Услуги нотариуса проводки


Расходы на услуги нотариуса: специфика налогового учета

Использование электронной базы законодательства учитывается как расходы при налогообложении деятельности частного нотариуса.

Государственная налоговая служба письмом №4549/5/17-1216 разъяснила, что относится к перечню расходов частного нотариуса.

 Во-первых, ГНС отметила, что только в случае «получения в органах налоговой службы справки о постановке частного нотариуса на учет» налогооблагаемым доходом для него будет являться совокупный чистый доход, то есть разница между доходами и документально подтвержденными расходами, необходимыми для деятельности.

 В противном случае объектом налогообложения будут только доходы от деятельности без учета расходов.

 Подчеркнем, что речь в письме идет даже не о регистрации в органах ГНС, постановке там на учет, а именно о получении справки об этом.

 Во-вторых, для определения того, какие именно расходы нотариуса относятся к расходам, связанным с профессиональной деятельностью (и учитываемым как таковые при исчислении налогооблагаемого дохода), ГНС посоветовала пользоваться перечнем, приведенным в письме Минюста от 02.02.2006 г. №31-35/20.

 К таким расходам, в частности, по мнению ГНС, относятся:

 — пользование помещением (арендная плата, платежи за коммунальные услуги и т. п.);

 — пользование телефонной связью;

 — получение специальных бланков нотариальных документов, книг учета и реестров;

 — изготовление печатей и штампов, их замена;

 — заключение договора служебного страхования или внесение страхового залога;

 — приобретение канцелярских принадлежностей;

 — оплата информационно-технических услуг по пользованию госреестрами;

 — модернизация и обслуживание компьютерной и копировальной техники, приобретение картриджей;

 — оплата труда наемных работников;

 — уплата взносов в Пенсионный фонд, в том числе в пользу наемных работников, и в фонды общеобязательного социального страхования;

 — приобретение официальных изданий, рекомендованных Минюстом;

 — обучение на курсах по повышению квалификации;

 — использование электронной базы законодательства.

Основные понятия

Услуги, проводки по которым мы рассмотрим в статье, регулируются действующим гражданским и налоговым законодательством. Определение данному виду деятельности дается как в Гражданском (ст. 128, 129 ГК РФ), так и в Налоговом (п. 5 ст.

Отражаем в учете расходы на услуги нотариуса

38 НК РФ) кодексах РФ.

В соответствии с вышеуказанными законодательными нормами, под обслуживанием понимаются переданные от одного лица другому виды деятельности, в результате которых не образуется материальный продукт. Однако фактическим итогом будет удовлетворение потребностей и нужд заказчика.

В настоящий момент самыми распространенными являются следующие виды обслуживания:

  • связь;
  • информационное;
  • консалтинговое;
  • аудиторское;
  • транспортное;
  • образовательное и проч.

В бухучете реализация услуг, проводки которой формируются в составе затрат, отражается в основном на 20, 23, 29, 44 счетах в соответствии с планом счетов (Приказ Минфина № 94н от 31.10.2000).

Бухгалтерские записи составляются на основе первичных документов, которые иллюстрируют фактическое осуществление обслуживания. Такой первичкой являются договор на оказание и акт приемки-передачи.

Оказание услуг: проводки

Представим типовые бухгалтерские записи в таблице:

Бухгалтерская запись Наименование операции
Бухучет у исполнителя
Дт 20, 29, 44 Кт 10, 70 Учет расходов, непосредственно связанных с выполняемыми сервисными работами
Дт 62 Кт 90.1 Зачтена выручка
Дт 90.2 Кт 20 Списание себестоимости
Дт 90 Кт 44 Списание расходов, направленных на выполняемые сервисные работы
Дт 51 Кт 62 Оплата заказчика
Дт 41 Кт 60 Поступление услуг: проводки по расходам на обслуживание, связанные с приобретением товаров
Бухучет у заказчика
Дт 60 Кт 51 Произведена оплата исполнителю
Дт 44 Кт 60 Принятие к учету оплаченных затрат
Дт 19 Кт 60 Учет «входного» налога на добавленную стоимость

Многим организациям необходимо отразить услуги нотариуса; проводки в бухучете для такой операции будут следующие:

  • Дт 76 Кт 50 — уплата за нотариальную помощь;
  • Дт 26 Кт 76 — включение нотариального обслуживания в состав расходов.

Еще один вариант отражения — Дт 44 Кт 71 (например, заверение нотариусом учредительных документов для заключения контракта с заказчиком).