Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Отличия упрощенного учета от обычного

 Разработанные экспертной группой Минфина «Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета», отраженные в Протоколе № 7 от 25.11.2015, пригодятся компаниям, которые вправе применять такой упрощенный учет.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

— субъекты малого предпринимательства;

— некоммерческие организации;

— организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Чем упрощенный учет отличается от обычного

В 2015 году Минфин выпустил информацию об упрощенной системе бухгалтерского учета (№ ПЗ-3/2015). В ней говорится о том, как организовать такой учет. Приведем некоторые положения. Итак, при упрощенной системе можно:

— предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи) и зафиксировать это решение в учетной политике;

— сократить количество синтетических счетов.

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность: кто имеет право, а кто нет

К примеру, для учета производственных запасов использовать счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»);

— не проводить переоценку ОС и НМА, не отражать обесценение НМА;

— самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности, использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств;

— не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.). 

Как применять принципы

Экспертная группа Минфина разработала шесть основных принципов установления упрощенных способов бухгалтерского учета:

1. Соответствие способов учета и масштаба компании.

2. Единство методологических основ упрощенного и обычного учета.

3. Приоритет информационной функции над контрольной.

4. Качество и надежность информации, формируемой в бухучете.

5. Исключение риска злоупотреблений.

6. Сопоставимость информации, сформированной упрощенными способами, с информацией, сформированной в обычном порядке.

Рассмотрим первый принцип — соответствие способов ведения бухучета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности компании (подп. «а» п. 3 Принципов).

В качестве примера применения этого принципа можно привести положение из Информации Минфина (п. 4.1). В нем сказано, что при упрощенном способе компании могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров.

Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Такая форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг).

Таким образом, если компания занимается производством, ей не стоит слишком уж упрощать свой учет и отказываться от применения регистров.

Принцип «соответствия» можно использовать и при решении других вопросов о степени упрощения учета — стоит ли объединять счета и т.д. 

Подходы при организации упрощенного учета

При организации работы по установлению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета используются, в том числе, следующие подходы:

— право компании самостоятельно определять целесообразность применения каждого упрощенного способа ведения бухучета независимо от применения других упрощенных способов. К примеру, организация может объединить какие-то счета, но при этом оставить резервы предстоящих расходов;

— последовательность в установлении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета. Этот подход можно понять так: не должно быть «перекоса» в применении упрощенных способов. Например, сохранены все счета, резервы и другие «сложности» обычного учета, но при этом используется отчетность в сокращенном виде по самостоятельно разработанным формам. 

Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий

В условиях жесткой конкуренции выживают те, кто умеет приспосабливаться. Одни сокращают штат сотрудников или расходы на оснащение, другие – сужают поле деятельности. Один из вариантов снижения затрат – переход на УСН (упрощенную налогообложения), что особенно актуально для малых предприятий. Какие преимущества это дает и как правильно это сделать, чтобы соблюсти все требования закона в 2018 году?

Бухучет малого бизнеса

Давайте разбираться.

Начиная с 2002 года малые предприятия имеют право снизить налоговую нагрузку и пользоваться другими преимуществами упрощенного налогообложения

Преимущества перехода на упрощенный бухучет для малого предприятия

  • Щадящая налоговая нагрузка. Компании избавлены от необходимости перечислять налог на прибыль, НДС, налог на имущество (за некоторыми исключениями). Это позволяет снижать себестоимость продукции/услуг и наращивать конкурентоспособность.
  • Возможность выбрать объект налогообложения в зависимости от хозяйственной деятельности предприятия («доходы»/«доходы, уменьшенные на величину расходов»). С начала календарного года, руководствуясь результатами финансовой отчетности, объект можно поменять, если подать уведомление до 31 декабря.
  • Доступные налоговые ставки (6 % для «доходов» и 15 % – для «доходов минус расходы»). По инициативе региональных властей для разных категорий налогоплательщиков ставки могут снижаться еще больше – в пределах 1–6 % для «доходов» и 5–15 % – для второй схемы.
  • Простота применения на практике. Налоговый учет ведется в простой и доступной к пониманию книге учета, которую не нужно, по закону, заверять в ИФНС. Сдавать декларацию представителям этой категории достаточно один раз в год, а предприятия на ОСН отчитываются каждый квартал.
  • Дополнительные бонусы. Условия для включения в состав расходов основных средств и нематериальных активов, купленных в период применения УСН, – гораздо более простые, чем процедура включения на общем режиме налогообложения .

Впервые зарегистрированные ИП (субъекты РФ), которые работают в производственной, социальной или научной сфере, в отрасли бытовых услуг, в течение двух лет имеют право на нулевую налоговую ставку. Это справедливо для компаний, в которых средняя численность наемных сотрудников в течение отчетного периода не превышает 15 человек. Согласно п. 4 ст. 346.20 НК РФ, это правило актуально до 2020 года – до окончания действия Закона № 10, вступившего в силу 25.03.2015.

Перейдя на упрощенное налогообложение, ИП экономят время и деньги

Кому разрешено переходить на УСН

Упрощенная система бухгалтерского учета ориентирована на малые и средние предприятия – небольшие фирмы и ИП. Воспользоваться ею имеют право компании:

  • со штатом сотрудников (в течение отчетного периода) менее ста человек;
  • доход и остаточная стоимость основных средств которых не превышают 150 млн руб. (имеются в виду ОС, подлежащие амортизации).

К юридическим лицам, выразившим желание поработать на «упрощенке», законодательство (ст. 346.12 НК РФ) предъявляет особые требования:

  • доля участия в организации других компаний не должна превышать 25 %;
  • юридическое лицо не должно иметь филиалов;
  • если уведомление подается в 2018 году, доходы за девять месяцев 2017 без НДС не должны превышать 112,5 млн руб. Для сравнения: в 2017 году перейти на «упрощенку» могли только фирмы, чей доход за 9 месяцев 2016 года не превысил 59,805 млн руб.

При переходе на УСН лимит по «доходному» порогу за 9 месяцев предыдущего 2017 года актуален только для юридических лиц

Перейти на упрощенный режим не могут:

  • банки;
  • представители страховой сферы;
  • негосударственные и инвестиционные пенсионные фонды;
  • ломбарды;
  • микрофинансовые организации;
  • представители рынка ценных бумаг;
  • производители подакцизной продукции;
  • организации и ИП, которые имеют дело с полезными ископаемыми, за исключением общераспространенных;
  • организаторы азартных игр;
  • частные нотариусы и адвокаты, имеющие собственную практику;
  • плательщики единого сельскохозяйственного налога;
  • бюджетные учреждения;
  • иностранные фирмы;
  • частные агентства занятости и др.

Законодательство запрещает переход на упрощенную систему бухучета организациям, работающим в финансовой сфере

Кто не успел, тот опоздал! Если юридическое лицо или ИП не успели уведомить контролирующие органы о намерении перейти на упрощенную систему налогообложения, в течение текущего отчетного периода они не имеют права пользоваться ею.

Как перейти на упрощенную бухгалтерскую отчетность

Чтобы сменить режим бухучета на более простой, можно воспользоваться одной из двух схем:

1. Сделать это одновременно с регистрацией организации

Вместе с пакетом документов подают и соответствующее уведомление (в течение 30 дней). Ждать одобрения со стороны фискальной организации необязательно: начинать деятельность и учитывать выручку микропредприятия по новой схеме можно без подтверждения от ИФНС. Реакцию налоговиков вы получите только в одном случае: если нарушите сроки.

2. Перейти с другого режима налогообложения

Если подать уведомление до 31 декабря, в следующем году малое предприятие сможет работать по упрощенной системе налогообложения. Для перехода с ЕНВД на УСН необходимо уведомить налоговиков в течение 30 дней с момента прекращения уплаты «вмененки». В таком случае организация сможет воспользоваться «упрощенкой» с начала этого же месяца.

Подавать уведомление о переходе на УСН можно в произвольной форме или рекомендованной ФНС РФ

Сроки перехода с основной на упрощенную схему в 2018 году

По закону, чтобы перейти на упрощенную электронную отчетность в следующем году, необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года включительно. Последний день нынешнего 2017 года – воскресенье, поэтому это правило претерпело ряд изменений. Предельный срок подачи перенесли на первый официальный рабочий день 2018 года – 9 января. Это зафиксировано в письме Минфина РФ № 03-11-06/3/70 от 11.10.2012. В уведомлении указывают объект налогообложения, остаточную стоимость ОС и величину доходов по факту на 1 октября 2017 года.

Если вы уже работаете на упрощенном режиме и хотели бы применять его в дальнейшем, предупреждать налоговые службы об этом не нужно. Если же только планируете, обратите внимание: в течение года выполнить «ход конем» (перейти на «упрощенку» или поменять объект налогообложения) невозможно. Поэтому будьте внимательны: до 9 января 2018 года еще есть время, чтобы принять решение и вовремя уведомить о нем контролирующие органы.

Поделиться:

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

05.12.2016 г.

Малые предприятия могут сдавать отчетность по упрощенным формам. Однако даже упрощенными правилами нужно пользоваться так, чтобы вдальнейшем не усложнить себе жизнь. Тем более что в правила эти в 2016 году внесены существенные корректировки. Расскажем о них подробнее.

На официальном сайте Минфина размещен документ «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Рекомендации). Документ разработан Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. В нем закреплены три возможных упрощенных способа ведения бухгалтерского учета:

  • полная форма;
  • сокращенная форма;
  • простая система ведения бухучета.

Полная форма, по сути, напоминает обычный бухгалтерский учет, поскольку здесь также все хозяйственные операции учитываются методом двойной записи в соответствующих регистрах. Она подходит тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.

Для малых компаний с численностью работников не более 100 человек и выручкой, не превышающей 800 млн рублей за предыдущий год предусмотрены следующие послабления: сокращенный план счетов, использование специальных регистров и возможность исправлять существенные ошибки, выявленные после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, в упрощенном порядке по правилам пункта 14 ПБУ 22/2010. прошлый год не нужно.

Сокращенная форма подходит для малых компаний, использующих кассовый метод, и удобна для тех, у кого хозяйственные операции преимущественно однообразные.

Она предусматривает, что все факты хозяйственной жизни нужно записывать посредством двойной записи в одном документе – Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни. Бланк этой книги можно разработать самостоятельно на основе формы № К-1МП, утвержденной в приложении 11 к Рекомендациям.

Нужно отметить: если у вашей организации много разнообразных операций, книга получится большого размера, поэтому ее применение, возможно, будет неудобным и может запутать вас.

Разумеется, самый простой способ организовать бухучет – не применять двойную запись вовсе (то есть вообще не делать никаких проводок). Но вести бухгалтерский учет по простой системе могут вести только микропредприятия. с численностью работников до 15 человек и выручкой, не превышающей 120 млн рублей за предыдущий год.

Напомним, что важные моменты организации и ведения упрощенного бухгалтерского учета Минфин России разъяснил в информационном письме от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015.

Новые правила для упрощенного учета

Приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» внесены поправки в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», 6/01 «Учет основных средств», 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», 14/2007 «Учет нематериальных активов».

Новые правила для упрощенного учета адресованы организациям, которым разрешено применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность.

Теперь таким организациям разрешается:

1) приобретенные МПЗ оценивать по цене поставщика, иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включать в состав расходов по обычной деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены;
2) расходы на приобретение МПЗ, стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров можно признавать в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления);
3) расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, признавать в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления);
4) микропредприятиям – признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления);
 5) если организация не относится к микропредприятиям – признавать указанные затраты в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме при условии, что характер деятельности такой организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ. При этом существенными считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности способна повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности организации;
6) не формировать резервы под снижение стоимости материальных ценностей – не применять пункт 25 ПБУ 5/01. То есть остатки сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и иных аналогичных ценностей можно отражать в отчетности по стоимости, определившейся на счетах бухгалтерского учета, независимо от морального устаревания этих объектов, потери ими своего первоначального качества, изменения их текущей рыночной стоимости, стоимости продажи;
7) определять первоначальную стоимость основных средств при их приобретении за плату – по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене), а при сооружении (изготовлении) ОС – в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда;
8) не включать в первоначальную стоимость основных средств, а учитывать в том периоде, в котором были понесены:

  • расходы за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • расходы на информационное сопровождение, связанное с приобретением ОС;
  • таможенные пошлины и сборы, невозмещаемые налоги и госпошлины, уплачиваемые в связи с приобретением объекта ОС;
  • вознаграждения посреднической организации, если через нее приобретен объект ОС;
  • прочие расходы, которые непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств;

9) начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года, либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а не ежемесячно;
10) начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету;
11) списывать расходы на НИОКР в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления;
12) признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухучету в качестве НМА, в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

Приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н (далее – Приказ № 64н) вступил в силу 20 июня 2016 года.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Для ведения бухгалтерского учета малые предприятия могут сократить план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Об этом сказано в пункте 3 Информации Минфина России № ПЗ 3/2015.

Решение о применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, предусмотренных Приказом № 64н, организация принимает самостоятельно. Какие-либо обязательные требования по применению таких упрощенных способов Приказом № 64н не вводятся (информационное письмо Минфина России от 24.06.2016 № ИС-учет-3).

При принятии решения о начале применения упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (из числа предусмотренных Приказом № 64н) следует исходить из того, что в соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. В связи с этим организация вправе принять решение о применении каждого из предусмотренных Приказом № 64н упрощенных способов ведения бухгалтерского учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016 год, так и за любой последующий год.

Напомним, что отражать изменения учетной политики субъекты, которые вправе вести упрощенный бухгалтерский учет (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), вправе перспективно, то есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды (п. 15.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10 2008 № 106н).

В информационном письме Минфина России от 24.06.2016 № ИС-учет-3 разъяснено, какие проводки следует делать при применении новых упрощенных способов бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01)

При ведении «упрощенного» бухучета меняется порядок признания расходов:

  • на приобретение МПЗ, в том числе для производственных нужд;
  • в виде стоимости сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров;
  • при снижении стоимости МПЗ.

Независимо от вида деятельности организации при «упрощенном» бухучете можно оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика, а иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включать в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 13.1 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

По общим правилам по мере отпуска материалов в производство они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

Новый порядок допускает для микропредприятия признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения или осуществления (п. 13.2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Этот упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в его бухгалтерской отчетности остатков МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции).

В аналогичном порядке могут списывать субъекты, не относящиеся к микропредприятиям, но при условии, что характер их деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ.

Упрощенные способы ведения бухучета

Существенными считаются такие остатки МПЗ, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности способна повлиять на решения пользователей этой отчетности. Критерий существенности организация устанавливает самостоятельно (п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, письмо Минфина России от 24 января 2011 г. № 07-02-18/01).

Таким образом, при применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету других счетов учета затрат на производство – при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда и т. д. в полной сумме по мере приобретения сырья, материалов, товаров и осуществления других затрат на производство и подготовку к продаже продукции, товаров. Делается проводка:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60 (70, 71, 76…)
— отражена стоимость приобретенных МПЗ.

Общая сумма затрат, учтенных на счете 20 (на других счетах учета затрат на производство – при использовании таких счетов), списывается в конце отчетного периода в дебет счета 99 «Прибыли или убытки» (в дебет счета 90 «Продажи» – при использовании такого счета).

В аналогичном порядке можно вести учет МПЗ, предназначенных для управленческих нужд. Теперь малые предприятия могут признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (п. 13.3 ПБУ 5/01). Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в учете и отражение в отчетности остатка таких МПЗ.

Учет основных средств (ПБУ 6/01)

У организаций с «упрощенным» бухучетом появилась возможность по-иному формировать первоначальную стоимость основных средств при их приобретении за плату, а также при их сооружении (изготовлении).

Приобретенные объекты основных средств к бухгалтерскому учету разрешено принимать по цене поставщика, а сооруженные (изготовленные) объекты основных средств – по стоимости работ подрядчика (ранее – только в полной сумме фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление).

Внесенные изменения позволяют организациям малого бизнеса, применяющим упрощенные способы бухгалтерского учета, не включать в первоначальную стоимость ОС такие расходы:

  • суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • общехозяйственные и иные аналогичные расходы, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Все эти расходы, которые окажутся не учтенными в первоначальной стоимости ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются затраты на приобретение (сооружение, изготовление) объекта основных средств в размере цены поставщика (подрядчика).

Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, учитываются по дебету счета 20 «Основное производство» (или других счетов учета затрат на производство – при их использовании) и кредиту счетов учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др. Таким же образом можно учесть и затраты на монтаж – при их наличии, и если они не учтены в цене поставщика (пп. «а» п. 8.1 ПБУ 6/01).

Более подробную информацию вы можете узнать из источника информации: http://www.buhgalteria.ru/article/n154092

Возврат к списку

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства

Перечень упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность (далее — упрощенные способы), приведен в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

Организации — субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы (п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Исключение составляют организации, поименованные в ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ.

Выбор применяемых упрощенных способов организации осуществляют самостоятельно. При этом принимаются во внимание конкретные условия хозяйствования, величина организации, другие соответствующие факторы. Выбранные упрощенные способы закрепляются организацией в учетной политике, которая должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. п. 4, 6, 7 ПБУ 1/2008, п. п. 1.2, 2 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015).

Субъекты малого предпринимательства, в частности, вправе:

1) вести бухгалтерский учет без применения двойной записи, если они относятся к категории микропредприятий (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

2) использовать сокращенный рабочий план счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015).

Отметим, что ведение бухгалтерского учета с использованием сокращенного рабочего плана счетов может вызвать затруднения при составлении бухгалтерской отчетности, формируемой по общеустановленным (не упрощенным) формам, приведенным в Приложениях № 1 и № 2 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Для формирования показателей строк отчетности потребуется организовать аналитический учет по синтетическим счетам бухгалтерского учета, предусмотренным сокращенным рабочим планом счетов;

3) принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации (п. 4 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015). При этом организация может выбрать один из следующих вариантов:

3.1) использовать регистры бухгалтерского учета имущества. В этом случае факты хозяйственной жизни регистрируются в упрощенных ведомостях. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) (абз. 3 п. 4.1 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015, абз. 3 п. 21, разд. 4.2 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н);

3.2) вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) — в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов (абз. 2 п. 4.1 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015, абз. 2 п. 21, разд. 4.1 Типовых рекомендаций);

4) не применять ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02;

5) использовать кассовый метод учета доходов и расходов (не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни), а именно:

— выручку признавать по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. а, б, в и д п.

Новые упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

12 ПБУ 9/99;

— расходы признавать после погашения задолженности, то есть только в части оплаченных материальных ценностей, работ, услуг, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 20 Типовых рекомендаций);

6) учитывать в качестве прочих все расходы по займам, в том числе проценты за пользование заемными средствами, направленными на приобретение (создание) инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008);

7) осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений по первоначальной стоимости, то есть:

— не переоценивать по текущей рыночной стоимости финансовые вложения, по которым такая стоимость определяется (п. п. 19, 21 ПБУ 19/02);

— не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02).

Внимание!

Принять решение не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен, малые предприятия вправе с 2015 г. (пп. 1 п. 6 Приложения к приказу Минфина России от 6 апреля 2015 г. № 57н);

8) исправлять в бухгалтерском учете существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год, в порядке, установленном для исправления несущественных ошибок прошлых лет:

— с отнесением прибыли или убытка, возникших в результате исправления ошибок, в прочие доходы или расходы текущего отчетного периода;

— без ретроспективного пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);

9) отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики перспективно, то есть только в отношении фактов хозяйственной жизни, свершившихся после введения измененного способа учета, без корректировок показателей отчетности прошлых периодов (п. 15.1 ПБУ 1/2008);

10) составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, а именно:

— формировать отчетность в сокращенном объеме (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляются в случае, если в них необходимо привести информацию, без которой невозможно оценить финансовое положение или финансовые результаты деятельности организации (пп. б п. 6 Приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, п. 17 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015);

— использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 18 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015). Если организация не применяет указанные формы, то в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) (пп. а п. 6 Приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, п. 18.1 Информации Минфина № ПЗ-3/2015).

Также отметим, что руководитель организации — субъекта малого предпринимательства, которая вправе применять упрощенные способы, может возложить ведение бухгалтерского учета на себя (ч. 3 ст. 7, ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ).

Вернуться к списку

Новости в формате RSS