работодателя:

    O за задержку выплаты заработной платы и других выплат — работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (статья 236 ТК РФ). При этом размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

    O за моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, — сумма ущерба возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (статья 237 ТК РФ), а в случае возникновения спора — судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

    O за все случаи незаконного лишения работника возможности трудиться — работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок (статья 234 ТК РФ). К упомянутым случаям относится:

    — незаконное отстранение работника от работы, его увольнение или перевод на другую работу;

    —   отказ работодателя от исполнения или несвоевременное исполнение решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;

    —   задержка работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесение в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

    Кроме того, в ТК РФ существует специальная норма, предусматривающая ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника.

    Согласно статье 90 ТК РФ

    лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами>.

    Обратите внимание!

    При этом необходимо помнить о том, что к ответственности могут быть привлечены только те работники, которые в соответствии с условиями своих трудовых договоров и должностных инструкций обязаны были соблюдать правила работы с персональными данными. Тоже относится и к работникам, ответственным за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек.

    Уголовная ответственность за преступления, нарушающие права и свободы граждан, предусмотрена УК РФ.

    Статья 137 УК РФ устанавливает ответственность за:

    наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

    2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —

    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев>.

    Основанием привлечения к уголовной ответственности является также отказ должностного лица в предоставлении гражданину информации. Так, статья 140 УК РФ гласит:

    наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет>.

    Норма статьи 13.11 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда за нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

    Кроме того, согласно статье 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

    Так как персональные данные являются одним из видов охраняемой законом тайны, защита их конфиденциальности предусмотрена также и статьей 13.14 КоАП РФ, согласно которой в ситуации, если лицо, получившее доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, разгласило сведения, составляющие персональные данные, административный штраф для него будет составлять от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

    К сотруднику, ответственному за хранение персональной информации работников, работодатель вправе применить одно из дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 192 ТК РФ, в частности замечание, выговор, увольнение.

    Одновременно нормы подпункта , пункта 6, статьи 81 ТК РФ предусматривают четкое основание, наделяющее работодателя правом расторжения трудового договора по своей инициативе при разглашении охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

    Кроме того, как работодатель, так и работники, непосредственно обрабатывающие персональные данные работников могут быть привлечены к материальной ответственности за разглашение служебной или коммерческой тайны вопреки трудовому договору в порядке возмещения причиненного этим ущерба (пункт 7 часть 1 статьи 243 ТК РФ; статья 139 ГК РФ).

    ГК РФ предусматривает защиту нематериальных благ граждан, включая неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь, доброе имя, деловую репутацию. Соответственно, гражданско-правовая ответственность установлена в виде денежной компенсации за причиненный моральный вред или имущественный ущерб и обязанности опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (работника) (статьи 150 — 152 ГК РФ).

    Скачать КЛАДР 2010

    Трудовая инспекция (требования трудовой инспекции, проверки трудовой инспекции, ответственность работодателя, штрафы)

    Справочник кадровика — помощь сотруднику отдела персонала

    Скачать должностные инструкции в формате Word

    Кадровое делопроизводство — образцы форм приказов, инструкций, договоров, журналов

    Опыт работы на консультационном рынке показывает, что сегодня подавляющее большинство организаций не уделяет должного внимания вопросам соблюдения законодательства о труде и ведению кадрового делопроизводства. Особенно это стало заметным в «кризисный» и «после кризисный» периоды. Практика показывает, что игнорирование руководителями организаций норм трудового законодательства зачастую приводит к штрафным санкциям, размеры которых превышают затраты на организацию и ведение кадрового делопроизводства.

    О наиболее типичных нарушениях действующего трудового законодательства, связанных с кадровым делопроизводством, рассказывает ведущий консультант по кадровому администрированию группы компаний \"РУСКОНСАЛТ\" Ирина Солодова.

    Государственный инспектор по труду может прийти в любую организацию, независимо от ее численности и спецфики, без уведомления и потребовать предъявить ему более 30 различных документов, предусмотренных трудовым законодательтвом. Правильно оформленные кадровые документы -гарантия успешного прохождения проверки трудовой инспекцией.

    Оформление кадровой документации продолжает занимать большую часть рабочего времени специалистов служб персонала и нередко доставляет серьезные неприятности при проверках и конфликтых ситуациях.

    Итак, на что стоит обратить внимание работодателя:

    Локальные нормативные акты , связанные с управлением персоналом.

    Локальные нормативные акты адаптируют действующее законодательство к особенностям конкретной организации и необходимы для последущей индивидуальной работы с каждым сотрудником. Трудовой кодекс РФ требует, чтобы такие документы были в каждой организации. Основными нормативными документами, запрашиваемые при проверках инспекторами по труду, будут Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о защие персональных данных работников, Положение о заработной плате, материальном и нематериальном стимулировании, Положение об охране труда и технике безопасности. Важно не только правильно составить, оформить и ввести в действие данные документы, но и обеспечить своевременное ознакомление с этими документами каждого работающего сотруника. На все эти кадровые тонкости обращает внимание инспектор по труду при проведении проверки.

    Штатное расписание и документы по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом

    В ходе проверок инспекторы по труду особенно внимательны к правильности оформления и полноте содержания данной группы кадровой документации. К ним, безусловно, относят штатное расписание предприятия, своевременное внесение в него соответствующих изменений, табель учета рабочего времени, расчетный листок. Если для оформления штатного расписания и табеля учета рабочего времени используются унифицированные формы Т-3 и Т-12,Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 г. № 1 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты”, то расчетный листок заполняется в произвольной форме .Достаточно часто встречаются случаи нарушений, когда в ходе проверок обнаруживается, что работодатель самостоятельно вносит изменения в унифицированную форму штатного расписания исключая или дополняя его различными столбцами или указывает диапазон значений в графе «размер тарифной ставки, должностной оклад».

    В статье 136 Трудового кодекса РФ сказано, что при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого сотрудника о ее составных частях, причитающейся сумме и о размерах удержаний. Расчетный листок должен выдаваться сотрудникам обязательно. Исключений из этого правила в Трудовом кодексе нет — в том числе и для сотрудников, работающих по совместительству.

    При проверках всегда смотрят какого размера зарплаты установлены в трудовых договорах, в штатном расписании. Правильно ли внесены изменения в трудовые отношения, связанные с изменением заработной платы сотрудников. Помните, что фраза « с оплатой согласно штатному расписанию» недопустима в трудовом договоре! Согласно ст.57 ТК РФ в трудовом договоре должны быть указаны: размер тарифной ставки или должностного оклада, надбавки и доплаты. Важно, чтобы информация в трудовом договоре, штатном расписании, Правилах внутреннего трудового распорядка, Положении об оплате труда и премировании, актах о неявке работников за заработной платой, расчетные документы и уведомления по уволенным, платежным ведомостям и приказам совпадала.

    Отсутствие на предприятии оформленных в соответствии с действующим трудовым законодательством документов по учету рабочего времени может послужить поводом для налоговых органов признать необоснованным включение расходов на оплату труда в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

    График отпусков.

    На основании ст. 123 Трудового кодекса РФ и постановления Госкомстата России от 5 января 2004 года №1 на предприятии в обязательно порядке утверждается график отпуск, определяющий порядок предоставления и ухода в очередной отпуск всех работающих сотрудников. Работодатель обязан соблюдать утвержденный график и своевременно уведомлять сотрудников о наступлении времени очередного отпуска. Отсутствие утвержденного графика отпусков, а также нарушение порядка предоставления и документального оформления очередного отпуска является нарушением действующего трудового законодательства и подлежит наложению штрафных санкций.

    Документация по личному составу.

    Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) вступил в силу с 01 февраля 2002 года, но до настоящего времени большинство руководителей организаций продолжают считать, что заключение трудовых договоров с работниками в письменной форме – право работодателя, а не его обязанность. Однако обязанность заключения трудовых договоров в письменной форме возложена на работодателя статьей 67 ТК РФ. Таким образом, трудовые договоры должны заключаться с работниками организаций всех форм собственности в порядке и на условиях, предусмотренных главой 10 ТК РФ.

    В соответствии со статьей 358 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденных руководителем Росархива 06.10.2000г. Журнал регистрации трудовых договоров должен храниться 75 лет. Такой же срок установлен и для хранения самих трудовых договоров.

    Отсутствие трудового договора у работника, принятого на работу после 01.02.2002, является самым серьезным нарушением трудового законодательства.

    Письменная форма трудового договора не исключает необходимости издания работодателем приказа о приеме на работу. В соответствии со статьей 68 ТК РФ приказ (распоряжение) о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора.

    Нередко приходится сталкиваться с тем, что приказы о приеме на работу либо не составляются вообще – работодатели ограничиваются заявлением работника, на котором пишут свою резолюцию и указывают размер заработной платы, – либо оформляют приказы с нарушением “Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты”, приведенных в Постановлении Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 г. № 1 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты”. В соответствии с указанным Постановлении Госкомстата РФ для оформления учета кадров используются следующие унифицированные формы:
    № Т-1 “Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу”;
    № Т-1а “Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу”;
    № Т-2 “Личная карточка работника”;
    № Т-2ГС (МС) “Личная карточка государственного (муниципального) служащего”;
    № Т-3 “Штатное расписание”;
    № Т-4 “Учетная карточка научного, научно-педагогического работника”;
    № Т-5 “Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу”;
    № Т-5а “Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу”;
    № Т-6 “Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику”;
    № Т-6а “Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам”;
    № Т-7 “График отпусков”;
    № Т-8 “Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)”;
    № Т-8а “Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)”;
    № Т-9 “Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку”;
    № Т-9а “Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку”;
    № Т-10 “Командировочное удостоверение”;
    № Т-10а “Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении”;
    № Т-11 “Приказ (распоряжение) о поощрении работника”;
    № Т-11а “Приказ (распоряжение) о поощрении работников”;
    № Т-12 «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы»
    № Т-13 « табель учета использования рабочего времени»

    Отсутствие указанных документов в организации может привести к привлечению организации к ответственности в виде начисления штрафных санкций, согласно статье 120 “Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения” Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

    Еще одним распространенным заблуждением работодателя является то, что расторжение трудового договора с работником, формулируемое как “по собственному желанию”, происходит на основании статьи 80 ТК РФ.

    Однако указанная статья определяет только порядок и условия расторжения трудового договора. Основания же для прекращения трудового договора определены статьей 77 ТК РФ. В частности, расторжение трудового договора работником по собственному желанию происходит на основании пункта 3 статьи 77 ТК РФ. Следовательно, запись в трудовой книжке об увольнении должна содержать ссылку на пункт 3 статьи 77 ТК РФ, а не на статью 80 ТК РФ, как нередко встречается на практике.

    Особое внимание стоит уделить правильности оформления документов при увольнении за прогул. В случае, если работодателем не были оформлены все необходимые документы, констатирующие факт действительного отсутствия работника на рабочем месте , увольение будет признано недействительным и работник будет восстановлен на работе при этом работодатель должен будет выплатить работнику причитающуюся сумму за вынужденный прогул.

    Ведении трудовых книжек на предприятии.

    В соответствии со статьей 66 ТК РФ, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечение ими работодателей установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 “О трудовых книжках” (вместе с “Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей”).

    Согласно “Инструкции по заполнению трудовых книжек”, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69, работодатель обязан вести трудовые книжки на всех работников, проработавших в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной.

    Обеспечение работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку осуществляется на основании договора, заключенного с изготовителем или распространителем на платной основе. Следует отметить, что работодатели не имеют права требовать от работника, поступающего на работу впервые, предоставления бланка трудовой книжки.

    За что трудовая инспекция штрафует юридических лиц

    Организация должна за счет собственных средств приобрести бланки трудовых книжек, как установлено “Порядком обеспечения работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку”, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.12.2003 г. № 117н.

    Однако часто работодатели принимают от работника чистый бланк трудовой книжки, вносят туда запись, не обращая внимания на то, что с 1 января 2004 года введены в действие трудовые книжки нового образца.

    Также следует отметить, что на работодателя возлагается ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек.

    С целью обеспечения учета и хранения трудовых книжек работодатель должен вести следующую документацию: приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладышей к ней и книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним.

    В приходно-расходную книгу вносятся все операции, связанные с получением, расходованием бланков трудовой книжки и вкладышей к ней с указанием серии и номера каждого бланка.

    В книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также выданные им, с записью серии и номера.

    Анализ ошибок, которые встречаются при проведении проверок, правильность заполнения трудовых книжек требуют отдельного освещения. К наиболее типичным ошибкам при оформлении трудовых книжек можно отнести следующие:
    – зачеркивание ранее внесенных неточных или неправильных записей в разделах трудовой книжки (вкладыша) “Сведения о работе”, “Сведения о награждениях”;
    – внесение записи о работе в раздел “Сведения о награждениях”;
    – неоформление надлежащим образом выданного вкладыша (не вшит в трудовую книжку, не проставлен штамп о выдаче вкладыша на первой странице трудовой книжки).

    Согласно “Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей”, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г.№ 225, с каждой записью, вносимой на основании приказа в трудовую книжку (вкладыш) о поступлении на работу, переводе, назначении, увольнении, работник должен быть ознакомлен под роспись в личной карточке (№ Т-2), в которой должна быть повторена точная запись из трудовой книжки (вкладыша).

    Личная карточка работника.

    К основным первичным учетным документам относят Личную карточку (унифицированная форма № Т-2). Оформление ее ведется в соответствии с Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты”.

    Личная карточка является основным документом по учету труда и заполняется на всех работников. К организации заполнения, внесения новой кадровой информации и хранении личных карточек также предъявляются особые требования, в обязательном порядке исполняемые работодатель. Личные карточки хранятся на предприятии 75 лет. За обесечение их сохранности работодатель несет персональную ответственность.

    Документация по охране труда и технике безопасности

    Особое внимание в ходе проверок в последнее время уделяется организации охраны труда и проведению своевременной аттестации рабочих мест на предприятиях.

    В обязательном порядке инспектором проверяется наличие и правильность оформления документации по охране труда: действующая инструкция по охране труда по профессиям, журнал проведения инструктажа и изнакомления с инструкциями, журнал прохождения работниками обязательного медицинского освидетельствования и другие. Данная документация может храниться в кадровй службе предприятия, службе по охране труда или канцелярии.

    Подводя итог вышеизложенному можно резюмировать, что наиболее частыми ошибками специалистов кадровых служб являются:

    • отсутствие предусмотренных действующим законодательством в обязательном порядке видов документов;
    • нарушение порядка разработки и ввода в действие документов, содержащих нормы трудового права;
    • неверное оформление, незнание правл придания документам юридической силы;
    • неправильное документирование управленческой ситуации, выражающееся в отствтуии необходимых документов или в непонимании, какой вид документа должен подтверждать происходящие события;
    • организация хранения и уничтожения кадровой документации с грубыми нарушениями правил работы ведомственных архивов.

    Обратите внимание — руководители организаций несут персональную ответственность за документальный фонд, образующийся в процессе их деятельности. За нарушение законодательства РФ и иных нормативных правовых актов. Неправильное ведение кадровой документации или отсутствие таковой законодателем предусмотрено наложение административных штрафов или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а повторно — влечет дисквалификацию должностного лица.

    В соответствии с подп. «а» ч.1 с. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов. Федеральная инспекция труда вправе направить в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды исковые рребования и иные материалы по фактам нарушений законодательства о труде и охране труда, вплоть до приостановки деятельности фирм, на которых выявлены нарушения ( ст.3.12. КоАП).

    Документы для проверки

    При проведении проверки (как плановой, так и внеплановой) трудовая инспекция может запрашивать и безвозмездно получать от работодателя любые документы, необходимые для контроля, в том числе документы за любые периоды (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Требовать от организации документы и информацию, которые не являются объектами проверки и (или) не относятся к предмету проверки, проверяющие не могут (п. 3 ст. 15 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

    Единый перечень документов, которые инспекция может запросить у организации, законодательством не установлен. Список таких документов определяется индивидуально для каждого случая проверки в зависимости от целей ее проведения и отражается в распоряжении (приказе) о проведении проверки (п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

    В частности, трудовая инспекция может запросить:

    • учредительные документы организации, а также приказы, подтверждающие полномочия ее должностных лиц;
    • трудовые договоры с сотрудниками;
    • личные карточки сотрудников;
    • трудовые книжки сотрудников, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также приказ о назначении лица, ответственного за учет, ведение и хранение трудовых книжек;
    • приказы по кадрам (прием, перевод, отпуск, увольнение и т. п.);
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • локальные нормативные акты об оплате труда (например, Положение об оплате труда, Положение о премировании);
    • сведения об отсутствии задолженности по зарплате;
    • ведомости, записки-расчеты, а также иные документы, касающиеся начисления и выплаты зарплаты;
    • табели учета рабочего времени и т. д.

    Если проверка касается соблюдения требований охраны труда в организации, то инспекция может запросить, например, инструкции по охране труда, журналы регистрации инструктажей и т. п.

    Порядок ознакомления проверяющих с документами организации зависит от формы проводимой проверки: выездная или документарная.

    Представление документов при документарной проверке

    В ходе документарной проверки инспекторы в первую очередь знакомятся с уже имеющимися у них документами по организации (актами предыдущих проверок, материалами рассмотрения дел об административных нарушениях и т. п.). Если достоверность сведений в имеющихся у инспекции документах вызывает сомнения или эти сведения недостаточны для целей проведения проверки, инспекция направляет в адрес работодателя мотивированный запрос с требованием представить недостающие документы. К запросу инспекция прикладывает заверенную печатью копию распоряжения (приказа) о проведении документарной проверки. Об этом говорится в частях 3, 4 статьи 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

    Документы по запросу организация должна представить по местонахождению инспекции в течение 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г.

    Топ-9 любимых нарушений. Теперь ГИТ взыскивают несколько штрафов за одну проверку

    № 294-ФЗ).

    Документы представляйте в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя организации или уполномоченного им лица (ч. 6 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Удостоверять копии документов у нотариуса не требуется, если только иное не предусмотрено в законодательстве (ч. 7 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

    Кроме того, указанные в запросе документы работодатель вправе представить в трудовую инспекцию в форме электронных документов, порядок передачи которых определяет Правительство РФ (ч. 6 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

    По итогам анализа полученных от организации документов сотрудники инспекции могут выявить ошибки или несоответствия с уже имеющейся у них информацией. В таком случае инспекторы известят работодателя о наличии обнаруженных ошибок и (или) расхождений и потребуют соответствующих пояснений.

    На дачу пояснений организации отводится 10 рабочих дней. Представить их нужно в письменной форме по местонахождению инспекции. К пояснениям организация может приложить дополнительные документы, которые подтвердят достоверность ранее переданных в инспекцию документов и сведений.

    Об этом говорится в частях 8, 9 статьи 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

    Представление документов при выездной проверке

    В ходе выездной проверки инспекторы знакомятся с необходимыми документами (оригиналами и их копиями) по местонахождению организации или по месту фактического ведения ее деятельности. При этом инспекторы вправе запрашивать документы, а организации обязаны их представлять только если выездной проверке не предшествовала документарная. Такой порядок предусмотрен в части 5 статьи 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

    Ответственность

    За непредставление документов по требованию проверяющих из трудовой инспекции по их заявлению суд может вынести предупреждение или наложить штраф:

    • на граждан – в размере от 500 до 1000 руб.;
    • на должностных лиц организации (например, ее руководителя) – в размере от 2000 до 4000 руб.

    Это следует из совокупности положений части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.