Виды тарифов на пассажирские автомобильные перевозки

Расчеты за услуги, оказываемые транспортной организацией, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

— платы, взыскиваемые за перевозку грузов;

— сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

— правила исчисления плат и сборов.

Рекомендуемые схемы построения тарифов приводятся ниже:

  1. повременные тарифы устанавливаются в зависимости от грузоподъемности автомобиля за 1 автомобиле-ч и за 1 км пробега. Устанавливается минимальная плата за пользование автомобилем в зависимости от грузоподъемности;
  2. покилометровые тарифы устанавливаются в зависимости от грузоподъемности автомобиля за 1 км пробега;
  3. сдельные тарифы устанавливаются по расстоянию перевозок (1,2 км и более), в зависимости от размера отправок (в тоннах) и класса груза;
  4. тарифы за автотонно-часы устанавливаются в зависимости от грузоподъемности автомобиля за 1 ч работы по перевозке грузов и за 1 км пробега с грузом.

Применение повременных тарифов обусловливается, как правило, неопределенностью количественных характеристик перевозок, и прежде всего нестабильностью временных интервалов, в течение которых по условиям заказчика возможно производительное использование подвижного состава.

В городских и пригородных перевозках целесообразно выделять перевозки, имеющие большое социальное значение (перевозки хлеба, молока, обслуживание детских учреждений, больниц и т.п.), на которые должны быть установлены по возможности низкие цены. В этом случае для обеспечения полного хозрасчета предприятий автомобильного транспорта, могут выделяться средства из местных бюджетов.

Тарифы рассчитываются для каждой конкретной марки подвижного состава исходя из условий его эффективного использования и экономически обусловленных затрат на перевозки.

На автобусном и таксомоторном транспорте разрабатываются тарифы на пассажирские автомобильные перевозки. Основой для установления проездной платы на пассажирском автомобильном транспорте является себестоимость перевозок.

Тарифы на автобусные перевозки едины по всей территории Российской Федерации. Основой для тарифных систем на автобусном транспорте является установленная плата за проезд пассажиров на расстояние 1 км. В соответствии с установленной платой за 1 пассажиро-км определяется стоимость проезда пассажира на определенном участке дороги.

Маршруты движения при междугородных автомобильных перевозках грузов называют автомобильными линиями. Условия работы на автомобильных линиях имеют ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что оборот подвижного состава (период времени от начала движения автомобиля из данного пункта до момента следующего начала движения из этого же пункта) может составлять несколько суток. Это осложняет работу водителей, отрывая их на значительный срок от места работы и жительства, затрудняет проведение технического обслуживания подвижного состава и организацию диспетчерского руководства.

Движение на автомобильных линиях может быть организовано по сквозному или участковому методу.

При сквозном методе движения каждый автомобиль проходит весь путь от начального до конечного пункта и обратно. Автомобиль, а следовательно, и водитель находятся в рейсе продолжительное время. Водителю должен предоставляться перерыв — для отдыха на 10 мин после первых 3 ч непрерывного движения и затем на 10 мин через каждые 2 ч. При совпадении этого перерыва с обеденным перерывом указанное дополнительное время для отдыха не предоставляется. После 12 ч работы водителю должен быть предоставлен междусменный отдых продолжительностью 12 ч.

Подвижной состав в это время простаивает.

Время оборота подвижного состава при сквозном движении складывается из времени: на движение, на погрузку-разгрузку, на техническое обслуживание подвижного состава, на отдых водителей.

При участковом методе движения автомобильную линию разбивают на отдельные участки. Подвижной состав автотранспортных предприятий, осуществляющих междугородные перевозки по данной линии, работает только на определенном участке. Груз на стыках участков передается, а подвижной состав возвращается на начальный пункт своего участка.

Длину участка подбирают. Отсюда следует, чтобы время оборота автомобиля на участке не превышало 1 —1,5 смены работы водителя, т. е. чтобы водитель в тот же день возвращался к месту своей постоянной работы.

Работа водителей, обслуживающих автомобили при сквозном движении, может быть организована по системе одиночной или турной езды.

При одиночной езде автомобиль в течение всего оборота обслуживает один водитель. Такая система наименее эффективна, и ее целесообразно применять в тех случаях, когда автомобиль может сделать за рабочий день один оборот, т. е. при отсутствии времени большого отдыха.

При системе турной езды автомобиль в течение всего оборота обслуживают два водителя, отдыхающие поочередно во время рейса в кабине на специально оборудованном спальном месте.

Учет рабочего времени при работе водителей на междугородных перевозках грузов имеет ряд особенностей. Так, началом работы в смене при дальних перевозках считается время истечения установленного графиком сменности отдыха, а окончанием — время начала отдыха по графику в пути следования или в пункте оборота. При турной езде каждому из двух водителей в рабочее время включается половина времени, затрачиваемого в соответствии с графиком (расписанием) на оборот. Если водители заняты на междугородных перевозках более недели за один оборот и не имеют возможности использовать в этот период день еженедельного отдыха, то им после возвращения к месту постоянной работы должен быть предоставлен отгул.

Передача груза с участка на участок может осуществляться двумя способами:

  • · груз перегружают с автомобиля на склад, а затем со склада на другой автомобиль после кратковременного хранения. Такой способ является наименее эффективным, так как требует значительных материальных и трудовых затрат на перегрузку и удлиняет срок доставки груза от отправителей до получателей;
  • · груз на стыках участков перегружают с одного автомобиля на другой. Этому способу присущи те же недостатки, что и предыдущему;
  • · на стыках участков происходит смена прицепов с грузом. Передача груза, размещенного на прицепе, происходит значительно быстрее, чем при перегрузке, однако передача груза, находящегося на самом автомобиле, происходит с перегрузкой по первому или второму способу;
  • · на стыках участков происходит смена полуприцепов с грузом. Этот способ является наиболее эффективным.

Участковый метод по сравнению со сквозным имеет следующие преимущества:

  • · создаются нормальные условия работы и быта водителей, возвращающихся в тот же день к месту своей постоянной работы и жительства;
  • · повышается качество проведения технического обслуживания, так как оно выполняется на АТП;
  • · исключается полностью из времени оборота время простоев, связанных с техническим обслуживанием подвижного состава во время рейса и с временем большого отдыха водителей; повышается скорость доставки груза и увеличивается коэффициент использования рабочего времени.

Выбор типа подвижного состава определяется условиями перевозок (род груза, объем перевозок, дорожные условия и т. д.).

Количество единиц подвижного состава, необходимых для работы на автомобильной линии, зависит от объема перевозок, системы организации движения и времени оборота.

Регулярные междугородные централизованные перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования на основных автомобильных дорогах союзного, республиканского и местного значения организуют для расширения и совершенствования связей между экономическими районами, областями, городами. К ним относятся перевозки, осуществляемые по графикам (расписаниям).

Перечень автомобильных дорог и пунктов приема и выдачи грузов (в пределах республики) устанавливают министерства автомобильного транспорта по согласованию с Госпланом республики.

Перевозки по дорогам, не включенным в перечень, осуществляются автотранспортными предприятиями и организациями по соглашению с заказчиками транспорта. При межреспубликанских перевозках порядок и условия их выполнения устанавливают соглашением между республиканскими министерствами автомобильного транспорта.

На перевозках используют автомобили и автопоезда большой грузоподъемности.

Междугородные централизованные перевозки могут осуществляться с использованием двух основных схем движения: сквозного движения и движения по системе тяговых плеч с перецепкой полуприцепов в промежуточных и конечных пунктах.

Предприятия и организации министерств и ведомств обязаны передавать все грузы; подлежащие доставке по междугородным автомобильным линиям, предприятиям и организациям автомобильного транспорта общего пользования.

Для осуществления и руководства регулярными междугородными централизованными перевозками создают специальные подразделения: территориальные управления автомобильных дорог (в крупных городах); управления автомагистральных сообщений — УАМС; узловые транспортно-экспедиционные предприятия (рис. 1.1) — УТЭП (в городах, где пересекаются несколько автомобильных линий); транспортно-экспедиционные конторы — ТЭК; грузовые автостанции; диспетчерские и контрольно-диспетчерские пункты (КДП).

Рис. 1.1. Основные направления деятельности узлового транспортно-экспедиционного предприятия

Для выполнения регулярных междугородных централизованных перевозок груза могут быть созданы специализированные предприятия, осуществляющие весь комплекс перевозок и транспортно-экспедиционных работ.

Организации регулярных централизованных междугородных перевозок груза должны предшествовать большие подготовительные работы:

  • · необходимо выявить объемы, направления и расстояния перевозок груза по линиям, на которых предполагается внедрение централизованных перевозок;
  • · после сбора и изучения этих сведений нужно установить начальные, промежуточные и конечные пункты автомобильной линии и решить вопрос об использовании существующих или строительстве новых транспортных предприятий;
  • · затем необходимо выбрать систему движения, тип подвижного состава;
  • · рассчитать потребное число автомобилей, автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов и составить графики их движения.

Междугородные перевозки осуществляются с участием грузовых автостанций (ГАС), представляющих собой комплекс сооружений, предназначенных для обслуживания регулярных междугородных перевозок.

Основные задачи ГАС заключаются в организации и осуществлении регулярных междугородных перевозок и выполнении транспортно-экспедиционных операций, связанных с этими перевозками, а также в загрузке порожних автомобилей в попутном направлении.

Их организуют в крупных городах и промышленных центрах на выходах к автомобильным дорогам, у станций железных дорог, портов и пристаней.

Грузовая автостанция должна иметь складские помещения, навесы или открытые площадки для подгруппировки и краткосрочного хранения груза, площадку для перецепки и краткосрочного хранения прицепов и полуприцепов, средства механизации для погрузочно-разгрузочных работ, товарные весы, помещения для оформления документов, помещения для отдыха и ночлега водителей.

Грузовые автостанции могут быть как хозрасчетными, так и нехозрасчетными, входящими в состав АТП общего пользования, выполняющего регулярные междугородные перевозки. Для сбора и выдачи груза автостанции могут иметь агентства.

Хозрасчетные грузовые автостанции заключают с автотранспортными предприятиями общего пользования договоры на предоставление ими подвижного состава для выполнения перевозок, а с грузоотправителями — договоры на прием от них грузов к перевозке. При отсутствии хозрасчетных грузовых автостанций грузоотправители заключают договоры непосредственно с автотранспортными предприятиями.

Грузовые автостанции и автотранспортные предприятия обязаны беспрепятственно и в неограниченном количестве принимать к перевозке грузы, отправляемые в адрес пунктов, упоминаемых в перечне, даже и при отсутствии договорных отношений. Грузовые автостанции работают во взаимодействии между собой, обеспечивая загрузку в обратном направлении подвижного состава, прибывающего с других автостанций.

Навалочные, штучные, тарные грузы и грузы в контейнерах принимают к перевозкам как по договорам, так и по разовым заявкам. Партии грузов массой до 5 т называют мелкими, а свыше 5 т — поездными отправками. По особой договоренности к перевозке могут быть приняты тяжелые, крупногабаритные, длинномерные, скоропортящиеся, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые и особо ценные грузы, а также наливные грузы в цистернах. При отправке тарных и штучных грузов отправитель обязан нанести на них маркировку.

Поездные отправки отправляют транзитом без завоза на грузовые автостанции. Грузы мелкими отправками, как правило, доставляют от отправителей вначале для подгруппировки и укрупнения на склады грузовых автостанций. Междугородные перевозки грузов в контейнерах организуют между грузовыми автостанциями или предприятиями, выполняющими их функции. Грузовые автостанции должны иметь контейнерные площадки, оборудованные для приема и выдачи контейнеров. При регулярных междугородных перевозках устанавливается эквивалентное количество грузов, отправляемых каждой грузовой автостанцией.

Отправление контейнеров в пункты, не предусмотренные графиками (расписаниями), допускается только по согласованию в каждом отдельном случае с грузовой автостанцией назначения. Без перегрузки на грузовых автомобильных станциях доставляют контейнеры в тех случаях, когда автомобиль или автопоезд разгружается у клиентов, как правило, не более чем за два заезда.

На контейнерных площадках дежурный весовщик или специально выделенное лицо с участием водителя проводят технический осмотр контейнеров. Осмотру подлежат все контейнеры, прибывшие на площадку:

  • · после разгрузки автомобиля;
  • · перед отправлением контейнеров на склады клиентуры;
  • · по возвращении контейнеров со складов клиентуры;
  • · перед погрузкой на автомобиль.

Чтобы избежать двойного учета объема перевозок груза в контейнерах при междугородных перевозках с перегрузкой контейнеров на контейнерных площадках, учет по «Ежесуточной ведомости» выполняют 1 раз по отправлению в пункте приема груза.

Мелкие отправки можно перевозить в сборно-pазвозочных автопоездах большой грузоподъемности (7—12 т) по расписанию со склада грузоотправителя на склад грузополучателя или на грузовую автостанцию с выполнением транспортно-экспедиционных операций.

Грузоотправитель накануне дня перевозки упаковывает груз, подлежащий отправке, и подает на грузовую автостанцию или в диспетчерский пункт заказ на выполнение междугородной перевозки, в котором сообщает подробные сведения об отправителе, грузополучателе, грузе, предназначенном к перевозке, и указывает число, когда необходимо выполнить эту перевозку, а также, каким образом груз должен быть доставлен на склад автостанции, так как для этой цели могут быть использованы как собственные его транспортные средства, так и транспортные средства автостанции. Кроме того, отправитель в заказе заверяет своей подписью исправность подъездных путей к пунктам погрузки-разгрузки, подготовленность грузов к перевозке и обеспеченность погрузочно-разгрузочных пунктов необходимыми механизмами и рабочей силой.

Грузовая автостанция или диспетчерский пункт после приема заказов проводит их таксировку, рассчитывает стоимость и получает аванс с грузоотправителей. Затем на заказах указывают дату отправления груза, а на каждую отправку выписывают наряд-накладную.

После оплаты заказ регистрируют в журнале регистрации заказов на междугородные централизованные перевозки и ему присваивают соответствующий порядковый номер. На груз, уже принятый к перевозке, грузовая автостанция выдает отправителям квитанции, в которых указывает наименования пунктов отправления и получения, отправителя и получателя, количество и наименование груза.

На основании заказов грузоотправителей ГАС выписывает товарно-транспортные накладные на перевозку груза каждого отправителя в четырех экземплярах. Лицевую сторону всех четырех экземпляров накладных заполняют на автостанции.

Если груз следует от склада получателя транзитом, без завоза на грузовую автостанцию, то первый, второй и третий экземпляры вручают водителю, а четвертый экземпляр с распиской водителя о получении первых трех остается на автостанции. Первый экземпляр водитель, расписавшись на нем в получении груза, вручает отправителю, а тот, в свою очередь, делает соответствующие отметки о сдаче груза водителю во втором и третьем экземплярах. Второй экземпляр вручается получателю, который делает отметку о приеме груза от водителя в третьем экземпляре. Третий экземпляр водитель сдает либо автотранспортному предприятию, либо непосредственно автостанции, если последняя входит в состав автотранспортного предприятия, выполнявшего перевозку.

По прибытии автопоезда под погрузку водитель принимает груз к перевозке. При этом в начальном пункте маршрута принимают грузы для отправок во все пункты маршрута. На все грузы, отправляемые в один пункт назначения, диспетчер грузовой автостанции выписывает сопроводительную ведомость.

При движении автопоезда через промежуточные пункты маршрута в них выгружают перевозимый груз и грузят новый. При этом по прибытии на место назначения водитель получает на диспетчерском пункте маршрута наряды-накладные на догрузку автопоезда и затем следует на склады грузополучателя или грузоотправителя. После оформления путевой документации водитель согласно установленному расписанию отправляется в следующий пункт маршрута.

Организация перевозок груза по расписанию позволяет доставлять мелкопартионные грузы со складов грузовых автостанций, не имеющих достаточных площадей для их подгруппировки.

Если груз предварительно завозят от отправителей на склад грузовой автостанции ее подвижным составом, то на каждый день работы автомобиля, доставляющего груз на автостанцию, составляют, кроме товарно-транспортных накладных, сопроводительную ведомость, на обратной стороне которой записывают адреса получения груза, номера накладных, число мест груза, а на лицевой стороне — фактическое исполнение этого плана, т. е. время прибытия под погрузку и разгрузку и отметки о приеме груза у отправителей и сдаче его на склад грузовой автостанции. Такую ведомость применяют и при развозе груза со склада. В этом случае также выписывают четыре экземпляра накладных, из которых четвертый с распиской водителя остается на автостанции, первый вручается водителем грузоотправителю, а второй и третий вручаются кладовщику при сдаче грузов на склад автостанции. Затем второй и третий экземпляры вручаются при выдаче груза со склада водителю, направляющемуся в рейс.

Если груз должен быть завезен на склад грузовой автостанции транспортом отправителя, то при оформлении заказа грузовая автостанция возвращает отправителю копию этого заказа с разрешением завоза груза на ее склад и указанием даты завоза. Одновременно на склад передают четыре экземпляра накладной. При завозе груза на склад отправителю вручают первый экземпляр накладной в обмен на копию заказа. Получив со склада грузовой автостанции груз, второй и третий экземпляры накладных, водители расписываются в книге учета приема и выдачи груза.

На междугородных перевозках используют путевые листы специальной формы. Их отличие от обычных путевых листов (форма № 4-с) заключается в следующем:

  • · на лицевой стороне путевого листа нанесена по диагонали надпись «междугородные перевозки»;
  • · в путевом листе на лицевой стороне предусмотрена запись данных (фамилии, имени, отчества, номера водительского удостоверения, табельного номера) по двум водителям;
  • · на оборотной стороне путевого листа имеется раздел «Прохождение контрольного пункта (УТЭП, КДП, ГАС)», в котором делаются отметки о времени прохождения по маршруту.

Тарифная плата при междугородных перевозках грузов автомобильным транспортом зависит от расстояния перевозки, величины отправки и местоположения (республики) отправителя груза.

Расстояние перевозки при регулярных междугородных централизованных перевозках указывается в перечне автомобильных дорог. При расчете стоимости перевозки в этом случае необходимо определять тарифное расстояние, для чего нужно прибавлять к расстояниям, указанным в перечне, дополнительно по 20 км для Москвы и Ленинграда, 10 км — для столиц союзных республик, 8 км — для краевых (областных) центров и столиц автономных республик и 5 км — для прочих городов и населенных пунктов. Это делают для того, чтобы учесть средний пробег подвижного состава непосредственно в пунктах отправления и назначения. При перевозках по другим автомобильным дорогам или в межреспубликанском сообщении расстояние определяют по утвержденным справочникам дорожных органов (атласам автомобильных дорог).

Различные тарифы установлены для поездных и мелких отправок: при поездных (массой свыше 5 т.) плата взимается по сдельным тарифам в зависимости от расстояния и класса груза; а при мелких (массой до 5 т) — по сдельным тарифам в зависимости от расстояния и массы (брутто) и независимо от класса груза. В тарифы за мелкие отправки включена стоимость доставки от склада ГАС (терминала) в пункте отправления до склада ГАС в пункте назначения и стоимость услуг по приему и сдаче грузов, сопровождению и охране их в пути, выполнению на ГАС погрузочно-разгрузочных работ, подгруппировки и хранению груза. Стоимость завоза грузов на ГАС и вывоза с нее определяется по тарифам, установленным для перевозок грузов отправками до 5 т в городском и пригородном сообщении. Если же междугородные перевозки мелких отправок совершаются без перегрузок на складах ГАС, то плата рассчитывается по тарифам, установленным для мелких отправок в городском и пригородном сообщении, с понижающим коэффициентом 0,8.

При межреспубликанских перевозках на расстояние свыше 50 км поездными отправками заказчики транспорта (отправители и получатели) разбиты на две группы: заказчики, для которых совершаются перевозки между пунктами, расположенными на территории РСФСР и союзных республик,— Узбекской, Казахской, Киргизской, Таджикской, Туркменской; заказчики, для которых совершаются перевозки между пунктами, расположенными на территории РСФСР и других союзных республик, не упомянутых выше.

Тарифами предусмотрена скидка в размере 20 % с тарифной платы заказникам, обеспечивающим полную загрузку автомобиля в обратном направлении при межреспубликанском сообщении, за груз, перевозимый в обратном направлении.

Скидка в размере 10 % предоставляется также при предъявлении заказчиком единовременной партии груза, обеспечивающей загрузку одного автопоезда грузоподъемностью 16 т и более при перевозке на расстояние до 150 км.

Для улучшения использования автомобильного транспорта и сокращения порожних пробегов при междугородных перевозках грузов организована загрузка порожних автомобилей в попутном направлении независимо от их ведомственной принадлежности.

Загрузку должны осуществлять грузовые автостанции, а если они отсутствуют, в данной местности — на автотранспортные предприятия общего пользования. Она может осуществляться только в попутном направлении, согласно путевого листа (заявки). Отклонение от имеющегося маршрута допускается в пределах не больше 10 % от общей длины маршрута и только по открытым дорогам для движения грузовых автомобилей. Загрузка с большим отклонением выполняется только с согласия предприятия или организации, которой принадлежит данный автомобиль (владельца).

В случае надобности междугородной перевозки владельцы автотранспорта обязаны не позднее, чем за 24 ч до начала перевозки поставить в известность об этом грузовую автостанцию и получить от нее разрешение на перевозку. Автостанция в зависимости от конкретных условий может принимать следующие решения:

  • · разрешать перевозку владельцу, обеспечивая загрузку его автомобиля попутным грузом в порожнем (прямом или обратном) направлении;
  • · разрешать перевозку владельцу при отсутствии попутного груза с обязательной отметкой в путевом листе — штамп «В направлении… попутного груза нет»;
  • · не разрешать перевозку владельцу, обеспечивая вывоз груза на автомобилях других владельцев.

Если загрузка порожнего автотранспорта в попутном направлении произведена по предварительной заявке владельца, то общая цена перевозки распределяется таким образом:

  • · 80% — владельцу автомобиля,
  • · 20% — грузовой автостанции.

Если владелец отправил порожний автомобиль, не сделав согласования с грузовой автостанцией, то загрузка производится в принудительном порядке. Водитель порожнего автомобиля должен остановить автомобиль по знаку диспетчера-контролера, который подается: днем красным флажком, ночью — красным фонарем. При загрузке автомобиля в принудительном порядке цена перевозки остается в распоряжении грузовой автостанции.

Товарно-транспортная накладная при загрузке порожних автомобилей выписывается грузовой автостанцией в пяти экземплярах, один из которых с подписью водителя, который получил накладные, остается на автостанции. Один из оставшихся четырех экземпляров не позже, чем через 3 дня, после возвращения автомобиля из рейса, должен быть предоставлен на автостанцию.

Регулярные междугородные упорядоченные грузовые перевозки позволяют улучшить использование подвижного состава. Сбор и группировка маленьких партий грузов на складах грузовых автостанций позволяют использовать на перевозках автопоезда большой грузоподъемности. Упорядоченность движения состава позволяет по расписанию отправлять грузы в междугородном сообщении, загружать автотранспортные средства в обоих направлениях, полностью автоматизировать погрузочно-разгрузочные работы. При регулярных перевозках становится доступной организация четкого диспетчерского руководства работой каждого автомобиля. Это все обеспечивает значительное уменьшение сроков доставки грузов от отправителей до получателей.

Регулярные междугородные централизованные перевозки грузов автомобильным транспортом могут производиться параллельно железнодорожным перевозкам. В таком случае с железнодорожного транспорта на автомобильный переносятся, так называемые, коротко-пробежные грузовые перевозки.

При переносе с железнодорожного транспорта на автомобильный короткопробежных грузовых перевозок, т. е. при определении сфер рационального действия данных двух видов транспорта, нужно сравнить показатели работы обоих видов транспорта. Для сравнения применяются множество стоимостных и натуральных показателей. Главными показателями являются: себестоимость перевозки, первоначальные капитальные вложения, скорость доставки груза и производительность труда.

Перевозка грузов автотранспортом на расстояние до 300 км, а в некоторых ситуациях, и более 300 км, в сравнении с перевозкой на железнодорожном транспорте, обладает рядом преимуществ, основные из которых заключаются в:

  • — сокращении числа перегрузок, потому как автомобильный транспорт может доставлять грузы «от двери до двери», т. е. прямо со склада отправителя до склада получателя;
  • — уменьшение потерь и порчи от перегрузок;
  • — уменьшение транспортных расходов заказчика;
  • — значительное сокращение срока доставки.

Исследования, которые выполнил НИИАТ, показывают, что при перевозке каждых 100 млн. т автотранспортом в междугородном сообщении экономия составляет около 130 млн. руб. и освобождает для перевозок на большие расстояния более 70 тыс. железнодорожных вагонов.

Переключение короткопробежных грузоперевозок с железнодорожного транспорта на автомобильный является также резервом роста объемов регулярных междугородных упорядоченных перевозок в дальнейшем.

Документ : Правовые основы организации автомобильных перевозок

Правовые основы организации автомобильных перевозок

На сегодняшний день услуги по перевозке осуществляются предприятиями различных форм собственности. С целью защиты интересов потребителей и государственного регулирования рынка транспортных услуг ст. 9 Закона об автотранспорте предусматривает, что предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования и предоставление услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси относятся к видам предпринимательской деятельности, для осуществления которых необходима лицензия.

Особенности лицензирования на автомобильном транспорте предусмотрены ст. 9 Закона об автотранспорте и Лицензионными условиями.

В соответствии со ст. 9 Закона об автотранспорте и п. 1.8. Лицензионных условий лицензия выдается на хозяйственную деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов на такие виды работ (рис. 1).

С рисунком 1 можна ознакомиться, обратившись в отдел «Консультант».

Документы, необходимые для получения лицензий

Пунктами 2 — 9 Лицензионных условий установлены организационные, технические и квалификационные требования к оказанию услуг по перевозке по видам работ. Лицензионными условиями определены форма заявления на получение лицензии и перечень данных, которые необходимо предоставить.

Обязательными документами, которые подаются для получения лицензии, являются:

1. Заявление установленной формы (приложение 1 Лицензионных условий);

2. Копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности либо копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (заверенная нотариально либо органом, которым был выдан оригинал документа);

3. Сведения о материально-техническом обеспечении субъекта хозяйствования, его квалификационных и других возможностях для обеспечения осуществления хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров и грузов в соответствии с видами работ, определенных Законом об автотранспорте (приложение 2 Лицензионных условий);

4. Заверенные заявителем — субъектом хозяйствования копии договоров о закупке работ по проведению технического обслуживания и ремонту автомобильных транспортных средств, проверке их технического состояния, хранения, обеспечения проведения медицинского осмотра водителей (в случае отсутствия собственной или арендованной материально-технической базы и штатных специалистов);

5. Заверенные заявителем — субъектом хозяйствования копии документов, подтверждающих соответствующий уровень образования (квалификации) лиц, отвечающих за:

— эксплуатацию и техническое состояние автомобильных транспортных средств;

— организацию и безопасность перевозок, охрану труда и пожарную безопасность (для автомобильных перевозчиков с количеством автомобильных транспортных средств 10 и более).

6. Заверенный заявителем — субъектом хозяйствования документ (договор) об обеспечении проведения с работниками (водителями) инструктажей по безопасности движения, охране труда и пожарной безопасности (для автомобильных перевозчиков с количеством автомобильных транспортных средств до 10);

7. Заверенные заявителем — субъектом хозяйствования копии документов, подтверждающих наличие у водителей международных свидетельств водителей (для автомобильных перевозчиков, которые планируют предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров и грузов);

8. Заверенные заявителем — субъектом хозяйствования копии свидетельств о подготовке водителей автомобильных транспортных средств, перевозящих опасные грузы (для автомобильных перевозчиков, которые планируют предоставлять услуги по перевозке опасных грузов);

9. Заверенные копии заключенных договоров с водителями, которые будут привлечены к оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, трудовых договоров и копии свидетельств водителей соответствующих категорий и талонов к ним;

10. Заверенные заявителем — субъектом хозяйствования копии свидетельств о регистрации собственных транспортных средств (автобусы, грузовые и легковые автомобили, грузопассажирские автомобили, такси, прицепы, полуприцепы) либо временных регистрационных талонов, выданных перевозчику, который планирует осуществлять внутренние перевозки в установленном порядке на основании договора аренды (найма) транспортного средства, с предоставлением копии такого договора;

11. Заверенные в установленном порядке копии страховых документов, которые подтверждают страхование перевозчиков по обязательным видам.

Классификация видов перевозок

Статьи 39 и 48 Закона об автотранспорте определяют перечень документов, которые дают право на перевозку соответственно пассажиров и грузов. В зависимости от вида перевозок обязательными являются различные документы.

Закон об автотранспорте классифицирует перевозки по таким видам (рис. 2).

С рисунком 2 можна ознакомиться, обратившись в отдел «Консультант».

Грузовые перевозки

Грузовые перевозки – это перевозки грузов грузовыми автомобилями.

Грузовые перевозки делят на внутренние перевозки грузов и международные перевозки грузов.

К внутренним перевозкам грузов относятся перевозки грузов между пунктами отправки и назначения, расположенными в Украине, и комплекс вспомогательных операций, связанных с этими перевозками, а также технологические перевозки грузов, которые осуществляются в рамках одного производственного объекта без выезда на автомобильные дороги общего пользования, (ст.47 Закона об автотранспорте).

Международной перевозкой грузов считают перевозку грузов с пересечением государственной границы Украины.

Пассажирские перевозки

Пассажирские перевозки — это перевозки пассажиров легковыми автомобилями или автобусами.

Услуги пассажирского автомобильного транспорта (ст.35 Закона об автотранспорте) делят на услуги по перевозке пассажиров автобусами, на такси и легковыми автомобилями на заказ.

Услуги по перевозке пассажиров автобусами по видам режимов организации перевозок делят на: регулярные, регулярные специальные, нерегулярные.

Регулярные пассажирские перевозки — перевозки пассажиров на автобусном маршруте общего пользования на условиях, определенных паспортом маршрута, утвержденным в установленном порядке органами исполнительной власти и органами местного самоуправления или уполномоченными органами Договорных Сторон в случае международных перевозок.

Регулярные специальные пассажирские перевозки — перевозки определенных категорий пассажиров (работников предприятий, школьников, студентов, туристов, экскурсантов и др.) на автобусном маршруте на условиях, определенных паспортом маршрута, утвержденным в установленном порядке заказчиком транспортных услуг или уполномоченными органами Договорных Сторон в случае международных перевозок.

Нерегулярные пассажирские перевозки — перевозки пассажиров автобусом, заказанным юридическим или физическим лицом с заключением письменного договора на каждую услугу, в котором определяют маршрут движения, дату и время перевозок, другие условия перевозок и форму оплаты услуги, или перевозку за собственные средства, (ст.1 Закона об автотранспорте).

Автобусные маршруты по видам сообщения делят на: городские, пригородные, междугородние, международные.

Автобусный маршрут городской — автобусный маршрут, который не выходит за пределы территории населенного пункта.

Автобусный маршрут пригородный — автобусный маршрут, который соединяет населенные пункты и протяженность которого не превышает 50 км.

Автобусный маршрут междугородний — автобусный маршрут, который соединяет населенные пункты и протяженность которого превышает 50 км.

Автобусный маршрут международный — автобусный маршрут, который пересекает государственную границу Украины.

Автобусные маршруты по видам перевозок делят на: общего пользования, специальных перевозок, нерегулярных перевозок.

Автобусный маршрут общего пользования — автобусный маршрут, на котором осуществляются регулярные пассажирские перевозки.

Автобусный маршрут специальных перевозок — автобусный маршрут, на котором осуществляются регулярные специальные пассажирские перевозки.

Автобусный маршрут нерегулярных перевозок — автобусный маршрут, на котором осуществляются нерегулярные пассажирские перевозки.

Услуги по перевозке пассажиров на такси предоставляются гражданам в порядке очереди на стоянках такси и по пути следования, а также на заказ (обычный, срочный, ночной) устный, письменный или по телефону.

Услуги по перевозке пассажиров легковыми автомобилями на заказ — это перевозки пассажиров легковым автомобилем общего пользования, заказанным юридическим или физическим лицом с заключением письменного договора на каждую услугу или на обусловленный срок обслуживания, в котором определяют условия обслуживания, стоимость услуги, срок ее предоставления и другие положения по договоренности сторон. Услуги по перевозке пассажиров легковыми автомобилями на заказ не могут предоставляться на стоянках такси и по пути следования автомобиля гражданам, с которыми не было предварительной договоренности об услуге.

Для наглядности перечень обязательных документов (согласно Закону об автотранспорте) в зависимости от вида перевозок представим в табл.1.

Анализируя данную таблицу, видим некоторую непоследовательность (несоответствие), например, при оказании грузовых перевозок на договорных условиях, согласно ст.48 Закона об автотранспорте, договора на перевозку нет в перечне обязательных документов.

Такая же ситуация и при оказании пассажирских нерегулярных автобусных перевозок. Для автоперевозчика не предусмотрено наличие договора, согласно ст. 39 Закона об автотранспорте, оригинал договора должен при себе иметь водитель, в то время как при перевозке легковым автомобилем на заказ водителю достаточно иметь копию договора с заказчиком транспортных услуг, а сам договор находится у автоперевозчика.

Хочется верить, что все эти и другие недочеты в регламентирующих документах будут исправлены и у практиков не будет возникать вопрос: как быть при таких разногласиях?

Для наглядности отличий в перечне обязательных документов, которые должен иметь водитель при осуществлении нерегулярных пассажирских перевозок в соответствии с Законом об автотранспорте и Основными требованиям безопасной перевозки пассажиров, при оказании услуг нерегулярных пассажирских перевозок представим в табл. 2.

Таблица 1

Перечень документов, необходимых для осуществления перевозок
пассажиров и грузов

Таблица 2

Перечень обязательных для водителя документов при осуществлении
нерегулярных пассажирских перевозок

Наименование документа Наличие документа
Закон об автотранспорте Основные требования
Удостоверение водителя соответствующей категории + +
Регистрационные документы на транспортное средство + +
Лицензионная карточка + +
Путевой лист + +
Договор с заказчиком транспортных услуг +
Копия договора с заказчиком транспортных услуг +
Документ, подтверждающий оплату транспортных услуг + +
Копия договора об обязательном страховании от несчастных случаев +
Копия договора (полис, сертификат) обязательного страхования гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств +
Другие документы, предусмотренные законодательством Украины +

Сопоставляя перечни документов, представленные в табл. 2, снова видим несогласованность нормативных актов. Если учесть, что, в соответствии с Законом об автотранспорте, копия договора об обязательном страховании от несчастных случаев и копия договора (полис, сертификат) обязательного страхования гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств отнесены к другим документам, которые предусмотрены законодательством Украины, то в пункте о договорах непонятно: договор или копию должен иметь при себе водитель?

Несмотря на некоторые трудности услуги по перевозке осуществлялись и осуществляются. Правда большинство предприятий как производственных (грузоотправителей), так и организаций других направлений деятельности вместо содержания собственного парка подвижного состава (ПС) предпочитает пользоваться услугами перевозчиков.

Так как содержание собственного ПС предполагает расходы на оплату труда водителей, то выполнение планового обслуживания и ремонта автотранспорта, кроме того, предполагает наличие собственных мест для хранения ПС либо дополнительные расходы на аренду соответствующих площадей. К тому же при перевозке грузов производственным предприятиям, как правило, для доставки своей продукции необходимы развозочные маршруты, которые предполагают движение с грузом в одну сторону, то есть с обратным порожним пробегом. Что, в свою очередь, существенно отражается на себестоимости перевозок, а следовательно, на общей сумме затрат по производству и реализации продукции.

Договоры перевозок

Независимо от вида перевозок перевозка грузов и пассажиров осуществляется автомобильными перевозчиками на договорных условиях.

ГК Украины предусматривает, что основанием для осуществления перевозки грузов, пассажиров и багажа является заключение договора перевозки, который должен быть подтвержден соответствующим письменным документом (ст.ст. 908 — 910 ГК Украины).

Хозяйственная деятельность предприятий автомобильного транспорта, кроме ГК Украины регулируется ХК Украины, Законом о транспорте, Законом об автотранспорте, Законом о дорожном движении.

ГК Украины является основным законом, содержащим общие положения относительно перевозки. Отдельные виды перевозок регулируются международными соглашениями, а также подзаконными нормативными актами, которые более детально предусматривают условия осуществления перевозки пассажиров, грузов и багажа и ответственность сторон по этим перевозкам. Условия перевозки пассажиров, груза и багажа на автомобильном транспорте определяются Уставом AT, Правилами перевозки пассажиров, Правилами перевозки грузов.

В соответствии с ч. 1 ст. 626 ГК Украины договором является соглашение двух и более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В статье 626 ГК Украины также представлена классификация договоров на односторонние, двусторонние, многосторонние и определено, что любой договор является возмездным, если иное не установлено договором, законом или не вытекает из сущности договора.

В соответствии с ч. 7 ст. 179 ХК Украины хозяйственные договори заключаются по правилам, установленным ГК Украины, с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины, иными нормативно-правовыми актами по отдельным видам договоров.

При заключении хозяйственных договоров (ч. 4 ст. 179 ХК Украины) стороны могут определять содержание договора на основе:

— свободного волеизъявления;

— примерного договора;

— типового договора;

— договора присоединения.

Свободное волеизъявление отвечает и нормам ст. 6 и ст. 627 ГК Украины.

Условия примерных хозяйственных договоров не являются обязательными для сторон, а только ориентируют на включение определенных положений в соответствующий договор.

Примерный договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в местном и междугородном сообщении представлен в приложении 1 Правил перевозки грузов.

Условия типовых договоров являются обязательными для субъектов хозяйствования, и их отсутствие ведет к недействительности договора.

В разъяснении к ст. 630 ГК Украины говорится о том, что типовые условия договора являются обязательными для сторон лишь в случае, если это установлено самим договором. Но в случае если типовые условия (типовые договоры) разработаны и утверждены органами государственной власти или органами местного самоуправления, такие типовые условия (типовые договоры), будучи нормативными актами (приложениями к ним), являются обязательными для применения участниками определенной сферы отношений, если в них прямо не предусмотрено иное.

Хозяйственный договор считается заключенным, если между сторонами в предусмотренном законом порядке и форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Существенными являются условия, признанные такими по закону либо необходимые для договоров данного вида, а также условия, по которым по требованию одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 180 ХК Украины).

Договоры перевозки груза и договоры перевозки пассажира и багажа, хотя им и присущи некоторые общее черты, имеют некоторые особенности.

ГК Украины и Закон об автотранспорте предусматривают наряду с общими правилами и специальные нормы о пассажирских перевозках и перевозке грузов.

Так, глава 64 ГК Украины имеет название «Перевозка” и регламентирует все виды перевозок, в том числе и автомобильные перевозки. Глава 32 ХК Украины регламентирует правовое регулирование перевозки грузов.

Договор перевозки груза является двухсторонним договором, так как и перевозчик, и отправитель имеют соответствующие права и обязанности. Кроме того, договор перевозки груза является возмездным (услуги предоставляются за определенную плату) и в большинстве случаев договоры перевозки груза являются реальными.

Статье 909 ГК Украины предусматривает как обязательность письменной формы договора перевозки груза, так и то, что подтверждением заключения договора перевозки груза является составление транспортной накладной.

Статьей 47 Устава AT предусмотрено оформление товарно-транспортной накладной при осуществлении перевозки груза автомобильным транспортом.

В соответствии со ст. 50 Закона об автотранспорте существенными условиями договора о перевозке грузов являются:

— наименование и адреса сторон;

— наименование и количество груза, его пакетирование;

— условия и сроки перевозки;

— место и время погрузки и разгрузки;

— стоимость перевозки;

— другие условия, согласованные сторонами.

Правила перевозки грузов имеют раздел «Правила заключения договоров”, в котором перечень существенных условий немного шире. В договоре, согласно Правилам, должны быть установлены: срок действия договора; объем перевозок; условия перевозок (режим работы по выдаче и приему груза, обеспечение сохранности груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т.п.); стоимость перевозок и порядок расчетов; порядок определения рациональных маршрутов; обязательства сторон; ответственность и др.

Кроме того, ст. 51 и ст. 52 Закона об автотранспорте определяют основные права и обязанности соответственно заказчика и исполнителя по договору перевозки грузов автомобильным транспортом.

Договор перевозки пассажира и багажа между перевозчиком и пассажиром заключается устно (при предшествующей продаже билетов) или путем осуществления конклюдентных действий (подача городского транспорта к остановке). Подтверждением заключения договора между перевозчиком и пассажиром являются билет и багажная квитанция в случае перевозки багажа (ст. 910 ГК Украины).

В статье 42 Закона об автотранспорте, в зависимости от вида автомобильных перевозок, выделены такие виды договоров перевозки пассажиров:

Договор об организации перевозки пассажиров па автобусном маршруте общего пользования городского, пригородного и междугороднего направлений, которые не выходят за пределы территории области (внутриобластные маршруты), заключается между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и автомобильным перевозчиком и считается заключенным с момента его подписания сторонами. Договор перевозки пассажира автобусом на маршруте общего пользования заключается между автомобильным перевозчиком и пассажиром. Этот договор считается заключенным с момента приобретения пассажиром билета на право проезда, а для лиц, пользующихся правом льготного проезда, с момента посадки в автобус.

Заключению договора перевозки пассажира и багажа между перевозчиком и пассажиром (то есть процессу оказания услуг по перевозке пассажиров) предшествует ряд действий, направленных на получение права оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа (ст.ст.43 46 Закона об авторанспорте).

Договор о нерегулярных пассажирских перевозках автобусом заключается между заказчиком транспортных услуг и автомобильным перевозчиком и считается заключенным с момента его подписания сторонами.

Договор перевозки пассажиров на такси вступает в силу с момента посадки пассажира и действует до момента высадки в пункте назначения.

Договор об обслуживании легковым автомобилем на заказ заключается между автомобильным перевозчиком и заказчиком в письменной форме и считается заключенным с момента его подписания сторонами или с момента договоренности сторон.

Особенности организации отдельных видов перевозок (например, туристических) определены Правилами перевозки пассажиров.

Действие договора перевозки пассажиров автомобильным транспортом может быть прекращено по инициативе автомобильного перевозчика или водителя транспортного средства, если пассажир:

— находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

— нарушает общественный порядок;

— предъявляет запрещенный для перевозки багаж или багаж, который по габаритам не соответствует установленным нормам;

— нарушает другие требования правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта.

Общие права пассажира (приблизительный перечень), независимо от вида транспорта, установлены ст. 911 ГК Украины.

Законом об автотранспорте и Правилами перевозки пассажиров определены основные права и обязанности:

1) автомобильного перевозчика;

2) водителя автобуса, такси, легкового автомобиля на заказ, легкового автомобиля при перевозке пассажиров;

3) пассажира.

При перевозке организованных групп детей, кроме выше перечисленных, Правилами перевозки пассажиров определены обязанности заказчика, руководителя группы. При перевозке туристов выделяют обязанности субъекта туристической деятельности и др.

Список использованных документов

ХК Украины — Хозяйственный кодекс Украины

ГК Украины — Гражданский кодекс Украины

Закон о транспорте — Закон Украины от 10.11.1994 г. № 232/94-ВР «О транспорте”

Закон о лицензировании — Закон Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности”

Закон об автотранспорте — Закон Украины от 05.04.2001 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте”, в редакции от 23.02.2006 г. № 3492-IV

Закон о дорожном движении — Закон Украины от 30.06.1993 г. № 3353-ХII «О дорожном движении”

Лицензионные условия — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенными Законом Украины «Об автомобильном транспорте”, утвержденные приказом Госкомпредпринимательтсва Украины и Минтранссвязи Украины от 01.02.2008 г. № 9/119

Устав AT — Устав автомобильного транспорта УССР, утвержденный постановлением Совета Министров УССР от 27.06.1969 г. № 401

Основные требования — Основные требования по обеспечению безопасной перевозки пассажиров во время осуществления нерегулярных пассажирских перевозок, утвержденные приказом Минтранссвязи Украины и МВД Украины от 25.05.2007 г. № 450/167 в редакции от 04.03.2008 г. № 250/100

Правила перевозки грузов — Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.1997 г. № 363

Правила перевозки пассажиров — Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные Постановлением КМУ от 18.02.1997 г. № 176

«Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 25-26 (651-652), 23 июня 2008 г.
Подписной индекс 40783