Учет в НКО

Учет в некоммерческих организациях

Некоммерческие организации (НКО). Казалось бы, что там учитывать? Разве что отразить взносы учредителей и получение целевого финансирования. Однако на этом деятельность НКО только начинается. Особенности учета и отчетность будут зависеть от формы НКО: коллегия адвокатов, благотворительный фонд, ТСЖ, учреждение или общество охотников и рыболовов.

Коммерческие организации — это юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако юридические лица могут создаваться и для других целей. Организации, для которых извлечение прибыли не является приоритетом, признаются некоммерческими.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Особенности форм некоммерческих организаций установлены в гл. 4 Гражданского кодекса.

Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

НКО. Учет и отчетность

НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.

НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

  • отчет об изменениях капитала (форма N 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма N 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
  • пояснительную записку.

Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.

К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

Целевые доходы для НКО

С 1 января 2011 г. расширен перечень доходов, не учитываемых некоммерческими организациями в целях налогообложения прибыли.

Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности".

Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

  • целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности,
  • гранты на осуществление программ в области науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • учредительные и членские взносы, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях;
  • доходы, безвозмездно полученные некоммерческими организациями в виде работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (пп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ, ранее освобождалось только имущество);
  • имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ, ранее освобождалось только имущество);
  • средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее в целях настоящей статьи — структурные подразделения (отделения), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) из целевых поступлений (пп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их некоммерческих организаций, перечисленные из целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности (пп. 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Учет в благотворительных организациях

Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее — Закон N 135-ФЗ).

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

  • учредительные и членские взносы;
  • благотворительные пожертвования, гранты, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
  • доходы от внереализационных операций;
  • поступления от деятельности по привлечению благотворителей и добровольцев (организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий);
  • проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
  • труд добровольцев;
  • иные не запрещенные законом источники.

Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).

Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.

При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.

Благотворительная организация вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых за финансовый год. Ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Не менее 80 процентов благотворительных пожертвований в денежной форме используется на благотворительные цели в течение года с момента получения данного пожертвования.

Это важно. На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год внереализационных доходов, поступлений от хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией, и доходов от предпринимательской деятельности.

Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения.

Благотворителем или благотворительной программой могут быть установлены иные сроки.

Имущество благотворительной организации не может быть передано учредителям (членам) этой организации на условиях более выгодных, чем для других лиц.

Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных целей.

Это важно. Некоммерческие организации могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, если это соответствует целям, ради которых они созданы.

Средства, полученные благотворительной организацией от осуществления иной предпринимательской деятельности, взыскиваются в доход местного бюджета и подлежат использованию на благотворительные цели.

Бухучет для НКО

НКО ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Осуществляя хозяйственную деятельность, благотворительные организации руководствуются общим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению.

Особенностью бухгалтерского учета в благотворительных организациях является правильность отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности. В связи с этим рассмотрим использование счета 86 "Целевое финансирование".

По кредиту счета 86 отражаются поступившие средства целевого финансирования, по дебету — списание средств, израсходованных в соответствии с благотворительной программой и сметой.

Целевые средства предоставляются на финансирование конкретных мероприятий и не могут быть использованы в иных целях. В связи с этим благотворительные организации ведут аналитический учет целевых средств по каждому виду источника и в разрезе целевых программ.

Поступление целевых денежных средств в учете отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет 50 "Касса" (51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет") Кредит 86 "Целевое финансирование"

  • на сумму поступивших целевых средств.

Целевые средства могут выделяться благотворительной организации и в натуральной форме (гуманитарная помощь в виде продуктов питания, теплой одежды и пр.).

В таком случае поступление отражается записью:

Дебет 10 "Материалы" Кредит 86 "Целевое финансирование"

Налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам в таком случае включается в фактическую себестоимость материалов.

Благотворительным организациям необходимо вести раздельный учет ТМЦ, поступивших в виде целевых средств и приобретенных для ведения хозяйственной деятельности.

В случае приобретения товарно-материальных ценностей для осуществления хозяйственной деятельности их поступление отражается записью:

Дебет 10 "Материалы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

  • на сумму приобретенных материальных ценностей, включая НДС.

Кроме того, благотворительные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, и, следовательно, необходимо вести отдельный аналитический учет товарно-материальных ценностей, предназначенных для использования в коммерческой деятельности. Следует помнить, что в подобном случае НДС, предъявленный поставщиком, выделяется из стоимости ТМЦ и учитывается отдельно.

Приобретение указанных ТМЦ отражается записью:

Дебет 10 "Материалы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

  • на сумму приобретенных материальных ценностей (без НДС);

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

  • на сумму НДС, предъявленного поставщиками по приобретенным материальным ценностям.

Приобретение товарно-материальных ценностей оформляется в общеустановленном порядке.

Рассмотрим отражение хозяйственных операций на конкретных примерах.

Пример 1. Благотворительный фонд передает легковой автомобиль многодетной семье. Автомобиль приобретен фондом за счет средств целевого финансирования для ведения уставной деятельности. Фонд предпринимательскую деятельность не ведет.

Первоначальная стоимость автомобиля — 354 000 руб. (включая НДС). На дату передачи износ автомобиля составил 100 процентов. Рыночная стоимость автомобиля (без НДС) — 100 000 руб.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, в соответствии с Законом N 135-ФЗ, не облагается НДС. Исключение составляет передача подакцизных товаров (пп. 12 п. 3 ст. 149, пп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Легковой автомобиль признается подакцизным товаром. И при передаче автомобиля следует начислить НДС (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Налоговой базой признается рыночная стоимость (без НДС) переданного автомобиля, исчисленная в порядке, предусмотренном ст. 40 Налогового кодекса (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Автомобиль, используемый НКО в уставной деятельности, учитывается в составе объекта основных средств (ОС) по первоначальной стоимости (п. 4 ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н).

Принимая автомобиль к учету, организация отражает использование средств целевого финансирования записью по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции с кредитом счета 83 "Добавочный капитал" (см. Письмо Минфина России от 31 июля 2003 г. N 16-00-14/243).

НКО не начисляют амортизацию по объектам ОС (абз. 3 п. 17 ПБУ 6/01). На забалансовом счете 010 "Износ основных средств" отражаются суммы износа, начисленные линейным способом в порядке, установленном в п. 19 ПБУ 6/01.

Передача собственного имущества в благотворительных целях может отражаться с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы" (абз. 2 п. 1, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н).

При выбытии автомобиля сумма начисленного износа списывается с забалансового счета 010. Сумма добавочного капитала, сформированного при приобретении автомобиля, списывается со счета 83 на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (абз. 4 п. 6 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, опубликованных на официальном сайте Минфина России).

Сумма НДС, начисленная при передаче автомобиля, относится в дебет счета 91, субсчет 91-2 "Прочие расходы".

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Имущество, приобретенное фондом за счет целевых поступлений, не подлежит амортизации в налоговом учете (пп.

2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Расходы, связанные с передачей имущества в благотворительных целях, включая сумму начисленного НДС, для целей налогообложения прибыли не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ, Письмо Минфина России от 5 февраля 2010 г. N 03-03-06/4/9).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые в рамках благотворительной помощи, не облагаются НДФЛ (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Следовательно, при передаче автомобиля физическому лицу у благотворительного фонда не возникает обязанностей налогового агента (см. Письмо Минфина России от 8 апреля 2011 г. N 03-04-06/6-83).

Бухгалтерские проводки

Списана стоимость автомобиля, переданного в благотворительных целях:

Дебет 91-2 Кредит 01

Списана сумма износа, начисленного по переданному автомобилю:

Кредит 010

Списан добавочный капитал, сформированный при приобретении автомобиля:

Дебет 83 Кредит 84

Пример 2. Отражение в учете благотворительного фонда проведения благотворительного мероприятия.

Благотворительный фонд проводит бесплатную раздачу продуктовых наборов малоимущим. На расчетный счет получены целевые денежные средства в сумме 200 000 руб. Приобретено продуктов для раздачи малоимущим на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС). Расходы на проведение мероприятия (аренда помещения, транспорта, канцелярская и печатная продукция) составили 50 000 руб. Акция проводится силами добровольцев.

Бухгалтерский учет

Затраты НКО на проведение целевого мероприятия накапливаются на счете 20 "Основное производство". При проведении благотворительного мероприятия расходы списываются в дебет счета 86 "Целевое финансирование" (Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, п. 29 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, опубликованных на официальном сайте Минфина России).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Товары и услуги приобретены фондом для осуществления операций, не облагаемых НДС. Следовательно, сумма "входного" НДС, предъявленного по аренде помещения, транспорта, канцтоварам и печатным материалам, к вычету не принимается (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Сумма "входного" НДС включается в стоимость приобретенных товаров и услуг в порядке, установленном пп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса.

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст.

Особенности организации учета в некоммерческих организациях в 2018 году

251 НК РФ). Следовательно, затраты на проведение благотворительного мероприятия не признаются расходами в целях налогообложения прибыли.

Бухгалтерские проводки

Отражено получение целевых средств:

Дебет 51 Кредит 86

Отражено приобретение продуктов за счет средств целевого финансирования:

Дебет 10 Кредит 60

Отражены затраты на проведение благотворительного мероприятия:

Дебет 20 Кредит 10, 60, 76

  • 168 000 руб. (118 000 + 50 000).

Отражено использование средств целевого финансирования:

Дебет 86 Кредит 20

Это важно. Некоммерческие организации вправе не применять ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н.

Г.Г.Джамалова

Редактор-эксперт

Главная / Банковское дело / Современные платежные системы

Расчетные НКО

Особое место на рынке банковских услуг занимают небанковские кредитные организации, осуществляющие операции по расчетам (расчетные НКО), поскольку их основная деятельность не связана с кредитованием клиентов за счет привлечения денежных средств во вклады, а предполагает ведение банковских счетов клиентов и осуществление расчетов. Именно данный тип НКО по сравнению с другими типами НКО оказался востребован рынком: свыше 90% из общего количества зарегистрированных Банком России НКО являются расчетными НКО. Видимо, по этой причине достаточно часто понятие "НКО" отождествляется с понятием "расчетная НКО".

Согласно приложению № 25 Инструкции Банка России от 23.07.98 № 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" расчетным НКО предоставлено право осуществлять следующие операции со средствами в рублях и иностранной валюте:

1) открытия и ведения банковских счетов юридических лиц;

2) осуществления расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

3) инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

4) куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;

5) осуществления переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Таким образом, расчетные НКО из трех банковских операций, приведенных в ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", вправе осуществлять лишь одну — открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, что исключает их деятельность как кредитного института по привлечению денежных средств во вклады с целью их дальнейшего размещения от своего имени и за свой счет. В связи с чем расчетные НКО не могут быть отнесены к кредитным организациях и по сути являются банковскими расчетными организациями или, точнее, операторами и расчетными институтами платежных систем частного сектора. По этой причине позиция расчетных   НКО   на   рынке   финансовых   услуг   коренным   образом

отличается от позиций банков и НДКО, что схематично изображено на приведенном (c м . Приложение).

Появление в российской банковской системе такого института, как расчетные НКО, связано с деятельностью Международного координационного комитета по совершенствованию платежной системы в Российской Федерации (МКК), созданного по инициативе Банка России и при участии ряда международных финансовых организаций в 1993 году.

Предполагалось, что деятельность клиринговых палат будет осуществляться в рамках двух моделей проведения межбанковских расчетов на нетто-основе, предусматривающих многосторонний неттинг .

Ввиду отсутствия законодательных актов, регулирующих клиринговую деятельность юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, а также в связи с ориентацией в тот период кредитных организаций на проведение межбанковских расчетов на основе двухсторонних корреспондентских отношений первая модель не получила практического воплощения.

п»ї

Вместе с тем подходы, определенные во второй модели, нашли применение не только при организации межбанковских расчетов на внутрирегиональном уровне, но и при создании инфраструктурных организаций организованного рынка ценных бумаг и других финансовых активов (ОРЦБ) — расчетных центров ОРЦБ. Несмотря на то что нормативной базой Банка России предусмотрен особый порядок регулирования совершения и учета банковских операций расчетными центрами ОРЦБ, по сути их деятельность ничем не отличается от деятельности расчетных НКО, и их с полным правом можно классифицировать как подтип расчетных НКО, регулирование деятельности для которых предусматривает более жесткие требования к их финансовой устойчивости по сравнению с установленными для расчетных НКО ввиду особой значимости ОРЦБ как рынка, на котором Банком России применяются инструменты для достижения целевых ориентиров денежно-кредитной политики.

С учетом специализации расчетных НКО, функционирующих в качестве операторов и расчетных институтов платежных систем частного сектора, Банк России установил особый порядок пруденциального регулирования их деятельности Положением № 516, исключающий кредитный риск и обеспечивающий незначительный риск ликвидности для активов расчетных НКО за счет введения существенных ограничений по сравнению с банками на проведение расчетными НКО активных операций.

Учет в некоммерческих организациях

Расчетным НКО разрешено размещение временно свободных денежных средств в ценные бумаги федерального Правительства, отнесенных Банком России к вложениям с

незначительным риском, а также хранение на корреспондентских счетах в Банке России и в кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов. Расчетные НКО вправе предоставлять кредиты участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам за счет собственных средств и сре дств сп ециально созданных фондов участниками расчетов.

Дистанционное Обучение Форекс- — это чудесная возможность для вас подготовиться к прибыльной работе на Forex!

В настоящее время основными направлениями деятельности расчетных НКО являются:

—    обслуживание межбанковских расчетов на валовой и нетто
основах, то есть осуществление клиринга платежных документов,
включая неттинг платежей на двухсторонней и многосторонней основах,
а также окончательные расчеты;

-обслуживание денежной части расчетов по сделкам с финансовыми активами, совершенными в биржевых торговых системах;

—    обслуживание межбанковских расчетов на валовой основе по
операциям, совершенным клиентами банков посредством платежных
карт;

п»ї

-расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, не являющихся кредитными организациями.

Перспективным направлением деятельности расчетных НКО является обслуживание потоков розничных (мелких) платежей физических лиц. Данное направление деятельности расчетных НКО предполагает предоставление им права на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, что не противоречит Федеральному закону О банках и банковской деятельности.

5.4. Организация и технология клиринга. Обеспечение расчетов по

итогам клиринга

Специфика клиринговой деятельности, заключающаяся в ее многоплановости, поскольку она, с одной стороны, связана с проведением денежных расчетов и, с другой стороны, признается особым видом деятельности на рынке ценных бумаг, является причиной различных подходов ее регулированию, организации и практической реализации.

В целях унификации методологии и технологии клиринга и расчетов по его итогам целесообразно рассматривать клиринг как совокупность процессов приема, выверки и, в отдельных случаях, подтверждения расчетных и иных документов до выполнения расчета, проведения оптимизации расчетов, а также неттинга с утверждением окончательных нетто позиций для расчетов на нетто основе.

При этом под утверждением окончательных нетто позиций подразумевается сравнение дебетовых позиций участников клиринга, вычисленных по результатам неттннга , с нх ликвидностью в расчетной НКО и, в случае недостаточности депонированных в расчетной НКО средств, их пополнения за счет средств созданных участниками расчетов резервных фондов (в пределах лимитов установленных на участников расчетов).

Участниками клиринга в зависимости от обслуживаемого клиринговой организацией сегмента финансового рынка могут быть кредитные организации (КО ), юридические лица, не являющиеся кредитными организациями (ЮЛ), в том числе профессиональные участники финансовых рынков (соответствующего сектора ОРЦБ или другого биржевого сектора), заключившие договор банковского счета и договор об участии в клиринге с расчетной НКО.

Ограничения на участие в клиринге устанавливаются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, в зависимости от требований конкретного сектора финансового рынка.

В случае, если расчетная НКО самостоятельно клиринг не осуществляет соглашение (договор) о клиринге с участниками клиринга заключает биржа, процессинговый центр или другая организация, осуществляющая клиринг.

Соглашение может оформляться в виде дополнения к Договору банковского счета для участников расчетов, имеющих счета в расчетных НКО, осуществляющих клиринговую деятельность, или в виде Договора об участии в работе биржевых секций, в случае проведения клиринга Биржей. Чаще всего, Договор о клиринге заключается в виде договора присоединения, т.е. его условия определены клиринговой организацией в Правилах проведения клиринга, которые в письменной форме принимаются участниками клиринга.

В Договоре о клиринге отражается договоренность между сторонами по следующим основным условиям проведения клиринга, а именно:

— специфике деятельности клиринговой организации;

—  срокам и периодичности проведения сеансов неттинга ;

—  порядку утверждения нетто позиций — процедур и мер, ограничивающих возможность перерастания рисков, присущих расчетам с применением клиринга, в системный риск;

—  порядку и срокам проведения денежных расчетов по результатам неттинга ;

—  гарантии соблюдения равенства прав и обязанностей всех участников клиринга;

—  ответственности клиринговой организации, участников клиринга за невыполнение своих обязатель ств пр и осуществлении клиринга, при котором зачет обязательств участников клиринга происходит путем новации или новации с замещением;

—  взаимодействию сторон — юридических лиц, осуществляющих самостоятельно торговую, клиринговую либо расчетную деятельность и их ответственность перед участниками клиринга за соответствующий этап процесса расчета по совершенной сделке;

—  порядку отзыва расчетных документов, устанавливающему сроки, условия отзыва и возврата расчетного документа, в том числе при пересчете нетто позиций (если Договором о клиринге предусмотрена такая процедура) участников клиринга. Пересчет позиций — повторное вычисление нетто позиций участников клиринга при условии исключения некоторых или всех расчетных документов одного или нескольких участников клиринга, не способных исполнить свои обязательства в размере ранее вычисленных дебетовых нетто позиций;

—  праву расчетной НКО на безакцептное списание с участников клиринга денежных средств по результатам клиринга.

Участниками клиринга в клиринговой организации может создаваться специальный резервный фонд — объединенный фонд поддержания ликвидности (ОФПЛ), который используется для обеспечения завершения расчетов при отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах участников клиринга. Договор о фонде, как и Договор о клиринге, также является договором присоединения. Договор о фонде может заключаться в виде договора поручения.

В зависимости от сферы применения клиринга расчетные операции выполняются НКО с использованием лицевых счетов на различных балансовых счетах (в основном на балансовых счетах № 302 и № 304 первого порядка). Кроме того, для учета требований и обязательств и расчета нетто позиций могут открываться лицевые счета на внебалансовых счетах № 909 первого порядка.

В целях описания методологии клиринговых расчетов введем следующие условные наименования счетов:

основной счет — балансовый счет участника клиринга в расчетной НКО, открываемый в соответствии с типовым Договором банковского счета;

счет депонирования — балансовый счет по учету денежных средств, депонированных в расчетной НКО участниками клиринга для обеспечения денежных расчетов в день проведения клиринга;

распределительный счет — балансовый счет для учета денежных расчетов по результатам неттинга с утвержденными нетто позициями в расчетной НКО.

фондовый счет — балансовый счет по учету денежных средств резервного фонда или ОФПЛ.

В ряде случаев участникам клиринга могут открываться другие дополнительные счета:

внебалансовый клнрннговый счет — для внебалансового учета расчетных документов, предъявленных к неттннгу н вычисления нетто позиции для каждого участника клиринга;

гарантийный счет — балансовый счет по учету денежных средств, депонированных для обеспечения осуществления расчетов по сделкам, срок расчетов по которым не наступил;

расчетно-посреднический счет — балансовый счет, на котором учитываются нетто позиции кредитных организаций и общая нетто позиция не кредитных организаций.

Некоторые          особенности         клиринговой          деятельности,

обеспечивающей оптимизацию межбанковских денежных расчетов (клиринг платежных документов), осуществление денежных расчетов по операциям с использованием банковских платежных карт, а также определение обязательств и требований участников биржевой торговли и осуществление расчетов по итогам биржевых торгов, рассматриваются далее.

Читать далее: Межбанковский клиринг

Учет расходов на ведение уставной (некоммерческой) деятельности

Уставная деятельность любой некоммерческой организации (далее — НКО) осуществляется на основании запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и т.д.) доходов и расходов. Имеется в виду утвержденный финансовый план, бюджет НКО или смета доходов и расходов. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон N 7-ФЗ) НКО должна иметь самостоятельный баланс или смету. Каких-либо требований и условий к составлению этих плановых документов ни в Законе N 7-ФЗ, ни в подзаконных актах не установлено.

Однако в п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ указано, что высший орган управления НКО утверждает финансовый план некоммерческой организации, а также внесение в него изменений. Таким образом, решение о необходимости составления сметы НКО принимает самостоятельно, руководствуясь принципом целесообразности. Каждая некоммерческая организация самостоятельно определяет виды и размеры планируемых доходов и расходов исходя из имеющихся источников средств и особенностей своей деятельности.

В доходной части обычно выступают все доходы НКО, получаемые как в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений, так и от предпринимательской деятельности. Эти доходы целесообразно приводить в смете с таким аналитическим делением, чтобы было возможно сопоставить их с произведенными расходами.

В соответствии со ст. 26 Закона N 7-ФЗ имущество НКО в денежной или иных формах формируется за счет следующих источников:

  • единовременные и регулярные поступления от учредителей, участников, членов;
  • добровольные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды и проценты, получаемые по акциям, облигациям, ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

Некоммерческая организация расходует эти средства либо в соответствии с пожеланиями финансирующей стороны (добровольные пожертвования и взносы, целевое финансирование), либо на уставную деятельность (регулярные и единовременные поступления от учредителей). Таким образом, в составе расходов на уставную (некоммерческую) деятельность можно выделить две группы расходов: на реализацию конкретных проектов и общехозяйственные расходы. Иными словами, расходы классифицируются по способу их отнесения на проект как прямые и косвенные (общехозяйственные).

Прямые расходы можно непосредственно отнести на стоимость конкретного проекта, косвенные расходы трудно связать с каким-то конкретным проектом, но они необходимы для нормального функционирования НКО и достижения целей ее деятельности, закрепленных в уставе. У каждой некоммерческой организации есть такие расходы, которые не оказывают прямого воздействия на потребителей услуг НКО — например, оплата труда управленческого аппарата, аренда офиса, приобретение канцелярских товаров. Но отказаться от таких расходов НКО не может, поскольку это негативно отразится на организации, ее управляемости и успехах.

В связи с этим огромного внимания от бухгалтера требует вопрос распределения общехозяйственных расходов на осуществляемые НКО проекты. Для предпринимательской деятельности обычно применяются такие базы распределения, как заработная плата основных производственных рабочих, часы работы оборудования по каждому виду продукции или услуг. Но в некоммерческой деятельности такие показатели не могут использоваться, поэтому необходимо так вести учет общехозяйственных расходов, чтобы затраты распределялись между всеми проектами.

При этом необходимо разделять прямые и косвенные расходы, поскольку жертвователи обычно желают разграничить прямые и общехозяйственные статьи расходов в смете проекта, а для руководства НКО необходимо знать реальную стоимость каждого проекта.

Исходя из анализа специфики деятельности НКО, целесообразно выделить следующие статьи общехозяйственных расходов:

  • оплата труда административно-управленческого персонала;
  • коммунальные расходы;
  • аренда зданий, помещений, офисного оборудования и инвентаря;
  • содержание, эксплуатация и текущий ремонт зданий, офисного оборудования и инвентаря;
  • амортизация зданий, помещений, офисного оборудования и инвентаря;
  • консалтинговые услуги;
  • информационные услуги;
  • расходы на подбор, подготовку, обучение персонала;
  • расходы на мероприятия по поиску источников финансирования (сбору средств);
  • налоги и сборы;
  • прочие расходы (банковские, почтовые, канцелярские).

Налоговым законодательством не установлен перечень расходов для НКО, направленных на содержание организации и ведение уставной деятельности, не определен порядок их учета. К такому выводу пришел суд в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2009 по делу N А56-50333/2008. Поэтому НКО необходимо самостоятельно разрабатывать и принимать наиболее удобный для себя порядок учета расходов.

Чтобы распределить косвенные расходы между различными проектами, можно разложить расходы поровну на все проекты или пропорционально какому-то количественному показателю — например, количеству клиентов каждого проекта или общей сумме прямых расходов.

Возьмем для примера некую НКО, реализующую в рамках своей уставной деятельности четыре проекта: проект 1, проект 2, проект 3 и проект 4.

Учет в некоммерческих организациях (примеры)

Общая сумма косвенных расходов, требующая распределения, составляет 60 000 руб.

  1. Распределение косвенных расходов поровну между всеми проектами имеет в своей основе предположение, что все они используются всеми проектами в равной степени. Для равномерного распределения общехозяйственных расходов нужно разделить их общую сумму на количество реализуемых проектов: 60 000 : 4 = 15 000 руб. Тогда общая сумма по каждому проекту может быть рассчитана по табл. 1.

Таблица 1

Расчет распределения косвенных расходов поровну, руб.

N проекта

Прямые расходы

Косвенные расходы

Общая сумма расходов

Проект 1

40 000

15 000

55 000

Проект 2

60 000

15 000

75 000

Проект 3

100 000

15 000

115 000

Проект 4

80 000

15 000

95 000

Всего…

280 000

60 000

340 000

  1. Распределение косвенных расходов пропорционально сумме прямых расходов предполагает, что проекты с большим бюджетом требуют больше затрат на управление. Поэтому сначала определяют удельный вес прямых расходов каждого проекта в общей их сумме, а затем умножают общую сумму косвенных расходов на полученные значения: 280 000 : 40 000 = 0,143; 0,143 x 60 000 = 8751 руб. В нашем примере это будет выглядеть примерно следующим образом (см. табл. 2).

Таблица 2

Расчет распределения косвенных расходов пропорционально сумме прямых расходов, руб.

N проекта

Прямые

расходы

Удельный вес

по каждому

проекту

Косвенные

расходы

Общая сумма

расходов

Проект 1

40 000

0,143

8 571

48 571

Проект 2

60 000

0,214

12 857

72 857

Проект 3

100 000

0,357

21 429

121 429

Проект 4

80 000

0,286

17 143

97 143

Всего…

280 000

1

60 000

340 000

Наиболее объективной базой распределения принято считать количество клиентов проекта, потому что цель деятельности любой НКО заключается в оказании общественно значимых услуг. Очевидно, что наиболее массовые проекты потребляют больше расходов, в том числе и косвенных. От количества клиентов зависят трудоемкость проекта, количество занятых в проекте людей, объем расходов на связь, подготовку персонала и т.д.

В любом из этих способов учет затрат можно организовать с использованием бухгалтерских счетов 20 "Основное производство" и 26 "Общехозяйственные расходы". При этом счет 20, к которому открываются субсчета по каждому проекту, позволяет сформировать суммы прямых затрат по проектам. А все косвенные расходы учитываются обезличенно, "котловым" методом, на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Например:

Д-т сч. 26 К-т сч. 76 — списаны затраты по аренде офиса на основании акта об оказании услуг;

Д-т сч. 20/2 К-т сч. 70 — начислена заработная плата курьеру, обеспечивающему доставку специальной корреспонденции по проекту 2.

В конце месяца счет 26 закрывается, и общехозяйственные расходы распределяются согласно принятому в организации порядку и относятся на субсчета счета 20, который затем также подлежит закрытию, а его остаток списывается на счет 86 "Целевое финансирование". В нашем примере по проекту 2 будут такие проводки:

Д-т сч. 20/2 К-т сч. 26 на сумму 12 857 руб. — списаны косвенные затраты, приходящиеся на этот проект согласно расчету пропорционально прямым расходам;

Д-т сч. 86 К-т сч. 20/2 на сумму 72 857 руб. — списывается стоимость проекта 2 за счет средств целевого финансирования на основании сметы проекта.

Однако согласно п. 30 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности НКО общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), вправе обойтись без использования счетов 20 и 26. Такие НКО могут отражать в бухгалтерском учете расходы, понесенные на осуществление уставной деятельности, на содержание аппарата управления, сразу на счете 86 без предварительного отражения на счетах, предназначенных для учета производственных затрат.

Данный документ, как указывается в Письмах Минфина России от 31.03.2009 N 07-02-06/94, от 30.06.2008 N 03-03-06/4/44, от 29.04.2008 N 03-11-04/2/78, может использоваться некоммерческими организациями при составлении бухгалтерской отчетности.

При сопоставлении фактических данных по бухгалтерскому учету с плановыми значениями по смете нередко суммы не совпадают. Внесение изменений в смету возможно в случае существенных изменений обстоятельств получения и расходования средств. При этом поправки следует подкрепить документальными доказательствами существенного изменения условий деятельности НКО. Если изменения несущественны, то организация может оставить все как есть, а отклонение тех или иных доходов или расходов обосновать объективными причинами, в том числе и перед проверяющими органами.

Если расходы превысили затраты, запланированные в смете, НКО следует проанализировать причины допущенного превышения сметы, чтобы точнее спрогнозировать свои доходы и расходы на следующий год. Но сначала бухгалтеру придется разобраться с другим вопросом — ведь все расходы, в том числе и превысившие запланированные, осуществляются за счет целевых средств, полученных НКО. Целевые средства идут на финансирование определенных расходов, превышение которых допустимо только после внесения в смету соответствующих изменений.

Превышение расходов на ведение уставной деятельности и расходов на содержание организации над суммой целевых средств, полученных на их осуществление, учтенных на счете 86, у НКО, не осуществляющей предпринимательской деятельности, может быть покрыто за счет отдельных целевых поступлений. Специального порядка отражения в бухгалтерском учете перерасхода целевых средств для НКО нормативными документами не установлено. В связи с этим НКО, руководствуясь общеустановленными правилами бухгалтерского учета, должна установить такой порядок самостоятельно и закрепить его в своей учетной политике согласно п. п. 7 и 8 ПБУ 1/2008.

При выделении целевых средств на покрытие расходов, произведенных организацией сверх установленной сметы, производится запись по кредиту счета 86 в корреспонденции с дебетом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Так, по проекту 2 в рассмотренном ранее примере сметой было предусмотрено только 70 000 руб., и фактически превышение составило 2857 руб.

Д-т сч. 76 К-т сч. 86 на сумму 2857 руб. — отражено выделение целевых средств на покрытие расходов предыдущего отчетного периода.

Таким образом, учет расходов на ведение уставной деятельности сводится в целом к тому, чтобы при необходимости распределить косвенные затраты и иметь возможность сопоставить фактические суммы по статьям расходов с плановыми значениями по смете НКО. Соответствие целевому финансированию достигается либо внесением изменений в смету, либо привлечением дополнительных источников для покрытия расходов, понесенных сверх установленного сметой предела.

Список литературы

  1. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
  2. Письмо Минфина России от 31.03.2009 N 07-02-06/94.
  3. Письмо Минфина России от 30.06.2008 N 03-03-06/4/44.
  4. Письмо Минфина России от 29.04.2008 N 03-11-04/2/78.

Т.В.Сударева

Старший финансовый консультант

юридической компании "Налоговик"