Управленческий учет

Содержание

Бухгалтерский управленческий учет можно определить как

а) синтетический учет затрат;

б) синтетический учет затрат и результатов;

в) аналитический учет затрат;

г) аналитический учет затрат и результатов.

6. Наибольшей хозяйственной самостоятельностью обладает:

а) центр затрат;

б) центр доходов;

в) центр прибыли;

г) центр инвестиций.

7. Общим для финансового и управленческого учета является:

а) их информация является основой для принятия управленческих решений;

б) операции могут отражаться лишь в рублевой оценке;

в) целью ведения является составление бухгалтерского баланса;

8. Руководитель центра прибыли несет ответственность за:

а) затраты своего подразделения;

б) доходы своего подразделения;

в) затраты и доходы своего подразделения;

9.

У Вас стоит задача наладить управленческий учет…

Наличие центров прибыли и инвестиций возможно при существовании:

а) централизованной структуры управления организацией;

б) децентрализованной структуры управления организацией;

10. Производственный учет это часть:

а) налогового учета

б) управленческого учета

в) финансового учета

г) финансового учета и управленческого учета

10. Управленческий учет:

а) обязателен для каждого предприятия;

б) не обязателен;

в) не обязателен, но желателен.

11. Управленческий учет представляет собой подсистему:

а) статистического учета;

б) финансового учета;

в) бухгалтерского учета.

12. Основой бухгалтерского управленческого учета является:

а) финансовый бухгалтерский учет;

б) налоговый учет;

в) производственный учет;

г) статистический учет.

13. Основная цель управленческого учета состоит в предоставлении информации:

а) внешним пользователям;

б) внутренним пользователям;

в) органам исполнительной власти.

14. Требование обязательности ведения учета в наибольшей степени распространяется на:

а) финансовый учет;

б) управленческий учет;

в) оперативный производственный учет.

15. В функциональные обязанности бухгалтера-аналитика предприятия входят:

а) анализ финансовой отчетности;

б) управленческое консультирование по вопросам планирования, контроля и регулирования деятельности центров ответственности;

в) налоговое консультирование.

16. Принципами управленческого учета являются:

а) единый подход к выбору целей и задач управленческого и финансового учета производства;

б) единые планово-учетные единицы для двух видов учета;

в) однократное введение первичной информации для всех видов учета;

г) преемственность и дополнение информации одного вида учета другим.

17. Основным объектом бухгалтерского управленческого учета является:

а) организация как самостоятельное юридическое лицо;

б) группа предприятий, объединенных по отраслевой принадлежности;

в) центр ответственности;

г) ответ зависит о цели управленческого учета.

Оперативное получение — информация

Cтраница 1

Оперативное получение информации, независимо от места проживания, сферы деятельности, национальной принадлежности в настоящих условиях возможно лишь при внедрении и развитии в библиотеках района новых электронных технологий.  

Для оперативного получения информации о свойствах пластовой нефти создан и осваивается комплекс глубинных автономных приборов, позволяющих с удовлетворительной для практических целей точностью замерять основные параметры пластовой нефти: плотность, объемный коэффициент, газосодержание, вязкость, коэффициент объемной упругости и давление насыщения.  

Для оперативного получения информации от Кабардино-Балкарского завода алмазных инструментов о количестве извлеченного сырья в сопроводительных документах в каждой посылке следует указывать управление ( трест), геологоразведочную партию ( экспедицию), порядковый номер посылки, число отправленных коронок, первоначальную массу алмазов.  

В целях оперативного получения информации предлагается сформировать базу данных с предельно-рентабельными значениями технологических параметров, рассчитанных с учетом наиболее значимых условий разработки месторождений.  

Команда INDICATE используется для оперативного получения информации о текущей нагрузке на основные ресурсы СВМ ЕС ( процессор, основную память, периферийные устройства) и об использовании этих ресурсов виртуальными машинами. Источником информации являются те же поля и счетчики, которые используются и монитором.

Service Temporarily Unavailable

Однако в отличие от монитора, обычно применяемого для сбора информации в течение некоторого длительного периода времени с целью последующего ее глубокого анализа, команда INDICATE позволяет получать информацию, характеризующую использование ресурсов или состояние виртуальных машин только на момент выдачи команды. Информация, которая выдается в ответ на команду INDICATE, описывается при рассмотрении факторов производительности.  

Во многих случаях возникает потребность в оперативном получении информации о свойствах пластовой нефти.  

Оперативный учет используется для наблюдения за отдельными явлениями хозяйственной жизни и оперативного получения информации о них, которая необходима для осуществления текущего управления организацией и ее подразделениями, а также для контроля за отдельными хозяйственными процессами и явлениями финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.  

Оперативный учет ( на многих предприятиях сегодня поглощен управленческим учетом) используется для оперативного получения информации, которая необходима для текущего управления предприятием и его подразделениями, а также для контроля за процессами и фактами хозяйственной жизни на отдельных участках производственной и финансовой деятельности.  

Эти свойства оперативного учета делают его объективно необходимым видом хозяйственного учета независимо от возможности оперативного получения информации о данном объекте в других видах учета. По окончании операций информация оперативного учета теряет свое непосредственное значение для управления, а в случае обобщения информации по многим комплексам операций переходит в бухгалтерский и статистический учет. Естественно, это не отрицает возможности и необходимости непосредственного отражения первичной информации в бухгалтерском и статистическом учете, в особенности если она не была предметом оперативного учета. Отражение оперативным учетом производственно-хозяйственных операций в течение непродолжительных отрезков времени позволяет рационально организовать обработку экономической информации, избежать накоплений так называемой избыточной информации, не имеющей существенного значения для управления всем предприятием или его подразделениями. Выполнившая свое назначение информация оперативного учета обобщается, сжимается и затем переходит в другие виды учета, подвергаясь дальнейшей обработке и анализу. Происходит агрегирование оперативной информации, передаваемой в другие виды учета.  

Затем мы рассмотрим одно интересное улучшение первоначального плана, а именно изменения, необходимые для обеспечения оперативного получения информации о курсе акций. Такие операции могут быть выполнены членами организации только с информационными целями или для анализа содержимого портфеля акций.  

Автоматизированная система оперативного учета и контроля за производством представляет собой комплекс технических устройств, предназначенный для своевременного и оперативного получения информации о подготовке и ходе производства, о загрузке и простоях оборудования по причинам, о выполнении команд управления, о выпуске продукции.  

КТШ механической статкарты существенно отличает его от прибора КТР, значительно расширяя при этом пределы его объективности оценки технологического процесса и оперативного получения информации о качестве закалки шаров.  

Однако в данном случае требуется предварительное накопление всех наблюдаемых значений показателя, что неприемлемо в связи с большими требуемыми затратами времени и памяти ЭВМ и, что главное, делает невозможным оперативное получение информации. Предварительное же ориентировочное задание границ диапазона разброса может оказаться настолько грубым, что существенно исказится получаемая статистическая информация. Рассмотрим алгоритм построения гистограммы с изменяемыми ( плавающими) пределами, позволяющий проводить последовательную обработку очередных значений показателя у. Алгоритм основан на коррекции границ гистограммы, построенной на совокупности предыдущих значений показателя, с каждым новым значением, если оно не лежит в пределах старых границ, и пересчете гистограммы к новым границам.  

Страницы:      1    2

Основы бухгалтерского управленческого учета

  1. Понятие бухгалтерского управленческого учета.
  2. Предмет, метод, задачи и объекты исследования управленческого учета.
  3. Качественные характеристики информации, предоставляемой управленческим учетом. Виды используемой информации.
  4. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.
  5. Организация управленческого учета на предприятии. Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет.

Понятие бухгалтерского управленческого учета

Современный управленческий учет можно определить как вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.

Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

Управленческий учет представляет собой одновременно систему и область исследований. Он является важным элементом системы управления предприятием. Бухгалтерский управленческий учет — связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием.

Изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что он служит для:

  • предоставления необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;
  • исчисления фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов и смет;
  • определения финансовых результатов по реализованным изделиям или их группам, новым технологическим решениям, центрам ответственности (центр ответственности – это структурное подразделение, возглавляемое руководителем, который несет ответственность за результаты работы) и другим позициям.

Следует отметить, что в отечественной практике пока не используется понятие управленческого учета. Многие его элементы входят в сложившуюся в России систему бухгалтерский учет (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции); оперативный учет; экономический анализ (анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых решений, оценка выполнения плановых заданий и др.). Вместе с тем отечественная практика пока не увязана с маркетингом, не определяются отклонения фактических затрат от прогнозных, не используется такая категория, как будущий рубль, и т.п.

Предмет, метод, задачи и объекты учета управленческого учета

Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений. Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый характер (операции с ценными бумагами, продажа или покупка имущества, арендные или лизинговые операции, инвестиции в дочерние и зависимые общества и т.п.), выходят за рамки предмета управленческого учета.

Объектами управленческого учета являются:

  • издержки (текущие и капитальные) предприятия и его структурных подразделений — центров ответственности;
  • результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности;
  • внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен;
  • бюджетирование и внутренняя отчетность.

Задачей бухгалтерского управленческого учета является составление внутренних отчетов, информация которых предназначена для собственников предприятия (организации) и его управляющих (менеджеров). Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены. Менеджеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых их предприятием.

Методы, используемые в бухгалтерском учете, весьма разнообразны:

Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием. Обобщая сказанное, можно заключить, что метод управленческого учета — это системный оперативный анализ.

Рассмотрение особенностей бухгалтерского управленческого учета позволяет сформулировать его важнейшие цели:

  • оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;
  • контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;
  • обеспечение базы для его ценообразования;
  • выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

Качественные характеристики информации, предоставляемой управленческим учетом. Виды используемой информации

Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е. все то, что расширяет представление об объекте исследования.

Целью бухгалтерского управленческого учета является обеспечение внутренних пользователей предприятия информацией, необходимой для контроля за производственной деятельностью и принятия решений по результатам этой деятельности. К такой информации в первую очередь относятся данные о затратах на производство, себестоимости продукции и отдельных ее видов, рентабельности, выпуске и результатах реализации продукции, работ, услуг.

В управленческом учете возможно использование как неколичественной информации (слухи, результаты социологических опросов и т.п.), так и количественной, источники которой можно подразделить на учетные и внеучетные.

К учетным источникам относятся:

  1. Бухгалтерский учет и отчетность, которые наиболее полно отражают и обобщают хозяйственные средства и хозяйственные операции. Методами сплошного и непрерывного наблюдения, строгого документирования, систематизации на счетах, группировки в балансе и других отчетных таблицах достигается объективная количественная характеристика всей совокупности средств предприятия по составу и размещению, источникам образования и целевому назначению.
  2. Статистический учет и отчетность отражают совокупность массовых явлений и процессов, характеризуют их с количественной стороны (в увязке с качественной стороной), позволяют выявить определенные экономические закономерности, служат важным источником информации.
  3. Оперативный учет и отчетность, применяемые на отдельных участках хозяйственной деятельности организаций, обеспечивают более быстрое по сравнению со статистикой и бухгалтерией получение соответствующей информации. Для текущего управления подобная информация необходима.

К внеучетным источникам относятся:

  • материалы вневедомственной и внутриведомственной ревизии, внешнего и внутреннего аудита;
  • материалы лабораторного и врачебно-санитарного контроля;
  • материалы проверок налоговой службы;
  • материалы постоянно проводимых производственных совещаний;
  • материалы собраний трудовых коллективов;
  • материалы печати;
  • пояснительные и докладные записки; переписка с вышестоящей организацией, финансовыми и кредитными организациями;
  • материалы, получаемые в результате личных контактов с исполнителями.

Принцип документальной обоснованности учетной информации в управленческом учете может игнорироваться, в связи с чем используются как фактические, так и прогнозные оценки.

Для принятия оперативных управленческих решений может применяться полная или неполная информация об объекте исследования. Неполная информация, которая подвергается быстрой обработке, в ряде случаев оказывается достаточной.

К информации бухгалтерского управленческого учета предъявляются следующие требования:

  1. Адресность. Внутрипроизводственная учетная информация должна представляться конкретным адресатам в соответствии с уровнем их подготовленности и иерархии.
  2. Оперативность. Информация должна предоставляться в сроки, дающие возможность сориентироваться и вовремя принять эффективное решение, в противном случае, она малопригодна для целей управления.
  3. Достаточность. Информация должна предоставляться в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне управленческого решения, однако она не должна быть избыточной и отвлекать внимание ее потребителя на несущественные или не относящиеся к делу сведения.
  4. Аналитичность. Информация для внутренних управленческих целей должна содержать данные текущего экспресс-анализа или предполагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами времени.
  5. Гибкость и инициативность. Конкретный блок информации должен отвечать вышеназванным принципам и обеспечивать всю полноту информационных интересов в условиях меняющихся управленческих ситуаций или в связи с изменениями в факторах производства. Кроме того, центрам ответственности должна предоставляться возможность формулировать свои предложения по использованию данной информации и направлять их на рассмотрение вышестоящего звена.
  6. Полезность. Информация должна привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров предприятия.
  7. Достаточная экономичность. Затраты по подготовке внутрифирменной информации не должны превышать экономического эффекта от ее использования.

Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета

Большинство элементов финансового учета можно найти и в управленческом учете. Рассмотрим их общие черты:

  1. В обеих системах рассматриваются одинаковые хозяйственные операции. Например, поэлементно отражаемые в системе финансового учета данные о видах затрат (сырья и материалов, заработной платы, амортизационных отчислений) используются одновременно и в управленческом учете.
  2. На основе производственной или полной себестоимости, рассчитанной в системе управленческого учета, производится балансовая оценка изготовленных на предприятии активов в системе финансового учета.
  3. Общепринятые принципы финансового учета действуют и в управленческом учете.
  4. Оперативная информация используется не только в управленческом учете, но и для составления финансовых документов.
  5. Наиболее важной чертой, объединяющей два вида учета, является то, что их информация используется для принятия решений. Так, данные финансового учета помогают инвесторам оценить потенциал и перспективы предприятия, целесообразность инвестирования, а данные управленческого учета используются менеджерами для решения широкого круга проблем управления.

Однако имеются и принципиальные различия между этими видами учета по следующим вопросам (таблицу 1):

Таблица 1

Признак Финансовый учет Управленческий учет
1. Обязательность ведения учета Обязательность ведения закреплена законодательно. Ведение учета зависит от желания и воли руководства организации
2. Цель ведения учета Составление финансовых документов для внешних пользователей. Является только средством обеспечения планирования, управления и контроля в данной организации.
3. Пользователи информации Внешние пользователи (акционеры, кредиторы, государственные органы и пр.). Подразумеваются, что их запросы одинаковые. Внутренние пользователи (администрация, менеджеры). Известны их специфические запросы, на которые и должна ориентироваться система управленческого учета.
4. Методы ведения учета Счета и двойная запись, документация, инвентаризация. Используются приемы, но не всегда. Возможно использование и специфических методов, запись информации не обязательно ведется по двойной системе.
5. Свобода выбора Основан на общепринятых принципах, которые регулируют запись, оценку и передачу финансовой информации, т.е. он до определенной степени централизован. Организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия. В большей степени основан на логике и опыте или на общей преемственности.
6. Используемые измерители Ведется в российской валюте – рублях. Используются как денежные, так и неденежные измерители. Применяются натуральные, условно-натуральные, расчетные показатели.
7. Группировка затрат Затраты группируются по экономическим элементам (материалы, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления). Предприятие самостоятельно решает вопрос о том, по каким статьям классифицировать затраты (по центрам ответственности, по носителям затрат и др.).
8. Основной объект учета Хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое. Деятельность предприятия рассматривается по центрам ответственности (центр затрат, центр выручки, центр прибыли).
9. Периодичность составления отчетности Состав и периодичность составления отчетности устанавливаются законодательными актами. Годовая отчетность составляется за год, промежуточная – за месяц, квартал и т.д. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав и периодичность представления внутренней отчетности. Отчеты составляются по мере надобности: ежемесячно, еженедельно, ежедневно.
10. Степень надежности информации Учет документально подтвержден, но его оценки не могут быть абсолютно точными. Информация во многом носит расчетный характер и зачастую носит расчетный характер. Часто используются приблизительные оценки.
11. Степень открытости информации Отчетность является открытой, публичной. Информация обычно является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.
12. Привязка ко времени Отражает финансовую историю организации. Бухгалтерские проводки выполняются после совершения операции. Данные носят «исторический» характер. Содержит как «историческую» информацию, так и оценки и планы на будущее.
13.

Основы бухгалтерского управленческого учета

Базисная структура.

Учет строится на известном балансовом уравнении: Активы = Капитал + Обязательства Структура информации зависит от запросов пользователей.
14. Ответственность за правильность ведения учета Налоговыми органами могут быть наложены штрафные санкции за неправильное отражение информации в отчетности. Кредиторы или акционеры могут обратиться в суд по причине искажения информации в отчетности. Внутренняя документация не обязательно должна составляться в соответствии с установленными требованиями и нормами, поскольку предназначена только для внутренних пользователей
15. Связь с другими дисциплинами Основан главным образом на собственном методе. Тесно связан с другими дисциплинами – микроэкономикой, финансами, экономическом анализом, статистикой.

Организация управленческого учета на предприятии

Организация управленческого учета на предприятии является предметом деятельности администрации и никак не регулируется со стороны государственных органов. Многообразие организаций, определяемое формами собственности, технологическими-технико, юридическими, экономическими и другими факторами, а также компетентность руководителей и их потребность в той или иной управленческой информации обусловливают разнообразие конкретных форм организации управленческого учета. В организационной структуре любого предприятия между его отдельными подразделениями возможны линейные и нелинейные (штабные) производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний подчиненным лицам. Например, начальники цехов подчинены руководителю производства, что свидетельствует о наличии линейных отношений. Главный бухгалтер-аналитик отвечает за работу всей бухгалтерской службы, следовательно, здесь присутствуют линейные отношения. Нелинейные (штабные) производственные отношения возникают тогда, когда один отдел предоставляет услуги другим отделам. В этом смысле функции бухгалтера-аналитика также носят штабной характер, так как подчиненная ему бухгалтерская служба консультирует, обслуживает и координирует остальные подразделения предприятия.

Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет:

  1. Формирование. Этому предшествует планирование итогов за отчетный период, их обобщение и анализ. Сформулированные выводы используются в дальнейшем планировании и прогнозировании. На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных бюджетов предприятия, которые затем сводятся в общий (генеральный) бюджет, представляемый на утверждение руководству. Бухгалтер-аналитик участвует в обсуждении производственной программы предприятия, в оценке предложений по капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынкисбыта и оптимальные цены. Современный бухгалтер-аналитик в равной мере должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового планирования.
  2. Контроль. По окончании отчетного периода бухгалтер-аналитик составляет отчеты об исполнении бюджета каждым центром ответственности, в которых приводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. При этом выявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановыми показателями. Затем определяются причины расхождений, чтобы в дальнейшем исключить их влияние.
  3. Стимулирование. Бюджеты и отчеты об их исполнении, подготовленные бухгалтером-аналитиком, стимулируют деятельность персонала предприятия, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты. Своей деятельностью бухгалтер-аналитик создает основу для повышения эффективности управления предприятием. Таким образом, бухгалтер-аналитик, во-первых, несет ответственность перед руководством за реальность бухгалтерских отчетов подразделений, во-вторых, оказывает помощь управляющим центрами ответственности в планировании и подведении итогов их работы.

Контрольные вопросы:

  1. Сформулируйте определение бухгалтерского управленческого учета.
  2. Что является предметом и методом управленческого учета? Каковы его задачи?
  3. Какова связь бухгалтерского управленческого учета с производственным и финансовым учетом?
  4. Каковы качественные характеристики информации, используемой в управленческом учете? Какие к ней предъявляются требования?
  5. Назовите общие черты и особенности бухгалтерского управленческого и финансового учета.
  6. Каковы основы организации и ведения управленческого учета в организации?
  7. Перечислите основные функции бухгалтера-аналитика, занимающимся управленческим учетом.

Помощь Абитуриенту » Бюджет денежных средств разрабатывается до: прогнозного бухгалтерского баланса. Бюджетный цикл состоит

Бюджет денежных средств разрабатывается до: прогнозного бухгалтерского баланса. Бюджетный цикл состоит

Бюджет денежных средств разрабатывается до:
прогнозного бухгалтерского баланса.
Бюджетный цикл состоит из следующих этапов:
а) планирования с участием всех центров ответственности;
б) определения показателей для оценки деятельности;
д) обсуждения изменений в планах и их корректировки.
Бюджетным циклом в управленческом учете называют:
процесс составления организацией бюджета.
Бюджетом компании "Альфа" за период предусмотрена выручка от реализации товаров на сумму 200 тыс. руб., при этом поступление денег на расчетный счет в данном периоде составит 150 тыс. руб.

Тесты по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»

Общая сумма выплат и платежей в данном периоде ожидается в размере 180 тыс. руб., при этом сальдо на конец данного периода в бюджете денежных средств должно составить 25 тыс. руб. В этой связи компании "Альфа":
необходим кредит в размере 55 тыс. руб.
В процессе бюджетирования используется:
как прогнозные, так и фактические данные.
В процессе подготовки оперативного бюджета последним этапом является подготовка:
плана прибылей и убытков.
В течении квартала оптовой торговой организацией закуплено товаров на сумму 300 тыс. руб. Товарный запас на начало квартала отсутствовал, на конец квартала составлял 50 тыс. руб. Все товары продавались с наценкой 30 % на условиях последующей оплаты. В течение квартала на расчетный счет организации поступило 200 тыс. руб. Сальдо по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на конец квартала составит:
125 тыс. руб.
В управленческом учете выделяют следующие виды бюджетов:
гибкие и статические.
Важнейшими функциями бюджета являются:
а) планирование деятельности организации;
б) создается объективная основа оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений;
в) координация деятельности различных подразделений организации;
г) оценка выполнения планов центрами ответственности и их руководителями.
Выберите бюджеты, которые необходимо составлять для построения бюджета себестоимости продукции:
б) бюджет производства;
в) бюджет закупок материалов;
г) бюджет заработной платы;
д) бюджет общепроизводственных расходов.

Ответов: 1 | Категория вопроса: Экономические дисциплины

Найдите длины общих касательных к окружностям, радиусы которых равны R и

Сущность понятия «закономерность размещения производственных сил» — это (*ответ*) обусловленность размещения

Деятельный иерарх католической церкви, кардинал, философ-гуманист эпохи Возрождения — это

Верны ли определения? А) Виза – это документ, подтверждающий прибытие тургруппы

Какую сумму положить на депозит под 10% годовых с ежегодным начислением

4. К двум обязательным признакам, характеризующим гражданское общество относятся  общественная собственность

Формулу «Душа ребенка похожа на чистую доску» сформулировал  (*ответ*) Дж.

К факторам риска, влияющим на выбор химиотерапии при хориокарциноме, относятся (*ответ*)

25. Интегративное свойство системы к стабильному существованию и развитию под действием

Найдите массу соли. полученной при взаимодействии гидроксида меди (II) с 58.8

Вычислите радиус шара, если его центр О находится на расстоянии 4

Основой архитектуры русского стиля во второй половине XIX века стали элементы

Число т имеет в записи а миллионов, b тысяч, с десятков

Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций,

Место (территория, материальные ценности, имущество, здания и сооружения), по отношению к

Одна бригада за 40 мин может разгрузить 5 машин. Сколько машин

Этот непостижимый административный учет

Автор: Давид Горелишвили
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №40 от 03 ноября 2005 года

Для россиянина связь между учетом и распределением очевидна до неразрывности, по-видимому, вследствие того, что в недавнем советском прошлом учитывалось ненамного больше того, что распределялось. Например, государство не распределяло места в поездах, незачем было вести персональный учет занятости мест в вагоне поезда, и передвижение было анонимным.

Это касалось не только учета товаров, услуг и природных ресурсов, но и учета населения. Разница лишь в том, что человек, в отличие от всего остального, не мог быть забыт и свою основную, связанную с учетом функцию государство видело в том, чтобы правильно этого человека распределить. Надо признать, что в целом государство с этой функцией справлялось. В числе приоритетных навыков руководителя любого уровня было умение наладить работу так, чтобы даже распоследний неумёха приносил пользу.

С распадом СССР ситуация изменилась. Задача не забыть человека по-прежнему осталась ключевой, но уже не для того, чтобы его распределять. Баланс нарушился. Два осколка социализма — система распределения льгот и система прописки, подпирая друг друга, фактически сорвали рыночные реформы в России. При этом основную отрицательную роль сыграла система учета населения: в условиях несвободы рынка труда ни о каких рыночных реформах не могло быть и речи (вернее, как раз и могли быть только разговоры).

Безусловно, федеральная власть пыталась что-либо изменить в обеих частях этой связки. Однако сама связка не разрывалась, притом что каждая "половинка" реформировалась отдельно. Например, была создана чудовищная пародия на страховую медицину (см. врезку).

До введения страховой медицины бюджетные деньги по поликлиникам (кроме ведомственных) распределял Минздрав. На смену этой системе пришла система распределения мизерных страховых премий по той же сети поликлиник. Жители по-прежнему были лишены права выбора лечебного учреждения. Конечно, приложив некоторые усилия, человек мог сменить поликлинику или выбрать врача в рамках одной поликлиники, но он не мог наблюдаться в одной поликлинике у окулиста, а у терапевта лечиться в другой. Нельзя было выбрать и страховую компанию, так как сеть поликлиник была поделена между страховыми компаниями. В Москве власть даже не заключала отдельные договора страхования конкретных граждан, ограничиваясь заключением с каждой страховой компанией единого договора страхования. Учет застрахованных велся исключительно на уровне учета выданных полисов, а полисы выдавались на основании данных административного учета, то есть прописки (впоследствии регистрации). Финансы распределялись исключительно через Московский фонд обязательного медицинского страхования (МГФОМС), куда кроме бюджетных поступали также средства от работодателей, в обязательном порядке страхующих своих сотрудников. Договора страхования работников работодатели не заключали, что исключало не только выбор страховой компании, но и контроль за качеством медицинского обеспечения со стороны работодателя. Никакой конкуренции, никаких конфликтов с лечебными учреждениями, никакой заинтересованности в качестве лечения и почти никакой ответственности со стороны медработников. Человек прописан по определенному адресу, а значит, он будет застрахован в определенной страховой компании и будет обслуживаться в определенной поликлинике.

Если сотрудник нигде не прописан, то он не получит полис, даже если работодатель исправно отчисляет страховые взносы в Московский фонд обязательного страхования, что прямо вытекает из отсутствия договора страхования между работодателем и страховой компанией. А все потому, что в качестве базовой используется административная система учета населения, созданная, как уже говорилось, в целях распределения людей.

Система же учета застрахованных оставалась производной от базовой системы. Этот рудимент государственной машины тотального учета и распределения всего и вся продолжал по инерции распределять людей по поликлиникам, но уже не было остальных механизмов хорошо отлаженной машины, заинтересованных в сохранении здоровья человека для его эффективного перераспределения из сферы здравоохранения в производственную сферу. Лучшая или одна из лучших в мире систем здравоохранения приходит в упадок от бессмысленности своего существования (то же самое можно было бы сказать и о ЖКХ или пенсионной системе).

Административный учет препятствует и формированию гражданского общества, причем по тем же причинам. Например, учет избирателей, намертво привязанный к прописке, не позволяет незарегистрированным гражданам голосовать, а значит, интересы этой непрерывно увеличивающейся части населения на протяжении десятилетия не были представлены в законодательных органах.

Там, где есть система учета, крайне важно понимать, для каких целей она создается и каким образом интегрируется с остальными системами. Власть разрушила связку "льготы — административный учет", просто выдернув с корнем льготы из этой конструкции. Власть понимает, что новая система не будет дешевле предыдущей, она лишь предлагает населению некоторое время потерпеть, пока постепенное увеличение финансового обеспечения не поднимет уровень жизни льготников до прежнего положения. И тут власть не обворовала население, как это кажется на первый взгляд. Власть просто вынуждена за счет населения оплачивать свою бездарность. Причем не только за счет льготников, но и за счет остальных налогоплательщиков, поскольку создание новой системы социального обеспечения влетело и еще влетит бюджету в такую копеечку, что впору не то что воровать — из своего чиновничьего кармана докладывать. Власть, видимо, не знает, насколько опасна подмена целей в системах управления. Иначе невозможно объяснить упорство, с которым этот трюк проделывается на всех уровнях.

В качестве примера можно привести изобретенный в Москве способ борьбы с безбилетниками с помощью турникетов в общественном транспорте (см. врезку).

Теперь инвалид-колясочник просто не может попасть в автобус, а если по милости доброго водителя и попадет (через заднюю дверь), то вынужден будет ехать без билета (льгот ведь у него теперь нет). То же самое касается женщин с детьми (даже без колясок). Убедившись, что эти турникеты приводят к давке, власть вместо их отмены увеличила количество автобусов и трамваев на маршрутах. В результате:
— на каждой остановке пришлось построить утепленный киоск для "продажи" бесплатных посадочных талонов для льготников, которые перед тем как отстоять очередь на посадку в автобус, отстаивают очередь в этот киоск;
— время общей поездки по маршруту увеличилось, так как увеличилось время посадки-высадки;
— увеличилась общая нагрузка на инфраструктуру;
— немалые средства потрачены на рекламную и информационную работу по популяризации турникетов.
Конечно, безбилетнику стало труднее попасть в транспорт — но не труднее, чем остальным пассажирам. Зато теперь безбилетник может не опасаться контролеров. Это характерная особенность систем, базирующихся на новых принципах учета, — ориентация на исключение возможности нарушения закона и, как следствие, отсутствие необходимости в санкциях.

Анализ показывает, что целью введения турникетов не могла быть экономия. То же самое можно сказать и о внедрении в 1998 году системы "Магистраль" (единая система персонального учета пассажиров железнодорожного, авиационного, а теперь и автобусного, морского и речного транспорта) якобы в целях борьбы с билетными спекулянтами (при ежегодном падении спроса на перевозки и, соответственно, вынужденном сокращении пассажирского подвижного состава).

Очевидно, что с отменой льгот и реформой ЖКХ существующая с советских времен административная система учета населения, лишенная этой подпорки, просто рухнет под собственным весом, и нам предстоит пройти через реформу систем административного учета.

Сейчас появляются и активно внедряются системы персонального учета, не имеющие даже устоявшегося названия в управленческой терминологии. Поэтому стоит более четко определить — что же такое системы административного учета и чем они отличаются от иных систем учета населения?

Административным можно назвать только учет в рамках административных отношений, то есть отношений между управляющим и управляемым (с сопутствующими им обязанностями, санкциями, а также — очень важно! — волей управляемого к исполнению своих обязанностей).

Классический пример административного учета — прописка. Человек был обязан прописаться по месту жительства, в случае уклонения от исполнения этой обязанности на него налагались установленные законом санкции вплоть до лишения свободы. Но никто не мог прописать человека принудительно. То же самое можно сказать о воинском учете. Офицер запаса обязан встать на воинский учет, иначе он будет нести уголовную ответственность, но никто не поставит его на учет принудительно, без его ведома и согласия.

Глубочайший смысл административных систем учета именно в том, что человек может отрицать достоверность любых сведений, кроме сведений, представленных им самим. Данные административного учета не только обладают высокой степенью достоверности, но и имеют наивысшую степень доверия, поскольку формируются государством при активном соучастии гражданина. Как раз воля гражданина к исполнению своей обязанности по предоставлению сведений служит гарантией доверия к подобной системе учета.

Очевидно, что чрезмерное насыщение механизма государственного управления системами административного учета повлечет за собой много негативных последствий — от конфликтов между этими равнозначными системами до объективного торможения всех процессов, основанных на этих системах, не говоря уже о неудобствах, которые неминуемо будут сопутствовать большому количеству обязательных для граждан норм (пример — во врезке).

В 1996 году студентка 5-го курса МГУ, прибывшая на учебу из Латвии еще до распада СССР, имеющая соответственно паспорт гражданина СССР образца 1974 года, при заключении брака в московском ЗАГСе утвердительно ответила на вопрос сотрудницы ЗАГСа о перемене фамилии. В ее паспорт тут же был проставлен штамп "подлежит обмену" и выдано свидетельство о заключении брака с новым именем. Однако обменять паспорт в России она уже не могла в связи с неустановленностью гражданства, а подать заявление о приобретении гражданства России она не могла в связи с отсутствием действительного документа, удостоверяющего личность.

Тесты и ответы по бухгалтерскому управленческому учету

К тому времени ее отец военнослужащий был передислоцирован в Россию вместе с семьей, где приобрел российское гражданство. Наша героиня была вынуждена взять академический отпуск по беременности, хотя в действительности университет просто не мог допустить ее к защите диплома в связи с неопределенностью фамилии. Ситуация достигла предела абсурдности при регистрации рождения ребенка, когда в том же ЗАГСе не могли заполнить свидетельство о рождении ребенка в связи с неопределенностью фамилии матери. Положение было разрешено только когда суд обязал органы внутренних дел вопреки всем инструкциям принять ее заявление о приобретении гражданства России. Но суд мог вынести и иное решение.

В СССР за внешней относительной необременительностью советской системы стояла жесткая регламентация всей жизни советского человека с одной стороны и возможность разрешения любых коллизий волевым решением чиновника соответствующего ранга с другой стороны.

В условиях демократического государства первое неприемлемо. Компьютерная же обработка данных практически исключает второе. Соответственно, в демократическом государстве, полностью перешедшем на электронный документооборот, не должно быть больше одной системы административного учета — либо системы административного учета должны предусматривать приоритет действительных бумажных документов, т.е. не должны быть сугубо электронными. Должна существовать и система разрешения коллизий вне и над совокупностью взаимно-интегрированных систем административного учета.

Одновременно с этим надо разработать четкую классификацию систем учета населения, в чем до настоящего времени не было особой нужды, поскольку информация из одной системы учета, поступая в другую, обрабатывалась человеком (чиновником), который, в отличие от компьютера, способен дать поступающей информации оценку и корректировку. Машина оценивать не способна — она может лишь сравнивать. В результате либо информация из одной системы в другую будет поступать "как есть", что неминуемо приведет к ошибочным управленческим решениям, либо некорректная информация будет отклоняться, что застопорит всю работу государственной машины. Об автоматической корректировке учетной информации при отсутствии классификации самих систем учета и вовсе подумать страшно. Зависимость общества от систем учета значительно возрастает, и в то же время никто не знает, как будут работать работоспособные по отдельности системы в случае их взаимной интеграции.

Давид Горелишвили — правозащитник, специалист по системам учета населения (паспортной системе, базам данных, системам наблюдения, идентификации, хранения и обработки персональной информации, в том числе биометрической.). Его предыдущая публикация в нашем журнале была посвящена информационным и технологическим проблемам, возникающим при внедрении "системы одного окна". В своей новой статье Давид рассматривает с информационной точки зрения системы административного учета, сохранившиеся в России с советских времен. Он приводит аргументы в пользу того, что сам статус информации, циркулирующей в этих системах (например, информации о месте постоянного проживания человека, то есть прописки), оказывает сильнейшее влияние на фундаментальные общественные и экономические процессы (в частности, прописка/регистрация препятствует формированию важнейшего из рынков — рынка труда). Именно эти формально-системные, информационные аспекты очень редко принимаются во внимание при анализе ситуации в стране — в результате неудачные реформаторские действия иногда без всяких причин связываются, например, с "воровством на всех уровнях" или "недофинансированием", утверждает автор. Компьютеризация систем учета тоже рассматривается им под непривычным углом. — Л.Л.-М.