Внедрение профессиональных стандартов

Если при определении наименования должностей и при установлении квалификационных требований к своим работникам компания обязана руководствоваться профессиональными стандартами, их следует внедрить и закрепить применение соответствующими документами. Рассмотрим процедуру и последствия введения профстандартов в организации.

Порядок внедрения профессиональных стандартов

В процедуре внедрения профессиональных стандартов можно выделить пять этапов.

Этап 1 — создание рабочей группы. Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.

В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.

Указанные выше лица изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности компании и разрабатывают план внедрения профессиональных стандартов.

Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом. Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

Этап 2 — утверждение плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. В документе указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения профессиональных стандартов.

План внедрения профессиональных стандартов может выглядеть следующим образом.

План внедрения профессиональных стандартов

Этап 3 — реализация установленных в плане мероприятий. На данном этапе исполнители определяют, для каких должностей профстандарты являются обязательными, проверяют соответствие квалификации работников профстандартам и вносят изменения в документы компании.

Определение должностей, по которым применяются профстандарты, производится путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профессиональных стандартов, риведенных на сайте Минтруда России. Если выявлены какие-либо расхождения, их необходимо зафиксировать в протоколе заседания рабочей группы.

Проверка соответствия квалификации работников профессиональным стандартам проводится путем анализа раздела III профессионального стандарта «Характеристика обобщенных трудовых функций». Также необходимо изучить разделы: «Уровень квалификации», «Требования к образованию» и «Требования к опыту практической работы». Если обнаружены расхождения, их необходимо внести в протокол.

Следующим шагом является изменение в должностной инструкции требований к образованию, стажу и наименованиям должностей, по которым профстандарты являются обязательными. Отметим, что если должностная инструкция — неотъемлемая часть трудового договора, то ее изменение возможно только с согласия работника, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору.

Кроме того, необходимо внести записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и личную карточку работника по форме Т-2 (утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Далее вносят изменения в штатное расписание. Сделать это можно двумя способами: утверждением нового документа или изданием приказа о внесении изменений в действующее штатное расписание.

Последним шагом на данном этапе является подготовка проекта изменений в локальные нормативные акты компании. Так, если профстандарт является обязательным, то положение об оплате труда должно включать в себя систему оплаты с учетом квалификационных уровней, которые в нем указаны.

Пример

В компании есть штатная единица «Инженер по охране труда». В профессиональном стандарте, обязательном к применению, указано наименование должности «Специалист в области охраны труда».

Рабочая группа перевела работника на должность «Специалист в области охраны труда».

При этом были внесены изменения в должностную инструкцию работника (в первую очередь это наименование самой должности и должностные обязанности).

Также было составлено дополнительное соглашение к трудовому договору и внесены записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и в раздел III личной карточки работника Т-2.

В штатное расписание и локальные нормативные акты внесены следующие изменения:

  • исключена позиция «Инженер по охране труда»;
  • добавлена новая позиция «Специалист в области охраны труда».

Этап 4 — подведение итогов деятельности рабочей группы. На данном этапе рабочая группа составляет отчет о результатах проведенных мероприятий и представляет его руководителю организации на утверждение.

Этап 5 — разработка плана мероприятий по результатам внедрения профессиональных стандартов. Подведя итоги внедрения профессиональных стандартов, рабочая группа должна составить план дальнейших действий.

Он может включать в себя:

  • организацию аттестации, которая необходима для определения квалификационного соответствия сотрудников требованиям профессиональных стандартов;
  • мероприятия и условия по обучению сотрудников, которое необходимо, когда результаты аттестации показали, что сотрудники не обладают навыками, установленными в профстандарте;
  • внесение изменений в трудовые договоры или заключение соглашений с работниками о прохождении и условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Документ утверждает руководитель организации.

Внедрение профессиональных стандартов: последствия

Внедрение профессиональных стандартов может вызвать некоторые сложности. Так, в связи с пересмотром документов, изменением системы оценки сотрудников, разработкой специальных программ обучения может увеличиться объем работы кадровых подразделений.

Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников.

Внедрение профстандартов

Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование. Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).

Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет — на должностных лиц;
  • от 50 000 до 70 000 рублей — на юридических лиц.

Контроль за применением профессиональных стандартов и соответствием работников их требованиям будет осуществлять Федеральная служба по труду и занятости и, в частности, Государственная инспекция труда. В ходе проверок инспекторы в первую очередь проверят локальные документы на соответствие наименованиям должностей, а также соответствие уровня образования работников требованиям профстандартов. Для подтверждения уровня знаний и навыков сотрудников инспекторы могу запросить документы о проведенной аттестации или сертификации работников.

В заключение отметим, что внедрение профессиональных стандартов позволит работодателям качественнее оценивать своих работников, эффективнее подбирать кадры, а значит, повысить качество труда.

Версия для печати

Официальные разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов

Информация Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов

1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно- методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.

Внедрение профессиональных стандартов в организации и их практическое применение

В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) профессиональные стандарты применяются "в качестве основы для определения требований к квалификации работников". Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких — снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • -согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • -согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ, должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?

В ТК РФ нет такого основания. Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

— согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

— согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Официальный источник:информация Минтруда России о применении ПС

профстандартофициальноFAQ

Views: 5060

Поиск Лекций

Пошаговый алгоритм внедрения профстандартов

1. Своим приказом руководитель предприятия назначает комиссию из числа работников, которая будет ответственна за внедрение профстандартов в организации. В приказе помимо указания членов комиссии необходимо прописать полномочия каждого из них и сроки выполнения работы.

Внедрение профессиональных стандартов — план-график

Желательно включить в состав рабочей группы сотрудников отдела кадров, экономистов, юристов и лиц, ответственных за охрану труда на производстве, то есть тех служащих, которые так или иначе в своей деятельности будут в дальнейшем использовать профстандарты.

Проводится первое заседание комиссии, на котором определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов на предприятии. Законодатель форму плана не утверждает, поэтому он может включать любые положения, которые сочтет нужными комиссия. В этом документе отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются ответственные за выполнение пунктов плана лица (все они должны быть ознакомлены с документом под подпись). После составления план утверждается руководителем организации.

3. Для соотнесения текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются на предприятии, сравнивается штатное расписание, утвержденное в организации, и разделы соответствующих профстандартов. Не всегда название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании. Например, в штатном расписании многих предприятий имеется должность инспектора отдела кадров, а в профстандарте указано, что подобным видом деятельности занимается специалист по управлению персоналом.

4. Для приведения в соответствие текстам профстандартов наименований должностей, если работа в них связана с предоставлением льгот или наложением ограничений, руководитель должен исключить из штатного расписания старую должность и ввести новую. При этом с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому контракту об изменении наименования должности. Если по каким-то причинам служащий отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего названия должности, работодатель вправе провести организационно-штатные мероприятия по сокращению данного работника в связи с тем, что должность, которую он занимал, исключена из штатного расписания.

5. Внесение при необходимости изменений в должностную инструкцию работника в связи с изменением его трудовой функции, производится только с согласия служащего на это. Законодатель запрещает менять обязанности сотрудника в одностороннем порядке.

6. Изменение системы оплаты труда необходимо потому, что законодатель устанавливает правило, по которому работники, выполняющие одинаковые трудовые функции, должны получать равную оплату за это. Таким образом, если работодатель решает внести изменения в должностные обязанности сотрудника или повысить уровень квалификационных требований (например, направить его на прохождение курсов по повышению квалификации), то по мере изменения сложности труда должна соответственно изменяться и зарплата.

7. Если в профстандарте по определенному виду деятельности при обязательности его применения установлена квалификация работника выше той, что имеется у него, работодатель вправе направить его на курсы по повышению квалификации или поднять вопрос о получении дополнительного образования. Вопрос о том, за чей счет будет проводиться обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений локальных актов предприятия. Как правило, если речь идет об оплате обучения работодателем, с работником заключается ученический договор, по условиям которого он обязан после получения образования определенное время отработать в компании; в противном случае с него будет взыскана стоимость обучения.

8. Проведение аттестации сотрудников необязательно при внедрении профстандартов в деятельность организации, но необходимо для того, чтобы работодатель смог определить квалификацию служащих и понять, соответствуют ли их знания и умения занимаемым должностям. По результатам аттестации непрошедшего ее сотрудника можно перевести на другую должность или уволить.

9. Вопрос проведения иных оргштатных мероприятий поднимается при их возникновении. Например, если работник трудится на определенной должности и его обязанности, согласно положениям профстандарта, охватывают две группы должностей, работодатель должен увеличить объем работ или расширить зону обслуживания. Если же сотрудник в рабочее время наряду с основными должностными обязанностями выполняет дополнительные по обобщенной трудовой функции другого профстандарта, то последние оформляются как совмещение должностей.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Согласно п. 1 Указа Президента РФ N 597 <1> к 2015 г. будет разработано и утверждено не менее 800 профессиональных стандартов. Система профстандартов должна прийти на смену системе справочников, в рамках которой насчитывается сейчас свыше 7,5 тыс. описаний работ, профессий, должностей. Профстандарты включают более укрупненные характеристики квалификационных требований по сравнению с теми, что используются в Справочниках, поэтому более универсальны. Устаревшие позиции будут исключены, требования к существующим модернизированы, на профессии низкого уровня сложности профстандарты разрабатываться не будут.
———————————
<1> Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

В 2012 г. в ТК РФ внесены соответствующие изменения <2>, вводящие институт профессионального стандарта в трудовые отношения. Статья 195.1 ТК РФ определяет понятия квалификации работника и профессионального стандарта.
———————————
<2> Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" (изменения внесены в ст. ст. 57, 143, 144 ТК РФ, введена ст. 195.1 ТК РФ).

Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 N 487-р утвержден Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы. На данном этапе идет внедрение базовых профстандартов, которые станут основой для разработки отраслевых и корпоративных профстандартов.

Зачем нужны профессиональные стандарты?

Действующие Квалификационные справочники уже устарели. Появилось много профессий, в них не включенных. А требования к тем, что прописаны, зачастую не соответствуют действительности. Однако кадровики вынуждены работать по этим Справочникам.
Справочники переформатировать сложно, да и малоэффективно — профстандарты должны заменить их. Универсальность нововведения в том, что профстандарт детализированно описывает деятельность специалиста, связывая с ее содержанием требования тех или иных знаний и умений. Данная привязка позволяет решить множество проблем, например с определением льгот и надбавок. Когда профстандарты начнут действовать, льготы уже будут зависеть не от названия должности, а от функционала сотрудника, его профессионализма. Предполагается, что для адаптации под требования рынка труда профстандарты будут дополняться каждые три года (по некоторым позициям — каждые пять лет).
Еще одной целью введения системы профстандартов является соотнесение российских специальностей и международных требований.
Профстандарты определят набор необходимых и достаточных требований к квалификации, нужной для осуществления конкретной профессиональной деятельности в должностной иерархии. Описывая требования к трудовым функциям и качеству их выполнения, они позволяют структурировать профессиональную деятельность работника, исключить дублирование трудовых функций по должностям. Поэтому профстандарт должен стать эффективным инструментом управления персоналом.
Профстандарт напрямую связан с качеством, продуктивностью и безопасностью выполняемых работ, поскольку включает обязательные требования к профессии по квалификационным уровням с учетом обеспечения. Таким образом, работодатели получают качественные критерии для оценки персонала, с помощью которых они смогут контролировать профессионализм работников, повышать качество их работы, ее эффективность и безопасность.
Предполагается, что введение системы профстандартов позволит решить проблему кадрового дефицита. За последние годы рынок труда сильно модифицировался: появились новые отрасли, новые специальности, выросли требования к квалификации работников. Специалистов не хватает, а выпускники долгое время не могут найти работу. Одна из причин — разрыв между требованиями работодателей и уровнем профподготовки. Стандарты признаны "настроить" систему образования под требования рынка труда.
Введение профстандарта выгодно и для трудового коллектива. Профстандарты унифицируют трудовые функции — работник будет лучше знать круг своих задач и обязанностей. Анализируя объективную оценку уровня своих знаний, умений и навыков, можно разработать план повышения профессиональной компетенции для дальнейшего карьерного роста. А подтверждение соответствия профстандарту станет действенной рекомендацией при устройстве на работу.
Как следует из Правил профстандартов <3>, существуют три большие группы пользователей профессиональных стандартов: работодатели, образовательные организации, разработчики образовательных стандартов профобразования.
———————————
<3> Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23.

Работодатели применяют профстандарты при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Образовательные организации профессионального образования применяют профстандарты при разработке профессиональных образовательных программ.
Профстандарты также необходимы при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
В обязанности Минтруда входит разъяснительная работа по вопросам применения Правил профстандартов.

Что такое профессиональные стандарты?

Как следует из ст.

Внедрение профессиональных стандартов

195.1 ТК РФ:
— профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности;
— квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профстандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). При этом описание требований к специалисту носит комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту.
Кроме общих сведений (например, наименование и основная цель вида профессиональной деятельности), профстандарт включает описание обобщенных трудовых функций, их расшифровку, характеристику (в частности, в данном разделе указываются возможные наименования должностей, требования к образованию, опыту работы, условия допуска к работе), трудовые функции (в том числе необходимые умения и знания) <4>.
———————————
<4> Макет профессионального стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н в соответствии с п. 6 Правил профстандартов.

Например, обобщенная трудовая функция Профстандарта "Педагог" <5> — это педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в которую входят трудовые функции "Общепедагогическая функция. Обучение", "Воспитательная деятельность", "Развивающая деятельность".
———————————
<5> Утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н.

При характеристике обобщенных трудовых функций разработчик дает ссылки на уже существующие общероссийские классификаторы и справочники, такие как Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 (ОКЗ) <6>, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) <7>.
———————————
<6> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 298.
<7> Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

Для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников применяются Уровни квалификации <8>.

Уровни квалификации содержат описание показателей "Полномочия и ответственность", "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации". Установлено девять уровней квалификации, определяющих требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника. Первый уровень — самый низкий (предполагает в основном несложный физический труд), девятый — наивысший (решение стратегических задач). Например, Профстандарт "Педагог" включает два уровня квалификации — 5 и 6, а Профстандарт "Специалист по социальной работе" <9> требует соответствие работника уровням 6 и 7.
———————————
<8> Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утв. Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.
<9> Утвержден Приказом Минтруда России от 22.10.2013 N 571н.

Для подтверждения своей квалификации работник будет сдавать профессиональный экзамен в центре независимой оценки профессионального уровня квалификации работников. В центр сможет обратиться как сам работник, так и его работодатель. Таким образом, организация получает возможность проверить квалификацию потенциального сотрудника, а сам сотрудник — ее подтвердить выданным удостоверением соответствия.
Подготовка нормативной правовой базы по формированию и функционированию таких сертификационных центров должна завершиться во II квартале 2015 г.

Кто разрабатывает профстандарты?

За счет федерального бюджета будут разрабатываться профстандарты для социальной сферы (образование, соцзащита, здравоохранение, культура, спорт) и приоритетных направлений экономического развития страны. Эти проекты профстандартов входят в перечень, утвержденный Минтрудом. Указанный перечень формируется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Разработчики таких профстандартов определяются путем заключения госконтракта. Аукционы по разработке профессиональных стандартов проводит Минтруд. Например, профстандарт "Инженер по охране и защите леса" разрабатывается ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова", а "Работник по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной автоматики и телемеханики" — ОООР "Союз машиностроителей России".
Разработчики имеют право создавать профстандарты в инициативном порядке за счет собственных средств. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться как самими работодателями, так и их объединениями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми и иными некоммерческими организациями с участием профобразовательных и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил профстандартов). Координационную деятельность по разработке профессиональных стандартов осуществляет Минтруд.

Как разрабатывают профстандарты?

Минтруд утвердил Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта <10> (далее — Методические рекомендации). Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с Макетом профстандарта и Уровнями квалификаций.
———————————
<10> Приказ Минтруда России от 29.04.2013 N 170н.

Разработчик обсуждает проект профстандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций. Затем данный проект вместе с пояснительной запиской, сведениями об организациях, принявших участие в разработке и согласовании стандарта, информацией о результатах обсуждения проекта представляется в Минтруд. Если представленный пакет документов полный и проект соответствует Методическим рекомендациям, то Минтруд принимает его к рассмотрению, размещает на своем сайте (www.regulation.gov.ru) для проведения общественного обсуждения. Одновременно проект направляется для рассмотрения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. Затем информация о результатах обсуждения и рассмотрения проекта направляется разработчику.
Минтруд направляет проект профстандарта, информацию о результатах его обсуждения и рассмотрения в Национальный совет для проведения экспертизы. Если результаты экспертного заключения положительные, то Минтруд проект утверждает. Сведения о новом профессиональном стандарте Минтруд вносит в реестр профессиональных стандартов.
Информация об утвержденных профстандартах направляется в Минобрнауки — она будет нужна при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Где можно узнать о разработанных профстандартах?

Для информирования всех заинтересованных организаций и граждан о реализации плана разработки профстандартов создан программно-аппаратный комплекс "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru). На данной интернет-площадке размещается актуальная информация о ходе реализации плана, результатах, общественном обсуждении, утверждении, регистрации и применении профессиональных стандартов. Посетители могут ознакомиться с Национальным реестром профессиональных стандартов, в который включены реестры:
— разработчиков профессиональных стандартов;
— профессиональных стандартов;
— областей и видов профессиональной деятельности;
— трудовых функций.
Программно-аппаратный комплекс также позволяет работать с действующими Справочниками и Классификаторами, отслеживать обсуждения готовящихся профстандартов, скачать программу оформления проекта профстандарта, подавать уведомление о разработке профстандарта.

Перспективы развития системы профстандартов

Согласно изменениям в ст. 195.1 ТК РФ по готовящемуся законопроекту профессиональные стандарты подлежат обязательному применению организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Когда система профессиональных стандартов будет работать в полную силу, инспекторы по труду получат право предъявлять требования о соответствии квалификации работников этим профессиональным стандартам. В силу ст. 57 ТК РФ должность (профессия), указанная в трудовом договоре, должна соответствовать классификаторам профессий и должностей и (или) профессиональным стандартам в случае установления льгот, гарантий и ограничений. Работодателю следует обратить особое внимание не только на порядок установления льгот, но и на ограничения, к которым могут быть отнесены и минимальные требования к уровню образования, прописанные в профстандартах.
После того как запланированные профстандарты будут внедрены и утверждены квалификационные уровни, законодательно определится минимальная заработная плата для всех уровней квалификации.
Освоение системы профстандартов потребует от руководителей организаций определенных усилий, впрочем, как любое нововведение. Существует алгоритм, помогающий быстрее адаптироваться на первом этапе — при донесении положений стандарта до сотрудников:
1. Предоставление полной информации о профстандарте под подпись, поскольку это нормативный документ, обязательный к исполнению.
2. Обсуждение путей реализации профстандарта в профессиональных сообществах.
3. Информирование клиентов и других заинтересованных лиц о переходе на профстандарты.
Следует также помнить, что введение профстандарта потребует изменения локальных нормативных актов организации — устава, должностных инструкций, трудовых договоров, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, положений об оплате труда, о стимулирующих выплатах и т.д. Руководителю придется позаботиться и об оказании помощи сотрудникам в доведении их квалификации до требуемого уровня — организовать обучение.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Курсы профессиональной переподготовки ★  /  Основные вопросы

Профессиональный стандарт педагога: что надо знать?

Профессиональные стандарты в образовании действуют с 1 января 2017 года, но до сих пор у учителей и руководителей остается множество вопросов.

Приказ о внедрении профстандартов в организации

Онлайн-школа «Фоксфорд» проводит курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов и знает обо всех изменениях в профильных законах. В этом обзоре, подготовленном нашими юристами, мы отвечаем на главные вопросы о профстандартах.

Вообще, что такое профессиональный стандарт?

Говоря официальным языком, профессиональные стандарты — документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения трудовой деятельности.

Тогда что же такое профессиональный стандарт педагога?

Если переводить с языка чиновников на русский, то профессиональный стандарт педагога — это документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог.

Это один стандарт на всех работников образования? Например, профессиональный стандарт педагог-воспитатель-учитель?

Нет, это разные профстандарты — они максимально ориентированы на конкретную трудовую функцию.

Зачем нужны профстандарты?

Сейчас требования к квалификациям представлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Несмотря на то что ЕКСД работников образования был утвержден в 2010 году, он уже устарел, в том числе в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Профстандарты в образовании, в отличие от ЕКСД, содержат системное описание трудовых функций и являются приоритетным документом для формирования кадровой политики. Они отражают трудовые функции педагога и уровень квалификации (квалификационные требования к учителю).

Когда профессиональные стандарты в образовании вступают в силу?

Сейчас уже действуют 5 профессиональных стандартов в образовании. Да, действуют!
Несмотря на заявления Минобрнауки и Минтруда о возможном переносе сроков, введение профстандарта в действие произошло 1 января 2017 года. Приказы о переносе профстандартов не прошли регистрацию в Минюсте, соответственно, не имеют силы.
Также сейчас разрабатываются профстандарты для педагогов-библиотекарей, педагогов-дефектологов и руководителей образовательных организаций любых уровней, которые уже прошли общественное обсуждение и, скорее всего, будут внедрены в 2018–2019 гг.

Где можно найти актуальный текст профстандарта педагога?

В реестре профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты, а также на официальных сайтах Минтруда и Минюста:

  • профстандарт педагога дошкольного образования,  профстандарт воспитателя, профстандарт учителя — это все стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) — приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
  • профстандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования) — приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н;
  • профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых — приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н;
  • профстандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования — приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н;
  • специалист в области воспитания — приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н.

Как профстандарты отразятся на учителях и воспитателях?

Профстандарты структурируют требования к педагогу:

  • В части образования: “Учитель должен иметь высшее образование или среднее профобразование в рамках укрупненных групп направлений подготовки "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету. В последнем случае не требуется последующая профессиональная переподготовка по профилю педагогической деятельности. Либо учитель может иметь любое высшее образование или среднее профобразование и получить дополнительное профобразование по направлению деятельности в образовательной организации” (приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н).
  • Часть деятельности, которая раньше фиксировалась в положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями, как работа с одарёнными и девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ-навыками.

Крайне важным стало непрерывное профессиональное развитие педагога.

А как повлияют профстандарты на работу школ?

Изменяются обязанности работодателя. В частности, должны быть изменены локальные нормативные акты:

  • положение об обучении, созданы должностные инструкции с учетом профстандартов, трудовые договоры, положение о премировании (в связи с изменением трудовых функций педагога, появлением у него среди обязательных функций тех, за которые ранее предполагались стимулирующие выплаты);
  • штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, педагогов начальной школы).

Также местные органы образования должны внести изменения в Положение об аттестации педагогических работников (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов).
Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 устанавливает особенности применения профессиональных стандартов в государственных и муниципальных организациях. Устанавливается переходный период, в который необходимо составить план по применению профстандартов в организации. К 1 января 2020 года в каждой школе надо реализовать все необходимые мероприятия, в том числе обучить кадровый состав и внести изменения в локальные нормативные акты.

Как же теперь проходит аттестация учителей и аттестация педагогических работников?

По новому ФЗ проверять, насколько соискатель соответствует положениям профстандарта, поможет независимая оценка квалификации. Она проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. Пока конкретики нет, скорее всего, оценка квалификации учителя не будет проводиться до конца переходного периода (т.е. до конца 2019 года).

Как мне понять, соответствую ли я профстандарту?

Согласно проведённому нами опросу 83% педагогов работают в школе 10 и более лет. Многие из них получали образование давно, без учёта современных педагогических методик и навыков, которые требуют федеральные государственные образовательные стандарты и профстандарт педагога. Мы живём в меняющемся мире, поэтому профстандарт указывает необходимым дополнительное профессиональное образование педагогических работников не реже одного раза в три года.
К сожалению, даже нынешние выпускники педвузов крайне редко получают современные знания по педагогике.
Главное — если Вы:

  • не проходили курсы повышения квалификации по работе с одарёнными, иноязычными и девиантными детьми;
  • не проходили курсы по работе в инклюзивном классе, где наряду с “обычными” детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ;
  • не умеете взаимодействовать с психологами, дефектологами и соцработниками и не имеете таких знаний;
  • не дружите с современными информационными технологиями

то Вы, скорее всего, не соответствуете требованиям профстандарта, и Вам необходимо пройти соответствующее обучение.

Где я могу пройти обучение?

На курсах «Фоксфорда». Они позволяют вам без отрыва от работы, в удобном для себя режиме:

  • изучить актуальные педагогические техники и методики от ведущих специалистов;
  • получить необходимые компетенции, требуемые ФГОС и профстандартом (навыки по работе с детьми с ОВЗ, знание здоровьесберегающих технологий, проектной и исследовательской деятельности, ИКТ-компетенции, знание психологии ребёнка, навыки оказания первой помощи);
  • познакомиться с новыми образовательными технологиями (коучинговые подходы, методики, повышающие вовлеченность и мотивацию учащихся);
  • проработать сложные темы, с которыми испытывают трудности учащиеся при подготовке к экзаменам и олимпиадам.

Узнайте больше о том, чему и когда Вам необходимо научиться! Учитель — на foxford.ru, директор — на prof.foxford.ru

Смотреть запись вебинара о профстандарте