Учет земельного участка в бухгалтерском учете


Как сделать проводки бухучета для постановки на учет при покупке земельного участка

УЧЕТ НЕПРОИЗВЕДЕННЫХ АКТИВОВ

В бюджетном учете в состав нефинансовых активов входят непроизведенные активы, которые учитываются на синтетическом сч. 103 «Непроизведенные активы» и занимает 19—21-й разряды.

Счет предназначен для учета непроизведенных активов, используемых в процессе деятельности учреждения, не являющихся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.).

Счет 103 «Непроизведенные активы» состоит из аналитических счетов:

103 11 «Земля»;

103 12 «Ресурсы недр»;

103 13 «Прочие непроизведенные активы».

На сч. 103 11 «Земля» учитываются объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т.п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов .

На сч. 103 12 «Ресурсы недр» учитываются объекты непроизведенных активов в виде природных ресурсов, которые включают в себя подтвержденные запасы ресурсов недр (нефть, природный газ, уголь, запасы полезных рудных и нерудных ископаемых, залегающие под землей или на ее поверхности, включая морское дно), некультивируемые биологические ресурсы (животные и растения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности), водные ресурсы (водоносные пласты и другие ресурсы подземных вод).

На сч. 103 13 «Прочие непроизведенные активы» учитываются объекты непроизведенных активов, не учитываемые на других счетах по учету объектов непроизведенных активов, например радиочастотный спектр.

Указанные активы отражаются по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов непроизведенных активов по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данные объекты переоценивались ранее.

Результаты проведенной по состоянию на 1-е число отчетного года переоценки объектов непроизведенных активов подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Суммы дооценки стоимости объектов непроизведенных активов, полученные в результате переоценки, отражаются по кредиту сч. 1 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Суммы уценки стоимости объектов непроизведенных активов отражаются по дебету сч.

Приобретение земельного участка – проводки

1 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Операции по переоценке стоимости объектов непроизведенных активов представлены в табл. 2.10.

Таблица 2.10

Date: 2015-08-06; view: 306; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Некоторые аспекты учета земельных участков

Вопрос о постановке на учет земельных участков, находящихся в пользовании у бюджетных учреждений, становится актуальным.

Учет земельного участка в бухгалтерском учете

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, в качестве объекта учета на счете 10300000 обозначены “Непроизведенные активы“, в том числе на счете 10301000 “Земля“. Надо ли ставить на учет участки, находящиеся в пользовании у бюджетных учреждений?

В Земельном кодексе Российской Федерации (далее — ЗК РФ) ст. 20 определено, что земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование. Обладание земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования не дает права распоряжаться этими земельными участками.

В статье 3 ЗК РФ обозначено, что имущественные отношения по распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством. А в Гражданском кодексе РФ (ст. 270) лицам, которым земельные участки предоставлены в постоянное пользование, дано право передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника участка.

В соответствии с письмом Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406 установлено, что государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету. При этом отмечено, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с ЗК РФ имеется право распоряжения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об отсутствии основания у бюджетных учреждений для постановки на учет земельных участков. Однако в Инструкции по бюджетному учету счет 10300000 предназначен для учета непроизведенных активов, используемых в процессе деятельности учреждения, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.). Возникает вопрос: “Право собственности учреждения?“ В этой связи можно предположить, что счет используется только во внебюджетной деятельности, т.е. для учета земельных участков, приобретенных за счет внебюджетной деятельности, подаренных, полученных по завещанию и пр. Однако в ряде случаев корреспонденция счетов (табл. 1), а именно использование счета 30404000, указывает на отнесение участков, полученных безвозмездно от других бюджетных организаций, на признак 1 “бюджетная деятельность“. Также в Инструкции по бюджетному учету указано, что счет 10301000 предназначен для учета объектов непроизведенных активов в виде земельных участков и неотделимых от земельных участков капитальных расходов. Снова возникает вопрос: “Если участок находится у бюджетного учреждения в пользовании, т.е. не подлежит постановке на учет, то как учесть капитальные расходы по улучшению земель?“ Тем более что в экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации отсутствует ст. 330 “Увеличение стоимости непроизведенных активов“.

Земельные участки в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот отражаются по первоначальной стоимости, которой признаются фактические вложения учреждения в их приобретение. Если участки впервые вовлекаются в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью их признается текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под последней понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Таблица 1

Синтетический учет земельных участков

———————————————————T——————————————¬
¦ Операции ¦ Корреспонденция счетов ¦
¦ +———————T———————+
¦ ¦ Д ¦ К ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦Вложения в объекты непроизведенных активов (земельных¦ 10603330 ¦ 20821660 ¦
¦участков) при их приобретении ¦ ¦ 30221730 ¦
¦ ¦ ¦ 30209730 ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦Безвозмездное получение по балансовой стоимости: ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦в рамках движения нефинансовых активов между учреждени-¦ 10603330 ¦ 30404330 ¦
¦ями, подведомственными одному главному распорядителю¦ ¦ ¦
¦(распорядителю) средств бюджетов ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦при централизованном снабжении ¦ 10603330 ¦ 30404330 ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов¦ 10603330 ¦ 40101151 ¦
¦разных уровней ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦в рамках движения объектов между учреждениями, подве-¦ 10603330 ¦ 40101180 ¦
¦домственными разным главным распорядителям (распоряди-¦ ¦ ¦
¦телям) средств бюджетов одного уровня ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦от государственных и муниципальных ¦ 10603330 ¦ 40101180 ¦
¦организаций ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦Безвозмездное получение по рыночной стоимости от иных¦ 10603330 ¦ 40101180 ¦
¦юридических лиц ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦Принятие к бухгалтерскому учету земельных участков ¦ 10301330 ¦ 10603430 ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦Оприходование излишков объектов непроизведенных акти-¦ 10301330 ¦ 40101180 ¦
¦вов, выявленных при инвентаризации (по текущей рыночной¦ ¦ ¦
¦стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету) ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦Отражение внутреннего перемещения объектов непроизведе-¦ 10301330 ¦ 10301330 ¦
¦нных активов между материально ответственными лицами в¦ ¦ ¦
¦учреждении ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦Списание земельных участков при их продаже, вследствие¦ 40101172 ¦ 10301430 ¦
¦недостачи (по балансовой стоимости) ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦Безвозмездная передача (по балансовой стоимости): ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦в рамках движения объектов между учреждениями, подве-¦ 30404330 ¦ 10301430 ¦
¦домственными одному главному распорядителю (распоряди-¦ ¦ ¦
¦телю) средств бюджетов ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦в рамках движения объектов между учреждениями, подве-¦ 40101241 ¦ 10301430 ¦
¦домственными разным главным распорядителям (распоряди-¦ ¦ ¦
¦телям) средств бюджетов одного уровня ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦при передаче государственным и муниципальным организа-¦ 40101241 ¦ 10301430 ¦
¦циям ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов¦ 40101251 ¦ 10301430 ¦
¦разных уровней ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦безвозмездные и безвозвратные перечисления организаци-¦ 40101241 ¦ 10301430 ¦
¦ям, за исключением государственных и муниципальных ор-¦ ¦ ¦
¦ганизаций ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦Списание объектов, пришедших в негодность ¦ 40101172 ¦ 10301430 ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦Списание объектов, пришедших в негодность вследствие¦ 40101273 ¦ 10301430 ¦
¦стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦Вложение земельных участков в уставный капитал органи-¦ 20402530 ¦ 10301430 ¦
¦заций отражается в размере их балансовой стоимости ¦ ¦ ¦
+——————————————————-+———————+———————+
¦Дооценка стоимости участка ¦ 10301330 ¦ 40103000 ¦
L——————————————————-+———————+———————-

При определении рыночной стоимости возникает вопрос о возможности применения в качестве нее стоимости кадастровой оценки. В постановлении Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“ (п. 3) установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Следовательно, кадастровая стоимость имеет существенные отличия от рыночной, которая должна определяться независимым оценщиком в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, а также с учетом Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 N 568-р. Кадастровая стоимость земельных участков формирует налоговую базу по земельному налогу (ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации, далее — НК РФ).


Таблица 2

Документальный учет земельных участков

——————T————————————-T——————————————¬
¦ N формы ¦ Название формы ¦ Назначение формы ¦
+——————+————————————-+——————————————+
¦ 0504054 ¦Многографная карточка ¦Для учета вложений в земельные участки в¦
¦ ¦ ¦разрезе видов (кодов) затрат по каждому¦
¦ ¦ ¦приобретаемому объекту нефинансовых акти-¦
¦ ¦ ¦вов ¦
+——————+————————————-+——————————————+
¦ 0504031 ¦Инвентарная карточка учета основных¦Ведение аналитического учета ¦
¦ ¦средств ¦ ¦
+——————+————————————-+——————————————+
¦ 0504071 ¦Журнал операций по выбытию и переме-¦Ведение синтетического учета по выбытию и¦
¦ ¦щению нефинансовых активов ¦перемещению земельных участков ¦
+——————+————————————-+——————————————+
¦ 0306001 ¦Акт о приеме-передаче объекта основ-¦Для отражения поступления земельных участ-¦
¦ ¦ных средств (кроме зданий, сооруже-¦ков ¦
¦ ¦ний) ¦ ¦
+——————+————————————-+——————————————+
¦ 0306031 ¦Акт о приеме-передаче групп объектов¦ ¦
¦ ¦основных средств (кроме зданий, соо-¦ ¦
¦ ¦ружений) ¦ ¦
+——————+————————————-+——————————————+
¦ 0306003 ¦Акт о списании объекта основных¦Для отражения выбытия находящихся на учете¦
¦ ¦средств (кроме автотранспортных¦земельных участков ¦
¦ ¦средств) ¦ ¦
+——————+————————————-+——————————————+
¦ 0306033 ¦Акт о списании групп объектов основ-¦ ¦
¦ ¦ных средств (кроме автотранспортных¦ ¦
¦ ¦средств) ¦ ¦
L——————+————————————-+——————————————-

Каждому земельному участку присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах. Документальный учет земельных участков отражен в табл. 2.

При организации учета земельных участков следует обратить внимание на принадлежность бюджетных учреждений к налогоплательщикам по земельному налогу. Как указано в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 05.05.2006 N 03-06-02-02/59, налогоплательщиками земельного налога (в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Основанием для взимания земельного налога является документ о государственной регистрации соответствующих прав, а при его отсутствии — наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок, поименованных в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Таковы основные аспекты учета земельных участков и ряд проблем, связанных с применением законодательной базы.

Л.П. Курочкина,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Костромского государственного технологического университета

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 16, август 2006 г.

ЗЕМЛЯ ПОСТОЯННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Г.П. Попова,
председатель комитета бюджетного учета и отчетности Департамента по управлению государственной собственностью Томской области

 
    Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса РФ, пункту 23 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), земельные участки относятся к объектам непроизведенных активов и подлежат учету на соответствующих счетах бухгалтерского учета. В соответствии с частью 2 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) на праве постоянного (бессрочного) пользования.
 

Правила учета

    Учет земельных участков, закрепленных за учреждением в безвозмездное (бессрочное) пользование до 31 декабря 2014 года, осуществлялся на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" по их кадастровой стоимости . Для установления кадастровой стоимости земельного участка Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами проводится государственная кадастровая оценка земель (п.

Организация купила земельный участок. Как отразить покупку в учете?

2 ст. 66 ЗК РФ). Оценка осуществляется указанной службой в соответствии с Правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316.
    В соответствии с пунктом 71 Инструкции № 157н с 31 декабря 2014 года земельные участки, используемые государственными и муниципальными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 "Непроизведенные активы" — 0 10311 000 "Земля — недвижимое имущество учреждения" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (см.

Образцы документов

Карта учета земельного участка, находящегося в собственности Московской области

Приложение N 15 к Порядку организации учета имущества Московской области, ведения реестра собственности Московской области и предоставления информации, содержащейся в реестре собственности Московской области

КАРТА

УЧЕТА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНО ________________

По состоянию на "__" __________ ____ г.

——T—————————————T—————————-¬¦N ¦Наименование данных ¦Характеристика данных ¦¦п/п ¦ ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦1. ¦Наименование земельного участка ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦2. ¦Категория земельного участка ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦3. ¦Местоположение земельного участка ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦4. ¦Площадь земельного участка, га ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦5. ¦Наименование юридического лица — ¦ ¦¦ ¦землепользователя (фирменное — для ¦ ¦¦ ¦коммерческих организаций): ¦ ¦¦ +—————————————+—————————-+¦ ¦- полное ¦ ¦¦ +—————————————+—————————-+¦ ¦- сокращенное ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦6. ¦Место нахождения юридического лица ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦7. ¦Почтовый адрес юридического лица ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦8. ¦Вид права, на котором землепользователь¦ ¦¦ ¦владеет земельным участком (аренда, ¦ ¦¦ ¦постоянное (бессрочное) пользование) ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦9. ¦Правоустанавливающие документы ¦ ¦¦ ¦на земельный участок (решения органов ¦ ¦¦ ¦государственной власти или органов ¦ ¦¦ ¦местного самоуправления) ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦10. ¦Правоподтверждающие документы ¦ ¦¦ ¦на земельный участок (государственный ¦ ¦¦ ¦акт, свидетельство) ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦11.

Бухгалтерский учет и налогообложение операций с земельными участками

¦Вид разрешенного использования ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦12. ¦Основания приобретения земельного ¦ ¦¦ ¦участка в собственность Московской ¦ ¦¦ ¦области ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦13. ¦Обременение земельного участка ¦ ¦+—-+—————————————+—————————-+¦14. ¦Сведения о государственной регистрации ¦ ¦¦ ¦права собственности Московской области ¦ ¦¦ ¦на земельный участок: ¦ ¦¦ +—————————————+—————————-+¦ ¦- наименование регистрирующего органа ¦ ¦¦ +—————————————+—————————-+¦ ¦- место государственной регистрации ¦ ¦¦ +—————————————+—————————-+¦ ¦- документ о государственной ¦ ¦¦ ¦регистрации (наименование, дата, номер)¦ ¦¦ +—————————————+—————————-+¦ ¦- кадастровый (условный) номер ¦ ¦L—-+—————————————+——————————

Руководитель структурногоподразделенияМинмособлимущества_________________________ _______________ (Ф.И.О.) (подпись)