Условия помещения товаров под процедуру экспорта

Если Вы оформляете Реэкспорт и хотите избежать лишних бюрократических проволочек при оформлении груза и блокирования значительной суммы средств, тогда воспользуйтесь финансовой гарантией

КО «Бизнес Гарант».

Реэкспорт — это таможенный режим, согласно которому товары, которые были раньше ввезены на таможенную территорию Украины или на территорию свободной таможенной зоны, вывозятся за пределы таможенной территории Украины без уплаты вывозной пошлины и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Отдельные положения относительно применения таможенного режима реэкспорта

Применение таможенного режима реэкспорта возможно при условии идентификации органом доходов и сборов товаров, заявленных в этот режим, как таких, что были раньше ввезены на таможенную территорию Украины.

Для товаров, которые ввозятся с целью дальнейшего реэкспорта, средства обеспечения идентификации могут быть применены на момент их ввоза на таможенную территорию Украины.

Не требуется применения средств обеспечения идентификации к таре, поддонам и другим подобным товарам, которые не имеют индивидуальных идентификационных признаков.

Реэкспорт товаров, помещенных в таможенный режим импорта, может быть осуществлен импортером этих товаров или его правопреемником.

В других случаях разрешается применения таможенного режима реэкспорта при вывозе за пределы таможенной территории Украины товаров другим лицом, чем то, которое их ввозило, если это оправдано обстоятельствами.

Декларирование товаров в таможенный режим реэкспорта может осуществляться в любом органе доходов и сборов, если другое не предусмотрено Таможенным кодексом Украины.

Товары, которые реэкспортируются, могут вывозиться за пределы таможенной территории Украины одной или несколькими партиями. Допускается вывоз товаров, которые реэкспортируются, за границы таможенной территории Украины не через тот орган доходов и сборов, через который товары ввозились на эту территорию.

Вместо таможенной декларации для декларирования в таможенный режим реэкспорта упаковок, контейнеров, поддонов и транспортных средств коммерческого назначения используются документы, которые подтверждают предыдущий ввоз указанных товаров на таможенную территорию Украины.

Таможенный статус товаров, что помещаются в таможенный режим реэкспорта

Иностранные товары, помещены в таможенный режим реэкспорта, сохраняют статус иностранных товаров.

Товары, которые получили статус украинских вследствие импорта и реэкспортируются, теряют статус украинских товаров с момента их фактического вывоза за пределы таможенной территории Украины.

Возвращение сумм ввозной пошлины при реэкспорте товаров

После помещения товаров в таможенный режим реэкспорта, суммы ввозной пошлины, уплаченные при импорте этих товаров, возвращаются лицам, которые их платили, или их правопреемникам согласно Таможенному кодексу Украины. Акцизный налог и налог на добавленную стоимость при помещении товаров в таможенный режим реэкспорта взыскиваются согласно Налогового кодекса Украины.

Ознакомиться с процедурой оформления Коммандитным обществом «Бизнес Гарант» гарантийного документа можно или звоните по телефонам, указанным на сайте.

КОМИССИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2010 года N 413
Об условиях помещения товаров Евразийского экономического союза под таможенную процедуру таможенного транзита*

(с изменениями на 11 июля 2017 года)

* Наименование в редакции, введенной в действие с 16 августа 2017 года решением Коллегии ЕЭК от 11 июля 2017 года N 85..
В соответствии с пунктом 5 статьи 215 Таможенного кодекса Таможенного союза Комиссия Таможенного союза
решила:

1. Товары 27 товарной группы ТН ВЭД ЕАЭС, за исключением нефти сырой (код 2709 00 900 ТН ВЭД ЕАЭС), произведенные из казахстанского сырья, добытого на Карачаганакском месторождении (Республика Казахстан) и вывозимые с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, помещаются на территории Российской Федерации под таможенную процедуру таможенного транзита при условии, что эти товары помещены под таможенную процедуру экспорта на территории Республики Казахстан и предъявлены таможенному органу Российской Федерации при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 года N 509; в редакции, введенной в действие с 16 августа 2017 года решением Коллегии ЕЭК от 11 июля 2017 года N 85.
Подтверждение количества фактически вывезенного товара с таможенной территории Евразийского экономического союза осуществляется в месте фактического убытия товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза путем проставления соответствующих отметок таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место фактического убытия товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 августа 2017 года решением Коллегии ЕЭК от 11 июля 2017 года N 85.
Подтверждение фактического количества товара, вывезенного с таможенной территории Евразийского экономического союза трубопроводным транспортом, осуществляется таможенным органом, которым совершены таможенные операции по помещению данного товара под таможенную процедуру таможенного транзита.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2011 года решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 года N 509; в редакции, введенной в действие с 16 августа 2017 года решением Коллегии ЕЭК от 11 июля 2017 года N 85.

2. Настоящее решение вступает в силу с даты его официального опубликования Комиссией Таможенного союза и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2010 года.

Члены Комиссии Таможенного союза:
От Республики Беларусь
А.Кобяков
От Республики Казахстан
У.Шукеев
От Российской Федерации
И.Шувалов

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Таможенная процедура временного ввоза (допуска) отличается от других таможенных процедур как в части исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, так и необходимостью последующего, уже после выпуска товаров, контроля сроков уплаты платежей, сроков самой таможенной процедуры.
Опустим известные, однозначно установленные Таможенным кодексом Таможенного союза истины, касающиеся таможенной процедуры временного ввоза (допуска), и посвятим время обзору тех, можно сказать, нестандартных ситуаций, которые возникают в практике декларантов и таможенных представителей.

Ситуация 1.
Товары, временно ввезенные в Беларусь, помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). До истечения срока процедуры ничто не ограничивает декларанта в повторном помещении товаров под ту же таможенную процедуру. Далее рассматриваемые товары выпускаются для внутреннего потребления. Предположим, что таможенная процедура временного ввоза (допуска) изначально была заявлена одним декларантом, а последующие процедуры – другим.
Вопрос: учитываются ли суммы таможенных пошлин, налогов, уплаченные за время пользования товарами в таможенной процедуре временного ввоза (допуска), при определении суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащей уплате при выпуске товаров для внутреннего потребления?
Обратимся к норме, содержащейся в п. 2 ст. 284 Таможенного кодекса Таможенного союза: «При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после таможенной процедуры временного ввоза (допуска) товаров, в отношении которых декларантом таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления в таможенной процедуре временного ввоза (допуска) уплачивались таможенные пошлины, налоги, при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в размере разницы исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и таможенных пошлин, налогов, уплаченных в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска)».
Следует понимать, что если таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и выпуска для внутреннего потребления заявляются одним и тем же декларантом, то при выпуске для внутреннего потребления он будет уплачивать лишь часть изначально исчисленной суммы таможенных пошлин, налогов. Эта часть суммы определяется как разница между изначально исчисленной суммой таможенных пошлин, налогов и той суммой платежей, которая фактически была уплачена этим же декларантом в отношении временно ввезенных товаров (как в первой, так и во второй процедуре временного ввоза (допуска)). Однако, если вторичное помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а далее и под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления осуществлял другой декларант, таможенные пошлины, налоги, уплаченные первым декларантом при изначальном временном ввозе товаров, учитываться не будут.

Ситуация 2.
Является продолжением ситуации 1, но в отношении исчисления и уплаты процентов.
Вопрос: как исчисляются проценты, подлежащие уплате при выпуске товаров для внутреннего потребления после их временного использования, если декларант таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления не является декларантом таможенной процедуры временного ввоза (допуска)?
Обратимся к норме, содержащейся в п. 3 ст. 284 Таможенного кодекса Таможенного союза: «При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленные в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза».
Иными словами, при окончательном выпуске товаров наряду с таможенными пошлинами и налогами подлежат уплате и проценты. Однако следует обратить внимание на то, что никаких ограничений и особенностей по взиманию процентов в зависимости от лица, выступающего декларантом той или иной таможенной процедуры, не установлено. Вывод: проценты исчисляются и уплачиваются всегда по одинаковым правилам независимо от того, кто был декларантом таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления – одно и то же лицо или разные лица.
Проценты исчисляются просто: они взимаются за период, когда в отношении рассматриваемых товаров применялось полное либо частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты таможенных пошлин, налогов.
При неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) исчисление процентов по-прежнему производится со дня, следующего за днем выпуска товаров при первом помещении их под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Ничем не отличается расчет процентов, когда действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) было приостановлено помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного склада или переработки на таможенной территории. Расчет не зависит и от лиц, которые выступали декларантами таможенных процедур таможенного склада и переработки на таможенной территории.

Ситуация 3.
Товары ввезены в Беларусь и помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). В их отношении была принята таможенная стоимость, для пересчета которой в белорусские рубли применен курс валют, действующий на дату регистрации декларации, и исчислены таможенные пошлины, налоги. При последующем декларировании товаров в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления вновь возникает необходимость заполнения графы 47 декларации на товары, в которой отражается расчет таможенных пошлин, налогов, а также графы 45, где надлежит указывать величину таможенной стоимости.
Вопрос: если при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) ставки таможенных пошлин, налогов, а также требуемый для пересчета курс валют определяются на дату регистрации декларации, поданной для помещения товаров под указанную таможенную процедуру, на какую дату должны применяться ставки таможенных платежей и курс валют, если после временного ввоза подается декларация на выпуск товаров для внутреннего потребления?
Предположим, что мы имеем дело с законопослушным декларантом, который четко контролирует сроки таможенных процедур и который заранее, не дожидаясь истечения срока таможенной процедуры временного ввоза (допуска), помещает свои временно ввезенные товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Этот факт принципиально важен и напрямую влияет на размер уплачиваемых таможенных платежей.
Вначале обратимся к п. 2 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза: «Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза».
Из приведенной нормы следует, что в большинстве случаев таможенная стоимость товаров определяется единожды, а именно при помещении их под первую после фактического ввоза таможенную процедуру. При последующих фактах декларирования этих же товаров в какой-либо таможенной процедуре принятая таможней таможенная стоимость товаров уже не изменяется (естественно, если она изначально определена правильно).
В привязке к нашей ситуации первая после фактического ввоза таможенная процедура, заявляемая декларантом, – процедура временного ввоза (допуска). При декларировании товаров в графе 45 декларации на товары указывается таможенная стоимость. Именно эта величина будет указываться и дальше в графе 45 деклараций при заявлении таможенных процедур, например, временного ввоза (допуска), выпуска для внутреннего потребления.
Ситуацию с применением ставок таможенных платежей поможет прояснить п. 1 ст. 284 Таможенного кодекса Таможенного союза: «При помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ставки ввозных таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)».
Приведенная норма однозначно устанавливает необходимость применения одних и тех же ставок как при исчислении платежей при временном ввозе, так и при исчислении платежей при выпуске товаров для внутреннего потребления.
Иначе обстоит дело с товарами, в отношении которых выпуск для внутреннего потребления заявляется по истечении последнего дня срока временного ввоза либо в отношении которых после временного ввоза заявляется таможенная процедура таможенного склада и уже потом – таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления. Ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, курс валют, необходимый для пересчета, будут определяться вначале на дату регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), затем – на дату регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада, и, наконец, в третий раз – на дату регистрации таможенным органом декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Ситуация 4.
Усложним ситуацию 3. Будем говорить о конкретном товаре – например, о седельном тягаче, который при временном ввозе классифицировался в подсубпозиции 8701 20 101 8 (новый седельный тягач, с момента выпуска которого прошло два года), а при выпуске для внутреннего потребления, например через два года, классифицируется уже в подсубпозиции 8701 20 901 7 (бывший в употреблении седельный тягач, с момента выпуска которого прошло четыре года).
Вопрос: следует ли «автоматически» переносить принятую таможенную стоимость, расчет таможенных платежей, курс валют из первой декларации (поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)) во вторую (подаваемую для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления) при изменении кода товара и возможном изменении ставки ввозной таможенной пошлины?
Рассуждения при ответе на поставленный вопрос будут слово в слово совпадать с рассуждениями, приведенными для ситуаций 1 и 3. При помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подлежат уплате суммы таможенных пошлин, налогов, исчисляемые следующим образом:
– берем сумму таможенных пошлин, налогов, исчисленную в первой таможенной декларации (поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска));
– определяем сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) в отношении этих товаров;
– рассчитываем разницу первой и второй сумм таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации и принятую таможенную стоимость, и произведенный расчет таможенных платежей, и курс валют из декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), следует «автоматически» переносить в декларацию, подаваемую для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, даже если изменяется ставка таможенной пошлины. Однако код товара «автоматически» переносить из одной декларации в другую нельзя. Если при временном ввозе товар классифицировался как 8701 20 101 8, в графе 33 декларации, подаваемой для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), именно этот код и следует указывать. Нет ничего страшного в том, что на дату регистрации таможенной декларации, подаваемой для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, изменился код товара. Оставаясь в рамках правового поля, в графе 33 декларации, подаваемой для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, необходимо указать другой код – 8701 20 901 7.

Ситуация 5.
После изучения положений ст. 282 Таможенного кодекса Таможенного союза зачастую остаются вопросы, касающиеся периода, за который при пользовании товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), необходимо уплатить платеж при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Вопрос: за какой период времени декларант должен уплатить платеж при его периодической уплате, если Таможенным кодексом Таможенного союза такой срок определен как «не реже чем раз в 3 (три) месяца»?
Обратимся к п. 4 ст. 282 Таможенного кодекса Таможенного союза: «При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 (три) месяца. Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа».
В рамках рассматриваемой процедуры под уплатой таможенных пошлин, налогов «не реже чем раз в 3 (три) месяца» следует понимать такую уплату, которая производится за три месяца либо за период, больший, чем три месяца. Иные варианты уплаты, в частности при перечислении платежей за один либо два месяца нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза, неизбежно влекут за собой возникновение таможенной задолженности и применение пеней.
Приведем порядок заполнения графы 47 декларации на товары при исчислении таможенных пошлин, налогов за четыре месяца срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска):

Вид

Основа начисления

Ставка

Сумма

СП

20 евро

∑1

ИУ

Значение гр. 45

15%

∑2

УР

∑2

3% × 4

∑3

ВВ

Значение гр. 45 + ∑2

20%

∑4

УР

∑4

3% × 4

∑5

ВВ

Поставки легковых автомобилей из России в США по итогам прошлого года выросли вдвое — до $33 млн — и стали рекордными как минимум за последние три года. Основной поток — это реэкспорт, который стал прибылен из-за девальвации рубля. По итогам года США вошли в десятку крупнейших покупателей легковых автомобилей в России.

По итогам прошлого года стоимостный объем поставок легковых автомобилей из России в США составил $33 млн (около 2,2 млрд рублей). В 2015 году сумма таких поставок составляла $15 млн (915 млн рублей), в 2014 году — менее $282 тыс. (11 млн рублей), следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС).

В «АвтоВАЗе», «ГАЗе» и российском отделении Volkswagen заявили, что не отправляют автомобили в США. На «УАЗе» также сказали, что в 2015 и 2016 годах у компании не было сделок по поставкам автомобилей в США.

Как заявил исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов, основной объем поставляемых из России в Штаты легковых автомобилей — это реэкспорт.

— Цены на рынке легковых автомобилей определяются исходя из конъюнктуры рынка. Таким образом, производители не могли резко поднять цены на продукцию в России сразу после девальвации рубля. Для того чтобы не потерять рынок и не закрыть дилерские центры, цены в рублях сдерживали, соответственно, стоимость автомобилей в валюте резко снизилась. Поэтому автомобили стали вывозить из России, в первую очередь это касается премиальных авто с высокой добавленной стоимостью, — отметил Сергей Удалов.

По данным ФТС, средняя стоимость одного легкового автомобиля, поставленного в США из России в прошлом году, составила $81 тыс. (около 5,5 млн рублей). Для сравнения: средняя стоимость одного российского авто, поставляемого в Белоруссию, которая является крупнейшим импортером, составила $11,7 тыс. (около 782 тыс. рублей).

То, что в США в основном осуществляются реэкспортные поставки из России, подтвердил также осведомленный источник на автомобильном рынке. По его словам, реэкспортом в США поставки не ограничиваются, из России таким же образом автомобили отправляют в Китай и страны Евросоюза. По данным таможни, в 2016 году Россия отправила в Китай автомобилей на $157 млн (10 млрд рублей), в Германию — на $131 млн (8,8 млрд рублей).

В Минпромторге на запрос «Известий» не ответили.

По словам Сергея Удалова, в 2017 году объем реэкспортных поставок через Россию в США, Китай и страны Евросоюза сократился.

— В этом году реэкспортные поставки автомобилей из России снизились, так как укрепился рубль, а производители подняли цены на автомобили. До конца года реэкспортные поставки также будут снижаться, разумеется, если не произойдет скачка курса валют. Тем не менее пока о полной остановке таких поставок говорить рано, — отметил Сергей Удалов.

Сумма совокупных экспортных поставок российских легковых автомобилей по итогам 2016 года составила $1,1 млрд (74 млрд рублей). Основные покупатели — Белоруссия, сумма поставок составила $278 млн (18,6 млрд рублей) и Казахстан — $182 млн (12,2 млрд рублей). В списке крупнейших покупателей Китай занимает третье место, Германия — четвертое, США — седьмое.