Устав образовательной организации

Обзор типичных нарушений в уставах образовательных организаций, а также требования законодательства об образовании, предъявляемые к содержанию устава

В ходе проведения проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования одним из вопросов предмета проверки является изучение уставов образовательных организаций на соответствие действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.

В целях реализации требований статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Программой предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Чувашской Республики обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования на 2018 год, управление по надзору и контролю в сфере образования Минобразования Чувашии дает разъяснения по вопросам, возникающим при разработке устава.

  1. Какие типичные нарушения выявляются в ходе проверки устава образовательной организации?

При проведении мероприятий по контролю в 2018 году проанализированы уставы дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования и организаций дополнительного профессионального образования. Выявлены следующие факты несоответствия уставов установленным требованиям:

наличие положений, не соответствующих действующему законодательству (отчисление обучающихся за грубое нарушение устава);

информация о видах реализуемых образовательных программ указана без учета положений статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон об образовании). Так, вместо дополнительных общеразвивающих программ закреплено преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов. Указанные положения были предусмотрены статьёй 45 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», утратившего силу статьёй 110 Федерального закона об образовании;

не установлен порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30 Федерального закона об образовании);

не установлены структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации (часть 5 статьи 26 Федерального закона об образовании);

не закреплен порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (пункт 17 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании);

не определена форма принятия участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательной организацией (пункт 7 части 3 статьи 44 Федерального закона об образовании);

не установлены права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52 Федерального закона об образовании).

  1. Какие положения Федерального закона об образовании должны быть учтены при разработке устава?

При разработке уставов необходимо руководствоваться следующими положениями Федерального закона об образовании:

часть 5 статьи 23

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации

часть 2 статьи 25

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

часть 4 статьи 26

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации

часть 5 статьи 26

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

часть 4 статьи 27

Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

часть 4 статьи 28

Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

часть 1 статьи 30

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

часть 2 статьи 33

Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций.

пункт 17 части 1 статьи 34

Обучающимся предоставляются академические права на:

участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

пункт 7 части 3 статьи 44

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

пункт 9 части 3 статьи 47

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

пункт 1 части 2 статьи 50

Научные работники образовательных организаций наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, имеют право:

входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;

часть 1 статьи 51

Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

часть 6 статьи 51

Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

часть 3 статьи 52

Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.

часть 3 статьи 102

При ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации.

  1. Следует ли учитывать положения других нормативных правовых актов при разработке устава?

В ходе составления проекта устава и (или) внесения в него изменений также следует учитывать требования порядка организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования. Например, положения, установленные приказами:

Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);

Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468) и другими приказами Минобрнауки России, устанавливающими порядок организации и осуществления образовательной деятельности.

1. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

3. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

  • Статья 109 Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов союза сср 8) Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1985 года N 3706-11 «О порядке применения статей 19, 21 и 25 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1985, N 49, ст. 967); Открыть статью

Привести устав школы в соответствие с Законом об образовании нужно не позднее 1 июля 2016 года.

Согласно редакции федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ (далее – Закон об образовании) информация, содержащаяся в учредительных документах некоммерческой организации (НО) должна соответствовать порядку изложенному в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ ( ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях». Итак, это:

  • наименование НО, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;

  • место нахождения НО, порядок управления деятельностью;

  • предмет и цели деятельности;

  • сведения о филиалах и представительствах;

  • права и обязанности членов (в рассматриваемом случае – учредителя или учредителей);

  • источники формирования имущества НО;

  • порядок внесения изменений в учредительные документы НО;

  • порядок использования имущества в случае ликвидации НО.

  • Каким должен быть устав бюджетного или казенного учреждения?

В уставе бюджетного или казенного учреждения должна содержаться следующая информация:

  • наименование учреждения;

  • указание на тип учреждения;

  • сведения о собственнике его имущества;

  • исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

  • указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Устав образовательной организации

Согласно Закону об образовании ч. 2 ст. 25. в уставе образовательной организации (ОО) наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, должна содержаться следующая информация:

  • тип ОО;

  • учредитель или учредители ОО;

  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

  • структура и компетенция органов управления ОО, порядок их формирования и сроки полномочий.

Вышеупомянутые требования дополняют ряд других статей, в связи с чем, в уставе школы также должна содержаться информация:

  • о порядке принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации (ч. 5 ст. 26);

  • о порядке принятия локальных нормативных актов (ч. 1 ст. 30);

  • о правах, обязанностях и ответственности работников образовательных организаций, занимающих различные должности (часть 3 статьи 52).

Вся остальная информация не обязательна, поэтому может указываться локальными нормативными актами школы.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

С 1 июля вступят изменения в законе «Об образовании». Что должно быть в новом Уставе школы?

Ссылаясь на рекомендации экспертов, устав школы нужно делать как можно более лаконичным и таким, что не противоречит федеральному закону, а также не включать положений, которые регулируются на уровне локальных нормативных актов.

Следует помнить, что структура устава школы и его содержание определяется ее учредителем. В статье 25 Закона об образовании идет речь о том, что устав школы утверждает её учредитель. В том числе не стоит забывать, что ссылаясь на Закон об образовании, предварительное принятия устава государственного (муниципального) образовательного учреждения каким-либо ее коллегиальным органом управления не предусматривается.

С моделью устава школы можно ознакомиться на сайте «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»

У С Т А В

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Хитровщинской средней общеобразовательной школы

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Хитровщинская средняя общеобразовательная школа (далее – Школа) создано путём изменения типа существующего Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Хитровщинской средней общеобразовательной школы на основании постановления администрации муниципального образования Кимовский район от 31.03. 2014 года

№ 537 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального образования Кимовский район от 03.06.2011 № 1037 «Об утверждении Перечня муниципальных бюджетных и муниципальных казенных учреждений муниципального образования Кимовский район» и является его правопреемником.

Полное наименование Школы – Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Хитровщинская средняя общеобразовательная школа.

Сокращенное наименование Школы – МКОУ Хитровщинская СОШ.

Организационно-правовая форма: учреждение.

Тип учреждения: казенное.

Тип образовательной организации: общеобразовательная организация.

1.2. Школа является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли целью своей деятельности.

1.3. Учредителем Школы и собственником ее имущества является администрация муниципального образования Кимовский район.

1.4. Место нахождения Школы: индекс 301737, Российская Федерация, Тульская область, Кимовский район, село Хитровщина, д. 17.

По данному адресу размещается исполнительный орган – Директор.

Образовательная деятельность осуществляется по адресу: индекс 301737, Российская Федерация, Тульская область, Кимовский район, село Хитровщина, д. 17.

1.5. Обучение и воспитание в Школе осуществляется на русском языке.

1.6. Школа филиалов и представительств не имеет.

Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ

2.1. Предметом деятельности Школы является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной и иной деятельности населения.

2.2. Целями деятельности Школы является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направлений в соответствии с пунктами 2.3, 2.3.1. настоящего Устава, осуществление деятельности в сфере культуры, физической культуры и спорта, охраны и укрепления здоровья, отдыха и рекреации.

2.3. Основными видами деятельности Школы является реализация:

— основных общеобразовательных программ начального общего образования;

— основных общеобразовательных программ основного общего образования;

— дополнительных общеразвивающих образовательных программ физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, эколого-биологической, туристско-краеведческой направленностей.

2.3.1. К основным видам деятельности Школы также относится:

— организация питания обучающихся;

-предоставление специальных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

— обучение на дому;

— предоставление психолого-педагогической, первичной медицинской и социальной помощи;

-предоставление родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми образования в форме семейного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи

— организация работы групп продленного дня, лагеря дневного пребывания и лагеря труда и отдыха;

  • проведение промежуточной и итоговой аттестации для экстернов.

2.4. Организация образовательного процесса в Школе осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Формы организации образовательного процесса определяются Школой.

Школа осуществляет образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатываемым и утверждаемым самостоятельно.

2.5. В соответствии с предусмотренными в п. 2.3. основными видами деятельности Школа выполняет муниципальное задание, которое формируется и утверждается Учредителем.

2.6. Деятельность Школы регламентируется нормативными правовыми актами, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ним локальными нормативными актами.

2.6.1. Виды локальных нормативных актов:

— приказы и распоряжения директора;

— положения;

— договоры;

— инструкции;

— правила;

-иные локальные нормативные акты, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Уставу.

Локальные нормативные акты принимаются общим собранием работников Школы, решением педагогического совета и утверждаются приказом директора Школы.

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ

3.1. Единоличным исполнительным органом Школы является директор, к компетенции которого относится осуществление текущего руководства её деятельностью, в том числе:

— организация осуществления в соответствии с требованиями нормативных правовых актов образовательной и иной деятельности Школы;

— организация обеспечения прав участников образовательного процесса в Школе;

-организация разработки и принятие локальных нормативных актов, индивидуальных распорядительных актов;

— организация выполнения решений Учредителя по вопросам деятельности Школы, принятых в рамках компетенции Учредителя;

— установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

— предоставление Учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования.

Директор Школы осуществляет также следующие полномочия:

— обеспечивает соблюдение законности в деятельности Школы;

— планирует и организует работу Школы в целом и образовательный процесс в частности, осуществляет контроль за ходом и результатами образовательного процесса, отвечает за качество и эффективность работы Школы;

— организует работу по исполнению решений педагогического совета, других коллегиальных органов управления Школы;

— организует работу по подготовке Школы к лицензированию и государственной аккредитации, а также по проведению выборов в коллегиальные органы управления Школы;

— утверждает графики работы и педагогическую нагрузку работников;

— осуществляет прием обучающихся в Школу, издает приказы о зачислении в Школу и об отчислении обучающихся, о переводе обучающихся в другой класс (на следующий год обучения);

— формирует контингент обучающихся;

— утверждает образовательные программы Школы;

— утверждает локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность Школы по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом;

— издает приказы и распоряжения, дает поручения и указания, обязательные для исполнения всеми работниками Школы;

— решает иные вопросы, которые не составляют исключительную компетенцию коллегиальных органов управления Школой, определенную настоящим Уставом.

Директор принимает решения самостоятельно, если иное не установлено настоящей главой, и выступает от имени Школы без доверенности.

3.2. Директор назначается Учредителем. Срок полномочий директора Школы определяется Учредителем.

3.3. Органами коллегиального управления Школы являются:

— общее собрание работников Школы;

— педагогический совет Школы.

3.4. Общее собрание работников Школы (далее – Собрание) является постоянно действующим высшим органом коллегиального управления. Участниками Собрания являются все работники Школы в соответствии со списочным составом на момент проведения собрания. Срок полномочий Собрания – не ограничен.

В компетенцию Собрания входит принятие решений по следующим вопросам:

— внесение предложений в план развития Школы, в том числе об основных направлениях образовательной деятельности и иных видах деятельности Школы, перспективы ее развития;

— внесение рекомендаций и предложений по вопросам изменения и дополнения Устава Школы;

— разработка и принятие коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка Школы;

— разработка и принятие локальных актов, регулирующих трудовые отношения с работниками Школы, включая инструкции по охране труда;

— разработка и определение критериев и показателей эффективности деятельности работников, входящих в положение об оплате труда работников;

— рассмотрение иных вопросов деятельности Школы, принятые общим собранием к своему рассмотрению либо вынесенные на его рассмотрение директором Школы;

— внесение предложений о создании необходимых условий, обеспечивающих безопасность обучения, воспитания обучающихся;

— создание условий, необходимых для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников Школы;

— разработка и принятие иных локальных нормативных актов.

Собрание проводится не реже одного раза в год.

Собрание ведет председатель, избираемый из числа участников Собрания простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании. На Собрании избирается также секретарь собрания, который ведет всю документацию и сдает ее в архив в установленном порядке.

Решения Собрания, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, являются обязательными для исполнения всеми участниками образовательного процесса, исполнение решений организуется директором Школы.

Все решения Собрания своевременно доводятся до сведения всех участников образовательного процесса.

Собрание правомочно принимать решения, если на нем присутствует не менее половины работников.

Решения Собрания принимаются абсолютным большинством голосов (не менее 50% голосов присутствующих плюс один голос) и оформляются протоколом. Директор Школы отчитывается на очередном Собрании об исполнении и (или) о ходе исполнения решений предыдущего Собрания.

3.5. Педагогический совет Школы является постоянно действующим органом коллегиального управления, осуществляющим общее руководство образовательным процессом.

Членами педагогического совета являются все педагогические работники Школы, состоящие в трудовых отношениях со Школой (в том числе работающие по совместительству и на условиях почасовой оплаты).

Председателем педагогического совета является директор Школы, который выполняет функции по организации работы совета, и ведет заседания.

Педагогический совет в полном составе собирается не реже четырех раз в год.

Срок полномочий педагогического совета не ограничен.

3.5.1. Педагогический совет:

— обсуждает и проводит выбор учебных планов, программ, форм, методов организации образовательного процесса и способов их реализации;

— разрабатывает и принимает основные и дополнительные образовательные программы, программу развития Школы;

— определяет список учебников и учебных пособий в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ;

— определяет направления инновационной деятельности, взаимодействия Школы с научными организациями;

— принимает решение о применении систем оценок текущей успеваемости обучающихся по отдельным предметам (дисциплинам), в том числе разделам программ (модулям);

— принимает решение о проведении промежуточной аттестации в данном учебном году, определяет конкретные формы, порядок и сроки ее проведения;

— принимает решение о переводе обучающихся в следующий класс по результатам промежуточной аттестации;

— принимает решение о создании спецкурсов, кружков и др.;

— принимает решение о требованиях к одежде обучающихся;

— принимает решение об отчислении обучающегося в соответствии с законодательством.

Решения педагогического совета по вопросам, входящим в его компетенцию, правомочны, если на заседании присутствовало не менее половины его членов. Решения принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя педагогического совета является решающим.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся в порядке, установленном федеральным законодательством для казенных учреждений, утверждаются Учредителем и подлежат регистрации в государственных органах регистрации юридических лиц.

4.2. Изменения и дополнения в Устав вступают в силу после их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.3. Источниками формирования имущества Школы являются имущество и денежные средства, переданные Учредителем, а также иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4. В случае ликвидации Школы имущество, закрепленное за Школой на праве оперативного управления, оставшееся после удовлетворения потребностей кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по ее обязательствам, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества.

не действует Редакция от 10.07.1992 Подробная информация

ЗАКОН РФ от 10.07.92 N 3266-I «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Статья 13. УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1.1. Наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения.

1.2. Учредитель образовательного учреждения.

1.3. Организационно-правовая форма образовательного учреждения.

1.4. Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ.

1.5. Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) порядок приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, порядок;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления;

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (лиц, их заменяющих).

1.6. Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;

г) наличия предпринимательской деятельности.

1.7. Порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция, порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования персонала и условия оплаты труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации.

1.8. Права и обязанности участников образовательного процесса.

1.9. Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не отрегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается им самостоятельно.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.