Учетная политика предприятия в рк

Пример учетной политики организации на 2013 год

БУХУЧЁТ 2015: как составить учетную политику? образец формы.

Приводим пример грамотно составленной учетной политики предприятия, на который можно ориентироваться при выработке своего собственного документа. Надеемся, что приведенный образец поможет руководителям и главным бухгалтерам организаций правильно составить свою политику для учетных целей на 2013 год. Напоминаем, что для плательщиков налога на прибыль и НДС рекомендуется разработать еще одну форму документа, которая называется «Учетная политика для целей налогообложения». Данный образец взять из архива реальной фирмы (названия и фамилии должностных лиц изменены).

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ПРОМЕТЕЙ»
Приказ N ….
город Москва, 1 января 2013 года
генеральный директор Ковалев С.Г.

О принятии учетной политики предприятия на 2013 год

В соответствии с федеральным законом от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерским учете» в целях соблюдения на предприятии в течение отчетного года единой политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, руководствуясь положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.10.2008 года № 106н,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Установить форму и методы бухгалтерского учета на основании действующих нормативных документов, перечисленных в приложении к приказу об учётной политике.

2. Руководителю предприятия обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к бухучету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и предоставления для учета документов и сведений.

3. Документооборот и техническую обработку документов вести, руководствуясь «Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 № 105, постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (с изменениями от 25 января, 2 июля, 11 ноября 1999 года ,29 декабря 2000 года, 6 апреля 2001 года), постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 года N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 года).

4. Установить компьютерную технологию обработки учетной информации на предприятии. Утвердить в качестве рабочего план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный приказом Минфина от 31.10.2000 года № 94н. Установить, что типовые и специализированные формы бухгалтерской отчетности должны соответствовать формам, разработанным и утвержденным Минфином РФ. Предприятие предоставляет в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в сроки, предусмотренные законодательством.

5. В целях обеспечения достоверности данных учета и отчетности производить обязательную инвентаризацию имущества:
— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (4 квартал);
— при смене материально ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при реорганизации или ликвидации организации.

При каждой инвентаризации формировать инвентаризационную комиссию в количестве трех человек, состав которой должен утверждаться руководителем предприятия. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемой при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев обязательного проведения инвентаризации.

6. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве Основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
— использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг или для управленческих нужд организации;
— срок полезного использования свыше 12 месяцев;
— не предполагается последующая перепродажа данных активов;
— способность приносить доход в будущем.

Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» вести по отдельным инвентарным объектам основных средств.

7. Начислять амортизационные начисления на основные средства линейным способом в течение всего срока полезного использования объекта. Срок полезного использования объекта основных средств определять при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя:
— из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью;
— ожидаемого физического износа;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведения достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации учитывать на счете учета основных средств обособленно и в этом случае открывать отдельную инвентарную карточку на сумму произведенных затрат.

Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы определять, исходя из постановления правительства РФ от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» с изменениями и дополнениями. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включать в состав соответствующей амортизационной группы с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 6 настоящей учетной политики, стоимостью не более 40000 рублей за единицу, отражать в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и учитывать на учётном счете 10.6.или 10.9.

Не начислять амортизацию на объекты основных средств, находящиеся в запасе, на складе, в резерве, а также бывшим в эксплуатации и временно выведенным из сферы производства на консервацию на срок более 3-х месяцев. Затраты на ремонт основных средств по фактическим затратам включать в издержки обращения по мере их возникновения, ремонтный фонд не создавать. Считать, что инвестиционный актив – это объект основных средств, на строительство или на покупку которого требуется более шести месяцев. Переоценку основных средств не осуществлять. Срок полезного использования приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации, определяется с учетом уменьшения на количество месяцев его эксплуатации предыдущим собственником.

8. Амортизацию объектов нематериальных активов начислять ежемесячно начиная со следующего месяца после месяца введения их в эксплуатацию линейным способом, исходя из срока их полезного использования с применением счета 05 «Амортизация НМА». Срок полезного использования определяет назначаемая приказом комиссия.

9. Расходы на выполнение научно-исследовательских работ, по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном законодательством порядке или получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства, списывать равномерно в течение одного года. В течение отчетного года списание расходов на НИОКР на расходы по обычным видам деятельности осуществлять равномерно в размере 1/12 годовой суммы. Расходы на НИОКР подлежат учету на счете 04 «Нематериальные активы» в сумме фактических затрат. Аналитический учет на счете 04 вести по отдельным объектам НМА, а также по видам расходов на НИОКР.

10. Материально-производственные запасы (МПЗ) учитывать на счете 10 «Материалы» с их оценкой по фактической себестоимости приобретения без применения счетов 15 и 16. Аналитический учет по счету 10 организовать по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения. Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением МПЗ, и их доставкой в организацию, включать в первоначальную стоимость МПЗ. При наличии отдельного счета-фактуры на Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением МПЗ, и их доставкой в организацию, учитывать такие расходы на счета затрат (с применением 26 и 44.3 балансовых счетов).

На участках и в бухгалтерии организовать одновременно количественный и суммовой учет по номенклатурным номерам ценностей. Отражать в учете все операции по поступлению и движению товарно-материальных ценностей на момент их совершения, относить на затраты стоимость списанных ценностей в момент их фактического расходования. При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценку производить по средней себестоимости. При отпуске МПЗ в производство готовой продукции, учитываемой на 43 счете, требования-накладные формы М-11, установленные постановлением Госкомстата от 30.10.1997 № 71а с изменениями и дополнениями, не формировать. Выбытие МПЗ подтверждается актами списания (приложение 1). Стоимость материалов, отпущенных для производства работ и общехозяйственных нужд, признается в расходах на основании требования-накладной формы М-11.

11. Передачу давальческого сырья на доработку и переработку отражать на счете 10.7 «Передача сырья в переработку»

12. Спецодежду принимать к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, учитывать в составе оборотных средств на счете 10 «Материалы» субсчет 10.10 «Спецодежда», при передаче в эксплуатацию отражать на счете 10.11 «Спецодежда в эксплуатации». Аналитический учет спецодежды вести по наименованию, по количеству и фактической себестоимости, по материально-ответственным лицам.

13. На основании норм выдачи, утвержденных генеральным директором, спецодежду списывать единовременно при выдаче ее работникам.

14. К общепроизводственным расходам и расходам основного производства, отражающимся на счетах 20, 25 относить:
— стоимость материалов, используемых в производстве готовой продукции и выполнении работ, услуг, включая стоимость спецодежды;
— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
— расходы в виде страховых взносов и прочих обязательных начислений на указанные суммы расходов на оплату труда;
— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг;
— расходы, связанные с приобретением работ и услуг производственного характера выполняемых сторонними организациями.

15. Расходы, собранные на счете 25, распределять между объектами калькулирования (реализация продукции, работ, товаров) пропорционально выручке от реализации данных объектов.

16. Расходы на продажу, собранные в течение отчетного периода на счете 44, списывать в дебет счета 90 «Продажи» полностью. Распределение расходов на продажу осуществлять ежемесячно.

17. Товары учитывать по покупной стоимости. Расходы по заготовке и доставке товаров учитывать в составе покупной стоимости товаров. Списывать стоимость реализованных товаров по стоимости единицы товара.

18. Готовую продукцию отражать по фактической производственной себестоимости.

19. Общехозяйственные расходы, собранные на счете 26, признавать полностью в себестоимости продаж, включая расходы на арендованные площади, в том числе представляемые в субаренду. Доходы от сдачи арендованных площадей в субаренду относить к доходам от обычных видов деятельности, в том числе в силу их несущественности в общем объеме доходов.

20. Незавершенное производство отражать по стоимости фактических затрат на основании данных первичных учетных документов. Расходы по заработной плате, начисленным страховым взносам и прочим обязательным отчислениям, учитываемые на 20 и 25 балансовых счетах, относящиеся к конкретному производственному процессу, определяются расчетным путем, на основании бухгалтерских регистров и списка сотрудников, занятых на производстве продукции, работ, услуг по данному контракту. Список предоставляется техническим директором.

Расходы на амортизацию оборудования и прочих основных фондов, учитываемые на 20 и 25 балансовых счетах, относящиеся к конкретному производственному процессу, определяются на основании бухгалтерских регистров и на основании списка основных средств, применяемых на производстве продукции, работ, услуг по данному контракту. Список предоставляется техническим директором. В случае частичной реализации производственного заказа (работ, услуг) включение НЗП в состав производственных расходов производится в процентном отношении к общей сумме НЗП по конкретному договору (заказу), соответственно проценту реализации в отчетном периоде по данному договору. Сумма и состав НЗП за отчетный квартал утверждается руководителем предприятия.

21. Расходы будущих периодов (РБП) списывать на себестоимость равномерно в течение периода, к которому эти расходы относятся.

22. Резервы по сомнительным долгам и на выплату отпускных сотрудникам формировать на основании приказа руководителя организации. В резерв по сомнительным долгам включать платежи, явно просроченные по договору и не обеспеченные никакими гарантиями. Величину резерва определять по каждому сомнительному долгу в зависимости от сроков задержки оплаты — если долг просрочили более чем на 90 календарных дней, в резерв включить всю сумму оплаты. Если оплату задержали менее чем на 90 календарных дней, в резерв не включать. Безнадежную задолженность в резерв не включать.

Величину резерва по оплате отпускных определять раз в квартал. Резерв считать отдельно по каждому работнику на основании данных, предоставляемых менеджером по персоналу в форме служебной записки. Основная сумма резерва включает выплату сотрудникам и НДФЛ, и увеличивается на сумму страховых взносов до того момента, пока зарплата работника, начисленная нарастающим итогом с начала года, не достигнет уровня, при котором взносы не начисляются. Компенсацию за неиспользованный отпуск за счет резерва не начислять. Резервы на другие цели, предусмотренные законодательством РФ, не создавать.

23. Финансовые вложения принимать к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости — суммой фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). При выбытии финансовых вложений использовать способ списания по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.

24. Доходы по финансовым вложениям признавать прочими поступлениями в соответствии положением по бухгалтерском учету «Доходы организации» ПБУ 9/99.

25. Расходы, связанные с предоставлением организацией другим организациям займов, признавать прочими расходами организации.

26. Не осуществлять перевод долгосрочной задолженности по заемным средствам в краткосрочную до истечения срока действия договора.

27. Дополнительные расходы по обслуживанию заемных средств учитывать в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были произведены.

28.Суммы процентов по выданным векселям учитывать в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления.

29. При реализации готовой продукции допускается изменение наименования измерения единицы продукции согласно спецификации (например, объединение нескольких штук в один комплект и наоборот). При этом первичные документы (ТОРГ-12 и прочие) оформляются и передаются заказчику согласно спецификации.

30. Расходы по участию в конкурсах на проведение работ, поставке оборудования и прочих услуг учитывать в составе прочих расходов и отражать на счете 76 либо 60 в корреспонденции со счетом 91.2 «Прочие расходы» единовременно.

31. Признавать выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции.

32. Расходы по начислению налога на имущество организации учитывать в составе прочих расходов и отражать на счете 68.8 «Налог на имущество» в корреспонденции со счетом 91.2 «Прочие расходы».

33. Уровень существенности считать равным 5 процентам.

34. Учет курсовой разницы, возникающей в ходе проведения операций с валютными ценностями, вести на балансовом счете 91 «Прочие доходы и расходы».

35. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включать в результаты хозяйственной деятельности отчетного года как прочие расходы (доходы).

36. Прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, распределять по решению участников общества согласно уставу.

37. Данная учетная политика предприятия является не исчерпывающей и при внесении в законодательные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, значительных изменений может дополняться отдельными приказами по предприятию с доведением внесенных изменений до налоговых органов.

Список нормативных документов, используемых при выработке политики

Документы и нормативные акты, на которые опирается учетная политика компании:
— ПБУ и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н;
— план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 №94н;
— положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», (ПБУ 3/2006), утвержденное приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н;
— положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н;
— положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ6/01), утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н;
— положение о бухгалтерском учете «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ5/01), утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н;
— положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н;
— положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н;
— ПБУ «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н;
— положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н;
— положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н;
— положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02, утвержденное приказом Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н;
— положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на НИОКР» (ПБУ 17/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н;
— положение о бухгалтерском учете «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н;
— положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н;
— приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 » Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
— федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» с изменениями от 23.07.1998.
— приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
— методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.
— методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н;
— методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

Подписи ответственных лиц:
Генеральный директор Ковалев С.Г.
Главный бухгалтер Виталева И.В.

В Международных Стандартах Финансовой Отчетности и Методических рекомендациях к ним установлены основополагающие правила и принципы, определен круг общественно признаваемых приемов и способов ведения финансового и управленческого учета, которые должны быть конкретизированы на каждом отдельном предприятии, исходя из особенностей его деятельности и условий ее осуществления, квалификации управленческого персонала и степени сложности решаемых ими задач, имеющейся технической базы управления.

Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

Формирование учетной политики — это выбор некоторой совокупности известных способов ведения бухгалтерского учета и установление порядка их применения в конкретной хозяйственной ситуации. Иными словами, учетная политика — это порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета. Учетная политика, являясь реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться на разных предприятиях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава счетов и др.

— все это в целом составляет степень свободы предприятия в формировании учетной политики.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Общие принципы и правила установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При их реализации в учетной политике конкретного предприятия целесообразно исходить из допущений:

1) принцип начисления. Согласно этому принципу, результаты операций и прочих событий признаются, когда они возникают (а не при получении или выплате денежных средств или их эквивалентов) и отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым они относятся;

2) непрерывность деятельности. Учетная политика обычно подготавливается на основе допущения, что организация функционирует непрерывно и будет вести операции в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что у организации нет ни намерения, ни необходимости в ликвидации или в существенном сокращении масштабов деятельности.

Основное назначение и главная задача принимаемой учетной политики — максимально адекватно отразить деятельность предприятия, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней для целей эффективного регулирования этой деятельности в интересах дела. Она должна охватывать все стороны учетного процесса — методический, технический, организационный.

Методический аспект подразумевает то, какие именно способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации и исчисления себестоимости продукции и т. п. использует предприятие; технический — как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на синтетических счетах; организационный — как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее места в управленческой структуре предприятия.

Руководство организации должно выбирать и применять учетную политику организации таким образом, чтобы финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применяемого МСФО.

Если в каком-либо МСФО предусмотрены два и более варианта учетной политики, организации следует выбрать и последовательно применять один из вариантов, за исключением тех случаев, когда этот же стандарт или интерпретация требует или разрешает классифицировать объекты учета (операции, события, сальдо, суммы и т.д.) по определенным группам, в отношении которых целесообразно использовать различные варианты учетной политики.

Если согласно какому-либо МСФО объекты учета требуется или допускается классифицировать по определенным группам, следует выбрать и последовательно применять наиболее соответствующую учетную политику в отношении каждой группы.

Если порядок отражения каких-либо операций не указан в конкретном МСФО, руководство использует свои суждения для разработки учетной политики, которая представляла бы наиболее полезную информацию для пользователей финансовой отчетности организации. При вынесении такого суждения необходимо принимать во внимание:

1) требования и рекомендации МСФО, затрагивающие аналогичные или имеющие к этому отношение вопросы;

2) критерии определения, признания и измерения (оценки) активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в «Концепции МСФО»; и

3) заявления других органов, устанавливающих стандарты учета и принятую отраслевую практику в той и только той степени, в какой они соответствуют подпунктам 1) и 2) данного параграфа.

В каждом периоде обычно принимается одна и та же учетная политика, поскольку пользователи финансовой отчетности должны иметь возможность сравнивать финансовую отчетность организации на протяжении определенного промежутка времени с тем, чтобы определить тенденции изменения ее финансового положения, результатов деятельности и движения денежных средств.

Сравнительная информация для предшествующих периодов представляется организациями таким образом, как если бы эта новая учетная политика использовалась всегда и ошибки предшествующих периодов никогда не происходили.

Для формирования учетной политики руководство организации создает комиссию из числа специалистов бухгалтерского, финансового, технического подразделений, юристов и других компетентных специалистов, исходя из особенностей деятельности организации.

Комиссия формирует учетную политику в отношении активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов:

1) выявляя, анализируя и оценивая факторы, влияющие на выбор наиболее приемлемых способов ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

2) обосновывая исходные положения построения учетной политики;

3) приводя сформированную учетную политику в форму внутреннего нормативного документа организации;

4) разрабатывая должностные инструкции, положения, решения собраний, схему документооборота и т.п., которые оформляются отдельными приказами или распоряжениями руководителя.

Аспекты учетной политики, представление которых может рассматриваться организацией, включают (но не ограничиваются этим) следующие:

1) признание дохода (МСБУ (IAS) 18 «Доход»);

2) принципы консолидации, включая дочерние и зависимые организации (МСБУ (IAS) 27 «Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние организации»);

3) объединения организаций (МСФО 3 (IFRS) «Объединения бизнеса»);

4) совместную деятельность (МСБУ (IAS) 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности»);

5) признание и амортизацию материальных и нематериальных активов (МСБУ (IAS) 16 «Недвижимость, здания и оборудование», МСБУ (IAS) 38 «Нематериальные активы»);

6) капитализацию затрат по займам и других расходов (МСБУ (IAS) 23 «Затраты по займам»);

7) договоры на строительство (МСБУ (IAS) 11 «Договоры на строительство»);

8) инвестиции в недвижимость (МСБУ (IAS) 40 «Инвестиции в недвижимость»);

9) финансовые инструменты и инвестиции (МСБУ (IAS) 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», МСБУ (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и измерение»);

10) аренду (МСБУ (IAS) 17 «Аренда»);

11) затраты на исследования и разработки (МСБУ (IAS) 38 «Нематериальные активы»);

12) запасы (МСБУ (IAS) 2 «Запасы»);

13) налоги, в том числе отложенные налоги (МСБУ (IAS) 12 «Налоги на прибыль»);

14) оценочные обязательства (МСБУ (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»);

15) затраты на вознаграждение сотрудников (МСБУ (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»);

16) перевод из одной валюты в другую и хеджирование (МСБУ (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют»);

17) определение хозяйственных и географических сегментов и основу для распределения затрат между сегментами (МСБУ (IAS) 14 «Сегментная отчетность»);

18) определение денежных средств и их эквивалентов (МСБУ (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»);

19) учет инфляции (МСБУ (IAS) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»);

20) государственные субсидии (МСБУ (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи») и т.д.

Организация должна раскрыть следующее, если это не раскрыто где-либо еще в информации, опубликованной вместе с финансовой отчетностью:

а) юридический адрес и юридическая форма организации, страна ее юридической регистрации и адрес зарегистрированного офиса (или основное место ведения дела, если оно отличается от адреса зарегистрированного офиса);

б) описание характера операций и основных видов деятельности организации;

в) название материнской организации и основной материнской организации группы;

г) штатное количество работников на конец периода или среднее количество работников в течение периода.

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих этапов:

1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2) выявление, анализ и оценка факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

4) идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему и объекты учета;

5) отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;

6) оформление выбранной учетной политики.

Изменения в учетную политику могут вноситься в соответствии с законодательством или по требованию органов, устанавливающих стандарты учета, или тогда, когда это изменение приведет к более достоверному отражению событий или операций в финансовой отчетности организации. Добровольные изменения в учетной политике применяются в соответствии с ретроспективным подходом, который заключается в применении новой учетной политики к событиям и операциям, таким образом, как если бы эта новая учетная политика использовалась всегда. Подобная учетная политика применяется к событиям и операциям с момента возникновения таких статей.

При внесении изменений в учетную политику организация использует следующий порядок

учета:

1) изменения в учетной политике должны применяться ретроспективно за исключением тех случаев, когда величина соответствующей корректировки, относящейся к предшествующим периодам, не поддается обоснованному определению;

2) любая полученная корректировка должна представляться в отчетности как корректировка сальдо нераспределенной прибыли на начало периода;

3) сравнительная информация должна пересчитываться, если только это практически осуществимо, в целях отражения новой учетной политики;

4) если изменения в учетной политике оказывают существенное воздействие на текущий или любой из предшествующих отчетных периодов или может оказать существенное воздействие на последующие периоды, организация должна раскрывать причины изменения, сумму корректировки для текущего и для каждого из представленных периодов, сумму корректировки, относящейся к периодам, предшествующим тем, которые были включены в сравнительную информацию, и тот факт, что сравнительная информация была пересчитана или что сделать это было практически невозможно.

С внесенными изменениями и дополнениями учетная политика организации переутверждается комиссией из числа специалистов бухгалтерского, финансового, технического подразделений, юристов и других компетентных специалистов, исходя из особенностей деятельности организации, и утверждается соответствующими внутренними нормативными документами (приказ, распоряжение и т.д.).

Названные выше принципы и требования должны лежать в основе разработки и принятия учетной политики любого предприятия. Их несоблюдение без достаточных на то оснований может исказить картину имущественного и финансового положения предприятия, результатов его деятельности, и при определенных условиях может трактоваться как неправильное ведение бухгалтерского учета.

Литература:

  1. Радостовец В. В., Шмидт О. И. Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета — Алматы: Центраудит-Казахстан, 2000.- 496с.
  2. Есмагамбетова М. Учетная политика в условиях работы по МСФО: критерии отнесения материальных активов к основным средствам//Библиотека бухгалтера и предпринимателя 2006 г.-№1 (186)
  3. Методические рекомендации по применению Международного Стандарта Бухгалтерского Учета № 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки»

Примеры кадровой политики

В пример разработанной кадровой политики можно привести отрывок из программы «Персонал» концепция кадрового менеджмента ОАО «Уралсвязьинформ».

«Кадровая политика акционерного общества формулируется для реализации миссии компании, ее целей и как стратегия работы с персоналом направлена:

На наращивание высокопрофессионального кадрового потенциала. Необходимо формирование персонала, как по численности, так и по профессиональной структуре в связи с освоением новых технологий, перераспределения рабочей силы из производства в сферу обслуживания;

• На развитие новой производственной культуры на основе введения системы стратегического планирования и управления;

• На укрепление принципов групповой работы (производственной деятельности), корпоративного сознания работников, сближение личных интересов персонала с интересами компании;

• На системную комплексную организацию работы с резервом кадров;

• На оплату труда исходя из производственных потребностей, стимулирование инициативы, вовлечение в процесс принятия решений, в том числе направленных на увеличение продаж и повышения качества обслуживания потребителей.

Политика в области управления персоналом определяет стратегическую роль, цели, задачи, принципы управления персоналом и распространяется на все категории персонала.

Кадровая политика строится на принципах полного доверия сотрудникам и предоставления им максимальной самостоятельности, в центре корпоративного управления должен быть человек и его инициатива. Управление персоналом вовлечено в разработку стратегии бизнеса и оргструктуры компании. Все линейные руководители должны участвовать в реализации функций управления персоналом. Все функции управления персоналом объединены в одну цельную программу, являющуюся частью стратегии бизнеса компании.

Боитесь рожать: фото роды.

Бухгалтерский учет в ОАО НК «Роснефть» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Бухгалтерия состоит из четырех отделов, в каждом из которых имеется старший бухгалтер со штатом бухгалтеров в количестве двух человек.

Главный бухгалтер осуществляет следующие функции:

  • — организацию и контроль финансовой и кассовой дисциплины;
  • — исполнение своих обязанностей, а также работу подчиненного персонала;
  • — сохранение конфиденциальной информации, известной ему по роду его деятельности;
  • — выполнение приказов, распоряжений и поручений генерального директора;
  • — соблюдение трудовой дисциплины лично и персоналом бухгалтерии.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский и налоговый учет в ОАО НК «Роснефть» ведется с использованием счетов с применением компьютерной техники и специализированной программы 1С: Предприятие 8.0, которая позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета, выполнять ввод, хранение и печать любых первичных документов, автоматизировать подготовку любых документов, как установленной формы так и разработанной и утвержденной на предприятии, например, следующие документы: акт выполненных работ за оказанные услуги; договор на сбор, вывоз и утилизацию отходов; дебиторская задолженность с разбивкой по суммам долга; анализ по счетам и субсчетам; оборотно-сальдовые ведомости; все формы бухгалтерской отчетности.

В соответствии с действующим законодательством на предприятии организован и ведется бухгалтерский и налоговый учет, основные принципы которого определены учетной политикой предприятия, утвержденной Приказом № 521 от 31.12.2009 года и для целей налогообложения в соответствии со ст. 167, 313 и 314 Налогового кодекса РФ.

Учетной политикой ОАО НК «Роснефть» предусмотрены следующие способы ведения бухгалтерского учета:

  • — хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно, а также формами, разработанными предприятием самостоятельно;
  • — учетные документы хранятся на предприятии в течение пяти лет;
  • — инвентаризация материалов, товарных запасов, готовой продукции, основных средств производится не реже 1—го раза в год, кассы на 1—е число каждого месяца, внезапные инвентаризации кассы и МПЗ производятся по решению руководителя (в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. № 49);
  • — доходы и расходы учитываются методом начисления, то есть в том периоде, в котором они произведены, независимо от даты оплаты;
  • — амортизация основных средств начисляется линейным способом (п. 18 ПБУ 6 /01 «Учет основных средств», ст. 259 НК РФ).
  • — нематериальные активы в бухгалтерском учете амортизируются линейным методом;
  • — амортизация нематериальных активов в бухучете отражается на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов»;
  • — процесс приобретения сырья и различных материальных ресурсов в учете отражается на счете 10 «Материалы» количественно—суммовым методом по каждому именованию по фактической себестоимости;
  • — в бухгалтерском учете материально производственные запасы списываются по средней себестоимости;
  • — специальные инструменты учитываются в порядке, предусмотренном для учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01;
  • — затраты на производство учитываются с подразделением на прямые (собираемые по дебету счета 20 «Основное производство» на отдельных субсчетах) и косвенные (затраты общепроизводственного и общехозяйственного назначения, которые отражаются по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» соответственно). В конце отчетного периода косвенные расходы списываются в дебет счета 90 «Продажи»;
  • — оценка незавершенного производства производится по прямым статьям затрат (п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);
  • — коммерческие расходы включаются в себестоимость услуг полностью в отчетном периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99);
  • — готовая продукция оценивается по прямым статьям затрат (п. 58 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);
  • — общехозяйственные расходы предприятия и затраты вспомогательных производств распределяются по видам основной деятельности пропорционально выручке по основным видам деятельности;

Бухгалтерская отчетность в 2011 г. составляется на предприятии в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», приказом Минфина России от 22 июля 2003 года № 67н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 142н) «О формах бухгалтерской отчетности организаций», следующие формы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменениях капитала (форма №3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6). Компания ОАО НК «Роснефть» предоставляет консолидированную финансовую отчетность, которая подготавливается на основе данных российской бухгалтерской отчетности, скорректированных для предоставления в соответствии с общепринятыми в Соединенных Штатах Америки принципами бухгалтерского учета (ГААП).

Предприятие составляет квартальную бухгалтерскую отчетность (форма № 1, форма № 2) в течение 30 дней по окончании квартала в налоговые органы, а годовую — в течение 90 дней по окончании года (в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83—ФЗ).

Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется учредителям, налоговым органам, органам государственного управления, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия, также общество обязательно размещает на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской отчет. Общество публикует свою годовую отчетность в соответствии с ПБУ 4/99. Отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

Годовая бухгалтерская отчетность предприятия утверждается общим собранием акционеров, так за 2010 г. утверждена протоколом № 1/11 очередного годового общего собрания акционеров ОАО НК «Роснефть» от 17 мая 2011 г. Отчет о прибылях и убытках предприятия характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период формируют следующие показатели:

  • — финансовый результат от обычных видов деятельности;
  • — прочие доходы и расходы;
  • — начисленные платежи налога на прибыль и причитающихся налоговых санкций.

В отчете о прибылях и убытках сумма выручки ОАО НК «Роснефть», полученной от обычных видов деятельности, определяется по мере отгрузки продукции, услуг и предоставлению покупателям расчетных документов, на основании заключенных договоров с клиентами.

Учетная политика ОАО «Роснефть» включает совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, и обеспечивает:

  • — полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
  • — своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
  • — отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • — тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца; рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности.

Учетная политика для целей налогообложения

С введением нового налогового кодекса в 2020 году все налогоплательщики обязаны утвердить учетную политику для целей налогообложения (далее по тексту УПЦН). Под налогоплательщиками подразумеваются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет.

Сроки

До 1 апреля 2020 года необходимо разработать и утвердить УПЦН, вновь созданные – с момента создания.

Обратите внимание, что вносить изменения в УПЦН можно:

Не чаще 1 раза в год, до 1 января следующего года и изменения вступят в силу с 1 января следующего года;

В течение календарного года, в случае изменений в налоговом или бухгалтерском законодательстве.

Что такое УПЦН

УПЦН — это правила ведения документооборота и расчета налогов только для целей налогообложения. Эти правила могут быть разными для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.

Например, нормы износа основных средств для налогового учета регламентированы и не могут превышать ставки, указанные в налоговом кодексе. В то время как для бухгалтерского учета ставки могут быть выше, чем указанные в налоговом кодексе, потому что с точки зрения руководства, данное основное средство быстрее изнашивается или устаревает морально.

Для чего нужна УПЦН

УПЦН нужна для следующего:

Показать, как были рассчитаны налоги (методика);

Показать, почему они были рассчитаны именно таким образом (обоснованность);

Для единообразия расчетов в течение длительного времени, что позволяет уменьшить ошибки и мошенничество.

Обратите внимание:

Чем более детально прописана УПЦН, тем меньше налоговых споров у вас будет при проверке;

УПЦН можно утвердить отдельным документом, а можно включить в состав действующей учетной политики для ведения бухгалтерского учета.

Что должно быть в УПЦН

В соответствие со статьей 77 Налогового Кодекса учетная политика в целях налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно. При этом учетная политика утверждается в произвольной форме и в ней должны быть отражены:

1) формы и порядок составления налоговых регистров, разработанных налогоплательщиком или налоговым агентом самостоятельно, если иное не предусмотрено налоговым законодательством;

2) должностные лица, ответственные за ее соблюдение;

3) порядок ведения раздельного учета в целях налогообложения в случаях, когда обязанность по ведению такого учета предусмотрена настоящим Кодексом;

4) выбранные налогоплательщиком методы отнесения затрат на расходы в целях исчисления налога на прибыль, а также отнесения в зачет налога на добавленную стоимость;

5) политика определения хеджируемых рисков, хеджируемые статьи и используемые в их отношении инструменты хеджирования, методика оценки степени эффективности хеджирования в случае осуществления операций хеджирования, а также других финансовых рисков;

6) нормы (методы начисления) амортизации по каждой группе и подгруппе активов.

На что обратить внимание при составлении УПЦН

Из шести пунктов, которые регламентированы налоговым кодексом самый основной и сложный – пункт 4 «выбранные налогоплательщиком методы отнесения затрат на расходы в целях исчисления налога на прибыль, а также отнесения в зачет налога на добавленную стоимость».

Налог на прибыль и НДС традиционно самые сложные налоги и по правильности их расчета всегда ведутся споры между налогоплательщиком и налоговыми органами.

По налогу на прибыль:

Состав вычитаемых и невычитаемых расходов, то есть какие расходы могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль;

Перенос убытков прошлых лет;

Формирование резервов предстоящих расходов;

По налогу на добавленную стоимость:

Условия, при которых можно уменьшать налоговую базу путем принятия в зачет ранее уплаченного налога по товарам и услугам;

Условия принятия в зачет при работае с иностранными юридическими лицами.

Другие налоги

Помимо этих двух налогов существуют ресурсные налоги, налоги по заработной плате. Методику их расчета, подготовки и отправки налогов также рекомендуем описать.