Водитель в штате особенности

Обновлено: 06.04.2018 08:15

«Утверждаю»
_____________________

«____»_________ 20__ г.

Должностная инструкция
медсестры по проведению предрейсовых медицинских осмотров
водителей автотранспортных средств

1. Общие положения

1.1. На должность медсестры по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств назначается лицо со средним медицинским образова-нием, прошедшее специальное обучение и имеющее соответствующий сертификат.

1.2. Подчиняется заведующему медицинским кабинетом и ………………………………….. , апри совмещении должностей заведующего медкабинетом и медсестры – …………………………… .

1.3. В практической работе руководствуется Методическими рекомендациями «Орга-низация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», утвержденными Министерством здравоохранения РФ и Министерством транспорта РФ 29 января 2002 года.

2. Должностные обязанности

2.1. Основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей автотранспортных средств признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.

2.2. Принимать водителей автотранспортных средств для проведения предрейсового медицинского осмотра индивидуально каждого, с путевым листом.

2.3. Начинать осмотр с опроса водителя, выясняя его субъективное самочувствие, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья. При высказывании водителем каких-либо жа-лоб медицинский работник обязан при осмотре выявить и подтвердить (или опровергнуть) их объективность.

2.4. Основаниями для отстранения от работы водителей автотранспортных средств являются следующие отклонения в состоянии здоровья:

  • наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 370 С, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.).
  • повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменения артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя.
  • нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние. В этом случае медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя.

2.5. Результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносить в журнал установленного образца.

2.6. При отсутствии жалоб и объективных оснований для отстранения от работы (п. 2.4.) до-пускать водителя к работе с отметкой в путевом листе (простановкой штампа) с указанием даты, точного времени прохождения медицинского осмотра, фамилии, инициалов и подписи медицинского работника, проводившего обследование.

2.7. При выявлении во время предрейсового медицинского осмотра признаков употребления водителем алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ проводить контроль трезвости водителя. При определении контроля трезвости для определения состояния здоровья осматриваемый водитель в обязательном порядке должен быть подвергнут клиническому обследованию и должна быть проведена лабораторная диагностика биологических сред водителя (выдыхаемый воздух и моча). Забор крови категорически запрещается. При проведении контроля трезвости в обязательном порядке составлять протокол контроля трезвости установленной формы в двух экземплярах, четко и конкретно заполняя каждый пункт документа. Один экземпляр протокола остается у медработника, второй выдается руководителю организации.

2.8. Каждый случай контроля трезвости должен быть зарегистрирован в специальном прону-мерованном, прошнурованном журнале, скрепленном печатью организации. В журнале записываются фамилия, имя, отчество, возраст, место работы и должность, причина направления на обследование, кем направлен, дата и время проведения контроля трезвости, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника.

2.9. При наличии резко выраженных признаков опьянения, а также отказа обследуемого лица от освидетельствования, аппаратного либо тестового исследования, администрацией организации составляется акт о появлении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии.

2.10. Отстраненных от работы по состоянию здоровья водителей направлять в рабочее время к врачу в поликлинику по месту его жительства или в обслуживающую его поликлинику по медицинской страховке, в нерабочее время – рекомендовать явиться в поликлинику на сле-дующий день для решения вопроса о признании отстраненного от работы водителя вре-менно нетрудоспособным и выдаче ему больничного листа в установленном порядке. При этом выдавать водителю справку за своей подписью, в произвольной форме, с указанием часа освобождения от работы и кратких данных о характере заболевания или травмы.

2.11. Допуск к работе лиц, страдающих гипертонической болезнью или явной гипотонией, осуществлять строго индивидуально по рекомендациям врача. Эти рекомендации заносятся в карту состояния здоровья. Карта заполняется медицинским работником на водителей, имеющих хронические заболевания.

2.12. Один раз в год, а также при первичном выявлении больных составлять списки лиц, со-стоящих на диспансерном учете, с указанием диагноза и кратких рекомендаций по допуску к работе.

2.13. Ежемесячно подводить итоги предрейсовых медицинских осмотров с анализом причин отстранения от работы водителей, результаты доводить до сведения руководителя организации.

2.14. Обеспечивать учет и хранение лекарств в специальном лекарственном шкафу.

2.15. Обеспечивать строгое соблюдение всех правил асептики и антисептики в кабинете при проведении процедур. Стерилизовать инструментарий и материал в соответствии с действующими инструкциями.

2.16. Обеспечивать санитарно-гигиеническое содержание медкабинета.

Должностная инструкция врача по предрейсовому осмотру

Вести по установленной форме необходимую учетную документацию кабинета, своевременно составлять заявки на инструментарий, оборудование, медикаменты и перевязочный материал.

2.18. Систематически повышать свою профессиональную квалификацию путем участия в конференциях для среднего медицинского персонала в медицинских учреждениях по заявкам через руководителя организации.

3. Права

3.1. В отсутствие врача оказывать экстренную доврачебную медицинскую помощь больным в медкабинете.

3.2. Повышать профессиональную квалификацию на специальных курсах в установленном порядке.

3.3. Требовать от сотрудников компании соблюдения правил асептики и антисептики при работе в медкабинете.

3.4. Получать информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Вносить предложения руководству компании, направленные на улучшение работы по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

4. Ответственность

4.1. Медицинский работник несет дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных законо-дательством, и другую ответственность за качество предрейсового медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске водителей к управлению транспортным средством.

4.2. Несет ответственность за невыполнение, нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка компании.

__________________________________________
(непосредственный руководитель)

С должностной инструкцией ознакомлены:
(дата, подпись, фамилия):

РАЗДЕЛ II. ШТАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В таблицу 1100 включают сведения о должностях врачей, специалистов с высшим немедицинским образованием и среднего медицинского персонала, провизоров, фармацевтов, а также младшего (в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н) и прочего персонала, а также о физических лицах всех работников медицинской организации.

Таблица включает сведения о специальностях врачей, провизоров и среднего медицинского персонала.

Таблицу 1100 заполняют все медицинские организации в соответствии со штатным расписанием, утвержденным руководителем медицинской организации в установленном порядке. В таблице 1100 показывают все должности, содержащиеся в штатном расписании медицинской организации, включая все подразделения (амбулатории, участковые больницы, ФАПы, отделения скорой медицинской помощи, переливания крови и др.).

В графах 9 — 11 "Число физических лиц основных работников на занятых должностях" показывают только основных работников (т.е. тех, которые имеют трудовые книжки в данной организации), включая лиц, находящихся в декретном отпуске и длительной командировке, которых дополнительно включают в таблицу 1110 (из табл. 1100).

Должностная инструкция медицинского работника по предрейсовым осмотрам водителей

Внешних совместителей в данные графы не включают, внутренних совместителей показывают как физические лица только один раз по основной занимаемой должности, т.е. совместителей показывают в графах 4, 6 и 8 (занятые должности без указания физического лица).

Если работник работает на неполную ставку и его трудовая книжка находится в медицинской организации, то его показывают как основного работника.

Сведения о штатной численности персонала медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, показывают в таблице 1100 как в графах в целом по организации, так и в графах: "из них в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях" и "из них в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях".

В медицинских организациях, имеющих в своем составе различные подразделения (подразделения для оказания медицинской помощи в амбулаторных, стационарных условиях, вспомогательные подразделения и др.), в графах 3 и 4 показывают общую штатную численность персонала всех подразделений (в целом по организации) в соответствии со штатным расписанием, а из них, соответственно в графах 5 и 6 — штатную численность только подразделений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (к ним также относятся различные вспомогательные подразделения, например, лаборатории, обслуживающие только подразделения, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях), и в графах 7 и 8 — штатную численность только подразделений, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.

Занятие врачом той или иной специальности определенной должности должно быть подтверждено, кроме диплома, документом последипломного образования и сертификатом специалиста.

Одноименные должности врачей и среднего медицинского персонала, находящиеся в различных структурных подразделениях медицинской организации, показывают в таблице 1100 общим числом (например, должности акушеров-гинекологов в женской консультации и родильном или гинекологическом отделении; должности офтальмолога в подразделении, оказывающем медицинскую помощь амбулаторных условиях и в детском отделении должности врачей-лаборантов — в клинико-диагностической и биохимической лаборатории и т.д.).

Заведующих отделениями (кабинетами) показывают как специалистов в соответствующих строках (терапевтическими отделениями — как терапевтов и т.д.).

Все должности врачей в онкологических диспансерах и онкологических больницах (кроме должностей врачей-радиологов и должностей консультантов-специалистов, а также врачей вспомогательных подразделений — рентгеновского, физиотерапевтического, лабораторий и др.), онкологических отделениях и кабинетах других больниц и поликлиник относятся к должностям врачей-онкологов — строка 36.

Все должности врачей в туберкулезных больницах и противотуберкулезных диспансерах (кроме должностей врачей вспомогательных подразделений и специалистов-консультантов), туберкулезных отделениях (кабинетах) больниц и поликлиник относятся к должностям врачей-фтизиатров — строка 109.

Если в организации имеются врачебные должности, не предусмотренные строками 2 — 121, то сведения о них должны быть показаны по страхе 122 "прочие" с расшифровкой.

При заполнении таблицы 1100 следует помнить, что должности занятые временно отсутствующими на конец года работниками (отпуск, командировка, болезнь и т.д.), показывают как занятые. Если эти должности временно замещены другими лицами, их вторично, как занятые, не показывают. Поэтому число занятых должностей в целом по организации, показанное в графах 4, 6 и 8, не может превышать числа штатных должностей (графы 3, 5 и 7).

Специалисты с высшим немедицинским образованием, не перечисленные в строках 128 — 134, показывают в строке 127.

Сведения о должностях могут показываться как целыми, так и дробными числами (0,75, 0,5, 0,25 должности).

В строках 2, 126, 135 — 138, 156 — 158, 160 — 162, 165 — 169, 195 — 197, 199 — 202, 210 — 212, 222, 224, 225 число штатных и занятых должностей не показывают.

В таблице 1105 показывают штатные и занятые должности, а также физические лица средних, младших медработников и прочих работников службы скорой медицинской помощи (врачей скорой медицинской помощи показывают в таблице 1100, строка 83).

Таблица 1107 включает сведения о числе участков первичного звена.

Численность прикрепленного населения для терапевтических участков составляет 1700 чел., для участков врачей общей практики — 1200 чел., для участков семейных врачей — 1500 чел.

Комплексный терапевтический участок обслуживается врачом-терапевтом участковым, медсестрой и фельдшером (акушеркой); численность прикрепленного населения — 2000 чел. и более ( Минздравсоцразвития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.06.2012 N 24726).

Число участков показывают в гр. 3. Число малокомплектных участков показывают в гр. 3, стр. 3. К ним относят участки, численность прикрепленного населения на которых на 200 чел. ниже установленных нормативов.

В таблицу 1109 включают физических лиц медицинских и фармацевтических работников по возрастам.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с медицинским работником в соответствии с
Трудовым кодексом Российской Федерации, "Инструкцией о проведении
предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранпортных средств",
утвержденной Приказом Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г.

Должностная инструкция фельдшера 🚆 по предрейсовому осмотру водителей

N 555,
Методическими рекомендациями "Медицинское обеспечение безопасности
дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых
медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденных
Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г. и иными
нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных
средств проводятся медицинским работником организации, с целью выявления
лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к
управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного
движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.
1.2. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам
непосредственно подчиняется ____________________________________________.
(наименование должности руководителя)
1.3. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским
работником, имеющим соответствующий сертификат.
1.4. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам
принимается и увольняется с работы приказом __________________________.
(должность руководителя
организации)
1.5. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам
должен знать:
— постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие,
методические и нормативные документы по проведению предрейсовых
медицинских осмотров водителей;
— порядок и правила обращения с инструментами, предназначенными для
измерения артериального давления, пульса, температуры тела, определения
реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе;
— методы проведения предрейсовых осмотров водителей;
— правила внутреннего трудового распорядка организации;
— основы организации труда;
— правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной
безопасности.
1.6. Профессионально важные качества: ____________________________.
(перечислить качества)

2. Должностные обязанности работника

На медицинского работника по предрейсовым медицинским осмотрам
возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществление контроля за состоянием здоровья водителей.
2.2. Проведение предрейсовых медосмотров перед началом рабочей
смены, включающих:
— сбор анамнеза;
— определение артериального давления и пульса;
— определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в
выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально
признанных методов;
— при наличии показаний — любые другие разрешенные медицинские
исследования, необходимые для решения вопроса о допуске к работе.
2.3. Занесение результатов проведенного предрейсового медицинского
осмотра в журнал.
2.4. Принятие решения о допуске водителей к работе.
2.5. При допуске к рейсу медицинский работник на путевых листах
ставит штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр" и подпись.
2.6. В случае необходимости оказание первой помощи.
2.7. Оформление в установленном порядке направления в лечебные
учреждения водителей.
2.8. По результатам предрейсового медицинского осмотра ведение
полицевого учета отстраненных от работы водителей, для чего используются
бланки карт амбулаторного больного (форма 25). Занесение результатов
освидетельствования в карту (анамнез, объективные данные осмотра, причина
отстранения).
2.9. Анализ причин отстранения водителей от работы.
2.10. Принятие участия в расследовании дорожно-транспортных
происшествий, с целью выявления причин, зависящих от состояния здоровья
водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие.
2.11. Проведение анализа эффективности предрейсовых медицинских
осмотров водителей.
2.12. Один раз в год составление списка лиц, состоящих на
диспансерном учете, а также при первичном выявлении больных с указанием
диагноза и кратких рекомендаций по допуску к работе.
2.13. Информирование руководителя организации о результатах
осмотра.

3. Права работника

Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам имеет
право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. Требовать от руководителя организации оказания содействия в
исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.3. На повышение квалификации по вопросам организации проведения
предрейсовых медицинских осмотров.
3.4. Вносить руководителю предложения по вопросам, касающимся
исполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией.
3.5. Запрашивать лично или по поручению непосредственного
руководителя документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для
выполнения своих должностных обязанностей.
3.6. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам несет
ответственность:
4.1. Дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных
законодательством, и другую ответственность за качество проведенного
предрейсового медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске
водителей к управлению транспортным средством.

Программный комплекс "Отдел кадров. Штатное расписание", "Тарификация" (тарификационные списки) от МедСофт Курчатов для медучреждений эффективно выполнит задачи по кадровому учёту, формированию штатного расписания, тарикационным спискам, весь документооборот, подробный анализ данных. Это Ваш персональный помощник.
Подробнее о программе ‘Отдел кадров.Штатное расписание’

Вывод

Интересные статьи

Требования к водителям и организация их труда

От водителей транспортных средств как от непосредственных участников транспортного процесса в основном зависят качество и надежность перевозок, безопасность движения. Работа водителя связана с большими нервными и физическими нагрузками, обусловленными непрерывно меняющейся дорожной обстановкой, интенсивностью движения, частыми остановками, значительным пассажирообменом и т. д.

В связи с этим в современных условиях значительно возрастают требования, предъявляемые к психике человека, элементами которой являются восприятие, внимание, память, эмоции, воля. Нарушение любого из этих свойств может быть источником ошибочных действий, являющихся причинами дорожно-транспортных происшествий. Причиной ДТП в большинстве случаев (90-95 %) является человек (водитель или пешеход). Борьба с аварийностьюэто прежде всего борьба с ошибочными действиями человека при управлении автомобилем. За ошибочными действиями водителя могут стоять различные причины: недисциплинированность, недоученность или весьма ограниченные психофизиологические возможности, что сказывается именно в сложной, аварийной ситуации.

Темп работы водителя зависит от скорости движения. Установлено, что водитель при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения выполняет 40-50 операций на 1 км пути. Это значит, что при скорости 40 км/ч на одну операцию приходится 1,8-2,25 с, 80 км/ч — соответственно 0,9-1,225 с, т. е. в отдельные периоды работа водителя протекает в условиях недостатка времени. В таких случаях большое значение имеют сенсомоторные реакции, или ответные действия человека на раздражители. Принято считать, что время сложной реакции на торможение равно 8-1,0 с. Вождение автомобиля на больших скоростях и автобуса в условиях городского движения требует особого навыка.

Способности человека к профессиональной деятельности водители в основном определяются следующими качествами:

  1. хорошим физическим развитием, выносливостью, ловкостью и хорошей координацией движений;
  2. легкостью получения и изменения двигательных навыков;
  3. высокой степенью развития органов чувств (зрения, слуха и мышечного слуха);
  4. скоростью и точностью сенсомоторных реакций;
  5. быстротой, точностью определения скорости движения и пространственных отношений;
  6. широким распределением, быстротой переключения и устойчивостью внимания;
  7. хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти;
  8. настойчивостью, решительностью, смелостью;
  9. склонностью к технике, техническим мышлением, интересом к профессиональной работе водителя;
  10. эмоциональной устойчивостью, самообладанием, дисциплинированностью;
  11. инициативностью и сообразительностью.

В связи с этим лица, желающие получить квалификацию водителя, проходят специальное медицинское освидетельствование, а через пять лет — переосвидетельствование. К управлению автобусом допускаются водители категории Д, прошедшие специальную подготовку.

Все водители обязаны проходить предрейсовые медицинские осмотры, в основе которых лежит опрос водителя о его самочувствии, а также проведение внешнего осмотра, измерение пульса, артериального давления и, при необходимости, температуры тела. Определение наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе производится в том случае, когда отмечаются признаки алкогольной интоксикации: блеск глаз, покраснение лица, многоречивость, угловатость движения, учащение пульса. После проверки ставится отметка в путевом листе, разрешающая допуск водителя к работе. Продолжительность осмотра одного водителя, как правило, не превышает 3-5 мин. Водители, у которых обнаружены отклонения в состоянии здоровья, направляются к врачу. Если же у водителя обнаружены признаки опьянения, то составляется акт, который передается руково- детву для принятия соответствующих мер воздействия к нарушителю трудовой дисциплины.

При организации труда водителей необходимо строго придерживаться установленного режима труда и отдыха, нормируемого в соответствии с "Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей", а также правильного чередования утренних, дневных и вечерних смен работы. В практике работы транспортных предприятий и организаций используют поденный или суммированный (помесячный) учет рабочего времени.

Поденный учет применяют в случае, если водители работают ежедневно одинаковое число часов в смену. Переработка сверх установленной продолжительности (7 ч при шестидневной и 8 ч при пятидневной рабочей неделе) рабочего дня не может компенсироваться недоработкой в другие дни и наоборот.

Суммированный учет рабочего времени ведется по результатам работы за месяц. На пассажирском транспорте зачастую невозможно установить нормальную продолжительность рабочего дня для водителей и кондукторов, так как время пребывания на линии может быть различным — больше или меньше установленного. Это связано с необходимостью завершения начатого рейса. Однако общее время работы за месяц не должно превышать месячного фонда, который определяется произведением нормируемой продолжительности рабочего дня на число рабочих дней в данном месяце.

25 июня 1999 за № 16 Министерством труда и социального развития РФ было принято Постановление об утверждении "Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей", а 23 октября 2001 г. за № 77 утверждены изменения и дополнения к нему. Этот документ устанавливает особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

"Положение" является нормативным правовым актом, действие которого распространяется на водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности, предпринимателям, а также иным лицам.

Режим труда и отдыха, предусмотренный "Положением", является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований "Положения".

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю.

Каковы требования для медсестры по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров?

Для водителей, работающих по пятидневной неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 ч, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем -7 ч.

В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило за месяц). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период, учетный отрезок времени может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом (а при их отсутствии — по согласованию с работником), закрепленным в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителя может устанавливаться не более 10 ч.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых, автомобилях, при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 ч в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы не превышает 9 часов.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м не может превышать 8 ч.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя по согласованию с соответствующим выборным органом или работником не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.

Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже, чем через четыре часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха предоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

После первых трех часов непрерывного управления автомобилем (междугородные перевозки) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 мин, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые два часа. При остановке на перерыв для отдыха и питания указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю не предоставляется.

В состав рабочего времени Тр водителю включается: время управления автомобилем — Тн;

время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах — Т0;

подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути перед началом и после окончания смены — Тпз;

время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии — Тмо;

время простоев не по вине водителей и время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии неисправностей автомобиля — Тор.

Тр=ТН + Т0 + Тпз + ТМ0+ Тор.         (3.102)

Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включенных в подготовительно-заключительное время, и время проведения медицинского осмотра водителя устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным органом или работником.

В рабочее время водителя включается также время охраны автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных остановках при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, и время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей. Время охраны автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3, а время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем в размере не менее 50 %. Конкретные величины определяются работодателем.

Водители в соответствии с законодательством РФ пользуются правом на:

  • перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;
  • ежедневный отдых;
  • отдых в праздничные дни;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством РФ, коллективным договором (соглашением);
  • отдых в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, чем через четыре часа после начала работы.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы более восьми часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха ц питания общей продолжительностью не более двух часов.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 ч.

При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10  ч продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем на 29 ч.

В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.

В праздничные дни допускается работа водителей пассажирских предприятий, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.

Если не следовать Положению, то у водителей может наступить переутомление.

Утомление — это закономерный процесс снижения трудоспособности в результате деятельности. Субъективное ощущение при утомлении — чувство усталости. Когда утомление накапливается вследствие недостаточного отдыха, то наступает переутомление, могущее привести к нервному расстройству. Отдельные люди по- разному переносят утомление, и это необходимо учитывать при выборе систем организации труда водителей.

Системой организации труда водителей (СОТВ) называют комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональную расстановку водителей и регламентирующих время, сменность их работы на маршруте и время отдыха. Определяя во многом качество маршрутных расписаний, СОТВ оказывает значительное влияние на уровень транспортного обслуживания населения. Наличие в расписании движения выходов различной продолжительности, сменности, а также выходов с разделением смены на две части делает необходимым использование различных СОТВ, отличающихся распределением фонда рабочего времени по водителям и выходам. Наличие в маршрутном расписании выходов различной продолжительности и сменности требует использования нескольких различных систем организации труда водителей, работающих на одном маршруте. Планирование времени работы водителей осуществляют с помощью графиков, которые составляют в виде таблиц с увязкой работы водителей по обеспечению ежедневного закрытия закрепленных за ними выходов. Так, в табл. 3.6 представлены графики шести водителей, работающих на трех автобусах.

Примечание. 1- первая смена; 2 — вторая смена; В — выходной, 0 — дополнительный день для межсменного отдыха.

Для обеспечения качественной работы маршрута необходимо определенное сочетание выходов, закрепляемых за водителями с различными СОТВ, так как использование одной и той же системы организации труда для всех водителей маршрута не дает удовлетворительного решения задачи.

Одним из основных направлений повышения эффективности работы предприятий является бригадная форма организации труда. Бригады могут быть специализированными — из работников одной профессии (водителей) и комплексными — из работников разных профессий (водителей, ремонтников, кассиров, контролеров и т. д.), выполняющих комплекс технологически разнородных, но взаимосвязанных работ по обслуживанию пассажиров. В зависимости от условий и объемов производства подрядная бригада может быть сменной (работа в одну смену) и сквозной, когда в состав бригады включены работники всех смен. Основной является комплексная сквозная бригада, работающая на единый наряд с оплатой по конечным результатам, так как именно в таких бригадах открываются возможности улучшения организаторской работы, укрепления дисциплины, взаимной требовательности и товарищеской взаимопомощи.

Взаимоотношения бригады и администрации определяются договорами на подряд по обслуживанию пассажиров коллективом бригады. Договор обсуждается на собрании бригады и вступает в силу с момента его подписания. Подрядную бригаду возглавляет бригадир, обладающий организаторскими способностями и пользующийся авторитетом у членов бригады. Бригадир, наряду с хорошей профессиональной подготовкой, должен знать технологию работы, организацию труда и порядок его оплаты, применяемые в бригаде; требования к качеству обслуживания пассажиров; правила эксплуатации технологического оборудования; правила перевозок; инструкции по охране труда и противопожарной безопасности. На собрании бригады может быть избран совет бригады. При выполнении бригадой плана подряда начисляется премия, размер которой зависит от коэффициента трудового участия.

На начальном этапе для водителей автобусов, заработная плата которых рассчитывается по повременно-премиальной системе, переход на бригадный подряд сводится к переориентации этой системы на премирование бригады в целом за достигнутые ею показатели эффективности и качество работы на закрепленном автобусном маршруте.

Основой всех логистических систем, распространенных в настоящее время повсеместно, является групповой характер труда с составом групп или "команд" в 8-10 чел. Причем каждый член "команды" должен быть в состоянии выполнить любую работу с соответствующим качеством. "Команду" возглавляет руководитель со значительными специальными и административными полномочиями.

В круг задач группы входит выполнение требований по качеству, повышение и выравнивание производительности труда в группе, оптимальная эксплуатация парка и оборудования, самостоятельная организация и распределение задач в группе.

Бригады аналогичны группам или "командам" и такая форма организации труда является современной и желательной с точки зрения повышения производительности труда и качества работы.