Внутренний финансовый контроль

Содержание

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В УЧРЕЖДЕНИИ

И.В.

Образец акта внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении

Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики.

Внутренний контроль и учетная политика

    Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
    Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля устанавливается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н). При этом для его осуществления и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять также сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).
    Таким образом, учреждение обязано утвердить порядок осуществления финансового контроля, который может быть предварительным и последующим. Проверять можно не только первичные учетные, но и сводные документы, составленные на их основе.
    Порядок осуществления внутреннего контроля должен включать в себя:

цели его осуществления (например, повышение качества бухгалтерского учета, минимизация количества ошибок);
  ответственные за его организацию лица (например, заместитель руководителя учреждения или главный бухгалтер);
  виды внутреннего контроля (например, предварительный, текущий, последующий контроль, самоконтроль и контроль по подчиненности);
  описание методики внутреннего контроля;
  оформление результатов внутреннего контроля (акты, журнал и т.д.);
  мероприятия по результатам его проведения (дисциплинарные взыскания и поощрения и т.д.).

    Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения.
 

Обязанность ГРБС

 
    Согласно статье 160.2-1Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
    Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (далее – Правила № 193).

Образцы документов > Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ

Акт комиссии по внутренней проверке состояния справочной работы

Акт комиссии по внутренней проверке состояния справочной работы, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ

УТВЕРЖДАЮ
Командир войсковой части 00000
генерал-майор
А.Иванов
«___»_____________200__ г.

АКТ

«___»______________200__ г.

>>> Акт внутреннего финансового контроля бюджетного учреждения образец

г.Лиски

Комиссия, назначенная приказом командира войсковой части 00000 от «___» ______________200__ г., в составе председателя майора юстиции Фоменкова И.А. и членов: служащих РА Семеновой А.Л., Пороговой Л.И. в период с 5 по 15 февраля произвела внутреннюю проверку состояния справочной работы за 200__ г.
Проверкой установлено:
1. Ответственным за ведение справочной работы назначен _________________.
2. Приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации, поступившие в предыдущем 200__ г., подшиты в соответствующие по номенклатуре дела или учтены по инвентарному учету. В журнале учета входящих документов сделана разноска об их место нахождения в делах или постановке на инвентарный учет.
3. Все приказы и директивы в секретном и несекретном делопроизводстве подшиты в дела, сверены с указателем действующих приказов и директив (исх. от «___»____________ 200__ г.
· ____), на них сделаны соответствующие отметки.
4. Приказы и директивы, учтенные по инвентарной книге, также сверены с указателем; утратившие силу — изъяты, а действующие — хранятся разложенными по номерам, годам и изданиям.
Недостатки:
— вместе с приказами Министра обороны Российской Федерации в дело подшиты другие приказы (дело
· 1, листы 7, 8, 10);
— внесение изменений и дополнений в приказы проводится нерегулярно. Так, на день проверки не внесены изменения по приказам Министра обороны Российской Федерации, поступившим в 200__ году,
· ____;
— приказы и директивы, находящиеся на инвентарном учете, выданы на руки исполнителям без росписи в карточке выдачи. В контрольные экземпляры приказов карточки выдачи не вложены;
— отметки об изменениях и дополнениях наносятся неверно, не соблюдаются требования директивы Генерального штаба Вооруженных Сил 1977 года
· ДГШ-31;
— часть приказов, уже утративших силу, находилась в пользовании исполнителей;
— не на всех приказах имеется надпись "Контрольный экземпляр",
— часть приказов и директив исполнители без надобности хранят у себя 2 — 3 года и в делопроизводство не сдают;
— не определены лица, ответственные за внесение изменений.
Вывод:
Справочная работа ведется с нарушениями требований директивы Генерального штаба Вооруженных Сил 1977 года
·ДГШ-31.
Одновременно, комиссия произвела отбор приказов, директив Министра обороны Российской Федерации и других документов для уничтожения, как не представляющих научной, исторической и практической ценности, и представляет на утверждение акт.

Приложение акт на уничтожение на ___ листах.

Председатель комиссии _________________________
(воинское звание, подпись,

12

Группа: Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Категория: Образцы документов



Внутренний финансовый контроль. Как оформить проверку?

В каждом автономном учреждении в рамках учетной политики разрабатывается положение о внутреннем финансовом контроле. Однако у бухгалтеров по-прежнему часто возникает вопрос, как правильно оформить и провести проверку. В этой статье даны рекомендации по организации и оформлению контрольных мероприятий, проверке отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни и исправлению выявленных ошибок.

Необходимость осуществлять внутренний финансовый контроль в автономном учреждении предусмотрена Законом о бухгалтерском учете <1> и Инструкцией N 157н <2>.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В соответствии с п. 6 Инструкции N 157н порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля утверждается в составе учетной политики. Как правило, внутренний контроль производится посредством предварительного, текущего и последующего контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется соответственно перед или в момент совершения хозяйственной операции лицами, на которых возложены такие обязанности. Последующий контроль производится специально созданной для этих целей комиссией по итогам совершения операций путем проверки и анализа бухгалтерских документов и отчетности. Далее рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся организации и проведения последующего контроля.

Примечание. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст. 19 Закона о бухгалтерском учете).

Организация проверки

Последующий контроль осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью в соответствии с предварительно утвержденным планом, а также перед составлением бухгалтерской отчетности согласно п. 9 Инструкции N 33н <3>. Внеплановые проверки организуются по мере необходимости, например если есть информация о каких-либо нарушениях финансово-хозяйственной деятельности.

<3> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

При принятии решения о проведении проверки оформляется распорядительный документ (приказ, распоряжение) руководителя, в котором указываются:

  • тема проверки;
  • вид и форма проверки;
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии по проведению внутреннего контроля;
  • прочие необходимые сведения.

Одновременно с таким документом может быть подготовлена программа проведения проверки. Далее приведем ее образец.

Утверждаю

директор ГАУ "ФОК "Заря"

_____________ А.П. Петров

Программа проверки финансово-хозяйственной деятельности ГАУ "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Заря"

Основания для проведения проверки:

План контрольной деятельности ГАУ "ФОК "Заря" на 2013 г., приказ ГАУ "ФОК "Заря" от 21.06.2013 N 16.

Проверяемый период: с 01.01.2013 по 30.06.2013.

Сроки проведения проверки: с 01.07.2013 по 05.07.2013.

Цель контрольного мероприятия:

  • установление соответствия деятельности требованиям законодательства РФ, нормативным правовым актам Нижегородской области, внутренним нормативным актам ГАУ "ФОК "Заря";
  • контроль за обоснованным и эффективным использованием субсидий, выделенных на выполнение государственного задания;
  • контроль за целевым использованием субсидий, выделенных на иные цели;
  • контроль за правомерностью получения и использования средств, полученных от приносящей доход деятельности;
  • проверка правильности совершения фактов хозяйственной жизни перед составлением бухгалтерской отчетности за I полугодие 2013 г.

Предметы контроля:

  • правоустанавливающие документы учреждения;
  • внутренние нормативные акты учреждения;
  • гражданско-правовые договоры, заключенные учреждением с поставщиками, подрядчиками и исполнителями, кадровые документы, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета;
  • план финансово-хозяйственной деятельности и иные документы, необходимые для достижения цели проверки.

Вопросы проверки:

  1. Наличие документов, регламентирующих организацию бухгалтерского учета (учетная политика учреждения, положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции).
  2. Движение финансовых потоков в проверяемом периоде по источникам финансового обеспечения. Правомерность образования и расходования средств в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности ГАУ "ФОК "Заря" на 2013 г.

    Формы отчетов внутреннего контроля на предприятии

    (план ФХД).

  3. Соблюдение порядка утверждения и внесения изменений в план ФХД.
  4. Наличие лицензии и полнота использования бухгалтерского программного обеспечения.
  5. Правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами, полнота отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета по всем участкам учета.

5.1. Соблюдение порядка ведения учетных операций с безналичными денежными средствами:

  • документальная обоснованность операций в журнале операций с безналичными денежными средствами;
  • наличие подтверждающих документов к выписке из лицевого счета.

5.2. Соблюдение порядка ведения кассовых операций:

  • полнота и своевременность оприходования наличных денежных средств и денежных документов в кассу, правильность их выдачи (списания);
  • соблюдение требований по оформлению кассовых ордеров и прилагаемых к ним документов;
  • правильность учета операций по движению наличных денежных средств и денежных документов в кассовой книге, журналах операций по счету "Касса" и по счету "Денежные документы";
  • соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе;
  • выполнение мероприятий, направленных на сохранность наличных средств и денежных документов в кассе;
  • проведение ревизии наличных средств и кассовых документов, а также бланков строгой отчетности в период проверки.

5.3. Соблюдение порядка учета расчетов с подотчетными лицами по выданным им авансам:

  • соблюдение порядка и установленных норм выдачи денежных средств и денежных документов под отчет;
  • своевременность и полнота представления подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных авансовых суммах, полнота документов, подтверждающих произведенные расходы;
  • документальная обоснованность ведения учетных операций в журнале операций расчетов с подотчетными лицами.

5.4. Проверка расчетов по обязательствам:

  • правильность и документальная обоснованность ведения учета расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, с подрядчиками за выполненные работы, а также расчетов по перечисленным авансам в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • правильность ведения учета по перечисленным платежам в бюджеты в журнале по прочим операциям и карточке учета средств и расчетов;
  • сверка данных главной книги о начисленных и уплаченных страховых взносах во внебюджетные фонды с представленными в соответствующие фонды отчетами;
  • реальность дебиторской и кредиторской задолженности на конец отчетного периода, наличие просроченной задолженности, меры, применяемые к взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности, обоснованность списания задолженности;
  • своевременность перечисления арендаторами арендных платежей и потребленных коммунальных и эксплуатационных услуг;
  • организация учета средств, поступающих от арендаторов и субарендаторов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг;
  • соблюдение пропорциональности отнесения коммунальных расходов по источникам финансирования.

5.5. Проверка расчетов с работниками по оплате труда:

  • соответствие фактической численности работников утвержденному штатному расписанию и нормативной численности;
  • правильность начисления заработной платы сотрудникам в соответствии с законодательством РФ, распоряжениями и локальными документами учреждения;
  • правильность начисления оплаты труда лицам по договорам гражданско-правового характера;
  • правильность ведения учета расчетов по оплате труда и расчетов с бюджетом по удержанным налогам из оплаты труда в журнале операций расчетов по оплате труда и в карточках учета средств и расчетов.

5.6. Проверка операций с нефинансовыми активами:

  • полнота и своевременность оформления документов по оприходованию объектов основных средств, нематериальных активов и материальных запасов на соответствующих счетах бухгалтерского учета;
  • правильность ведения аналитического учета нефинансовых активов в регистрах бухгалтерского учета;
  • правильность ведения учетных операций по расходу (выбытию) объектов нефинансовых активов, перемещению внутри учреждения, а также начисленной суммы амортизационных отчислений на объекты основных средств, нематериальных активов в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • сверка показателей счетов главной книги с показателями счетов оборотных ведомостей в разрезе аналитических счетов;
  • наличие фактов необоснованного списания имущества, а также недостач материальных ценностей путем проведения выборочной инвентаризации нефинансовых активов, правильность их отражения в бухгалтерском учете и принятие мер по взысканию убытка с виновных лиц;
  • правильность оформления инвентарных карточек учета основных средств;
  • анализ изменения стоимости основных средств, наличие неиспользуемого оборудования.

5.7. Ведение учета на забалансовых счетах, отражение операций в регистрах бухгалтерского учета.

  1. Другие вопросы, возникающие при проведении проверки.

Ответственный за подготовку проверки ревизор Шишкин П.В. (подпись).

Как правило, проверка проводится путем изучения документов, информации, содержащейся в бухгалтерской программе, осмотра имущества, его пересчета, контрольных замеров, собеседований с работниками, имеющими отношение к тому или иному вопросу проверки. Также комиссия вправе потребовать от руководителя и работников документы, необходимые для достижения цели проверки (справки, письменные объяснения и т.п.).

Контрольные мероприятия могут проводиться сплошным или выборочным способом. Решение об использовании того или иного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу принимает ревизионная комиссия.

Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют объяснения по вопросам, относящимся к результатам проверки.

Оформление результатов проверки

Результаты проведения проверки оформляются в виде акта, включающего в себя все разделы, которые содержат ответы на вопросы, утвержденной программы проведения проверки. В акте следует привести характеристику состояния деятельности по проверенным направлениям, изложить выявленные нарушения и недостатки в работе учреждения, отразить общие результаты проверки. В акте не допускаются выводы, предложения, не подтвержденные доказательствами, помарки, подчистки и иные исправления. На основании данного акта главный бухгалтер учреждения (или иное лицо, уполномоченное руководителем) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

Далее представим образец акта проверки (в сокращенном виде).

Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности ГАУ "ФОК "Заря"

"05" июля 2013 г. г. Нижний Новгород

Во исполнение плана контрольной деятельности ГАУ "ФОК "Заря" на 2013 г., приказа ГАУ "ФОК "Заря" от 21.06.2013 N 16, в соответствии с Программой проверки членами комиссии по внутреннему контролю (указываются фамилии, инициалы, должности всех участников контрольной группы) проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Цель контрольного мероприятия: (в соответствии с Программой проверки).

Проверяемый период: с…

Срок проведения проверки: с…

Метод проверки: сплошной.

Предметы контроля: (документы, подвергшиеся проверке).

Полное и сокращенное наименование учреждения.

Юридический и фактический адрес.

ИНН.

ОГРН.

Сведения о лицензиях на осуществление соответствующих видов деятельности.

Перечень и реквизиты всех счетов (включая счета, закрытые на момент проверки, но действовавшие в проверяемом периоде) в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевых счетов в органах Федерального казначейства.

Руководитель учреждения: ___________ (Ф.И.О. полностью) назначен ________ (дата и номер документа).

Главный бухгалтер: _____________ (Ф.И.О. полностью, дата и номер приказа о назначении).

Фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право первой и второй подписи финансовых и расчетных документов.

Кем и когда проводились проверки в проверяемом периоде, кем проводилась предыдущая проверка финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения об устранении нарушений, выявленных проверками.

Иные данные, необходимые, по мнению руководителя контрольной группы, для полной характеристики объекта финансового контроля.

В результате проведения проверки установлено:

Описательная часть акта проверки (справки) должна содержать описание проделанной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы.

Указывается объем проверенной документации: документы проверены за I полугодие 2013 г.

и т.п. В актах проверки (справках) при описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны положения законодательных, нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения.

Приложением к акту оформляется перечень законодательных, нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществлялась деятельность учреждения в проверяемом периоде. В перечне указывается полное и краткое название законодательных и нормативных актов, в тексте акта — краткое название законодательного, нормативного акта.

Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщающую информацию о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Рекомендации по устранению и предупреждению нарушений.

Руководитель контрольной группы Руководитель учреждения
______________ (Ф.И.О.) _______________ (Ф.И.О.)
Члены контрольной группы:
______________ (Ф.И.О.)
______________ (Ф.И.О.)

"05" июля 2013 г.

(дата окончания проверки)

Исправление ошибок по результатам проверки

Ошибки, обнаруженные в регистрах бухгалтерского учета, исправляются в соответствии с п. 18 Инструкции N 157н в следующем порядке:

Период обнаружения ошибки Порядок действий
Ошибка, обнаруженная
за отчетный период
до момента представления
бухгалтерской отчетности
и не требующая изменения
данных в регистрах
бухгалтерского учета
(журналах операций)
Исправляется путем зачеркивания тонкой
чертой неправильных сумм и текста так, чтобы
можно было прочитать зачеркнутое,
и написания над зачеркнутым исправленного
текста и суммы. Одновременно в регистре
бухгалтерского учета, в котором производится
исправление ошибки, на полях против
соответствующей строки за подписью главного
бухгалтера делается надпись "Исправлено"
Ошибка, обнаруженная
до момента представления
бухгалтерской отчетности и
требующая внесения изменений
в регистр бухгалтерского
учета (журнал операций)
Отражается последним днем отчетного периода
дополнительной бухгалтерской записью либо
бухгалтерской записью, оформленной способом
"красное сторно", и дополнительной
бухгалтерской записью (в зависимости
от характера ошибки)
Ошибка, обнаруженная
в регистрах бухгалтерского
учета за отчетный период,
за который бухгалтерская
отчетность в установленном
порядке уже представлена
Отражается датой обнаружения ошибки
дополнительной бухгалтерской записью либо
бухгалтерской записью, оформленной способом
"красное сторно", и дополнительной
бухгалтерской записью (в зависимости
от характера ошибки)

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "красное сторно" должны оформляться справкой по ф. 0504833, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

При обнаружении ошибок в первичных документах допускается внесение исправлений в отдельные из них, если они вносятся по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что подтверждается подписями тех же лиц, с указанием надписи "Исправленному верить" ("Исправлено") и даты внесения исправлений. При этом не допускается внесение исправлений в документы, которыми оформляются операции с наличными или безналичными денежными средствами (п. 10 Инструкции N 157н).

О.Сизонова

Главный редактор журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Системы и методы внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль представляет собой организуемый на предприятии процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к банкротству.

В последние годы в практике стран с развитой рыночной экономикой широкое распространение получила новая прогрессивная комплексная система внутреннего контроля – «контроллинг».

В общей системе контроллинга, организуемого на предприятии, выделяется один из центральных блоков – финансовый контроллинг.

Финансовый контроллинг обеспечивает взаимосвязь между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем на предприятии.

Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических её результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих её нормализацию.

Финансовый контроллинг на предприятии строится по следующим основным этапам:

1) Определение объекта контроллинга. Объектом финансового контроллинга является ход реализации управленческих решений по основным аспектам финансовой деятельности.

2) Определение видов и сферы контроллинга. Выделяют следующие основные виды — стратегический контроллинг, текущий, оперативный – каждому должна соответствовать определённая его сфера (стратегия, текущие планы, бюджеты) и периодичность (год, месяц, декада)).

3) Формирование системы приоритетов контролируемых показателей предполагает ранжирование всей системы показателей по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей данного вида контроллинга; затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня; аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней.

Пример формирования системы приоритетов контролируемого показателя суммы чистой прибыли по операционной деятельности препдриятия.

Приоритеты первого порядка Приоритеты второго порядка Приоритеты третьего порядка и т.д.
  Сумма чистой прибыли     Сумма доходов Уровень цен на продукцию Объем реализации продукции Структура реализации продукции    
    Сумма затрат Уровень цен и тарифов на услуги Объем производства продукции Структура производства продукции  
    Сумма налоговых платежей Изменение системы налогов Изменение ставок налогообложения Изменение системы налоговых льгот    

4) Разработка системы количественных стандартов контроля Они могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Стандартами выступают целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или разработанных предприятием норм и нормативов.

5) Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый контроллинг. Система финансового мониторинга («следящая система») представляетсобой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями финансовой деятельности, определения размера отклонений и выявления их причин (включает выбор информативных показателей по каждому виду финансового контроллинга, разработка обобщающих показателей, определение форм отчётов исполнителей, определение контрольных периодов, установление размеров отклонений, выявление причин отклонений).

При построении системы мониторинга важно установить уровень допустимых и критических отклонений фактических результатов от установленных стандартов, нормативов. Так, по мнению отечественных ученых степень риска в условиях рыночной неопределенности, , можно оценить как нормальную при отклонении фактических данных от запланированных показателей до 10%, высокую – 20%, недопустимую – свыше 50%.

Как составить акт по результатам внутреннего финансового контроля

6) Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений заключается в трехалгоритмах: «ничего не предпринимать» – когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного «критического» критерия; «устранить отклонение»– поиск и мобилизация резервов, введение усиленного режима экономии; «изменить систему плановых или нормативных показателей» – когда возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных производственных, инвестиционных и финансовых операций.

Таким образом, внедрение на предприятии системы финансового контроллинга позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовой деятельностью.