Учетная политика в целях налогообложения

2 Отличия учетной политики для целей налогообложения

от учетной политики для целей бухгалтерского учета

Налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базу на основе данных бухгалтерского учета, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ. В этой связи бухгалтерские регистры должны быть организованы таким образом, чтобы определять обязательства по налогам с минимальными трудозатратами.

Законодательство о налогах и сборах содержит также ряд предписаний, затрагивающих организацию бухгалтерского учета: например, требование о ведении раздельного учета отдельных объектов налогообложения. В отдельных случаях у налогоплательщика существует возможность выбора одной из предлагаемых нормативными документами методик определения налоговых обязательств. Во второй части Налогового кодекса (статья 167) введено новое понятие «учетная политика для целей налогообложения», к предмету которой Налоговый кодекс относит принятие решения об определении даты реализации товаров (работ, услуг). Устанавливая порядок формирования и изменения, а также сроки составления учетной политики для целей налогообложения, Налоговый кодекс во многом повторяет положения, установленные документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для учетной политики (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Сравнительная характеристика учетной политики и учетной политики для целей налогообложения1

Характеристика

Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика

Порядок принятия

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения

для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания.

для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Порядок утверждения

утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

Сроки утверждения

вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода

вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Налоговый кодекс не устанавливает требования последовательности учетной политики для целей налогообложения от одного налогового периода к другому и, соответственно, не выделяет случаи, когда организация имеет право изменить учетную политику для целей налогообложения. Можно предположить, что налоговая политика должна применяться без изменений в течение календарного года, однако это напрямую не предусмотрено пунктом 12 статьи 167 НК РФ.

Хотя учетная политика для целей налогообложения упоминается только в главе 21 НК РФ в связи с определением обязательств по налогу на добавленную стоимость, иные акты законодательства о налогах и сборах также содержат положения, предполагающие выбор налогоплательщиком того или иного порядка определения обязательств перед бюджетом. Представляется, что в учетной политике для целей налогообложения также должны быть раскрыты такие аспекты как организация раздельного учета, методики распределения расходов для целей налогообложения и порядок расчета по налогам обособленных подразделений организаций.

В ряде случаев методы налогового планирования, основанные на занижении величины бухгалтерской прибыли, негативно влияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. В качестве альтернативного подхода можно предложить формировать показатели бухгалтерской отчетности по одним правилам, а для целей налогообложения использовать другие, закрепив их в учетной политике для целей налогообложения. Однако использование различных методик для целей бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств ведет в ряде случаев к неоправданным затратам, порождает необходимость громоздких и трудоемких расчетов и, следовательно, повышает риск неправильного определения налоговых обязательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учетная политика – основной документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета.

С помощью учетной политики обеспечивается прозрачность и достоверность учета, оптимизация объемов и сроков налоговых платежей, снижение трудоемкости и унификация учетных процедур, решение многих других управленческих и учетных задач. От правильного понимания учетной политики, ее оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации, да и способы отражения операций в бухгалтерском учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием.

Следовательно, руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.

Сегодня каждый специалист в области управления и финансов (руководитель, бухгалтер, аудитор, налоговый инспектор) должен разбираться в учетной политике организации (предприятия) по следующим причинам:

  • в ней отражены все способы ведения бухгалтерского учета на предприятии;

  • учетная политика является одним из основных объектов аудиторской проверки, с которого обычно и начинается аудит предприятия;

  • от многих элементов учетной политики зависит в конечном итоге и порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Необходимость формирования учетной политики возникает у организации в двух основных ситуациях. Во-первых, когда законодательными актами предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета и организация имеет возможность выбрать тот из них, который в наибольшей степени отвечает ее интересам. Во-вторых, когда законодательство не содержит регламентаций по отражению в бухгалтерском учете тех или иных операций и действий, и поэтому организация разрабатывает их самостоятельно.

Причем выбранные способы учета устанавливаются предприятием на всех его структурных подразделениях, независимо от места их расположения и функционирования.

Но учетная политика не должна ограничиваться только выбором методов оценки активов и обязательств в целях бухгалтерского и налогового учета.

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в обязательный перечень элементов приказа об учетной политике наряду с методологическими, включает организационные и технические элементы.

При выборе учетной политики необходимо учитывать отраслевую принадлежность организации; форму собственности и организационно-правовой статус предприятия; организационную структуру предприятия; особенности деятельности предприятия; текущие и долгосрочные цели предпринимательства; кадровое обеспечение; хозяйственную ситуацию.

Основные требования при формировании учетной политики: полнота, осмотрительность, своевременность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность.

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих этапов:

  • определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

  • выявление, анализ и оценка факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

  • выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

  • идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему и объекты учета;

  • отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;

  • оформление выбранной учетной политики.

Принятые предприятием правила должны устанавливаться на длительный срок. За организацию бухгалтерского учета на предприятии отвечает руководитель, поэтому он же и утверждает Положение от учетной политике приказом.

Рекомендуется оформлять два приказа об учетной политике: один – для целей бухгалтерского учета, а другой – для целей налогообложения. Но для удобства предприятие может объединить их.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

Основными причинами изменения учетной политики являются: реорганизация предприятия, смена собственника, изменение законодательства РФ, запрет или ограничение той или иной деятельности, изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработка новых приемов и способов ведения бухгалтерского учета. Все изменения в учетной политике должны вводиться с начала финансового года. Так с 2003 года вступило в действие ПБУ 19/02 и соответственно в учетную политику экономических субъектов должны были быть внесены изменения.

Список использованной литературы:

1. Федеральный Закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003 г.) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004 г.)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 10 октября 2006 г. (включая изм., всуп. в силу с 1 января 2007 г.) – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 672 с. – (Кодексы и законы России)

3. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Федеральный закон от 24 июня 2002 г. №104-ФЗ

4. Шевелев А.Е. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник. – Ростов н/Д:Феникс, 2004. – С.487

5. Бюджетная система России. Уч. Для вузов. – М. – ЮНИТИ-ДАНА,2000. – С.550.

6. Ковалев А. И, Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия // изд-е 5-е перераб. и доп. – М.; Центр экономики и маркетинга, 2001. – С. 256.

Страницы: ← предыдущая

123Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Учетнаяполитикадляцелей бухгалтерского учета

    Закон >> Бухгалтерский учет и аудит

    Особенности формирования учетной политики в целях налогообложения

    влияниена достоверность определения их себестоимости и на … порядок его формирования необходимо утвердить в учетнойполитикедляцелейналогообложения. В- … налоговыхобязательств, так и к формированию постоянных налоговых активов. Обратим особое внимание на

  2. Учетнаяполитика предприятия (23)

    Реферат >> Экономика

    налогового учета и учетнойполитикидляцелейналогообложенияна предприятии. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетнойполитикидляцелейналогообложения ООО«СПЕЦМЕТ» …

  3. Учетнаяполитика оргинизаций

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    … вправе установить в учетнойполитикедляцелейналогообложения собственные критерии: признать сопоставимыми долговые обязательства, выданные на срок до …

  4. Учетнаяполитика предприятия 2 Система нормативного

    Дипломная работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    … в учетнойполитике. Учетнаяполитикадляцелейналогообложенияна прибыль включает следующие данные: Схему ведения налогового учета. Порядок формирования суммы … состав и структура ее активов, капитала и обязательств по состоянию на начало и конец года …

  5. Налоговый учет расходов наформирование резервов по сомнительным до

    Курсовая работа >> Финансы

    учетнойполитике организации дляцелейналогообложения. Актуальность данной темы заключается в минимизации возникающих налоговыхобязательствах при … налоговыеобязательства по уплате НДФЛ и ЕСН налога. Формированиеналоговыхобязательств происходит на

Хочу больше похожих работ…

Данная статья посвящена изучению понятий учетной политики для целей налогообложения, налоговых расчетов и их осуществлению.

Налоговый учет представляет собой систему обобщения имеющейся информации, необходимой для определения на основе сгруппированных в соответствие с НК РФ первичных документов налоговой базы по различным видам. Современная система учета — это переплетение бухгалтерского, налогового и различных других видов учета.

В конкретной организации система налогового учета призвана создавать условия для осуществления контроля за правильностью формирования разных показателей, учитываемых в дальнейшем при осуществлении расчетов налоговой базы, со стороны сотрудников организации, а также контроля со стороны проверяющих органов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и подлежит дальнейшему закреплению в учетной политике экономического субъекта. Стоит отметить, что выделяют два вида учетной политики — для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Учетная политика в целях налогообложения представляет собой официально закрепленный на уровне экономического субъекта выбор способов расчета, сроков и уплаты налогов, а также иных показателей, которые влияют на процесс определения суммы налоговых обязательств предприятия.

Так, одними из важнейших элементов учетной политики для целей налогообложения для налоговых расчетов являются:

  1. способы начисления амортизации;
  2. переоценка объектов основных средств;
  3. способы учета доходов и расходов.

При формировании учетной политики экономические субъекты руководствуются налоговым законодательством РФ, а также различными федеральными, отраслевыми стандартами. Положения учетной политики, в соответствии с законодательством, могут иметь некую вариативность в отношении некоторых положений, поэтому существует несколько способов ведения учетной политики. Так, например, при исчислении организацией налога на прибыль может применяться один из двух вариантов учета доходов и расходов:

  1. Первый способ — метод начисления. В соответствии с ним доходы и расходы экономического субъекта признаются в учете по мере их возникновения, в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;
  2. Второй способ — кассовый метод . В соответствии с ним доходы и расходы признаются в учете по факту оплаты.

Начисление амортизации в налоговом учете также может осуществляться двумя способами:

  1. линейным методом — данный способ предполагает начисление амортизации равными частями в течение всего срока полезного использования объекта;
  2. нелинейным методом — данный способ предполагает, что сумма амортизации меняется ежемесячно и постепенно уменьшается. Применение этого метода способствует уменьшению необлагаемой базы.

Также стоит отметить, что способы ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике, могут различаться, например, могут использоваться разные способы начисления амортизации. Также доходы и расходы в этих учетных системах могут отражаться по разному. Например, сумма прибыли или убытка в бухгалтерском учете может как совпадать с аналогичной суммой в налоговом учета, так и оказаться большей или меньшей.

Именно на основе закрепленных в учетной политике организации ведения налогового учета составляются налоговые расчеты. В соответствии с налоговым законодательством РФ, по истечении каждого отчетного периода, в котором имели место выплаты налогоплательщику, все налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты. Они применяются не для всех видов налогов, например, к таким налогам относится НДС. Однако есть налоги с годовым исчислением.

Учетная политика для целей налогового учета

Например, налог на прибыль, для него предусмотрена авансовая форма расчетов.

Для расчета всех видов налогов необходимо правильно определить налогооблагаемую базу и знать ставку налога, для каждого вида налога определяются по своему. Из–за особенностей в определении налоговой базы, составлении отчетов и предоставления их в налоговые инспекции, процесс составления налоговых расчетов значительно усложняется. Также стоит отметить, что действует достаточно жесткая система финансовых санкций, не учитывающая различий между налоговыми нарушениями различного характера, ответственность за нарушение законодательства установлена одинаковая.

Одной из главных проблем проблемой формирования налоговых расчетов в РФ в течение долгого периода времени остается меняющееся законодательство. Необходимо постоянно осуществлять контроль за всеми изменениями и корректировать исходя из них методы составления отчетности. Также нормы законодательства в отношение налоговых расчетов и критерии отнесения налогоплательщика к той или иной группе не всегда являются однозначными и исчерпывающими.

Подводя итог, можно сказать, что налоговые расчеты — это одни из важнейших атрибутов современной учетной системы. В процессе своей деятельности многие экономические субъекты сталкиваются с множеством проблем, требующих обязательно решения. В связи с этим необходимо совершенствование существующего налогового законодательства, а также исключение противоречий между бухгалтерским и налоговым учетом и приведение в соответствие их методик и правил.

80. Учетная политика для целей налогообложения

Поиск Лекций

Учетная политика организации для целей налогообложения

ГЛАВА 3 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Учетная политика организации является составной частью финансовой политики и ориентируется на обеспечение достоверности и эффективности учетного процесса. Она определяет источники информационных потоков для формирования и последующей реализации финансовой политики.

В начале нового финансового года каждая организация пересматривает учетную политику, которой пользовалась в течение предшествующего отчетного периода. При этом могут быть внесены определенные изменения и дополнения в соответствующий правовой документ (приказ об учетной политике или положение об учетной политике).

Как показывает практика, изменение учетной политики организации требует предельно внимательного и квалифицированного подхода. Это объясняется целым рядом причин.

Во-первых, новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года;

во-вторых, с ее помощью можно управлять финансовыми ресурсами организации;

в-третьих, элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств организации перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов.

Рекомендуется положение об учетной политике организации оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый документ посвящен учетной политике организации в области бухгалтерского учета, второй — учетной политике в области налогообложения.

Налоговый учет представляет собой систему сбора, фиксации и обработки хозяйственной и финансовой информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств плательщика.

В некоторых случаях информация, собранная на регистрах бухгалтерского учета, используется для исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. В такой ситуации бухгалтерский учет выполняет одновременно две функции: учетно-финансовую и учетно-налоговую.

В то же время в ряде случаев данные регистров бухгалтерского учета не могут являться базой для исчисления определенных налогов. Бухгалтерский учет здесь не применим. Представляется, что в такой ситуации необходимо говорить о специализированной системе учета — налоговой.

Самым показательным элементом налоговой политики является выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей исчисления, например налога на добавленную стоимость. Кроме того, организациям предстоит доработать применявшуюся ранее систему налогового учета для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с наработанной практикой применения и внесенными изменениями в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.

Таким образом, под учетной политикой для целей налогообложения следует понимать совокупность выбранных организацией способов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов. Это означает следующее.

1. Организация осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными актами, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации. Например, выбор одного из методов определения выручки для целей налогообложения НДС (по отгрузке или по оплате).

2. Выбранные способы устанавливаются в организации, т.е. во всех структурных подразделениях (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их местоположения. Таким образом обособленные подразделения, филиалы должны придерживаться установленной организацией учетной политики. При этом необходимо отметить, что организации, финансируемые собственником (ст. 120 ГК РФ), являются самостоятельными юридическими лицами, а потому на них не распространяется учетная политика, принятая предприятием-собственником.

3. Данные способы устанавливаются на длительный срок — как минимум на отчетный год. Как правило, налоговым периодом при исчислении налогов и сборов (отчетным годом) считается период с 1 января по 31 декабря включительно. В пределах налогового периода
учетная политика организации не может изменяться, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах (например, при внесении изменений в законодательство, затрагивающее принятую учетную политику предприятия). В отношении НДС и акцизов,
при исчислении которых налоговым периодом считается месяц (в неко-

торых случаях квартал), учетная политика для целей налогообложения также должна сохраняться в течение как минимум года.

4. Данные способы должны быть закреплены соответствующим документом. Законодательство о налогах и сборах не содержит прямого указания на необходимость фиксирования учетной политики организации для целей налогообложения в отдельном распорядительном документе.

Порядок формирования учетной политики для целей налогообложения учета в 2018 году

Однако не вызывает сомнения тот факт, что учетная политика для целей налогообложения должна быть согласована с главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов. Для этого учетная политика должна быть как минимум отражена на бумажном носителе, т.е. в организации должен быть принят специальный организационно-распорядительный документ (приказ об учетной политике).

Безусловно, возможно включение отдельных элементов учетной политики для целей налогообложения в консолидированный приказ об учетной политике организации как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, оформляемый согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

При формировании учетной политики организации для целей налогообложения выбирается один способ из нескольких, допустимых законодательством по налогам и сборам. Кроме того, фиксируются особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые осуществляются конкретной организацией. Если же по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения налогового учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа или формы (регистра) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога или сбора, исходя из действующих положений законодательства по налогам и сборам, методических рекомендаций Минфина России по его применению в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации.

По аналогии с бухгалтерским учетом согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации и иным нормативным актам по налогам и сборам изменения в учетной политике организации могут производиться в случаях:

■ изменения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам (обязательное изменение учетной политики);

■ принятия организацией новых или иных способов ведения налогового учета (добровольное изменение учетной политики);

■ существенного изменения условий деятельности организации (добровольное изменение учетной политики).

Изменения учетной политики, связанные с добровольным принятием организацией новых способов ведения налогового учета, должны вводиться с начала нового налогового периода (с 1 января).

Изменения и дополнения учетной политики, связанные с изменениями законодательства Российской Федерации по налогам и сборам либо с введением новых видов деятельности организации, подлежащих особому порядку налогообложения, либо ее реорганизацией, допускаются с момента вступления в силу соответствующих документов, в том числе и в течение отчетного (налогового) периода.

При этом все изменения должны найти отражение в соответствующем организационно-распорядительном документе организации. Следовательно, при изменении учетной политики в отношении отдельных операций нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые в уже действующую учетную политику организации.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных