Учет на малом предприятии

Введение

Предприятия малого бизнеса являются важнейшей составной частью обширного комплекса всех предприятий Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получают широкое развитие новые формы хозяйствования, организуются малые предприятия и их ассоциации, в обращение вводятся ценные бумаги, развивается оптовая торговля.

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80 %, т.е.

Бухгалтерский учет в малых предприятиях

данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.

Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые в последние несколько лет нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:

обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.

Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса).

Цель курсовой работы по бухгалтерскому учету:

-расширение теоретических знаний;

-углубленное изучение нормативно-правовых документов по

учёту на малом предприятии;

-исследование учетной технологии на конкретном предприя­тии;

-изучение учетной политики предприятия и практики ее при­менения;

-приобретение практических навыков работы с первичной до­кументацией и учетными регистрами;

-выработка умений работать с учетной информацией, обоб­щать и делать выводы.

Также целью работы является рассмотреть в работе основные формы и особенности бухгалтерского учета на малом предприятии. При этом важен анализ их преимуществ и недостатков.

В данной работе рассматривается основные особенности учета на малом предприятии ЗАО «Мензелинский хлебозавод».

Использована соответствующая литература, имеющаяся на предприятии и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.03.2000 N 31н), а также типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н., Бухгалтерский учет на малых предприятиях учебник для ВУЗов. Новодворский В.Д. , Сабанин Р.Л. и другие

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета на малых предприятиях

1.1Экономическая сущность малых предприятий

Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществление ее  демонополизации. В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется  не  менее  500  тыс. предприятий. Именно  за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм,  создать среду для конкуренции,  и развития рыночных отношений. В мировой экономике огромное количество предприятий и фирм,  из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится на мелкие предприятия  (по числу работающих)

Отличительная черта малого предпринимательства — форсированное развитие в период экономического спада. Это обусловлено рыночной политикой малых предприятий, нацеливающей большинство управленческих решений, от которых зависит текущее состояние и перспективы бизнеса, на удовлетворение платежеспособного спроса. Рыночная политика включает вопросы выбора направления деятельности; определения номенклатуры, ассортимента, объема производства и географии сбыта; выбора схемы ценообразования; разработки комплекса мер по обеспечению конкурентоспособности предприятия.

Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий состоят  в получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие — юридическое лицо. Создав предприятие  —  юридическое лицо,  гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества, то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены. При  этом созданное предприятие  будет  пользоваться той поддержкой государства,   которая предусмотрена для малых  предприятий.

К преимуществу  малых  предприятий  следует  отнести и разрешение производить ускоренную  амортизацию  активной  части  производственных фондов.

Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их  материально-техническим ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также со здание специальных организаций,  специализирующихся  на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками.

Окончательное юридическое определение понятия «малые, предприятия» дано в Федеральном законе 1. В соответствии с этим законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных или иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек .

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два основных критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определяется по новому Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.

Федеральным законом определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям .

Указанный Закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.

Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

В соответствии с Законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством
Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.

1.2 Учетная политика МП

Под учетной политикой малого предприятия понимаются выбранные им способы ведения бухгалтерского учета уставной (финансово-хозяйственной) деятельности.

Ее требования сводятся к следующим принципам: полнота — отражение всех свершившихся фактов в хозяйственной деятельности МП; осмотрительность – не пренебрежение в первую очередь учетом расходов, обязательств, а затем доходов, поступлений; приоритет содержания перед формой — учет свершившихся фактов с точки зрения их экономического содержания, влияние на состояние активов и пассивов предприятия, а затем определение порядка их оформления (контроль); непротиворечивость — постоянная взаимосвязь показателей синтетического и аналитического учета; рациональность — качественное и экономное (в размере затраченных средств) ведение бухгалтерского учета.

Основываясь на указанных принципах, устанавливают способы ведения бухгалтерского учета.

Исходя из различных способов ведения учета при формировании учетной политики выбирается один, допускаемый законодательством. Сформировавшаяся учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и не подлежит изменению в течение отчетного года, кроме случаев изменения законодательства РФ, изменения нормативных документов по бухгалтерскому учету, смены собственников предприятия, реорганизации предприятия.

Разработанные таким образом и утвержденные учетной политикой способы и приемы являются обязательными для ведения бухгалтерского учета не только внутри предприятия, но и для проверяющих, контролирующих их деятельность служб и в первую очередь налоговых органов.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы он может: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.

Страницы: следующая →

12345Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Особенности бухгалтерскогоучетанамаломпредприятии

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    бухгалтерскогоучета к предприятияммалого бизнеса, рассмотрены и охарактеризованы формы бухгалтерскогоучета, применяющиеся намалыхпредприятиях, налоговые режимы малыхпредприятий, организационное обеспечение бухгалтерскогоучетанамалыхпредприятиях

  2. Организация бухгалтерскогоучетанамаломпредприятии (2)

    Задача >> Экономика

    учетанамалыхпредприятиях 8 1.3 Формы бухгалтерскогоучетанамалыхпредприятиях 10 2.ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГОУЧЕТАНАМАЛЫХПРЕДПРИЯТИЯХ 20 2.1 Учетная политика предприятия 20 2.2 Особенности ведения бухгалтерскогоучетанапредприятияхмалого

  3. Организация бухгалтерскогоучетанамалыхпредприятиях

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Учетнапредприятияхмалого бизнеса» Тема: «Организация бухгалтерскогоучетанамалыхпредприятиях» МОСКВА 200__ год СОДЕРЖАНИЕ …

  4. Особенности организации бухгалтерскогоучетанамалыхпредприятиях

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    … ____________________ курса с Бухгалтерскийучет пециальности______________________________________________________ п Особенности организации бухгалтерскогоучетанамалыхпредприятиях о дисциплине _____________________________________________________ …

  5. Организация и ведение бухгалтерскогоучетанамаломпредприятии

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    бухгалтерскогоучетанамалыхпредприятиях; Проведен анализ современных проблем организации и ведения бухгалтерскогоучетанамалыхпредприятиях. Объектом исследования является предприятиемалого бизнеса …

Хочу больше похожих работ…

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях

1.1 Понятие малого предпринимательства и особенности налогового учета на малых предприятиях

1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета и налогообложения на малых предприятиях. Характеристика возможных режимов налогообложения

1.3 Особенности деятельности ООО «ВетКор»

Глава 2. Организация бухгалтерского учета в ООО «ВетКор»

2.1 Учет имущества организации

2.2 Учет обязательств организации и источников их формирования

2.3 Учет финансовых результатов

Глава 3. Действующая практика налогообложения ООО «ВетКор»

3.1 Налоговый учет при применении упрощенной системы налогообложения

3.2 Налоговый учет при режиме налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

3.3 Сравнительный анализ различных объектов налогообложения. Рекомендации по выбору налогообложения

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Этот сектор экономики образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках связанных с массовым потреблением товаров и услуг.

Выбранная тема является актуальной для изучения, так как в настоящее время большинство малых предприятий затрудняются в выборе налогового режима либо необоснованно его выбирают, что влечет за собой ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, а также введение специальных налоговых режимов можно отнести к выполнению одного из пунктов Федерального закона от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Поэтому перед учредителями малых предприятий, возникает весьма нелегкая для решения задача – выбрать именно ту форму и систему учета на своем предприятии, которая в наибольшей степени отвечает их интересам и возможностям.

В данной дипломной работе рассмотрена упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в частности организация бухгалтерского и налогового учета.

Применение специальных режимов налогообложения уменьшает налоговое бремя, упрощает налоговый и бухгалтерский учет и отчетность для небольших предприятий, что в свою очередь способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.

Целью дипломной работы является обоснование необходимости разработки стратегии по минимизации налогового бремени малого предприятия и упрощения системы учета на предприятии.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть теоретические основы бухгалтерского учета на малом предприятии;

— выявить особенности налогообложения малых предприятий;

— рассмотреть упрощенную форму и систему учета в ООО«ВетКор»;

— обосновать необходимость разработки стратегии Орма и системы учета на малом предприятии по минимизации налогового бремени на предприятии.

Объектом выпускной квалификационной работы является система учета и налогообложения общества с ограниченной ответственностью «ВетКор».

Предметом исследования являются упрощенная форма налогообложения и налогообложение в виде единого налога на вмененный доход, а также система учета на малом предприятии.

Информационной базой для проведения исследования послужили следующие источники: Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Практическая значимость представленной работы заключается в разработке стратегии по минимизации налогового бремени малого предприятия и упрощения системы учета в ООО «ВетКор».

Раскрытие поставленных задач определило структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

1.1 Понятие малого предпринимательства и особенности налогового учета на малых предприятиях

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), определяемые сущность этого понятия

Западные экономисты определяют предпринимательство, как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений.

Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях

Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.

Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

Малое предпринимательство имеет свои особенности в частности возможности гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг и т. д. Отсюда возможность в короткие сроки окупать вложенный капитал путем перелива его из одной отрасли в другую, внедряясь тем самым в новые сферы экономики.

Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного конкурентного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитие крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнения структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации, всей экономической реформы в целом.

Как известно, в настоящее время вопросы развития малого предпринимательства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», проект которого был внесен в палату группой депутатов Государственной Думы. Предметом правового регулирования действующего закона являются отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органами местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лицпотребительские кооперативыи коммерческие организации(за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям.

Первым критерием является: Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

Второй критерий – средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

2) до ста человек включительно для малых предприятий;

3) среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

Т.А. Фролова
Бухучет и налогообложение для малых предприятий
Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012.

Тема 1. Организация бухгалтерского учета на МП

2. Теоретические основы учета на малых предприятиях

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником    информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80%, т.е.

Как вести бухучет на малом предприятии

данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.

Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:

— обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

—  своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

—  формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.

Министерство финансов РФ приказом от 21 декабря 1998 года №64 утвердило Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. МП ведет бухучет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 28.09.2010г.); Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета различных объектов учета; Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на МП несет руководитель предприятия. Руководитель МП может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру — специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

При организации бухгалтерского учета на малом предприятии следует принять во внимание организационные и правовые особенности данного предприятия (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Организационные и правовые особенности малого предпринимательства, учитываемые при организации бухучета

Наименование фактора

Характеристика фактора

1.Организационно-правовая форма.

Деятельность ОАО подлежит обязательному ежегодному аудиту. ООО, ЗАО и ОАО должны рассчитывать стоимость чистых активов по данным баланса для установления соответствия им уставного капитала, а также для определения размера дивидендов.

2.Сфера деятельности.

Сфера материального производства предполагает большое количество хозяйственных операций, калькулирование себестоимости продукции, ежедневный учет движения материальных ресурсов.

В сфере услуг или в непроизводственной сфере возможно ведение учета в упрощенной форме.

3.Количество видов деятельности.

Осуществление деятельности в нескольких сферах требует более сложной организации бухучета, так как каждая из сфер может иметь свои особенности.

4.Применяемые режимы налогообложения.

При общей системе налогообложения и применении ЕНВД бухучет необходим. При УСН – ведение бухучета необязательно, за исключением учета ОС и НМА.

5.Наличие экспортно-импортных операций.

При проведении экспортно-импортных операций необходимо соблюдать требования законодательства, что порождает особенности бухучета этих операций.

6. Объем производства или валюты баланса.

При объемах выручки от реализации свыше 400 млн. руб. или размере валюты баланса свыше 60 млн. руб. предприятие подлежит обязательному ежегодному аудиту.

Принятая МП учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

—  рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

—  формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

—  порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

—  правила документооборота и технология обработки учетной информации;

—  порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

На предприятиях,  не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут  выполняться  главным  бухгалтером  или  другим  работником   по  письменному распоряжению руководителя предприятия.

Начальным этапом бухучета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Михайлова И.Г., Шульга Н.Н.

Организация ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства

За годы  экономических преобразований в России создан целый ряд законов, указов президента и постановлений правительства, а также законодательных актов субъектов федерации, которые так или иначе формировали и уточняли правовое поле деятельности малого предпринимательства и организации ведения бухгалтерского учета. Основным документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и предпринимателей, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 данного закона субъекты малого предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. В соответствии с законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся лица, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале  указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства:

а) до ста человек включительно для малых предприятий;

б) среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время размер балансовой стоимости активов (остаточной стоимость основных средств и нематериальных активов) законодательно не установлены. Поэтому при отнесении организаций к малым следует руководствоваться выручкой от реализации товаров (работ, услуг). Так, Постановлением правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого предпринимательства:

— микропредприятия — 60 млн.

Деятельность малых предприятий: льготы, налогообложение, бухгалтерский учет

рублей;

— малые предприятия — 400 млн. рублей.

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок ведения бухгалтерского учета является Федеральный  закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступающий в силу с 1 января 2013 года, который  распространяется на:  коммерческие и некоммерческие организации;  государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Центральный банк Российской Федерации; индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

Как видно,  действие настоящего Федерального закона распространяется как на юридических так и на физических лиц. Однако согласно подп. 1 пункта 2 статьи 6 указанного закона бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является  упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую  отчетность для  субъектов малого предпринимательства (пп. 10 п.3 ст. 21 Закона № — 402-ФЗ). Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства должны  быть установлены  федеральными стандартами. Также руководителю субъекта малого предпринимательства  предоставлена возможность принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Помимо закона «О бухгалтерском учете» малые предприятия должны руководствоваться  Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», в которых представлен льготный порядок ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Типовые рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно — правовых форм и форм собственности. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.8 типовых рекомендаций, малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1.

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово — хозяйственных операций регистры бухгалтерского учета, формы которых приведены в приложениях к Типовым рекомендациям. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обобщил вопросы, поступающие в отношении упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».

В соответствии с Информацией при организации бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности, то есть его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, пункт 6).

Субъект малого предпринимательства может использовать сокращенный план счетов по сравнению с утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Так вместо нескольких синтетических счетов в целях бухгалтерского учета малым предприятием информация об отдельных объектах учета может  обобщаться лишь на одном счете: счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»); счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), 44 «Расходы на продажу»; счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»); счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»); счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»); счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»); счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

Также в соответствии с Информацией Минфина РФ № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» представители малого предпринимательства (за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг) также вправе не применять такие Положения по бухгалтерскому учету, как:

— «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008, утверждено Приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н);

— «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010, утв. Приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н);

— «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н).

Помимо этого,  субъекты малого предпринимательства (за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг) могут использовать кассовый метод учета доходов и расходов, не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета, не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета, а также могут принять решение признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, пункт 9).

Таким образом, с вступлением  в силу Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации,  применяющие упрощенный режим налогообложения, утрачивают право не вести бухгалтерский учет, которое они имели на протяжении многих лет. Однако, необходимо помнить, что «упрощенцы», как правило, относятся к субъектам малого предпринимательства. А стало быть, у них есть возможность вести бухгалтерский учет и составлять соответствующую отчетность по упрощенной программе.

Литература:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»

4. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

5. Информация Минфина РФ № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»

6. Тушнов М. «Упрощенный» бухучет – 2013 // «Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». –  2012. –  № 45.